63918

Трансформация коммуникативных практик в контексте социокультурных изменений (на примере посткризисного региона Чечня)

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Между тем изучение коммуникации посткризисного региона может помочь не только вникнуть в суть самого кризиса но и проникнуть в психологию общества ведь каждый человек и общество в целом отражает в коммуникации свое видение вещей. На сегодняшний день не существует ясности...

Русский

2014-06-26

76.5 KB

0 чел.

Данилкина М.А.

г. Тверь

Трансформация коммуникативных практик в контексте социокультурных изменений (на примере посткризисного региона Чечня)

Общение и передача информации, несомненно, играют важную роль в нашей жизни. Но когда мы общаемся, мы редко выдумываем что-то новое. Гораздо чаще мы пользуемся уже заготовленными схемами, которые, выстраиваясь определенным образом, образуют коммуникативные практики. Именно они и являются основной формой коммуникации [Fiehler 2004:99,100; Гутнер, 2008:45-52; Шугальский, 2012:277]. Между тем, в коммуникативных практиках не только накапливается опыт приемов коммуникации, уместных для достижения той или иной цели, но и собирается человеческий опыт в целом [там же]. А с возникновением новых потребностей возникают новые коммуникативные практики. Таким образом, любые явления социокультурной действительности так или иначе находят свое отражение в коммуникативных практиках.

Особый интерес для исследователя представляют посткризисные регионы. Их изучение обычно ограничивается экономическим, а может быть, и экологическим аспектами. Между тем, изучение коммуникации посткризисного региона может помочь не только вникнуть в суть самого кризиса, но и проникнуть в психологию общества, ведь каждый человек и общество в целом отражает в коммуникации свое видение вещей [Зотов, 2013:2]. Любой кризис неизбежно влечет за собой изменения в социальном пространстве.   

Одним из ярких примеров посткризисного региона Российской Федерации является Чеченская республика. Довольно плотная последовательность кризисов (Чеченская революция, Гражданская война, Первая чеченская война, межвоенный кризис, Вторая чеченская война) ознаменовала конец ХХ – начало ХХI века. В общем и целом, Чечню можно охарактеризовать как точку пересечения социальных, религиозных, этнических и политических проблем [Нальгиева, 2004:5].

На сегодняшний день не существует ясности по поводу масштабов последствий имевшего место кризиса. Но не возникает сомнений, что они достаточно велики. По словам В. Цветковой, «чеченский кризис […] глубоко деформировал нравственные устои, политическую культуру и религиозные представления» [Цветкова, 2008:259]. Конечно, не существует объективной меры, которой можно измерить нравы или культуру. Но существуют более конкретные показатели глубины последствий кризиса для данного региона. Помимо человеческих потерь, можно назвать убытки в экономике региона. Кроме того, огромный ущерб был нанесен экологии. Вдобавок ко всему, необходимо учесть наличие косвенных последствий кризиса, таких как ухудшение эпидемиологической обстановки в ЧР, экспансия наркоторговли, а также распространенность психических расстройств, которыми страдают, по некоторым данным, 86,3% жителей, подвергшихся воздействию ЧС [Цветкова, 2008:255-260].

Это лишь малая толика всего, что пришлось и приходится на долю местного населения. Вполне естественно, что в результате кризиса случился массовый отток населения с территории Чечни. По некоторым данным, около 2/3 чеченцев покинули родину, что означает настоящую демографическую катастрофу [Цветкова, 2008:254]. Неудивительно, что Чечню объективно можно назвать посткризисным регионом.

Одной из наидоступнейших разновидностей коммуникативных практик являются СМИ. Наверное, трудно не согласиться с Т.Г. Добросклонской, утверждающей, что «медиа тексты являются сегодня одной из самых распространенных форм бытования языка» [Добросклонская, 2005:7]. Поэтому в качестве материала для исследования мы выбрали два разных интернет-архива новостей и репортажей. Первый из них – это сайт Чеченской государственной телерадиокомпании «Грозный», а второй – Информационное агентство Чеченская Республика СЕГОДНЯ. Видео, взятые из этих источников, мы потому считаем телерепортажами, теленовостями и телеинтервью, что все они были когда-либо показаны по местному или центральному телевидению, что придает им особую значимость. Надо учесть тот факт, что подборка материалов всегда осуществляется по-разному на различных интернет-сайтах, так же как и на разных телеканалах. Содержание информации зависит от целей и задач людей, осуществляющих подборку. Поэтому использование не одного, а хотя бы двух архивов в качестве источников материалов обеспечивает большую объективность исследования. На основании указанных источников было проведено количественное исследование тематического пространства новостных выпусков.

В результате анализа выяснилось, что в качестве лейтмотива во всех исследованных выпусках новостей с телеканала «Грозный» выступила тема, которую можно обозначить как восстановление региона после кризиса. Сюда можно отнести как представление положительных изменений в городах и селах республики, так и планы по их проведению. Помимо благоустройства отдельных мест республики к этой же категории мы отнесли меры по экономическому развитию страны. Из проанализированных 20 выпусков только в шести эта тема не затрагивалась в явной форме. Новостные выпуски ЧГТРК в общем и целом рисуют картину очень динамичного развития, часто акцентируя внимание на скорости производимых улучшений. Неоднократно используется такая лексика, как «за кратчайшие сроки», «рекордно короткие сроки» и т.д.

Нередко для более яркого представления произошедших положительных перемен упоминается и ситуация непосредственно после кризиса, а также и сам кризис. При выборке из 20 новостных выпусков в пяти из них обнаружено одно или несколько упоминаний о кризисе. Это довольно большое количество. Но следует еще раз подчеркнуть, что кризис упоминается в основном только тогда, когда речь идет о различных улучшениях, совершенных за последние несколько лет, т.е. в большинстве случаев он употребляется как средство выразительности, образуя контраст и усиливая впечатление от проведенных преобразований.

Особняком в чеченских новостях стоит тема религии. Для анализа этой темы недостаточно рассмотреть только речевые действия. Необходимо также провести и анализ видеоматериала, ведь он, совместно с вербальным материалом, достаточно четко демонстрирует роль мусульманства для чеченцев. Для того чтобы исследовать роль традиционной религии для составителей выпуска, целесообразно применить метод контент-анализа [Почепцов, 1998, электронный ресурс]. Хотя обычно этот метод применяется к вербальному материалу, хотелось бы уточнить, что его можно применять и по отношению к невербальным семиотическим системам, таким как видеоматериал или музыка, что особенно актуально для исследования телематериалов. Если применить этот метод к поставленной задаче, то получится, что необходимо подсчитать встречаемость символов мусульманства в видеоматериале и упоминаний о религии в тексте. Для того чтобы понять, является ли полученная частота упоминаний показательной для всех чеченских новостей, необходимо проанализировать не один, а несколько выпусков новостей из данного архива.

Иногда религия не просто упоминается, а становится предметом довольно большого отрезка репортажа. Для удобства мы будем считать, что в таком случае мусульманство упоминается один раз, т.к. это единый тематический блок. Упоминание идет на вербальном и визуальном уровнях. Помимо тех случаев, когда мусульманское собрание становится отдельной темой и представлено одновременно на вербальном и визуальном уровне, встречаются отдельные упоминания и чисто на вербальном уровне, такие как «по воле Всевышнего», «если даст Аллах» и т.д. Из того что подобные выражения произносятся в рамках речевых действий участников событий (т.е. не только в спланированной и подготовленной речи телеведущей), можно заключить, что традиционная религия играет довольно большую роль в повседневной жизни чеченского населения (иными словами, это, скорее всего, не просто идеология). На визуальном уровне насчитано 18 различных символов ислама. Если не считать Чеченский герб, то получится 15 таких символов. Заметим, что мы не включили в наш подсчет те случаи, когда символы ислама находились на заднем плане (так, например, практически вся ночная прогулка по Грозному, ставшая предметом второго раздела выпуска за 6.12.2013, снималась на фоне мечети, а при показе Рамзана Кадырова в своем кабинете часто на заднем плане появляется макет мечети). Результаты исследования чеченских новостей позволяют предположить, что религиозному воспитанию здесь отводится немалая роль. Для получения более полной картины мы рассчитали, сколько процентов каждого выпуска посвящено теме мусульманства. Правда, из практических соображений здесь не учитывались косвенные упоминания посредством исключительно визуального канала. Результаты такого анализа подтвердили ранее сформулированную гипотезу. Так, в новостях за 30.11.2013 теме религии посвящено около 50% выпуска, а в новостном выпуске за 22.11.2013 теме мусульманства по времени посвящено около 21%. Во всех проанализированных нами пятничных выпусках новостей так или иначе упоминается Джума-намаз. Конечно, не везде тема исламской религии представлена в столь большом объеме. Например, в новостях за 10.12.2013 она встречается пять раз. По времени это занимает около 1% всего выпуска. Кроме того, в речи встречаются такие выражения, как «долг любого сына и мусульманина», «богоугодное событие» и т.д. Но из 20 проанализированных выпусков новостей с телеканала «Грозный» нашелся только один, в котором эта тема почти не упоминалась. Это, вне всякого сомнения, является показательным и требует объяснения. Одной из причин может быть то, что религия является очень важной составляющей общественной жизни чеченцев, т.к. это важнейший элемент этнического самосознания и часть национальной культуры. Соответственно, в некоторых случаях упомянуть религию – это просто естественно. При помощи этого подхода можно объяснить некоторые упоминания о мусульманстве в речевых действиях, как то: «Он был мусульманином с большой буквы». Но такое объяснение является недостаточным для тех случаев, когда некоторые обычаи становятся предметом обсуждения на протяжении двадцати минут или больше или когда каждую пятницу подробно показывается Джума-намаз. Здесь явственно выступает идеологический аспект коммуникативных практик. Дело в том, что понятие новостной ценности [Добросклонская, 2008:71-73] не позволяет показывать регулярное событие без особых на то причин, т.к. особо ценными являются новости о наиболее редких событиях. Именно они могут вызвать наибольший интерес. Джума-намаз же является еженедельным событием. Значит, здесь на передний план выступает задача религиозного воспитания, ознакомления населения с обычаями и культурой мусульман. Соответственно, существует потребность защищать национальную религию. Связано ли это с тем, что в результате кризиса пошатнулись религиозные представления, как это утверждает В. Цветкова? [Цветкова, 2008:259] Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели несколько выпусков новостей Дагестана, который тоже считается посткризисным регионом. Так же, как и в Чечне, в Дагестане большая часть населения исповедует ислам. В этом смысле Дагестан и Чечня представляются вполне сравнимыми величинами. Но при просмотре новостей с сайта Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Дагестан» выяснилось, что в них религия практически вообще не упоминается. Но это несоответствие можно объяснить, если учесть природу чеченского кризиса. В отличие от кризисной ситуации в Дагестане, которая связана исключительно с террористическими актами исламских экстремистов, в Чечне войны имели характер сепаратизма. Таким образом, учитывая различие в природе кризисов в Дагестане и Чечне, можно сказать, что стремление оградить свою культуру является естественным следствием неудовлетворенного желания образовать отдельное государство, а значит и тот факт, что в чеченских новостях делается сильный упор на религию, все-таки объясняется в том числе и тем, что это посткризисный регион. Это подтверждает сформулированную нами ранее гипотезу о том, что коммуникативные практики посткризисного региона несут отпечаток пережитого кризиса. 

Близко к религиозному стоит нравственное воспитание. Данная тема тоже довольно ярко представлена в новостях, показанных на канале телерадиокомпании «Грозный». Сюда можно отнести темы благотворительности и уважения к гостям и старшим, почитания родителей, любви к порядку, уважения к чужому труду, любви к труду и др. Темы нравственности встречаются в 16 из 20 выпусков, что составляет 80%. Эти темы не только упоминаются, но и составляют довольно большую часть тематического пространства. По подсчетам – это около 18% выпуска за 10 декабря, 4% выпуска за 6 декабря и 30% выпуска за 11 декабря.

Нередко упоминается и тема наркотиков (в 20% проанализированных выпусков), несмотря на то что данная тема, по высказываниям самих журналистов, не имеет актуальности (так говорится в выпуске новостей за 22.11.2013).

Кроме перечисленного, важное место в чеченских новостях занимает политико-идиологическое воспитание. Сюда мы отнесли все моменты, связанные с демонстрацией лояльности к Российской федерации, пацифизмом, борьбой с экстремизмом и другие подобные этим темы. Они были затронуты в 11 из 20 проанализированных выпусков. Напомним, что данные темы также непосредственно связаны с природой прошедшего в ЧР кризиса. Таким образом, вследствие неудачной попытки отделиться от РФ проявились две тенденции: политика демонстрации своей лояльности к государству и политика защиты своей традиционной религии и культуры.

Кроме перечисленных тем, в чеченских новостях прослеживается некоторое честолюбие или желание не только преодолеть в регионе последствия кризиса и быть на одном уровне со всей Россией, но и сделать его самым лучшим. Высказывания, указывающие на успехи в этой сфере, красной нитью проходят через все проанализированные нами новостные выпуски. В качестве примера таких высказываний можно привести повествование о проекте, «аналогов которому пока нет в России», озвучивание цели «сделать жителей республики самыми счастливыми жителями России» (выпуск за 6.12.2013), подчеркивание того, что «Чеченская республика работает качественно» в сфере подготовки к ЕГЭ (выпуск за 22 ноября), высказывание относительно чеченских врачей, которые «не хуже других справляются со своей задачей» (14 декабря). Таким образом, характерной чертой тезауруса коммуникативных практик посткризисного региона (как типичного восприятия мира) является ощущение некой неполноценности по отношению к другим регионам, что и порождает волю к развитию. Подчеркнем, что это ощущение не обязательно отражает действительность. Эту волю к развитию подтверждает и установленная нами ранее частота встречаемости тем, затрагивающих развитие ЧР. Специфической для Чечни составляющей габитуса (как склонности поступать определенным образом) является демонстрация лояльности по отношению к России. Напомним, что подобные темы встречаются более чем в 50% всех новостных выпусков. Это подтверждает, что история неотъемлемо присутствует в коммуникативных практиках. Впрочем, такие проявления, как духовно-нравственное воспитание – это тоже составляющие габитуса и тезауруса, сформировавшиеся за многие века. То, что эти темы играют такую важную роль, т.е. признаваемая в обществе потребность возвращаться к своим корням, тоже является в свою очередь отражением пережитого опыта. С одной стороны, это отпечаток мятежных настроений, с другой стороны, это может быть последствием кризиса, в результате которого люди потеряли опору. Подтверждением последнего предположения может быть и чрезвычайно положительное представление Рамзана Кадырова во всех новостных выпусках, что говорит о том, что чеченцы нуждаются в лидере, который бы дал им утерянную опору. Даже выбор положительных тем – это тоже составляющая габитуса и тезауруса. Габитус – это привычка акцентировать внимание только на хорошем, основывающаяся на опыте выживания в тяжелые времена. Тезаурус же – это само положительное восприятие окружающих вещей, обусловленное наличием объекта для сравнения (более тяжелые времена). Кроме того, это может быть и целевой или идеологический аспект коммуникативных практик: убедить людей в том, что в республике все хорошо.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что вследствие Чеченского кризиса произошли изменения в коммуникативных практиках, а значит и в сознании людей. Но эти трансформации имеют специфический характер, т.к. наряду с волей к развитию и прогрессу существуют и обратные процессы, которые можно охарактеризовать как возвращение к корням. Таким образом, наблюдается некая амбивалентность, т.е. противостояние между стремительно меняющейся картиной мира и стремлением посредством СМИ дать нравственную, духовную и культурную основу для существования.

В заключение, осветим некоторые перспективы для дальнейшего исследования. Инвентарь коммуникативных практик очень большой, но особое внимание в последнее время привлекает интернет-пространство. По мере того как интернет становится все более доступным разным слоям общества, увеличивается количество материалов для исследования, возникают новые коммуникативные практики. Интересно, что на материале интернет-текстов можно проверить, в частности, и действенность политического и духовно-нравственного воспитания, т.к. некоторые из них могут отражать отношение к определенным вещам обывателя, а не только элитарных слоев общества, имеющих возможность распространять свои идеи посредством телевидения.

Кроме того, необходимо исследовать другие посткризисные регионы для выявления сходств и различий в развитии. С этой точки зрения также представляет интерес и классификация посткризисных регионов по природе произошедшего кризиса, что предположительно поможет объяснить некоторые различия в развитии. Но это скорее область социологии. Вот лишь немногие из тех вопросов, которые еще подлежат исследованию.

Список литературы

1. Гакаев, Д.Д. Чечня: от конфликта к стабильности: (Проблемы реконструкции). М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001.

2. Гутнер, П.Б. Смысл как основание коммуникативных практик// Эпистемология и философия науки. – М.: Альфа-М, 2008. – Т.18. – № 4. – С.44-52.

3. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС, 2005. — 288 с.

4. Зотов В.В., Лысенко В.А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества. – [Электронный ресурс]. – Электрон. данные – 2013. – Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2010/sociology/zotov-lysenko, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., дата обращения: 10.11.2013.

5. Кобызева В.О. Виртуальная коммуникация в системе коммуникативных практик// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Прага, 2011. – № 17, С. 13-15. – [Электронный ресурс]. – Электрон. данные – 2013. – Режим доступа: http://www.sociosphera.com/publication/conference/2011/105/virtualnaya_kommunikaciya_v_sisteme_kommunikativnyh_praktik/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., дата обращения: 11.11.2013.

6. Луков В.А. Движение гуманитарных наук к пониманию тезауруса// Информационный портал «Знание. Понимание. Умение». – М.: Московский гуманитарный университет, 2008. – № 9.

7. Нальгиева X.Л. Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике: социокультурный анализ. Дисс…. канд. социол. наук. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2004. - 172  с.

8. Перов В.Ю. Этика дискурса и коммуникативные практики. // Коммуникация и образование. Сборник статей // под ред. С. И. Дудника. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 404–417.

9. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации: (от речей президентов до переговоров с террористами)/ Методы анализа массовой коммуникации. Контент-анализ. – М.: Центр, 1998. – 352с. – [Электронный ресурс]. – Электрон. данные – 2013. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Pochep/03.php, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., дата обращения: 7.12.2013.

10. Рыбаков В.А К вопросу о роли идеологии в современном государстве// Вестник Омского государственного университета. – Омск: Омский государственный ун-т, 1998. – № 1, С. 91-93.

11. Хутыз И.П. Актуальные коммуникативные практики: контекст реальности в прагматике современного дискурса. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т. Просвещение-Юг, 2010. – 139 с.

12. Цветкова В.Ф. Цена чеченского кофликта (по материалам отечественной периодической печати)// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66, С. 252-261.

13. Шугальский, С.С. Социальные практики: интерпретация понятия// Знание. Понимание. Умение. – М.: Московский гуманитарный университет, 2012. – № 2. – С. 276- 280.

14. Fiehler R. Eigenschaften gesprochener Sprache / Reinhard Fiehler, Birgit Barden, Mechthild Elstermann, Barbara Kraft. – Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2004. – 553 c.

Источники материалов

1. Чеченская Государственная телерадиокомпания «Грозный»/ архив новостей, режим доступа: http://www.groztrk.net/, дата просмотра: 14.12.2013.

2. Информационное агентство Чеченская Республика СЕГОДНЯ/, режим доступа: http://chechnyatoday.com/video/watch/226, дата просмотра: 15.12.2013.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22476. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАДИОВЫЗОВА, ПЕЙДЖЕРЫ, РЕПИТЕРЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОТОКОЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. 1.21 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАДИОВЫЗОВА ПЕЙДЖЕРЫ РЕПИТЕРЫ ОСНОВНЫЕ ПРОТОКОЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Цель работы Изучить классификацию систем персонального радиовызова пейджеры репитеры основные протоколы передачи информации. Ознакомиться с основными протоколами передачи информации в СПРВ. При этом для передачи вызова абоненту использовалось последовательное тональное кодирование адреса обеспечивающее возможность обслуживания до нескольких десятков тысяч пользователей.
22477. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ КОДИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ В СТАНДАРТЕ ТЕТRА ТРАНКИНГОВЫХ СЕТЕЙ 961.5 KB
  Задание Ознакомиться с общим описанием алгоритма кодирования речевого сигнала. Изучить особенности канального кодирования для различных логических каналов. Oбщее описание алгоритма кодирования речевого сигнала СЕLР Для кодирования информационного уплотнения речевых сигналов в стандарте ТЕТRА используется кодер с линейным предсказанием и многоимпульсным возбуждением от кода СЕLР Соdе Ехсited Linear Ргеdiction.
22478. СИСТЕМА СОТОВОЙ СВЯЗИ СТАНДАРТА GSM-900 109.5 KB
  Цель работы Изучить основные технические характеристики функциональное построение и интерфейсы принятые в цифровой сотовой системе подвижной радиосвязи стандарта GSM. Задание Ознакомиться с общими характеристиками стандарта GSM. Краткая теория Стандарт GSM Global System for Mobile communications тесно связан со всеми современными стандартами цифровых сетей в первую очередь с ISDN и IN Intelligent Network.