63919

Социальная солидарность и социальное отчуждение в перспективе общественного воспроизводства

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Человек не способный понимать всего социально-экономического значения взаимной солидарности никогда не будет истинно свободным истинно честным и истинно благородным человеком. Такие понятия как социальная солидарность и социальное отчуждение достаточно знакомы нашему обществу...

Русский

2014-06-26

69 KB

1 чел.

Доронина О.Е.

г. Иркутск

Социальная солидарность и социальное отчуждение в перспективе общественного воспроизводства

Человек, не способный понимать всего социально-экономического

значения взаимной солидарности, никогда не будет истинно свободным,

истинно честным и истинно благородным человеком.

Николай Васильевич Шелгунов

Такие понятия, как социальная солидарность и социальное отчуждение достаточно знакомы нашему обществу, особенно в 21 веке, когда происходит глубокая трансформация всех сторон бытия российского общества, начавшаяся в последней четверти прошлого века и продолжающаяся по сей день, изменила практически всю структуру общественных отношений, как в её морфологическом, так и содержательном планах. Реформированию подверглись все ключевые институты российского социума, начиная от семьи и заканчивая государственной системой. Самое же главное, что структурные и институциональные изменения не проходят бесследно, они также влияют как на общество, так и на индивида.

В наше время на первый план выходят лозунги «Выживает сильнейший», «Человек человеку волк». Куда же тогда пропадает социальная солидарность, и откуда появляется социальное отчуждение? Ведь люди, проживающие в России всегда были единым целом, и жили по принципу «Отдать последнюю рубашку, главное помочь», почему же 21 век так меняет ценностные ориентиры общества в сторону социального отчуждения.

Цель данной работы – понять, что такое социальная солидарность и социальное отчуждение, проследить, как влияют данные термины на общество и будущее развитие.

I. Выражение социальной солидарности в настоящее и будущее время.

В работах Дюркгейма, социальная солидарность описывается как  главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В условиях глобального процесса развития на первый план выходит вопрос о согласовании и солидаризации интересов, ценностей и потенциалов всех участников общественных отношений, поэтому социальная теория солидаризма, для которой этот вопрос является ключевым, обретает новое звучание и вполне реальные перспективы востребованности.

Попытаемся рассмотреть ресурсы и возможности солидаризма в качестве интерпретационной модели и программы построения новой социальности.

Таким образом, социальная солидарность как ответ на главный вызов современности.

Распад модернистских ценностей и институтов в современном мире стал не просто ощутим — он стал «мейнстримом», доминирующей тенденцией существования, усиливающей хаотизацию и усложняющей динамику бытия.

Очевидно, что мировое сообщество нуждается в новой онтологии, в новой этике, в новой социальности, в новом аппарате видения и моделирования будущего, в новых механизмах согласования интересов и ценностей. Иначе говоря, в новых механизмах выживания и самоорганизации. В условиях глобальной трансформации на первый план выходят новыеэтические основания бытия — этика ненасилия, проблемы доверия и свободной лояльности, а также связанные с ними механизмы самоорганизации и синергетического взаимодействия, технологии «мягкой власти» (soft power) и рефлексивного управления.

Социальная солидарность, основанная на представлении о всеобщей социальной субъектности, которое, в свою очередь, основано на христианском представлении о креативной предназначенности человека и человеческой сотворенности по образу и подобию Божиему, становится потенциальной идеологией самоорганизации и саморазвития амбициозного общества. Поэтому вопрос о согласовании и солидаризации интересов и ценностей всех участников общественных отношений выступает в качестве одного из ключевых для программирования будущего.

В современной России солидаризм пока сравнительно мало рассматривается в качестве системы идей, взглядов и технологий, актуальных при моделировании стратегий социального развития. Тем не менее, интерес к нему возрастает во всем мире — особенно на фоне глобального финансово-экономического и структурного кризисов; нередко он рассматривается чуть ли не как «философский камень» новой эпохи. Можно сказать, что идеология, политическая философия, философия права и политэкономия солидаризма обретают новую жизнь.

Солидаризм нередко путают с солидарностью, однако это явления разного порядка. Солидарность — социальное состояние, присущее человечеству на протяжении всей его истории; солидаризм — политическая идеология, философское учение, социальная технология и соответствующая управленческая практика, основанная на идее общего блага, солидарности и согласовании интересов и ценностей.

Солидарность (франц. solidarite) — общность интересов,единомыслие, единодушие, взаимозависимость, взаимо связан ность, круговая порука, совместная ответственность.

Солидарность можно определить как принцип социального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности.

Солидарность следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов общества для индивидуального и всеобщего блага.

Солидаризм (неосолидаризм) — принцип построения социальной системы, в которой ее члены (граждане, семьи, этносы, религиозные конфессии, социальные группы, политические партии, бизнес-корпорации и др.) обладают реальной правовой и социально-политической субъектностью, на основе чего их права, возможности и интересы могут быть консолидированы и солидаризированы ради достижения консенсусных целей (общего блага) в социальных рамках различного (локального, общенационального, глобального). Отвергая как либеральный индивидуализм, так и тоталитарный эгалитаризм, солидаризм пытается породить собственную «симфоническую» антропологию и онтологию, основанную на балансе индивидуальных и всеобщих интересов.[5] Российский идеолог солидаризма Г.К. Гинс понимал его как «учение о государстве и обществе, этической основой которых является идея солидарности, находящая свое выражение в добровольных объединениях лиц с общими интересами и координации расходящихся интересов государством, действующим в строгом соответствии с демократическими принципами»[1]

Среди уровней солидарности можно назвать следующие:

  •  Общегражданская (общенациональная) солидарность(солидарность политической нации): развивается при помощи символического и культурного ряда (гимна, герба и иных символов государственности), национальной идентичности, национальной культуры, национального информационно-коммуникативного поля. Сюда же относится общегосударственная солидарность различных регионов страны.
  •   Этническая, этнокультурная, языковая, расовая, конфессиональная солидарность: развивается по аналогии с общенациональной солидарностью, однако границы солидаризируемых сообществ могут не совпадать с государственными (например, общенациональная солидарность объединяетвсех россиян как граждан России, тогда как этнокультурная — всех великорусов, живущих как в России, так и за ее пределами, конфессиональная — всех православных во всеммире и т. д.).
  •   Локальная, региональная, субэтническая солидарность:проявляется в культурных и в политических аспектах — в сепаратизме, в требованиях автономизации региона либо федерализации страны.
  •   Гражданская солидарность граждан и общественных организаций как членов гражданского общества: реализуется в создании системы негосударственных структур, обладающих социальной субъектностью и возможностью влиять на государство и государственную политику. Гражданское общество выстраивается именно как самоорганизующийся механизм солидаризации и согласования частных интересов.
  •  Повседневная солидарность граждан: проявляется, в том числе, против государства, его органов и представителей.
  •  Трудовая солидарность работников и работодателей: реализуется в улучшении работодателем условий труда, в увеличении зарплаты, в распределении среди них части прибыли.
  •  Профессиональная (внутриотраслевая) солидарность:реализуется в создании профсоюза, готового отстаивать, защищать и лоббировать профессиональные и трудовые интересы перед государством. При этом работодатели и работники солидаризируются против государства.
  •   Классовая солидарность: реализуется путем создания политического субъекта (партии, движения), готового выражать и отстаивать классовые интересы — вплоть до вхождения во власть или даже захвата власти.
  •   Кастово-сословная солидарность: проявляется в иерархичном построении общества, в параллельном существовании нескольких «этажей» культуры, в разнообразии этических норм, характерных для разных сословий.
  •   Историческая солидарность: проявляется в культивировании связи народа с будущими и прошлыми поколениями, в так называемой политике памяти, основанной на идеологически мотивированной интерпретации историческогопроцесса и системе представлений об «общем прошлом».
  •   Цивилизационная солидарность страны с инымистранами, принадлежащими к одному цивилизационному ареалу: реализуется в создании экономических и политических блоков и союзов, в объединении усилий на международной арене — включая взаимную поддержку в международных организациях, в отказе воевать друг с другом, в отказе интриговать друг против друга, в предоставлении друг другу экономической и военной помощи на льготных условиях.
  •  Экзистенциальная солидарность — «сотворчество» (синергия) человека и Творца, а также соборность как единство членов церкви во Христе: реализуется в духовных практиках и культурной сфере.

Одна из актуальных проблем современного солидаризма заключается в построении адекватной иерархии, в которой преодолевались бы противоречия между различными типами солидарности — скажем, разрешался бы классический для Нового времени конфликт между социальной и национальной (этнокультурной) солидарностями. С проблемой иерархии солидарностей связан самый сложный вопрос в солидаризме — о гражданском обществе как механизме солидаризации и согласования интересов.

II. Отчуждение, как форма социальной коммуникации и социального застоя.

Главная заслуга в истолковании отчуждения как процесса, «включенного» в деятельность людей, принадлежит, пожалуй, Гегелю. Именно он обнаруживает историчность отчуждения, его изменчивый характер, определяемый модификациями структур человеческой деятельности. Гегель рассматривает отчуждение как необходимый момент объективации человеческих сил и их обобществления. В частности, он показывает, что правовые формы гражданского общества, отчужденные от индивидуального бытия людей, оказываются важнейшими составляющими социальности, основанной на законе. Гегель фиксирует внимание на сложной диалектике отчуждения и освоения, в частности, на диалектике приобщения индивида к культуре: работа индивида в формах культуры, его участие в движении этих форм является вместе с тем их индивидуализацией, их переводом на язык личностного бытия.

В учении Маркса под отчуждением понимается превращение процесса и результата человеческой деятельности в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Благодаря отчуждению человек превращается в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, он не может осуществлять контроль над условиями, средствами и продуктом собственного труда, он объективно лишен такого права. Источником и коренной причиной отчуждения является разделение труда, которое порождает частную собственность, товарно-денежные (рыночные) отношения и классовое противостояние в обществе антагонистических формаций . По логике данного учения получается, что для избавления от отчуждения и эксплуатации человека недостаточно уничтожить частную собственность и капитализм, нужно еще уничтожить разделение труда. Но беда в том, что этого сделать невозможно, коллективная человеческая деятельность изначально требует разделения труда.

В своем подходе к проблеме Маркс, в отличие от Гегеля, сделал акцент на предметной самореализации человека, а не только его сознания: именно человек в целом своим утверждением в предметном же мире создает и ситуацию отчуждения, и ситуацию освоения. [2]

О социальном отчуждении, в своей знаменитой работе выражал идеи  Герберт Маркузе. «Понятие отчуждения, - писал Маркузе, - делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия». [3]

Социальное отчуждение как процесс тем самым представляет собой соединение двух взаимосвязанных явлений: процесса разрушения механизмов открытой (свободной) коммуникации с одной стороны и возрастания власти техники над человеческой личностью с другой. Мунье писал что «когда коммуникация ослабевает или нарушается, я глубочайшим образом теряю самого себя: все безумия происходят из неудачи отношений с другими, тогда alter становится alienus, а я в свою очередь становлюсь чуждым самому себе, отчуждённым».[4]

Отчуждение — объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу.

Выделяют следующие формы Отчуждения:

1) Отчуждение деятельности — опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

2) Отчуждение условий деятельности от деятельности — противостояние предпосылок труда (собственность на средства производства, управление, организация труда) субъекту труда;

3) Отчуждение результатов деятельности от субъекта деятельности;

4) Отчуждение теории от практики, порождающее отклонения в сознании и поведении членов общества;

5) Отчуждение социальных структур, институтов от трудящихся — противостояние государственно-бюрократической машины рядовым членам общества. Как правило, отчуждение присуще классово-антагонистическим формациям, однако  отчуждение может иметь место и в условиях государственно-бюрократического, деформированного социализма.

В современном языке под словом «отчуждение» фигурируют три самостоятельных понятия:

1) в теоретическом и практическом праве, включая Гражданский кодекс, отчуждение означает передачу каких-либо имущественных прав (прав собственности) другому физическому или юридическому лицу (как видим, данное понимание восходит к трактовке этого понятия теоретиками общественного договора);

2) отчуждение – это психологическое состояние человека, характеризующее его негативное отношение к окружающей действительности (данное понимание восходит ко второму варианту гегелевской трактовки отчуждения);

3) отчуждение – это объективный социальный процесс, лишающий человека возможности контролировать условия, средства и продукты собственного труда (данный вариант восходит к марксистской концепции отчуждения).

Если объединить два последних варианта в одной дефиниции, то можно получить определение, пригодное для целостной социологической теории отчуждения человека.

Итак, как мы выяснили социальная солидарность имеет несколько уровней. Мы узнали, что такое социальная солидарность и поняли, что она очень важна в нашем обществе. Что благодаря ей мы можем сделать глубокий шаг к развитию солидаризма, ориентированного на субъектность всех без исключения членов общества,на каждого индивида  — это идеология совместного прорыва, совместной творческой эволюции. Это угроза сложившемуся в обществе порядку вещей и отношений, но одновременно это шанс на развитие, это билет в будущее.

Время покажет, способна ли эта возможность превратиться в актуальную реальность, и достаточно ли у солидаризма творческой энергии, чтобы модернизировать и преобразить Россию.

Социальное отчуждение играет не мало важную роль в общественных и иных отношениях.

Отчуждение – это такое мироощущение и умонастроение человека, при которых он воспринимает окружающую действительность (условия бытия, труда и вознаграждения, отношение начальства, установленные нормативные системы, которым он обязан подчиняться) как глубоко несправедливую, чуждую и враждебную ему и которые являются психологическим (субъективным) следствием объективной лишенности человека права контроля условий, средств и продуктов труда и собственной жизни.

Преодоление отчуждение возможно на путях перестройки и обновления общества согласно идеалам социальной справедливости и человечности. Необходимой предпосылкой этого переустройства является демократизация социальной жизни, преодоление бюрократизма, развитие гуманизма и солидаризма.

Список литературы

1.Гинс Г.К. Современный капитализм и предстоящая эпоха (философиясолидаризма) // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М., 2007. С. 118. [электронный ресурс] URL http://www.intelros.ru/pdf/synergia_09_10/2.pdf (дата доступа 16.01.14).

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М.: Знание,1996. - 448с.

3. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Прогресс, 1994. С.15.

4. Мунье Э. Персонализм. М.: Знание, 1993. С.41

5. Окара А.Н. Социальная солидарность как основ нового «миростроительного» проекта / Идеология и философия солидаризма [Электронный ресурс] URL:  http://www.intelros.ru/pdf/synergia_09_10/2.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66317. ПРАЗДНИК УРОЖАЯ 123.5 KB
  О том что фрукты и в том числе яблоки полезны знает каждый. Ей не хотелось быть невежливой но яблоки были такие кислые Летели с юга осы попробовали яблочки разжужжались расплевались Яблонька горько заплакала. Очень ее яблоки кислые.
66318. Мій вибір – здорове життя 102 KB
  Проблема здоров’я людини – одна із найактуальніших проблем сьогодення. В Україні внаслідок несприятливих умов життя збільшується кількість захворювань серед підростаючого покоління, тому збереження здоров’я учнів виходить за межі медичної проблеми, стає соціальною.
66319. На балу у Осени 55 KB
  Ведущая Давайте ребята к нам на праздник приведем Осень Зима красавица суровая Ты подожди ты не спеши Деревья желтые багровые Так праздничны Так хороши И о тебе зиме сверкающей...
66320. Три мушкетёра. 10 лет спустя 155 KB
  Школа Равнение на выпускников школы 2009-2010 Звучит Муз 3; выпускники по одному выходят через арку на сцене спускаются в зал девочкам помогает спуститься со сцены юноша и рассаживаются на свои места.: Все стало так как вы хотели И вот настал...
66321. Сказка о попе и работнике его Балде 237.5 KB
  Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.
66322. БАСКЕТБОЛЬНОЕ ШОУ 31 KB
  В нашей программе вы увидите выступление баскетболистов – профессионалов нашей школы конечно это не профессионалы НБА но тем не менее вы сможете увидеть виртуозное ведение мяча точные броски молниеносные передачи
66323. Байки. Езопова байка «Хлібороб і орел» 89.5 KB
  Тема нашого уроку Езопові байки. Що таке байка З яких частин складається байка Що таке мораль Хто є героями байок Як називають авторів байки Яких байкарів знаєте Чим байка відрізняється від казки Гра З якої байки предмет...
66324. Білокора красуня 67 KB
  Як зовуть її Берізка Назва берізка прийшла до нас із глибокої давнини. Чому радіє берізка Що шепоче теплому вітерцю сонечку Складемо казочку Сонечко та Берізка. Послухайте початок: Жила була собі Берізка.
66325. Учитель творить Людину… 54.5 KB
  Учитель знайомить їх із спогадами про свою першу вчительку українського письменника І. Чендеєм Бесіда за змістом Класний керівник: Який загальний настрій цих спогадів На яких спогадах акцентує увагу письменник Чому навчала дітей учителька Який основний урок виніс письменник з її розповідей...