6402

Человеческая деятельность и ее содержание

Реферат

Логика и философия

Человеческая деятельность и ее содержание Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Основные способы освоения мира человеком. Познание. Практически-духовное освоение мира Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Центральной проблемой...

Русский

2013-01-03

116 KB

16 чел.

Человеческая деятельность и ее содержание

1. Освоение и отчуждение. Проблема свободы.

2. Основные способы освоения мира человеком.

3. Познание.

4. Практически-духовное освоение мира

1.Освоение и отчуждение. Проблема свободы.

Центральной проблемой  философии является взаимоотношения человека и мира. Мы уже выяснили, что поведение животных определяется целесообразностью,  и оно заключается в приспособлении к миру.  У человека все это тоже наблюдается, но, сверх того, человек приспосабливает мир к себе, руководствуясь целеполаганием. Он приспосабливает мир к себе, преобразует его. В немецкой классической философии, у Гегеля появляется понятие отчуждения. В широком смысле слова это означает выделение человека из природы, противопоставление его миру в целом (природе, обществу и самому себе), что является необходимым условием  понимания и преобразования мира. Отчуждение неразрывно связано с освоением – универсальным практически-преобразовательным отношением к миру. Животное является частью мира, а человек, выделяясь из мира, противостоя ему, вынужден и способен о-сваивать его, делать своим.

Освоение мира является общественным по происхождению и содержанию, но может быть индивидуальным по форме. Что это означает? Даже деятельность одинокого Робинзона Крузо на необитаемом острове опосредованно является общественной, ведь все свои знания, умения и навыки он приобрел в процессе социализации, усваивая все то, что до него накопило человечество. Изолированный индивид человеком не становится.

Показателем степени освоения мира человеком является свобода. Она означает преодоление давления заданных человеку условий (внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди, внутренняя ограниченность), способность строить собственную программу действий за рамки наличной ситуации, расширять горизонт своего отношения к миру.  Причем свобода – не благое пожелание, а условие человеческой жизни. Еще И.Кант говорил, что человек – существо, которое все время переходит свои собственные пределы, а экзистенциалисты, справедливо указывая на связанные с этим трудности, отмечали, что человек обречен на свободу.

Свобода и необходимость. Рассуждая о свободе, нам необходимо ответить на вопрос: каким образом возможна человеческая свобода, если мы сами признаем детерминизм, причинно-следственную связь, связывающую все объекты мира. Споры по этой проблеме далеко не закончены, существует много точек зрения. Линия Спиноза – Гегель – Маркс связывает свободу с познанной необходимостью, возможностью человека выбирать из какого-то количества известных нам возможностей, а также своей деятельность создавать такие условия, которые ведут к нужным для нас последствиям.

Свобода и ответственность. Признавая свободу человека,  мы тем самым считаем его ответственным за последствия его деятельности.  Юридические и моральные аспекты этой ответственности оказывают большое влияние на жизнь общества и порождают много конфликтов и коллизий в разных областях: без свободы немыслимо появление научных открытий, но какова ответственность ученого за негативные последствия их использования; человек может преступать или соблюдать закон, но какова роль воспитания и среды и т.д.

2. Основные способы освоения мира человеком

Освоение мира человеком происходит по трем направлениям:

  1.  Практическое (человек преобразует мир).
  2.  Духовно-теоретическое (человек познает мир).
  3.  Практически-духовное (человек оценивает мир).

Эти типы отношения человека к миру мы выделяем в абстракции, потому что в реальной жизни они тесно переплетаются. Даже, казалось бы, чисто теоретическая деятельность ученого основана, в конечном счете, на опыте, эксперименте, и самые удаленные от повседневной жизни абстракции не свободны от мировоззренческих влияний и предпочтений.

Итак, практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования. В процессе предметно-практического изменения объекта изменяется и сам человек – субъект деятельности.

Формы практики:

  1.  Материальная производственная деятельность.
  2.  Общественно-историческая, или социальная практика.
  3.  Научный эксперимент и техническая деятельность.

Рассмотрим эти разновидности практики поподробнее.

2.1. Материальное производство – основа общественного развития.

Материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни.

Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много?

Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может  влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма.

2.2.Социальная практика – формирование и развитие общественных отношений.

Деятельность людей, объединенных в общество, осуществляется в форме общественных отношений. В философии и науке Нового времени существовала теория «общественного договора», согласно которой сначала из природы выделились изолированные индивиды и только затем они объединились в общество (из-за врожденного дружелюбия, как считал Д. Локк, или из-за опасения истребить друг  друга в «войне всех против всех», как полагал Т. Гоббс). Современные ученые с этим не согласны: человек изначально является общественным существом, вне общества невозможно формирование и существование отдельного человека.

Человек, рождаясь, застает определенные общественные отношения и включается в обусловленные ими виды деятельности. Общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Но это не значит, что человек – только игрушка в руках неких безличных общественных сил. Эти общественные силы и есть результирующая разнонаправленной деятельности больших групп людей, объединенных общими интересами. Люди могут тормозить прогресс общества и даже разрушать социальную материю (при этом чаще всего  действуя с самыми благими намерениями), а могут ускорять его. Как совместить объективные условия и факторы человеческой жизни с разумными и сознательными действиями людей – большая теоретическая и практическая проблема.

Насколько это важно давайте посмотрим на примере нашей российской действительности. Не сумев построить «передовое социалистическое общество», мы стремимся догнать развитые страны на пути рыночной экономики. Но, оказывается, сами по себе рыночные механизмы и передовая техника не работают, автоматически создавая процветающее и более-менее гуманное общество. В наших условиях возник дикий грабительский мафиозный капитализм, где меньшинство беззастенчиво обогащается, распродавая богатства страны, а большинство нищает. Капитализм возник не на пустом месте по воле каких-либо мыслителей, он результат длительного исторического развития, в ходе которого сложились необходимые предпосылки: уважение к труду, частной собственности, закону, человеческой личности. Капиталистическое производство базируется на свободном, ответственном, заинтересованном в результатах своего труда работнике.

Означает ли это, что наше общество обречено на вечное отставание, или при существующих исторических обстоятельствах есть возможность преобразования общественных отношений в нашей стране в нужную сторону?

2.3. Техника и техническая деятельность.

Под техникой понимают совокупность различных устройств, созданных человеком для преобразования, хранения и использования вещества, энергии и информации, а также совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности. Техника играла большую роль на протяжении всей человеческой истории, это важный элемент производительных сил, без которого невозможна человеческая деятельность. Но в последние полтора столетия техническое развитие настолько изменило все стороны человеческой жизни, что получившееся в результате общество стали называть индустриальным, техногенным. А размах технических нововведений не только восхищает, но и пугает людей.

Возникли две крайности в оценке результатов и перспектив влияния техники на общество. С одной стороны безудержный технологический детерминизм, эйфория от возможностей техники, когда считается, что любые проблемы общества можно решить путем технических нововведений. Вплоть до того, что продление жизни человека, а то и достижение бессмертия, предлагается достичь путем «киборгизации», сращения несовершенного человеческого тела с искусственными приспособлениями. С другой стороны растут ряды сторонников антитехницизма, небезосновательно указывающих на негативные последствия бесконтрольного распространения техники.

  Приведите  примеры в пользу той и другой точки зрения.

На этом фоне в философии сформировалось новое направление –  философия техники, которое стремится понять сущность, роль и место техники в жизни общества.

Она указывает на то, что развитие техники, решая одни проблемы, ведет к возникновению других, еще более сложных. Развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся приспособительные возможности человека. Поэтому зачастую возникает ситуация абсурда: растет количество техногенных катастроф, самые передовые достижения направляются на истребление людей, самые совершенные средства связи забиваются «информационным мусором», техника требует «защиты от дурака» и т.д.

Техника облегчает жизнь человека, делает ее более удобной и комфортной,  но она и усложняет жизнь, требуя новых знаний, нового уровня ответственности за последствия своей деятельности. Всегда ли эта ответственность осознается? Ведь недаром возник злой и горький образ: современное человечество похоже на обезьяну, играющую со спичками на пороховой бочке. Стихийно и бесконтрольно развивающаяся техника опасна, она властвует над людьми.

Подумайте, почему Иоанн Златоуст говорил: «Ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой». Что он имел в виду? Соотнесите это высказывание с владением автомобилем, телевизором, компьютером.

 

Происходящие в современном обществе изменения нередко называют информационно-компьтерной революцией. Происходят коренные изменения во всех сферах жизни. Центр тяжести во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «вещественных» и «энергетических» компонентов на «информационные».

Появляется принципиально новый уровень производства, происходит качественное преобразование в основах производительной деятельности. Идет разукрупнение тяжелой промышленности, ей на смену идет мелкосерийное, гибкое, быстро меняющееся производство. «Гиганты» индустрии сменяются территориально рассеянными производственными сетями. Техника и технология наших дней весьма наукоемки,  поэтому предъявляются весьма высокие требования к уровню образования и квалификации работника.

Меняется социальная структура: становится все меньше «синих воротничков» (низкоквалифицированных рабочих) и все больше «белых воротничков» (высококвалифицированных рабочих и инженеров). Уменьшается количество занятых в производстве благ (в высокоразвитых государствах 5-6% населения заняты в промышленности и 3-4% – в сельском хозяйстве, они в полной мере обеспечивают изобилие потребления), увеличивается количество занятых в сфере услуг (образование, отдых, туризм и т.д.).

Происходят существенные сдвиги в духовно-культурной сфере, причем последствия весьма неоднозначны. Облегчается доступ к информации, появляются новые возможности для образования, творчества, но это не ведет к повышению уровня культуры, наоборот, зачастую широко и агрессивно тиражируются худшие ее образцы.

 

Что такое «виртуальная реальность»?

Попытайтесь оценить последствия внедрения компьютеров и интернета в нашу повседневную жизнь. Какие проблемы они решают, а какие создают?

В сфере политики расширяются возможности непосредственного участия каждого гражданина в принятии демократических решений. Но с другой стороны появляются возможности всеохватывающего контроля властных структур над людьми, вплоть до манипулирования ими.

Развитие техники и производства породило экологическую проблему, но ее следует рассматривать шире: не только как проблему исчерпания невозобновляемых ресурсов и сохранения природы, но как необходимость осознать на новом историческом этапе извечный философский вопрос соотношения человека и мира. Для чего человеку техника и создаваемые при ее помощи материальные блага? Это цель жизни или только средство? А если средство, то для чего? Можно ли сказать, что в решении этих вопросов мы продвинулись дальше древних мудрецов?

По крайней мере, одно ясно: бездумное господство над природой подрывает основу нашего существования (не только материальную, но и духовную), поэтому в современном мировоззрении появилась идея коэволюции – совместного гармоничного развития природы, общества и человека. Высшей целью нашей деятельности должна быть не выгода, а сохранение и развитие человека. Но как этого добиться, вот вопрос.

3. Познание

 

Богатство современных высокоразвитых обществ во многом порождается знанием. Науко- и информационноемкие технологии требуют развития системы образования, превращения ее в самую обширную отрасль человеческой деятельности.

Но знание необходимо не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага. Без определенного минимума знаний экономического, социального и политического характера у большинства граждан страны, без навыков самостоятельного и рационального мышления в этой области невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества.

«Первейшей обязанностью гражданина демократического общества является получение образования и знаний, необходимых для того, чтобы разбираться в гражданских проблемах. Избирательное право – не привилегия, а долг и моральная ответственность. Избиратель фактически является должностным лицом; он занимает самый высокий пост, налагающий на него огромнейшие обязательства». (Людвиг фон Мозес, экономист 20 века)

 

3.1. Познание как предмет философского анализа

 

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания. Этот способ духовно-теоретического освоения мира всегда был одним из основных предметов изучения в философии. Гносеология – раздел философии, изучающий процесс познания во всех его аспектах.

Вспомним основные гносеологические позиции:

Агностицизм – отрицание познаваемости мира. Например, И. Кант утверждал, что материальный мир существует, но в процессе его познания происходит такое сильное искажение при прохождении через наши органы восприятия, что полученные знания не соответствуют тому, что они отражают. Ф. Ницше, будучи иррационалистом, понимал мир как хаос, лишенный каких-либо закономерностей. Познание в этом случае невозможно, а все наши знания –  не более чем иллюзия.

Скептицизм – сомнение в познаваемости мира. Английский философ 18 века Д. Юм рассуждал следующим образом: непосредственно нам даны только данные  органов чувств, что стоит за ними, мы не знаем: может быть, материальный мир, может его нет и на наше сознание действует мировой разум, может быть, вообще ничего нет и наши органы чувств действуют сами по себе, порождая иллюзии. При таком подходе знания понимаются как привычки действовать определенным образом.

Но большая часть философов стоит на позиции гносеологического оптимизма, считая, что мир познаваем, и задача философии способствовать познанию, изучая его закономерности.

Долгое время в философии господствовало понимание познания как пассивного отражения окружающего мира. Л. Фейербах говорил, что человек – это зеркало, которое стоит у дороги и отражает все происходящее на ней. Задача философии состоит в борьбе с помехами, т.е. иллюзиями, заблуждениями.  Ф. Бэкон называл их «идолами сознания», созданная им классификация этих «идолов» полезна до сих пор: например, «идолы театра» – это некритически усвоенные ложные мнения каких-либо авторитетов. И Кант совершил переворот в теории познания, доказав, что познание – не просто отражение окружающей действительности, но результат сложного взаимодействия объекта и субъекта, в процессе которого мы строим модель мира в нашей голове. Познание – особый вид деятельности, освоения мира. Большое внимание при таком подходе обращалось на активность и самостоятельность разума.

К. Маркс исследовал общественно-исторический характер познания: его субъектом является не отдельный изолированный человек («гносеологический робинзон»), а общество. Современная философия науки представлена большим количеством школ и направлений. Б. Рассел и Л. Витгенштейн выдвигали идею логического и лингвистического анализа языка науки, К. Поппер предлагал критерии отличия научного и ненаучного знания, Т.Кун исследовал структуру научных революций.

3.2. Познание и практика.

 

Практика является источником познания: все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Например, математические знания вызваны необходимостью измерять земельные участки, вычислять площади, делить урожай, астрономические – потребностями мореплавания  и т.д. Конечно, не всегда открытия совершаются «по непосредственному заказу».

Практика является основой познания, его движущей силой. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые свойства  и стороны действительности, все глубже проникает в сущность явлений. Практика же обеспечивает познание средствами, приборами, оборудованием.

Практика опосредованно является целью познания. Все знания, в конечном счете, возвращаются в практику и влияют на ее развитие.

Практика – критерий  истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение.

Но необходимо помнить, что познание относительно независимо от практики. Новое знание можно получать, не только выводя его из эксперимента или материального производства, но и не обращаясь к практическому опыту. Исследователь заимствует понятия, созданные до него, и ставит их в принципиально иные отношения между собой, выводит знание из знания.

  

Приведите примеры из истории науки, когда открытия были сделаны «на кончике пера».

3.3. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

 

Деятельность

   практическая       духовно-             духовно-

            практическая     теоретическая

   

  Знание

Каждой форме деятельности соответствует  своя форма познания.

Практическое знание – это знание, неотделимое от умения, опыта. Оно передается через личное общение, по принципу «делай как я». Это может быть производственное, политическое, спортивное и т.д. знание, в каждой сфере деятельности есть такие стороны, моменты, которые невозможно отразить в теоретической форме, они требуют непосредственных навыков и, если передаются, то не словесно, а через наблюдение, подражание.

Духовно-практическое знание. Если практическое знание отвечает на вопрос: «Как действовать?», то духовно-практическое – на вопрос: «Как относиться (к миру, к людям, к себе)?». Это знание об общении, бытовое, художественное, мистическое  и т.д.

Теоретическое знание – исследовательская деятельность, где главная цель – производство самого знания. Оно возникло позже других форм, в условиях достаточно развитой культуры. К нему относятся идеология, философия, теология, магия, наука. Все средства осмысления мира имеют право на существование, т.к. каждое из них отражает то, что недоступно другим. Не должно быть высокомерия, огульного отрицания каких-либо форм. В наше время – со стороны науки. Но следует опасаться и некритической всеядности.

Попытайтесь сформулировать отличие вненаучного и антинаучного знания. Почему проблема их соотношения так остро стоит в современном обществе?

3.4. Структура познания

 

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувство и разум. В истории философии существовали две крайности, абсолютизировавшие каждую из этих способностей. Особенно ярко они проявились в Новое время, когда изучение процесса познания стало особенно актуально из-за разворачивавшейся научно-технической революции.

Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) стремился вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира. Английский философ 17 века Д. Локк утверждал: «Наше сознание  – это чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена». Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Английский философ Д. Беркли полагал, что нет никакого материального мира, а есть только совокупность ощущений отдельных людей, а для объяснения схожести их ощущений привлекается бог. Основной проблемой сенсуализма была невозможность объяснить существование предельно общих абстрактных понятий, ведь вечность, время, вселенная, справедливость и т.п. не даны нам в ощущениях.

Рационализм (от лат. ratio – разум) признает разум основой познания. Французский философ 17 века Р. Декарт утверждал, что чувства нас обманывают, поэтому к достоверным истинам мы можем прийти только с помощью естественного света разума. Но разум человека слаб, полон заблуждений и иллюзий, значит его опорой должен быть некий абсолютный, гарантированно не ошибающийся разум. Так мыслитель признает необходимым наличие бога.

Современная философия отказалась от противопоставления чувства и разума, в результате философских и научных исследований стало окончательно ясно, что реальное познание единый процесс, который мы искусственно останавливаем и анализируем. Познание не может строиться непосредственно на данных чувства, это иллюзия. Любое наблюдение уже теоретически нагружено. Но эти знания не изначально заложены в нашей голове, как полагал Декарт, а приобретены нами в процессе социализации. Если же ребенок не общается с людьми, то мыслящим существом он не становится, оставаясь, как животное на уровне чувственного  восприятия.

Итак, попробуем разложить процесс познания на отдельные элементы, помня при этом, что в реальности все они существуют и проявляются одновременно. Зачем тогда нужно такое расчленение? Чтобы лучше понять, как происходит этот процесс, какие возможны нарушения и как их исправлять. Ведь даже при всех достижениях современной цивилизации процесс мышления большинства людей оставляет желать лучшего.    

Чувственное познание складывается из следующих элементов:

  1.  Ощущение – субъективный образ объективного мира, на этой ступени регистрируются      отдельные свойства предмета.
  2.  Восприятие – сводятся воедино данные разных органов чувств, действительность отражается в форме чувственного образа предмета.
  3.  Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный воображением.

      Рациональное познание:

  1.  Понятие – логический образ вещи, выделение всеобщего и существенного в предмете. Оно лишено чувственности и его нельзя созерцать.
  2.  Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях.
  3.  Умозаключение –  процесс выведения одних суждений из других, система суждений.

Для наглядности приведем пример из учебника логики. Понятие – «человек», суждение – «человек смертен», умозаключение: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, он смертен».

В целом мышление можно определить как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Со времен немецкой классической философии принято выделять в мышлении две ступени. Рассудок – это обыденное мышление, здравый смысл, мышление по схеме, по шаблону, расчленение и исчисление. Разум – творческое оперирование абстракциями и рефлексия.

Существуют и другие формы познания, которые пока изучены явно недостаточно, но важность которых несомненна: воображение, фантазия, эмоции, интуиция.

  В чем отличие эмпиризма от сенсуализма?

Согласно легенде, один из древнегреческих мыслителей ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы «глубже познать мир». К какому направлению в теории познания он принадлежал?

3.5. Истина и заблуждение

 

Истина не является частью бытия, это феномен человеческого сознания, но, в то же время, истина не зависит от человека. Истинным будет только такое содержание человеческих представлений, которое соответствует объективной действительности.

Не всякое точное отражение действительности будет истинным (например, мы наблюдаем увеличение размеров солнца на закате, но это ведь не значит, что солнце действительно меняется). Достижение объективной истины связано с преодолением иллюзорности объективного мира, происходит отражение не просто мира, а его сущности. При этом необходим определенный уровень развития самого объекта, он должен «дозреть» до возможности его истинного понимания: при зарождении какого-то явления зачастую неясно, во что оно превратится, окончательно развившись.

Принято выделять абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина  – это полное, исчерпывающее знание, как правило, это констатация твердо установленных фактов. Относительная истина – неполное, незаконченное знание. Большинство наших знаний представлены в форме относительных истин, они требуют развития, дополнения, уточнения. Субъект познания (человек или группа людей) всегда ограничен конкретными обстоятельствами своей жизни и его знания неполны. Практика никогда не завершена. Необходимо учитывать и изменчивость самого мира. Все эти обстоятельства объясняют преобладание относительных истин.

Целью познания является истина, но необходимо помнить, что неизбежным дополнением истины является ее противоположность – заблуждение. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие понятий или суждений объекту. Истина и заблуждение представляют собой диалектическое единство, а процесс познания – сложное взаимодействие этих сторон. Догматизм выдвигает тезис о случайности заблуждения и поэтому представляет собой слепое, некритическое следование каким-либо идеям, учениям. Абсолютизация этих идей, без учета конкретных обстоятельств ведет к негативным последствиям на практике. Релятивизм – абсолютизация относительности познания, отрицание истинности вообще.

Приведите примеры догматизма и релятивизма из различных областей деятельности.

От заблуждения необходимо отличать ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Диалектика истины и заблуждения приводит нас к выводу, что истина – это процесс, она никогда не завершена, процесс познания бесконечен.

Истина конкретна, она зависит от условий места и времени, других обстоятельств. Простейший пример: «Вода кипит при 100о», но будет ли данное утверждение верным в условиях высокогорья?

Многообразие видов знания выражается и в многообразии видов истин: научная, практическая, моральная, художественная правда и т.д. Об этом необходимо помнить, чтобы не отождествлять истинные знания только с научными, что очень часто происходит в наше время.

Подумайте, к каким последствиям в теории и на практике приведет  отождествление объективной и научной истины.

Итак, рассматривая познание как особый вид деятельности человека, мы должны уяснить следующие важнейшие моменты:

В процессе познания проявляется активность человеческого сознания. В его основе – не пассивное отражение мира –объекта в голове человека- субъекта познания, а процесс взаимодействия человека с миром. Только преобразуя мир, мы познаем его (и себя тоже).

Познание имеет общественно-исторический характер. Его субъектом является не отдельный изолированный человек («гносеологический робинзон»), а общество на определенном этапе своего развития.

Познание имеет диалектический характер, представляет собой бесконечный процесс приближения к истине.

4. Практически-духовное освоение мира

4.1. Ценности и их роль в жизни человека и общества.

Практически осваивая мир, мы относимся к нему утилитарно, рассматривая его с точки зрения пользы. Все остальные качества предметов в данном случае для нас несущественны. Но при этом и сам человек выступает не во всей полноте своих свойств и способностей, а только как носитель какой-то ограниченной потребности.

При духовно-теоретическом освоении мира мы рассматриваем предметы сами по себе, безотносительно к практическим потребностям, но и свои желания, эмоции, чувства тоже отбрасываем. Человек выступает в виде «чистого разума».

Но существует еще один вид освоения мира, при котором человек и мир выступают как равнозначимые, берутся во всей полноте своих свойств и качеств. Соображения пользы или истины отступают на второй план. Это ценностное отношение, где практические и духовные аспекты выступают в единстве, гармонии.

Любая наша деятельность имеет цель и смысл, но не все, что значимо – ценно.

Объясните, что имел в виду Ф. Ницше, когда говорил: «То, что имеет цену, не имеет ценности».

Ценности – это не жесткие нормы и стандарты, а жизненные цели, смыслы и идеалы, которые задают только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры.

По своему объекту ценности могут быть вещные, логические, этические, эстетические и т.д. Как правило, у человека или группы людей есть много ценностей, они неравнозначны, поэтому необходимо говорить об иерархии ценностей.

По субъекту ценности можно разделить на личностные, ценности социальной группы и общественные. В любом случае они надындивидуальны, имеют социальную природу и не всегда могут полностью осознаваться людьми. Мир ценностей образует особую реальность.

Высший уровень ценностей мы связываем с понятием духовности. Это такие ценности, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, т.н. «вечные вопросы» человеческого бытия (Кто я? Зачем пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни?). Они значимы не только для философов, но и для каждого человека и всего общества в целом. Сложность их решения в том, что хотя они имеют «общечеловеческую» основу, но каждый раз в условиях конкретно-исторического времени и пространства каждый человек открывает и решает их заново, по-своему. На пути их решения происходит самоопределение личности, духовное восхождение.

Духовность может выступать как в религиозной, так и светской форме. Не следует упрощенно связывать духовность только с верой в бога или надмировые идеальные сущности, материалистическое мировоззрение, если не брать его вульгарные, примитивные формы, признает и развивает высшие проявления человеческого духа. Кроме того, необходимо иметь в виду, что духовность может быть разной направленности – как положительной, так и отрицательной: она не всегда связана с гуманизмом и человеколюбием, возможны и человеконенавистнические, антигуманные идеи и учения.

Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, вплоть до человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.

 

4.2. Проблема духовности в современном российском обществе

 

Точнее было бы ее назвать проблемой бездуховности. Ее истоки заметил еще Достоевский, один из героев которого делает вывод: «Если бога нет, то все позволено».  Действительно, религиозные основания уважения к человеку, общественным порядкам и нормам уничтожены, а светские не сформировались у большой части населения. В культуре всегда – сознательно или бессознательно – определяется мера человеческого в человеке. Катастрофизм развития в России в ХХ веке в массовых масштабах разрушил эту меру. Неоднократное насильственное разрушение системы высших, надличностных гуманистических ценностей привело к релятивизму: если сегодня заставляют верить в одно, завтра  в другое, а послезавтра в третье – люди перестают верить вообще.

В результате мы наблюдаем, что экономическое и социально-политическое расслоение нашего  общества сопровождается духовным нивелированием. Высшие слои культуры поглощаются ее «низовыми» формами. Налицо глубокий нравственный кризис общества.

Нет системы этического просвещения. Государство устранилось из этой сферы, сняло с себя функцию защиты культурного пространства молодежи, детства. А общественные институты, которые должны этим заниматься, слабы.

Средства массовой информации действуют зачастую во зло, используя свои огромные возможности  для пропаганды не лучших образцов духовности (сектанство, мистика, оккультизм и т.п.). Идет эксплуатация сферы бессознательного, символов секса, насилия, агрессии.

Разрушена трудовая мораль. Уравниловка советских времен, лишавшая стимулов к труду, исчезла, но и не сложилась очевидная связь между высокопроизводительным полезным трудом и достойной оплатой. К сожалению, до сих пор верна поговорка: «Трудом праведным не наживешь палат каменных».

Деньги, вещи и власть стали ведущими ценностями. Богатство понимается только в этом смысле.

Политизация всей сферы духовной жизни ведет к нарастанию конфликтности, враждебных настроений.

В убогом состоянии находится сфера образования и воспитания.

Но речь должна идти не только о нашей стране. Можно говорить об антропологической катастрофе всего западного общества, которое переживает кризис целеполагания. Ведь рынок и демократия сами по себе не цель, а средство – для чего? Только сытой и благополучной жизни?  Установки потребительского общества привели к экологическому кризису: утилитарный подход к природе, силовое давление на нее подрывает основы  и самого человеческого существования. Происходит эксплуатация одних регионов другими, выигрыш от процессов глобализации получают самые сильные и богатые страны. Налицо кризис межличностных отношений: отчуждение между людьми и поколениями, утрата культурных традиций и смысложизненных ориентиров (не в этом ли одна из главных причин наркомании?).

В целом вся технологическая цивилизация подошла к пределам своего развития и встала перед необходимостью перехода в какое-то иное качество. Сама логика экономического, политического и социального развития требует перехода к духовности. Это не означает отказа от всех приобретений, возврата к архаическим и мифологическим  ценностям, нужен переход к новой системе отношений человека и природы, человека и человека. Понимание, уважение, диалог и сотрудничество – вот к чему следует стремиться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35807. Виготовлення візитниці. Творчий проект 23.86 MB
  На мою думку підготовка проекту з трудового навчання дає нам можливість опанувати технології обробки сучасних конструкційних матеріалів щоб надати виробу естетичної привабливості. 2 Зробити розрахунки розмірів виробу. 4 Розробити технологічну карту виготовлення виробу. Вимоги до виробу Канцелярський набір візитниця повинен відповідати таким вимогам: Ергономіки зручність у використанні; Естетики задоволення смаку будьякого споживача; Технології конструкція не повинна бути занадто складною ...
35809. Оздоблення одягу. Творчий проект 26.29 KB
  Бойченка Творчий проект на тему Оздоблення одягу Виконала учениця 9А класу Ткаченко Катерина Керівник: Горонескуль Таїсія Миколаївна Творчий задум Я вирішила прикрасити кофту ґудзиками тому що. Адже тканина є основою форми одягу. У моделюванні одягу особливе значення має фактура тканини її властивості. Так м‘які еластичні тканини підходять для моделі з плавними м‘якими лініями з драпуванням м‘якими складками зборками а щільні формостійкі матеріали потребують більш простих і лаконічних форм одягу.
35810. Кормушка для птиц 6.21 MB
  Кормушки могут быть любых размеров и изготавливаются из разных материалов. Это и пластиковые бутылки и коробки изпод сока и самодельные деревянные кормушки. Поэтому конструкции кормушек очень разнообразны а самые простые кормушки для птиц могут быть сделаны практически из всего что попадется под руку. Стационарные кормушки укреплены на столбах.
35811. Украшения и аксессуары. Творческий проект 5.66 MB
  В древней Руси браслеты назывались непонятными словами зарукавья и обруча. Браслеты популярны и сегодня. Вечерние туалеты предполагают самые разнообразные браслеты. Сегодня очень популярны также браслеты для ног которые носят на щиколотке.
35813. Мой выбор профессии 220.61 KB
  Творческий проект Мой выбор профессии Содержание Обоснование выбора профессии Жизненные ценности История профессии. Описание профессии Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению Психограмма профессии Профпригодность Профпроба Заключение Список литературы Обоснование выбора профессии Цель моей жизни заключается в получении высшего образования и приобретении профессии которая мне будет интересна. В девятом классе передо мной встала проблема выбора профессии. Я неплохо разбираюсь в физике и...