6403

Общество как предмет философского анализа

Реферат

Логика и философия

Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и ее задачи. Основные философские подходы к пониманию общества. Структура общества Социальная философия и ее задачи. В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного во...

Русский

2013-01-03

71 KB

48 чел.

Общество как предмет философского анализа

1. Социальная философия и ее задачи

2. Основные философские подходы к пониманию общества

3. Структура общества

1. Социальная философия и ее задачи

В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что общество, социальная реальность – что-то непосредственно данное, непосредственно доступное для понимания и толкования, поэтому можно обойтись без специальной и сложной работы многих философско-социальных дисциплин. На этом основано убеждение в том, что преобразования в обществе могут быть произведены с опорой на «здравый смысл». В теории это приводит к тому, что мы не знаем наше общество: как оно устроено, какие группы в нем взаимодействуют и т.д. На практике – «хотели как лучше, получилось как всегда».

Предметом социальной философии является общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования. Русский философ С.Л. Франк так определял задачи социальной философии:

  1.  установить место общественной жизни в «мировом космическом бытии», ее отношения к «всеобщим началам мира».
  2.  обнаружить природу и суть общественной жизни, присущие любым социальным системам.

Это не так легко сделать, т.к. на пути исследования общества встречается много трудностей.

Человеческое общество -  самая сложная по своей сущности и структуре система. Это не только нынешние поколения, но все человечество в его истории и перспективе. Не случайно материализм в области понимания общества возник значительно позже материалистического учения о природе.

В обществе наблюдается соотношение объективного и субъективного. Объективными факторами выступают материальное производство и формы общественных отношений, в которых закреплена предшествующая деятельность людей. Субъективным фактором является разнообразная деятельность людей, их живой труд. Субъективный фактор может как тормозить, так и ускорять общественное развитие.

В природе и обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное. В общественной жизни – наибольшая полнота проявления индивидуального. В природе действуют динамические и статистические законы, а в обществе – законы-тенденции, где общее выступает каждый раз в новом, неповторимом облике. Поэтому за случайностью бывает трудно увидеть необходимость.

Нужно упомянуть и о соотношении стихийного и сознательного. Каждый действует сознательно, а общий результат часто получается такой, о котором никто и не помышлял.

Социальная философия - это абстрактная, универсальная теория, которая должна быть опосредована целым рядом теорий среднего уровня: социология, политология, культурология, социальная психология и т.д. А уже через них она имеет выход на прикладные исследования.

2. Основные философские подходы к пониманию общества

Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки.

  1.  Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы.

Например, теория этногенеза  русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.

  1.  Идеалистический.

а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).

б)  Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями.

  1.  Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.

Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) считала общество суммой индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Органистическая модель позитивистов (Г. Спенсер) рассматривала общество как систему, не сводимую к частям. Материалистическое понимание истории (К. Маркс) закономерности развития общества связывало со сменой способов производства.

3. Структура общества

Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очередь, может рассматриваться как система). Между ними существует иерархия, но не абсолютная.

Взаимодействие этих подсистем порождает новые, интегративные качества, присущие только всей системе в целом, т.е. социальному как таковому. Человек – универсальный компонент, он включен во все подсистемы.  Общество – это самоуправляемая система.

Принято выделят следующие сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Краткая характеристика материальной сферы и ее роли в жизни общества была дана в восьмой главе данного пособия, поэтому в данной главе останавливаться на этом не будем.

3.1. Социальная сфера

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Она включает в себя общности, связанные с биологической природой человека (этническая, демографическая), а также общности цивилизационного характера (поселенческая, классовая, профессионально-образовательная).

Этнические общности исторически изменялись. Первоначально люди жили родами и племенами, основанными на кровно-родственной связи. Рабовладельческому и феодальному обществу соответствуют народности, общности, основанные на территориальных, соседских связях. С возникновением капитализма формируются нации. Нации присуще единство территории, языка, экономической жизни и психического склада, а также национальное самосознание.

Демография связана с описанием непрерывно воспроизводящей себя совокупности людей – народонаселения. Ей присущи следующие характеристики: плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и состояние психофизиологического здоровья.

Одной из глобальных проблем современности является демографическая. В чем она заключается?

Сформулируйте демографические проблемы современной России.

Поселенческая структура характеризует пространственную форму организации общества. Она также исторически меняется: если для феодализма было характерно преобладание деревни  над городом, то при капитализме происходит процесс урбанизации – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.

Классы существовали не всегда, они сформировались в процессе общественного разделения труда и обмена деятельностью. Объективными критериями для выделения классов являются: место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда и способы и размеры получаемого общественного богатства. При анализе общества необходимо учитывать и деление на более мелкие слои, выделяемые по разным основаниям: уровню доходов, образования, статусу и престижу и т.д. Для современных высокоразвитых обществ характерна тенденция к росту численности  т.н. «среднего класса» – социальной группы, занимающей промежуточное положение между элитой и классом наемных работников.

Увеличивается значимость для общества профессионально-образовательной структуры. Современное  информационноемкое производство предъявляет повышенные требования к уровню образования и культуры работника. Возрастает роль интеллигенции – многослойной общности людей, профессионально занимающихся  умственным, преимущественно сложным творческим трудом.

3.2. Политическая сфера

Политика – сфера отношений между классами, нациями и другими большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации, когда политика починяет себе экономику. Например, в Советском Союзе существовал примат политических решений над экономическими, что приводило к нарушению экономических законов и стало причиной застоя. Советская экономика в результате стала неконкурентоспособна. Это одна из важнейших причин последовавших коренных преобразований в нашей стране.

На данном этапе развития важным является вопрос о взаимосвязи частной собственности и демократии. На базе частной собственности могут существовать и существуют различные формы политического правления и политические режимы. Но капитализм имел своей предпосылкой правовое освобождение личности. Труд лично свободного, ответственного и заинтересованного в результатах работника оказался самым эффективным.

В рамках демократического общества происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Государство – это внешняя сила, стоящая над членами общества и решающая общие проблемы, а также осуществляющая господство одного класса над другим. Гражданское общество – это сфера самодеятельности, самоорганизации людей, сфера осуществления особенных частных интересов отдельных индивидов. Между ними существуют отношения взаимодополнения и конфликта. Государство не интересуют отдельные индивиды. Там, где оно перевешивает, подавляет гражданское общество, возникает тоталитаризм. Демократия предполагает контроль гражданского общества над государством.

Что входит в гражданское общество? В экономической сфере это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, созданные гражданами по собственной инициативе. В социальной сфере это органы самоуправления, политические и общественные организации, негосударственные институты, выражающие общественное мнение и т.п. В духовной сфере это церковь, средства массовой информации, добровольные научные и творческие объединения.

В развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института. Гражданское общество объединяет индивидов, укрепляет общество в целом.

Что вы можете сказать о степени развития гражданского общества в современной России? Какими причинами обусловлено это состояние?

Демократическая политика тесно связана с правом. В правовом государстве не только граждане, но и само государство подчиняется законам, ограничено ими, поэтому права и свободы граждан защищены. Государство призвано примирять и защищать конфликтующие интересы различных социальных сил, слоев, групп. Право – не только средство разрешения возникающих в обществе противоречий, но и воплощение подвижного равновесия разнородных сил и интересов.

Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия частных, противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то правовое государство заключает в себе объединяющее всех членов общества начало.

3.3. Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества представляет собой сложное пересечение и взаимодействие различных уровней и форм общественного сознания, а также проявления коллективного бессознательного.

По характеру отражения действительности выделяют обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание представляет собой непосредственное отражение стихийного практического опыта людей, их повседневной деятельности. Им  обладают все члены общества и передается оно стихийно в процессе непосредственного общения. Оно ограничено, противоречиво, поверхностно. Теоретическое сознание – это сложная опосредованная форма отражения действительности. Она выявляет существенные связи, законы. Передается в процессе целенаправленного и систематизированного обучения.

Отношение людей к миру и самим себе выражается через другие уровни – общественную психологию и идеологию. Общественную психологию можно определить как совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, норм поведения, свойственных классу, социальной группе, нации или другой исторической общности людей и складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни. Идеология – это более или менее стройная система взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму идеалов и целей класса, нации, религиозной конфессии или иной большой социальной общности. Идеология вырабатывается узким кругом людей, мыслящими представителями социальной группы, способными теоретически обобщать жизнь общества и обосновывать цели и задачи своей группы. Идеологи в своих построениях стремятся опираться на данные науки, но между наукой и идеологией существуют существенные различия. Наука стремится дать объективные истинные знания, идеология обосновывает и защищает интересы. Наука стремится придать своим законам, категориям и принципам непреходящую форму. Всякая идеология исторически  ограничена, преходяща.

 

Всегда ли в человеческом обществе существовал уровень теоретического сознания?

Охарактеризуйте достоинства и недостатки обыденного сознания.            Как исторически изменялось соотношение обыденного и теоретического сознания?   

  Возможно ли полное исчезновение обыденного сознания?

Возможно ли в современном мире существование общества, свободного от идеологии?

Формы общественного сознания.

Разделение общественного труда исторически привело к выделению и относительному обособлению различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное сознание сформировались как самостоятельные виды духовной деятельности. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Например, науку и философию интересуют как природа, так и общество, а политическое сознание – отношения между классами, нациями и социальными слоями, их отношение к государственной власти.

Отличаются эти формы по своим функциям: религии и философии присущи мировоззренческие функции, главная функция науки – познавательная, нравственное сознание регулирует поведение людей и т.д. Различны они также по способу отражения действительности, Для науки –это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы.

Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. Все они в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения людьми окружающего мира и самих себя в этом мире. В ходе исторического развития происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения экономической формы, связанной с экономическими отношениями людей.