63917

Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в ВУЗе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Самой главной опасностью по признанию самих студентов является незнакомая среда в которой приезжий студент предоставлен сам себе. В студенческих общежитиях где проживает большинство приезжих студентов у ребят может отсутствовать место где они могут спокойно подготовиться к занятиям.

Русский

2014-06-26

47.5 KB

3 чел.

Дробышева В.Д., Земскова Е.А.

г. Саратов

Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в ВУЗе

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [4].

Чем студент успешнее адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности [3].

В студенческой группе сосредотачиваются ранее незнакомые друг другу молодые люди, между которыми начинают формироваться межличностные отношения. Группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), чтобы в ней установился благоприятный социально-психологический климат.

Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Сельчане, приезжающие в крупный город, поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, охватывающими практически все стороны их жизни.

Приезд в город ставит перед студентом реальные жизненные проблемы и одна из самых главных связана с устройством на жительство. Высокие цены на недвижимость малодоступны для сельского студента.

Еще недавние школьники уезжают из родных сел, деревень в большой город, где еще нет близких друзей, а есть полностью новая формирующаяся группа первокурсников. После занятий у студента, приехавшего в город из области, много свободного времени. Самой главной опасностью, по признанию самих студентов, является незнакомая среда, в которой приезжий студент предоставлен сам себе. Возникает опасность попадания студента в плохую компанию.

Большую сложность представляют условия для индивидуальных, внеаудиторных занятий. В студенческих общежитиях, где проживает большинство приезжих студентов, у ребят может отсутствовать место, где они могут спокойно подготовиться к занятиям. А библиотеки после пар, как правило, уже закрыты.

Наличие текущих стрессовых событий, с которыми приходиться сталкиваться в большей или меньше степени студентам сельским и городским, мешает процессу адаптации и может привести к обратному процессу – дезадаптации. Адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний. [2]

С целью выявления уровня социально-психологической адаптации городских и сельских студентов мы провели исследование, в  котором принимало участие 40 студентов (20 студентов, проживающих в городской черте и 20 приезжих студентов), обучающихся на третьем курсе факультета психолого-педагогического и специального образования.

Цель нашего исследования - выявление различий в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период обучения в вузе, как в гуманитарном, так и техническом.

Предметом исследования являются различия в социально-психологической адаптации городской и сельской студенческой молодежи в период учебно-профессиональной деятельности.

При выборе методик мы опирались на диссертацию Кузьминой В.М. по теме: «Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в Вузе».

Нами были  использованы следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

В результате изучения уровня социальной адаптации по методике САН было выявлено, что уровень самочувствия у сельских студентов ниже (средний балл равен 5,23), чем у городских студентов (средний балл равен 6,09). С переездом в город сельская молодежь, в отличие от городской, сталкивается с более серьезными изменениями социальной среды, что может сказаться на самочувствии студентов, потому что ритм жизни внутри вузов и за их пределами заметно отличается от ритма  в сельской местности. Средний балл по критерию «настроение» выше у городских студентов (5,96), чем у сельских студентов (5,67). Возможно, это связано с тем, что приезжим студентам трудно адаптироваться в новой социальной среде, а различные трудности, которые могут возникнуть на фоне этого, влияют на настроение студента.

У городских ребят наблюдается более высокий уровень активности (средний балл равен 5,57), чем у приезжих студентов (средний балл равен 4,64). Это связано с тем, что сельские студенты медленнее привыкают как к условиям обучения в вузе, так и к условиям городской жизни. А вот среднее значение по шкале  одиночества у приезжих студентов ниже (15,3), чем у городских (15,8). Возможно, этому способствует то, что отношение к жизни и к окружающим людям у сельских ребят более открытое, добродушное, естественное,  что позволяет им легче находить друзей и взаимодействовать с людьми.

По данным уже проведенных ранее исследований по этой теме, к последним курсам обучения в вузе сельские жители приспосабливаются к условиям современного города, налаживают новые контакты вузе и за его пределами. Из-за некоторых, представленных выше, сложностей в адаптации к учебе в городе объединяются и испытывают чувство одиночества реже, чем городские студенты.

В результате проведенного опроса можно сделать следующие выводы :

- самым низким показателем у студентов обеих групп является «активность»;

- у городских студентов показатели по критериям «самочувствие», «настроение» и «активность» выше, чем у студентов, приехавших из сёл;

- чувство одиночества у сельских студентов появляется реже, чем у городской молодежи.

На процесс адаптации студентов во многом влияют умение общаться, вести себя в коллективе и сложившиеся в группе отношения.

По нашему мнению, помочь студентам адаптироваться к учебной деятельности могут как спортивные секции, так и творческие кружки, а также подготовка и участие в общих студенческих мероприятиях, в которых студенты могут задействовать свои способности и таланты, и которые способствуют сплочению коллектива.

Библиографический список :

  1.  Акопов, Г.В. Адаптационные особенности психологического статуса студентов // Социальная психология XXI столетия. 2004. С.36.-38.
  2.  Берестнева, О.Г. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе // Социальная психология XXI столетия. 2004. С.102-106.
  3.  Кузьмина В.М. Особенности социально – психологической адаптации студентов в вузе: автореф. дис.... канд. псиол. наук / В.М.Кузьмина. Курск, 2006. 23 с.
  4.  Философский словарь [Электронный ресурс] // Электронный философский словарь [Электронный ресурс] http://www.philosophydic.ru/adaptaciya.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68759. Друга іноземна (німецька) мова: Методичні рекомендації до самостійної та індивідуальної роботи 508.5 KB
  Мета методичних рекомендацій до самостійної та індивідуальної роботи - допомогти студентам, які почали вивчати німецьку мову, раціонально розподілити програмний навчальний матеріал, правильно організувати самостійну роботу, ефективно застосовувати набуті знання й навички під час виконання індивідуальних завдань творчого характеру.
68760. Німецька мова: Методичні рекомендації 365.5 KB
  Мета методичних рекомендацій - допомогти студентам правильно організувати самостійну роботу, ефективно застосовувати набуті знання й навички під час виконання індивідуальних завдань творчого характеру.
68761. Німецька мова: Збірка завдань та роздаткових карток (для студентів) до Методичного посібника 1.73 MB
  Мета навчально методичної збірки, яка поєднує всі аутентичні та вітчизняні навчально методичні ресурси, що задовольняють викладання німецької мови у групах нормативного навчання, – допомогти студентам раціонально розподілити й засвоїти програмний навчальний матеріал, правильно організувати самостійну роботу...
68762. Хозяйственное и деловое право 242.5 KB
  Хозяйственное право субъекты и основные положения по предпринимательской деятельности. Предметом хозяйственного права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и связанные с ними не коммерческие отношения включая отношения по государственному регулированию экономики.
68763. Логика: Вопросы к экзамену 311.5 KB
  Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них следуют, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы тем самым автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным.
68764. Медицинская психология 413.5 KB
  Подчеркивалось что врач должен уметь спокойно выслушивать больного быть на протяжении всего приема внимательным сердечным дружелюбным способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни. Вторые занимались устранением причин болезни.
68765. Предмет, содержание и задачи экономического анализа. Место и роль анализа в системе управления 523 KB
  Несмотря на то что страна перешла к рыночным отношениям до настоящего времени не выработан механизм оценки таких важных объектов анализа как оценка конкурентоспособности продукции условия цен на рынке изучение маркетинговой стратегии предприятия и т.