63917

Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в ВУЗе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Самой главной опасностью по признанию самих студентов является незнакомая среда в которой приезжий студент предоставлен сам себе. В студенческих общежитиях где проживает большинство приезжих студентов у ребят может отсутствовать место где они могут спокойно подготовиться к занятиям.

Русский

2014-06-26

47.5 KB

2 чел.

Дробышева В.Д., Земскова Е.А.

г. Саратов

Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в ВУЗе

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего – производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [4].

Чем студент успешнее адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности [3].

В студенческой группе сосредотачиваются ранее незнакомые друг другу молодые люди, между которыми начинают формироваться межличностные отношения. Группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), чтобы в ней установился благоприятный социально-психологический климат.

Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Сельчане, приезжающие в крупный город, поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, охватывающими практически все стороны их жизни.

Приезд в город ставит перед студентом реальные жизненные проблемы и одна из самых главных связана с устройством на жительство. Высокие цены на недвижимость малодоступны для сельского студента.

Еще недавние школьники уезжают из родных сел, деревень в большой город, где еще нет близких друзей, а есть полностью новая формирующаяся группа первокурсников. После занятий у студента, приехавшего в город из области, много свободного времени. Самой главной опасностью, по признанию самих студентов, является незнакомая среда, в которой приезжий студент предоставлен сам себе. Возникает опасность попадания студента в плохую компанию.

Большую сложность представляют условия для индивидуальных, внеаудиторных занятий. В студенческих общежитиях, где проживает большинство приезжих студентов, у ребят может отсутствовать место, где они могут спокойно подготовиться к занятиям. А библиотеки после пар, как правило, уже закрыты.

Наличие текущих стрессовых событий, с которыми приходиться сталкиваться в большей или меньше степени студентам сельским и городским, мешает процессу адаптации и может привести к обратному процессу – дезадаптации. Адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний. [2]

С целью выявления уровня социально-психологической адаптации городских и сельских студентов мы провели исследование, в  котором принимало участие 40 студентов (20 студентов, проживающих в городской черте и 20 приезжих студентов), обучающихся на третьем курсе факультета психолого-педагогического и специального образования.

Цель нашего исследования - выявление различий в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период обучения в вузе, как в гуманитарном, так и техническом.

Предметом исследования являются различия в социально-психологической адаптации городской и сельской студенческой молодежи в период учебно-профессиональной деятельности.

При выборе методик мы опирались на диссертацию Кузьминой В.М. по теме: «Различия в социально-психологической адаптации городской и сельской молодежи в период учебной деятельности в Вузе».

Нами были  использованы следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

В результате изучения уровня социальной адаптации по методике САН было выявлено, что уровень самочувствия у сельских студентов ниже (средний балл равен 5,23), чем у городских студентов (средний балл равен 6,09). С переездом в город сельская молодежь, в отличие от городской, сталкивается с более серьезными изменениями социальной среды, что может сказаться на самочувствии студентов, потому что ритм жизни внутри вузов и за их пределами заметно отличается от ритма  в сельской местности. Средний балл по критерию «настроение» выше у городских студентов (5,96), чем у сельских студентов (5,67). Возможно, это связано с тем, что приезжим студентам трудно адаптироваться в новой социальной среде, а различные трудности, которые могут возникнуть на фоне этого, влияют на настроение студента.

У городских ребят наблюдается более высокий уровень активности (средний балл равен 5,57), чем у приезжих студентов (средний балл равен 4,64). Это связано с тем, что сельские студенты медленнее привыкают как к условиям обучения в вузе, так и к условиям городской жизни. А вот среднее значение по шкале  одиночества у приезжих студентов ниже (15,3), чем у городских (15,8). Возможно, этому способствует то, что отношение к жизни и к окружающим людям у сельских ребят более открытое, добродушное, естественное,  что позволяет им легче находить друзей и взаимодействовать с людьми.

По данным уже проведенных ранее исследований по этой теме, к последним курсам обучения в вузе сельские жители приспосабливаются к условиям современного города, налаживают новые контакты вузе и за его пределами. Из-за некоторых, представленных выше, сложностей в адаптации к учебе в городе объединяются и испытывают чувство одиночества реже, чем городские студенты.

В результате проведенного опроса можно сделать следующие выводы :

- самым низким показателем у студентов обеих групп является «активность»;

- у городских студентов показатели по критериям «самочувствие», «настроение» и «активность» выше, чем у студентов, приехавших из сёл;

- чувство одиночества у сельских студентов появляется реже, чем у городской молодежи.

На процесс адаптации студентов во многом влияют умение общаться, вести себя в коллективе и сложившиеся в группе отношения.

По нашему мнению, помочь студентам адаптироваться к учебной деятельности могут как спортивные секции, так и творческие кружки, а также подготовка и участие в общих студенческих мероприятиях, в которых студенты могут задействовать свои способности и таланты, и которые способствуют сплочению коллектива.

Библиографический список :

  1.  Акопов, Г.В. Адаптационные особенности психологического статуса студентов // Социальная психология XXI столетия. 2004. С.36.-38.
  2.  Берестнева, О.Г. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе // Социальная психология XXI столетия. 2004. С.102-106.
  3.  Кузьмина В.М. Особенности социально – психологической адаптации студентов в вузе: автореф. дис.... канд. псиол. наук / В.М.Кузьмина. Курск, 2006. 23 с.
  4.  Философский словарь [Электронный ресурс] // Электронный философский словарь [Электронный ресурс] http://www.philosophydic.ru/adaptaciya.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
  Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...
66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
  Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
  Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.
66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.
66994. Про доброту і милосердя 310 KB
  Хто ж винен у ситуації до якої потрапив вовк Чи викликає у вас симпатію герой байки Чому Як можна допомогти вовкові 2. Як це не кайся Яку частину прислівя можна сказати саме вовкові ІІІ. Що можна віднести до милосердя А що ви вважаєте немилосердним ІІІ група Будь привітним.