6397

История философии и ее связь с историческим процессом

Реферат

Логика и философия

История философии и ее связь с историческим процессом Происхождение философии Основные этапы развития европейской философии Особенности развития русской философии Происхождение философии. Философия возникла одновременно в древнейших...

Русский

2013-01-03

99 KB

4 чел.

История философии и ее связь с историческим процессом

 1.Происхождение философии

2. Основные этапы развития европейской философии

3. Особенности развития русской философии

1.Происхождение философии.

Философия возникла одновременно в древнейших центрах мировой цивилизации – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Рассмотрим причины и условия ее появления на примере Древней Греции.

В 7-6 веках до н.э. происходил переход от патриархального рабовладения к развитому: рабство из случайного, попутного войнам явления начало превращаться в основную производительную силу общества и становилось систематическим. Древние греки начали устраивать специальные военные экспедиции, захватывая варваров и обращая их в рабов. Ранее однородное общество поляризуется, распадается на богатых и бедных, рабов и рабовладельцев. Оформляется и укрепляется государство, развивается торговля, появляются металлические деньги, ростовщичество.   

Происходит разделение труда на физический и умственный. Появляется слой людей, обладающих достаточным досугом для занятий искусством, политикой, религией.

Возрастает степень свободы: человек выделяется из родового коллектива, приобретает большую самостоятельность в поступках и суждениях.

Во многих городах-полисах существует демократическая форма правления, общие дела решаются путем голосования с предварительным обсуждением. Поэтому законы, которые раньше считались данными богами и не подлежали обсуждению, начали пониматься как человеческое дело: их можно обсуждать, критиковать, совершенствовать. А для этого необходимы знания, умение рассуждать и доказывать.

У древних греков появляется наука.  До греков многие народы накопили обширные знания о мире (вспомним Египет, Вавилон и др.), но эти знания были эмпирическими, носили рецептурный характер, а, главное, понимались как священные, дарованные богами, а потому тайные, недоступные для рядовых людей. Греки превратили эти знания в светские, доступные всем образованным людям. Как и общественные проблемы, вопросы мироустройства обсуждались, критиковались, доказывались и, таким образом, приобрели теоретическую, абстрактную форму.

Получается, что философия и наука формировались одновременно в жизни общества.

Общество и его жизнь коренным образом изменились, поэтому старые типы мировоззрения оказались недостаточными для объяснения всего происходящего. Некогда единая мифология начала распадаться, порождая новые формы восприятия и понимания мира. Мифологические образы начинают восприниматься как аллегории и переходят в искусство. Одушевляющие мир силы отрываются от него и  возносятся над ним – поклонение богам превращается в религию. Наряду с этим появляется наука, которая стремится понять мир сам по себе, неизбежными становятся сомнения в существовании богов. Очевидно, нужна еще одна область, которая подобно науке ничего не будет брать на веру, будет стремиться доказывать и обосновывать свои суждения и, одновременно, подобно мифологии и религии будет пытаться осмыслить мир в целом, понять место в нем человека, смысл его существования. Появление такой области было необходимым и возможным – и назвали ее – философия. Основные этапы развития философии совпадают с основными этапами развития общества и его культуры в целом.

Проанализируйте появление философии с точки зрения причин и условий.

2. Основные этапы развития европейской философии

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античной называется философия Древней Греции и Древнего Рима, она существовала с 7 века до н.э. до 5 века н.э. Характерной чертой античного мировоззрения был космоцентризм: мир понимался как живой, одушевленный космос, а человек – только часть его. Первых философов называли  «физиками» (от слова «фюзис» – природа), их интересовали вопросы происхождения  и устройства мира. Фалес утверждал, что все из воды, а Пифагор первоначалом всего сущего считал число, понимаемое мистически.

Гераклит  ввел понятие «логос» – это мировой, универсальный закон, которому подчиняется все сущее. Главным  признаком мира он считал развитие, источником которого является борьба противоположных начал. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Его современники, философы Парменид и Зенон занимали противоположную позицию, они утверждали, что движения и развития нет, это только иллюзия, обман наших чувств.

С  Сократа начинается  изучение человека и общества. Этот философ полагал, что природу изучать бесполезно, она нам не подвластна. Но мы владеем своей душой, можем ее исправлять и совершенствовать, от этого зависит наша жизнь. Философия должна учить человека жить достойно. И сам Сократ своей жизнью и смертью доказал свою верность философии, истине и добру.

Прочитайте биографию Сократа и объясните, почему в истории мировой культуры он считается воплощением мудрости.

Ученик Сократа Платон стал родоначальником объективного идеализма. Истинно существующими он считал вечные, бестелесные, умопостигаемые идеи, которые, соединяясь с мертвой, косной материей и порождают наш мир. Душа человека – это тоже идея, которая, находясь в телесной оболочке, забывает о своем происхождении, поэтому познание строится на процессе припоминания. Платон является автором одной из первых утопий: в трактате "Государство" он создал проект идеального общественного устройства, главными условиями при этом предполагается отсутствие семьи и частной собственности.

Демокрит – родоначальник атомистического материализма. Мир состоит из атомов и пустоты. Вещи возникают из сочетания разных по форме и размеру атомов, душа человека также состоит из легких огненных атомов.

Аристотель в своих трудах стремился обобщить достижения античной мысли, классифицировал науки, создал целый ряд новых (логика).  Особого внимания заслуживает его полемика с Платоном  по проблемам общественного устройства: Аристотель полагал, что не надо выдумывать идеального общества, а  нужно улучшать существующее, приспосабливая государственное устройство к нуждам и потребностям людей.

Античная культура заложила основу всей европейской цивилизации, теории древнегреческих мыслителей  были развиты впоследствии во многих областях жизни и деятельности.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Средние века в истории Европы – это период с 5 по 15 век, эпоха феодализма. Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения. Бог считается причиной возникновения и существования мира. Отношения религии и философии строятся по формуле: «Философия – служанка богословия». Средневековая философия (схоластика) своей главной задачей считает рациональное обоснование бытия божьего. Самый известный философ средневековья Фома Аквинский  выдвинул пять доказательств, например: каждая  вещь должна иметь причину, другую вещь, которая на нее действует, каждая причина должна иметь свою причину, и должна быть конечная причина всех причин – и это Бог.

В наше время слово «схоластика» имеет значение: учение, оторванное от жизни, далекое от наблюдений и опыта, оторванное от жизни. Приведите примеры таких учений из разных областей.

Какое философское направление лежит в основе средневековой философии?

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

15-16 века в истории  Европы получили название эпохи Возрождения. Мыслители того времени считали, что они возрождают античную культуру, но на самом деле они создавали новое мировоззрение, главной чертой которого был антропоцентризм. Бог отодвигается на второй план, главное внимание уделяется человеку, его способностям и возможностям. В это время возникает понятие «гуманизм». Т. Мор  создает произведение под названием «Утопия», где рисует свой план идеального общественного устройства. Появляются новые идеи в области естественных наук, в это время развивают свои учения Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей. Многие философы и ученые в эту эпоху отождествляли бога с природой. Такое учение называется пантеизм и оно послужило обоснованием интереса к изучению природы.

Что такое гуманизм? В чем он выражается? Существовал ли гуманизм до эпохи Возрождения?

Утопия (в переводе с латинского – «место, которого нет») – принципиально нереализуемый план идеального общественного устройства. Подумайте, почему утопии нереализуемы?

В чем суть учений Д. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея? Почему их научные идеи имели большое  влияние на мировоззрение?

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В 17-18 веке в Европе начинается эпоха буржуазных революций. На смену ремесленному приходит промышленное производство. Растет роль науки, причем главную роль начинают играть естественные науки. Идет процесс секуляризации – освобождения от влияния церкви во всех областях. Основной чертой мировоззрения в эту эпоху является рационализм. Разуму человека приписывали исключительное значение, его развитие считали основной причиной развития общества.

Английский философ Ф. Бэкон главной задачей философии считает помощь развитию науки. Для этого необходимо избавить сознание людей от заблуждений и разработать правильный метод научных исследований, таковым Бэкон считает индукцию. При исследовании мира нужно в первую очередь опираться на опыт (по латыни – эмпирия). Такое направление в гносеологии получило название эмпиризм. Система, разработанная Ф. Бэконом – метафизический материализм. Мир – часы, он устроен по законам механики, движение есть, а развития нет. Бог при этом понимался как часовщик, который сотворил мир, а далее в его дела не вмешивается. Такая позиция получила название деизм. 

Французский философ Р. Декарт полагал, что мир имеет два первоначала - протяжение и мышление. В теории познания он был рационалистом, т.е. считал, что главным источником познания является разум, только он может нам дать достоверные знания о мире. Отбрасывая средневековый догматизм  с его слепой верой в авторитеты, Декарт выдвигал принцип сомнения: можно и нужно сомневаться во всем, даже в данных собственных органов чувств, единственное, что несомненно - наличие сомневающейся мысли. «Я мыслю, следовательно, существую».

Нидерландский философ Б. Спиноза утверждал, что у мира только одно начало и это материя. Она является причиной самой себя.

Известный немецкий ученый и философ Г. Лейбниц был сторонником плюрализма: мир состоит из множества неделимых первоэлементов бытия – монад. И эти монады имеют идеальную природу.

 Сенсуализм – гносеологическое направление, которое главным источником познания мира считает ощущения. Английский философ Д. Локк говорил: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». Наше сознание – это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена.

Не все философы в это время были гносеологическими оптимистами. Английский мыслитель Д. Юм, исходя из эмпиризма и сенсуализма, приходит к скептицизму: мне даны только мои ощущения, а что стоит за ними достоверно неизвестно.

18 век в истории Европы получил название эпохи Просвещения. Просвещение – идейное движение молодого класса буржуазии против устаревших феодальных порядков. Главной чертой человека и мира считался разум (онтологический и антропологический рационализм), поэтому основным способом улучшения жизни людей полагается распространение знаний, просвещение.

Мыслителей этого времени в первую очередь интересуют проблемы правильного, справедливого общественного устройства. Ж.Ж. Руссо развивает демократические идеи: власть должна исходить от  народа и действовать в пользу народа, если она этого не делает, народ вправе расторгнуть «общественный договор» и  свергнуть такую власть. Ш.Л. Монтескье поставил вопрос: как сделать, чтобы власть не превращалась в тиранию? И выдвинул идею: нужно разделить власть на три ветви, с тем, чтобы они ограничивали и контролировали друг друга.

 На какие три ветви предложил Ш.Л. Монтескье разделить власть?

Английский философ Дж. Беркли главной задачей своей жизни считает борьбу с материализмом. Никакой материи нет, это выдумка. Реально существуют только наши ощущения, а различные их комбинации мы привыкли называть вещами. «Существовать – значит быть воспринимаемым». Но ведь восприятие людей всегда ограничено. Беркли находит выход: мир существует в восприятии вечного и вездесущего Бога. Тем самым он опирает свой субъективный идеализм на объективный.

Каких ученых 17-18 веков вы знаете? Опишите созданную ими картину мира.

Почему в эпоху Возрождения в мировоззрении господствовали искусство и гуманитарные науки, а в Новое время ведущая роль переходит к естественным наукам?

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Германия в конце 18-начале 19 века была самой отсталой страной Европы, полуфеодальной и раздробленной, но в ней в это время происходит интенсивное духовное развитие, осмысление и усвоение тех революционных изменений, которые происходят в соседних странах. Поэтому немецкая классическая философия стала одной из вершин мировой философии.

И. Кант совершил переворот в теории познания, поставив вопрос: как вообще возможен процесс познания, как он происходит. При этом он рассматривает познание как активный, творческий процесс, а не просто отражение мира в голове человека. Хотя проблемы познания и устройства мира очень важны, но не они должны стоять на первом плане – только нравственность делает человека человеком. Поэтому Кант уделяет большое внимание разработке проблем этики.

Г.В.Ф. Гегель создал грандиозную и последнюю в своем роде систему объективного идеализма. Первоначалом мира он считает Абсолютную идею, которая, стремясь развернуть свое содержание, воплощается в природу, а затем в человеческую историю со всеми ее достижениями. Главным признаком этого процесса Гегель считает развитие. Философ превращает диалектику в стройную и последовательную теорию, доказывая, что развивающийся мир можно изучить, только применяя законы и категории диалектики. При этом возникает противоречие метода и системы: согласно диалектическому методу процесс развития вечен и бесконечен, а в системе Абсолютная идея, развернув свое содержание, замыкается на саму себя и развитие прекращает.

Л. Фейербах отвергал диалектику и был метафизическим материалистом. Но  в его учении тоже содержались ценные и интересные моменты. Он считал человека центральной философской проблемой, такое направление получило название «антропологический материализм». Большое внимание этот философ уделял изучению религии. Причиной ее появления он считал «обожествление» людьми своих нереализуемых надежд и желаний (на вечную жизнь, абсолютную справедливость, бесконечное добро и т.д.), которые воплощаются в образах богов и которым люди поклоняются. Религия понимается не как результат обмана, а скорее самообмана людей. Она трактуется  как сложное социальное явления, имеющее как негативные, так и позитивные стороны. Как говорил сам Фейербах, он был «материалистом внизу, идеалистом вверху»: материалистически понимал природу, но главной причиной развития общества считал сознание людей.

В широком смысле слова классической называется вся философия с античной до немецкой классической включительно. Для нее характерны вера в разумное устройство мира, разумность человека (при этом считается, что хорошо жить людям мешают только бедность и невежество), исторический оптимизм.

  В каком смысле употребляется слово «классическая»?

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

К  середине 19 века европейское общество вступает в новую стадию своего развития. Капитализм развивается на своей собственной основе. Ожидаемых «свободы, равенства и братства» буржуазные революции не принесли, наоборот, царят конкуренция, анархия производства, жестокая эксплуатация трудящихся. Противоречия в обществе углубляются, а положение человека еще более шатко и неустойчиво, чем это было в предыдущую эпоху: при феодализме человек был членом общины, цеха, мог надеяться на помощь и защиту, а при капитализме «каждый за себя, один бог за всех». Изменившееся мироощущение отражается в философии. Нарастает иррационализм. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше считают мир проявлением слепой и беспощадной воли, Жизнь – это хаос, а все наши теории – иллюзии и самообман.

Как реакция на засилье гегелевского идеализма возникает вульгарный материализм. Его создали ученые- биологи и физиологи. Они вообще отрицали наличие идеального и все считали материальным, даже сознание.

Французский философ О. Конт стал родоначальником позитивизма. Он утверждал, что из философии нужно выбросить все неразрешимые проблемы (что первично, в чем смысл жизни и т.д.), она должна подобно науке заниматься анализом и систематизацией фактов. Это и будет позитивная (т.е. положительная) философия.

Но возникали и другие учения, которые стремились объяснить действительность на новом уровне и, в то же время, сохранить достижения рационализма, которые продолжали развивать линию гуманизма и оптимизма. К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм, новый этап в развитии материалистического направления, важнейшей чертой которого было признание саморазвития и активности материи. Важнейшей заслугой их учения была разработка материалистического понимания общественного развития. Домарксовский материализм был материализмом только наполовину, поскольку материалистически рассматривал только природу, а в объяснении общества прибегал к воле и сознанию людей как определяющему фактору. Маркс попытался найти в жизни людей материальное, объективное начало, которое независимо от их воли и сознания определяет весь строй их жизнедеятельности, таким началом он считал материальное производство. Тогда получается, что люди творят свою историю не произвольно, в ней есть объективные законы. Пытаясь вычленить эти законы на материале европейской истории, К. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций и на ее основе прогнозировал неизбежную смену капитализма коммунизмом.

ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

Одним из важнейших факторов развития европейского общества является наука. Поэтому естественным выглядит формирование философского направления, которое стремится поставить философию на службу науке и саму философию сделать наукообразной. Таким направлением стал неопозитивизм. Еще в 19 веке французский философ О. Конт создал позитивизм, главной задачей которого провозгласил анализ и классификацию фактов. При этом предлагалось выбросить из философии «неразрешимые» проблемы смысла бытия, сущности человека и т.п. В 20 веке это направление продолжало развиваться. Английский математик, логик и философ Б. Рассел и австрийский философ Л. Витгенштейн  задачей философии провозгласили  логический анализ научных высказываний, а позднее расширили ее до анализа языка не только науки, но и обыденного мышления. Данное направление, разбившись на множество школ и учений, ныне существует под названием «аналитическая философия» и особенно широко распространено в англоязычных странах. Оно действительно во многом способствовало развитию науки и решению многих ее проблем, например искусственного интеллекта, машинного языка и т.д.

С другой стороны мировоззрение 20 века отмечено напряженным интересом к проблемам человека, ведь надежды мыслителей эпохи Просвещения на то, что человек разумное существо и, будучи избавлен от невежества и нищеты, станет жить справедливо и счастливо, не оправдались (стоит только вспомнить две мировые войны).

 Экзистенциализм (от лат. «экзистенция»- существование) считает, что традиционная философия  неоправданно много занималась абстрактными проблемами мироздания, тогда как нужно изучать повседневную жизнь людей. Научные методы здесь недостаточны, так как понять жизнь человека можно только изнутри, прочувствовав, пережив ее. К этому направлению принадлежали французские философы Ж.П.  Сартр, А.  Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд стал родоначальником нового направления  в антропологических исследованиях. Он открыл, что наряду с рациональным началом в человеке существует бессознательное, в основе которого лежит влечение к наслаждению и к разрушению. Именно это начало, неосознаваемое и поэтому «невидимое» для человека, руководит его жизнью.

В мировоззрении 20 века можно наблюдать две крайние позиции по отношению к науке. Сциентизм – направление, которое считает науку способом решения всех проблем, безоглядно доверяет ей. Антисциентизм – направление, которое считает науку враждебной человеку и обществу, опасной.

 

Почему в философии 20 века так обостряется интерес к человеку? Чем это вызвано?

Можно ли привести доводы, на которые опираются сциентизм и антисциентизм?

3. Особенности развития русской философии

Русская философия возникла позднее, чем европейская. В 10 –11 веках в процессе становления и развития государственности на смену язычеству приходит христианство. Через Византию Древняя Русь приобщается к античной и средневековой европейской культуре, в том числе и философии. Ее наши предки называли словом «любомудрие». Символом ее выступала София – божественная премудрость. Философия была тесно связана с религией и понималась как путь к праведной жизни. Философские учения и школы отсутствовали, а философские идеи встречались в произведениях различных жанров: «Повести временных лет» летописца Нестора, «Поучении» князя Владимира Мономаха и др.

Период монголо-татарского нашествия затормозил развитие философии, она возрождается в 15 веке в рамках церкви. Развивается исихазм – учение о внутренней сосредоточенности для общения с богом. Его влияние проявляется в творчестве Андрея Рублева, деятельности Сергия Радонежского.

Светская философия зарождается в 16 веке в связи с политическими потребностями объединения княжеств вокруг Москвы. Возникает концепция «Москва – третий Рим». Под «Римом» понимается центр истинной веры, православия. Эта идея способствовала централизации государства, его укреплению и усилению и, в то же время, порождала настроения мессианизма и изоляционизма, которые еще долго проявлялись в нашей истории.

В конце 17 века начинаются реформы Петра I, вокруг него собирается группа передовых мыслителей, «ученая дружина». Ее участники проповедуют учение Коперника, отстаивают право науки на свободное развитие.

Выдающимся мыслителем 18 века был М.В. Ломоносов. Как любой крупный ученый, он от проблем науки приходил к мировоззренческим, философским обобщениям. Развивая корпускулярную теорию, теорию сохранения вещества Ломоносов склонялся к материализму, высказывал идеи развития материального мира. Его современником был выдающийся украинский мыслитель Г. Сковорода. В истории философии он получил прозвище «украинский Сократ»: подобно античному философу главной проблемой философии считал изучение человека и был гоним за свои взгляды.

А.Н. Радищев развивал на русской почве передовые демократические идеи о пагубности крепостничества, отсутствия гражданских свобод, самовластия. В сибирской ссылке написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где на уровне знаний своего времени собрал аргументы, как в пользу смертности, так и бессмертия души, предоставляя читателю самому делать вывод какие из них убедительнее.

В 20-30 годах 19 века в работах П.Я Чаадаева ставится вопрос, надолго определивший проблематику русской мысли – о судьбе России. В «Философических письмах» настроения мыслителя пессимистичны: Россия выпала из исторического прогресса, настоящее ее темно, а будущее неопределенно. Причиной отсталости нашей страны мыслитель считает православие как консервативную, противящуюся прогрессу силу. К концу жизни Чаадаев высказывает надежду: может быть, Россия как былинный богатырь копит силы и совершит еще великие дела.

В 30-40 годы 19 века разворачивается дискуссия между славянофилами и западниками. Первые выступали за особый путь развития для России, а вторые считали, что Россия подобно всем европейским странам должна идти по пути капитализма. В 50-60 годы своеобразным продолжением славянофильства было почвенничество. Россия имеет свою, особую почву для развития и не должна допускать у себя развития капитализма, атеизма и социализма, всех этих западных зол. К этому направлению принадлежал знаменитый писатель Ф.М. Достоевский.

А.И. Герцен, выдающийся мыслитель и общественный деятель, в «Письмах об изучении природы» критикует современный ему материализм за отсутствие идеи развития, а идеализм за оторванность от насущных нужд общественной жизни. Прозорливыми и горькими были размышления Герцена о будущем России:  необходима революция, освобождение крестьян, но народ темен и неграмотен, чем в таких условиях обернется переворот?  Н.Г. Чернышевский, идеолог освободительного движения,  в основу своих теорий кладет антропологический материализм, настаивая на том, что человек должен стоять в центре внимания философии, его благо должно быть целью общественной жизни.

Своеобразным и очень интересным явлением стал космизм. Его родоначальником является Н.Ф. Федоров. В произведении «Философия общего дела» автор утверждает: главным злом в жизни людей является смерть, люди, боясь смерти, стремятся насытиться земными благами, соперничают  и воюют из-за них. Значит надо при помощи науки и техники сделать людей бессмертными, а чтобы соблюсти справедливость, надо оживить и сделать бессмертными всех предков. Человечество расселится по космосу и создаст справедливый общественный строй.

В 20 веке космизм разделился на два направления. Фантастическое направление связано с именем К.Э. Циолковского. Нам он известен главным образом как теоретик ракетостроения, но ракеты и космические полеты были только частью грандиозных планов мыслителя. Он полагал, что космос населен разумными высокоразвитыми существами и именно для налаживания контактов с ними нужны ракеты. Со временем ракеты станут не нужны, люди превратятся в разумные животно-растения, смогут непосредственно усваивать солнечную энергию, покинут Землю как свою колыбель и будут жить в космосе.

Родоначальником научного направления считается выдающийся ученый В.И. Вернадский, создавший учение о ноосфере, сфере разума. Человечество превращается в геологическую силу, со временем оно сможет взять под свой контроль развитие не только всей Земли, но и космоса, но для этого оно должно стать по настоящему разумным, уничтожив войны, неравенство, соединив в единое целое естественно-технические и гуманитарные знания.

В конце 19 века одним из ведущих направлений общественно-политической мысли было народничество. Главной задачей народники считали помочь России избежать капитализма и перейти непосредственно к социализму, как более справедливому общественному строю. При этом они ссылались на существование общины в русской деревне как признаку того, что русский народ – социалист по природе. Разногласия начинались на вопросе о методах достижения желаемого.

Анархисты (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) выступали за немедленную революцию. Народ в любой момент готов к ней, нужно только начать бунт. После революции нужно уничтожить государство, крупную промышленность и люди будут жить свободными общинами, обмениваясь результатами сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Народники умеренного направления во главе с П.Л. Лавровым полагали, что народ к революции не готов, его надо готовить, просвещать. Деятели этого направления занимались «хождением в народ».

Радикальное направление, возглавляемое П.Н.  Ткачевым, утверждало, что народ вообще не способен к революции. Ее должна осуществить небольшая сплоченная группа заговорщиков, которая захватит в свои руки государственную власть и будет действовать в пользу народа. Чтобы ослабить старую власть, ее надо запугать методами террора.

Активно развивалась в это время религиозная философия. В ней также можно выделить несколько направлений.

Л.Н. Толстой предлагал реформировать религию, выбросив из нее все  проблемы мироустройства и оставив только моральные нормы. Основой жизни людей должна быть евангельская заповедь: «Бог есть любовь». В вопросах общественной жизни Толстой был близок анархизму, отрицая роль государства и всех видов власти над человеком, но вместо активной борьбы предлагал пассивное сопротивление. В отношениях между людьми главным должен стать принцип «непротивления злу насилием».

В.С. Соловьев был первым крупным оригинальным русским философом. Он создал целостное и своеобразное учение о всеединстве, где обосновывал идею  преобразования мира в нетленный космос Истины, Добра и Красоты в совместной деятельности Бога и человечества.

К.Н. Леонтьев ставил ту же задачу, что и народники – не допустить развития в России капитализма, но подходил к ее решению с иных, консервативных позиций. «Россию надо подморозить», - утверждал он, для этого надо укреплять начала православия и самодержавия.

В конце 19 века в Россию проникает марксизм, причем не как единое учение, а в виде различных школ и направлений. Ортодоксальным марксистом был Г.В. Плеханов, стремившийся строго следовать взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса. Легальный марксизм         (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский) интересовался в основном экономическими проблемами. В.И. Ленин подходил к марксизму творчески, стремясь приспособить его к новым  историческим условиям и тем задачам, которые стояли перед нашей страной.

После Октябрьской революции развитие философии внутри страны было затруднено из-за подчинения  идеологическим задачам, поэтому философам приходилось отыскивать ниши, в меньшей степени подчиненные партийному контролю, для того, чтобы  иметь возможность свободно мыслить. Так, А.Ф. Лосев  занимался проблемами античной эстетики, М.А. Бахтин развивал теорию диалога и изучал смеховую культуру. Э.В. Ильенков создал интересную теорию идеального и исследовал сущность сознания.

Множество русских философов продолжили свою деятельность за рубежом. Одной из самых ярких фигур был  Н.А. Бердяев. В его неортодоксальной религиозной философии  самое важное место занимали проблемы свободы и творчества человека. В многочисленных произведениях он освещал вопросы развития России, своеобразия ее исторического пути.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30826. Классификация СУБД по архитектуре (одно-, двух-, трехзвенные) 43.7 KB
  По своей архитектуре СУБД делятся на одно двух и трехзвенные В однозвенной архитектуре используется единственное звено клиент обеспечивающее необходимую логику управления данными и их визуализацию. В двухзвенной архитектуре значительную часть логики управления данными берет на себя сервер БД в то время как клиент в основном занят отображением данных в удобном для пользователя виде.
30827. Физиологические свойства сердечной мышцы 33.5 KB
  Абсолютная рефрактерность 027 сек полная невозбудимость. Относительная рефрактерность 003 сек способность возбуждаться в ответ на сверхпороговый раздражитель. Исходя из того что продолжительность этих двух фаз в сумме составляет 03 сек можно рассчитать максимально возможную частоту сердечных сокращений 60 сек. : 03 сек.
30828. Сердце, его гемодинамические функции 60.5 KB
  Изотонические сокращения это такие сокращения когда напряжение тонус мышц не изменяется изо равные а меняется только длина сокращения мышечное волокно укорачивается. Ауксотонические смешанные сокращения это сокращения в которых присутствуют оба компонента. Фазы мышечного сокращения: Латентный период это время от нанесения раздражения до появления видимого ответа. Фаза сокращения выражается в укорочении мышцы или в изменении напряжения либо и в том и в другом.
30829. Оценка нагнетательной (насосной) функции сердца 27 KB
  Продолжительность фаз цикла при условной его длительности 1 сек 60 ударов мин. Рисунок Систола желудочков 035 сек Период напряжения 01 сек: 1. Фаза асинхронного сокращения 005 сек. Фаза изометрического сокращения 005 сек.
30830. Механические проявления сердечной деятельности 30.5 KB
  Механические проявления сердечной деятельности Механические проявления сердечной деятельности: а верхушечный толчок б сердечный толчок в кровяное давление г артериальный и венный пульс д явления связанные с движением крови по сосудам Верхушечный толчок в норме локализуется в 5 межреберье слева на 15 2 см кнутри от срединноключичной линии. Артериальный пульс колебание артериальной стенки в результате распространения волны повышенного давления по столбу крови. Наполнение пустой vcuus полный plenus зависит от...
30831. Физиология как наука 31 KB
  Физиология изучает функции и процессы протекающие в организме отдельных органах и системах органов механизмы их формирования реализации и регуляции. Физиология изучает процессы – т. Физиология относится к разряду фундаментальных наук.
30832. Внутренняя среда организма 33 KB
  Внутренняя среда организма Под внутренней средой организма понимают ту среду которая непосредственно не сообщается с окружающей средой и является микроокружением клеток человеческого организма т. Истинной внутренней средой организма является межклеточная жидкость. Внутренняя среда – это среда в которой непосредственно живут клетки организма т. Еще в 18м веке знаменитый французский физиолог Клод Бернар сформулировал понятие гомеостаз постоянство внутренней среды организма.
30833. Приспособление к среде обитания, как важнейшее условие жизнедеятельности. Срочная и долговременная адаптация 27.5 KB
  Срочная и долговременная адаптация. Адаптация процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды обитания. При благоприятном стечении обстоятельств прекращении действия сверхсильного фактора или снижении его силы и интенсивности до уровня физиологического диапозона действия возможна деадаптация. Организм всегда оставляет след от неблагоприятного воздействия вегетативная память что облегчает приспособление при повторной адаптации реадаптация.
30834. Функции клеток 21.5 KB
  Раздражимость способность клетки отвечать на раздражение изменением своего обмена веществ. Возбудимость это способность клетки отвечать на раздражение изменением проницаемости клеточной мембраны входящим натриевым током и как следствие генерацией потенциала действия т. Проводимость это способность клетки проводить распространять возбуждение от места его возникновения в клетке к другим ее частям. Если у клетки утрачена раздражимость возбудимость или проводимость то она или функционально нарушена либо погибла т.