63914

Моральные и правовые трансформации общественного сознания на примере Беби-боксов

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В переходный период углубляющийся кризис духовного мира личности сопровождающийся деформацией индивидуального сознания ценностной переориентацией личности столкновением сложившихся стереотипов с реалиями жизни требует переосмысления многих теоретических представлений о соотношении...

Русский

2014-06-26

53 KB

0 чел.

Митрошина О.В.

г. Ульяновск

Моральные и правовые трансформации общественного сознания на примере Беби-боксов

В переходный период углубляющийся кризис духовного мира личности, сопровождающийся деформацией индивидуального сознания, ценностной переориентацией личности, столкновением сложившихся стереотипов с реалиями жизни требует переосмысления многих теоретических представлений о соотношении объективной реальности и индивидуального сознания, о взаимодействии правового и морального сознания личности.

В связи с трансформацией правовых и моральных ценностей в состоянии аномии находятся такие формы индивидуального сознания, как правосознание и моральное сознание. Это, в свою очередь, влияет на их взаимодействие в повседневной действительности.

Правовая система призвана регулировать существующие общественные отношения, поэтому право реагирует на изменения в социальной сфере с определённым опозданием. Рассмотрим, как трансформация морального и правового общественного сознания влияют на современное общество, в частности, в связи с введением системы беби-боксов в разных странах, в том числе, и в России.

На сегодняшний день во многих государствах Европы разрешено легально анонимно оставлять ребенка. Однако есть страны, где это сделать не возможно. В последние года начали появляться беби-боксы – это специально оборудованное место, где родитель может незаметно для других (анонимно) оставить ребенка, зная, что о ребенке позаботятся. Контейнер для подкидышей встроен в окно больницы. Никаких камер, никакой охраны. Со стороны улицы открывается дверка, внутри – уютная колыбелька для малыша. Дверка, закрытая снаружи, блокируется не сразу, оставляя на последние раздумья еще 30 секунд, потом срабатывает механизм, и открыть дверь с улицы становится невозможно. А сотрудники больницы слышат сигнал и забирают подкидыша. Младенца осматривают врачи, потом его судьбой занимаются социальные службы [3]. Данная идея всколыхнула общество, возникло мнение о том, что появление беби - боксов вызовет бум детей - подкидышей.

Все новое - это хорошо забытое старое, - говорит Ирина Беляева, руководитель отделения для недоношенных детей Научного центра здоровья детей РАМН. - Проблема отказных детей существует со времен появления человечества. Сегодня у нас женщина может отказаться от ребенка только в родильном доме, но ведь дети рождаются и на дому, а эта практика зачастую приводит к смерти ребенка [2]. В 1198 году в Риме открылся первый приют для подкидышей. В его стене находилось «колесо» для подкидышей: в секцию такого колеса мать клала младенца и прокручивала колесо, в результате ребенок оказывался внутри здания. До XIX века это было обычным атрибутом каждого монастыря. В больнице Святого духа неподалеку от Ватикана колесо стояло до XIX века, когда ежегодно оставляли до 3 тысяч младенцев. Первый беби-бокс появился в 2000 году в Гамбурге. Сейчас в России беби - боксы существуют в 9 городах.

В 2012 году Комитет ООН по правам детей призвал власти европейских стран как можно скорее ликвидировать все «окна жизни». Дескать, беби-боксы нарушают права детей, которые впоследствии захотят узнать, кто были их биологические родители. В наш век, когда проведение ДНК-тестов становится все более доступной процедурой, этот довод вовсе не выдерживает никакой критики. Все же, беби-боксы стали устанавливать.  Краснодарский край был первым регионом в России, где они появились. Затем к нему присоединился Пермский край, Курская, Владимирская, Ленинградская и др. области.

В январе 2013 года Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал отклонить законопроект о беби-боксах, подготовленный депутатом Госдумы Еленой Мизулиной. Кстати, отрицательный отзыв был более обоснован, чем запреты ООН – в нем говорилось о том, что «отношения, связанные с освобождением лица от уголовной ответственности, регулируются уголовным законодательством», и «необходимо внести соответствующее изменение также и в Уголовный кодекс РФ». Оставляя ребенка в беби - боксе, женщина не несет уголовной ответственности, но если  она бросает малыша на улице, то ей грозит статья 125 УК РФ «Оставление в опасности».

Директор Института демографических исследований, кандидат социологических наук Игорь Белобородов считает, что опыт тех стран, где данная практика уже давно работает, является положительным и если данная система приведет к сохранению хоть одной жизни, она заведомо оправданна. Борис Альтшулер поддержал идею «окон жизни», однако усомнился, что та мать, которая способна выбросить ребенка на помойку, будет искать беби-бокс: «Это не тот уровень, когда человек будет что-то специально искать, напрягаться»[1].

Одним из российских СМИ был проведен опрос среди граждан России. Целью опроса было выяснить отношение россиян к беби-боксам. 51,48% опрошенных считают, что на сегодняшний день беби-боксы – единственный способ спасти детей от их нерадивых матерей, которые зачастую избавляются от них способами, угрожающими здоровью и жизни. За то, чтобы устанавливать беби-боксы в России, но только параллельно с профилактикой женщин из групп риска, высказались 36,85% опрошенных.

Противников внедрения беби-боксов оказалось всего 7,04%. Они считают, что женщины не станут пользоваться беби-боксами, и это пустая трата денег налогоплательщиков. Часть опрошенных считают, что введение беби-боксов вызовет увеличение случаев отказа от детей: за этот вариант проголосовало 3,15% опрошенных. За вариант «Меня не волнует данная проблема» проголосовало 1,48% участников опроса [4].

Каковы основные плюсы беби - боксов? Во-первых, спасение жизни ребенка как от инфантицида, так и от абортов на поздних сроках. Инфантицид – это умышленное лишение жизни младенца, совершенное самой матерью в течение первых суток после родов. Ежемесячно в российскую прессу попадает от девяти до пятнадцати сообщений об инфантициде, но это лишь те преступления, которые оказались раскрытыми. Причем детоубийцы признавали, что «с самого начала не хотели ребенка, но не успели сделать аборт», либо «их сожители не признавали младенца»; еще одна распространенная причина – роженица не смогла бы содержать новорожденного. На этом гнетущем фоне бэби-боксы кажутся едва ли не единственным возможным решением проблемы.

Вторым положительным аспектом является защита прав ребенка и помощь женщине. Рядом с местом, где располагается «окно жизни» никогда нет охраны, и не ведется видеонаблюдение. Но рядом с беби-боксом обязательно располагаются информационные стенды, содержащие обращение к родителю с просьбой еще раз обдумать свое решение и телефоны, по которым они могут обратиться за помощью. Обычно это действующие круглосуточно телефоны доверия и психологической помощи.

Наконец в – третьих, - связь ребенка с матерью и возможность вернуть малыша. В беби-боксе размещено письмо-обращение к родителям. В письме обозначена возможность вернуть малыша после того, как он оказался в такой колыбели и еще не успел встать в очередь на усыновление, для этого родителям необходимо будет пройти через тест ДНК и специальную комиссию, которая должна оценить возможность возвращения ребенка в данную семью. Если в колыбель помещается малыш, ему сразу оказывается медицинская помощь, берутся необходимые анализы. Одновременно с этим оповещается полиция, которая проверяет, не был ли ребенок украден и в случае отсутствия телесных повреждений у ребенка, родитель, его оставивший, не разыскивается. При этом реализуется главное право ребенка – право на жизнь.

Рассмотрим некоторые минусы данной системы. 1. Если мы считаем, что беби - боксы помогут предотвратить гибель ребенка и спасти от тяжелых последствий для здоровья, стоит задуматься, действительно ли практика легального оставления ребенка мотивируют женщин предпочесть этот вариант убийству или оставлению младенца в опасных условиях? Следовательно, женщина должная обязательно знать о существовании беби - боксов, что данная процедура не потребует никаких документов, она анонимна, что таким образом она спасет жизнь своему малышу. 2. Поскольку система профилактики отказов в родильных домах только начинает развиваться, практически все женщины в стране рискуют оказаться «неправильной» целевой группой — положить ребенка в бэби - бокс только потому, что в населенном пункте нет других работающих механизмов помощи. 3. Нужно отметить, что беби - боксы – недостаточно развитая система в настоящее время в России и прежде чем, она начнет достигать своих положительных целей, работа должна стать массовой и доступной всем женщинам.

Система беби - боксов имеет широкое распространение как за рубежом и также распространяется на территории России. Однако отметим, что на законодательном уровне данный вопрос не урегулирован. Считаю нужным закрепить в специальном законе положение ребенка – подкидыша, попавшего в беби - бокс. Будет ли малыш считаться автоматически отказным, если заявления об отказе не будет? Что делать женщине, оставившей ребенка в беби - боксе, если она внезапно одумалась и хочет вернуть ребенка? Также необходимо закрепить положение освобождения от ответственности матери за оставление своего малыша в таком устройстве и как следствие внести изменения в действующие законодательство.

Считаю, что создание системы беби - боксов в России необходимо. Может быть, появление бэби-боксов говорит о духовном кризисе общества, но, тем не менее - это решение одной из главных проблем - предотвращение гибели ребенка и спасение от тяжелых последствий для здоровья. Хотелось бы, чтобы законодатель не откладывал решение подобных вопросов в «долгий ящик», когда жизненные реалии начинают заставлять менять законодательство в экстренном порядке, как это было с нашумевшим «законом Димы Яковлева».

Существующие пробелы и попытка правового регулирования данной области общественных отношений подтверждают динамичность морального и общественного сознания, связанных с постоянным совершенствованием норм с учётом происходящих изменений в обществе.

Список литературы

  1.  Бэби-боксов в России все больше, подкидышей – тоже. Интернет [Электронный ресурс] //URL: http://www.obzor.lt/news/n10426.html
  2.  Владыкина Т. «Кукушка» в законе. Интернет [Электронный ресурс] //URL: http://www.rg.ru/2011/12/14/babybox.html
  3.  Кинас Э. Беби-бокс: окно жизни для нежелательных детей. Интернет [Электронный ресурс] //URL: http://kamkrai.com/2013/10/16/5458-bebi-boks-okno-zhizni-dlya-nezhelannyh-detey.html
  4.  Озерова Ю. Россияне одобряют идею распространения бэби-боксов. Интернет [Электронный ресурс] //URL: http://deti.mail.ru/news/rossiyane-odobryayut-ideyu-rasprostraneniya-bebi-b/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53256. Гроші 59 KB
  Гроші. Що таке гроші Які асоціації викликає у вас поняття гроші 3. Саме тут ми будемо проводити дослідницьку роботу про гроші. Гроші це тема нашої роботи в економічній лабораторії.
53257. Грунти і земельні ресурси України 216 KB
  Умови ґрунтоутворення основні генетичні типи ґрунтів закономірності їх поширення. Карта ґрунтів України. Аналіз закономірностей поширення ґрунтів на території України. МЕТА: Сформувати в учнів загальну картину розміщення ґрунтів в Україні; навчити вмінню читати карту ґрунтів України схематично описувати ґрунтовий профіль визначати фізикохімічні властивості ґрунтів; пояснити учням поняття âземельні ресурсиâ підкреслити основні заходи щодо раціонального використання і охорони їх; виховувати в учнів почуття дбайливого господаря.
53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження пяти базових...
53260. ГРУПИ СЛІВ ЗА ЗНАЧЕННЯМ: СИНОНІМИ, АНТОНІМИ, ОМОНІМИ 120.5 KB
  Мета: поглибити знання школярів про синоніми антоніми омоніми; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уяву активізувати пізнавальну діяльність учнів; виробляти вміння й навички використання синонімів антонімів омонімів у власному мовленні; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів; формувати вміння й необхідність користуватися ними; виховувати бажання вчитися. Картка №1 Виписати з прислівїв антоніми Умій батьківщину любити а ворога ненавидіти. Картка №3 Дібрати синоніми до виділених слів Відважний боєць великий будинок.
53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах дояркиâ називаються. Василина Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга не дуже у фуфайці.
53263. Свято гумору і здоров’я 50.5 KB
  Ведучий 1. Добрий день шановні учні вчителі та гості нашого свята Ведучий 2. Вітаємо Ведучий 1. Ми раді новій зустрічі і вітаємо всіх вас на святі гумору Ведучий 2.
53264. Розробка заняття гуртка по темі: Птахи прилетіли 75 KB
  Розширити знання дітей про птахів; ознайомити із сезонними явищами в їхньому житті та особливостями гніздування; вчити дітей вдумливо дбайливо уважно ставитися до оточуючого середовища замислюватись над наслідками своїх дій; Розвиваюча. розвивати уміння порівнювати птахів різних екологічних груп та рядів розпізнавати їх у природі; уміння спостерігати і використовувати набуті знання у повсякденному житті; розвивати цікавість до фауни країни; Виховна. виховувати бережливе ставлення до птахів дикої природи та тих які...