6401

Проблема человека в философии

Реферат

Логика и философия

Проблема человека в философии Проблема человека в истории философии Проблема антропосоциогенеза Природа человека Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, о...

Русский

2013-01-03

71 KB

1 чел.

Проблема человека в философии

1.Проблема человека в истории философии

2. Проблема антропосоциогенеза

3. Природа человека

Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, оцениваем его и намечаем цели своей деятельности. Понимание человека и его места в мире определяет нашу мировоззренческую ориентацию, а, значит, и способ решения  тех или иных проблем.

1.Проблема человека в истории философии

У античных мыслителей образ мира космоцентричен. Мир – это космос физических тел, а человек – его часть. Греки используют понятие «душа», но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. При этом душа может трактоваться  материалистически (согласно Демокриту, она состоит из легких огненных атомов) и идеалистически (душа-идея у Платона). Душа распределена по всему телу, значит, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, стрелять из лука, бороться. Прекрасному телу соответствует прекрасная душа, поэтому становится понятно изумление греков перед феноменом Сократа: знаменитый мудрец обладал не очень привлекательной внешностью.

Средневековый образ мира теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в бога. Потусторонний мир – главное, а наш земной мир – это только этап движения к богу. Средневековый образ человека резко делится на бессмертную душу и смертную плоть.  Душу нужно  совершенствовать, упражнять, а тело необходимо уничижать: ограничения для тела нередко выливались в пренебрежение к нему и даже истязания (посты, ношение власяницы или вериг, самобичевание и т.п.). Хотя следует отметить, что в христианстве существует идея о том, что человек создан «по образу и подобию божьему», значит, облик человека тоже должен почитаться.

В эпоху Возрождения мировоззрение антропоцентрично. Бог отодвигается на второй план, человек начинает всматриваться в самого себя. Мыслители этого времени говорят о богоподобии человека – ведь он тоже может творить. Такое преклонение перед человеком привело к разным последствиям: с одной стороны появилась целая плеяда титанов Возрождения, замечательных творцов и мыслителей (вспомним Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарку и др.), с другой стороны – вереница беспринципных и беззастенчивых эгоистов, не останавливающихся ни перед чем в достижении своего благополучия и власти (семейство Борджиа).

В Новое время с его культом рационализма образ человека снова меняется. Главной сферой человеческой деятельности считается познание, основное, что отличает человека от животных – его разум, а тело – только машина, автомат. Мышление – единственная очевидная реальность, непосредственно нами воспринимаемая, отталкиваясь от этого, мы приходим к пониманию мира. «Мыслю – следовательно существую,» - провозглашает Р. Декарт.

В 19 веке основное внимание начинает уделяться деятельностной природе человека. Человек не сводится к сознанию, это лишь одна из способностей целостного человека. Идеалист Гегель главной деятельностью человека считает деятельность мышления, а материалисты Л. Фейербах и К. Маркс таковой считают предметную деятельность. Только преобразуя мир, человек познает его и изменяет себя и общество. Животное тоже изменяет мир самим фактом своего существования, но имеются существенные различия: животное не производит, а человек производит; животное  действует сообразно мерке и потребности своего вида, а человек способен действовать по мерке любого вида; животное действует в соответствии с физической потребностью, узко утилитарно, а человек – универсально, его потребности далеко уходят от только физических. В результате мы можем заключить, что животное тождественно своей жизнедеятельности, оно не выходит за пределы природно-биологического круга, а человек делает свою жизнедеятельность своим предметом, его деятельность свободна и сознательна. Человек  – не вещь среди вещей, но субъект – творец мира и самого себя, творит он не произвольно, а в рамках заданных природой и историей обстоятельств.

В 20 веке интерес к человеку не уменьшается: появляются новые философские направления, которые исследуют ранее остававшиеся в тени стороны жизнедеятельности человека. Фрейдизм обращает внимание на роль сферы бессознательного, экзистенциализм изучает эмоциональные структуры повседневного существования. Представители философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен и др.) обратились к проблеме человека как природного существа. Совершенен ли он? И обнаружили, что человек плохо укоренен в природе, природные инстинкты и социальные требования зачастую противоречат друг другу, разум во многих случаях выступает как роковая сила, ведущая к несчастьям и т.д. Именно это природное несовершенство человека создает его уникальное свойство –  открытость, незавершенность человека как создания, поэтому человек и способен преодолевать свою видовую ограниченность.

Как же возникло такое необычное существо?

2. Проблема антропосоциогенеза

 Проблема появления человека на земле волновала мыслителей всегда. Долгое время господствовала религиозная версия: человека сотворил бог по образу и подобию своему. В Новое время, когда активно развивались естественные науки, появляется понимание человека как порождения природы. Но ученые и философы-материалисты в это время считали, что человек в готовом виде вышел из природы, он самодостаточен (человек-«робинзон»). Поэтому сначала люди жили по отдельности и только со временем объединились в общество – так объясняла «теория общественного договора». Причины объединения понимались по-разному. Н. Макиавелли и Т. Гоббс утверждали, что от природы люди злые существа и в «естественном состоянии» идет  «война всех против всех». Д. Локк говорил, что люди добры и объединяются из соображений пользы и удобства. Современная наука не согласна с таким пониманием: люди – изначально общественные существа и формирование человека и общества шло одновременно, поэтому данный процесс получил название антропосоциогенеза.

В 19 веке в науке и философии сформировалась трудовая теория происхождения человека. В ней утверждалось, что труд, изготовление и применение орудий труда вместе с развитием общения и языка вели к возникновению сознания. Современная теория уточняет: не сама по себе орудийная деятельность (в простейших формах она наблюдается и у животных), а способ организации, распределения деятельности формируют человека. Орудия выступают только аккумуляторами способов деятельности. Необходимо учесть роль таких факторов, как регулирование брачных отношений, формирование нравственных норм. В формирующемся человеке ослаблены многие инстинктивные программы. В том числе запрет на убийство себе подобных, так что без повеления «Не убий!» успешное развитие общества было бы невозможно.

Процесс формирования человека начался примерно 3,5 млн. лет назад. Прогоминиды, небольшие существа размером со среднюю собаку, в условиях начинающегося оледенения были вытеснены из теплых, безопасных и богатых пищей тропических лесов в степи. Им пришлось приспосабливаться к новым условиям обитания. Появляются прямохождение, орудийная деятельность, новые формы общности. Примерно через 1,5 млн. лет начинают формироваться мышление и язык. Тайна происхождения человека еще далека от окончательного разрешения, еще остается много «белых пятен», но мы уже знаем, что около 40 тысяч лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков.

  

Могут ли современные обезьяны эволюционировать и стать разумными?

3. Природа человека

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет очень большое значение: та или иная теоретическая позиция оказывает влияние на практическую деятельность в медицине, педагогике, юриспруденции и других областях. Можно выделить три основных похода к этой проблеме.

  1.  Природа человека всецело биологична: утверждается, что в человеке все заложено от природы. Крайние варианты такой позиции представлены разными видами расизма. Но многочисленные факты доказывают, что  человек, взятый из любого дикого племени и воспитанный в цивилизованных условиях, ничем не будет отличаться от окружающих.
  2.  Природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции ссылаются на необходимость социализации для формирования человека. Без нее возникает неоднократно наблюдавшийся «эффект Маугли».
  3.  Природа человека биосоциальна: с данной позиции утверждается, что человек социальное существо и главным содержанием его деятельности являются внебиологически выработанные культурные формы, но в их основе можно обнаружить биологически запрограммированные схемы поведения (взаимный альтруизм, агрессия, определенные формы сексуального поведения и т.д.). Искоренить эти схемы в своем поведении мы не можем, но мы способны выявить, понять и, если необходимо, корректировать их проявление.

Давайте рассмотрим походы к природе человека на примере некоторых философских концепций.

Марксизм  настаивает на всецело социальной природе человека. Человек возникает как природное существо, но сущность его –  это ансамбль общественных отношений, т.е. эта сущность не в человеке, а в обществе. Общество развивается быстрее, чем природа, поэтому человек не ограничен никакой мерой и находится в непрерывном процессе становления. Тогда получается, что, изменив общественные отношения, мы можем преобразовать природу человека и создать принципиально новых людей. В нашей стране вульгаризированный и догматизированный марксизм долгое время был официальной идеологией и программа воспитания нового коммунистического человека выдвигалась в качестве важной задачи для партии и общества в целом. Как мы знаем, выполнить эту задачу не удалось.

Психоанализ, созданный австрийским ученым З. Фрейдом, как раз указывал на глубинные неосознаваемые основы человеческого поведения. Психика человека складывается из сознательного и бессознательного начал, причем бессознательное – не просто ослабленное сознание, а совершенно особая реальность. Источником ее активности являются не внешние раздражения, а внутренние влечения, укорененные в природе. Первоначально Фрейд утверждал, что это влечение имеет сексуальную природу, а позже расширил свою концепцию и говорил о двойной направленности глубинного влечения – к наслаждению и к разрушению. Он обозначил их именами соответствующих греческих божеств – Эрос и Танатос.

Бессознательное подчиняется принципу наслаждения, стремится любой ценой к удовольствию. Но общество не может позволить человеку бесконтрольно и неограниченно следовать своим влечениям, поэтому с детства через воспитание внушает ему нормы, запреты, предписания, причем настолько успешно, что человек воспринимает их как изначально свои (так образуется Супер-Эго). Таким образом Я формируется под встречным давлением Оно и Сверх-Я. При этом внутренняя энергия бессознательного сублимируется, переводится в социально-приемлемые формы (в занятия спортом, искусством, наукой и т.п.). Иногда процесс сублимации в силу разных причин  нарушается и возникают болезненные состояния психики, неврозы. Психоанализ и является методом помощи в таких случаях.

Так образом, согласно Фрейду культура возникает как результат ограничения и репрессии. Не человек выводится из культуры, а культура из человека. Но ученый верит в разум: голос интеллекта тих, но настойчив.

Экзистенциализм исходит из отрицания природы человека как таковой. Французский философ 20 века Ж.П. Сартр утверждает: у человека существование предшествует сущности. Человек рождается никем, это проект, существо, устремленное в будущее. Он сам создает свою сущность и творит себя. Человек абсолютно свободен и вся ответственность за свою жизнь лежит на нем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22682. Атоми у зовнішніх полях. Ефект Зеємана 340.5 KB
  Суть: розщеплення спектральних ліній обумовлене взаємодією атомів з магнітним полем. Розщеплення спектральних ліній в магнітному полі є наслідком розщеплення енергетичних рівнів. простий ефект : правила відбору: три лінії:лінія двікомпоненти Складний ефект: розглянемо основний і перший збуджений...
22683. Теорія молекули водню. Обмінна взаємодія 72 KB
  Тоді рня Шредінгера для електронів при фіксованих ядрах: Нульове наближення: V΄=0атоми віддалені: R= тоді V=V1 V2 . та теж буде розв΄язком: Ени нерозрізненні тоді тоді буде: сим. Тоді будуть поправки до енергії різні для сим.
22684. Принцип роботи прискорювачів заряджених частинок 42 KB
  2 R – радіус орбіти частинки в магнітному полі m – маса чки c швидкість світла H – напруження магн. Металева сфера заряджена до великого потенціалу і частинки виходять з неї через трубку; енергія частинок десь 28 Мев. Підвищення енергії частинки частинки майже вдвічі можливе при використанні каскадних електростатичних прискорювачів. Циклотрон – складається з секторних електродів дуантів перпендикулярно до яких прикладено сильне однорідне магнітне поле яке потрібне для задання циклічної траєкторії частинки.
22685. Сучасні уявлення про ядерні сили. Моделі атомного ядра 43.5 KB
  Моделі атомного ядра. де І – момент інерції повний момент ядра враховує деформацію ядра при обертанні. В основі моделі лежить припущення про те що нуклони рухаються в самоузгодженому полі – задача стає одночастинковою самоузгодження сили взаємодії між нуклонами замінюють на загально силовий центр тобто вводять середнє для всіх нуклонів ядра поле. Спектр ядра розбитий на групи близьких рівнів з великими проміжками між групами.
22686. Міжнародні комерційні операції 36.5 KB
  Проблеми: відбувається неодночасно тобто одна сторона в багатьох випадках кредитує іншу сторону внаслідок чого виникають ризикові ситуації фірми ризикують отримати непотрібні їм товари. Наприклад Україна експортує до Китаю товари. Китай сплачує ці товари якщо Україна закупить на певну суму виручки товари в Китаї. офсет – подібний до зустрічної закупівлі тим що одна сторона погоджується придбати товари і послуги за певний суми виторгу від початкового продажу.
22687. Принципи ЗЕД 26 KB
  Принцип свободи зовнішньоекономічного підприємництва що полягає у праві суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності добровільно вступати у зовнішньоекономічні зв’язки; праві суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності здійснювати її в будьяких формах які прямо не заборонені чинними законами України; виключному праві власності суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності на всі одержані ними результати зовнішньоекономічної діяльності. Принцип юридичної рівності і недискримінації що полягає у рівності перед законом всіх суб’єктів...
22688. Облік фінансових вкладень та консолідована звітність 209 KB
  ІНВЕСТИЦІЯ - це актив, яким володіє підприємство з метою збільшення капіталу через розподіл доходу (наприклад, відсотків, роялті, дивідендів та ренти), для зростання вартості капіталу або для інших вигод.
22689. Сальдо платіжного балансу України 30 KB
  обсяги прямих іноземних інвестицій в Україну постійно зростали. З початку 2001 року темпи надходження прямих іноземних інвестицій в Україну уповільнилися. Слід окремо наголосити на тому що значна частина інвестицій надійшла з офшорних зон.
22690. Операції з давальницькою сировиною (толінг) 29.5 KB
  Важлива підстава для віднесення операції до толінгу: сировину яка ввозиться або купується на території країни переробки переробне підприємство вносить під безмитний режим. Основні схеми толінгу: іноземний постачальник сировини оплачує вітчизняному виробникові її переробку стає власником одержаного продукту вивозить його за межі країни і продає на закордонних ринках. давальницька сировина переробляється на підприємстві даної країни з наступним експортом продукту переробки під митним контролем. Толінг: зовнішній внутрішній сировина...