6396

Философия как тип мировоззрения

Реферат

Логика и философия

Философия как тип мировоззрения Философия и другие типы мировоззрения Структура философии Различные типы философствования Философия и другие типы мировоззрения Любое мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В ми...

Русский

2013-01-03

62.5 KB

36 чел.

Философия как тип мировоззрения

1. Философия и другие типы мировоззрения

2. Структура философии

3. Различные типы философствования

1. Философия и другие типы мировоззрения

Любое  мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В мифологии и религии этот смысл  дан заранее, он находится свыше и вне человека (судьба, рок, божественный замысел и т.п.) и может открываться ему при определенных условиях.

Философия занята поисками смысла, который не дан заранее, а возникает в процессе человеческой деятельности. Это рефлексия над всем миром человеческой деятельностью и культуры. Рефлексия (в широком смысле слова) – самоанализ, размышление над самим собой. Философская рефлексия предполагает принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает  «любовь к мудрости». Предельные, универсальные основы существования человека и мира – вот что интересует философию.

Средством философского анализа является умозрение, абстрактное мышление.

Абстракция (лат.) – отвлечение. Это способ мышления, который предполагает выделение главного и существенного  в исследуемом объекте и отбрасывание неважного, второстепенного. Получается, что абстрактное мышление – мысленное воспроизведение реальности в ее существенных свойствах.

 Подумайте, в каких областях мы встречаемся с  абстрактным мышлением.

 Приведите примеры.

 Почему «абстрактная живопись» так называется?

Философия схожа с мифологией и религией стремлением понять мир как целое, выявить связь человека и мира. Но средствами осмысления у мифологии и религии являются в основном  образы и эмоции. А полученные в результате представления принимаются на веру. Философия же, как и наука, стремятся к постижению объективной истины, которое требует доказательств и обоснований. Девизом философов с древности является: «Подвергай все сомнению». Средствами постижения мира у них являются понятия. В то же время, наверное, не стоит называть философию наукой, как это делается в некоторых словарях и учебниках. Ведь кроме знаний философия включает ценностные ориентации, убеждения, идеалы, которые невозможно обосновать научными средствами. Рассмотрев же структуру философии можно убедиться, что она имеет дело с проблемами, которые не входят в компетенцию науки.

Почему нет немецкой физики, русской математики и т.п., но есть немецкая, русская философия?

 

Помимо национальной ориентации философии необходимо отметить личностный характер философского творчества: если научные теории, как правило, имеют безличностный характер (одно и то же открытие может быть сделано несколькими учеными, недаром многие законы и теории носят имена нескольких первооткрывателей), то философские произведения неповторимы как произведения литературные, на них неизгладимый отпечаток не только эпохи, но и личности мыслителя, они уникальны.

Роль философии в обществе можно рассмотреть через ее функции.

  1.  Мировоззренческая. Философия выступает как основа мировоззрения, способ осмысления себя в мире, она ориентирует и направляет деятельность человека, помогает осознавать цели и смысл жизни.
  2.  Методологическая. Философия формулирует основные методы и категории, при помощи которых происходит осмысление мира.
  3.  Критическая. Ничего не принимая на веру, философия критически осмысливает  основы деятельности и мышления, в том числе и философского, выявляет заблуждения, ошибки, противоречия. А также помогает выявить позитивные стороны и желательные тенденции в развитии человека и общества.
  4.  Культурная. Концентрируя в себе опыт и знания многих поколений людей, философия вписывает человека в общественную жизнь, позволяет осмыслить ее как звено в историческом развитии социального целого.

2. Структура философии

Как всякая обширная теоретическая область, философия делится на ряд разделов в зависимости от предмета изучения. Назовем основные, центральные разделы.

Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия. В рамках этого раздела выясняется: что такое мир? Как он устроен? Почему именно так?

Гносеология – раздел философии, учение о познании. Здесь ставятся проблемы: как возможно познание? Какие способы познания существуют? Что такое истина и как можно ее проверить и т.д.

Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности. Что такое человек? В чем смысл его существования? Какое место занимает он в мире?

Аксиология – раздел философии, учение о ценностях. Какие нормы, принципы, идеалы и т.п. регулируют жизнь и деятельность людей? Откуда они берутся? Зачем они нужны?

Социальная философия – учение об обществе: когда, как и почему оно появилось? Как устроено и как функционирует? Как оно развивается и можно ли выявить законы этого развития и т.д.

В последнее время к этим традиционным разделам философии прибавились новые: философия науки, философия техники, политическая философия и т.д.

Кроме того, изучение философии всегда является изучением истории философии, в отличие от науки философия не отбрасывает предыдущие стадии своего развития, а все время воспроизводит их, заново обращаясь к идеям и учениям всех предыдущих эпох. Ведь философские проблемы являются вечными, и каждому поколению приходится ставить и разрешать их заново, обращаясь при этом к опыту предшественников.

К философии тесно примыкает целый ряд наук, которые отделились от нее и стали самостоятельными разделами познания, но продолжают опираться на нее в своих исследованиях:  этика, эстетика, логика, культурология, политология, социология и т.д.

Если вы изучали эти науки, вспомните их содержание и попытайтесь обосновать их близость к философии.

3. Различные типы философствования

Проблемы, которые ставит перед собой философия, относятся к коренным, вечным проблемам бытия, на них невозможно дать однозначные ответы, поэтому открывается широкое поле для споров и дискуссий. Обратите внимание на то, что построение философской системы требует строгости и последовательности: приняв исходные принципы, мыслитель может вывести из них не любые, а точно определенные выводы.

«Основной вопрос философии» и варианты его решения

Этот вопрос называется основным, потому что  каждый философ в той или иной степени сталкивается с ним, хотя, может быть, и не напрямую. Поэтому не все философские школы и направления признают этот вопрос. Но в процессе изучения философии он удобен  для классификации и обзора различных учений.

Первая сторона этого вопроса – онтологическая: что первично (материя или сознание, природа или дух и т.п.)? Сначала необходимо определиться относительно количества первоначал. Возможны три основные позиции:

Монизм – философское направление, которое признает одно первоначало мира.

Дуализм признает два первоначала – и материю, и сознание.

Плюрализм – признание множественности первоначал.

Монизм и плюрализм бывают материалистическими и идеалистическими.

 Материализм – философское направление, которое утверждает, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и на каком-то этапе своего развития порождает сознание, либо сознание всегда присуще материи в качестве свойства.

Следует обратить внимание на то, что мы никак не можем доказать или подтвердить первичность материи, данное положение высказывается как постулат. Постулат – утверждение, недоказуемое в рамках данной системы, и берущееся в качестве исходного положения для дальнейших рассуждений. Любая теоретическая система основана на некотором количестве постулатов.

 Приведите примеры постулатов и их использования в различных науках.

 Идеализм – философское направление, которое утверждает,  что сознание первично, а материя вторична, т.е. либо сознание творит материю на каком-либо этапе своего существования, либо заставляет двигаться вечно существующую, но пассивную материю.

Идеализм делится на два направления:

 Объективный идеализм – это философское направление, которое в качестве первоосновы признает надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.п.).

 Субъективный идеализм в качестве первоосновы признает личностное, человеческое сознание. Крайняя степень субъективного идеализма, учение, которое утверждает, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение называется солипсизм. (Как правило, чтобы избежать солипсизма и объяснить похожесть отдельных человеческих сознаний, а значит и возможность их контакта, субъективные идеалисты прибегают к опоре на объективный идеализм, например, возможно утверждение, что «так устроил Бог»).

Вторая сторона основного вопроса философии (гносеологическая): познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос и являются гносеологическими оптимистами, но следует учесть, что, утверждая «Да, мир познаваем», они имеют в виду не одно и то же.

Для материалистов мир – это саморазвивающаяся природа, она на определенном этапе своего развития порождает человека, который своим сознанием способен отражать ее закономерности (которые являются и его закономерностями).

Для объективных идеалистов миром будет высшее сознание, которое породило природу и человека и  может  открываться ему при определенных обстоятельствах.

Для субъективных идеалистов мир – это наши, человеческие мысли и ощущения, а познание означает наведение в них порядка.

Как видим, под одними и теми же терминами могут иметься в виду совершенно разные представления (так бывает не только в философии), значит, перед тем как начинать дискуссию, необходимо «определиться в понятиях».

 Скептицизм – это учение, которое сомневается в познаваемости мира или отказывается отвечать на этот вопрос.

 Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость мира.

Помимо рассмотренных в философии существует еще много направлений, различающихся по разным основаниям:

 Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире.

 Метафизика  - учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире.

 Рационализм ( от лат. «рацио» – разум) – учение, утверждающее, что мир устроен разумно, законосообразно и поэтому познаваем.

 Иррационализм – учение, утверждающее, что мир устроен неразумно, хаотично, поэтому познать его невозможно.

Можно упомянуть оптимизм и пессимизм, теизм и атеизм и т.д.

 

Эти понятия явно вам знакомы. Попытайтесь самостоятельно дать определения. Как вы  думаете, атеизм и неверие в Бога – это одно и тоже?

Некоторые люди, считающие четкость и однозначность признаками настоящей теории,  в этом многообразии направлений усматривают недостаток философии. Но даже современная наука утверждает, что мир бесконечно разнообразен, и отразить его единственно непротиворечивым способом невозможно. Каждое из философских   направлений верно отражает какую-то сторону действительности, а выбор каждого мыслителя обусловлен социальными и гносеологическими причинами.

Философ, осмысливая мир, выражает не только и не столько личную позицию, сколько мировоззрение той социальной группы, с которой он себя отождествляет.  Например, буржуазия Нового времени была классом «на подъеме», верящим в безграничные возможности промышленного производства: многие мыслители того времени были материалистами и оптимистами.

Сам процесс познания порождает ситуации, подталкивающие мыслителей к различным гносеологическим позициям. Осознание трудностей познания порождает скептицизм. Развитие абстрактного мышления, оперирующего с идеальными объектами (понятиями, идеями и т.д.) привело некоторых античных философов к выводу, что идеи являются первоосновой мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16660. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАЧЕТОМ ВСТРЕЧНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ВЕКСЕЛЯМ 41.09 KB
  НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАЧЕТОМ ВСТРЕЧНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ВЕКСЕЛЯМ на примере обязательств из кредитных договоров Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29 декабря 1998 года В.А. БЕЛОВ Белов Вадим Анатоль...
16661. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 100.01 KB
  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 21 октября 1997 года В.А. БЕЛОВ Белов Вадим Анатольевич доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова к
16662. АВТОМОБИЛЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА 107.84 KB
  АВТОМОБИЛЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 14 июля 1998 года В.А. БЕЛОВ В.А. Белов доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат юридиче
16663. УСТУПКА ТРЕБОВАНИЙ ПО ДОГОВОРУ БАНКОВСКОГО СЧЕТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 50.06 KB
  УСТУПКА ТРЕБОВАНИЙ ПО ДОГОВОРУ БАНКОВСКОГО СЧЕТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В.А. БЕЛОВ В.А. Белов доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ кандидат юридических наук. Договор банковского счета отличается рядом специфических качеств от других гр...
16664. СОДЕРЖАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА УСТУПКИ ТРЕБОВАНИЯ 43.51 KB
  СОДЕРЖАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА УСТУПКИ ТРЕБОВАНИЯ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29 ноября 2000 года В.А. БЕЛОВ Белов Вадим Анатольевич доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова кан...
16665. ИНСТИТУТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОКУПКИ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ 88.4 KB
  ИНСТИТУТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОКУПКИ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ /Хозяйство и право N 10 2003/ К. СКЛОВСКИЙ М. СМИРНОВА К. Скловский доктор юридических наук. М. Смирнова магистр частного права. В российском законодательстве закреплено право преимущес
16666. О ПРАВЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА БЕЗ ПЕРЕДАЧИ ВЛАДЕНИЯ 43.13 KB
  О ПРАВЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА БЕЗ ПЕРЕДАЧИ ВЛАДЕНИЯ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский партнер адвокатского бюро Барщевский и партнеры доктор юридических наук. Поскольку гражданский оборот спонтанно разлучает собственность и владение приходится признать что соб...
16667. О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ 60.97 KB
  О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ К. СКЛОВСКИЙ М. СМИРНОВА К. Скловский адвокат доктор юридических наук. М. Смирнова магистр частного права. Терроризм представляет собой одну из актуальнейших проблем современности ко...
16668. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ДОБРОЙ СОВЕСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ 76.13 KB
  ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ДОБРОЙ СОВЕСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ К. СКЛОВСКИЙ К. Скловский доктор юридических наук партнер Адвокатского бюро Барщевский и партнеры. Во время дискуссии происходившей три года назад в Центре частного права один из наших ведущих ци...