6395

Мировоззрение и его исторические типы

Реферат

Логика и философия

Мировоззрение и его исторические типы Менталитет и мировоззрение Мировоззрение в современную эпоху Исторические типы мировоззрения Мифология как исторически первый тип мировоззрения Религия как тип мировоззрения Ме...

Русский

2013-01-03

72.5 KB

138 чел.

Мировоззрение и его исторические типы

1.1.Менталитет и мировоззрение

1.2. Мировоззрение в современную эпоху

  1.  Исторические типы мировоззрения
    1.  Мифология как исторически первый тип мировоззрения

1.5.Религия как тип мировоззрения

 1.1.Менталитет и мировоззрение

В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет».

Менталитет – устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.

Менталитет включает в себя знания, верования, ценности, стереотипы мышления и поведения. Складывается он под влиянием географических, исторических, экономических, религиозных и др. факторов на протяжении больших периодов времени, поэтому во многом не осознается своими носителями и является очень устойчивым, трудно поддающимся внешним воздействиям. В менталитете явно преобладает историческое над современным, социальное над индивидуальным, бессознательное над сознательным. Говоря о больших массах людей и о больших временных периодах, мы можем употреблять такие словосочетания как «дух эпохи», «характер нации» и т.п.

Приведите примеры менталитетов наций, народностей, религиозных конфессий. Зачем обществу и человеку необходимо изучение менталитета?

«Теоретической» частью менталитета, той, которую можно выразить в понятиях, идеях, является мировоззрение. Это обобщенная модель человеческого мира, способ осознания себя в мире.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя самого, на свое место в мире.

Если у человека нет своего, самостоятельного мировоззрения, он не способен осмыслить свое место в нем, выбрать цели и направление своей деятельности, легко подпадает под влияние других людей, становится объектом манипуляций. То же самое относится к большим социальным группам, обществу в целом.

В чем выражается манипуляция человека человеком? К чему она приводит? Всегда ли она во вред человеку? Приведите примеры из различных областей жизни.

Структура мировоззрения:

  1.  Содержание – картина мира.
  2.  Способ осознания действительности, построения картины мира (может быть мифологическим, религиозным, философским, научным, обыденным и т.д. )
  3.  Принципы жизни, определяющие характер деятельности.                 
  4.  Идеалы как решающие жизненные цели.      

Мировоззрение не равноценно знанию, не заключается только в нем. Это неразделимый сплав знания,  нравственности и веры, где каждая составляющая является особой, незаменимой, но в то же время не должна подавлять другие, должна быть удержана в своих границах.

Подумайте, у каждого ли человека  есть мировоззрение? В каком возрасте оно  складывается?

Какие проблемы, встречающиеся в жизни, вы назвали бы мировоззрен-ческими?

Объясните, что такое «жизненные принципы», приведите примеры. Зачем они нужны?

Что такое «идеал»? Какие бывают идеалы? Зачем они нужны человеку?

Чем идеал отличается от кумира?

Используя свои знания и жизненный опыт, объясните, что получится, если  в мировоззрении человека, социальной группы или общества в целом произойдет «перекос» в ту или иную сторону. Какими последствиями это чревато?

1.2. Мировоззрение в современную эпоху

Роль мировоззрения в жизни общества всегда была велика, поскольку деятельность людей  определяется не напрямую обстоятельствами их жизни, а опосредована  их восприятием и пониманием этих обстоятельств. В настоящее же время, в эпоху глобализации, на наших глазах складывается общечеловеческое мировоззрение. Растет понимание ответственности человека, ставшего планетарной силой, за последствия своей деятельности. В этих условиях управление жизнью общества не должно быть делом узкого круга лиц.  Поэтому демократия – это не мода, а настоятельная потребность времени. Все люди должны  принимать участие в обсуждении проблем и принятии решений по самым важным вопросам общественной жизни.  А для этого, как минимум, надо иметь представление об этих вопросах и проблемах, т.е. иметь знания и  собственное мнение.

Но общество неоднородно, оно разделено на большие группы с разными, зачастую противоположными интересами: богатые и бедные, предприниматели и наемные рабочие, городские и сельские жители, верующие и неверующие и т.д. У каждой такой группы – свои взгляды на жизнь, цели, жизненные принципы – своя идеология.  

Идеология - система взглядов на мир через призму государственных, классовых, религиозных и тому подобных интересов.

В обществе идет постоянная борьба между этими группами за власть, влияние, степень участия в управлении обществом. Соответственно мы наблюдаем и  борьбу в сфере идеологии, в результате столкновения взглядов, разных подходов к решению проблем  возникает возможность выбрать лучший вариант. Но иногда, в определенных исторических условиях, одна   группа людей   захватывает  власть  в обществе и навязывает всем остальным  группам  свою  идеологию,  запрещая  остальные.  В  данном  случае  мы   имеем  дело с тотальной идеологизацией общества. Такое общество обречено на застой и, рано или поздно, проигрывает в историческом соревновании. Тоталитарная система разрушается, а в идейной области начинается деидеологизация, т.е. отмена тотальной идеологии и допущение плюрализма.

  

  Что такое плюрализм, в чем он выражается? 

Приведите примеры идеологий, которые существуют в современном российском   обществе.

В чем будет заключаться деидеологизация политики, образования, философии?

Приведите примеры обществ с тоталитарной идеологией.

      Демократия не означает решения всех проблем, автоматического решения всех вопросов, рецептов на все случаи жизни. Это динамическая система, жизнеспособная только при постоянном движении. Открытость новому, постоянная готовность к решению новых задач предполагает необходимость постоянного пополнения знаний, умения осмысливать и отстаивать свою позицию, спорить и сотрудничать. В этом смысле жизнь человека в демократическом обществе «труднее» жизни подданного тоталитарного государства – за него никто не решит, не освободит от тяжкого груза ответственности, от риска свободного выбора.

Что такое демократия? Какое мировоззрение ей соответствует? Почему?

Возможна ли демократия при полном единомыслии в обществе?

Как соотносятся мировоззрение и идеология?

1.3. Исторические типы мировоззрения

         Обыденное мировоззрение. Иначе  его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повседневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складывается стихийно, не требует специального обучения. Выражается в пословицах, поговорках, притчах, баснях и т.п. образцах народной мудрости. Его носителями, в той или иной степени,  являются все взрослые дееспособные люди. Обыденное мировоззрение хорошо отражает насущные нужды и проблемы людей. Помогает ориентироваться в жизни и решать каждодневные проблемы на основе выработанного веками опыта предков. Но у него немало и отрицательных сторон: оно ограничено, противоречиво (причем  эта противоречивость невыявленная, неосознавемая самими носителями этого мировоззрения), эклектично.

        Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности.

Приведите примеры проявления обыденного мировоззрения.

Подумайте, какими путями оно передается.

В новых, нестандартных ситуациях, при необходимости осмысливать глобальные, выходящие за пределы повседневной жизни проблемы, обыденное мировоззрение оказывается бессильным.  Здесь необходимо специализированное мировоззрение. Оно более полное, глубокое и менее противоречивое  по сравнению с обыденным. Именно поэтому само по себе оно не возникает и требует специального обучения, передачи знаний и способов осмысления мира. Носителями его являются особые люди, «специалисты».

Почему при характеристике специализированного мировоззрения мы используем cравнительную, а не превосходную степень?

Приведите примеры ситуаций и проблем, которые не может

осмыслить обыденное мировоззрение.

     Типами специализированного мировоззрения являются мифология, религия, философия. Перед тем как давать характеристику этим видам мировоззрения, сразу отметим, что, раз появившись, они не исчезают, а видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, наслаиваются друг на друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.

1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения

        Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но, при этом, они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно  ориентироваться, а, значит, и действовать. Поэтому первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии.

       В то время люди объясняли мир по аналогии с собой. Все казалось им одушевленным, таким же живым, чувствующим и думающим, как сами люди. И все в мире связано между собой кровнородственными узами. С тех пор мы говорим: «мать –сыра земля», «животные – меньшие братья». Когда-то люди понимали эти выражения буквально.

Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всех его умений и навыков, существование всего на свете. Это было еще не знание в современном смысле этого слова, а, скорее, мироощущение, чувственное переживание единства с миром, природой.

Мифы объединяли общество, задавая нормы, традиции, устанавливая определенный порядок.

При этом поддерживается  гармония между человеком и природой, обществом и индивидом, обеспечивается внутреннее согласие человеческой жизни.

Первобытный человек воспринимал себя как одушевленное существо среди других одушевленных существ, на которые можно влиять, если иметь определенные способности и знания. Практической стороной мифологии была магия – изменение окружающей действительности в нужную для человека сторону при помощи потусторонних сил.

В современном мире сохраняется древняя мифология и возникает новая, на современном материале, но по тем же древним законам. Мифы, их влияние и проявление встречаются во всех сферах нашей жизни.

В быту это сказки. Сказки – обломки древних мифов и по сию пору хранящих заветы предков («сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»). Это былички – коротенькие рассказы о встречах с таинственным и чудесным. Раньше в таких рассказах фигурировали ведьмы, лешие, привидения, а теперь -  НЛО, инопланетяне, «барабашки». Это  суеверия, связанные с представлениями о том, что нас окружают различные зловредные силы и для защиты от них нужно знать определенные приемы – стучать по дереву, плевать через плечо и т.п. Многие обряды и обычаи уходят своими корнями в глубокую древность (похоронные, поминальные, свадебные). Процветают в наше время и магия с колдовством.

Искусство – еще одна область, где мы часто встречаемся с мифологией. Это широкое использование мифологических образов и сюжетов. Зевс, Афродита, Дионис – эти имена хорошо известны современному человеку, их используют поэты, писатели, художники. Современный кинематограф также часто использует старые мифы, а также творит свои. Только мифологизируется уже не природа, а техника (Терминатор, робокоп и т.п.), космос, подсознание. В мифологии всегда важное место занимали герои – полубоги, помощники и защитники людей. Раньше это были Геракл, Прометей, а теперь – супермен.

Наука и паранаука. Латинская приставка «пара» означает  «вокруг», около». Современная наука, действительно, окружена множеством мифов, изложенных при помощи научных терминов. Экстрасенсорика, телекинез, Бермудский треугольник, тайны египетских пирамид и многое другое «объясняется»  псевдонаучными «теоретиками». Древнему человеку не хватало знаний – у современного человека их слишком много, он не успевает их переваривать и усваивать (тем более, что для этого нужно много сил и времени). Жажда таинственного и чудесного с одной стороны и выгодность обмана, сенсации с другой стороны  также способствуют мифологизации сознания.

Политика также часто мифологизирована. Многие идеологии сознательно и неосознанно прибегают к мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские мифы, используя их образы и праздники для пропаганды своих идей. Гитлеровская верхушка увлекалась мистикой,                            окружая себя предсказателями и астрологами. Свастика – древневосточный символ солнца и плодородия.

Сталинизм с его культом вождя, всесильного, всемогущего и всезнающего, переименованием улиц, городов (в мифе имя и его носитель неразрывно связаны – изменение имени ведет к изменению сущности предмета), учением о коммунизме как новом мире – также пронизан мифологией.

Эти мифы развенчаны (хотя для многих еще сохраняют свою притягательность), но на смену им приходят другие: миф о Западе как «земле обетованной», мифы о «России, которую мы потеряли» (для кого-то  «потерянным раем»  выступают годы застоя, для кого-то – дореволюционное самодержавие).

Уничтожить мифы и утопии в общественном сознании невозможно. Но надо учиться жить с ними, не живя по ним, развивать критическое, продуктивное отношение к этой стороне нашей жизни.

Приведите примеры суеверий и докажите их связь с мифологическим пониманием мира.

Какие мифы наиболее распространены в современном российском обществе?

Есть ли у мифосознания положительные стороны? Какие?

Зачем современному человеку изучать мифологию?

1.5.Религия как тип мировоззрения

      По мере развития человеческого общества, накопления знаний и умений возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация: на смену мифологической уверенности  в объяснимости всего мира приходит сомнение, осознание ограниченности и недостаточности знаний. Вместе с сомнением появляется вера, в том числе – религиозная: если мы, люди, знаем и можем не все, то должен быть кто-то всезнающий и всемогущий, опора и гарант нашей жизни и деятельности. Такова первая причина появления религии.

Корни религии уходят в глубокую древность, в мифологию, но как социальное явление религия формируется позже и связано это с изменениями в обществе. На смену первобытному обществу с его однородностью, равенством  приходит общество классовое: появляются бедные и богатые, эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникает отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением  деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоками отчуждения являются обособление человека в процессе производства и возникновение частной собственности. Происходит отчуждение процесса труда (труд становится  вынужденным и подневольным, например, рабским), продуктов труда (то, что произвел раб, ему не принадлежит), культуры (подневольный труженик не имеет возможностей приобщиться ко всем достижениям культуры) и т.д. Такова вторая причина появления религии. Религия – это иллюзорный способ снятия отчуждения, решения неразрешимых проблем.  

Например, подумайте, как в религии (возьмем христианство) решается проблема богатых и бедных, подданных и власти, национальные проблемы и т.д.

      Третья причина  появления религии – психологическая. Религия утешает. Поддерживает человека в несчастьях, дает ему надежду на лучшее (если не в этом, то в загробном мире).

      Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование «священного» начала, являющегося основой существования мира и человека, но недоступного для его понимания.

      Религия исторически обусловлена и неизбежна в жизни общества, поэтому отменять, запрещать ее бесполезно. В случае преследования религиозное миропонимание и мироощущение переходит в другие формы – культ вождя, веру в коммунизм и т.п.

Вспомните и назовите мировые религии. Дайте характеристику одной из них.

Чем отличаются монотеизм и политеизм?

Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны проявления религиозного мировоззрения.

Попытайтесь объяснить причины подъема религиозных настроений в современном  российском обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63857. Трансформация социокультурного пространства в рамках экономической системы 52.5 KB
  На современном этапе развития социально-экономической формации возникает потребность в изучении и анализе социального пространства с междисциплинарных позиций в силу возрастающего влияния на все сферы жизни общества. Базовыми характеристиками современного общества выступают...
63858. Социальная идентичность: гендерный аспект 54 KB
  Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. В своей книге Детство и общество Эриксон писал: Я могу попытаться более явно представить суть идентичности только рассмотрев ее с разных точек зрения.
63859. Экономические условия и политические аспекты трансформации социокультурного пространства в истории России 59.5 KB
  Если говорить о категориях институциональной жизни общества то можно выделить множество сфер которые подвергаются изменениям. Оно определяет общие ориентиры поведения людей совокупность социокультурных норм и ценностей общества которые и определяют это поведение.
63860. Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования 24.12 KB
  В условиях ограниченности собственных финансовых средств требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований а также отдельных целевых программ необходимо привлекать инвестиции аккумулировать сбережения и накопления граждан...
63861. Проблемы защиты коренных народов 44 KB
  В Приангарье проживает 1950 человек которые относятся к категории коренных малочисленных народов КМН 1272 эвенка и 678 тофаларов по переписи населения 2010 года. Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106пп утверждена долгосрочная целевая программа...
63862. Причины изменения языка в разных социальных группах 47.5 KB
  Эти слова прижились и использует в повседневной речи. Часто употребляемые молодыми людьми слова и выражения не понятны взрослым нашим родителям бабушкам дедушкам. От слова €œботать учиться эти и многие другие слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок.
63863. «Другие»: оценка гомосексуальности в разных культурах 24.08 KB
  Сегодня СМИ затрагивают абсолютно любые темы. Общество стало свободным, открытым. На просторах интернета можно найти ответы на любую тему. Эти изменения коснулись не только, каких либо масштабных процессов (внутренняя и внешняя политика), но и более личностных.
63864. Анализ государственной языковой политики республик в составе Российской Федерации через призму Интернет-сайтов их органов власти 39.33 KB
  Российская Федерация состоит из 83 субъектов 21 из которых являются республиками. Таблица 1 Государственные языки и титульные этносы в республиках России Республика Государственные языки Доля титульного этноса...
63865. Изменение социальных отношений и институтов 23.82 KB
  Меняется время меняются социальные институты и социальные отношения. Социальные институты от лат. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил определяющих так её поведение.