6399

Сознание как проблема философии

Реферат

Логика и философия

Сознание как проблема философии Основные философские позиции по проблеме сознания Теория отражения. Основные философские позиции по проблеме сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное п...

Русский

2013-01-03

58 KB

11 чел.

Сознание как проблема философии

1. Основные философские позиции по проблеме сознания

2. Теория отражения

.1. Основные философские позиции по проблеме сознания.

Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего существующего. Эта исходная предпосылка фактически снимает вопрос о происхождении сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. Но при этом, чтобы избежать солипсизма, им в той или иной мере приходится прибегать к опоре на объективный идеализм.

 

Вспомните, как Дж. Беркли решал проблему существования вещей, не воспринимаемых  сознанием людей.

Дуализм признает наличие одновременно двух субстанций – и материи, и сознания. Рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала, дуализм заходит в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Решая эту проблему, Р. Декарт вводит в свою систему Бога: именно он устроил так, что в человеке пересеклись протяженная и мыслящая субстанции.

Материализму, в отличие от всех вышеперечисленных позиций, приходится отвечать на вопрос о происхождении сознания. В истории философии сложились различные варианты решения этой проблемы. В том числе и такие, которые попытались обойти этот вопрос.

Так, например, Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства. Гилозоизм – философское направление, которое утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всем видам материи, хотя и в разной степени.

 Вульгарный материализм, возникший в 19 веке в среде ученых-естествоиспытателей (Бюхнер, Фогт, Молешотт) понимал сознание как сугубо материальный процесс: «Мозг  вырабатывает мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь». Получалось, что содержание сознания определяется прежде всего химическим составом пищи и «неправильный» образ мысли можно лечить диетой.

 

Что означает слово «вульгарный»? В каком смысле  вульгарен вульгарный материализм?

Есть ли здравое зерно в рассуждениях представителей этого направления и в чем оно заключается?

 

2.Теория отражения

Диалектический материализм, пытаясь понять, как в процессе развития материи появляется сознание,  выдвинул предположение: очевидно, вся материя обладает свойством, которое, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения,  а, затем, и сознания. Тем самым, сознание имеет глубокие корни в фундаменте материи.

Отражение – это всеобщее свойство материи, выражающееся в способности тел запечатлевать результаты взаимодействия с другими телами в своей собственной природе. Везде, где имеет место движение и взаимодействие, имеет место и отражение. Оно усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и  эволюцией материальных систем. Можно выделить три крупные ступени  в процессе развития отражения: физическая форма отражения (в неживой природе), биологическая форма отражения (в живой природе) и социальная форма (в человеческом обществе). Между этими ступенями существует тесная взаимосвязь: одни формы отражения возникают исторически на базе других, высшие формы отражения основываются на низших и включают их в себя в качестве основания.

Физическое отражение – есть свойство природных тел реагировать на внешние воздействия в соответствии со своей предысторией. Эта форма отражения имеет пассивный характер и выступает в виде соответствующих изменений физических или химических свойств и состояний объектов в результате внешних воздействий. Благодаря свойству отражения  тела развиваются, изменяются исторически.

Биологическое отражение – есть свойство живых организмов целесообразно и непосредственно реагировать на внешние воздействия. Целесообразно – значит в соответствии с потребностями.  Исторически первая форма биологического отражения – раздражимость. Это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Например, растения поворачиваются к свету, открываются или закрываются в зависимости от времени суток, простейшие перемещаются по направлению к пище и т.п. Носителями в данном случае являются обменные процессы.

Чувствительность – это способность иметь ощущения, что является начальной формой психики. Ощущение характеризуется непосредственной связью с объектом, в ходе которого отражается какая-либо одна сторона объекта. Чувствительностью обладают более высокие виды живых организмов, у которых есть нервные окончания. Вспомните, например, достаточно сложно организованную жизнь насекомых.

На уровне биопсихики носителями являются механизмы нервной системы. Биопсихика резко усилила способность животных отражать внешние воздействия. Помимо ощущений  добавляются восприятие (синтез ощущений от различных органов чувств) и  представление (способность сохранять образ предмета в мозгу, когда его непосредственного воздействия уже нет). Поведение высокоорганизованных животных строится на основе сочетания условных и безусловных рефлексов.

В живой природе благодаря приспособлению организмов к цикличности процессов (смена времени суток, времен года и т.п.) сформировалось «опережающее отражение» – способность реагировать на те воздействия, которые еще не наступили. Внешний «толчок» (изменение длины светового дня, температуры окружающей среды и т.д.) как бы включает заложенную программу: деревья сбрасывают листья, насекомые и животные впадают в спячку, меняют окраску.

Социальное отражение есть свойство человека целенаправленно реагировать на внешние воздействия посредством социально выработанного знания, выраженного в слове.

Сознание возникает при переходе биологической формы движения материи к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Сознание является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим  функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. Если ребенок не проходит стадию социализации, то он не становится полноценным человеком («эффект Маугли»).

Не менее важным фактором, чем труд и общение, является формирование языка.

В широком смысле слова как система средств сигнализации, орудие передачи информации, язык есть и у животных. Они сообщают друг другу об опасности, наличии еды и т.д., тем самым побуждая  к каким-либо действиям: спасаться, прятаться, собираться вместе и т.п.

Но в подлинном смысле слова, как система знаков, язык присущ только человеку. Знак - это материальный заместитель предмета, который используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаки и знаковые системы пронизывают всю нашу жизнь: это жесты, азбука Морзе, язык глухонемых, язык танца и т.д., но базой, основой для всех знаковых систем является слово – произнесенное или написанное. Главное отличие слов языка от сигналов животных – идет не только сигнализация и регуляция поведения, но вкладывается значение. Язык является материальным носителем человеческого сознания.

Язык служит для передачи внебиологического, собственно культурного содержания. Человек отрывается от наличной ситуации и приобретает большую свободу, чем в операциях с орудием. Возрастает способность человека сохранять, накапливать и передавать опыт. Поэтому прогресс общества происходит гораздо быстрее, чем биологическая эволюция.

Качественное отличие сознания от психических форм отражения, присущих животным:

У животных все психические отражательные акты вплетены в приспособительно-рефлекторные действия и не отделяются от самого действия. Понятийное мышление человека не только выделяет его из природы, но и позволяет  себя и свою деятельность сделать объектом познания  и  преобразования.

Деятельность животных носит инстинктивный характер, даже если внешне она кажется крайне целесообразной. Эта целесообразность имеет биологическую природу и не осознается самим животным. Деятельность человека имеет целеполагающий характер, что выражается в способности формировать цели, идеалы своих действий.

Если эволюция форм отражения в живой природе была направлена в основном на обеспечение приспособительной деятельности животного по отношению к окружающей среде, то сознание лежит в основе преобразовательной деятельности человека, который не только приспосабливается к среде, но и изменяет ее, приспосабливает среду к себе. Человек способен создавать такие предметы и процессы, которые до него в природе не существовали.  

.

 Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?

  В чем заключается «эффект Маугли»?

Какие доводы против гилозоизма можно выдвинуть с точки зрения теории  отражения?

В последнее время развиваются и другие представления о природе сознания. Например, исследуется гипотеза о волновой квантово-механической природе мозга. При этом утверждается, что источником сознания выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание ныне живущих людей. Возможно объяснение «парапсихологических» явлений телекинеза, ясновидения и т.п. Эти гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения и требуют дальнейшего исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10301. Бенедикт Спиноза 13.51 KB
  Бенедикт Спиноза был самым значительным философом. Главные интересы Спинозы были направлены на изучение и разработку философских проблем. Спиноза стремился построить философию на достоверных началах. Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанци...
10302. Патристика средневековое философское мышление 17.08 KB
  Патристика Характерной особенностью средневекового философского мышления свойственного патристике является то что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику Библии. Она рассматривается как полный свод истин...
10303. Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей 13.85 KB
  Общество совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих особенных и единичных признаков. Становление общества долгий процесс длившийся неско...
10304. Философия Людвига Фейербаха 12.67 KB
  Философия Людвига Фейербаха Несмотря на то что классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах именно в этот момент возникла одна из мощнейших материалистических идей Людвига Фейербаха. Фейербах ст
10305. Современная философия 12.45 KB
  Современная философия чрезвычайно многообразна. Вместе с тем в ней есть свои центры притяжения в виде относительно самостоятельных направлений или течений. Их тоже много но в плане самой общей картины можно ограничиться тремя: аналитическим феноменологическим и постм
10306. Раннегреческая философия (милетская и элейская школы философии) 13.1 KB
  Раннегреческая философия милетская и элейская школы философии Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. Представителями данной школы являлись Фалес Анаксимандр Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимал
10307. Философия французского просвещения 11.36 KB
  Во Франции философия являлась мощным общественно культурным движением. Все идеи французских философов подготовили почву к великой французской революции. Приведем пример двух самых ярких просветителей этого времени. Вольтер французский философпросветитель. Боро
10308. Фихте Иоганн немецкий философ и общественный деятель 14.79 KB
  Фихте Иоганн немецкий философ и общественный деятель представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университете Лейпцига. Под влиянием событий Великой французской революции Ф. написал работу посвященную защите свободы мысли. Вслед
10309. Фридрих Шеллинг 11.72 KB
  Фридрих Шеллинг оказался своеобразным связывающим звеном между философией Канта идеями Фихте. В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему познания истины в частных областях. Все это реализуется в его âнатурфилософииâ. Основн...