6398

Материя как предмет философского осмысления

Реферат

Логика и философия

Материя как предмет философского осмысления Онтология и проблема бытия Проблема материи в истории философии Атрибуты материи Онтология и проблема бытия Одним из центральных разделов философии является онтология - уче...

Русский

2013-01-03

66.5 KB

8 чел.

Материя как предмет философского осмысления

  1.  Онтология и проблема бытия
    1.  Проблема материи в истории философии
    2.  Атрибуты материи

1. Онтология и проблема бытия

 

Одним из центральных разделов философии является онтология – учение о сущем, о первоосновах бытия. В обыденном словоупотреблении «быть» означает существовать, быть в наличии. В философии бытие означает не просто существование, а то, что гарантирует существование. Это совокупность всех возможных состояний мира в прошлом, настоящем и будущем. Еще древние мыслители обратили внимание на то, что бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно, ведь отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, почему же мир в целом существует и сохраняется? Религия на этот вопрос отвечает так: Бог является основой существования мира и гарантом порядка в нем. Когда же пошатнулась вера в богов, вопрос этот вновь потребовал ответа. И античный философ Парменид ввел понятие «бытие». Причем он утверждал: «Бытие есть, небытия нет». Тогда получалось, что все в мире пребывает вечно, не исчезает и не появляется, а движение и развитие – это иллюзия, обман наших чувств.

Другие философы не согласились с ним. Материалист Демокрит под бытием понимал атомы, а под небытием – пустоту. Атомы вечны и неизменны, но их комбинации все время меняются – так философ решает проблему одновременной устойчивости и изменчивости мира. Философы-идеалисты под бытием понимали духовное, идеальное начало. Например, Платон статусом бытия наделял вечные неизменные идеи, а изменчивую, текучую материю называл небытием. Их взаимодействие и составляет сущность нашего мира, одновременно изменчивого и устойчивого.

Споры философов по проблеме бытия имеют не отвлеченно-абстрактный характер, как может показаться на первый взгляд. На самом деле поиски первоосновы мира необходимы нам для ответа на вопрос о смысле нашего существования в этом мире, о возможностях и перспективах человеческой культуры и цивилизации.

Чтобы подчеркнуть самостоятельность материи, несводимость к какому-либо иному основанию материалисты используют  термин субстанция. Он  обозначает то, что существует само по себе и ни от чего не зависит, первоначало.

  Что понимают под субстанцией идеалисты?

Объясните разницу между монизмом, дуализмом и плюрализмом в понимании проблемы субстанции.

2.Проблема материи в истории философии.

 

Античная философия началась с поисков первоначала. Фалес основой всего существующего считал воду, Гераклит – огонь. Вершиной греческого материализма было учение Демокрита об атомах. «Атом» в переводе с древнегреческого – «неделимый». Из разных по форме и величине атомов как из кирпичиков состоят все вещи. В 17 веке материю понимают как основу всего, носительницу всех свойств (массы, протяженности, инерции и т.д.). Самой развитой наукой того времени была физика, а в ней – механика, Ф. Бэкон, Т. Гоббс и другие материалисты заимствуют понимание материи из физики, отождествляя ее веществом. Материя понималась как мертвое, косное, неразвивающееся начало, движение понималось как механическое перемещение, развитие не признавалось. Мир – это часы, а бог – часовщик, он сотворил мир, «завел» его, а далее в его дела не вмешивается. Такая мировоззренческая позиция называется деизмом.

 

Почему в средние века философы мало внимания уделяли изучению материи?

Чем вызван интерес к этой проблеме в Новое время? С чем это связано?

В 18 веке активно развиваются биология и физиология, поэтому к определению материи добавляется: материя – то, что действует на органы чувств, вызывает ощущения. В целом понимание материи оставалось метафизическим и механистическим, хотя развитие науки ведет к осознанию ограниченности такого подхода.

Объясните, почему открытие закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого вещества, теории эволюции противоречили метафизическому пониманию материи?

В конце 19 – начале 20 веков в физике был сделан ряд крупных открытий: рентгеновское излучение, радиоактивность, электроны, созданы квантовая теория и специальная теория относительности и др. Они не вписывались в классическую ньютоновскую картину мира, поэтому возникшая ситуация воспринималась учеными того времени как «кризис физики», «всеобщий разгром принципов».

Вспомните, как устроен мир в физике Ньютона, и попытайтесь объяснить, почему новые открытия не согласовывались с классическими представлениями.

В чем состоит мировоззренческая и методологическая функция философии по отношению к науке?

 

Физикам пришлось заняться философскими проблемами, выясняя, в чем состоит предмет их науки и каким образом он изучается. Рассмотрим, к каким выводам пришли некоторые из них. Австрийский физик Э. Мах рассуждал следующим образом: ученый изучает факты, они даны нам в опыте, а опыт состоит из отдельных ощущений. Не экономнее ли говорить сразу об ощущениях, именуя их по - научному «нейтральными элементами», чем философствовать о предельных основаниях бытия? Это учение получило название эмпириокритицизм (эмпирия, в переводе с греч. – опыт). Тогда получается, что реальность, с которой мы имеем дело, это совокупность наших ощущений.

Если так, то как отличить истинные теории от неистинных? Французский ученый А. Пуанкаре выдвигает принцип конвенционализма (от лат. «конвенция» – соглашение): истинными считаются те теории, с которыми согласно большинство ученых. Все эти теории получили название «физического идеализма», т.к. результатом всех этих рассуждений было субъективно-идеалистическое признание нашего человеческого сознания единственной реальностью. Но если нет материи, то что же изучают физики? Теперь понятно, почему они заговорили о кризисе.

Но, даже не соглашаясь с выводами этих ученых, следует отметить, что они указали на действительно очень сложную проблему: современная наука зачастую имеет дело с такими объектами, которые нам непосредственно не даны, мы судим о них только по показаниям приборов. Как связать наше восприятие с реальностью? Это сложный и далеко еще не решенный вопрос.

Итак, «кризис физики» на самом деле – это не кризис самой науки, а ее мировоззренческо-методологических оснований. Устарел метафизический материализм, на который опиралась классическая физика, исчерпались его объяснительные возможности. Кроме того, стало понятно, что философия не может  свое понимание материи заимствовать из физики или какой-либо другой науки (хотя учитывать его должна), ведь в науке все время открываются и исследуются все новые виды и свойства материи, а философское определение должно быть предельно абстрактным, общим.

Учитывая все это, В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в 1908 году, предложил новое определение материи, которое содержит в себе указание на решение основного вопроса философии: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении содержится указание на то, что понятие «материя» – это абстракция, которая выделяет самое существенное свойство всех материальных тел – свойство быть «объективной реальностью». Рассмотрим, как понимается эта категория в материалистической традиции

Реальность как совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем можно подразделить на объективную и субъективную. Чтобы понять разницу между ними необходимо ввести понятия «объект» и «субъект». Объект – термин, означающий то, на что направлено сознание и деятельность субъекта. Субъект – носитель сознания и деятельности. Значит, объективная реальность – это то, что существует вне и независимо от нашего сознания, а субъективная – то, что существует в нашем сознании и через него. В свою очередь объективную реальность мы можем подразделить на  естественно-природную и социально-практическую реальность. А субъективную реальность – на личностно-духовную и объективированно-духовную. Такое решение «основного вопроса философии» задает нам направление, в котором будут решаться проблемы сознания и его происхождения, общественного развития, положения человека в мире и т.д.

В конце 20 века новые научные открытия опять привлекли внимание к проблеме материи и ее определения. Перед учеными опять возникли философские проблемы.

 

 Чем философское понимание материи отличается от научного?

Почему нельзя ограничиться научным пониманием материи? Нуждаются ли ученые в философском понимании материи?

Современная космология, изучая строение и развитие Вселенной, выдвинула антропный принцип: не только человек адаптирован к Вселенной, но и Вселенная адаптирована к человеку. Ученые обратили внимание на то, что если бы основные физические постоянные (заряд электрона, скорость света, постоянная Планка и т.д.) имели другие количественные значения, то возникновение устойчивых структур, появление жизни, а, значит, и человека были бы невозможны. Возникает вопрос: неужели в основании нашего мира заложена необходимость появления мыслящего существа? Или эти параметры – чистая случайность?

Изучение развития Вселенной, Земли, биосферы и других сложных объектов показывает наличие в них процессов самоорганизации, похожих на творчество. Возникла даже новая научная дисциплина, изучающая эти процессы – синергетика. В результате осмысления этой ситуации одни ученые делают вывод, что идея Творца не противоречит науке и между наукой и религией нет противоречий (что это за философская позиция?), другие говорят о бинарной структуре Вселенной, состоящей из материальных объектов и информационного поля, третьи не отказываются от материализма, но указывают на необходимость нового уточнения определения материи.

3. Атрибуты материи

 

Атрибут – неотъемлемое свойство, то, без чего данный объект не существует. Основными атрибутами материи являются движение, пространство, время, отражение.

 Движение есть способ существования материи, изменение вообще. Движение объективно, неразрывно связано с материей. Признание этих моментов необходимо вытекает из материалистической позиции. Например, в середине 19 века немецкий философ Е. Дюринг, считая себя материалистом, выдвигал тезис о пассивности материи: она «находилась в самому себе равном состоянии, затем начался процесс превращения». Ф. Энгельс отвечал следующим образом: если материя не двигалась, значит источник ее движения находится не в ней самой, «ясно виден божественный перст».

  

  Объясните, что означает тезис: движение объективно?

Движение вечно, оно несотворимо и неуничтожимо. Количественная неуничтожимость материи состоит в том, что движение не может исчезать, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные параметры. В физике об этом говорит закон сохранения энергии. Диалектический материализм настаивает и на качественной неуничтожимости: ни одна форма энергии не может исчезнуть в мире.

Ряд форм движения есть ряд прогрессивного развития. Ф. Энгельс в 19 веке в соответствии с наукой своего времени этот ряд представлял таким образом: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Современная наука не рассматривает механическое движение как простейшее, но с общим принципом этой классификации согласна: низшие формы движения не только порождают высшие, но и входят в них в качестве основания.

Движение и покой представляют собой неразрывное единство, но движение является ведущей стороной этого противоречия. Покой – необходимый момент, сторона всякого движения. Движение абсолютно, покой относителен.

 Пространство есть форма бытия вещей, характеризующая их протяженность и порядок сосуществования.

 Время есть форма бытия явлений, характеризующая их длительность и порядок смены.

В Новое время сложились две концепции пространства и времени. Субстанциальная концепция, сторонником которой был И. Ньютон, утверждала, что пространство и время не зависят от движения вещей и их взаимодействия, они являются субстанциями. Абсолютное пространство  есть чистая протяженность, «ящик», в котором располагаются все вещи (если бы они исчезли, то «ящик» остался). Абсолютное время есть чистая длительность, «мировые часы», которые идут всегда одинаково, независимо от процессов, происходящих в мире. Г.В. Лейбниц утверждал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и вне их они не существуют. Эта концепция получила название реляционной.

В современной науке продолжаются дискуссии о природе и сущности пространства и времени, но теория относительности уже установила неразрывную связь пространственно-временных отношений с самими вещами: специальная теория относительности говорит о четырехмерном пространственно-временном континууме, а общая утверждает, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

Свойствами пространства и времени являются объективность и всеобщность. Свойства пространства: протяженность, однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Впрочем, современная наука утверждает возможность существования пространства  и времени других размерностей.

Пространство и время по-разному проявляются в микромире, живой природе, социальной действительности, поэтому специально анализируются физическое, биологическое, социальное пространство-время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24996. Превращение энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс 38.5 KB
  Свободные и вынужденные колебания. Свободные колебания. Вынужденные колебания.
24997. Основные этапы становления информационного общества. Информационные ресурсы государства, их структура. Образовательные информационные ресурсы 75.5 KB
  Информационные ресурсы государства их структура. Образовательные информационные ресурсы. Развитие новых информационных технологий и их быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современной информатике социальная информатика включающее в себя следующую проблематику: информационные ресурсы как фактор социальноэкономического и культурного развития общества; закономерности и проблемы становления информационного общества; развитие личности в информационном обществе; информационная культура; информационная...
24998. Клавиатура (Keyboard) 31.69 KB
  Принцип действия клавиатуры Основным элементом клавиатуры являются клавиши. Сигнал при нажатии клавиши регистрируется контроллером клавиатуры и передается в виде так называемого скэнкода на материнскую плату. На материнской плате ПК для подключения клавиатуры также используется специальный контроллер. Когда скэнкод поступает в контроллер клавиатуры инициализируется аппаратное прерывание процессор прекращает свою работу и выполняет процедуру анализирующую скэнкод.
24999. Принцип работы модемов 62.47 KB
  Современные модемы обеспечивают гораздо большую скорость передачи данных. Применяемые в них протоколы передачи данных и коррекции ошибок обеспечивают надежную связь даже на не очень хороших телефонных линиях. В процессе передачи компьютерных данных по большинству линий связи выполняется двойное их ' преобразование: поток данных из компьютера побайтно преобразуется в последовательность отдельных бит которая далее превращается в сигнал при годный для передачи по телефонным линиям. Принимаемые данные претерпевают обратное преобразование: из...
25000. О мониторах - подробнее 131 KB
  Количество точек по горизонтали и по вертикали которые могут изображаться на экране монитора называется его разрешением. Принцип работы электроннолучевого монитора стеклянная колба сигналы управления лучом электронная пушка покрытие из люминофора электронный луч же монитора может меняться за счет объединения соседних триад. Количество раз которое сменится изображение на экране электроннолучевого монитора за 1 секунду называется частотой кадровой развертки.
25001. Манипуляторы 37.71 KB
  Наиболее распространенным из них является так называемая Мышь Она служит для ввода данных или одиночных команд выбираемых из меню ли текстограмм графических оболочек выведенных на экран монитора. Мышь представляет собой небольшую коробочку с двумя или тремя клавишами и утопленным свободно вращающимся в любом направлении шариком на нижней поверхности. Для работы с мышью необходима плоская поверхность с этой целью используют резиновые коврики Mouse Pad. Так как с помощью мыши нельзя вводить в компьютер серии команд поэтому мышь и...
25002. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности 59.21 KB
  Обычно текстовыми редакторами принято называть программы выполняющие простейшие операции по редактированию текста а процессорами программы обладающие расширенными по сравнению с редакторами средствами для компьютерной обработки текста. В процессе подготовки текстовых документов можно выделить следующие этапы: набор текста; редактирование; форматирование текста разметка страниц; печать просмотр перед печатью текста на экране печать на бумаге. Основные функции текстовых процессоров: создание документов; редактирование документов...
25003. ПОЧЕМУ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ЧАСТО ПРИВОДИТ К БОЛИ 82.5 KB
  Выплачиваемые компенсации достигают астрономических размеров а некоторым пострадавшим от работы за компьютерам приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Недавние исследования показали что примерно 20 нарушений здоровья связанных с работой за компьютером вызваны не вредностью компьютера как такового а незнанием основных правил работы с ним а также неправильной организацией рабочего места. В 1996 году Государственный комитет санитарноэпидемиологического надзора утвердил Гигиенические требования к видеодисплейным...
25004. Понятие информации. Информационные процессы 48.19 KB
  Мы говорим: я получил важную информацию у меня недостаточно информации для принятия решения кто владеет информацией правит миром не особенно задумываясь о том что же такое информация. В этом заключена одна из особенностей понятия информации: оно относится к числу базовых понятий таких как число в математике которые можно пояснять уточнять использовать но нельзя однозначно определить. Юристы например используют определение из закона Об информации информатизации и защите информации: информация сведения о лицах предметах...