6396

Философия как тип мировоззрения

Реферат

Логика и философия

Философия как тип мировоззрения Философия и другие типы мировоззрения Структура философии Различные типы философствования Философия и другие типы мировоззрения Любое мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В ми...

Русский

2013-01-03

62.5 KB

36 чел.

Философия как тип мировоззрения

1. Философия и другие типы мировоззрения

2. Структура философии

3. Различные типы философствования

1. Философия и другие типы мировоззрения

Любое  мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В мифологии и религии этот смысл  дан заранее, он находится свыше и вне человека (судьба, рок, божественный замысел и т.п.) и может открываться ему при определенных условиях.

Философия занята поисками смысла, который не дан заранее, а возникает в процессе человеческой деятельности. Это рефлексия над всем миром человеческой деятельностью и культуры. Рефлексия (в широком смысле слова) – самоанализ, размышление над самим собой. Философская рефлексия предполагает принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает  «любовь к мудрости». Предельные, универсальные основы существования человека и мира – вот что интересует философию.

Средством философского анализа является умозрение, абстрактное мышление.

Абстракция (лат.) – отвлечение. Это способ мышления, который предполагает выделение главного и существенного  в исследуемом объекте и отбрасывание неважного, второстепенного. Получается, что абстрактное мышление – мысленное воспроизведение реальности в ее существенных свойствах.

 Подумайте, в каких областях мы встречаемся с  абстрактным мышлением.

 Приведите примеры.

 Почему «абстрактная живопись» так называется?

Философия схожа с мифологией и религией стремлением понять мир как целое, выявить связь человека и мира. Но средствами осмысления у мифологии и религии являются в основном  образы и эмоции. А полученные в результате представления принимаются на веру. Философия же, как и наука, стремятся к постижению объективной истины, которое требует доказательств и обоснований. Девизом философов с древности является: «Подвергай все сомнению». Средствами постижения мира у них являются понятия. В то же время, наверное, не стоит называть философию наукой, как это делается в некоторых словарях и учебниках. Ведь кроме знаний философия включает ценностные ориентации, убеждения, идеалы, которые невозможно обосновать научными средствами. Рассмотрев же структуру философии можно убедиться, что она имеет дело с проблемами, которые не входят в компетенцию науки.

Почему нет немецкой физики, русской математики и т.п., но есть немецкая, русская философия?

 

Помимо национальной ориентации философии необходимо отметить личностный характер философского творчества: если научные теории, как правило, имеют безличностный характер (одно и то же открытие может быть сделано несколькими учеными, недаром многие законы и теории носят имена нескольких первооткрывателей), то философские произведения неповторимы как произведения литературные, на них неизгладимый отпечаток не только эпохи, но и личности мыслителя, они уникальны.

Роль философии в обществе можно рассмотреть через ее функции.

  1.  Мировоззренческая. Философия выступает как основа мировоззрения, способ осмысления себя в мире, она ориентирует и направляет деятельность человека, помогает осознавать цели и смысл жизни.
  2.  Методологическая. Философия формулирует основные методы и категории, при помощи которых происходит осмысление мира.
  3.  Критическая. Ничего не принимая на веру, философия критически осмысливает  основы деятельности и мышления, в том числе и философского, выявляет заблуждения, ошибки, противоречия. А также помогает выявить позитивные стороны и желательные тенденции в развитии человека и общества.
  4.  Культурная. Концентрируя в себе опыт и знания многих поколений людей, философия вписывает человека в общественную жизнь, позволяет осмыслить ее как звено в историческом развитии социального целого.

2. Структура философии

Как всякая обширная теоретическая область, философия делится на ряд разделов в зависимости от предмета изучения. Назовем основные, центральные разделы.

Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия. В рамках этого раздела выясняется: что такое мир? Как он устроен? Почему именно так?

Гносеология – раздел философии, учение о познании. Здесь ставятся проблемы: как возможно познание? Какие способы познания существуют? Что такое истина и как можно ее проверить и т.д.

Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности. Что такое человек? В чем смысл его существования? Какое место занимает он в мире?

Аксиология – раздел философии, учение о ценностях. Какие нормы, принципы, идеалы и т.п. регулируют жизнь и деятельность людей? Откуда они берутся? Зачем они нужны?

Социальная философия – учение об обществе: когда, как и почему оно появилось? Как устроено и как функционирует? Как оно развивается и можно ли выявить законы этого развития и т.д.

В последнее время к этим традиционным разделам философии прибавились новые: философия науки, философия техники, политическая философия и т.д.

Кроме того, изучение философии всегда является изучением истории философии, в отличие от науки философия не отбрасывает предыдущие стадии своего развития, а все время воспроизводит их, заново обращаясь к идеям и учениям всех предыдущих эпох. Ведь философские проблемы являются вечными, и каждому поколению приходится ставить и разрешать их заново, обращаясь при этом к опыту предшественников.

К философии тесно примыкает целый ряд наук, которые отделились от нее и стали самостоятельными разделами познания, но продолжают опираться на нее в своих исследованиях:  этика, эстетика, логика, культурология, политология, социология и т.д.

Если вы изучали эти науки, вспомните их содержание и попытайтесь обосновать их близость к философии.

3. Различные типы философствования

Проблемы, которые ставит перед собой философия, относятся к коренным, вечным проблемам бытия, на них невозможно дать однозначные ответы, поэтому открывается широкое поле для споров и дискуссий. Обратите внимание на то, что построение философской системы требует строгости и последовательности: приняв исходные принципы, мыслитель может вывести из них не любые, а точно определенные выводы.

«Основной вопрос философии» и варианты его решения

Этот вопрос называется основным, потому что  каждый философ в той или иной степени сталкивается с ним, хотя, может быть, и не напрямую. Поэтому не все философские школы и направления признают этот вопрос. Но в процессе изучения философии он удобен  для классификации и обзора различных учений.

Первая сторона этого вопроса – онтологическая: что первично (материя или сознание, природа или дух и т.п.)? Сначала необходимо определиться относительно количества первоначал. Возможны три основные позиции:

Монизм – философское направление, которое признает одно первоначало мира.

Дуализм признает два первоначала – и материю, и сознание.

Плюрализм – признание множественности первоначал.

Монизм и плюрализм бывают материалистическими и идеалистическими.

 Материализм – философское направление, которое утверждает, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и на каком-то этапе своего развития порождает сознание, либо сознание всегда присуще материи в качестве свойства.

Следует обратить внимание на то, что мы никак не можем доказать или подтвердить первичность материи, данное положение высказывается как постулат. Постулат – утверждение, недоказуемое в рамках данной системы, и берущееся в качестве исходного положения для дальнейших рассуждений. Любая теоретическая система основана на некотором количестве постулатов.

 Приведите примеры постулатов и их использования в различных науках.

 Идеализм – философское направление, которое утверждает,  что сознание первично, а материя вторична, т.е. либо сознание творит материю на каком-либо этапе своего существования, либо заставляет двигаться вечно существующую, но пассивную материю.

Идеализм делится на два направления:

 Объективный идеализм – это философское направление, которое в качестве первоосновы признает надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.п.).

 Субъективный идеализм в качестве первоосновы признает личностное, человеческое сознание. Крайняя степень субъективного идеализма, учение, которое утверждает, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение называется солипсизм. (Как правило, чтобы избежать солипсизма и объяснить похожесть отдельных человеческих сознаний, а значит и возможность их контакта, субъективные идеалисты прибегают к опоре на объективный идеализм, например, возможно утверждение, что «так устроил Бог»).

Вторая сторона основного вопроса философии (гносеологическая): познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос и являются гносеологическими оптимистами, но следует учесть, что, утверждая «Да, мир познаваем», они имеют в виду не одно и то же.

Для материалистов мир – это саморазвивающаяся природа, она на определенном этапе своего развития порождает человека, который своим сознанием способен отражать ее закономерности (которые являются и его закономерностями).

Для объективных идеалистов миром будет высшее сознание, которое породило природу и человека и  может  открываться ему при определенных обстоятельствах.

Для субъективных идеалистов мир – это наши, человеческие мысли и ощущения, а познание означает наведение в них порядка.

Как видим, под одними и теми же терминами могут иметься в виду совершенно разные представления (так бывает не только в философии), значит, перед тем как начинать дискуссию, необходимо «определиться в понятиях».

 Скептицизм – это учение, которое сомневается в познаваемости мира или отказывается отвечать на этот вопрос.

 Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость мира.

Помимо рассмотренных в философии существует еще много направлений, различающихся по разным основаниям:

 Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире.

 Метафизика  - учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире.

 Рационализм ( от лат. «рацио» – разум) – учение, утверждающее, что мир устроен разумно, законосообразно и поэтому познаваем.

 Иррационализм – учение, утверждающее, что мир устроен неразумно, хаотично, поэтому познать его невозможно.

Можно упомянуть оптимизм и пессимизм, теизм и атеизм и т.д.

 

Эти понятия явно вам знакомы. Попытайтесь самостоятельно дать определения. Как вы  думаете, атеизм и неверие в Бога – это одно и тоже?

Некоторые люди, считающие четкость и однозначность признаками настоящей теории,  в этом многообразии направлений усматривают недостаток философии. Но даже современная наука утверждает, что мир бесконечно разнообразен, и отразить его единственно непротиворечивым способом невозможно. Каждое из философских   направлений верно отражает какую-то сторону действительности, а выбор каждого мыслителя обусловлен социальными и гносеологическими причинами.

Философ, осмысливая мир, выражает не только и не столько личную позицию, сколько мировоззрение той социальной группы, с которой он себя отождествляет.  Например, буржуазия Нового времени была классом «на подъеме», верящим в безграничные возможности промышленного производства: многие мыслители того времени были материалистами и оптимистами.

Сам процесс познания порождает ситуации, подталкивающие мыслителей к различным гносеологическим позициям. Осознание трудностей познания порождает скептицизм. Развитие абстрактного мышления, оперирующего с идеальными объектами (понятиями, идеями и т.д.) привело некоторых античных философов к выводу, что идеи являются первоосновой мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46663. Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся 25 KB
  Режим работы во время занятий должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха зависит от возраста учащихся темы. Эргономические факторы при организации работы в мастерских эргономика наука изучающая возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда которые делают труд высокопроизводительным и в тоже время обеспечивают работающему необходимые удобства сохраняя его силы здоровье и работоспособность. Рассказывать технику безопасности...
46666. Виразність та образність мови, її чистота. Просторічні слова, жаргонізми, діалектизми, канцеляризми та професіоналізми, лайливі та вульгарні слова в лексиці та лексиконі окремої особи 25 KB
  Просторічні слова жаргонізми діалектизми канцеляризми та професіоналізми лайливі та вульгарні слова в лексиці та лексиконі окремої особи. Чистота це ознака мови яка характеризує її як правильну відповідно до норм літературної мови у ній відсутні незагальновживані слова. Незагальновживані слова це слова уживання яких обмежене сферою спілкування та поширенням. Їх поділяють на: розмовні слова вживаються лише у побутовому спілкуванні; ті які мають особливо експресивне забарвлення просторіччя: злигатися жерти лаболаторія мамуся...