64098

Предметы такелажного оборудования (гаки, рымы, обухи, блоки, талрепы)

Дипломная

Логистика и транспорт

На современных судах изготавливаются обычно из стального троса а иногда из такелажных цепей. Разрывная прочность троса R кгс определяется минимальным усилием растяжения при котором трос начинает разрушаться рваться.

Русский

2014-06-30

2.76 MB

32 чел.

Содержание

  1.  Основные материалы и предметы такелажного оборудования судов.
  2.  Виды тросов, их назначение, использование, эксплуатационные характеристики.
  3.  Предметы такелажного оборудования (гаки, рымы, обухи, блоки, талрепы). Их разновидности и использование.
  4.  Основные ведомости про гордени и тали (их виды, устройство, преимущества в силе)
  5.  Уход за такелажным оборудованием судов и правила техники безопасности при работе с такелажным оборудованием.

Основные материалы и предметы такелажного оборудования судов

Такелажные работы (англ. knotting and splicing ) – работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на строящихся и ремонтируемых судах, а также оснащением их шкиперским снабжением.

Такелаж (нидерл. Takelage ( от takel – оснастка )) – общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий – для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.

Для стоячего такелажа употребляются: на больших судах преимущественно стальной и железный трос, снаружи оцинкованный, как наиболее прочный и долго служащий; на небольших иногда берут еще смоленые, пеньковые или синтетические тросы. В некоторых частях стоячего такелажа употребляются цепи (напр. цепной борг – на котором висит нижний рей) – с короткими звеньями без распорок, для большей их гибкости.

Такелажные работы включают изготовление огонов и сплесеней, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов, изготовление различных предметов из парусины. Выполняются при помощи такелажного инструмента – сваек, драйков, мушкелей, полумушкелей, лопаток, гардаманов, зубил.

Основной объем такелажных работ производится на судостроительных и судоремонтных заводах в период монтажа судовых устройств (грузовых, якорных, рулевого, шлюпочных, швартовных, буксировочных, леерного, тентового, сигнальных). В судовых условиях выполняют мелкий ремонт и переоснастку такелажа.

В морской практике такелажными работами также называются работы по подъему и перемещению такелажных грузов грузоподъемными машинами на судостроительных заводах и в портах. Из подъемных приспособлений и механизмов для подъема относительно легких грузов наиболее распространены лебедки, шпили, тали, гордени, гини, а так же различные грузозахватывающие  устройства и приспособления.

Такелаж – все снасти на судне, служащие для крепления рангоута, управления парусами, подъема и спуска грузов, подъема сигналов. Различают стоячий и бегучий такелаж.

Стоячий такелаж закреплен неподвижно и предназначен для удержания рангоута в нужном положении. На современных судах изготавливаются обычно из стального троса, а иногда из такелажных цепей. К стоячему такелажу относятся:

- штаги – располагающиеся в диаметральной плоскости судна и удерживающие мачты и стеньги спереди, в отличие от контр-штагов или ахтер-штагов, удерживающих рангоут сзади к корме;

- ванты, бак-штаги и стень-фордуны – удерживают рангоут (мачты, стеньги) с боков и несколько сзади.

Каждая снасть стоячего такелажа носит свое название с приставкой того рангоута, который она удерживает, например, форстень-штаг, грот-ванты и т.п.

Стоячий такелаж рангоута обтягивается втугую талрепами.

Бегучий такелаж служит для изменения положения рангоута и парусов, подъема и спуска тяжестей, сигналов и для других целей; выделываются из гибкого оцинкованного стального, растительного, либо комбинированного тросов. К такому такелажу относятся:

- фалы служат для подъема мачты, реи либо гафели парусов или флагов и сигнальных знаков;

- оттяжки предназначены для разворота и удержания грузовой стрелы в горизонтальном направлении;

- топенант служит для изменения положения грузовой стрелы в вертикальном направлении, т. е. для придания ей необходимого угла наклона. С помощью топенанта нок грузовой стрелы поднимается на нужную рабочую высоту, на которой удерживается затем специальным грузовым цепным стопором.;

- топрик – трос, соединяющий ноки пары грузовых стрел, работающих “на телефон”; также называют трос, соединяющий головы шлюпбалок.

Виды тросов, их назначение, использование, эксплуатационные характеристики

Общие сведения. На судах морского флота используют растительные, стальные, комбинированные и синтетические тросы. Основными эксплуатационными характеристиками тросов являются их прочность (разрывная и рабочая), эластичность, гибкость и масса, а также устойчивость к воздействию внешних факторов – воды, микроорганизмов, химических веществ, солнца и т. п.

Разрывная прочность троса R (кгс) определяется минимальным усилием растяжения, при котором трос начинает разрушаться (рваться). В судовых условиях такую прочность можно рассчитать по эмпирической формуле

                                                                      

R = kC2

где k – коэффициент прочности (табл. 1);

      C – окружность троса, мм.

Рабочей прочностью троса называется максимальная нагрузка, при которой трос способен работать в конкретных условиях в течение длительного времени. В практике рабочая прочность троса принимается равной в зависимости от условий эксплуатации и назначения троса, от 1/6 до 1/10, а для подъемных машин (стальной трос) – до 1/20 разрывной прочности.

Наименование троса

Коэффициент прочности k

Пеньковый смоленый тросовой работы

0,50

Пеньковый белый тросовой работы

0,60

Манильский

0,50

Сизальский, нормальной прочности

0,37

Стальной гибкий, кроме тросов окружностью 150, 180 и 205 мм

4,00

Стальной гибкий, окружностью 150, 180 и 205 мм

3,3

Стальной полужесткий окружностью 175 и 205 мм

5,5

Стальной жесткий

4,8

Капроновый

1,3

Эластичностью, или упругостью троса называют его способность удлиняться под нагрузкой и возвращаться к первоначальному состоянию без остаточных деформаций после снятия нагрузки. Эластичность сохраняется в тросах при относительно небольших нагрузках по сравнению с его разрывной прочностью. При значительных же нагрузках, даже после их снятия, у тросов остается определенное удлинение – остаточная деформация, которая снижает прочность троса. В этой связи для троса устанавливается максимальная рабочая нагрузка, в большинстве случаев не превышающая 1/6 разрывной прочности.

Растительные тросы (рис. 1) изготавливают из волокон стеблей, листьев или коры. На судах морского флота применяют растительные тросы – пеньковые (из волокна конопли), манильские (из волокна прядильного банана), сизальские (из волокон листьев агавы).

Рис. 1. Структура растительных тросов:

1 – каболка; 2 – прядь; 3 – трос тросовой работы; 4 – трос кабельной работы; 5 – трос трехпрядный; 6 – трос четырехпрядный с сердечником; 7 – стрендь; 8 – волокна

Для изготовления троса волокна свивают в нити (по часовой стрелке – слева направо), называемые каболками. Из нескольких каболок свивают в прядь (справо налево). Свивая между собой три и более прядей (слева направо), получают так называемый трос тросовой работы прямого спуска; трос тросовой работы обратного спуска свивают в обратном порядке. Если свить между собой несколько тросов тросовой работы (каждый из которых в этом случае называют стрендью), то получают трос кабельной работы, прочность которого ниже на 25% троса тросовой работы той же толщины, но он более эластичен и лучше просыхает.

В технической терминологии тросы тросовой работы называют обыкновенными, а кабельные – отворотными.

Толщина растительных тросов измеряется по их окружности в миллиметрах. Тросы кабельные от 100 до 150 мм называют перлинями, от 150 – 350 мм – кабельтовами, а свыше 350 мм – канатами.

Растительные тросы окружностью 25 мм и менее называют линями. Пряди в лине принято называть нитями. Линь в две нити, изготовленный из низкосортной бородочной пеньки, называют шкимушкаром; он используется на тканье матов и другие такелажные работы. К линям специального назначения относятся льняные, плетеные шнуры, из которых изготавливают лотлини, лаглини, сигнальные фалы и др.

Пеньвовые тросы, изготовленные из непросмоленных каболок пеньки, называют бельными, а из просмоленных – смолеными. Просмолка троса делается для предохранения его от гниения.

 

Пеньковые тросы тросовой работы (обыкновенные) изготавливают бельными и смолеными, а кабельной работы (отворотные) – только смоленые. Смоленый трос слабее бельного примерно на 5%, а масса больше на 11-18%; срок его службы продолжительнее бельного. При нагрузке пеньковые тросы могут удлиняться на 8-10% без нарушения их прочности. Пеньковые бельные тросы тросовой работы рекомендуется использовать для изготовления бегучего такелажа шлюпок, лееров, стропов. Смоленые тросы тросовой работы применяют в качестве швартовов, а также для изготовления грузовых сеток.

Манильские тросы, как правило, выпускаются бельными; при нагрузке, равной половине разрывной, эти тросы могут удлиняться на 15-17%. Они намокают медленнее и потому длительное время не тонут в воде, не теряя эластичности и гибкости под давлением влаги. Манильские тросы применяются для бегучего такелажа, швартовов, грузовых шкентелей, буксиров, бросательных концов.

Сизальские тросы выпускают, как правило, также бельными. По прочности они уступают пеньковым и манильским. При разрывной нагрузке их относительное удлинение – около 20%. Такой трос плавает в воде, но легко впитывает ее. Сизальские тросы используют для изготовления лееров, швартовов, оттяжек и т.д.

Примерный срок службы растительного троса кабельной работы – три года, перлиней – два года, прочих тросов – около одного года.

Стальные тросы, используемые на судах морского флота, изготавливают из углеродистой, оцинкованной или неоцинкованной проволоки толщиной от 0,4 до 3,0 мм.

Стальные тросы состоят из прядей, которые образуются путем свивки проволок в один или несколько рядов вокруг одной центральной проволоки либо вокруг пенькового промасленного сердечника, предохраняющего прядь от ржавчины и обеспечивающего ей большую гибкость. Стальные тросы в зависимости от количества прядей в них бывают одинарной, двойной и тройной свивки. Тросы одинарной свивки состоят из одной пряди; двойной свивки – подобно растительным тросам тросовой работы состоят из нескольких прядей, чаще всего из шести, свитых вокруг одного общего сердечника (растительного или металлического); тройной свивки – из нескольких тросов двойной свивки, свитых между собой.

 

В зависимости от толщины проволоки и характера свивки стальные тросы могут быть жесткими и гибкими.

Жесткий трос выделывают из толстых проволок без сердечника или с одним органическим сердечником; это самый крепкий из стальных тросов; он употребляется для стоячего такелажа.

Гибкий трос – эластичный, его изготавливают из тонких проволок; каждая прядь имеет сердечник из растительных волокон; употребляют для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, тралов, подъемных устройств.

Толщина стального троса определяется по его диаметру. По требованию заказчика стальные тросы могут выпускаться бухтами любой длинны; обычная же длинна бухты стального троса – 250, 500, 750 м. Относительное удлинение стальных тросов невелико, не более 3%.

Преимущество стальных тросов перед растительными заключается в том, что они легче и тоньше, но быстрее портятся от крутых изгибов и менее гибкие.

Комбинированные тросы изготавливают из проволочных прядей, покрытых пеньковой пряжей. К ним относятся тросы типа “Геркулес”, которые применяют в качестве швартовов и буксиров.

Синтетические тросы свивают из нитей различных искусственных волокон: капрона, нейлона, лавсана, полипропилена и др. По своему внешнему виду и конструкции они напоминают растительные. В последнее время стали применять полипропиленовые плетеные тросы. Синтетические тросы легче, более эластичны и в 2 - 2,5 раза прочнее, чем пеньковые той же толщины; к тому же они не подвержены гниению, коррозии. К числу недостатков синтетических тросов следует отнести то, что при разрыве они подобно резине, сокращаются с большой силой, отлетают назад и создают большую опасность для людей, работающих с ними; при трении синтетические тросы способны накапливать заряд статического электричества, при разряде которого искрообразование может привести к порче троса, а так же к возникновению пожара.

Синтетические тросы применяют на морском флоте в качестве буксиров, швартовов и других случаях, когда может быть использована их высокая эластичность. Сравнительные данные стального, пенькового и капронового тросов приведены в табл. 2.

Наименование троса

Толщина троса, в мм, при одинаковом разрывном усилии, равном 16700 кгс

Масса 1 пог. М троса, кг

Относительное удлинение, %

Диаметр, мм

Длина по окружности, мм

Стальной

22,0

69,0

1,40

1 - 2

Пеньковый

63,7

200,0

3,43

12 - 15

Капроновый

33,4

105,0

0,66

20 - 25

Такелажные цепи – цепи, предназначенные для судового такелажа. Их звенья делают без контрфорсов из круглого железа, по диаметру которого определяется размер цепи. Бывают короткозвенные и длиннозвенные такелажные цепи; последние применяют, как правило, для стопоров у топенантов стрел.

Такелажная цепь примерно в три раза прочнее стального троса того же диаметра и в восемь раз прочнее пенькового. К ее недостаткам следует отнести большую массу и незначительную эластичность при натяжении, а также опасность разрыва при  низких температурах воздуха. Величину рабочего усилия P (кгс), допускаемого на такелажную цепь, можно приближенно определить по формуле:

                                                                       

P = 10d2

где d – диаметр круглого железа, мм.

Цепь, у которой износ венцов достиг 10% и более от первоначального диаметра, считается негодной.

Предметы такелажного оборудования. Их разновидности и использование

К средствам отакелаживания относятся гаки, блоки, скобы, обухи, рымы, зажимы, коуши, талрепы – приспособления и устройства, служащие для оснащения такелажа судна, присоединения такелажа к корпусу или рангоуту для обтягивания и работы с такелажем.

Гаки (рис. 2) – стальные крюки, верхняя часть которых называется обухом, средняя – спинкой, а выступающая часть – носком.

Рис. 2. Гаки:

а – простой; б – повернутый; в – вертлюжный; г – двойной вертлюжный;

д – грузовой; е – складной (храпцы); ж – глаголь-гак

Гаки бывают простые – плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка; повернутые – плоскости обуха и носка совпадают; складные (храпцы) – состоят из двух взаимно закрывающихся гаков; вертлюжные – обуха не имеют, а гак своей шейкой закреплен и свободно вращается в оковке блока, в кольце или в вертлюге; глаголь-гак – закрывающийся гак, при необходимости быстро и легко отдающий закрепленную на нем снасть или цепь. Допускаемое усилие P (кгс) на гак определяется приближенной формулой:

P = 0,6d2

где d – диаметр или меньшая ост спинки, мм.

Блоки (рис. 3). Блок состоит из корпуса, одного или нескольких щкивов с желобками для троса (кипами) и оси, называемой нагелем.

Рис. 3. Блоки:

а – деревянный; б – грузовой; в – металлический канифас-блок; 1 – щеки; 2 – оковка; 3 – подвеска; 4 – шкив; 5 – нагель; 6 – вкладыш; 7 – приспособление для крепления коренного конца троса; 8 – корпус; 9 – откидная часть; 10 – поворотный стопор откидной части

Для присоединения к корпусу судна, рангоуту и такелажу блок имеет подвеску, выполняемую в виде скобы, проушины или гака.

Блоки бывают деревянные, деревянные с оковкой и металлические. По числу шкивов различают одно-, двух-, трех-, и четырехшкивные. Типы блоков и их устройство показаны на рис 3.

Канифас-блок имеет откидную щеку, что позволяет закладывать снасть в блок ее средней частью (см. рис. 3, в).

Размер деревянных блоков определяют по длине щеки, металлических – по диаметру шкива, канифас-блоков – по длине оковки. Для подбора блока можно руководствоваться данными, приведенными в табл. 3.

                                                                                                                   Таблица 3

Для пенькового троса и деревянных блоков

Длина щеки

Для стального троса и металлических блоков

Диаметр шкива

Толстоходовой блок (толщина шкива увеличена по отношению к обыкновенному блоку)

2С*

Гибкий кабельной работы шестистрендный

Обыкновенный блок (у которого шкивы одинаковой толщины со щеками)

Гибкий восьмипрядный обыкновенного спуска

Тонкоходовой блок

Гибкий шестипрядный обыкновенного спуска

________________

* С – длина окружности троса в миллиметрах.

Скобы (рис. 4) состоят из спинки, лапок с проушинами и болта. Размер скобы определяется по диаметру ее спинки в миллиметрах. Скобы по своей конструкции бывают прямые и полукруглые, а по назначению – такелажные, зажимы (клипсы), швартовные, якорные и для подъема тяжеловесов.

Рис. 4. Скобы:

а – прямая; б – круглая; 1 – спинка; 2 – лапки; 3 – проушины; 4 – болт; в – зажим: 1 – седло; 2 – хомут; 3 – гайки

Обух (рис. 5) – металлическое кольцо или полукольцо, наглухо прикрепленное или приваренное к какой-либо части корпуса или рангоута и предназначенное для крепления такелажа.

Рым – металлическое кольцо, находящееся на обухе.

Допускаемое усилие P (кгс) приближенно можно определить по формулам: для прямой скобы P = 4,8d2 ; для полукруглой P = 4,0d2 ; для обуха P = 7,4d2; для рыма P = 3,0d2 (d – диаметр круглого железного обуха, рыма или скобы, мм).

                                                                   

Рис. 5. Обух и рым:

1 – обух; 2 – рым

Коуш (рис. 6) – удлиненное или круглое металлическое кольцо, либо треугольник с наружным желобком (кипом), вставляется в огон троса и служит для предохранения от перетирания и перелома при креплении троса к скобам и т. п.

Рис. 6. Коуши:

а – овальный; б – круглый; в – треугольный

Талрепы применяют для крепления и обтягивания снастей стоячего такелажа, штуртросов, лееров, найтовов шлюпок, палубных грузов и т.д. Простой талреп (рис. 7,а) основан из растительного троса, проведенного несколько раз между двумя рымами или коушами применяется при криплении небольших грузовых мест, в стоячем такелаже, шлюпок и т.п. Винтовой талреп (рис. 7, б, в) состоит из двух нарезных стержней, оканчивающихся гаками или скобами, и рамы; применяется для крепления и обтягивания снастей стоячего такелажа и для найтовки шлюпок и больших грузов.

Винтовые талрепы по конструкции бывают одинарные, двойные, открытые, закрытые и вертлюжные.

 

Рис. 7. Талрепы:

а – простой (тросовый); б – винтовой закрытый; в – винтовой открытый; 1 – стержни с нарезкой; 2 – рама

Основные ведомости про гордени и тали

Гордень (рис. 8, а) – трос, пропущенный через один неподвижный одношкивный блок. Используют его в тех случаях, когда целесообразно изменить тягу в более выгодном (удобном) направлении. При подъеме груза гордень выигрыша в силе не дает, более того, при его использовании проигрыш в силе равен величине силы трения в блоке.

Рис. 8. Гордень и тали:

а – гордень; б – риф-тали; в – хват-тали; г – шлюп-тали; д – гини

 

Тали – приспособление, дающее выигрыш в силе за счет уменьшения скорости подъема или передвижения тяжестей. Тали состоят из двух блоков, через шкивы которых основан трос, называемый лопарем. Конец лопаря, к которому прилагается внешнее тяговое усиление, называют ходовым, а конец лопаря, закрепленный за блок, - коренным. Нижний блок, поднимающийся вместе с прикрепленным к нему (с помощью гака или скобы) грузом, называют подвижным, второй блок – неподвижным.

В зависимости от числа шкивов в обоих блоках (от 2 до 12) и назначения тали имеют соответствующие названия.

Риф-тали (рис. 8, б) основывают между двумя одношкивными блоками, коренной конец лопаря крепится за неподвижный блок.

Румпель-тали – обычно четырехшкивные, служат для управления рулем при повреждении рулевого устройства.

Хват-тали – (рис. 8, в) основывают между неподвижным двухшкивным и подвижным одношкивным блоками; коренной конец лопаря взят за подвижный блок. Применяют их для подъема небольших тяжестей, уборки трапов.

Шлюп-тали (рис.8, г) – четырех- или шестишкивные, служат для подъема или спуска шлюпок.

Сей-тали основывают между двумя двухшкивными блоками и используют для подъема тяжелых грузов и обтягивания такелажа.

Гини (рис. 8, д) – устройства, используемые для вооружения тяжеловесных стрел. Их основывают между двумя блоками (с тремя и более шкивами каждый) и применяют при подъеме тяжеловесных грузов.

Усиление Р, приложенное к ходовому лопарю талей для подъема груза и в других случаях использования талей, если ходовой лопарь сбегает с неподвижного блока, определяют по формуле

                                                                                      n

                                                                              1 +        

                                                                                      k

 P =  Q

                                                                                    n

                                                                                  

и, если ходовой лопарь сбегает с подвижного блока, - по формуле

                                                                                      n                                                            

                                                                              1 +        

                                                                                      k

P =  Q

                                                                                    n + 1

где  Q – масса поднимаемого груза;

       n – суммарное количество шкивов в обоих блоках талей;

       k – коэффициент (для стального троса k = 10, для растительного троса

             k = 6).

Такелажные работы

Такелажный инструмент. Под такелажными работами подразумевают все работы, связанные с тросами: обмер, вырубка (нарезка), установка и тяга (обтягивание) стоячего и проводка бегучего такелажа, работы по поддержанию в порядке всего такелажа судна, крепление грузов, вязание узлов, огонов и сплесней, транцевание и клетневание тросов, вязание кнопов и мусингов, бензелей и марок, плетение матов и кранцев, изготовление сеток, стропов и т.п. При выполнении такелажных работ применяют специальный такелажный инструмент (рис. 9): свайку – для пробивания прядей тросов при их сплеснивании (соединении); драек – вместо свайки для более широкого раздвижения прядей толстого троса; машинку – для слома стального троса; мушкель (деревянный молоток) – для сколачивания тросов при навивке их на вьюшку; киянку (деревянный молоток) – для работы со стальными тросами и при конопатке; лопатку – при клетневании тросов, наложении марок, бензелей; берду (четырехугольную раму) – для плетения матов; трепало (длинную лопатку с одним тупым и другим заостренным концами) – при изготовлении матов; такелажный нож.

Рис. 9. Такелажный инструмент:

а – лопатка; б – драек; в – свайка; г – машинка; д – мушкель; е – киянка;

ж – берда; з – трепало

Заделка концов тросов. Для того чтобы концы тросов не распускались, на них накладывают особую оплетку, которая называется маркой. На тонкие растительные тросы марки накладывают из парусной нитки, на толстые – из тонкого линя или каболки, на стальные – из смоленого шкимушгара или из мягкой проволоки.

Чаще всего применяют простую марку (рис. 10). Конец линя (каболки, нити) укладывают петлей вдоль троса, затем тем же линем на нее накладывают 12-15 шлагов по направлению к вершине петли, через которую пропускают оставшийся после этого линь. С помощью конца линя петлю с пропущенным через нее другим концом линя затягивают под шлаги, после чего свободные концы линя отрезают по марку.

Рис. 10. Простая марка

Конец растительного троса может быть предохранен от распускания так же заделанным на нем специальным узлом – кнопом (рис. 11, а). Кноп, имея диаметр больше диаметра троса, на котором он завязан, препятствует высучиванию (выскальзыванию) троса из блока, шкива или какой-либо другой снасти. Кнопы, сделанные на шкентелях, шлюпок через определенные интервалы и служащие для упора ног, называются мусингами (рис. 11, б).

Рис. 11. Изготовление:

а – кнопа; б – мусинга; в – огона

Концы стального троса заделывают с помощью канатных втулок-обойм

(рис. 12, ж, з). Втулку подбирают по диаметру троса, который затем протягивают внутрь нее. Конец троса распускают и его проволоки укладывают по внутренней конусной части втулки; затем во втулку заливают расплавленный баббит или рафинированный цинк.

Концы синтетических тросов оплавляют или склеивают с помощью ацетона.

На швартовных тросах, вантах, штагах и на некоторых других снастях стоячего или бегучего такелажа концы заделывают путем сплеснивания в виде большой неподвижной петли, называемой огоном (см. рис. 11, в), или малой, называемой очком. Для предохранения огона от перетирания и крутых изгибов внутрь его может быть установлен коуш (рис. 12, а). На стальных тросах огоны часто изготавливают путем накладки бензелей (см. рис. 12, б) и зажимов (рис. 12, в, г, д, е).

Рис. 12. Заделка концов стального троса:

а – заделка коуша сплесниванием троса; б – заделка коуша наложением бензелей; в – заделка коуша зажимами; г – зажим “коренной зуб”; д – двойной зажим; е – зажим из двух полухомутов; ж – канатная втулка; з – заливка канатной втулки баббитом

Для быстрого и надежного соединения тросов между собой с какими-либо предметами служат морские узлы, которые должны быстро вязаться, быстро отдаваться (развязываться) и не распускаться самопроизвольно. В такелажных работах необходимо не только уметь вязать морские узлы, но и знать, в каких случаях следует применять тот или иной узел.

Связывание и крепление тросов (рис. 13). Растительные тросы одинаковой толщины, находящиеся под небольшим натяжением, связывают прямым узлом (рис. 13, а). Два различных по толщине троса соединяют плоским узлом (рис.13, б). В тех случаях, когда при связывании тросов необходимо предусмотреть быструю их отдачу (развязывание), применяют рифовый узел (рис. 13, в). Для того чтобы завязать конец троса в очко или в коуш какой-либо снасти, например крепление флагов к флагфалам или крепление троса к коушу или огону другого троса, используют шкотовый (рис. 13, г) или более надежный брамшкотовый (рис. 13, д) узел. Два троса одинаковой толщины сращивают (соединяют) в один трос без узлов путем сплеснивания – вплетением прядей одного троса между прядями другого; этот сросток называют сплеснем (рис. 13, е).

Стальные тросы связывать узлами нежелательно, так как они от этого портятся. Их соединяют с помощью такелажных скоб (рис. 13, ж). Если необходимо скрепить вплотную два параллельно идущих троса, то на них накладывают бензель в виде марки (см. рис. 13, з) или ставят зажимы (рис. 13, и).

Тросы, коренные концы которых заделаны в виде огонов с коушами, присоединяют к обухам и рымам корпуса и рангоута судна с помощью такелажных скоб или гаков. Для того чтобы гаки самопроизвольно не выложились, необходимо их закладывать за рым носком кверху (рис. 14, а).

Растительные тросы временно присоединяют к рымам, обухам и шлюпочным якорям при помощи простого штыка (рис. 14, б) или более надежного рыбацкого штыка (рис. 14, в).

При тяге какой-либо снасти талями или лебедкой толстый растительный трос может быть закреплен на гаке (буксирном, талей грузового шкентеля и т. п.) с помощью гачного узла (рис. 14, г). Для тонкого троса используют двойной гачный узел (рис. 14, д). При использовании этих узлов рекомендуется ходовой конец троса крепить к коренному бензелем или зажимом. Для быстрого и надежного закрепления троса на кольцо к круглому предмету, для связывания троса с серединой другого троса (вязка выбленок) и ввязывания двойных шкотов и галсов в металлические коуши употребляют выбленочный узел (рис. 14, е). Для обвязывания человека концом во время его работы за бортом, а также для изготовления временного огона применяют надежный незатягивающийся беседочный узел; для спуска людей, а также для продолжительной работы на высоте или за бортом на конце троса вяжут двойной беседочный узел (рис.14, ж).

Шлюпочный узел (рис. 14, з) служит для закрепления за банку (скамейку) шлюпки буксирного конца; этот узел легко развязывается. Для временного поддержания от травления швартовов, лопаря талей или горденя применяют стопорный узел (рис.14, к). При застопоривании стального троса может быть использована такелажная цепь. При буксировке и подъеме бревен и других подобных предметов (круглого сечения) на борт судна применяют удавку со шлагом (рис. 14, и). Для подъема и опускания бочек, бидонов, бутылей служит бочечный узел (рис. 14, л).

Рис. 14. Крепление тросов к деталям корпуса, рангоуту, такелажу:

а – закладка гака за рым; б – простой штык; в – рыбацкий штык; г – гачный узел; д – двойной гачный узел; е – выбленочный узел; ж – двойной беседочный узел; з – шлюпочный узел; и – удавка со шлагом; к – стопорный узел; л – бочечный узел

Клетневание троса – обертывание его просмоленной парусиной (клетневиной) и наложение клетни, представляющей собой длинную марку из растительного или стального троса малого диаметра. Перед клетневанием трос обязательно должен быть тренцеванию. Тренцевание предохраняет трос от проникновения в него влаги; оно производится для выравнивания поверхности тросов, предназначенных для клетневания. Материалом для треней является смоленый шкимушгар, линь или тонкий трос. Трос туго натягивают, затем к нему прикрепляют лини (трени); число треней должно быть равно числу прядей. Каждую трень поочередно укладывают вручную между прядями троса. Если тренцуют толстый трос, то между смежными прядями и тренью укладывают полутрени, диаметр которых должен быть в два раза меньше диаметра треней. Трени и полутрени должны ровно ложиться и плотно заполнять собой промежутки между прядями. Для этого их прогоняют драйком по направлению свивки троса.

Правила техники безопасности

    - защищать глаза и органы дыхания;

- запрещается покраска вблизи огня;

- после покраски руки оттираются уайт-спиритом и затем, водой с мылом;

- в закрытых помещениях работать вдвоем, обеспечивать проветривание;

- работа с нитрокрасками: 1 час работы, 10 минут отдыха;

- в цистернах работа только вдвоем. Должны иметь страховой конец , газоанализатор, взрывозащитные светильники;

- покраска на высоте и за бортом только во время стоянки судна;

- работа в два яруса запрещена;

- работа на высоте начинается с 1м 30см;

- при работе за бортом необходим спасательный жилет и страховой линь;

- запрещается передвигать люльку вместе с человеком;

- запрещается работа между бортом и причалом, между стоящими лагом судами;

- запрещается работать за бортом во время стоянки судна в доке.

Список литературы

Г.Г. Ермолаев, Е.С. Зотеев, А.Н. Биби   Основы морского судовождения 1980г.

Г.Н. Шарлай   Матрос морского судна 2010г.

А.П. Замоткин   Морская практика для матроса 1993г.

И.В. Макаров  Морское дело 1989г.

PAGE  26


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16451. Учение об объекте преступления. Учебное пособие 963 KB
  Монография посвящена проблеме направленности преступных посягательств. На основе критического анализа бытующих в уголовно-правовой науке воззрений обосновывается необходимость переосмысления ее понятийного аппарата, изменения традиционных представлений о преступлении и его объекте
16452. Римское частное право. Учебное пособие 2.34 MB
  РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Учебник Под редакцией профессора И.Б. Новицкого и профессора И.С. Перетерского ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие и основные черты римского частного права 1. Историческое значение римского права. Настоящий учебник посвящен римскому частному пр
16453. АДМІНІСТРАТИВНЕ ПРАВО УКРАЇНИ 2.46 MB
  АДМІНІСТРАТИВНЕ ПРАВО УКРАЇНИ Академічний курс. Том 1 У першому в Україні академічному курсі з адміністративного права системно викладено фундаментальні основи української науки адміністративного права. Підручник грунтується на ключових ідеях проекту Концепції р...
16454. ЛОГІКА ЯК НАУКА: ІСТОРІЯ І СУЧАСНІСТЬ 198.5 KB
  Тема 1. ЛОГІКА ЯК НАУКА: ІСТОРІЯ І СУЧАСНІСТЬ. 4 год. 1. Виникнення і генезис поняття логіки. 2. Логіка як наука: її предмет метод а також практичне значення її знань. 3. Історичні етапи розвитку логічного знання: логіка Давньої Індії логіка Давньої Греції. 4. Особлив
16455. МИСЛЕННЯ І МОВА 152 KB
  Тема 2: МИСЛЕННЯ І МОВА 1. Мислення міркування: визначення і осбливості. 2. Діяльність і мислення. 3. Структура мислення. 4. Правильні та неправильні міркування. Поняття про логічну помилку. 5. Логічна форма міркування. 6. Види і типи мислення. 7. Особливості мислення ю...
16456. Семіотика як наука про знаки. Мова як знакова система 127.5 KB
  Тема 3: Семіотика як наука про знаки. Мова як знакова система. 1. Семіотика як наука про знаки 2. Поняття про знак. Види позамовних знаків 3. Мовні знаки. Мова як знакова система. 4. Структура знакового процесу. Структура значення знака. Типові логічні помилки. 5. Виміри...
16457. МЕТОДОЛОГІЧНА ФУНКЦІЯ ФОРМАЛЬНОЇ ЛОГІКИ 95.5 KB
  Розділ III. МЕТОДОЛОГІЧНА ФУНКЦІЯ ФОРМАЛЬНОЇ ЛОГІКИ 1. Метод і методологія. 2. Логічні методи дослідження пізнання. 3. Метод формалізації 1. Метод і методологія. У практичній і теоретичній діяльності кожна людина використовує певні методи за допомогою яких в...
16458. ОСНОВНІ ФОРМИ І ЗАКОНИ АБСТРАКТНО-ЛОГІЧНОГО МИСЛЕННЯ 186 KB
  ОСНОВНІ ФОРМИ І ЗАКОНИ АБСТРАКТНОЛОГІЧНОГО МИСЛЕННЯ І. Поняття 1. Загальна характеристика поняття як форми мислення. 2. Види понять. Логічна характеристика понять. 3. Типи відношень між поняттями. 4. Операції з поняттями: 4.1. Обмеження й узагальнення понять; 4.2....