63919

Социальная солидарность и социальное отчуждение в перспективе общественного воспроизводства

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Человек не способный понимать всего социально-экономического значения взаимной солидарности никогда не будет истинно свободным истинно честным и истинно благородным человеком. Такие понятия как социальная солидарность и социальное отчуждение достаточно знакомы нашему обществу...

Русский

2014-06-26

69 KB

2 чел.

Доронина О.Е.

г. Иркутск

Социальная солидарность и социальное отчуждение в перспективе общественного воспроизводства

Человек, не способный понимать всего социально-экономического

значения взаимной солидарности, никогда не будет истинно свободным,

истинно честным и истинно благородным человеком.

Николай Васильевич Шелгунов

Такие понятия, как социальная солидарность и социальное отчуждение достаточно знакомы нашему обществу, особенно в 21 веке, когда происходит глубокая трансформация всех сторон бытия российского общества, начавшаяся в последней четверти прошлого века и продолжающаяся по сей день, изменила практически всю структуру общественных отношений, как в её морфологическом, так и содержательном планах. Реформированию подверглись все ключевые институты российского социума, начиная от семьи и заканчивая государственной системой. Самое же главное, что структурные и институциональные изменения не проходят бесследно, они также влияют как на общество, так и на индивида.

В наше время на первый план выходят лозунги «Выживает сильнейший», «Человек человеку волк». Куда же тогда пропадает социальная солидарность, и откуда появляется социальное отчуждение? Ведь люди, проживающие в России всегда были единым целом, и жили по принципу «Отдать последнюю рубашку, главное помочь», почему же 21 век так меняет ценностные ориентиры общества в сторону социального отчуждения.

Цель данной работы – понять, что такое социальная солидарность и социальное отчуждение, проследить, как влияют данные термины на общество и будущее развитие.

I. Выражение социальной солидарности в настоящее и будущее время.

В работах Дюркгейма, социальная солидарность описывается как  главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В условиях глобального процесса развития на первый план выходит вопрос о согласовании и солидаризации интересов, ценностей и потенциалов всех участников общественных отношений, поэтому социальная теория солидаризма, для которой этот вопрос является ключевым, обретает новое звучание и вполне реальные перспективы востребованности.

Попытаемся рассмотреть ресурсы и возможности солидаризма в качестве интерпретационной модели и программы построения новой социальности.

Таким образом, социальная солидарность как ответ на главный вызов современности.

Распад модернистских ценностей и институтов в современном мире стал не просто ощутим — он стал «мейнстримом», доминирующей тенденцией существования, усиливающей хаотизацию и усложняющей динамику бытия.

Очевидно, что мировое сообщество нуждается в новой онтологии, в новой этике, в новой социальности, в новом аппарате видения и моделирования будущего, в новых механизмах согласования интересов и ценностей. Иначе говоря, в новых механизмах выживания и самоорганизации. В условиях глобальной трансформации на первый план выходят новыеэтические основания бытия — этика ненасилия, проблемы доверия и свободной лояльности, а также связанные с ними механизмы самоорганизации и синергетического взаимодействия, технологии «мягкой власти» (soft power) и рефлексивного управления.

Социальная солидарность, основанная на представлении о всеобщей социальной субъектности, которое, в свою очередь, основано на христианском представлении о креативной предназначенности человека и человеческой сотворенности по образу и подобию Божиему, становится потенциальной идеологией самоорганизации и саморазвития амбициозного общества. Поэтому вопрос о согласовании и солидаризации интересов и ценностей всех участников общественных отношений выступает в качестве одного из ключевых для программирования будущего.

В современной России солидаризм пока сравнительно мало рассматривается в качестве системы идей, взглядов и технологий, актуальных при моделировании стратегий социального развития. Тем не менее, интерес к нему возрастает во всем мире — особенно на фоне глобального финансово-экономического и структурного кризисов; нередко он рассматривается чуть ли не как «философский камень» новой эпохи. Можно сказать, что идеология, политическая философия, философия права и политэкономия солидаризма обретают новую жизнь.

Солидаризм нередко путают с солидарностью, однако это явления разного порядка. Солидарность — социальное состояние, присущее человечеству на протяжении всей его истории; солидаризм — политическая идеология, философское учение, социальная технология и соответствующая управленческая практика, основанная на идее общего блага, солидарности и согласовании интересов и ценностей.

Солидарность (франц. solidarite) — общность интересов,единомыслие, единодушие, взаимозависимость, взаимо связан ность, круговая порука, совместная ответственность.

Солидарность можно определить как принцип социального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности.

Солидарность следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов общества для индивидуального и всеобщего блага.

Солидаризм (неосолидаризм) — принцип построения социальной системы, в которой ее члены (граждане, семьи, этносы, религиозные конфессии, социальные группы, политические партии, бизнес-корпорации и др.) обладают реальной правовой и социально-политической субъектностью, на основе чего их права, возможности и интересы могут быть консолидированы и солидаризированы ради достижения консенсусных целей (общего блага) в социальных рамках различного (локального, общенационального, глобального). Отвергая как либеральный индивидуализм, так и тоталитарный эгалитаризм, солидаризм пытается породить собственную «симфоническую» антропологию и онтологию, основанную на балансе индивидуальных и всеобщих интересов.[5] Российский идеолог солидаризма Г.К. Гинс понимал его как «учение о государстве и обществе, этической основой которых является идея солидарности, находящая свое выражение в добровольных объединениях лиц с общими интересами и координации расходящихся интересов государством, действующим в строгом соответствии с демократическими принципами»[1]

Среди уровней солидарности можно назвать следующие:

  •  Общегражданская (общенациональная) солидарность(солидарность политической нации): развивается при помощи символического и культурного ряда (гимна, герба и иных символов государственности), национальной идентичности, национальной культуры, национального информационно-коммуникативного поля. Сюда же относится общегосударственная солидарность различных регионов страны.
  •   Этническая, этнокультурная, языковая, расовая, конфессиональная солидарность: развивается по аналогии с общенациональной солидарностью, однако границы солидаризируемых сообществ могут не совпадать с государственными (например, общенациональная солидарность объединяетвсех россиян как граждан России, тогда как этнокультурная — всех великорусов, живущих как в России, так и за ее пределами, конфессиональная — всех православных во всеммире и т. д.).
  •   Локальная, региональная, субэтническая солидарность:проявляется в культурных и в политических аспектах — в сепаратизме, в требованиях автономизации региона либо федерализации страны.
  •   Гражданская солидарность граждан и общественных организаций как членов гражданского общества: реализуется в создании системы негосударственных структур, обладающих социальной субъектностью и возможностью влиять на государство и государственную политику. Гражданское общество выстраивается именно как самоорганизующийся механизм солидаризации и согласования частных интересов.
  •  Повседневная солидарность граждан: проявляется, в том числе, против государства, его органов и представителей.
  •  Трудовая солидарность работников и работодателей: реализуется в улучшении работодателем условий труда, в увеличении зарплаты, в распределении среди них части прибыли.
  •  Профессиональная (внутриотраслевая) солидарность:реализуется в создании профсоюза, готового отстаивать, защищать и лоббировать профессиональные и трудовые интересы перед государством. При этом работодатели и работники солидаризируются против государства.
  •   Классовая солидарность: реализуется путем создания политического субъекта (партии, движения), готового выражать и отстаивать классовые интересы — вплоть до вхождения во власть или даже захвата власти.
  •   Кастово-сословная солидарность: проявляется в иерархичном построении общества, в параллельном существовании нескольких «этажей» культуры, в разнообразии этических норм, характерных для разных сословий.
  •   Историческая солидарность: проявляется в культивировании связи народа с будущими и прошлыми поколениями, в так называемой политике памяти, основанной на идеологически мотивированной интерпретации историческогопроцесса и системе представлений об «общем прошлом».
  •   Цивилизационная солидарность страны с инымистранами, принадлежащими к одному цивилизационному ареалу: реализуется в создании экономических и политических блоков и союзов, в объединении усилий на международной арене — включая взаимную поддержку в международных организациях, в отказе воевать друг с другом, в отказе интриговать друг против друга, в предоставлении друг другу экономической и военной помощи на льготных условиях.
  •  Экзистенциальная солидарность — «сотворчество» (синергия) человека и Творца, а также соборность как единство членов церкви во Христе: реализуется в духовных практиках и культурной сфере.

Одна из актуальных проблем современного солидаризма заключается в построении адекватной иерархии, в которой преодолевались бы противоречия между различными типами солидарности — скажем, разрешался бы классический для Нового времени конфликт между социальной и национальной (этнокультурной) солидарностями. С проблемой иерархии солидарностей связан самый сложный вопрос в солидаризме — о гражданском обществе как механизме солидаризации и согласования интересов.

II. Отчуждение, как форма социальной коммуникации и социального застоя.

Главная заслуга в истолковании отчуждения как процесса, «включенного» в деятельность людей, принадлежит, пожалуй, Гегелю. Именно он обнаруживает историчность отчуждения, его изменчивый характер, определяемый модификациями структур человеческой деятельности. Гегель рассматривает отчуждение как необходимый момент объективации человеческих сил и их обобществления. В частности, он показывает, что правовые формы гражданского общества, отчужденные от индивидуального бытия людей, оказываются важнейшими составляющими социальности, основанной на законе. Гегель фиксирует внимание на сложной диалектике отчуждения и освоения, в частности, на диалектике приобщения индивида к культуре: работа индивида в формах культуры, его участие в движении этих форм является вместе с тем их индивидуализацией, их переводом на язык личностного бытия.

В учении Маркса под отчуждением понимается превращение процесса и результата человеческой деятельности в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Благодаря отчуждению человек превращается в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, он не может осуществлять контроль над условиями, средствами и продуктом собственного труда, он объективно лишен такого права. Источником и коренной причиной отчуждения является разделение труда, которое порождает частную собственность, товарно-денежные (рыночные) отношения и классовое противостояние в обществе антагонистических формаций . По логике данного учения получается, что для избавления от отчуждения и эксплуатации человека недостаточно уничтожить частную собственность и капитализм, нужно еще уничтожить разделение труда. Но беда в том, что этого сделать невозможно, коллективная человеческая деятельность изначально требует разделения труда.

В своем подходе к проблеме Маркс, в отличие от Гегеля, сделал акцент на предметной самореализации человека, а не только его сознания: именно человек в целом своим утверждением в предметном же мире создает и ситуацию отчуждения, и ситуацию освоения. [2]

О социальном отчуждении, в своей знаменитой работе выражал идеи  Герберт Маркузе. «Понятие отчуждения, - писал Маркузе, - делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия». [3]

Социальное отчуждение как процесс тем самым представляет собой соединение двух взаимосвязанных явлений: процесса разрушения механизмов открытой (свободной) коммуникации с одной стороны и возрастания власти техники над человеческой личностью с другой. Мунье писал что «когда коммуникация ослабевает или нарушается, я глубочайшим образом теряю самого себя: все безумия происходят из неудачи отношений с другими, тогда alter становится alienus, а я в свою очередь становлюсь чуждым самому себе, отчуждённым».[4]

Отчуждение — объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу.

Выделяют следующие формы Отчуждения:

1) Отчуждение деятельности — опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

2) Отчуждение условий деятельности от деятельности — противостояние предпосылок труда (собственность на средства производства, управление, организация труда) субъекту труда;

3) Отчуждение результатов деятельности от субъекта деятельности;

4) Отчуждение теории от практики, порождающее отклонения в сознании и поведении членов общества;

5) Отчуждение социальных структур, институтов от трудящихся — противостояние государственно-бюрократической машины рядовым членам общества. Как правило, отчуждение присуще классово-антагонистическим формациям, однако  отчуждение может иметь место и в условиях государственно-бюрократического, деформированного социализма.

В современном языке под словом «отчуждение» фигурируют три самостоятельных понятия:

1) в теоретическом и практическом праве, включая Гражданский кодекс, отчуждение означает передачу каких-либо имущественных прав (прав собственности) другому физическому или юридическому лицу (как видим, данное понимание восходит к трактовке этого понятия теоретиками общественного договора);

2) отчуждение – это психологическое состояние человека, характеризующее его негативное отношение к окружающей действительности (данное понимание восходит ко второму варианту гегелевской трактовки отчуждения);

3) отчуждение – это объективный социальный процесс, лишающий человека возможности контролировать условия, средства и продукты собственного труда (данный вариант восходит к марксистской концепции отчуждения).

Если объединить два последних варианта в одной дефиниции, то можно получить определение, пригодное для целостной социологической теории отчуждения человека.

Итак, как мы выяснили социальная солидарность имеет несколько уровней. Мы узнали, что такое социальная солидарность и поняли, что она очень важна в нашем обществе. Что благодаря ей мы можем сделать глубокий шаг к развитию солидаризма, ориентированного на субъектность всех без исключения членов общества,на каждого индивида  — это идеология совместного прорыва, совместной творческой эволюции. Это угроза сложившемуся в обществе порядку вещей и отношений, но одновременно это шанс на развитие, это билет в будущее.

Время покажет, способна ли эта возможность превратиться в актуальную реальность, и достаточно ли у солидаризма творческой энергии, чтобы модернизировать и преобразить Россию.

Социальное отчуждение играет не мало важную роль в общественных и иных отношениях.

Отчуждение – это такое мироощущение и умонастроение человека, при которых он воспринимает окружающую действительность (условия бытия, труда и вознаграждения, отношение начальства, установленные нормативные системы, которым он обязан подчиняться) как глубоко несправедливую, чуждую и враждебную ему и которые являются психологическим (субъективным) следствием объективной лишенности человека права контроля условий, средств и продуктов труда и собственной жизни.

Преодоление отчуждение возможно на путях перестройки и обновления общества согласно идеалам социальной справедливости и человечности. Необходимой предпосылкой этого переустройства является демократизация социальной жизни, преодоление бюрократизма, развитие гуманизма и солидаризма.

Список литературы

1.Гинс Г.К. Современный капитализм и предстоящая эпоха (философиясолидаризма) // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М., 2007. С. 118. [электронный ресурс] URL http://www.intelros.ru/pdf/synergia_09_10/2.pdf (дата доступа 16.01.14).

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М.: Знание,1996. - 448с.

3. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Прогресс, 1994. С.15.

4. Мунье Э. Персонализм. М.: Знание, 1993. С.41

5. Окара А.Н. Социальная солидарность как основ нового «миростроительного» проекта / Идеология и философия солидаризма [Электронный ресурс] URL:  http://www.intelros.ru/pdf/synergia_09_10/2.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65035. Как называть Золотую Орду? 49.5 KB
  Как называть Золотую Орду Под названием Золотая Орда обычно мы подразумеваем государство существовавшее в XIII XV веках на обширной территории с центром в Нижнем Поволжье. Золотая Орда в мировой геополитике играла ведущую роль.
65036. РУСЬ И СТЕПЬ 643.5 KB
  Эти встречи со степью и определяли причудливые изгибы исторических судеб Руси. Соседство со степными просторами предопределило же превращение Руси в Россию когда восторжествовав наконец над Золотой Ордой русский народ приступил к освоению необъятных пространств Евразии.
65037. Золотоордынский город Сарай и роль ханской власти в его истории 32.5 KB
  Особенно большое внимание проблемам возникновения, развития и упадка джучидских городов и роли центральной власти в их судьбах уделял Г.А. Федоров-Давыдов.
65038. К вопросу о хронологии и топографии Селитренного городища эпохи Тохтамыша (1380 – 1396 гг.) 43.5 KB
  Для исследования использовались помимо публикаций материала отчеты Поволжской археологической экспедиции ПАЭ и каталог коллекции монет с Селитренного городища за 1965-1997 гг. Федоровым-Давыдовым 4932 медных и 112 серебряных монет.
65039. СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ: ХРОНОЛОГИЯ И ТОПОГРАФИЯ 254 KB
  Исследование округи Селитренного городища также актуально так как эта тема ещё не была объектом изучения. Целью диссертационной работы является изучение хронологии и топографии Селитренного городища.
65040. Неизвестное сочинение ХIII века 73.5 KB
  Речь идет о вымышленной биографии Чингисхана насыщенной фантастическими эпизодами. Римскую курию интересовал прогноз на будущее: кто они монголы Кто ими правит и к чему они стремятся И хотя брат Иоанн не скрывает каким образом ему удалось получить различные сведения о монголах имя самого...
65041. Образ Чингисхана в мировой литературе XIII-XV веков 101 KB
  Мировую известность Чингисхану обеспечили преемники создавшие к 1260 г. Однако победив хорезмшаха Чингисхан даже не попытался занять всю территорию его царства.
65042. Пожиратели мертвецов 38.5 KB
  Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография. 232-234 Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Есть у них вот какой обычай: когда кого присудят к смерти и по воле государя казнят берут они то тело варят его и едят...
65043. ХРИСТИАНСКИЙ МИР И «ВЕЛИКАЯ МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ» 2.42 MB
  Имя францисканца Иоанна де Плано Карпини хорошо известно читающей публике. Его знаменитое описание дипломатического путешествия по просторам империи Чингис-хана сегодня переведено почти на двадцать языков мира.