6399

Сознание как проблема философии

Реферат

Логика и философия

Сознание как проблема философии Основные философские позиции по проблеме сознания Теория отражения. Основные философские позиции по проблеме сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное п...

Русский

2013-01-03

58 KB

10 чел.

Сознание как проблема философии

1. Основные философские позиции по проблеме сознания

2. Теория отражения

.1. Основные философские позиции по проблеме сознания.

Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего существующего. Эта исходная предпосылка фактически снимает вопрос о происхождении сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. Но при этом, чтобы избежать солипсизма, им в той или иной мере приходится прибегать к опоре на объективный идеализм.

 

Вспомните, как Дж. Беркли решал проблему существования вещей, не воспринимаемых  сознанием людей.

Дуализм признает наличие одновременно двух субстанций – и материи, и сознания. Рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала, дуализм заходит в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Решая эту проблему, Р. Декарт вводит в свою систему Бога: именно он устроил так, что в человеке пересеклись протяженная и мыслящая субстанции.

Материализму, в отличие от всех вышеперечисленных позиций, приходится отвечать на вопрос о происхождении сознания. В истории философии сложились различные варианты решения этой проблемы. В том числе и такие, которые попытались обойти этот вопрос.

Так, например, Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства. Гилозоизм – философское направление, которое утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всем видам материи, хотя и в разной степени.

 Вульгарный материализм, возникший в 19 веке в среде ученых-естествоиспытателей (Бюхнер, Фогт, Молешотт) понимал сознание как сугубо материальный процесс: «Мозг  вырабатывает мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь». Получалось, что содержание сознания определяется прежде всего химическим составом пищи и «неправильный» образ мысли можно лечить диетой.

 

Что означает слово «вульгарный»? В каком смысле  вульгарен вульгарный материализм?

Есть ли здравое зерно в рассуждениях представителей этого направления и в чем оно заключается?

 

2.Теория отражения

Диалектический материализм, пытаясь понять, как в процессе развития материи появляется сознание,  выдвинул предположение: очевидно, вся материя обладает свойством, которое, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения,  а, затем, и сознания. Тем самым, сознание имеет глубокие корни в фундаменте материи.

Отражение – это всеобщее свойство материи, выражающееся в способности тел запечатлевать результаты взаимодействия с другими телами в своей собственной природе. Везде, где имеет место движение и взаимодействие, имеет место и отражение. Оно усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и  эволюцией материальных систем. Можно выделить три крупные ступени  в процессе развития отражения: физическая форма отражения (в неживой природе), биологическая форма отражения (в живой природе) и социальная форма (в человеческом обществе). Между этими ступенями существует тесная взаимосвязь: одни формы отражения возникают исторически на базе других, высшие формы отражения основываются на низших и включают их в себя в качестве основания.

Физическое отражение – есть свойство природных тел реагировать на внешние воздействия в соответствии со своей предысторией. Эта форма отражения имеет пассивный характер и выступает в виде соответствующих изменений физических или химических свойств и состояний объектов в результате внешних воздействий. Благодаря свойству отражения  тела развиваются, изменяются исторически.

Биологическое отражение – есть свойство живых организмов целесообразно и непосредственно реагировать на внешние воздействия. Целесообразно – значит в соответствии с потребностями.  Исторически первая форма биологического отражения – раздражимость. Это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Например, растения поворачиваются к свету, открываются или закрываются в зависимости от времени суток, простейшие перемещаются по направлению к пище и т.п. Носителями в данном случае являются обменные процессы.

Чувствительность – это способность иметь ощущения, что является начальной формой психики. Ощущение характеризуется непосредственной связью с объектом, в ходе которого отражается какая-либо одна сторона объекта. Чувствительностью обладают более высокие виды живых организмов, у которых есть нервные окончания. Вспомните, например, достаточно сложно организованную жизнь насекомых.

На уровне биопсихики носителями являются механизмы нервной системы. Биопсихика резко усилила способность животных отражать внешние воздействия. Помимо ощущений  добавляются восприятие (синтез ощущений от различных органов чувств) и  представление (способность сохранять образ предмета в мозгу, когда его непосредственного воздействия уже нет). Поведение высокоорганизованных животных строится на основе сочетания условных и безусловных рефлексов.

В живой природе благодаря приспособлению организмов к цикличности процессов (смена времени суток, времен года и т.п.) сформировалось «опережающее отражение» – способность реагировать на те воздействия, которые еще не наступили. Внешний «толчок» (изменение длины светового дня, температуры окружающей среды и т.д.) как бы включает заложенную программу: деревья сбрасывают листья, насекомые и животные впадают в спячку, меняют окраску.

Социальное отражение есть свойство человека целенаправленно реагировать на внешние воздействия посредством социально выработанного знания, выраженного в слове.

Сознание возникает при переходе биологической формы движения материи к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Сознание является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим  функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. Если ребенок не проходит стадию социализации, то он не становится полноценным человеком («эффект Маугли»).

Не менее важным фактором, чем труд и общение, является формирование языка.

В широком смысле слова как система средств сигнализации, орудие передачи информации, язык есть и у животных. Они сообщают друг другу об опасности, наличии еды и т.д., тем самым побуждая  к каким-либо действиям: спасаться, прятаться, собираться вместе и т.п.

Но в подлинном смысле слова, как система знаков, язык присущ только человеку. Знак - это материальный заместитель предмета, который используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаки и знаковые системы пронизывают всю нашу жизнь: это жесты, азбука Морзе, язык глухонемых, язык танца и т.д., но базой, основой для всех знаковых систем является слово – произнесенное или написанное. Главное отличие слов языка от сигналов животных – идет не только сигнализация и регуляция поведения, но вкладывается значение. Язык является материальным носителем человеческого сознания.

Язык служит для передачи внебиологического, собственно культурного содержания. Человек отрывается от наличной ситуации и приобретает большую свободу, чем в операциях с орудием. Возрастает способность человека сохранять, накапливать и передавать опыт. Поэтому прогресс общества происходит гораздо быстрее, чем биологическая эволюция.

Качественное отличие сознания от психических форм отражения, присущих животным:

У животных все психические отражательные акты вплетены в приспособительно-рефлекторные действия и не отделяются от самого действия. Понятийное мышление человека не только выделяет его из природы, но и позволяет  себя и свою деятельность сделать объектом познания  и  преобразования.

Деятельность животных носит инстинктивный характер, даже если внешне она кажется крайне целесообразной. Эта целесообразность имеет биологическую природу и не осознается самим животным. Деятельность человека имеет целеполагающий характер, что выражается в способности формировать цели, идеалы своих действий.

Если эволюция форм отражения в живой природе была направлена в основном на обеспечение приспособительной деятельности животного по отношению к окружающей среде, то сознание лежит в основе преобразовательной деятельности человека, который не только приспосабливается к среде, но и изменяет ее, приспосабливает среду к себе. Человек способен создавать такие предметы и процессы, которые до него в природе не существовали.  

.

 Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?

  В чем заключается «эффект Маугли»?

Какие доводы против гилозоизма можно выдвинуть с точки зрения теории  отражения?

В последнее время развиваются и другие представления о природе сознания. Например, исследуется гипотеза о волновой квантово-механической природе мозга. При этом утверждается, что источником сознания выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание ныне живущих людей. Возможно объяснение «парапсихологических» явлений телекинеза, ясновидения и т.п. Эти гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения и требуют дальнейшего исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34447. История как наука. Исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины 33.5 KB
  Сама наука сложилась намного позднее. Историческая наука оперирует точно установленными фактами которые извлекаются из источников. Геральдика – наука о гербах.
34448. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ 32 KB
  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. Предки славян стали выделяться из племен индоевропейцев во II тыс. Прародиной славян считается Центральная Европа – в верховьях рек Вислы Одера и Дуная. Натиск кочевников оттеснил славянские племена на северовосток и в VI веке они заселили территорию восточной Европы смешиваясь с балтами и финноугами.
34449. Возникновение древнерусского государства. Деятельность первых русских князей и принятие христианства 17.75 KB
  По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи ильменские словене чудь весь платили дань варягам а южные племена находились в зависимости от хазар. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире Святославиче 980 – 1015. Для защиты южных рубежей Руси была создана система мощных оборонительных сооружений заставы богатырские протянувшиеся...
34450. Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Особенности развития Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли 40.5 KB
  Причины раздробленности: 1 господство натурального хозяйства и экономическая самостоятельность вотчин. 2 Политической предпосылкой раздробленности стало усиление политической власти местных князей и бояр. Последствия раздробленности: Став самостоятельными правителями князья старались не истощать свои земли излишними поборами.
34451. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в 41 KB
  Затем монголы отправились к границам Руси. После захвата Владимира воины Батыя взяли штурмом еще 14 городов СевероВосточной Руси. После разгрома ВладимироСуздальской Руси войска Батыя вторглись в пределы Новгородской земли.
34452. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV – XV вв. Противостояние Орде 18.18 KB
  Увеличивались площади пахотных земель совершенствовались приемы обработки почвы землю стали удобрять навозом распространялось трехполье. Складываются экономические предпосылки к объединению русских земель. Необходимой предпосылкой объединения русских земель стало сохранение общего языка и православной веры общая культура и церковная организация во главе с митрополитом.
34453. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы на рубеже XV–XVI вв. Ликвидация монголо-татарского ига 36.5 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы приходится на годы правления Ивана III 1462 – 1505 и Василия III 1505 – 1533. Иван III прекратил платить дань Орде. В борьбе с Ахмадом Иван III заручился поддержкой Крымского хана. Ко времени ликвидации монгольского ига Ивану III уже удалось присоединить многие земли северовосточной Руси.
34454. Московская Русь в эпоху Ивана Грозного 38.5 KB
  Московская Русь в эпоху Ивана Грозного. Вокруг молодого Ивана IV сложился круг близких к нему людей получивший у историков название Избранной рады. войско Ивана IV взяло штурмом Казань. Потрясением для Ивана IV стала смерть любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г.
34455. Северное Возрождение в Германии. Живопись, рисунок, гравюра. Альбрехт Дюрер (1471—1528), М. Грюневальд, Л. Кранах, Г. Гольбейн Младший 18.63 KB
  Альбрехт Дюрер 1471 1528 М. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера 1471 1528. В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров: наблюдения над природой человеком проблемы соотношения предметов в пространстве существования человеческой фигуры в пейзаже в пространственной среде. По разносторонности по масштабу дарования по широте восприятия действительности Дюрер типичный художник Высокого.