6395

Мировоззрение и его исторические типы

Реферат

Логика и философия

Мировоззрение и его исторические типы Менталитет и мировоззрение Мировоззрение в современную эпоху Исторические типы мировоззрения Мифология как исторически первый тип мировоззрения Религия как тип мировоззрения Ме...

Русский

2013-01-03

72.5 KB

142 чел.

Мировоззрение и его исторические типы

1.1.Менталитет и мировоззрение

1.2. Мировоззрение в современную эпоху

  1.  Исторические типы мировоззрения
    1.  Мифология как исторически первый тип мировоззрения

1.5.Религия как тип мировоззрения

 1.1.Менталитет и мировоззрение

В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет».

Менталитет – устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.

Менталитет включает в себя знания, верования, ценности, стереотипы мышления и поведения. Складывается он под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и др. факторов на протяжении больших периодов времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладает историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания как «дух эпохи», «характер нации» и т.п.

Приведите примеры менталитетов наций, народностей, религиозных конфессий. Зачем обществу и человеку необходимо изучение менталитета?

«Теоретической» частью менталитета, той, которую можно выразить в понятиях, идеях, является мировоззрение. Это обобщенная модель человеческого мира, способ осознания себя в мире.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире.

Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.

В чем выражается манипуляция человека человеком? К чему она приводит? Всегда ли она во вред человеку? Приведите примеры из различных областей жизни.

Структура мировоззрения:

  1.  Содержание – картина мира.
  2.  Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д. )
  3.  Принципы жизни, определяющие характер деятельности.                 
  4.  Идеалы как решающие жизненные цели.      

Мировоззрение не равноценно знанию, не заключается только в нем. Это неразделимый сплав знания,  нравственности и веры, где каждая составляющая является особой, незаменимой, но в то же время не должна подавлять другие, должна быть удержана в своих границах.

Подумайте, у каждого ли человека  есть мировоззрение? В каком возрасте оно  складывается?

Какие проблемы, встречающиеся в жизни, вы назвали бы мировоззрен-ческими?

Объясните, что такое «жизненные принципы», приведите примеры. Зачем они нужны?

Что такое «идеал»? Какие бывают идеалы? Зачем они нужны человеку?

Чем идеал отличается от кумира?

Используя свои знания и жизненный опыт, объясните, что получится, если  в мировоззрении человека, социальной группы или общества в целом произойдет «перекос» в ту или иную сторону. Какими последствиями это чревато?

1.2. Мировоззрение в современную эпоху

Роль мировоззрения в жизни общества всегда была велика, поскольку деятельность людей  определяется не напрямую обстоятельствами их жизни, а опосредована  их восприятием и пониманием этих обстоятельств. В настоящее же время, в эпоху глобализации, на наших глазах складывается общечеловеческое мировоззрение. Растет понимание ответственности человека, ставшего планетарной силой, за последствия своей деятельности. В этих условиях управление жизнью общества не должно быть делом узкого круга лиц.  Поэтому демократия – это не мода, а настоятельная потребность времени. Все люди должны  принимать участие в обсуждении проблем и принятии решений по самым важным вопросам общественной жизни.  А для этого, как минимум, надо иметь представление об этих вопросах и проблемах, т.е. иметь знания и  собственное мнение.

Но общество неоднородно, оно разделено на большие группы с разными, зачастую противоположными интересами: богатые и бедные, предприниматели и наемные рабочие, городские и сельские жители, верующие и неверующие и т.д. У каждой такой группы – свои взгляды на жизнь, цели, жизненные принципы – своя идеология.  

Идеология - система взглядов на мир через призму государственных, классовых, религиозных и тому подобных интересов.

В обществе идет постоянная борьба между этими группами за власть, влияние, степень участия в управлении обществом. Соответственно мы наблюдаем и  борьбу в сфере идеологии, в результате столкновения взглядов, разных подходов к решению проблем  возникает возможность выбрать лучший вариант. Но иногда, в определенных исторических условиях, одна   группа людей   захватывает  власть  в обществе и навязывает всем остальным  группам  свою  идеологию,  запрещая  остальные.  В  данном  случае  мы   имеем  дело с тотальной идеологизацией общества. Такое общество обречено на застой и, рано или поздно, проигрывает в историческом соревновании. Тоталитарная система разрушается, а в идейной области начинается деидеологизация, т.е. отмена тотальной идеологии и допущение плюрализма.

  

  Что такое плюрализм, в чем он выражается? 

Приведите примеры идеологий, которые существуют в современном российском   обществе.

В чем будет заключаться деидеологизация политики, образования, философии?

Приведите примеры обществ с тоталитарной идеологией.

      Демократия не означает решения всех проблем, автоматического решения всех вопросов, рецептов на все случаи жизни. Это динамическая система, жизнеспособная только при постоянном движении. Открытость новому, постоянная готовность к решению новых задач предполагает необходимость постоянного пополнения знаний, умения осмысливать и отстаивать свою позицию, спорить и сотрудничать. В этом смысле жизнь человека в демократическом обществе «труднее» жизни подданного тоталитарного государства – за него никто не решит, не освободит от тяжкого груза ответственности, от риска свободного выбора.

Что такое демократия? Какое мировоззрение ей соответствует? Почему?

Возможна ли демократия при полном единомыслии в обществе?

Как соотносятся мировоззрение и идеология?

1.3. Исторические типы мировоззрения

         Обыденное мировоззрение. Иначе  его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повседневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складывается стихийно, не требует специального обучения. Выражается в пословицах, поговорках, притчах, баснях и т.п. образцах народной мудрости. Его носителями, в той или иной степени,  являются все взрослые дееспособные люди. Обыденное мировоззрение хорошо отражает насущные нужды и проблемы людей. Помогает ориентироваться в жизни и решать каждодневные проблемы на основе выработанного веками опыта предков. Но у него немало и отрицательных сторон: оно ограничено, противоречиво (причем  эта противоречивость невыявленная, неосознавемая самими носителями этого мировоззрения), эклектично.

        Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности.

Приведите примеры проявления обыденного мировоззрения.

Подумайте, какими путями оно передается.

В новых, нестандартных ситуациях, при необходимости осмысливать глобальные, выходящие за пределы повседневной жизни проблемы, обыденное мировоззрение оказывается бессильным.  Здесь необходимо специализированное мировоззрение. Оно более полное, глубокое и менее противоречивое  по сравнению с обыденным. Именно поэтому само по себе оно не возникает и требует специального обучения, передачи знаний и способов осмысления мира. Носителями его являются особые люди, «специалисты».

Почему при характеристике специализированного мировоззрения мы используем cравнительную, а не превосходную степень?

Приведите примеры ситуаций и проблем, которые не может

осмыслить обыденное мировоззрение.

     Типами специализированного мировоззрения являются мифология, религия, философия. Перед тем как давать характеристику этим видам мировоззрения, сразу отметим, что, раз появившись, они не исчезают, а видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, наслаиваются друг на друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.

1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения

        Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но, при этом, они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно  ориентироваться, а, значит, и действовать. Поэтому первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии.

       В то время люди объясняли мир по аналогии с собой. Все казалось им одушевленным, таким же живым, чувствующим и думающим, как сами люди. И все в мире связано между собой кровнородственными узами. С тех пор мы говорим: «мать –сыра земля», «животные – меньшие братья». Когда-то люди понимали эти выражения буквально.

Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всех его умений и навыков, существование всего на свете. Это было еще не знание в современном смысле этого слова, а, скорее, мироощущение, чувственное переживание единства с миром, природой.

Мифы объединяли общество, задавая нормы, традиции, устанавливая определенный порядок.

При этом поддерживается  гармония между человеком и природой, обществом и индивидом, обеспечивается внутреннее согласие человеческой жизни.

Первобытный человек воспринимал себя как одушевленное существо среди других одушевленных существ, на которые можно влиять, если иметь определенные способности и знания. Практической стороной мифологии была магия – изменение окружающей действительности в нужную для человека сторону при помощи потусторонних сил.

В современном мире сохраняется древняя мифология и возникает новая, на современном материале, но по тем же древним законам. Мифы, их влияние и проявление встречаются во всех сферах нашей жизни.

В быту это сказки. Сказки – обломки древних мифов и по сию пору хранящих заветы предков («сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»). Это былички – коротенькие рассказы о встречах с таинственным и чудесным. Раньше в таких рассказах фигурировали ведьмы, лешие, привидения, а теперь -  НЛО, инопланетяне, «барабашки». Это  суеверия, связанные с представлениями о том, что нас окружают различные зловредные силы и для защиты от них нужно знать определенные приемы – стучать по дереву, плевать через плечо и т.п. Многие обряды и обычаи уходят своими корнями в глубокую древность (похоронные, поминальные, свадебные). Процветают в наше время и магия с колдовством.

Искусство – еще одна область, где мы часто встречаемся с мифологией. Это широкое использование мифологических образов и сюжетов. Зевс, Афродита, Дионис – эти имена хорошо известны современному человеку, их используют поэты, писатели, художники. Современный кинематограф также часто использует старые мифы, а также творит свои. Только мифологизируется уже не природа, а техника (Терминатор, робокоп и т.п.), космос, подсознание. В мифологии всегда важное место занимали герои – полубоги, помощники и защитники людей. Раньше это были Геракл, Прометей, а теперь – супермен.

Наука и паранаука. Латинская приставка «пара» означает  «вокруг», около». Современная наука, действительно, окружена множеством мифов, изложенных при помощи научных терминов. Экстрасенсорика, телекинез, Бермудский треугольник, тайны египетских пирамид и многое другое «объясняется»  псевдонаучными «теоретиками». Древнему человеку не хватало знаний – у современного человека их слишком много, он не успевает их переваривать и усваивать (тем более, что для этого нужно много сил и времени). Жажда таинственного и чудесного с одной стороны и выгодность обмана, сенсации с другой стороны  также способствуют мифологизации сознания.

Политика также часто мифологизирована. Многие идеологии сознательно и неосознанно прибегают к мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские мифы, используя их образы и праздники для пропаганды своих идей. Гитлеровская верхушка увлекалась мистикой,                            окружая себя предсказателями и астрологами. Свастика – древневосточный символ солнца и плодородия.

Сталинизм с его культом вождя, всесильного, всемогущего и всезнающего, переименованием улиц, городов (в мифе имя и его носитель неразрывно связаны – изменение имени ведет к изменению сущности предмета), учением о коммунизме как новом мире – также пронизан мифологией.

Эти мифы развенчаны (хотя для многих еще сохраняют свою притягательность), но на смену им приходят другие: миф о Западе как «земле обетованной», мифы о «России, которую мы потеряли» (для кого-то  «потерянным раем»  выступают годы застоя, для кого-то – дореволюционное самодержавие).

Уничтожить мифы и утопии в общественном сознании невозможно. Но надо учиться жить с ними, не живя по ним, развивать критическое, продуктивное отношение к этой стороне нашей жизни.

Приведите примеры суеверий и докажите их связь с мифологическим пониманием мира.

Какие мифы наиболее распространены в современном российском обществе?

Есть ли у мифосознания положительные стороны? Какие?

Зачем современному человеку изучать мифологию?

1.5.Религия как тип мировоззрения

      По мере развития человеческого общества, накопления знаний и умений возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация: на смену мифологической уверенности  в объяснимости всего мира приходит сомнение, осознание ограниченности и недостаточности знаний. Вместе с сомнением появляется вера, в том числе – религиозная: если мы, люди, знаем и можем не все, то должен быть кто-то всезнающий и всемогущий, опора и гарант нашей жизни и деятельности. Такова первая причина появления религии.

Корни религии уходят в глубокую древность, в мифологию, но как социальное явление религия формируется позже и связано это с изменениями в обществе. На смену первобытному обществу с его однородностью, равенством  приходит общество классовое: появляются бедные и богатые, эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникает отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением  деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоками отчуждения являются обособление человека в процессе производства и возникновение частной собственности. Происходит отчуждение процесса труда (труд становится  вынужденным и подневольным, например, рабским), продуктов труда (то, что произвел раб, ему не принадлежит), культуры (подневольный труженик не имеет возможностей приобщиться ко всем достижениям культуры) и т.д. Такова вторая причина появления религии. Религия – это иллюзорный способ снятия отчуждения, решения неразрешимых проблем.  

Например, подумайте, как в религии (возьмем христианство) решается проблема богатых и бедных, подданных и власти, национальные проблемы и т.д.

      Третья причина  появления религии – психологическая. Религия утешает. Поддерживает человека в несчастьях, дает ему надежду на лучшее (если не в этом, то в загробном мире).

      Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование «священного» начала, являющегося основой существования мира и человека, но недоступного для его понимания.

      Религия исторически обусловлена и неизбежна в жизни общества, поэтому отменять, запрещать ее бесполезно. В случае преследования религиозное миропонимание и мироощущение переходит в другие формы – культ вождя, веру в коммунизм и т.п.

Вспомните и назовите мировые религии. Дайте характеристику одной из них.

Чем отличаются монотеизм и политеизм?

Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны проявления религиозного мировоззрения.

Попытайтесь объяснить причины подъема религиозных настроений в современном  российском обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23827. Програмування повторень 62 KB
  Виконання завдань: Створив додаток який обчислює середнє значення ВВП країни за nроків.Caption a = 0 b = 0 For n = 1 To n a = InputBox Введіть розмір ВВП b = b a Next Label2.Caption = Strb n 1 End Sub Створив додаток який визначає кількість країн ВВП яких перевершує заданий рівень. Назви країн та ВВП вводяться в діалоговому вікні.
23828. Алгоритми, алгоритмізація 90 KB
  Виконання роботи Словесні форми алгоритмів Щоб розвязати квадратне рівняння потрібно: отримати коефіцієнти аbс; якщо а=0 b=0 і с=0 то розвязок може набути будьяких значень; якщо а=0 b=0 і с не дорівнює нулю тоді розвязків немає; якщо а=0 а коефіцієнти b та с не дорівнюють нулю тоді розвязок єдиний і дорівнює х= с b. Якщо коефіцієнт а не дорівнює 0 тоді слід обчислити дискримінант D=b24ac якщо отриманий результат менший нуля то рівняння матиме комплексні корені якщо більше нуля то знаходимо корені рівняння за формулою: ...
23829. Дані та змінні 367.5 KB
  Спроектував додаток Обмін значеннями таким чином щоб після запуску програми на виконання поля на зазначеній формі розміщуються відповідно до своїх написів. Програмний код: Зовнішній вигляд програми до і після завершення виконання : 2. Спроектував додаток який реалізує: зміну положення командної кнопки на екранній формі після активізації командної кнопки; зміну кольору командної кнопки на екранній формі після активізації командної кнопки; зміну розміру командної кнопки на екранній формі після активізації...
23830. Форматування абзаців тексту 974 KB
  Атрибут ALIGN також можна використати з багатьма іншими дескрипторами HTML для вирівнювання зображень вмісту таблиць і інших елементів сторінки. Щоб полегшити їм перегляд можна розбити документ на логічні розділи кожний з яких буде присвячений одній темі. Найкраще використати заголовки вважаючи їх елементами структури документа У заголовках можна використати атрибут ALIGN як і в дескрипторі P .
23831. Форматування за допомогою таблиць 37 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Країни Індокитаю title head body p align= center ; font size= 6 Країни Індокитаю font p div align= center table border= 1 width= 459 height= 216 tr td height= 40 width= 97 rowspan= 2 h3 align= center Країна h3 td td height= 24 width= 347 colspan= 2 h4 Характеристика країни h4 td tr tr td height= 24 width= 169 h5 align= center Населення h5 td td height= 24 width= 172 h5 align= center Площа h5 td tr tr td height= 36 width= 97 align= left valign= top font...
23832. Використання фреймів 34.5 KB
  Вихідний код сторінки: HTML HEAD TITLE FRAMES TITLE HEAD FRAMESET COLS=2575 FRAMESET ROWS=3070 FRAME SRC= zmist.html FRAME SRC= cast.html FRAMESET FRAMESET ROWS=5050 FRAME SRC= inflist.html FRAME SRC= empty.
23833. Використання каскадних листів стилів 29.5 KB
  Виконання завдань: Створити три гіпертекстових сторінки з наступними характеристиками: Для першої сторінки: визначити стиль для документу фон блакитний; визначити стиль для заголовку шрифт Arial колір червоний вирівнювання за центром сторінки; визначити стиль для абзацу шрифт Sans Serif курсив. Для другої сторінки: визначити стиль для заголовку шрифт Times New Roman розмір 14 пунктів колір зелений; визначити стиль для абзацу шрифт Courier напівжирний. Для третьої сторінки розбитої на два розділи: застосувати стиль 1ої...
23834. Створення та налагодження форм 34.5 KB
  html fieldset style= padding: 2 legend Характеристики legend p Назва країни: span lang= uk nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp; span input type= text name= T1 size= 20 p p span lang= uk Місце розташування: span span lang= uk nbsp;nbsp;nbsp; span input type= text name= T1 size= 20 p p span lang= uk Столиця span : span lang= uk nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp;nbsp; span nbsp; input...
23835. Форматування символів 38 KB
  Вихідний код сторінки: html head title Країни АСЕАН title head body BGCOLOR=Black TEXT=White BASEFONT SIZE=3 H1 ALIGN=CENTER FONT COLOR= RED Малайзія FONT H1 H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Comic Sans MS COLOR = YELLOW Столиця FONT H3 P SAMP U Столиця КуалаЛумпур. U SAMP P H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Comic Sans MS COLOR = YELLOW Географічне розташування FONT H3 P EM Малайзія розташована в екваторіальному поясі. EM P H3 ALIGN=LEFT FONT FACE= Comic Sans MS COLOR = YELLOW Державний устрій FONT H3 P B Малайзія це федерація яка складається з 13 штатів...