6401

Проблема человека в философии

Реферат

Логика и философия

Проблема человека в философии Проблема человека в истории философии Проблема антропосоциогенеза Природа человека Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, о...

Русский

2013-01-03

71 KB

1 чел.

Проблема человека в философии

1.Проблема человека в истории философии

2. Проблема антропосоциогенеза

3. Природа человека

Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, оцениваем его и намечаем цели своей деятельности. Понимание человека и его места в мире определяет нашу мировоззренческую ориентацию, а, значит, и способ решения  тех или иных проблем.

1.Проблема человека в истории философии

У античных мыслителей образ мира космоцентричен. Мир – это космос физических тел, а человек – его часть. Греки используют понятие «душа», но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. При этом душа может трактоваться  материалистически (согласно Демокриту, она состоит из легких огненных атомов) и идеалистически (душа-идея у Платона). Душа распределена по всему телу, значит, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, стрелять из лука, бороться. Прекрасному телу соответствует прекрасная душа, поэтому становится понятно изумление греков перед феноменом Сократа: знаменитый мудрец обладал не очень привлекательной внешностью.

Средневековый образ мира теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в бога. Потусторонний мир – главное, а наш земной мир – это только этап движения к богу. Средневековый образ человека резко делится на бессмертную душу и смертную плоть.  Душу нужно  совершенствовать, упражнять, а тело необходимо уничижать: ограничения для тела нередко выливались в пренебрежение к нему и даже истязания (посты, ношение власяницы или вериг, самобичевание и т.п.). Хотя следует отметить, что в христианстве существует идея о том, что человек создан «по образу и подобию божьему», значит, облик человека тоже должен почитаться.

В эпоху Возрождения мировоззрение антропоцентрично. Бог отодвигается на второй план, человек начинает всматриваться в самого себя. Мыслители этого времени говорят о богоподобии человека – ведь он тоже может творить. Такое преклонение перед человеком привело к разным последствиям: с одной стороны появилась целая плеяда титанов Возрождения, замечательных творцов и мыслителей (вспомним Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарку и др.), с другой стороны – вереница беспринципных и беззастенчивых эгоистов, не останавливающихся ни перед чем в достижении своего благополучия и власти (семейство Борджиа).

В Новое время с его культом рационализма образ человека снова меняется. Главной сферой человеческой деятельности считается познание, основное, что отличает человека от животных – его разум, а тело – только машина, автомат. Мышление – единственная очевидная реальность, непосредственно нами воспринимаемая, отталкиваясь от этого, мы приходим к пониманию мира. «Мыслю – следовательно существую,» - провозглашает Р. Декарт.

В 19 веке основное внимание начинает уделяться деятельностной природе человека. Человек не сводится к сознанию, это лишь одна из способностей целостного человека. Идеалист Гегель главной деятельностью человека считает деятельность мышления, а материалисты Л. Фейербах и К. Маркс таковой считают предметную деятельность. Только преобразуя мир, человек познает его и изменяет себя и общество. Животное тоже изменяет мир самим фактом своего существования, но имеются существенные различия: животное не производит, а человек производит; животное  действует сообразно мерке и потребности своего вида, а человек способен действовать по мерке любого вида; животное действует в соответствии с физической потребностью, узко утилитарно, а человек – универсально, его потребности далеко уходят от только физических. В результате мы можем заключить, что животное тождественно своей жизнедеятельности, оно не выходит за пределы природно-биологического круга, а человек делает свою жизнедеятельность своим предметом, его деятельность свободна и сознательна. Человек  – не вещь среди вещей, но субъект – творец мира и самого себя, творит он не произвольно, а в рамках заданных природой и историей обстоятельств.

В 20 веке интерес к человеку не уменьшается: появляются новые философские направления, которые исследуют ранее остававшиеся в тени стороны жизнедеятельности человека. Фрейдизм обращает внимание на роль сферы бессознательного, экзистенциализм изучает эмоциональные структуры повседневного существования. Представители философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен и др.) обратились к проблеме человека как природного существа. Совершенен ли он? И обнаружили, что человек плохо укоренен в природе, природные инстинкты и социальные требования зачастую противоречат друг другу, разум во многих случаях выступает как роковая сила, ведущая к несчастьям и т.д. Именно это природное несовершенство человека создает его уникальное свойство –  открытость, незавершенность человека как создания, поэтому человек и способен преодолевать свою видовую ограниченность.

Как же возникло такое необычное существо?

2. Проблема антропосоциогенеза

 Проблема появления человека на земле волновала мыслителей всегда. Долгое время господствовала религиозная версия: человека сотворил бог по образу и подобию своему. В Новое время, когда активно развивались естественные науки, появляется понимание человека как порождения природы. Но ученые и философы-материалисты в это время считали, что человек в готовом виде вышел из природы, он самодостаточен (человек-«робинзон»). Поэтому сначала люди жили по отдельности и только со временем объединились в общество – так объясняла «теория общественного договора». Причины объединения понимались по-разному. Н. Макиавелли и Т. Гоббс утверждали, что от природы люди злые существа и в «естественном состоянии» идет  «война всех против всех». Д. Локк говорил, что люди добры и объединяются из соображений пользы и удобства. Современная наука не согласна с таким пониманием: люди – изначально общественные существа и формирование человека и общества шло одновременно, поэтому данный процесс получил название антропосоциогенеза.

В 19 веке в науке и философии сформировалась трудовая теория происхождения человека. В ней утверждалось, что труд, изготовление и применение орудий труда вместе с развитием общения и языка вели к возникновению сознания. Современная теория уточняет: не сама по себе орудийная деятельность (в простейших формах она наблюдается и у животных), а способ организации, распределения деятельности формируют человека. Орудия выступают только аккумуляторами способов деятельности. Необходимо учесть роль таких факторов, как регулирование брачных отношений, формирование нравственных норм. В формирующемся человеке ослаблены многие инстинктивные программы. В том числе запрет на убийство себе подобных, так что без повеления «Не убий!» успешное развитие общества было бы невозможно.

Процесс формирования человека начался примерно 3,5 млн. лет назад. Прогоминиды, небольшие существа размером со среднюю собаку, в условиях начинающегося оледенения были вытеснены из теплых, безопасных и богатых пищей тропических лесов в степи. Им пришлось приспосабливаться к новым условиям обитания. Появляются прямохождение, орудийная деятельность, новые формы общности. Примерно через 1,5 млн. лет начинают формироваться мышление и язык. Тайна происхождения человека еще далека от окончательного разрешения, еще остается много «белых пятен», но мы уже знаем, что около 40 тысяч лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков.

  

Могут ли современные обезьяны эволюционировать и стать разумными?

3. Природа человека

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет очень большое значение: та или иная теоретическая позиция оказывает влияние на практическую деятельность в медицине, педагогике, юриспруденции и других областях. Можно выделить три основных похода к этой проблеме.

  1.  Природа человека всецело биологична: утверждается, что в человеке все заложено от природы. Крайние варианты такой позиции представлены разными видами расизма. Но многочисленные факты доказывают, что  человек, взятый из любого дикого племени и воспитанный в цивилизованных условиях, ничем не будет отличаться от окружающих.
  2.  Природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции ссылаются на необходимость социализации для формирования человека. Без нее возникает неоднократно наблюдавшийся «эффект Маугли».
  3.  Природа человека биосоциальна: с данной позиции утверждается, что человек социальное существо и главным содержанием его деятельности являются внебиологически выработанные культурные формы, но в их основе можно обнаружить биологически запрограммированные схемы поведения (взаимный альтруизм, агрессия, определенные формы сексуального поведения и т.д.). Искоренить эти схемы в своем поведении мы не можем, но мы способны выявить, понять и, если необходимо, корректировать их проявление.

Давайте рассмотрим походы к природе человека на примере некоторых философских концепций.

Марксизм  настаивает на всецело социальной природе человека. Человек возникает как природное существо, но сущность его –  это ансамбль общественных отношений, т.е. эта сущность не в человеке, а в обществе. Общество развивается быстрее, чем природа, поэтому человек не ограничен никакой мерой и находится в непрерывном процессе становления. Тогда получается, что, изменив общественные отношения, мы можем преобразовать природу человека и создать принципиально новых людей. В нашей стране вульгаризированный и догматизированный марксизм долгое время был официальной идеологией и программа воспитания нового коммунистического человека выдвигалась в качестве важной задачи для партии и общества в целом. Как мы знаем, выполнить эту задачу не удалось.

Психоанализ, созданный австрийским ученым З. Фрейдом, как раз указывал на глубинные неосознаваемые основы человеческого поведения. Психика человека складывается из сознательного и бессознательного начал, причем бессознательное – не просто ослабленное сознание, а совершенно особая реальность. Источником ее активности являются не внешние раздражения, а внутренние влечения, укорененные в природе. Первоначально Фрейд утверждал, что это влечение имеет сексуальную природу, а позже расширил свою концепцию и говорил о двойной направленности глубинного влечения – к наслаждению и к разрушению. Он обозначил их именами соответствующих греческих божеств – Эрос и Танатос.

Бессознательное подчиняется принципу наслаждения, стремится любой ценой к удовольствию. Но общество не может позволить человеку бесконтрольно и неограниченно следовать своим влечениям, поэтому с детства через воспитание внушает ему нормы, запреты, предписания, причем настолько успешно, что человек воспринимает их как изначально свои (так образуется Супер-Эго). Таким образом Я формируется под встречным давлением Оно и Сверх-Я. При этом внутренняя энергия бессознательного сублимируется, переводится в социально-приемлемые формы (в занятия спортом, искусством, наукой и т.п.). Иногда процесс сублимации в силу разных причин  нарушается и возникают болезненные состояния психики, неврозы. Психоанализ и является методом помощи в таких случаях.

Так образом, согласно Фрейду культура возникает как результат ограничения и репрессии. Не человек выводится из культуры, а культура из человека. Но ученый верит в разум: голос интеллекта тих, но настойчив.

Экзистенциализм исходит из отрицания природы человека как таковой. Французский философ 20 века Ж.П. Сартр утверждает: у человека существование предшествует сущности. Человек рождается никем, это проект, существо, устремленное в будущее. Он сам создает свою сущность и творит себя. Человек абсолютно свободен и вся ответственность за свою жизнь лежит на нем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42606. Табличный процессор Microsoft Excel 94.5 KB
  Настроить внешний вид таблицы выделить ее выбрать Формат Ячейки. В закладке Число нажать на кнопку выбрать ячейку В2 Должно получиться: Число В2 = 0. В закладке Число для функции BS нажав на кнопку выбрать ячейку С2 Должно получиться: Число С2 = 0. Выбрать: График самый верхний левый; Нажать Далее посмотреть вид графика; Нажать Далее; Заполнить: Название диаграммы: график функций f1x f2x Ось Х: х радианы Ось Y: f1x f2x.
42607. Постмодернистские теории Н. Луман, Э. Гидденс 16.15 KB
  Исследование диаграмм компонентов и развертывание обретение навыков в их использовании. Диаграмма компонентов Архитектура ПО это представление ПО с помощью базовых элементов трех типов: компонентов соединителей и данных. Диаграмма компонентов Component digrm описывает физическое представление системы и обеспечивает переход от логического представления к реализации проекта в форме программного кода. Стереотипы компонентов такие: база данных DB; модуль который выполняется .
42608. Кинематическая схема токарно-винторезного станка ТВ-4 181 KB
  Углубить знания по устройству и принципу работы токарно-винторезного станка ТВ-4. Приобрести практические навыки составления и расчета уравнений кинематического баланса.Оборудование и инструмент: токарно-винторезный станок ТВ-4, плакаты отдельных узлов станка, кинематическая схема станка. Изучите кинематическую схему станка по методическому пособию.
42609. Изучение работы жидкостного U-образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 67.5 KB
  В процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделу Измерение давления и Дистанционная передача сигнала измерительной информации теоретического курса Технические измерения и приборы. Студенты знакомятся с принципом действия устройством преобразователя измерительного разности давления пневматического 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором РПВ4. Стенд предназначен для выполнения лабораторной работы по изучению работы измерительного преобразователя разности давления пневматического 13ДД11 в...
42610. Изучить содержание панели управления NC, записать назначение функциональных клавиш, записать команды изменения функций клавиш F1 – F10 47.5 KB
  Для входа в меню надо нажать клавишу [F9]. В верхней строке экрана появится строка меню, содержащая следующие пункты “Левая”, “Файл”, “Диск”, “Команды”, “Правая”. Пункты меню ”Левая” и “Правая” задают режимы вывода информации соответственно в левой и правой панелях NC. Пункт меню “Файл” дает возможность производить разные операции над файлами
42611. Текстовый редактор MS WORD 64 KB
  Цель работы настройка параметров текстового редактора MS WORD; создание документа и шаблона в текстовом редакторе MS WORD; основные приемы форматирования документа MS WORD имеющего сложную структуру. Создание документа включает выбор параметров документа: размера бумаги величины полей пространственной ориентации листа и т. Редактирование документа подразумевает исправление всевозможных ошибок в тексте внесение изменений в текст документа. Форматирование документа оформление документа с целью задания ему требуемой...
42613. Використанням складних нейромереж в системах розпізнавання образів 1.63 MB
  Зворотне розповсюдження (Backpropagation algorithm) - це найпопулярніший алгоритм для навчання за допомогою зміни ваги зв'язків. Помилка розраховується від вихідного шару до вхідного, тобто в напрямі, протилежному напряму проходження сигналу при нормальному функціонуванні мережі. Хоча алгоритм достатньо простий, його розрахунок може зайняти досить багато ресурсу, залежно від розміру помилки.