63915

Идолопоклонство в современном мире

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Можно заметить и рост фанатизма и зависимости от различных обожествленных объектов и их проникновение в повседневную обыденную жизнь и также большее количество людей которые пребывают под влиянием идолов. Появление организованных религий привело к усилению религиозной власти над мирской...

Русский

2014-06-26

37.27 KB

0 чел.

Мясникова В.Л.

г. Иркутск

Идолопоклонство в современном мире

Начиная с древнейших времен  фетишизм, который включал и идолопоклонство, был неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Люди приписывали магические свойства различным природным объектам, создавали монументы, которым поклонялись и приносили жертвоприношения, собирали  амулеты, обереги, которые должны были защитить от злых духов и неудач. Со временем предмет фетишизации и идолизации претерпел трансформацию, которая прежде всего связана с трансформацией самого социума и с секуляризацией религиозной сферы и получил свое распространение во всех сферах жизни современного общества и продолжает свое изменение и сегодня.

Наступила несколько парадоксальная ситуация, когда, казалось бы, что культивирование и обожествление должно было бы исчезнуть под неуклонным прогрессом научного знания, но произошел обратный процесс, когда  «верования» еще прочнее укрепились в общественном сознании. Некоторые ученые, как например академик А.А. Зализняк, говорят об угрозе наступлении нового средневековья, которое может  произойти из-за наблюдающегося в настоящее время снижение авторитета науки среди населения и возрастающей веры в различные формы иррационального и паранормального: колдунов, экстрасенсов, ведьм, гаданий и т.д.  Можно заметить и рост «фанатизма» и зависимости от различных «обожествленных» объектов и их проникновение в  повседневную обыденную жизнь, и также большее количество людей, которые пребывают под влиянием идолов. Поэтому можно сказать, что ослабление религии не только не привело к ее дальнейшему исчезновению, но и усилило различные около и псевдорелигиозные учения и послужило причиной расширения силы феномена «идолопоклонства».     

In statu nascendi идолы были проявлением фетишизма, который, как считают многие исследователи, являлся первым этапом в развитии религии [6]. У более развитых народов со временем появилось различие   между фетишем – материальным предметом и «обитающим в нем духом». С развитием спиритуалистических верований идолы стали приобретать все большее значение в религиозной жизни. Персонифицированные боги2, не только являлись ответственными за необъяснимые природные явления, но теперь с легкостью могли вмешиваться и изменять человеческие судьбы. Появление организованных религий привело к усилению религиозной власти над мирской и соответственно к появлению идолов среди высокопоставленных служителей3.  С постепенной секуляризацией церковной жизни (что, безусловно, не освободило людей от влияния религиозных идолов, и даже наоборот привело к их увеличению, так как стало возможным беспрепятственное создание сект), научно-техническим развитием и демократизацией общественной жизни, объект идолизации переместился непосредственно на самого человека. Культ личности «тотемических» вождей [9] является прекрасным примером появлением нового вида идолов, когда определенные политические деятели становятся объектом поклонения большой массы людей. Их принципиальное отличие от ранних обожествлявшихся политиков/глав государства/пап состоит не только в том, что они оказывали влияния на все сферы общественной жизни, но и то, что они были созданы самим обществом и, возможно, стали заменой религий.

Такой вид идолов, хоть и не проявляется в настоящем времени в прежних масштабах (в основном возникает в «отсталых» странах), но все еще остается возможным проявлением идолизации (как остаточное явление продолжает функционировать в «подпольных» организациях, те же неонацисты (неофашисты) в России, которые потеряв идеологическую суть, становятся лишь средством политической борьбы и осуществлением личных целей).

Еще одним идолом, возникшим примерно в это же время стали деньги [имеется ввиду трансформация восприятия денег и их превращение в божество – прим. автора].

Деньги получили свое признание в конце 19 века, когда императив труда «ты будешь зарабатывать себе на хлеб в поте лица» сменился на императив наслаждения «ты будешь зарабатывать деньги». В то время деньги перестают быть «субстанцией, переходящей из рук в руки» [9], средством обмена, становясь вначале вещью, которой хотят обладать, ненавидят, перед которой испытывают страх и трепет, а затем «следуя закону кортикализации»[9], абстрактным понятием, которое проникает во все сферы человеческих взаимоотношений и взаимодействий и становятся господствующей силой общества потребления.

Деньги определены как идолы, поскольку:

1) всемогущи и всепроникающи;

2) являются предметом сильного вожделения и во многом определяют поведение индивида;  3) служат проявлениям фетиша, а именно «товарного фетишизма», который определяет сущность потребления [потребления как вещей, так и самих идолов – прим. ав.], и выражается как в интериоризировании, так и в последущей экстериоризации определенных образов и значений/ ценностей, которыми наделена вещь.

С идолизацией денег тесно4 связано появление кумиров, «звезд» Они неоднородны по-своему составу, существуют в различных областях: спорт, кино, музыка, политика и т.п., имеют различные «сроки жизни», не ограничивающиеся физической смертью5 и являются главными носителями моды6.

Некоторые из данных идолов со временем приобретают мифическое измерение [4], как это произошло с М. Монро, Ч. Чаплином, Д. Кеннеди, М. Магомаевым и другими, правда, для этого они должны обладать подлинной уникальностью. Что касается политиков, они определены в данный вид идолов, т.к. в отличие от идолов-вождей более и по своей сути являются лишь выгодным «образом», «оболочкой», которая может и не совпадать с самим индивидом.

Идолами являются и персонифицированные абстрактные понятия: Прогресс, Демократия, Равенство и др. Такие идолы в большинстве своем лишились  первоначального значения, и часто используются для маскировки противоположных явлений, а так же как средство манипулирования. Как и все идолы они, созданные для человека в итоге становятся над ним, изменяя и реальность, в которой существуют. Показательным примером являются американские общественные освободительные движения за афроамериканцев, свободу слова, печати, равенство полов, которое обернулось гротескной политкорректностью, возможности издания любой непроверенной информации и вмешательства журналистов в личную жизнь, проведением гей-парадов, отнесением простых знаков внимания к сексуальному домогательству.

Идолы такого рода имеют опасность в том, что их установки не совпадают в разных странах и при расширении зоны своего влияния, они становятся причиной негативных социальный тенденций. Например, экспансия западных культурных ценностей и вестернизация, в целом,  приводит к, как обозначил С. А. Храпов7, кризису социокультурной идентификации общественного сознания, который проявляется в потребительской направленности, потерей норм и ценностных ориентаций, «отсутствии ориентиров в новом информационном глобальном мире» [14], и как следствие социальной мимикрии.

Интересна в этом случае ситуация со странами Востока. В Южной Корее, Японии и меньшей степени Тайланде мы можем увидеть тотальное подражание и зависимость молодежи от «айдолов». Появление «айдолов» произошло благодаря американизации поп-культуры этих стран и заимствованию образа «западного человека». Закрепление в культуре таких идолов под влиянием конфликта с традиционными формами, привело к трансформации и интереса уже западной молодежи. Началась  обратная экспансия: увлечение культурой аниме, группами - «айдолами», подражание различным субкультурам, появление популярных на сегодняшний день «кукольных» образов.

Существование идолов возможно при их непротиворечии  существующей повседневной реальности (поэтому естественно, что многие из них могут подвергнуться трансформации при «устойчивых» общественных традициях или трансформировать само общество). Непротиворечие обеспечивает невозможность применения против данных феноменов санкций8, и как следствие более широкое распространение  и влияние на индивидов. Например,  появление и распространение «идолов-вождей» в США в послевоенные годы было невозможным из-за проводимой политики9 и настроения общества в целом.

Включенные в подмиры главной реальности, а некоторые и создающие их (как религиозные секты), они все же вторичны и, не смотря на свое влияние, являются уязвимыми. Поэтому они должны присутствовать в рутинной жизни индивида и подтверждаться в его действиях: ежедневном обороте денежных средств, ритуальных действиях, таких как молитва, неважно обращенная к иконе или к постеру с любимой группой, передаче новостей, т.е. в процессе коммуникации, появлению в любых информационных источниках (реклама, витрины магазинов, журналы и т.п.), которые как заметил А.Т. Харчевников легко заменяют храмы и иконы и служат постоянной поддержкой культа [товарного фетишизма – прим. авт.]. Для большинства идолов именно включенность в группы, а это и футбольные клубы и фан-клубы, общество шопоголиков и т.д., обеспечивает распространение и привлечение новых «адептов».  

Сам механизм воздействия и процесс становления, т.е. идолизации можно увидеть, если рассмотреть идолов как социокультурный феномен и его и его участие в значимых взаимодействиях [10].  

Идол (как субъект) объективирует свое определенное значение (например, слава, успех, власть, возможность жить в лучшем мире и т.п.) в носителе, носитель «интернализируется» индивидом/индивидами и в его сознании  приобретает свое значение. Число участников в таком взаимодействие, исходя из определения идолов как феномена массового характера, должно быть большим, хотя учитывая процесс воспроизводства населения большая часть значимых взаимодействий имеет тенденцию стать массовым. Отношение, через которое идолы воздействуют на индивидов будет иметь каталитическую форму, т.к. заметно изменяет сознание и даже при видимом отсутствии (если говорить об абстрактных понятиях, то без представленных носителей), они будут существенно влиять на действия индивида в общественной и личной жизни. Символические носители все более становятся представленными информационно, в виде легко усваиваемых образов, которые в век «симулятивной коммуникации», позволяют воздействовать на индивида, несмотря на пространственное расположение и являются способом наименьше затратного и наиболее эффективного достижения гипнотического эффекта на индивида,  даже если он никогда и не видел «вживую» своего идола. Значения трансформируют причинные связи между людьми и носителями: так икона является предметом искусства для атеиста и воплощением святого образа, который обладает некой силой для верующего.   

Если рассмотреть эту же схему, заменив субъект- идолы на субъект- индивид, то можно увидеть процесс образование самого этого феномена. При передаче определенных значений, так же как и при создании самих носителей происходит обретение ими собственной жизни и приобретение (для носителей) тех значений, которые они раньше и не предполагали10. Так как носителями являются и люди, то и они сами идолизируются. Возвышение фигуры Евдокии Марченко, основателя школы «Радастея» является иллюстративным примером: позиционируя себя как проводник высших сил, она передает значения – это и раскрытие чакр, получение информации из космоса, исполнение желаний, власти и т.д. через ритмы – чтение своих стихов, т.е. она одновременно является и проводником и субъектом значимого взаимодействия (при таком рассмотрении проводники – это книги, назначенные ей учителя, ритмочтения). Среди участников данной школы она для многих стала и сама божеством: на ее изображения начинают молиться, саму ее упоминают при желании достижения какой-либо цели, книги, которые не имеют  какой-либо  значимости и не несут смысловой нагрузки, наделяются паранормальными ценностями.  

Значения, нормы, ценности, как и возникновение проводников и возможность идолизации зависит и от самого общества. Например, деньги становятся «божеством» при определенных экономическом развитии (в капиталистическом обществе) и социальном устройстве, так и вариативность предметов идолизации возможна при определенном  состоянии общества. Поэтому при  развитии, например, того же виртуального пространства возможно появление новых идолов11.

Список литературы

1. Адорно, Т., Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты/ Т. Адорно, М. Хоркхаймер – М.: Ювента, 1997. - 312 с.

2. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / Д. Антисери, Дж Реале,  В пер. и под ред. С. А. Мальцевой. – С.-П.: "Пневма", 2002. 3 т. - 880 с.:с ил.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман — М.: “Медиум”, 1995.-323 с.

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция/ Ж. Бодрийяр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml, свободный (дата доступа 14. 12.2013)

5. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии/ Ж. Бодрийяр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://exsistencia.livejournal.com/13882.html, свободный (дата доступа 14. 12.2013)

6. Бросс Ш. О фетишизме/ Шарль де Бросс, общ. ред. и пред. М.И. Шахновича, пер., примеч. и библ. Очерк Л.Р. Дунаевского, - М.: «Мысль», 1973. – 207с.

7. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения./ А.Б. Гофман -М., 1994. -160 с.

8. Дебор Г. Общество спектакля. /Г. Дебор, пер. с фр. -  М.: изд.«Логос», 1999. – 224с.

9. Московичи С.  Машина, творящая богов. / С. Московичи, пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 560 с.

10. Сорокин П. А. Человек.   Цивилизация.  Общество  / П. А. Сорокин, общ.  ред.,  сост. и предисл. А.  Ю.  Согомонов:  Пер. с англ. — М.:  Политиздат, 1992

11.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс/ Х. Ортега-и-Гассет– Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt, свободный (дата доступа 14. 12.2013)

12.Храпов С.А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России: монография/ С.А. Храпов; под науч. ред. проф. И.И. Меликова. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. – 144 с.

13. Свенцицкая И.С. Культ императора в римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти / И.С. Свенцицкая // Сакрализация власти в истории цивилизаций – Режим доступа: http://www.inafran.ru/sites/default/files/page_file/sacred.pdf

, свободный (дата доступа 14. 12.2013)

2  В культурах  с политеистическими религиями правители, как, например,  греческие императоры и египетские фараоны считались «сынами божьими», т.е. сакрализировались, но в этом случае стоит говорить о сакрализации власти, чем об идолизации [13]

3 Если рассматривать организованные религии с точки зрения культа, то идолами следовало  бы назвать и основателей. Тем более, что многие из них (религий), как например, христианство «насквозь пропитаны фетишизмом в виде культа икон, статуй, реликвий, святых источников и т.п.»[7] 

4 М. Хоркхаймер и Т. Адорно говорили о том, что многие сферы искусства стали бизнесом и сама культура превратилась в культуриндустрию [1] , поэтому мы считаем возможным наличие взаимосвязи между     двумя процессами.

5 Верно и обратное, некоторые представители «шоу-бизнеса» уже при жизни мертвы как идолы. Для сравнения: Цой, Майкл Джексон – живы, но Гуф – умер.

6 Мода используется в значении, которым ее наделял А.Б. Гофман, а именно то, что она «касается самых различных сторон социальной жизни, сознания и поведения человека, социальных групп и массовых сообществ» [7].

7 С. А. Храпов рассматривал такие тенденции применительно к России, но такие изменения характерны для всего постсоветского пространства.

8  Если говорить о санкциях, то при идолизации обществом денег возможность их осуществлением становится невозможным, т.к. этот идол не только проникает во все сферы общественной жизни, но и поддерживается мировой системой и сам для своего сохранения применяет санкции.

9 Даже если верхушка США и продолжала сотрудничество с нацистами, то, как это было показано в произведении С. Кинга «Способный ученик» распространение и «соприкосновение» с фашизмом среди простого населения вело не только к общественному порицанию, но и к более жестким санкциям.

10  У П. Сорокина такое явление называется рикошетным влиянием носителей, когда при человеческом взаимодействии в процессе передачи норм, значений и ценностей происходит  образование и накопление большого числа материальных носителей, которые образуют материальную культуру и соответственно и определяют ее.  Культура же является одним из определяющих факторов формирования личности индивида.  

11  На сегодняшний момент уже существует  «яблочный» фетишизм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45261. Партнерские отношения как PR-ресурс организации: алгоритм работы со спонсором, содержание спонсорского пакета 29 KB
  Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору так и инициатору проекта. описание проекта и его идеи с акцентом на деталях наиболее важных для спонсора дается оценка значения проекта для города региона и нужных спонсору социальных групп. программу с информацией о месте и времени события сценарий графики перечисление авторов и участников проекта. указание о поддержке проекта государственными структурами авторитетными учреждениями культуры известными и уважаемыми людьми копии официальных решений рекомендательных писем обращений...
45262. Имидж фирмы: структура, этапы формирования и реализации 27 KB
  Имидж фирмы: структура этапы формирования и реализации. Имидж фирмы – целостное восприятие фирмы различными группами общественности формирующееся на основе известной им информации о различных сторонах деятельности фирмы. Структура: структуру имиджа фирмы составляют представления людей относительно фирмы которые условно можно разделить на группы: имидж товара или услуги – представления людей относительно уникальных характеристик которыми он обладает его отличительных свойств. внутренний имидж фирмы – представление сотрудников о фирме...
45263. Имидж ПР-специалиста: профессиональные составляющие и социально-личностные атрибуты 23.5 KB
  Блэку: наличие здравого смыла природное любопытство умение хорошо говорить и излагать вои мысли в письменной форме гибкость выносливость внимание к мелочам хорошее воспитание и образование целеустремленность умение знать и понимать людей чего они хотят. Профессиональная компетентность: психологическая компетентность умение разбираться в людях коммуникативная кть знание факторов эффективного делового общения видов коммуникации психологического воздействия аутопсихологическая кть самоконтроль самоээфективность...
45264. Самопрезентация специалиста как ПР-ресурс: специфика, формы, технологии 25.5 KB
  Самопрезентация специалиста как ПРресурс: специфика формы технологии. Самопрезентация является составной частью сложного процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Самопрезентация может быть как начальным этапом какого-либо делового процесса так и отдельным самостоятельным элементом общения. В общем виде самопрезентация представляет собой управление производимым впечатлением умение представить себя и свое дело.
45265. GSM. Регистрация в сети 64 KB
  Регистрация в сети. При каждом включении телефона после выбора сети начинается процедура регистрации рис. Рассмотрим наиболее общий случай регистрацию не в домашней а в чужой так называемой гостевой сети будем предполагать что услуга роуминга абоненту разрешена. По номеру IMSI VLR гостевой сети определяет домашнюю сеть и запрашивает ее HLR.
45266. GSM. Обновление местоположения. Аутентификация и защита 91.5 KB
  Обновление местоположения. Один из вариантов определения местоположения периодически сообщать о расположении объектов в каждой соте. Другой крайний случай уведомлять систему при изменении местоположения мобильной станции широковещательным сообщением. Компромиссное решение используемое в GSM оповещение о местоположении при смене группы сот в зоне местоположения приводящей к ухудшению связи.
45267. GSM. Передача соединения (хэндовер). Роуминг 169 KB
  Переключение каналов между базовыми станциями контролируемыми разными BSC но одним MSC. Переключение каналов между базовыми станциями за которые отвечают не только разные BSC но и разные MSC. Варианты хэндовера В общем случае проведение хэндовера задача MSC. Но в двух первых случаях называемых внутренними хэндоверами чтобы снизить нагрузку на коммутатор и служебные линии связи процесс смены каналов управляется BSC а MSC лишь информируется о происшедшем.
45268. Протоколы сети GSM. Общая структура 37.5 KB
  Уровень 1 физический уровень который использует структуры канала рассмотренные выше по воздушному интерфейсу. Уровень 2 уровень звена передачи данных по Um интерфейс уровень звена передачи данных это модифицированная версия LPDпротокола используемого в ISDN; она называется LPDm. Уровень 3 сигнальный протокол из GSM использующий также модифицированную версию LPD; самостоятельно разделен на 3 подслоя.
45269. Протоколы сети GSM. Подсистемы сигнальных протоколов, использование ОКС№7 (BSSAP, DSSMAP) 97 KB
  Структура протоколов GSM Для передачи сигнальных сообщений между центром коммутации мобильной связи MSC и системой базовой станции Bse Sttion System используются MTP Messge Trnsfer Prt и подсистемы управления соединением канала сигнализации SCCP Signling Connection Control Prt которые являются частями системы ОКС № 7. Основные сведения о подсистеме управления соединением канала сигнализации ОКС № 7 SCCPCSS№7 Система управления соединением канала сигнализации SCCP Signling Connection Control Prt управляет логическими...