63917

Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в ВУЗе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Самой главной опасностью по признанию самих студентов является незнакомая среда в которой приезжий студент предоставлен сам себе. В студенческих общежитиях где проживает большинство приезжих студентов у ребят может отсутствовать место где они могут спокойно подготовиться к занятиям.

Русский

2014-06-26

47.5 KB

2 чел.

Дробышева В.Д., Земскова Е.А.

г. Саратов

Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в ВУЗе

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [4].

Чем студент успешнее адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности [3].

В студенческой группе сосредотачиваются ранее незнакомые друг другу молодые люди, между которыми начинают формироваться межличностные отношения. Группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), чтобы в ней установился благоприятный социально-психологический климат.

Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Сельчане, приезжающие в крупный город, поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, охватывающими практически все стороны их жизни.

Приезд в город ставит перед студентом реальные жизненные проблемы и одна из самых главных связана с устройством на жительство. Высокие цены на недвижимость малодоступны для сельского студента.

Еще недавние школьники уезжают из родных сел, деревень в большой город, где еще нет близких друзей, а есть полностью новая формирующаяся группа первокурсников. После занятий у студента, приехавшего в город из области, много свободного времени. Самой главной опасностью, по признанию самих студентов, является незнакомая среда, в которой приезжий студент предоставлен сам себе. Возникает опасность попадания студента в плохую компанию.

Большую сложность представляют условия для индивидуальных, внеаудиторных занятий. В студенческих общежитиях, где проживает большинство приезжих студентов, у ребят может отсутствовать место, где они могут спокойно подготовиться к занятиям. А библиотеки после пар, как правило, уже закрыты.

Наличие текущих стрессовых событий, с которыми приходиться сталкиваться в большей или меньше степени студентам сельским и городским, мешает процессу адаптации и может привести к обратному процессу – дезадаптации. Адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний. [2]

С целью выявления уровня социально-психологической адаптации городских и сельских студентов мы провели исследование, в  котором принимало участие 40 студентов (20 студентов, проживающих в городской черте и 20 приезжих студентов), обучающихся на третьем курсе факультета психолого-педагогического и специального образования.

Цель нашего исследования - выявление различий в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период обучения в вузе, как в гуманитарном, так и техническом.

Предметом исследования являются различия в социально-психологической адаптации городской и сельской студенческой молодежи в период учебно-профессиональной деятельности.

При выборе методик мы опирались на диссертацию Кузьминой В.М. по теме: «Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в Вузе».

Нами были  использованы следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

В результате изучения уровня социальной адаптации по методике САН было выявлено, что уровень самочувствия у сельских студентов ниже (средний балл равен 5,23), чем у городских студентов (средний балл равен 6,09). С переездом в город сельская молодежь, в отличие от городской, сталкивается с более серьезными изменениями социальной среды, что может сказаться на самочувствии студентов, потому что ритм жизни внутри вузов и за их пределами заметно отличается от ритма  в сельской местности. Средний балл по критерию «настроение» выше у городских студентов (5,96), чем у сельских студентов (5,67). Возможно, это связано с тем, что приезжим студентам трудно адаптироваться в новой социальной среде, а различные трудности, которые могут возникнуть на фоне этого, влияют на настроение студента.

У городских ребят наблюдается более высокий уровень активности (средний балл равен 5,57), чем у приезжих студентов (средний балл равен 4,64). Это связано с тем, что сельские студенты медленнее привыкают как к условиям обучения в вузе, так и к условиям городской жизни. А вот среднее значение по шкале  одиночества у приезжих студентов ниже (15,3), чем у городских (15,8). Возможно, этому способствует то, что отношение к жизни и к окружающим людям у сельских ребят более открытое, добродушное, естественное,  что позволяет им легче находить друзей и взаимодействовать с людьми.

По данным уже проведенных ранее исследований по этой теме, к последним курсам обучения в вузе сельские жители приспосабливаются к условиям современного города, налаживают новые контакты вузе и за его пределами. Из-за некоторых, представленных выше, сложностей в адаптации к учебе в городе объединяются и испытывают чувство одиночества реже, чем городские студенты.

В результате проведенного опроса можно сделать следующие выводы :

- самым низким показателем у студентов обеих групп является «активность»;

- у городских студентов показатели по критериям «самочувствие», «настроение» и «активность» выше, чем у студентов, приехавших из сёл;

- чувство одиночества у сельских студентов появляется реже, чем у городской молодежи.

На процесс адаптации студентов во многом влияют умение общаться, вести себя в коллективе и сложившиеся в группе отношения.

По нашему мнению, помочь студентам адаптироваться к учебной деятельности могут как спортивные секции, так и творческие кружки, а также подготовка и участие в общих студенческих мероприятиях, в которых студенты могут задействовать свои способности и таланты, и которые способствуют сплочению коллектива.

Библиографический список :

  1.  Акопов, Г.В. Адаптационные особенности психологического статуса студентов // Социальная психология XXI столетия. 2004. С.36.-38.
  2.  Берестнева, О.Г. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе // Социальная психология XXI столетия. 2004. С.102-106.
  3.  Кузьмина В.М. Особенности социально – психологической адаптации студентов в вузе: автореф. дис.... канд. псиол. наук / В.М.Кузьмина. Курск, 2006. 23 с.
  4.  Философский словарь [Электронный ресурс] // Электронный философский словарь [Электронный ресурс] http://www.philosophydic.ru/adaptaciya.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42026. Перегрузка операций и функций 58 KB
  Для всех заданий реализовать: а конструктор инициализирующий значения полей некоторыми значениями; б вывод данных на экран оператор . Необходимо корректное описание данного оператора в демонстрация всех операций должны быть реализована через пользовательское меню где пользователь выбирает действие вводит данные указывает тип данных если нужно и т. Реализовать: а сложение вычитание векторов операторы –; б умножение вектора на скаляр оператор ; в скалярное произведение векторов оператор ; г векторное произведение...
42028. Динамические структуры данных (списки, очереди, стеки, двоичные деревья) 56.5 KB
  Программа должна обеспечивать: начальное формирование данных о всех автобусах в парке в виде двусвязного циклического списка; при выезде каждого автобуса из парка вводится номер автобуса и программа удаляет данные об этом автобусе из списка автобусов находящихся в парке и записывает эти данные в список автобусов находящихся на маршруте; при въезде каждого автобуса в парк вводится номер автобуса и программа удаляет данные об этом автобусе из списка автобусов находящихся на маршруте и записывает эти данные в список автобусов...
42029. Структура окна Maple. Арифметические операции, числа, константы и стандартные функции. Элементарные преобразования математических выражений. Функции в Maple. Операции оценивания. Решение уравнений и систем 317 KB
  Структура окна Mple. Функции в Mple. Структура окна Mple Mple  это пакет для аналитических вычислений на компьютере содержащий более двух тысяч команд которые позволяют решать задачи алгебры геометрии математического анализа дифференциальных уравнений статистики математической физики. Для того чтобы запустить Mple необходимо в Главном меню Windows выбрать в группе Программы название данного приложения: Mple.
42030. Интегрирование функции одной переменной. Интегрирование функции многих переменных 264.5 KB
  Таким способом интеграл с параметром не вычислить. Для получения явного аналитического результата вычислений следует сделать какие-либо предположения о значении параметров, то есть наложить на них ограничения. Это можно сделать при помощи команды assume
42033. Дослідження законів Ома та Кіргофа в колах першого порядку 2.47 MB
  Замалюйте цей графік. Замалюйте графік із заданими значеннями а потім вкажіть декілька своїх для амплітуди та частоти та замалюйте ще кілька графіків. Ба Замалювали графік рис. 5 Вказали своє значення для амплітуди та частоти та замалювали графік.