6400

Диалектика как теоретическая система и метод познания

Реферат

Логика и философия

Диалектика как теоретическая система и метод познания Исторические типы метафизики и диалектики Системность Детерминизм Развитие Исторические типы метафизики и диалектики Еще с древности люди заметили, что всем предметам и явлениям ми...

Русский

2013-01-03

98.5 KB

20 чел.

Диалектика как теоретическая система и метод познания

1. Исторические типы метафизики и диалектики

2. Системность

3. Детерминизм

4. Развитие

1. Исторические типы метафизики и диалектики

Еще с древности люди заметили, что всем предметам и явлениям мира присущи как изменчивость, так и устойчивость. Первоначально, в мифологическом мышлении, господствовала идея круговорота: изменение есть, а развития нет, царит вечное повторение. По мере развития теоретического мышления постепенно сформировались два подхода к пониманию процессов, происходящих в мире – диалектика и метафизика.

Обыденному мышлению свойственно стремление видеть мир устойчивым, постоянным, надежным и подозрительное отношение к переменам. Но философские основания метафизики коренятся не в этом вполне понятном настроении. Древнегреческий мыслитель Парменид утверждал, что бытие есть, а небытия нет, следовательно, ничего не исчезает и ничего не появляется. Мир – это вещественный шар, в котором нет пустот, а, значит, нечему и некуда двигаться. Как видим, в данном случае, отрицание движения вытекает из глубоких раздумий об устройстве мироздания, имеет онтологические основания. Его ученик, Зенон, исходил из гносеологических соображений – теоретической невозможности обоснования движения. Для доказательства своей позиции он сочинял задачи-апории. Например, апория «Стрела»: «Движущаяся стрела покоится». Если путь стрелы разбить на мельчайшие отрезки, а время полета – на мельчайшие мгновения, то в каждый момент времени стрела находится в какой - то точке пространства, т.е. покоится – как же из суммы покоев может получиться движение? Парменид и Зенон считаются родоначальниками метафизики, но одновременно своим учением они дали мощный толчок развитию науки.

Следующим этапом развития метафизики было Новое время. Естествознание, бурно развивавшееся в эту эпоху, как бы «останавливало» мир, чтобы лучше изучить, классифицировать его, это был естественный и неизбежный этап в развитии науки. Философия же того времени абсолютизировала этот подход, была метафизической, механистической. Развитие не признавалось, признавалось только движение как повторение, движение по кругу. Постепенно открытия в самой науке расшатывали такую точку зрения: гипотеза Канта - Лапласа о происхождении Вселенной из первоначальной туманности, учение Дарвина о происхождении видов и т.д.

В конце 19 – начале 20 вв. появилась т.н. неометафизика. Это теории «плоской эволюции», которые признавали только постепенные изменения, без скачков, и теории «творческой эволюции», которые абсолютизировали взрывообразные скачки, катастрофы как основу существования мира. И в том и в другом случае развитие понимается неполно, односторонне, а значит, неверно.  

Может быть, споры о сущности движения носят сугубо теоретический характер и далеки от насущных потребностей людей? Ничего подобного! Казалось бы отвлеченные рассуждения о «сущности мирозданья» оказывают непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь, ведь люди действуют, исходя из того, что они считают правильным. Сторонники «плоской эволюции»  единственным путем улучшения жизни считают постепенные реформы и противятся назревшим нововведениям, что чревато застоем, а то и смертью  социального организма. Сторонники же «творческой эволюции» зачастую выступают приверженцами экстремизма, левацкого авантюризма, что тоже опасно.

Приведите примеры проявления этих позиций из истории и современной российской и международной политики.

Противоположностью метафизическому взгляду на мир  является  диалектика. Ее родоначальником считается Гераклит. Мир для него – это поток изменений, борьба противоположных начал. Но изменения не хаотичны, в мире царит законосообразность, Логос. Древнегреческая диалектика стихийная, образная, это еще не теоретическая система, а, скорее, определенное мировидение.

Средневековая христианская мысль порождает идею направленного развития общества – от сотворения, через грехопадение к страшному суду. Но диалектичность этой идеи ограничена, ведь за пределами человеческого мира – вечность и совершенство бога,  да и развитие человека идет по воле божьей.

В 18 веке в учениях Вольтера и Руссо появляется идея прогресса – неограниченного и свободного совершенствования, улучшения общества.

  

  Подумайте, почему понятие «прогресс» появилось так недавно?

  Почему оно появляется именно в Новое время? С чем это связано?

В немецкой классической философии, особенно в учении Гегеля создается грандиозная картина развития всего мира, в основе которого лежит развертывание Абсолютной идеи. Гегель превратил диалектику в стройную теоретическую систему, сформулировал ее законы и категории. Подхватив идею всеобщности развития, марксизм перевел ее в материалистическое русло: происходит саморазвитие материального мира, а наши идеи – только отражение этого процесса.

В 20 веке в рамках различных учений появляются новые разновидности диалектики – «трагическая», «негативная», «парадоксальная» и т.д. Как правило, эти варианты своим главным предметом делают рассмотрение неустранимых противоречий человеческой жизни, как социальной, так и душевной.

Человек, познавая мир, убеждается в многообразии свойств и связей предметов и явлений. Среди них он выделяет всеобщие, которые принадлежат всем материальным образованиям, всем явлениям мира.  Понятия, в которых выражаются всеобщие свойства и связи, называются  философскими категориями. Всеобщую взаимосвязь и развитие мира диалектика рассматривает через систему категорий.

2. Системность

Системность является характерной чертой материальной действительности, это означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.

Единичное и общее.

Долгое время в философии шел спор: одни утверждали, что реально существует только общее и оно дает начало неподлинным и преходящим единичным предметам (таковы «идеи» и материя  Платона), другие настаивали на реальности только единичных образований, из которых мы в своем уме образуем абстрактные общие понятия (ощущения у Дж. Беркли). На самом деле ни общее, ни единичное не существуют как таковые, не обладают самостоятельным существованием. Самостоятельно существует отдельное (отдельные предметы, процессы, явления). Общее же и единичное существуют лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного. Всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в то же время и единичное, и общее. Через свои неповторимые черты, свойства, оно выступает как единичное, но через стороны, повторяющиеся в других материальных образованиях, - как общее. Крайняя степень проявления единичного выступает как уникальное, а крайняя степень общего - типовое, стандартное.

С необходимостью различать единичное и общее встречаются не только ученые, которые стараются выделить в многообразии наблюдаемых явлений общее, законосообразное, но и люди в любых областях своей деятельности: врач, знающий общее строение человеческого организма, общие характеристики заболевания, для успешного лечения больного должен учитывать индивидуальные проявления и реакции каждого пациента; стремясь одеться красиво, каждый из нас решает непростую задачу, как, соблюдая требования моды, сохранить свою индивидуальность, неповторимость.

 Допустим, что мир состоит из единичных, неповторимых вещей, событий, фактов. Какие  следствия вытекают из этого допущения в практической, научной деятельности людей?

Сущность и явление.

Существуют различные уровни действительности: поверхностные, которые легко схватываются обыденным мышлением, и глубинные,  для понимания которых нужны специальные усилия, теоретическая деятельность. Наличие этих различий и выражается в категориях  «сущность» и «явление».

Сущность – совокупность всех необходимых свойств и связей вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, законов ее функционирования и развития.

Явление – внешнее обнаружение всех этих сторон и связей.

Если бы сущность и явление совпадали, то наука была бы не нужна, а если бы абсолютно не совпадали, то познание было бы невозможно. Сущность дана нам только через явление, но нередко проявляется в нем в искаженном виде. Иногда это несовпадение очень сильное, и тогда мы говорим о видимости, кажимости. Явление богаче сущности, т.к. помимо того, что идет от сущности, в нем присутствуют новые черты, обусловленные внешними обстоятельствами. Наше познание движется от явлений к сущности, углубляясь от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Для примера давайте вспомним, что наши далекие предки когда-то считали молнию огненными стрелами разгневанного бога, в Новое время началось исследование электрической природы этого явления, для понимания природы электричества оказалось необходимо знание об элементарных частицах и т.д. Процесс познания этого природного явления продолжается, но уже накопленные знания имеют большое практическое значение.

  Есть ли сущность в «несущественных явлениях»?

Выделите сущность и явление в следующих примерах: горение электрической лампы, заболевание человека гриппом.

Содержание и форма

Содержание вещи – это совокупность всех ее элементов, их взаимодействий и изменений.

Форма вещи – организация устойчивых связей между ее элементами, принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Любое содержание всегда оформлено, например, деятельность и взаимоотношения людей  регулируются обычаями, традициями, правовыми нормами. Содержание играет определяющую роль, а форма – определяемую, но она обладает определенной самостоятельностью, относительной независимостью от содержания, оказывает на него активное воздействие – может ускорять его развитие, или замедлять его (если она не соответствует содержанию).

Сами понятия формы и содержания относительны. Например, производственные отношения являются содержанием по отношению к надстройке и формой – по отношению к производительным силам общества.

 Приведите примеры из области науки, политики, идеологии и культуры, которые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать различную форму.

Часть и целое.

В науке Нового времени существовал принцип движения  от  изучения частей к изучению целого. Такой подход оказался чреват редукционизмом.

 Редукционизм – методологический принцип, согласно которому высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к низшим формам.

Например, разновидностью редукционизма является механицизм, объясняющий устройство и функционирование мира законами механики, а потому отрицающий развитие. Само развитие науки привело к пониманию того, что целое не является суммой частей, т.к. в результате их взаимодействия и взаимовлияния появляются  новые черты и свойства, не присущие отдельным частям. Мы не можем понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом, например, пытаясь понять сущность человека, мы должны исходить из того, что человек – часть общества, общественное существо.

Таким образом, в науке сформировался принцип системности, утверждающий, что в любой сфере деятельности люди имеют дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами. Следовательно, ход исследования должен идти от целого к частям.

Система, структура, элемент.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент – неразложимый далее (в данной системе) компонент сложных предметов. Это понятие относительно, т.к. нет абсолютно простых, далее неразложимых элементов, поэтому, являясь элементом в одном отношении, предмет представляет собой систему в другом отношении.

Структура – относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого.

Не все объекты можно рассматривать как системы, если нет связей или они слабо выражены (куча камней, случайная группа людей и т.п.), мы говорим просто о совокупности элементов. Системные объекты обладают целостной, устойчивой структурой (кристалл, биологический организм, общество).

Необходимость системного подхода к пониманию действительности привела к появлению нового научного направления, возникла и активно развивается новая наука синергетика, изучающая саморазвитие сложноорганизованных систем.

 В каком отношении находятся между собой понятия «система» и «целое», «элемент» и «часть»? Можно ли утверждать, что всякое целое есть система? Всякая система – это определенная целостность?

Можно ли изменить структуру системы, не меняя ее элементов?

Всякая ли система меняется при изменении своей структуры?

3. Детерминизм

Важным аспектом понимания мира является ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.

Причина и следствие.

Принцип детерминизма – признание причинной обусловленности любого явления. Предсказание поведения объекта – результат познания причинно-следственной связи.

Долгое время в истории философии под причиной понималось воздействие внешней силы на ту или иную материальную вещь. При этом возникало такое затруднение  - познание любой вещи уводит нас в бесконечность, предполагая познание бесконечного множества других вещей  (на этом строилось одно из доказательств бытия божьего средневекового философа Фомы Аквинского: должна быть конечная причина всех причин – и это бог).

Причина возникновения и развития материальных образований  содержится в них самих и представляет собой взаимодействие элементов их образующих.

Например, причина возникновения государства – взаимодействие антагонистических классов в обществе.

Следствие – изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или материальных явлениях в результате их взаимодействия.

Причинно-следственные связи могут быть прямыми и опосредованными, а также имеют различную форму.

П1                                                    С1

П2                                                    С2

 .               С          П                 .                  П –– С1 –– С2 –– ...Сn

 .                                                       .

Пn                                                    Сn

 

Причину необходимо отличать от повода, который служит только толчком, импульсом какого-либо события.

Долгое время в науке и философии господствовал механистический детерминизм, его приверженцами были Демокрит, Спиноза, Ньютон, Лаплас. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность отрицалась. Признавалась только жесткая, однозначная связь между предметами. Детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами. Исходя из такого миропонимания, получалось, что возможно однозначное описание всех прошлых и  будущих состояний системы.

«Ум, которому были бы известны для какого-либо  данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно  обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движением легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором».

          Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. Гл. 1. М., 1908. С. 9. 

В конце 19 – начале 20 века началось исследование явлений микромира и некоторые ученые пришли к идее индетерминизма, т.е. случайности, необусловленности явлений в этой области действительности: невозможно одновременно определить положение и скорость микрочастицы и предсказать ее дальнейшее поведение. На самом деле это означало переход к новому, статистическому пониманию детерминизма, что учитывает неоднозначное соответствие между причинами и следствиями. Развитие многовариантно, не задано жестко, включает случайность, но случайность подчиняется закономерности – статистической.

Попробуйте объяснить, почему из индетерминизма логически вытекает агностицизм.

Необходимость и случайность.

Связь причины со своим следствием носит необходимый характер, но причинность не тождественна необходимости. Причинность отражает обусловленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. А необходимость отражает неизбежность проявления тех или иных связей или свойств при соответствующих условиях.

Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. При соответствующих условиях они наступают неизбежно.

Свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Значит, они могут наступить, а могут и не наступить.

Объективное существование случайности, так же как и необходимости, уходит своими корнями в причинность. Если в основе необходимости лежит связь причины и следствия, то в основе случайности – пересечение двух или нескольких причинных рядов. Звенья каждого такого ряда связаны между собой необходимым образом, но в моментах пересечения их образуются новые причины, возникают взаимодействия, не вытекающие из внутренней природы вступивших в них образований. Таким образом, «случайность – дополнение и форма проявления необходимости» (Ф. Энгельс).

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Эта теория широко используется в квантовой механике, генетике, теории надежности в технике и других областях.

  Все в мире причинно обусловлено.

  Все в мире необходимо.

  Эквивалентны ли эти высказывания?

Возможность и действительность.

Для выявления сущности важно исследование не только настоящего, наличного состояния, но и предшествующего, а на этой основе – способность заглянуть в будущее. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего  и будущего отражается в категориях «возможность» и «действительность».

Возможность – совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности (того, что может быть, но чего еще нет).

Действительность – ставшее, т.е. осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей.

Действительность содержит в себе множество возможностей («веер возможностей»), однако реализоваться способны не все: для каждой требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться.

Можно выделить различные виды возможностей.  

Реальные и формальные.

Реальными являются те возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта. Они осуществляются при соответствующих условиях. Если студент хорошо подготовился к экзамену, выучил все вопросы, то получение положительной оценки – реальная возможность.

Формальными будут возможности, обусловленные случайными сторонами и связями. Даже при соответствующих условиях они могут осуществиться, а могут не осуществиться. Если вы купили лотерейный билет, то это не значит, что вы обязательно выиграете.

Конкретные и абстрактные.

Конкретные возможности – те, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия. Каждый студент может участвовать в политической деятельности, став членом партии или общественного движения.

Абстрактными называются те возможности, для которых нет соответствующих условий, но они могут появиться на последующих стадиях развития. Каждый студент имеет возможность стать президентом России.

Исключающие и сосуществующие.

  

Дайте определение и приведите примеры такого вида возможностей.

4. Развитие

Наука и философия изучают связи между объектами мира, но таких связей существует необозримое множество и далеко не все следует учитывать для понимания действительности.

Закон – внутренняя, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между объектами или внутри них. Знание законов природы лежит в основе успешной практической деятельности людей. Но необходимо различать объективные, научные и юридические законы.

  Объясните, в чем состоит различие между этими видами законов.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных или идеальных объектов. Три закона, раскрывающие различные аспекты развития принято называть основными законами диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей выясняет источник развития, отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений  раскрывает «механизм» развития, отвечая на вопрос: как оно происходит?

Закон отрицания отрицания говорит о направленности развития и отвечает на вопрос: в каком направлении оно происходит?

Ответы на эти вопросы необходимы и достаточны для понимания сущности развития.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Данный закон применим только к целостным, саморазвивающимся самостоятельным системам.  Каждый такой объект обладает тождеством и различием с самим собой, т.к. представляет собой единство противоположностей – сторон, которые обладают одной природой, основой, поэтому взаимополагают, взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга, и, одновременно, взаимоотрицают, взаимооткалкивают, взаимоисключают  друг друга, составляя единое целое. Притяжение и отталкивание, усвоение и выделение, производство и потребление, ум и глупость - примеры такого рода мы обнаруживаем во всех областях действительности.

Единство и борьба противоположностей являются движущей силой, источником саморазвития. Противоположные начала, стороны, тенденции неравноценны. Одно из них является главным, ведущим, решающим, определяющим для  существования и развития объекта. В паре противоположностей «единство и борьба» ведущим является борьба – она абсолютна и вечна, а единство условно и преходяще.

Развитие объекта представляет собой ряд этапов: сначала, когда объект формируется и  природа его еще недостаточно проявилась, можно говорить о стадии различия, еще не развернувшегося противоречия; затем идет стадия противоположности, раскрывшегося противоречия, природа объекта раскрывается во всей ее полноте; последний этап представляет собой разрешение противоречия, когда, исчерпав свои возможности, объект трансформируется, превращается во что-то другое. Как говорил В. Шекспир: «Экономична сущность бытия – все новое в нем шьется из старья». Новый объект опять представляет собой  единство противоположностей. Процесс развития идет бесконечно, хотя отдельные этапы могут по нашим человеческим меркам тянуться очень долго.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Каждый объект обладает большим количеством свойств, но не все они важны для него. Одни свойства являются «факультативными», необязательными, без них объект может существовать и оставаться самим собой, а другие являются существенными, без них объект «обойтись» не может, перестает быть самим собой, превращается в нечто иное. Качество – это целостная характеристика, совокупность признаков, выражающая специфику предмета, его отличие от всех других.

  Чем философское понимание качества отличается от обыденного?

  Может ли у предмета быть несколько качеств?

 Количество – это определенность предмета, выражающая число присущих ему свойств, сумму частей, величину, степень интенсивности качества.  Оно не всегда выражается числом.

Взаимосвязь качественной и количественной сторон предмета выражается в понятии мера – это границы, в рамках которых предмет остается самим собой при изменении количественных и /или качественных параметров. При переходе этих границ в ту или иную сторону происходит изменение предмета, превращение его во что-то иное. Скачок – форма, способ перехода  от старого качества к новому. При этом не имеет значения, длится ли этот переход очень долго, или происходит мгновенно – все равно это скачок.

Закон отрицания отрицания.

Развитие происходит через отбрасывание, отрицание предыдущих стадий. Но не заключается только в этом, поэтому нигилизм, настаивающий на полном уничтожении устаревших явлений, теоретически несосоятелен и на практике приводит к негативным последствиям.

Приведите примеры нигилистических учений, вспомните, к чему они привели.

Отрицание может быть абсолютным, метафизическим, оно ведет к уничтожению отрицаемого. И может быть диалектическим: такое отрицание, с сохранением положительных сторон, выступает как момент преемственности и называется «снятие». Оно представляет собой диалектическое единство противоположностей – отрицания и сохранения.

Таким образом, развитие является сочетанием поступательности и цикличности и его можно представить в виде расширяющейся спирали. Этот образ указывает на то, что повторение в процессе развития не полное, а на новом уровне. База развития накапливается и расширяется, поэтому развитие ускоряется и сопровождается втягиванием в «зону развития» все новых областей действительности.

Почему в законе идет речь о двойном отрицании? Объект в процессе развития исчерпывает те возможности, которые были заложены во взаимодействующих противоположных сторонах (каждая из них разворачивается и раскрывается полностью), поэтому исчезает как данный объект, превращается во что-то иное.

Этот закон труден для восприятия еще и потому, что носит интегративный характер и его проявление можно увидеть только в конце процесса развития, когда оно завершено. Мы же чаще всего имеем дело с фрагментами развития и не всегда способны уловить, а тем более понять и обосновать целое.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24077. Витамины и Антиметаболиты 54.26 KB
  Согласно современным предтавлениям все клеточные и внутриклеточные мембраны устроены сходным образом: основу мембраны составляет двойной молекулярный слой липидов липидный бислой на котором и в толще которого находятся белки см. В состав липидов мембран входят в основном фосфолипиды сфингомиелины и холестерин. Например в мембранах эритроцитов человека их содержание составляет соответственно 36 30 и 22 по весу; еще 12 приходится на гликолипиды Примером амфифильной молекулы может служить молекула фосфатидилэтаноламина структура...
24078. Биохимия печени 32.5 KB
  Биохимия печени Печень самый крупный из паренхиматозных органов. Роль печени в метаболизме углеводов Печень играет ведущую роль в поддержании физиологической концентрации глюкозы в крови. При физиологической гипогликемии в печени активируется распад гликогена. В печени активно протекает глюконеогенез при котором предшественниками глюкозы являются пируват и аланин поступающий из мышц глицерол из жировой ткани и с пищей ряд глюкогенных АК.
24079. Метаболизм белков 35 KB
  Детоксицирующая функция печени Детоксикация ядовитых метаболитов и чужеродных соединений ксенобиотиков протекает в гепатоцитах в две стадии. Реакции первой стадии катализируются монооксигеназной системой компоненты которой встроены в мембраны эндоплазматического ретикулума. На первой стадии биотрансформации происходит образование или высвобождение гидрокси карбоксильных тиоловых и аминогрупп которые являются гидрофильными и молекула может подвергаться дальнейшему превращению и выведению из организма. Кроме цх Р450 в первой...
24080. Биологическая ценность белков 30 KB
  Для оценки состояния обмена белков используется понятие азотистый баланс. Азот остается в организме и расходуется на синтез белков. Встречается при голодании белковой недостаточности тяжелых заболеваниях когда происходит интенсивный распад белков тела. Биологическая ценность белков.
24081. Переваривание белков. Пути превращения аминокислот в печени 105 KB
  Расщепление белков происходит при участии нескольких групп ферментов: Экзопептидазы – катализирует разрыв концевой пептидной связи с образованием одной какойлибо аминокислоты. В результате расщепления образуются свободные аминокислоты которые затем подвергаются всасыванию. Аминокислоты всасываются свободно с ионами натрия. Некоторые аминокислоты обладают способностью конкурентно тормозить всасывание других аминокислот: Лизин тормозит всасывание аргинина.
24082. Токсическое действие аммиака-инактивация альфа-кетоглутарата в цикле кребса,энергетическое голодание,к которому чувствителна очень нервная ткань 57.5 KB
  Возможны 4 типа дезаминирования: Восстановительное RCHCOOH RCH2COOH NH3 NH2 Гидролитическое RCHCOOH RCHCOOH NH3 NH2 OH Внутримолекулярное RCH2CHCOOH RCH=CHCOOH NH3 NH2 Окислительное RCHCOOH RCCOOH NH3 NH2 O Окислительное дезаминирование бывает 2 видов: прямое и непрямое трансдезаминирование. R R1 R R1 HCNH2 C=O C=O HCNH2 COOH COOH COOH COOH Реакция трансаминирования...
24083. Реакция трансаминирования 36.5 KB
  R R1 R R1 HCNH2 C=O C=O HCNH2 COOH COOH COOH COOH Реакция трансаминирования обратима она катализируется ферментами – аминотрансферазами. Наиболее часто акцептором NH2групп служит 2оксоглутарат кетоглутарат реакция приводит к образованию глутаминовой кислоты: СН3 COOH CH3 COOH АЛТ НСNH2 CH2 C=O CH22 COOH CH2 COOH CHNH2 ...
24084. Декарбоксилирование аминокислот 57 KB
  Серотонин обладает сосудосуживающим действием участвует в регуляции артериального давления t тела дыхания медиатор нервных процессов. Он образуется в области воспаления участвует в развитии аллергических реакций.
24085. Пути обезвреживания аммиака 64 KB
  Уровень аммиака в норме в крови не превышает 60 мкМоль литр. Для кроликов концентрация аммиака 3 мМоль литр является летальной. В организме существует 4 пути обезвреживания аммиака.