64084

Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды

Дипломная

Экология и защита окружающей среды

Загрязнение окружающей среды – привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов и энергетических потоков, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Русский

2014-06-30

720.5 KB

8 чел.

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет

геодезии и картографии 

В.Н. Буров, М.В. Оводков

Методические указания

к выполнению практических занятий

по дисциплине «Экология»

методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды

Москва  2010

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет

геодезии и картографии

В.Н. Буров, М.В. Оводков

Методические указания

к выполнению практических занятий

по дисциплине «Экология»

Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано УМО по образованию в области геодезии и

фотограмметрии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению

подготовки 120100 «Геодезия», 120200 «Фотограмметрия и дистанционное зондирование»

Москва  2010

УДК 504:338

ББК 20.1

      Б 91

Рецензенты:

Профессор кафедры прикладной экологии МИИГАиК,

доктор г.-м. наук, академик РАЕН

А.В. Садов

Ведущий специалист-эксперт Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

Т.В. Якименко

Буров В.Н., Оводков М.В.

Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды: Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине «Экология». Изд. 2-е. –М.: Изд-во МИИГАиК, 2010. -56с.

Методические указания предназначены для проведения практических занятий по определению платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение отходов производства и потребления. В основу методических указаний положена методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды. Расчетные технологии данной методики утверждены и введены в практический оборот в 1993 году и используются при определении платы за загрязнение окружающей среды всеми предприятиями на территории Российской Федерации, деятельность которых связанна с загрязнением окружающей среды, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Материалы методических указаний могут быть использованы студентами в курсовом и дипломном проектировании при рассмотрении вопросов экономики природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание

Учебная цель:

Расширить знания студентов в области методических подходов к определению платы за загрязнение окружающей среды.

Ознакомить студентов с методикой определения платы за загрязнение окружающей природной среды.

Дать студентам навыки практического применения методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды.  

Учебные вопросы:

Изучить теоретические основы методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды.

Рассчитать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

Рассчитать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильного транспорта).

Рассчитать плату за сбросы загрязняющих веществ в водный объект.

Рассчитать плату за размещение отходов.

Порядок выполнения учебного задания:

  1.  Получить у преподавателя исходные данные по учебному заданию.
  2.  Изучить методические указания и законспектировать основные теоретические положения.
  3.  Провести расчеты и представить преподавателю отчет о выполненном задании, оформленный в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 2.5.

Введение

Экономический механизм регулирования природопользования является эффективным инструментом управления качеством окружающей среды и заключается в применении государством системы платежей для природопользователей в целях компенсации наносимого хозяйственной деятельностью вреда окружающей среде, стимулирования снижения техногенных нагрузок на окружающую среду и применения экологически безопасных технологий, снижения рисков возникновения негативных эффектов для здоровья человека и состояния природных объектов и систем.

В Российской Федерации основные принципы экономического регулирования в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с данным законом негативное воздействие на окружающую среду в Российской Федерации является платным.

Плата за загрязнение окружающей среды (экологические платежи) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Экологические платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Плата за загрязнение окружающей среды взимается с природопользователей с целью возмещения затрат государства на компенсацию последствий негативного воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления, а также с целью стимулирования природопользователей к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших природоохранных технологий.

Представленная в данных методических указаниях методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды предназначена для практической реализации требований статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Данная методика введена в практический оборот в 1993 году и подлежит к применению на всех предприятиях, осуществляющих загрязнение окружающей среды на территории Российской Федерации.

Контрольным государственным органом, осуществляющим функции администратора экологических платежей, является Ростехнадзор.

Методические указания рассчитаны на проведение четырех практических занятий. На первом занятии требуется рассчитать плату промышленного предприятия за выбросы в атмосферу от стационарных источников (п.2.1.). На втором занятии требуется рассчитать плату автотранспортного предприятия за выбросы в атмосферу от автотранспортных средств (п.2.2.). На третьем занятии - рассчитать плату промышленного предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (п.2.3.). На четвертом занятии - рассчитать плату промышленного предприятия за размещение отходов производства и потребления (п.2.4.).   

1. Теоретическая часть

1.1. Основные понятия по изучаемой теме

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Качество окружающей среды также определяется, как степень соответствия условий окружающей среды потребностям людей.

Загрязнение окружающей среды  привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов и энергетических потоков, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды (экологические        платежи) – денежное возмещение, осуществляемое хозяйствующими субъектами за загрязнение окружающей природной среды.

Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Выброс загрязняющих веществ  поступление загрязняющих веществ (поллютантов) в атмосферу.

Сброс загрязняющих веществ – поступление загрязняющих веществ (поллютантов) в водные объекты или на рельеф местности.

Отходы  остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих       веществ – нормативы, установленные для субъектов хозяйственной деятельности, соответствующие показателям массы загрязняющих веществ, допустимых для поступления в окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. На практике нормативами допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ являются предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и норматив допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (НДС).

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. На практике лимитами на выброс и сброс загрязняющих веществ являются временно согласованный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ВСВ) и временно согласованный сброс загрязняющих веществ в водный объект (ВСС).

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости – коэффициенты, используемые для корректировки величины платы природопользователя за загрязнение окружающей среды с учетом экологического состояния и экологической значимости атмосферы, почвы и водных объектов на территории, в пределах которой данный природопользователь осуществляет свою деятельность.

1.2. Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды

Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды предназначена для расчета годовой платы предприятия за загрязнение окружающей среды посредством выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты и размещение отходов.

Данная методика является комплексной и содержит:

  1.  методику расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
  2.  методику расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников;
  3.  методику расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  4.  методику расчета платы за размещение отходов.

Исходными данными для методики расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников являются:

  •  установленный для предприятия предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), т.;
    •  установленный для предприятия лимит на временно согласованный выброс загрязняющих веществ (ВСВ), т.;
    •  фактический годовой выброс предприятия, т.;
    •  территориальное расположение предприятия.

Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за выбросы в атмосферу от стационарных источников.

Исходными данными для методики расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников являются:

  •  количество автотранспортных средств;
    •  количество автотранспортных средств, неудовлетворяющих экологическим требованиям;
    •  типы используемого топлива;
    •  годовой расход топлива каждым автотранспортным средством, т.

Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за выбросы в атмосферу от передвижных источников.

Исходными данными для методики расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты являются:

  •  установленный для предприятия предельно допустимый сброс (ПДС), т.;
    •  установленный для предприятия лимит на временно согласованный сброс (ВСС), т.;
    •  фактический годовой сброс предприятия, т.;
    •  водосборный бассейн, к которому принадлежит водный объект, в который осуществляется сброс.

Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за сбросы в водный объект.

Исходными данными для методики расчета платы за размещение отходов являются:

  •  годовой лимит на размещение отходов, т.;
    •  фактический годовой объем размещения отходов, т;
    •  территориальное расположение места размещения отходов;
    •  особенности размещения отходов (на собственной территории или на специальном полигоне).

Результатом применения методики является установление денежной суммы, необходимой к выплате предприятием за размещение отходов производства.

Аналитическую основу данных четырех методик составляют формулы, оперирующие количественными характеристиками фактического негативного воздействия объекта на окружающую среду, а также установленными для объекта нормативами воздействия на окружающую среду, повышающими коэффициентами, коэффициентами экологической ситуации и экологической значимости, коэффициентами учета инфляции.

1.3. Нормативно-правовые основы методики определения платы за загрязнение окружающей природной

среды 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду:

  •  выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  •  сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  •  размещение отходов.

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Значения базовых нормативов платы и коэффициентов учета экологических факторов установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферных воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Так, для Центрального экономического района Российской Федерации:

  •  коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы равен 1,9 (применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);
  •  коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв равен 1,6 (применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления).

Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта для:

  •  Московской области (бассейн р. Волги) равен 1,2;
  •  Ленинградской области (бассейн р. Невы) равен 1,51;
  •  Тульской области (Бассейн р. Дон) - 1,14;
  •  Тульской области (Бассейн р. Волги) - 1,19.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Для корректировки платы с учетом инфляции базовые нормативы платы умножаются на коэффициент учета инфляции. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2007 год", нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,4. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,48.

Таким образом, размер платы за загрязнение окружающей природной среды зависит от масштабов загрязнения, степени опасности каждого загрязняющего вещества, экологической значимости территорий и актуальности цен по отношению к текущему моменту времени.

Расчет платежей выполняется в соответствии с методикой определения платы за загрязнение окружающей природной среды, изложенной в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993.

 Наряду с федеральными базовыми нормативами платы используются региональные базовые нормативы платы. Так, например, распоряжением Мэра Москвы от 22.06.1993 № 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы" определены величины базовых нормативов платы для предприятий, находящихся на территории города Москвы.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации функция нормативно-правового регулирования по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 80%.

Анализ экологической и финансово-экономической эффективности методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды определил направление ее дальнейшего развития. Так, в приложении 5 представлены разработки, развивающие методику в части расчета платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Данные разработки нашли отражение в проекте постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению качества сточных вод».

2. Практическая часть

2.1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

2.1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников подразделяется на:

  •  плату за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленных природопользователю предельно допустимых нормативы выбросов (ПДВ);
  •  плату за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных выбросов (ВСВ), устанавливаемых на период достижения ПДВ);
  •  плату за сверхлимитные выбросы.

2.1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Пн атм  = Снi атм • Мi атм   (1)

при Мi атм ≤ Мнi атм,  где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3, ... n);

Пн атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);

Снi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов (руб.);

Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Снi атм = Нбнi атм • Кэ атм • Ки  (2), где:

Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.), (приложение 1);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (приложение 4, табл.1);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.1.3. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Пл атм = Слi атм • (Мi атм - Мнi атм)   (3)

при Мнi атм < Мi атм ≤ Млi атм,  где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1…, n);

Пл атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi атм = Нблi атм • Кэ атм • Ки  (4), где:

Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (приложение 1);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (приложение 4, табл.1);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.1.4. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Псл атм =  5 Слi атм • (Мi атм - Млi атм)   (5)

при Мi атм > Млi атм, где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Псл атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб.);

Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi атм = Нблi атм • Кэ атм • Ки  (4), где:

Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (приложение 1);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (приложение 4, табл.1);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.1.5. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:

П атм = Пн атм + Пл атм + Псл атм   (6)

Пример расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

Задача:

Определить  плату промышленного предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за 2007 год.

Исходные данные:

В 2007 году промышленное предприятие, расположенное в Центральном экономическом районе Российской Федерации на территории города, осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферу в объемах и показателях, представленных в таблице 1. Для предприятия имеются установленные нормативные показатели выброса.

 

Таблица 1

Нормативные и фактические значения выбросов

загрязняющих веществ

Значения годового выброса, тонн

СО

NO2

SO2

Установленный для предприятия предельно допустимый выброс (ПДВ)

450

300

185

Установленный для предприятия лимит на временно согласованный выброс (ВСВ)

500

350

245

Фактический выброс предприятия

637,5

482,6

377,8

Решение:

1. В соответствии с исходными данными Мi атм Мнi атм, следовательно формула (1) Пн атм =Снi атм • Мi атм  принимает вид

Пн атм =Снi атм • Мнi атм = 0,6•1,9•1,2•1,4•450 + 52•3,192•300 + +21•3,192•185 = 63057,96 руб.

Коэффициент учета инфляции Ки в 2007 году равен 1,4 (п. 1.3., стр. 16).

2. Мi атм Млi атм, следовательно формула (3)

Пл атм =Слi атм • (Мi атм - Мнi атм)  принимает вид:

Пл атм =Слi атм • (Млi атм - Мнi атм) =

= 3•3,192•(500-450)+260•3,192•50+105•3,192•60 = 62084,4 руб.

3. В соответствии с формулой (5) Псл атм=5Слi атм•(Мi атм-Млi атм) Псл атм = 5 [3•3,192•(637,5-500)+260•3,192•132,6+105•3,192•132,8]=

= 779366,69 руб.

4. В соответствии с формулой (6) П атм = Пн атм + Пл атм + Псл атм,

П атм = 63057,96+62084,4+779366,69 = 904509,05 руб.

Ответ:

За 2007 год плата промышленного предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составит 904509,05 руб.

Контрольные вопросы по разделу

  1.  На каких нормативных показателях выброса основана методика определения платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ?
  2.  С какой целью при определении платы за выбросы применяется коэффициент экологической значимости атмосферы ?
  3.  С какой целью применяются два вида базовых нормативов платы за выброс 1 тонны заданного загрязняющего вещества ?

2.2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

2.2.1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:

  •  плату за допустимые выбросы;
  •  плату за выбросы, превышающие допустимые.

2.2.2. Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующихся при использовании 1 тонны различных видов топлива, определяется по формуле:

Ye = Нбнi атм • Мi транс   (7), где:

Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

е - вид топлива;

Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.), (приложение 1);

Мi транс - масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработавших газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя, при использовании 1 тонны е-го вида топлива (табл. 2).

Таблица 2

Химический состав и массы выброса загрязняющих веществ

при использовании 1 тонны топлива (технический норматив выброса)

 

Выброс веществ при использовании

1 тонны топлива, кг

СО

NOх

SO2

СH

Pb

Сажа

Бензин АИ-92

214

38

2

43

0,5

1

Дизельное топливо (ДТ)

21

18

8

4

0

5

Сжатый природный газ

15

10

4

0,5

0

0

2.2.3. В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ, содержащихся в выбросе, для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы (табл. 2).

2.2.4. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:

Пн транс = Ye • Те   (8), где:

Пн транс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.);

е - вид топлива (е = 1, 2, ..., r);

Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);

Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период (т).

2.2.5. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:

Псн транс = 5Пнj • dj   (9), где:

Псн транс - плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (руб.);

j - тип транспортного средства (j = 1, 2, ..., p);

Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства (руб.);

dj - количество транспортных средств j-го типа не соответствующих экологическим стандартам.

Плата за превышение допустимых выбросов начисляется по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям экологических стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

2.2.6. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:

П транс = (Пн транс + Псн транс) • Кэ атм • Ки   (10), где:

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (приложение 4, табл.1);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

Пример расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

Задача:

Определить плату автотранспортного предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников за 2007 год.

Исходные данные:

В 2007 году автотранспортное предприятие, находящееся в Центральном экономическом районе Российской Федерации, располагало парком автотранспортных средств, характеристики которых приведены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристики автомобильного парка предприятия

Тип автотранспортных средств (АТС)

Количество АТС

Вид

топлива

Годовой расход топлива 1-го  АТС, тонн

Количество АТС не соответствующих техническим нормативам выбросов

КАМАЗ 65111

амосвал)

10

ДТ

32

4

ЗИЛ 433362

(фургон)

15

АИ-92

26

7

ГАЗ 3302 «Газель» (бортовая)

20

Сжатый природный газ

11

0

Форд «Ford Transit 350 Bus»

(микроавтобус)

25

ДТ

24

0

Решение:

1. В соответствии с формулой (7) Ye = Нбнi атм • Мi транс

YАИ-92 =0,6•0,214+35•0,038+21•0,002+5•0,043+6833•0,0005+80•0,001=

= 5,22  руб.

YДТ =0,6•0,021+35•0,018+21•0,008+5•0,004+80•0,005=1,23 руб.

Yприр. газ =0,6•0,015+35•0,01+21•0,004+5•0,0005=0,44 руб.

2. В соответствии с формулой (8), Пн транс = Ye • Те,

Пн транс = 32•10•1,23+26•15•5,22+11•20•0,44+24•25•1,23=3264,2 руб.

3. В соответствии с формулой (9), Псн транс = 5Пнj • dj ,

Псн транс = 5•(32•1,23•4+26•5, 22•7)=5537,4 руб.

4. В соответствии с формулой (10), П транс = (Пн транс + Псн транс) • • Кэ атм • Ки, П транс = (3264,2+5537,4)•1,9•1,2•1,4=28094,71 руб.

Коэффициент учета инфляции Ки в 2007 году равен 1,4 (п. 1.3., стр. 16).

Ответ:

За 2007 год плата автотранспортного предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников составит 28094,71 руб.

Контрольные вопросы по разделу

  1.  Как определяется плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников ?
  2.  Какие характеристики автомобильного парка определяют размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ?
  3.  Каковы сложности практического применения методики определения платы за выбросы в атмосферу от передвижных источников ?

2.3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

2.3.1. Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты подразделяется на:

  •  плату за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов (ПДС);
  •  плату за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных сбросов (ВСС), устанавливаемых на период достижения ПДС);
  •  плату за сверхлимитные сбросы.

2.3.2. Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Пн вод = Снi вод • Мi вод   (11)

при Мi вод ≤ Мнi вод, где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);

Снi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов (руб.);

Мi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т).

Снi вод = Нбнi вод • Кэ вод • Ки  (12), где:

Нбнi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.), (приложение 2);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта (приложение 4, табл.2);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.3.3. Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Пл вод = Слi вод • (Мi вод - Мнi вод)   (13)

при Мнi вод < Мi вод ≤ Млi вод, где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Пл вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Мi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi вод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi вод • Кэ вод • Ки   (14), где:

Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (приложение 2);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта (приложение 4, табл.2);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.3.4. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Псл вод = 5 Слi вод • (Мi вод - Млi вод)   (15)

при Мi вод > Млi вод, где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Псл вод - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.);

Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Мi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);

Млi вод - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi вод • Кэ вод • Ки  (14), где:

Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.),  (приложение 2);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта (приложение 4, табл.2);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.3.5. Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:

П вод = Пн вод + Пл вод + Псл вод   (16)

Пример расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностный водный объект

Задача:

Определить плату промышленного предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект за 2007 год.

Исходные данные:

В 2007 году промышленное предприятие, расположенное в Ленинградской области (бассейн р. Невы), осуществляло сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект в объемах и показателях, представленных в таблице 4. Для предприятия имеются установленные нормативные показатели сброса.

Таблица 4

Нормативные и фактические значения сбросов

загрязняющих веществ

Годовые значения сброса, кг.

Аммиак

Марганец

Метанол

Фенол

Установленный для предприятия предельно допустимый сброс (ПДС)

220

155

260

55

Установленный для предприятия лимит на временно согласованный сброс (ВСС)

280

170

300

60

Фактический сброс предприятия

315,7

223,2

320,4

69,8

Решение:

1. В соответствии с исходными данными Мi вод Мнi вод, следовательно формула (11) Пн вод = Снi вод • Мi вод  принимает вид

Пн вод = Снi вод • Мнi вод = 5510•1,51•1,4•0,22+27548•2,114•

•0,155+2755•2,114•0,26+275481•2,114•0,055= 45133,68 руб.

Коэффициент учета инфляции Ки в 2007 году равен 1,4 (п. 1.3., стр. 16).

2. Мi вод Млi вод, следовательно формула (13)

Пл вод = Слi вод • (Мi вод - Мнi вод) принимает вид

Пл вод = Слi вод • (Млi вод - Мнi вод) =

=27550•2,114•(0,28-0,22)+137740•2,114•0,015+13775•2,114•0,04+

+1377405•2,114•0,005=23586,16 руб.

3. В соответствии с формулой (15) Псл вод = 5Слi вод•

• (Мi вод-Млi вод), Псл вод = 5 [27550•2,114•(0,3157-0,28)+

+137740•2,114•0,0532+13775•2,114•0,0204+1377405•2,114•0,0098] =  =233500,6 руб.

4. В соответствии с формулой (16) П вод = Пн вод + Пл вод + Псл вод,

П вод = 45133,68+23586,16+233500,6 = 302220,44 руб.

Ответ:

За 2007 год плата промышленного предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект составит 302220,44 руб.

Контрольные вопросы по разделу

  1.  На каких нормативных показателях сброса основана методика определения платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты ?
  2.  С какой целью при определении платы за сбросы используется коэффициент экологической ситуации и экологической значимости водного объекта ?
  3.  В каком случае при определении платы за сбросы применяется пятикратный повышающий коэффициент ?

2.4. Расчет платы за размещение отходов

2.4.1. Плата за размещение отходов подразделяется на:

  •  плату за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов;
  •  плату за сверхлимитное размещение отходов.

2.4.2. Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.

Пл отх =Слi отх • Мi отх   (17)

при Мi отх ≤ Млi отх, где:

Пл отх - размер платы за размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб.м.);

i - вид отхода (i = 1, 2, 3, ..., n);

Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб.м);

Слi отх = Нблi отх • Кэ отх • Ки  (18), где:

Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.), (приложение 3);

Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе (приложение 4, табл.1);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.4.3. Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.

Псл отх = 5Слi отх • (Мi отх - Млi отх)   (19)

при Мi отх > Млi отх, где:

Псл отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.);

Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб. м);

Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб. м);

Слi отх = Нблi отх • Кэ отх • Ки  (18), где:

Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.), (приложение 3);

Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе (приложение 4, табл.1);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

2.4.4. Общая плата за размещение отходов определяется по формуле:

Потх = Пл отх + Псл отх   (20)

Пример расчета платы за размещение отходов

Задача:

Определить плату промышленного предприятия за размещение отходов, осуществленное в 2007 году.

Исходные данные:

В 2007 году промышленное предприятие, расположенное в Центральном экономическом районе Российской Федерации, осуществило размещение отходов производства в объемах и показателях, представленных в таблице 5. Размещение отходов производилось на территории предприятия, на площадке, оборудованной в соответствии с установленными требованиями. Для предприятия имеется установленный лимит на размещение отходов.

Таблица 5

Нормативное и фактическое размещение отходов

промышленным предприятием

Наименование отходов

Класс опасности

Годовой лимит на размещение, тонн

Фактический годовой объем размещения отходов, тонн

Ртутные лампы

I

10

16,351

Отработанный электролит

II

20

23

Отработанные масла

III

40

47

Песок, загрязненный бензином

IV

50

55

Мусор от бытовых помещений (категория «прочие» в приложении 3)

V

170

210

Решение:

1. Мi отх Млi отх, следовательно формула (17)

Пл отх =Слi отх • Мi отх  примет вид  Пл отх = Слi отх • Млi отх = =1739,2•1,6•1,4•0,3•10+745,4•0,672•20+497•0,672•40+248,4•0,672•50+

+8•0,672•170=44325,12 руб.

Коэффициент учета инфляции Ки в 2007 году равен 1,4 (п. 1.3., стр. 16).

2. В соответствии с формулой (19) Псл отх = 5Слi отх•(Мi отх –

– Млi отх), Псл отх = 5 [1739,2•0,672•(16,351-10)+745,4•

• 0,672•3+497• 0,672•7+248,4•0,672•5+8•0,672•40] = 61564,8 руб.

3. В соответствии с формулой (20) Потх = Пл отх + Псл отх,

Потх = 44325,12 + 61564,8 = 105889,92 руб.

Ответ:

За 2007 год плата промышленного предприятия за размещение отходов составит 105889,92 руб.

Контрольные вопросы по разделу

  1.  На каких нормативных показателях основана методика определения платы за размещение отходов ?
  2.  В чем отличие базовых нормативов платы за выбросы в атмосферу от базовых нормативов платы за размещение отходов ?
  3.  С какой целью при определении платы за размещение отходов применяется коэффициент учета инфляции ?

2.5. Требования к оформлению отчета о выполненном задании

Отчет о выполненном задании должен быть оформлен в соответствии с приведенной ниже формой.

Форма отчета о выполненном задании

Фамилия, инициалы исполнителя:_____________________

Факультет, курс, группа, подгруппа исполнителя:_____________________

Номер варианта исходных данных:_____________________

Дата выполнения задания:_____________________

Тема практического занятия:______________________________________

Задание:________________________________________________________

Исходные данные:_______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Решение:_______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Ответ:_________________________________________________________

Результат оценки выполненного задания преподавателем:_____________

Решение должно быть изложено с соблюдением алгоритма методики,  с приведением расчетных формул, численных расчетов, промежуточных результатов, размерностей величин.

Ответ должен в полном объеме отражать результаты решения, содержать размерность величин.

Приложение 1

НОРМАТИВЫ

ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Извлечения из приложения № 1 к постановлению Правительства РФ

от 12 июня 2003 г. № 344

(в ред. постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410)

      

№№

Наименование загрязняющих

веществ

Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ (рублей)

В пределах установленных допустимых нормативов выбросов

В пределах установленных лимитов выбросов

1

Азота диоксид

52

260

2

Азота оксид

35

175

3

Акролеин

68

340

4

Алюминий оксид

(в пересчете на алюминий)

205

1025

5

Аммиак

52

260

6

Аммиачная селитра

7,5

37,5

7

Ангидрид серный (серы триоксид), ангидрид сернистый (серы диоксид), кислота серная

21

105

8

Ангидрид уксусный

68

340

9

Ангидрид фосфорный

41

205

10

Ацетон

6,2

31

11

Барий и его соли

(в пересчете на барий)

513

2565

12

Бенз(а)пирен

2049801

10249005

13

Бензин (нефтяной,

малосернистый в пересчете на углерод)

1,2

6

14

Бензин сланцевый (в пересчете на углерод)

41

205

15

Бензол

21

105

16

Бутил хлористый

30

150

17

Бром

52

260

18

Ванадия пятиоксид

1025

5125

19

Взвешенные твердые вещества (нетоксичные соединения, не содержащие полициклических ароматических углеводородов, металлов и их солей, диоксида кремния)

13,7

68,5

20

Водород фосфористый

(фосфорин)

2050

10250

21

Водород хлористый

(соляная кислота)

11,2

56

22

Водород цианистый

(водорода цианид, синильная кислота)

205

1025

23

Гексан

0,05

0,25

24

Диоксан (диокись этилена)

30

150

25

Диметиламин

410

2050

26

Дихлорпропан

22

110

27

Диэтиламин

41

205

28

Диэтилбензол

21

105

29

Диэтилртуть (в пересчете

на ртуть)

6833

34165

30

Железа оксиды (в пересчете на железо)

52

260

31

Железа трихлорид

(в пересчете на железо)

513

2565

32

Железа сульфат (в пересчете на железо)

293

1465

33

Золы углей: подмосковного,

печорского, кузнецкого,

экибастузского, марки Б1

бабаевского и тюльганского

месторождений

7

35

34

Золы прочих углей

103

515

35

Зола сланцевая

21

105

36

Изопрен

52

260

37

Кадмий оксид, кадмий

сульфат (в пересчете на кадмий)

6833

34165

38

Кальция оксид

7,5

37,5

39

Керосин

2,5

12,5

40

Кислота азотная

13,7

68,5

41

Кислота акриловая

52

260

42

Кислота борная

103

515

43

Кремний диоксид

21

105

44

Кобальт металлический

2050

10250

45

Кобальта оксид

2050

10250

46

Магний оксид

21

105

47

Марганец и его

неорганические соединения

(в пересчете на диоксид

марганца)

2050

10250

48

Меди сульфат хлорид

(в пересчете на медь)

2050

10250

49

Медь (оксид меди, в пересчете на медь)

1025

5125

50

Мышьяк и его

неорганические соединения

683

3415

51

Метил хлористый (метила хлорид)

35

175

52

Метан, в том числе в составе

нефтяного (попутного) газа,

сжигаемого факельными установками

50

250

53

Натрия оксид

205

1025

54

Натрия карбонат (сода кальцинированная)

52

260

55

Нафталин

683

3415

56

Никель металлический

2050

10250

57

Никеля оксид (в пересчете

на никель)

2050

10250

58

Нитробензол

257

1285

59

Озон

68,3

341,5

60

Олова хлорид (в пересчете на олово)

41

205

61

Пентан

0,08

0,4

62

Пропилен

0,6

3

63

Пропилена окись

26

130

64

Пыль древесная

13,7

68,5

65

Пыль извести и гипса

13,7

68,5

66

Пыль каменноугольная

13,7

68,5

67

Пыль коксовая и агломерационная

41

205

68

Пыль лубяная, хлопчатобумажная, хлопковая, льняная

41

205

69

Пыль неорганическая,

содержащая диоксид

кремния в процентах:

70

выше 70 процентов

(динас и др.)

41

205

71

70 - 20 процентов (цемент,

оливин, апатит, глина,

шамот каолиновый)

21

105

72

ниже 20 процентов

(доломит, слюда, тальк и др.)

13,7

68,5

73

Пыль стекловолокна

35

175

74

Пыль стеклопластика

35

175

75

Пыль цементных производств

103

515

76

Соединения ртути (в пересчете на ртуть)

6833

34165

77

Ртуть металлическая

6833

34165

78

Сажа

80

400

79

Свинец сернистый

(в пересчете на свинец)

1206

6030

80

Свинец и его соединения,

кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)

6833

34165

81

Сероводород

257

1285

82

Сероуглерод

410

2050

83

Синтетические моющие

средства

205

1025

84

Скипидар

2,5

12,5

85

Спирт бутиловый (бутанол)

21

105

86

Спирт метиловый (метанол)

5

25

87

Спирт этиловый (этанол)

0,4

2

88

Стирол

1025

5125

89

Тетраэтилсвинец

51245

256225

90

Титана диоксид

5

25

91

Толуол

3,7

18,5

92

Трихлорметан (хлороформ)

68

340

93

Трихлорбензол

257

1285

94

Уайт-спирит

2,5

12,5

95

Углерода окись

(углерода оксид)

0,6

3

96

Углерод

четыреххлористый

3,7

18,5

97

Фенол

683

3415

98

Формальдегид

683

3415

99

Фосген

683

3415

100

Хлор

68

340

101

Хлорбензол

21

105

102

Хром (Cr6+)

1366

6830

103

Циклогексан

1,2

6

104

Циклопентан

21

105

105

Цинка оксид (цинка окись)

41

205

106

Этилбензол

103

515

107

Этилена окись

68

340

108

Вулканизационные газы шинного производства

1025

5125

109

Калий нитрат

68

340

110

Кальций гидрооксид,

кальций нитрат

68

340

111

Кобальт (соли кобальта

в пересчете на кобальт)

2050

10250

112

Пыль выбросов табачных

фабрик (в пересчете на никотин)

5125

25625

113

Пыль синтетической кожи

205

1025

Приложение 2

НОРМАТИВЫ

ПЛАТЫ ЗА СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Извлечения из приложения № 1 к постановлению Правительства РФ

от 12 июня 2003 г. № 344

(в ред. постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410)

№№

Наименование загрязняющих

веществ

Нормативы платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ (рублей)

в пределах установленных допустимых нормативов сбросов

в пределах

установленных лимитов сбросов

1

Алюминий (Аl3+)

6887

34435

2

Аммиак (по азоту)

5510

27550

3

Анилин (аминобензол)

2754809

13774045

4

Ацетон

5510

27550

5

Бензол

552

2760

6

Бор (по В3+)

16205

81025

7

Бор (по В3+, для морских

водоемов)

27

135

8

Висмут

2755

13775

9

Ванадий

275481

1377405

10

Взвешенные вещества

366

1830

11

Вольфрам (W6+)

344352

1721750

12

Гидразингидрат

918330

4591650

13

Глицерин

276

1380

14

Железо (Fe) (все растворимые

в воде формы)

2755

13775

15

Изопрен

27548

137740

16

Кадмий

55096

275480

17

Калий (К+)

6,2

31

18

Кальций (Са2+)

1,2

6

19

Капролактам

27548

137740

20

Ксилол (смесь изомеров)

5510

27550

21

Кобальт (Со2+)

27548

137740

22

Латекс БС-85М

552

2760

23

Латекс СКН-40ИХМ

2755

13775

24

Лимонная кислота

276

1380

25

Магний (Mg) (все растворимые

в воде формы)

6,9

34,5

26

Марганец (Мn2+)

27548

137740

27

Масло соляровое

27548

137740

28

Медь (Сu2+)

275481

1377405

29

Метанол

2755

13775

30

Моноэтаноламин

27548

137740

31

Молибден (Мо6+)

229568

1147840

32

Мышьяк

5510

27550

33

Натрий (Na+)

2,5

12,5

34

Нефть и нефтепродукты

5510

27550

35

Нефтяной сульфанат натрия

2755

13775

36

Никель (Ni2+)

27548

137740

37

Олово и его соли (по Sn)

2460

12300

38

Пиридин

27548

137740

39

Роданиды (по СNS-)

2755

13775

40

Ртуть (Hg2+)

27548091

137740455

41

Рубидий (Pb+)

2755

13775

42

Свинец (Рb) (все растворимые в воде формы)

45913

229565

43

Селен (Se) (все растворимые в воде формы)

137740

688700

44

Скипидар

1378

6890

45

Стирол

2755

13775

46

Сероуглерод

276

1380

47

Сульфат-анион (сульфаты)

2,8

14

48

Сульфид-анион (сульфиды)

55096

275480

49

Сульфит-анион (сульфиты)

145

725

50

Сурьма

5510

27550

51

Танниды

27,5

137,5

52

Тетраэтилсвинец

27548091

137740455

53

Толуол

552

2760

54

Трилон-Б

552

2760

55

Фенол

275481

1377405

56

Фосфаты (по Р)

1378

6890

57

Формальдегид

2755

13775

58

Фосфор треххлористый

2755

13775

59

Фосфор пятихлористый

2755

13775

60

Фтор (F-)

368

1840

61

Хлор свободный (хлор

активный) (Сl-)

27548091

137740455

62

Хлориды (Сl-)

0,9

4,5

63

Хром (Сr3+)

3935

19675

64

Хром (Сr6+)

13774

68870

65

Цинк (Zn2+)

27548

137740

66

Цезий (Cz+)

276

1380

67

Цианиды

5510

27550

68

Этиленгликоль

1102

5510

69

Пестициды (по действующим

веществам):

70

Бентазон

196

980

71

Глифосфат

275481

1377405

72

Десметрин

550962

2754810

73

Дельта-Метрин

1377404560

6887022800

74

Малатион

27548091

137740455

75

Металаксил

27548

137740

76

Молинат

393545

1967725

77

Нитрафен

3061

15305

78

Перметрин

16204759

81023795

79

Трихлорацетат натрия

7871

39355

80

Трифлуралин

918270

4591350

81

Фенфалерат

2295674267

11478371335

82

Хлоридазон

27548

137740

83

Хлорпирифос

27548091

137740455

84

Циперметрин

2754809120

13774045600

85

Эндосульфан

11977431

59887155

86

Стронций (Sr) (все растворимые в воде формы)

689

3445

Приложение 3

НОРМАТИВЫ

ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Извлечения из приложения № 1 к постановлению Правительства РФ

от 12 июня 2003 г. № 344

(в ред. постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410)

Вид отходов

(по классам опасности для окружающей среды)

Единица измерения

Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов,

рублей

1

Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)

тонна

1739,2

2

Отходы II класса опасности (высокоопасные)

тонна

745,4

3

Отходы III класса

опасности (умеренно

опасные)

тонна

497

4

Отходы IV класса опасности (малоопасные)

тонна

248,4

5

Отходы V класса опасности (практически неопасные):

добывающей промышленности

тонна

0,4

перерабатывающей

промышленности

тонна

15

прочие

тонна

8

Примечание к приложению 3:

Класс опасности отхода - характеристика отходов, отражающая их потенциальную опасность для окружающей среды и человека (РД 09-255-99).

Приложение 4

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферы, почв, поверхностных водных объектов

Таблица 1

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы

(состояние атмосферного воздуха и почв), по территориям экономических районов Российской Федерации

Извлечения из приложения № 2 к постановлению Правительства РФ

от 12 июня 2003 г. № 344

Экономические районы

Российской Федерации

Значение коэффициента

для атмосферного воздуха <*>

для почв <**>

Северный

1,4

1,4

Северо-Западный

1,5

1,3

Центральный

1,9

1,6

Волго-Вятский

1,1

1,5

Центрально-Черноземный

1,5

2

Поволжский

1,9

1,9

Северо-Кавказский

1,6

1,9

Уральский

2

1,7

Западно-Сибирский

1,2

1,2

Восточно-Сибирский

1,4

1,1

Дальневосточный

1

1,1

Калининградская область

1,5

1,3

<*> Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

<**> Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

Таблица 2

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы

(состояние поверхностных водных объектов), по бассейнам

морей и рек

Извлечения из приложения № 2 к постановлению Правительства РФ

от 12 июня 2003 г. № 344

Бассейны морей и рек

Значение коэффициента

Бассейн Балтийского моря

Бассейн р. Невы

Республика Карелия

1,13

Ленинградская область

1,51

Новгородская область

1,14

Псковская область

1,12

Тверская область

1,08

Город Санкт-Петербург

1,51

Прочие реки бассейна Балтийского моря

1,04

Бассейн Каспийского моря

Бассейн р. Волги

Республика Башкортостан

1,12

Республика Калмыкия

1,3

Республика Марий Эл

1,11

Республика Мордовия

1,11

Республика Татарстан

1,35

Удмуртская Республика

1,1

Чувашская Республика

1,11

Астраханская область

1,31

Владимирская область

1,17

Волгоградская область

1,32

Вологодская область

1,14

Ивановская область

1,17

Калужская область

1,17

Кировская область

1,11

Костромская область

1,17

Московская область

1,2

Нижегородская область

1,14

Новгородская область

1,06

Оренбургская область

1,09

Орловская область

1,17

Пензенская область

1,31

Пермская область

1,13

Рязанская область

1,17

Самарская область

1,36

Саратовская область

1,32

Свердловская область

1,1

Смоленская область

1,16

Тамбовская область

1,09

Тверская область

1,17

Тульская область

1,19

Ульяновская область

1,31

Челябинская область

1,1

Ярославская область

1,19

Город Москва

1,41

Коми-Пермяцкий автономный округ

1,06

Бассейн р. Терек

Республика Дагестан

1,11

Республика Ингушетия

1,48

Кабардино-Балкарская Республика

1,11

Республика Калмыкия

1,11

Республика Северная Осетия - Алания

1,12

Чеченская Республика

1,48

Бассейн р. Урал

Республика Башкортостан

1,14

Оренбургская область

1,45

Челябинская область

1,2

Прочие реки бассейна

Каспийского моря

1,06

Бассейн Азовского моря

Бассейн р. Дон

Ставропольский край

1,26

Белгородская область

1,15

Волгоградская область

1,07

Воронежская область

1,15

Курская область

1,11

Липецкая область

1,2

Орловская область

1,11

Пензенская область

1,07

Ростовская область

1,56

Саратовская область

1,07

Тамбовская область

1,12

Тульская область

1,14

Бассейн р. Кубани

Республика Адыгея

2

Карачаево-Черкесская Республика

1,53

Краснодарский край

2,2

Ставропольский край

1,53

Прочие реки бассейна Азовского моря

1,15

Бассейн Черного моря

 Бассейн р. Днепр

Белгородская область

1,05

Брянская область

1,3

Калужская область

1,12

Курская область

1,14

Смоленская область

1,33

Прочие реки бассейна Черного моря

1,2

Бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов

 Бассейн р. Печоры

Республика Коми

1,17

Архангельская область

1,34

Ненецкий автономный округ

1,1

Бассейн р. Северной Двины

Республика Коми

1,1

Архангельская область

1,36

Вологодская область

1,14

Кировская область

1,02

 Бассейн р. Оби

Республика Алтай

1,04

Республика Хакасия

1,03

Алтайский край

1,04

Красноярский край

1,03

Кемеровская область

1,16

Курганская область

1,05

Новосибирская область

1,08

Омская область  

1,1

Свердловская область

1,18

Томская область

1,03

Тюменская область

1,04

Челябинская область

1,13

Ханты-Мансийский автономный округ

1,04

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,03

Бассейн р. Енисей

Республика Бурятия

1,36

Республика Тыва

1,02

Красноярский край

1,17

Иркутская область

1,36

Агинский Бурятский автономный округ

1,1

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

1,17

Усть-Ордынский Бурятский Автономный округ

1,1

Эвенкийский автономный округ

1,02

Бассейн р. Лены

Республика Бурятия

1,24

Республика Саха (Якутия)

1,22

Хабаровский край

1,02

Амурская область

1,01

Иркутская область

1,14

 Бассейн р. Амур

Приморский край

1,04

Хабаровский край

1,27

Амурская область

1,05

Читинская область

1,05

Еврейская автономная область

1,05

Прочие реки бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов

1

Приложение 5

Перспективы Развития Методики определения платы за загрязнение окружающей                       природной среды

В целях укрепления стимулирующей и компенсационной функций экологических платежей в условиях растущих техногенных нагрузок на компоненты окружающей природной среды, рассматривается развитие методики определения платы за загрязнение окружающей природной среды (далее – Методика) в направлении отмены временных лимитов на выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты.

В приведенных примерах расчета платы это нормативы временно согласованного выброса (ВСВ) и временно согласованного сброса (ВСС).

В настоящее время, в соответствии с действующим природоохранным законодательством, природопользователям разрешается в течении установленного периода времени осуществлять загрязнение окружающей среды с превышением допустимых нормативов выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) при наличии согласованного плана природоохранных мероприятий, направленных на достижение показателей ПДВ и ПДС (НДС).

Повышающие коэффициенты платы вводятся при превышении временных лимитов в соответствии с формулами (5) и (15) Методики. В указанных формулах применяется пятикратный повышающий коэффициент (к=5).

Возможность превышать предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов с исчислением платы без повышающих коэффициентов является смягчением финансовых обременений для природопользователей, допускающих несоблюдение установленных нормативов ПДВ и ПДС и, соответственно, превышающих допустимый уровень негативного воздействия на население и природные объекты.

Анализ экологической и финансово-экономической эффективности практики использования временных лимитов показал, что отмена временных лимитов и введение повышающих коэффициентов платы при превышении нормативов ПДВ и ПДС, наряду с поэтапным увеличением повышающих коэффициентов платы с течением времени, усилит позицию государства по отношению к природопользователям, загрязняющим окружающую среду сверх установленных допустимых нормативов, а также повысит экологическую ответственность природопользователей и усилит стимулы внедрения экологически безопасных технологий.

В большей степени потенциал развития в направлении отмены временных лимитов имеют водные экологические платежи. Так, анализ эффективности данных платежей показал, что вносимая природопользователями плата в ряде случаев не возмещает потерь государства, связанных с загрязнением водных объектов.

В целях недопущения данной ситуации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению качества сточных вод». Данным проектом предусматривается внесение в Методику ряда изменений, основным из которых является следующее.

Плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты сверх нормативов допустимых сбросов (ПДС) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных нормативов допустимых сбросов на величину превышения фактической массы сбросов над утвержденными нормативами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на двадцатипятикратный повышающий коэффициент (к=25). С 01.01.2014 двадцатипятикратный коэффициент предполагается заменить на стосорокакратный (к=140).

Таким образом, планируется отменить временно установленные лимиты на сброс загрязняющих веществ (ВСС) и нормативы платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов сбросов. Соответственно будет исключен 4-й столбец таблицы в приложении 2 к Методике.

В таком случае при определении платы за загрязнение водного объекта, когда фактический сброс предприятия превышает нормативный   (Мi вод ≥ Мнi вод), раздел 2.3. Методики примет вид:

1)  Пн вод = Снi вод • Мнi вод ,   (руб.);

2)  Псн вод = 140Снi вод • (Мi вод - Мнi вод) ,   (руб.);

3)  П вод = Пн вод + Псн вод ,   (руб.). 

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);

Снi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов (руб.);

Мi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т).

Снi вод = Нбнi вод • Кэ вод • Ки  , где:

Нбнi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.), (приложение 2);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта (приложение 4, табл.2);

Ки – коэффициент учета инфляции (п. 1.3., стр. 17).

Перечень рекомендуемой литературы

  1.  Буров В.Н., Малинников В.А. Экология. Среда-человек-природные ресурсы-безопасность-право-стратегия. М.: МИИГАиК, 2008. -220 с.
  2.  Буров В.Н. Экология природопользования: Учебное пособие. Изд. 2-е переработанное и дополненное. –М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. -154 с.
  3.  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  4.  Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р).
  5.  Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
  6.  Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферных воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
  7.  Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993, ред. от 15.02.2000).
  8.  Распоряжение Мэра Москвы от 22.06.1993 № 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы".
  9.  Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
  10.  Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
  11.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  12.  Проект № 216152-3 Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68367. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ПОДХОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЕВ 295.5 KB
  С самого начала на экономические и политические реформы в России заметно влияли проблемы возникающие благодаря этническим и религиозным различиям населения. России все еще предстоит найти модель федерации в которой права народов на самоопределение осуществлялись бы без вызова ее целостности...
68368. Русь и Орда. Ордынское иго и его последствия для Руси 30.5 KB
  Впоследствии все кочевые народы с которыми Русь вела борьбу стали называть монголо-татарами. Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство и охота. В 1219-1221 годах под ударами монголо-татар пало государство Хорезмшахов в Средней Азии победоносными походами...
68369. Русь и Орда. Славяне и тюрки 31 KB
  Правильность этого похода доказала победа на Куликовом поле Тюрки Поскольку границы Тюркского каганата в конце VI в. Тюрки не только играли роль посредников но и одновременно развивали собственную культуру которую они считали возможным противопоставить культуре и Китая и Ирана и Византии и Индии.
68370. Русско-молдавские связи. Присоединение Левобережья Днестра и Бессарабии. Новороссия и ее развитие 33.5 KB
  С 10 века территория Молдавии принадлежала Киевской Руси. Русь оказывала помощь Молдавии от нападения литовских войск. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году господари Молдавии стали обмениваться с Москвой посольствами поступали просьбы принять Молдавию в подданство по подобию Украины.
68371. Русская Америка: система управления РАК, основные направления деятельности, причины упадка 31.5 KB
  В конце XVIII в. большинство купцов на Дальнем Востоке пришло к выводу о необходимости перейти от соперничества к союзу для совместного промысла в северной части Тихого океана. К этому их толкали не только материальные трудности, но и появление многочисленных иностранных конкурентов.
68372. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией 109 KB
  В прошлом во 161м году мая 25 по указу великого государя 450 царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера...
68373. Сделать Сибирь и Дальний Восток русскими 86.5 KB
  Расширение империи на восток не ограничивалось только военно-политической экспансией, это был еще и сложный процесс превращения Сибири и Дальнего Востока в Россию. С установлением новых государственных границ имперская политика не завершается, а только начинается...
68374. Управление имущественными комплексами организаций и предприятий 184 KB
  Положением предусмотрено: организация при принятии объекта к бухгалтерскому учету определяет срок полезного использования его. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии...
68375. Понятие, цели и принципы оценки недвижимости 220.5 KB
  Основные этапы процесса оценки недвижимости Основные формы регулирования оценочной деятельности Методы оценки недвижимости Оценка инвестиционной привлекательности объекта недвижимости Понятие цели и принципы оценки недвижимости Теоретической основой процесса оценки является система оценочных принципов.