6398

Материя как предмет философского осмысления

Реферат

Логика и философия

Материя как предмет философского осмысления Онтология и проблема бытия Проблема материи в истории философии Атрибуты материи Онтология и проблема бытия Одним из центральных разделов философии является онтология - уче...

Русский

2013-01-03

66.5 KB

8 чел.

Материя как предмет философского осмысления

  1.  Онтология и проблема бытия
    1.  Проблема материи в истории философии
    2.  Атрибуты материи

1. Онтология и проблема бытия

 

Одним из центральных разделов философии является онтология – учение о сущем, о первоосновах бытия. В обыденном словоупотреблении «быть» означает существовать, быть в наличии. В философии бытие означает не просто существование, а то, что гарантирует существование. Это совокупность всех возможных состояний мира в прошлом, настоящем и будущем. Еще древние мыслители обратили внимание на то, что бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно, ведь отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, почему же мир в целом существует и сохраняется? Религия на этот вопрос отвечает так: Бог является основой существования мира и гарантом порядка в нем. Когда же пошатнулась вера в богов, вопрос этот вновь потребовал ответа. И античный философ Парменид ввел понятие «бытие». Причем он утверждал: «Бытие есть, небытия нет». Тогда получалось, что все в мире пребывает вечно, не исчезает и не появляется, а движение и развитие – это иллюзия, обман наших чувств.

Другие философы не согласились с ним. Материалист Демокрит под бытием понимал атомы, а под небытием – пустоту. Атомы вечны и неизменны, но их комбинации все время меняются – так философ решает проблему одновременной устойчивости и изменчивости мира. Философы-идеалисты под бытием понимали духовное, идеальное начало. Например, Платон статусом бытия наделял вечные неизменные идеи, а изменчивую, текучую материю называл небытием. Их взаимодействие и составляет сущность нашего мира, одновременно изменчивого и устойчивого.

Споры философов по проблеме бытия имеют не отвлеченно-абстрактный характер, как может показаться на первый взгляд. На самом деле поиски первоосновы мира необходимы нам для ответа на вопрос о смысле нашего существования в этом мире, о возможностях и перспективах человеческой культуры и цивилизации.

Чтобы подчеркнуть самостоятельность материи, несводимость к какому-либо иному основанию материалисты используют  термин субстанция. Он  обозначает то, что существует само по себе и ни от чего не зависит, первоначало.

  Что понимают под субстанцией идеалисты?

Объясните разницу между монизмом, дуализмом и плюрализмом в понимании проблемы субстанции.

2.Проблема материи в истории философии.

 

Античная философия началась с поисков первоначала. Фалес основой всего существующего считал воду, Гераклит – огонь. Вершиной греческого материализма было учение Демокрита об атомах. «Атом» в переводе с древнегреческого – «неделимый». Из разных по форме и величине атомов как из кирпичиков состоят все вещи. В 17 веке материю понимают как основу всего, носительницу всех свойств (массы, протяженности, инерции и т.д.). Самой развитой наукой того времени была физика, а в ней – механика, Ф. Бэкон, Т. Гоббс и другие материалисты заимствуют понимание материи из физики, отождествляя ее веществом. Материя понималась как мертвое, косное, неразвивающееся начало, движение понималось как механическое перемещение, развитие не признавалось. Мир – это часы, а бог – часовщик, он сотворил мир, «завел» его, а далее в его дела не вмешивается. Такая мировоззренческая позиция называется деизмом.

 

Почему в средние века философы мало внимания уделяли изучению материи?

Чем вызван интерес к этой проблеме в Новое время? С чем это связано?

В 18 веке активно развиваются биология и физиология, поэтому к определению материи добавляется: материя – то, что действует на органы чувств, вызывает ощущения. В целом понимание материи оставалось метафизическим и механистическим, хотя развитие науки ведет к осознанию ограниченности такого подхода.

Объясните, почему открытие закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого вещества, теории эволюции противоречили метафизическому пониманию материи?

В конце 19 – начале 20 веков в физике был сделан ряд крупных открытий: рентгеновское излучение, радиоактивность, электроны, созданы квантовая теория и специальная теория относительности и др. Они не вписывались в классическую ньютоновскую картину мира, поэтому возникшая ситуация воспринималась учеными того времени как «кризис физики», «всеобщий разгром принципов».

Вспомните, как устроен мир в физике Ньютона, и попытайтесь объяснить, почему новые открытия не согласовывались с классическими представлениями.

В чем состоит мировоззренческая и методологическая функция философии по отношению к науке?

 

Физикам пришлось заняться философскими проблемами, выясняя, в чем состоит предмет их науки и каким образом он изучается. Рассмотрим, к каким выводам пришли некоторые из них. Австрийский физик Э. Мах рассуждал следующим образом: ученый изучает факты, они даны нам в опыте, а опыт состоит из отдельных ощущений. Не экономнее ли говорить сразу об ощущениях, именуя их по - научному «нейтральными элементами», чем философствовать о предельных основаниях бытия? Это учение получило название эмпириокритицизм (эмпирия, в переводе с греч. – опыт). Тогда получается, что реальность, с которой мы имеем дело, это совокупность наших ощущений.

Если так, то как отличить истинные теории от неистинных? Французский ученый А. Пуанкаре выдвигает принцип конвенционализма (от лат. «конвенция» – соглашение): истинными считаются те теории, с которыми согласно большинство ученых. Все эти теории получили название «физического идеализма», т.к. результатом всех этих рассуждений было субъективно-идеалистическое признание нашего человеческого сознания единственной реальностью. Но если нет материи, то что же изучают физики? Теперь понятно, почему они заговорили о кризисе.

Но, даже не соглашаясь с выводами этих ученых, следует отметить, что они указали на действительно очень сложную проблему: современная наука зачастую имеет дело с такими объектами, которые нам непосредственно не даны, мы судим о них только по показаниям приборов. Как связать наше восприятие с реальностью? Это сложный и далеко еще не решенный вопрос.

Итак, «кризис физики» на самом деле – это не кризис самой науки, а ее мировоззренческо-методологических оснований. Устарел метафизический материализм, на который опиралась классическая физика, исчерпались его объяснительные возможности. Кроме того, стало понятно, что философия не может  свое понимание материи заимствовать из физики или какой-либо другой науки (хотя учитывать его должна), ведь в науке все время открываются и исследуются все новые виды и свойства материи, а философское определение должно быть предельно абстрактным, общим.

Учитывая все это, В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в 1908 году, предложил новое определение материи, которое содержит в себе указание на решение основного вопроса философии: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении содержится указание на то, что понятие «материя» – это абстракция, которая выделяет самое существенное свойство всех материальных тел – свойство быть «объективной реальностью». Рассмотрим, как понимается эта категория в материалистической традиции

Реальность как совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем можно подразделить на объективную и субъективную. Чтобы понять разницу между ними необходимо ввести понятия «объект» и «субъект». Объект – термин, означающий то, на что направлено сознание и деятельность субъекта. Субъект – носитель сознания и деятельности. Значит, объективная реальность – это то, что существует вне и независимо от нашего сознания, а субъективная – то, что существует в нашем сознании и через него. В свою очередь объективную реальность мы можем подразделить на  естественно-природную и социально-практическую реальность. А субъективную реальность – на личностно-духовную и объективированно-духовную. Такое решение «основного вопроса философии» задает нам направление, в котором будут решаться проблемы сознания и его происхождения, общественного развития, положения человека в мире и т.д.

В конце 20 века новые научные открытия опять привлекли внимание к проблеме материи и ее определения. Перед учеными опять возникли философские проблемы.

 

 Чем философское понимание материи отличается от научного?

Почему нельзя ограничиться научным пониманием материи? Нуждаются ли ученые в философском понимании материи?

Современная космология, изучая строение и развитие Вселенной, выдвинула антропный принцип: не только человек адаптирован к Вселенной, но и Вселенная адаптирована к человеку. Ученые обратили внимание на то, что если бы основные физические постоянные (заряд электрона, скорость света, постоянная Планка и т.д.) имели другие количественные значения, то возникновение устойчивых структур, появление жизни, а, значит, и человека были бы невозможны. Возникает вопрос: неужели в основании нашего мира заложена необходимость появления мыслящего существа? Или эти параметры – чистая случайность?

Изучение развития Вселенной, Земли, биосферы и других сложных объектов показывает наличие в них процессов самоорганизации, похожих на творчество. Возникла даже новая научная дисциплина, изучающая эти процессы – синергетика. В результате осмысления этой ситуации одни ученые делают вывод, что идея Творца не противоречит науке и между наукой и религией нет противоречий (что это за философская позиция?), другие говорят о бинарной структуре Вселенной, состоящей из материальных объектов и информационного поля, третьи не отказываются от материализма, но указывают на необходимость нового уточнения определения материи.

3. Атрибуты материи

 

Атрибут – неотъемлемое свойство, то, без чего данный объект не существует. Основными атрибутами материи являются движение, пространство, время, отражение.

 Движение есть способ существования материи, изменение вообще. Движение объективно, неразрывно связано с материей. Признание этих моментов необходимо вытекает из материалистической позиции. Например, в середине 19 века немецкий философ Е. Дюринг, считая себя материалистом, выдвигал тезис о пассивности материи: она «находилась в самому себе равном состоянии, затем начался процесс превращения». Ф. Энгельс отвечал следующим образом: если материя не двигалась, значит источник ее движения находится не в ней самой, «ясно виден божественный перст».

  

  Объясните, что означает тезис: движение объективно?

Движение вечно, оно несотворимо и неуничтожимо. Количественная неуничтожимость материи состоит в том, что движение не может исчезать, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные параметры. В физике об этом говорит закон сохранения энергии. Диалектический материализм настаивает и на качественной неуничтожимости: ни одна форма энергии не может исчезнуть в мире.

Ряд форм движения есть ряд прогрессивного развития. Ф. Энгельс в 19 веке в соответствии с наукой своего времени этот ряд представлял таким образом: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Современная наука не рассматривает механическое движение как простейшее, но с общим принципом этой классификации согласна: низшие формы движения не только порождают высшие, но и входят в них в качестве основания.

Движение и покой представляют собой неразрывное единство, но движение является ведущей стороной этого противоречия. Покой – необходимый момент, сторона всякого движения. Движение абсолютно, покой относителен.

 Пространство есть форма бытия вещей, характеризующая их протяженность и порядок сосуществования.

 Время есть форма бытия явлений, характеризующая их длительность и порядок смены.

В Новое время сложились две концепции пространства и времени. Субстанциальная концепция, сторонником которой был И. Ньютон, утверждала, что пространство и время не зависят от движения вещей и их взаимодействия, они являются субстанциями. Абсолютное пространство  есть чистая протяженность, «ящик», в котором располагаются все вещи (если бы они исчезли, то «ящик» остался). Абсолютное время есть чистая длительность, «мировые часы», которые идут всегда одинаково, независимо от процессов, происходящих в мире. Г.В. Лейбниц утверждал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и вне их они не существуют. Эта концепция получила название реляционной.

В современной науке продолжаются дискуссии о природе и сущности пространства и времени, но теория относительности уже установила неразрывную связь пространственно-временных отношений с самими вещами: специальная теория относительности говорит о четырехмерном пространственно-временном континууме, а общая утверждает, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

Свойствами пространства и времени являются объективность и всеобщность. Свойства пространства: протяженность, однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Впрочем, современная наука утверждает возможность существования пространства  и времени других размерностей.

Пространство и время по-разному проявляются в микромире, живой природе, социальной действительности, поэтому специально анализируются физическое, биологическое, социальное пространство-время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8544. Философия средних веков и эпохи Возрождения 21.52 KB
  Философия средних веков и эпохи Возрождения Основные принципы и проблемы средневековой философии. Философия периода патристики Философия периода схоластики Общая характеристика и основные проблемы философии эпохи Возрождения...
8545. Гносеология и этика И. Канта. 31.91 KB
  Гносеология и этика И. Канта. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Основой своей философии он сделал гносеологию, в которой совершил переворот, аналогичный коперниканскому перевороту в астрономии. Впервые в филосо...
8546. Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители 31.99 KB
  Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители. Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты на...
8547. Предмет и функции философии 33.56 KB
  Предмет и функции философии Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разу-меется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенс...
8548. Теория познания Ф. Бекона 40.71 KB
  Теория познания Ф. Бекона Родоначальником эмпиризма является английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Он выдвинул доктрину естественной философии, опирающейся на опытное познание, и преследовал цель способствовать человечеству с помощью...
8549. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие 920.03 KB
  В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности....
8550. Генезис сознания. Сознание и отражение 39.5 KB
  Генезис сознания. Сознание и отражение Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают: - э...
8551. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения 30 KB
  Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения Проблематика бессознательного наиболее репрезентативно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской теории развития личност...
8552. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональ-ный, функциональный, экзистенциально-феноменологический 37 KB
  Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический В истории философии сложилось несколько подхода к философскому анализу феномена сознания: субстанциональный, натура...