63920

Влияние Интернета на социально-политические процессы в государстве: «твиттерные революции» в арабском мире

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Вместе с этим меняются и методы воздействия на сознание людей и даже способы ведения войны. Продукт современной операции информационно-психологической войны это сводка новостей СМИ в формате журналистского репортажа...

Русский

2014-06-26

53 KB

1 чел.

Спорова М.А.

г. Ульяновск

Влияние Интернета на социально-политические процессы в государстве: «твиттерные революции» в арабском мире

В последние годы с развитием технологий происходит все больше трансформаций общества. Меняются устои, привычки, мировоззрение людей. Вместе с этим меняются и методы воздействия на сознание людей и даже способы ведения войны.

Одним из последних наиболее значимых событий на международной арене стало явление «твиттерных революций» в восточных и африканских государствах, более известное как «арабская весна». Посредством СМИ и новых медийных технологий информация распространяется все быстрее. Также быстро распространилась и идея недовольства правящей элитой среди граждан арабских государств.

Социальные сети во многом влияют на настроение молодежи, на их взгляды на жизнь, на их устои и жизненные принципы. Зачастую, даже ложная информация воспринимается пользователями популярных сетей, среди которых «фейсбук» и «твиттер», как истина. С помощью социальных сетей все проще манипулировать сознанием людей и проще вести информационную войну. Этот термин означает воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации. Продукт современной операции информационно-психологической войны — это сводка новостей СМИ в формате журналистского репортажа, а в последние годы и в формате так называемых блогов в социальных сетях [2].

Так можно ли принять популярные блоги в «твиттере» и «фейсбуке» за методы ведения информационной войны в арабском мире?

«Арабская весна» волнует мир с декабря 2010 года. С того времени перевороты, революции, вооруженные конфликты, гражданские войны произошли в Тунисе, Алжире, Йемене, Египте, Ливии, Мали, Сирии и во многих других странах Ближнего Востока и Африки. Во многих странах очаги протеста разгораются и по сей день, даже если основной конфликт уже погашен (например, в Египте, Тунисе и Ливане). Самый продолжительный конфликт происходит до сих пор в Сирии. Последние события на международной арене, разразившиеся вокруг этого государства, держат в напряжении весь мир.

Что же касается роли социальных сетей, то, например, когда протестная волна докатилась в 2011 году до Египта, в «твиттере» и «фейсбуке» стали появляться группы и аккаунты, где пользователи - сами по себе - стали готовиться митинговать против руководства страны. Возникла и дата выступлений - 25 января. Никакой политической силы, никаких харизматических лидеров за этим движением не было. Просто людям, которым не все равно, надоело жить так, как они живут, а пример Туниса показал: изменить ситуацию можно.  К 25 января более 90 тысяч пользователей «фейсбук» подтвердили свое участие в мероприятии под названием "День революции".  По окончании рабочего дня на площади Свободы собрались десятки тысяч людей. Руководство Египта охватила паника: сын президента Гамаль Мубарак вместе с семьей уехал из Каира в Лондон. Сам Хосни Мубарак отказался комментировать происходящее. К вечеру того же дня сначала «твиттер», а потом и «фейсбук» заблокировали, но было поздно – протестная волна была уже запущена. Кроме того, пользователи Интернета частично перешли на использование других сетей, а также мобильных приложений и смс.  [5].

На помощь египтянам пришла корпорация Google. Она предоставила жителям страны возможность отправлять сообщения в «твиттер» без подключения к Интернету – через телефон. Для этого было необходимо набрать номер и отправить голосовое сообщение, которое автоматически переправлялось в «твиттер» [6]. И здесь возникает вопрос: боролась ли корпорация за защиту прав человека, старалась ли обеспечить гражданам Египта свободу слова? Или все же западным СМИ с подачи заинтересованных государств было выгодно «подогревать» волнения в одной из стратегически значимых стран Северной Африки?

Египет для Запада очень важен. Во-первых, это самая населенная арабская страна (около 80 миллионов жителей). Она своего рода интеллектуальный и культурный центр арабского мира. Большинство выдающихся арабских писателей, философов, ученых – египтяне. Во-вторых, Египет контролирует Суэцкий канал – важную транспортную артерию. В-третьих, египетско-израильские мирные соглашения очень важны для ближневосточного мирного процесса [6]. Таким образом, позволим себе усомниться  в непричастности западных государств к данной акции.

Однако такие инфокоммуникационные технологии использовались также правящими режимами для дезинформации и преследования оппозиции. Например, правительство Ирана использовало информацию активистов оппозиции на «фейсбук» для их идентификации и ареста [1]. 

Тем не менее, как и любая война, информационная война тоже предусматривает в качестве одного из основных элементов защиту. Нужно уметь не только нападать, но и обороняться.

Хотелось бы отметить, что страны Северной Африки уделяли большое внимание развитию информационных технологий, но не предпринимали практически никаких усилий по обеспечению информационной безопасности. Именно поэтому закрытие на несколько дней доступа к глобальной сети Интернета не принесли необходимых результатов. Изменить ход развития событий подобные радикальные меры были уже не в состоянии.

Одновременно в западной прессе развернулась активная кампания, которая в конечном итоге должна была привести в глазах широкой общественности к резкому падению имиджа и популярности неугодных правителей, которые до недавнего времени считались достаточно влиятельными и авторитетными в арабском мире.

Все эти действия в совокупности привели к подрыву авторитета действующего режима и к революционным переменам [3].

Так какую же роль в итоге сыграли популярные социальные сети и какую новизну они привнесли в современные международные отношения?

Первоначально активисты использовали их, чтобы придать максимальной огласке зарождающиеся протесты, для распространения информации, для содействия организации на местах (например, медицинской помощи, донорства крови), или на площади — для предупреждения об атаках. Но внезапно эта информация перестала поддаваться контролю и стала играть роль, которую никто не ожидал и не планировал. Делая ретвиты сообщения египетского активиста, онлайн-пользователи «тиражировали» его, копируя и распространяя, чем вырвали его из первоначального контекста и поместили в контекст программы собственного «я», своей онлайн-персонификации.

Традиционные медиа работают по-другому: комментаторы говорят, как и что мы должны думать, ежечасно повторяя свой нудный анализ ситуации по круглосуточным новостным каналам. Хорошо поставленные кадры позволяют составить общее представление о ситуации, а их версия происходящего изображает «объективность» и полноту изложения. Одним словом, нет речи о каком-либо взаимодействии с надиктованной и впаянной в определенный контекст информацией.

Впервые наблюдатель с помощью социальных медиа получил возможность создавать сами сообщения, как таковые. Самостоятельно накапливая информацию из множества источников, простой наблюдатель превращался в редактора собственного новостного портала. Тысячи западных пользователей отказались от традиционных новостных СМИ, чтобы на базе различных форумов (от студенческих консультаций до сайтов футбольных фанатов) создать собственные, управляемые пользователями, новостные сайты [4].

Тем не менее, нельзя умалять и роли традиционных СМИ в процессе ведения информационной войны вообще и «арабской весны» в частности.

Например, египетская журналистка и блоггер Мона Эльтахави (Mona Eltahawy) и шеф вашингтонского бюро телекомпании «Аль-Джазира» Абдеррахим Фукара (Abderrahim Foukara) считают заблуждением называть революции в Тунисе, Египте и Ливии «твиттерными». 

«Дело не в Twitter и Facebook. Они не породили смелость, – сказала Эльтахави участникам дискуссии. – Они были нашим орудием, глазами и ушами, позволившими увидеть недовольство народа репрессивными режимами, которые США поддерживали».

Фукара выразил уверенность в том, что новые инфокоммуникационные технологии не заменят традиционные медиа: «Социальные сети сыграли чрезвычайно важную роль в распространении информации о том, что произошло. Они наметили точки и штрихи, которые соединили традиционные медиа – телевидение, радио и прессу. Именно от них общественность получила контекст того, что произошло в Египте» [1].

Таким образом, популярные социальные сети выступали скорее орудием в руках противоборствующих сторон для дезинформации мирного населения, для активного обсуждения им всех происходящих событий, для формирования представления о правящих «тиранах» и для поддержания протестного настроения в неспокойном регионе и во всем мире в целом. А ведь именно это и является целями информационной войны.

Список литературы

  1.  Дубинская И. «Твиттерные революции» арабского мира [Электронный ресурс] / И.Дубинская. – 2011. – URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/twitter-revolutions-2011-03-01-117160328/216720.html
  2.  Манойло А. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта [Электронный ресурс] / А.В.Манойло. – 2005. – URL:  http://psyfactor.org/lib/psywar35.htm
  3.  Панцырев К. Обратная сторона информационного общества в эпоху глобализации: опыт «твиттерных революций» в странах Северной Африки в контексте проблем информационной безопасности» // Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на востоке. – СПб: ВФ СПбГУ, 2013. – С. 366-367.
  4.  Трю Ч. Почему «твиттерная революция» в Египте – миф Запада [электронный ресурс] / Чарльз Трю. – 2013. – URL: http://www.inoforum.ru/inostrannaya_pressa/pochemu_tvitternaya_revolyuciya_v_egipte_mif_zapada/
  5.  Твиттерная революция / Лента.ру [электронный ресурс] URL: http://lenta.ru/articles/2011/01/27/twrewolt/
  6.  Твиттерная революция / Новый репортер [электронный ресурс] URL URL: http://newreporter.org/2011/02/02/tvitternaya-revolyuciya/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73344. Розпад світової колоніальної системи. Японія у другій половині XX — на початку XXI столыття 104.96 KB
  Характеризувати етапи деколонізації процес здобуття незалежності народами Азії та Африки шляхи розвитку незалежних держав азійського та африканського регіонів; пояснювати суть японського економічного дива визначити особливості розвитку Японії наприкінці XX на початку XXI ст...
73345. Объекты графического редактора 285.25 KB
  Цели урока: Обучающая: познакомить с инструментом Штамп; формировать навыки рисования с помощью графического редактора; Развивающая: развивать внимание умение анализировать информацию и делать выводы развивать творческие способности учеников. Тип урока: комбинированный урок. Время урока: 40 минут.
73347. Урок на тему: «Food» 356.14 KB
  The trin crries Food. nd tody we’ll Lerner’s outcomes revise the Food nmes red trnslte prctice nd differentite them mke up sentences nd guess the riddles So let’s strt our journey Wrming up T: Imgine you re in the foodtrin. t the blckbord you cn see some food nmes.
73350. Звук ч, позначення його буквою Ч ч 138.84 KB
  Голосні та приголосні звуки Чим відрізняються приголосні звуки від голосних Як звуки позначаються на письмі Навіщо потрібно вивчати літери Щоб вміти читати слова речення тексти. Який спільний звук мають ці слова Спробуємо визначити який звук ч за звучанням. Які слова із звуком ч ви запам’ятали Які з них вказують на дію предмета Які називають один предмет а які багато предметів
73351. Позакласне читання. Олена Пчілка. «Сосонка» 74.1 KB
  Головний герой твору Івась переживає радість і захоплення. А коли він покинув рідний дім то охопили його і смуток і страх і розпач: Був він Івась а то став уже Ванька. Не витримав Івась чужої хати. Головні герої: Івась Сосонка.
73352. Урок: Дім, милий дім 557.63 KB
  The topic of our lesson is “My house”. Today we’re going to revise the words on topic “House”, we’ll listen to the text and try to represent it in a picture, we’ll revise the usage of the structures THERE IS/ARE and the prepositions of place. And by the end of the lesson we’ll make up the project “My house”.