64116

Организация рабочего места по дефектации деталей цилиндра поршневой группы для лаборатории № 304

Дипломная

Логистика и транспорт

Автотранспортное предприятие ООО «СЕВЕРО-ЗАПАД АВТОТРАНС» расположено по адресу 6й предпортовый проезд д1 Схема расположения АТП представлена в соответствии с рисунком 1. Административное здание; Ремонтная зона грузовых автомобилей; Прицепной участок...

Русский

2014-07-01

5.53 MB

8 чел.

Введение

Транспорт является одной из важнейших сфер общественного производства. В нашей стране транспорт представляет собой единую транспортную систему (ЕТС).

На автомобильном транспорте продолжается концентрация автотранспортных средств на крупных автотранспортных предприятиях, расширение централизованных перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования, развитие междугородних автомобильных перевозок.

Основными задачами транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы. Для этого необходимо:

обеспечить согласованное развитие ЕТС страны, устранять нерациональные перевозки, сокращать сроки доставки и обеспечивать сохранность грузов;

ускорить создание и внедрение передовой техники и технологии, развивать новые виды транспорта, укрепить материально техническую и ремонтную базы;

шире применять прогрессивные способы перевозки грузов.

Необходимым условием эффективного выполнения планов перевозок грузов и пассажиров является исправное техническое состояние автомобилей.

Задачей технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей как сферы практической деятельности АТП является не только поддержание и восстановление работоспособности автомобильного парка, но и снижение затрат, на его содержание, а следовательно и себестоимости перевозок.

Большое значение в совершенствовании управления техническим состоянием автомобилей имеет использование методов теории надежности и диагностики. Применение теории надежности обуславливает решение ряда важнейших задач в технической эксплуатации автомобилей.

Внедрение методов и средств технической диагностики позволяет производить контроль технического состояния автомобиля по внешним признакам без разборки, что в свою очередь, позволяет не только сократить затраты рабочего времени на влияние неисправности, но и установить длительность исправной работы автомобиля.

Дальнейшее развитие и совершенствование автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров инженерно-технических работников, владеющих современными методами организации, планирования, выполнения, учета и анализа перевозочного процесса.


1 Исследовательский раздел

1.1 Характеристика предприятия

Автотранспортное предприятие ООО «СЕВЕРО-ЗАПАД АВТОТРАНС» расположено по адресу  6й предпортовый проезд д1

Схема расположения АТП представлена в соответствии с рисунком 1.

1-Административное здание; 2-Ремонтная зона грузовых автомобилей;

3-Прицепной участок; 4-Шинный участок; 5-Сварочный и токарный участки; 6-Комната отдыха; 7-Моторный участок; 8-Мойка; 9-Ремонтная зона легковых автомобилей; 10-Электротехнический участок; 11-КПП

Рисунок 1Схема расположения АТП ООО «СЕВЕРО-ЗАПАД АВТОТРАНС»

Подвижной состав располагается на открытой площадке, на территории предприятия.

 ТО-1, ТО-2 и текущий ремонт производится в производственных зданиях, а контрольно-технический осмотр производится перед выездом и въездом автомашин. 

Ремонтная зона позволяет поддерживать эти автомобили в технически исправном состоянии, благодаря  современному оборудованию и квалифицированному персоналу. 

Запасные части поставляются прямо с заводаизготовителя или с оптовых баз.

1.2 Техническая характеристика автомобилей по маркам и 

моделям. Особенности ТО и ремонта указанных автомобилей 

В составе автопарка ООО "СЕВЕРО-ЗАПАД АВТОТРАНС" находятся более пяти различных марок автомобилей с разными типами двигателей дизельные, карбюраторные и инжекторные.

Основные типы машин автопарка представлены в таблице 1.1 и распределёны по тоннажу и количеству. 

Таблица 1.1 - Распределение машин по маркам

Марка автомобилей

Тип, назначение

Грузоподъемность, т

Количество

ГАЗ - 3302

Грузовой

,5

ГАЗ - 2705

Грузопассажирская

1,35

КамАЗ - 43114

Грузовой

,1

ЗиЛ - 431410

Грузовой

,0

Автомобиля ГАЗ – 3302 бортовой представлен с соответствии с рисунком 2

Рисунок 2 - Автомобиля ГАЗ – 3302 бортовой

Характеристика автомобиля ГАЗ – 3302 

Характеристики

Модели

ГАЗ 3302 борт 

ГАЗ 33027 борт (4х4)

ГАЗ 330202 борт (удлиненная база)

Общее описание транспортного средства

Автомобиль бортовой с двухдверной металлической кабиной. Платформа металлическая с откидными боковыми и задним бортами, со съёмным тентом

Колесная формула

х2

х4

х2

Общее число мест

Полная масса автомобиля, кг

Минимальный радиус поворота, м (по оси следа переднего внешнего колеса)

,5

,5

,7

Шины

R 16, 185/175 R 16

R 16, 185/175 R 16

R 16, 185/175R 16

Сцепление

Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом

Коробка передач

Механическая, пятиступенчатая.

Главная передача

Коническая, гипоидная.

Подвеска

Передняя

Зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами

Задняя

Зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости или без него

Рулевое управление

С гидроусилителем

Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» с встроенным гидроусилителем. Рулевая колонка с двухшарнирным рулевым валом и компенсатором, с механизмом регулировки рулевого колеса

Без гидроусилителя

Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка».

Тормозная система

Рабочая

Передние тормозные механизмыдисковые, задниебарабанные. Привод гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем и регулятором давления в заднем контуре.

Запасная

Каждый контур рабочей тормозной системы

Габаритные размеры втомобиля ГАЗ – 3302 бортовой представлен с соответствии с рисунком 3

Рисунок 3 - Габаритные размеры автомобиля ГАЗ – 3302 

Размеры

Модели

ГАЗ 3302
борт

ГАЗ 33027
борт (4х4)

ГАЗ 330202
борт (удлиненная база)

A) Габаритная длина, мм

/ 5140

/ 5140

/ 6130

B) Габаритная ширина по зеркалам; по кабине; по бортовой платформе, мм

; 1998; 2066

; 1998; 2066

; 1998; 2066

C) Габаритная высота по кабине; по тенту, мм

; 2570

; 2570

; 2570

D) Передний свес, мм

E) Колесная база, мм

F) Задний свес, мм

1550/1210

/1210

/1600

G) Ширина колеи передних колес, мм.

H) Ширина колеи задних колес, мм

I) Дорожный просвет, мм.

J) Внутренняя длина грузовой платформы, мм

K) Внутренняя ширина грузовой платформы, мм

L) Внутренняя высота грузовой платформы по борту, мм

M) Внутренняя высота грузовой платформы по тенту, мм

N) Погрузочная высота, мм

Автомобиля ГАЗ – 2705 ГАЗель представлен с соответствии с рисунком 4

Рисунок 4 - Автомобиля ГАЗ – 2705 ГАЗель

Характеристика автомобиля ГАЗ - 2705

Описание автомобиля

Характеристики

Модели

ГАЗ 2705

ГАЗ 27057

Общее описание транспортного средства 

Автомобиль-фургон с двухдверным металлическим кузовом для перевозки багажа со сдвижной боковой и задними распашными дверями.

Колесная формула 

4х2

х4

Объем грузового пространства, м3

9

Общее число мест 

3

Полная масса автомобиля, кг

3500

Минимальный радиус поворота, м (по оси следа переднего внешнего колеса)

5,5

7,5

Шины

175 R 16, 185/175 
R16

R16185/75 

R16

Сцепление 

Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом 

Коробка передач 

Механическая, пятиступенчатая. 

Раздаточная коробка (для автомобилей типа 4х4)

 

Механическая, двухступенчатая, с понижающей передачей, с межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой. Постоянный полный привод. 

Главная передача 

Коническая, гипоидная.

Подвеска 

Передняя 

Зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами 

Задняя 

Зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости или без него

Рулевое управление

С гидроусилителем

Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» с встроенным гидроусилителем. Рулевая колонка с двухшарнирным рулевым валом и компенсатором, с механизмом регулировки рулевого колеса 

Без гидроусилителя

Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка». 

Тормозная система 

Рабочая 

Передние тормозные механизмыдисковые, задниебарабанные. Привод гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем и регулятором давления в заднем контуре. 

Запасная 

Каждый контур рабочей тормозной системы 

Стояночная 

Тросовый, с приводом на тормозные механизмы задних колёс 

Габаритные размеры представлены в соответствии с рисунком 5

Рисунок - 5

Размеры

Модели

ГАЗ 2705

ГАЗ 27057 (4x4)

A) Габаритная длина, мм 

5470

B) Габаритная ширина по зеркалам;по кабине, мм 

2380; 2075

; 2075

C) Габаритная высота, мм 

2200

D) Передний свес, мм 

1030

E) Колесная база, мм 

2900

F) Задний свес, мм 

1540

G ) Ширина колеи передних колес, мм. 

1700

H ) Ширина колеи задних колес, мм 

1560

I ) Дорожный просвет, мм. 

170

J ) Ширина проема боковой двери, мм 

930

K ) Ширина проема задней двери, мм 

1560

L ) Высота проема задних дверей, мм 

1435

M) Высота проема боковой двери, мм

1265

N ) Погрузочная высота, мм 

725

O ) Внутренняя длина грузового отделения, мм

3100

P ) Внутренняя ширина грузового отделения, мм

1840

Q ) Внутренняя высота грузового отделения, мм

1535

R ) Расстояние между арками колес внутри 

      грузового отделения, мм

1005

Технические характеристики двигателя

Характеристики

Двигатели

Chrusler-2.4Lбензиновый

УМЗ-4216 бензиновый 

Количество цилиндров

4 цилиндра, с рядным расположением/ 4 клапана на цилиндр

цилиндра, с рядным расположением/ 2 клапана на цилиндр

Система питания

многоточечный впрыск топлива

многоточечный впрыск топлива

Система зажигания

микропроцессорная

микропроцессорная

Рабочий объем, куб. см

2429

Номинальная мощность нетто,

кВТ, (л.с.) / об/мин.

98 (133,3)/

,5 (106,8)/

Экология

ЕВРО - 3

ЕВРО - 3

Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин.

204/

,5/

Применяемое топливо

Аи 92-95

Аи 92-95

К особенностям ремонта можно отнести наличие в модификации бензинового двигателя Chrusler-2.4, что увеличивает сортамент запасных частей.

Характеристика автомобиля КамАЗ – 43114

Изображение автомобиля КамАЗ – 43114 в соответствии с рисунком 6

Рисунок-  6

Технические характеристики автомобиля КАМАЗ 43114

КАМАЗ 43114

Бортовой автомобиль КамАЗ 43114 применяется в народном хозяйстве и вооруженных силах. Военная версия автомобиля Камаз 43114 имеет тент и скамейки для перевозки личного состава, а также комплектуется лебедкой для самовытаскивания автомобиля. Бортовой КАМАЗ-43114 поставляемый в народное хозяйство имеет отличную проходимость при грузоподъемность 6 тонн. Автомобиль КАМАЗ-43114 с успехом применяется для перевозки различных грузов в тяжелых дорожных условиях. КАМАЗ 43114

Колесная формула 

6х6  

Грузоподъемность 

6 090 кг  

Снаряженная масса автомобиля 

9 030 кг  

Полная масса автомобиля 

15 450 кг  

Полная масса автопоезда 

27 450 кг  

Полная масса буксируемого прицепа 

12 000 кг  

КПП 

КАМАЗ 14, 5 ступеней  

Сцепление 

фрикционное, сухое, двухдисковое  

Подвеска 

рессорная  

Платформа 

Бортовая с металлическими бортами  

Длина платформы 

4 800 мм  

Ширина платформы 

2 320 мм  

Кабина 

Без спального места  

Топливный бак 

170 + 125 л  

Предпусковой подогреватель 

ПЖД 15.8106-01  

Колеса 

дисковые  

Шины 

425/85 R 21 (КАМА 1260)  

Рекомендуемый прицеп 

СЗАП 8357, НЕФАЗ 8332  

К сложностям обслуживания и ремонта можно отнести наличие колёсной формулы 6х6, что увеличивает объём работ по ТО и ремонту.

Характеристика автомобиля ЗиЛ - 431410

Изображение автомобиля ЗиЛ – 431410 в соответствии с рисунком 7

Рисунок - 7

Автомобиль-тягач ЗИЛ-431410 изготавливался Московским автомобильным заводом им. Лихачева с 1986 г. Этот автомобиль является модернизацией автомобиля ЗИЛ-130, который изготавливался с 1962 г. Но уже 1977 г. начались изготавливаться автомобили ЗИЛ 130-76, а в начале 80 годовЗИЛ-130-80.

В основе кузова находится деревянная платформа с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными боковыми и задним бортами. Разработчики также предусмотрели возможность установки надставных бортов и тента с каркасом. На автомобиле-тягаче ЗИЛ-431410 боковой борт состоит из 2х частей. 

В кабине помещается до трех человек. Спереди у кабины располагается двигатель. Сиденье в салоне кабины можно регулировать по длине, высоте и наклонуэтот факт является благоприятным для водителей.

Технические характеристики ЗИЛ-431410

Двигатель.
Мод. ЗИЛ-508.10, бензиновый, V-обр. (900), 8-цил., 100x95 мм, 6,0 л, степень сжатия 7,1, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 110 кВт (150 л.с.) при 3200 об/мин, крутящий момент 402 Н-м (41 кгс-м), топливный насос Б10 - диафрагменный, карбюратор К-90 с экономайзером принудительного холостого хода или К-96, К-88АТ, К-88АМ, воздушный фильтр - инерционно-масляный ВМ-16 или ВМ-21.

  •  Грузоподъемность, кг - 6000 
  •  Снаряженная масса, кг - 4175 
  •  В том числе:  
  •  на переднюю ось - 2005 
  •  на заднюю ось - 2170 
  •  Полная масса, кг - 10400 
  •  В том числе:  
  •  на переднюю ось - 2510 
  •  на заднюю ось - 7890 
  •  Полная масса прицепа, кг - 80001 
  •  Макс. скорость автомобиля, км/ч - 90 
  •  Макс. скорость автопоезда - 80 
  •  Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с - 37 
  •  Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, % - 31 
  •  Макс. преодолеваемый подъем автопоездом, % - 16 
  •  Выбег автомобиля с 50 км/ч, м - 750  
  •  Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч, м - 25 
  •  Тормозной путь автопоезда - 26,5 
  •  Контрольный расход топлива, л/ 100 км, автомобиля:  
  •  при 60 км/ч - 25,8 
  •  при 80 км/ч - 32,2 
  •  То же, автопоезда:  
  •  при 60 км/ч - 33 
  •  при 80 км/ч - 43 
  •  Радиус поворота, м:  
  •  по внешнему колесу - 8,3 
  •  габаритный - 8,9

Изображение габаритных размеров  автомобиля ЗиЛ – 431410 в соответствии с рисунком 8

Рисунок - 8

1.3 Характеристика объекта проектирования, анализ организации 

ТО и TР в  зоне (на участке)

Моторный участок находится в ремонтной зоне АТП, рядом с ремонтной зоной Всё оборудование в исправном состоянии, кроме стенда по разборке и сборке двигателей, он требует капитального ремонта или замены на новый. Освещение участка недостаточное, необходимо добавить местного освещения на рабочих местах. Температура поддерживается + 150С, установлена общая приточная вентиляция, имеется оборудованный пожарный щит и ящик с песком.

Участок выполняет работы по ремонту двигателей и узлов, замене коренных и шатунных вкладышей, поршневых колец, , пальцев, шатунов, поршней, гильз цилиндров. А также выполняются регулировочные работы по установке зажигания и подаче топлива.

Режим работы на участке пятидневный, суббота и воскресенье выходной, смена с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед.

 Детали поступившие на участок сначала проходят наружную очистку, потом разборку, далее отправляются на мойку и чистку, потом проводится дефектовка. Негодные детали отправляют на промежуточный склад, годные на сборку. Далее двигатель собирают, недостающие детали берут со склада оборотного фонда, потом производится обкатка и испытания.

Участок выполняет работы по ремонту двигателей и узлов, замене коренных, шатунных вкладышей, поршневых колец, пальцев, шатунов поршней, шлюз цилиндров и блока двигателя, а также выполняются регулировочные работы на установке зажигания и подачи топлива.

Задание по работе на участке дает механик. В его отсутствие мастер выполняет его работу.

Моторный участок занимает площадь 108 м2. На участке работают 4человека, слесаря 5 разряда и слесаря 3 разряда по ремонту автомобилей. Режим работы на участке пятидневный, с 800 до 1700 с перерывом на обед с 1200 до 1330

1.4 Обоснование необходимости проектирования (реконструкции)

зоны (участка)

Необходимость реконструкции моторного участка обосновывается на следующих недостатках.

Парк автомобилей постоянно растёт. Увеличивается и нагрузка на моторный участок, т.е. необходимо обновлять оборудование, что уменьшит время на выполнение тех или иных операций. Создаёт возможность увеличения программы работ, повлечёт за собой повышение качества и эффективности производства.

В связи с усовершенствованием технологического процесса, морального и физического старения оборудования, понижением уровня ремонтопригодности автомобиля и с большей затратой времени на ремонт, необходимо реконструкция моторного участка.

Необходимо внедрение нового оборудования и приспособлений, повышение квалификации работников, внедрения контрольно-диагностические стендов и моечных ванн и внедрение универсальных приборов, все это должно обеспечивать на участке качество выполняемых работ и снизить затраты времени на работу по ремонту двигателей.


2 Расчетно-технологический раздел

2.1 Расчет производственной программы и трудоёмкости ТО и TP

В технологической части дипломного проекта выполняются расчеты по определению производственной программы производства, расчет реконструируемого объекта. На основе производственной программы и объема производства ведется расчет числа производственных рабочих, постов и площадей производственных помещений.

Исходными данными технологического проектирования являются данные задания.

Выбор и корректировка нормативов периодичности, трудоемкости, пробега до КП и продолжительности простоя в ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта принимаем по «Положению о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и ОНТП-01-91

Принятые исходные нормативы занесены в таблицу 2.1

Таблица 2.1 - Исходные нормативы

Наименование показателя, размерность

Марка подвижного состава

Вид воздействия

ЕО      ТО 1       ТО 2     ТР/1000км    КР

Периодичность, км

ГАЗ

150

3000

2000

-

180000

ГАЗ-2705

00

3000

2000

-

180000

КамАЗ-43114

80

3000

2000

ЗИЛ-431410

100

3000

2000

300000

Трудоемкость, чел ч

ГАЗ

,3

1,5

7,7

,6

-

ГАЗ-2705

,3

1,5

7,7

,6

-

КамАЗ-43114

,5

3,4

14,5

8,5

ЗИЛ-431410

0,45

2,7

10,8

3,6

Продолжительность простоя (дней)

ГАЗ

-

-

,4

ГАЗ-2705

-

-

,4

КамАЗ-43114

-

-

,55

ЗИЛ-431410

0,5

Согласно ОНТП-01-91 грузовые автомобили в КР не направляются и исключаются из эксплуатации и списываются.

Нормативы должны быть откорректированы с помощью коэффициентов, взятых, в зависимости от следующих факторов:

- категория условий эксплуатации, к1;

- модификация подвижного состава, к2;

- природно-климатические условия, к3;

- пробег с начала эксплуатации, к4;

- количество технологически совместных групп, к5;

Результирующий коэффициент корректирования «к» получаем перемножением отдельных коэффициентов: 

  •  периодичность ТО       К=К1 . К3 ;
  •  пробег до КР                К=К1 . К2 . К3;
  •  трудоемкость ТО         К=К2 .  К5;
  •  трудоемкость ТР          К=К1 . К2 . К3 . К4 . К5;
  •  продолжительность простоя К=К4;
  •  расход запчастей         К=К1 . К2 . К3;

К3=К1 3 х К113

Результирующие коэффициенты должны быть не менее 0.5.   

Выбранные коэффициенты корректирования и результирующие коэффициенты заносим в таблицу 2.2


Таблица  2.2Коэффициенты корректирования

Вид воздействия

Коэффициент

Результирующий коэффициент

К1

К2

К31

К311

К4

К41

К5

Периодичность ТО

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

.8

.8

0,8

0,8

-

-

-

-

,0

,0

1.0

1,0

,0

,0

1.,0

1,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

,8

,8

0,8

0,8

Пробег до КР

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

.8

.8

0,8

0,8

1,0

1,0

,0

,0

,0

,0

1,0

1,0

,0

,0

1,0

1,0

-

-

-

-

-

-

,8

,8

0,8

0,8

Трудоемкость ТО

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

-

-

1,0

,0

,0

,0

-

-

-

-

-

-

-

-

1,05

,05

,05

,05

1,05

,05

,05

,05

Трудоемкость ТР

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

.8

.8

,8

,8

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,0

,3

,3

,0

,0

-

-

,05

,05

,05

,05

,09

,09

,84

,84

Продолжительность простоя

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

,3

,3

,0

,0

-

-

,3

,3

,0

,0

Корректирование периодичности ТО и пробега до КР выполняется по формуле (2.1)

                          Li = Lih  .  K,           (2.1)

где     Liскорректированная периодичность одноименных

  видов   воздействия ТО или скорректированный 

   пробег до КР, км;

   Lihнормативная периодичность отдельных 

воздействий ТО  или пробег до КР, км;

   Ккорректирующий коэффициент.. 

Расчет периодичности приводится в таблице 2.3

Таблица 2.3Расчет периодичности обслуживания 

Вид

воздействия

Расчетная

формула

Нормативный период, км

Результирующий коэффициент

Скорректированный период,      км

ТО-1

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

3000

3000

3000

3000

,8

,8

0,8

0,8

2400

2400

2400

2400

ТО-2

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

2000

2000

12000

12000

,8

,8

0,8

0,8

9600

9600

9600

9600

КР

ГАЗ

ГАЗ-2705

КамАЗ-43114

ЗИЛ-431410

150000

150000

300000

300000

0,8

,8

0,8

0,8

120000

120000

240000

240000

Корректирование трудоемкости ТО и ТР выполняется по формуле (2.2)

 ,              (2.2)

где tiскорректированная трудоемкость одноименных видов

   воздействия, чел.ч;

                  - нормативная трудоемкость одноименных видов

        воздействия, чел.ч;

                   Крезультирующий коэффициент ТО и ТР приводится в

         таблице 2.4..

Таблица 2.4 - Расчет корректированной трудоемкости

Марка подвижного состава

Вид воздействия

Расчетная формула

Норматив. трудоем., чел. ч

Результ. коэф-т корректир.

Скоррек. трудоем.,чел. Ч.

ГАЗ

ЕО

,3

1,05

,31

ТО-1

,15

,05

,2

ТО-2

,7

,05

,08

ТР на 1000км

3,6

1,09

6,84

ГАЗ-2705

ЕО

,3

1,05

,31

ТО-1

1,15

1,05

1,2

ТО-2

7,7

1,05

8,08

ТР на 1000км

3,6

1,09

6,84

КамАЗ-43114

ЕО

,5

1,05

,52

ТО-1

,4

,05

,57

ТО-2

,5

,05

,22

ТР на 1000км

8,5

,84

7,14

Продолжение таблицы 2.4

Марка подвижного состава

Вид воздействия

Расчетная формула

Норматив. трудоем., чел. ч

Результ. коэф-т корректир.

Скоррек. трудоем.,чел. Ч.

ЗИЛ-431410

ЕО

,45

1,05

0,47

ТО-1

,7

,09

2,94

ТО-2

,8

,09

11,17

ТР на 1000км

,6

,84

3,02

Корректированная продолжительность простоя в ТО и ремонте осуществляется по формуле (2.3)

,                      (2.3)

где Дорскорректированная продолжительность простоя  в

ТО и ремонте, дн.

Скорректированные показатели сводим в таблицу 2.5

Таблица 2.5 -Скорректированные показатели

Наименование показателя

Марка подвижного состава

Вид воздействия

ЕО

ТО-1

ТО-2

ТР/1000

КР

Периодичность,  км

ГАЗ

150

-

ГАЗ-2705

-

КамАЗ-43114

-

ЗИЛ-431410

Трудоемкость, чел.ч

ГАЗ

,31

1,2

8,08

6,84

-

ГАЗ-2705

,31

1,2

8,08

6,84

-

КамАЗ-43114

,52

3,57

15,22

7,14

-

ЗИЛ-431410

0,47

2,94

11,17

3,02

Продолжительность простоя, дн

ГАЗ

-

-

,52

-

ГАЗ-2705

-

-

,52

-

КамАЗ-43114

-

-

,55

-

ЗИЛ-431410

,5

    Для расчета годовой производственной программы по количеству обслуживаний, применяются различные методы.

  Используется  в данных расчетах методика через годовой пробег и от него трудоёмкость и число воздействий.

Определение коэффициента технической готовности проводим по формуле, учитывая что грузовые автомобили в капитальный ремонт не направляются (ОНТП-01-91) (2.4)

Т=,                                          (2.4)

где lсс- среднесуточный пробег, км4

            ДТОР- дни простоя автомобиля в ТО и ТР  дн/1000км;

Для автомобиля ГАЗ

Т=

Для автомобиля ГАЗ-2705

Т=

Для автомобиля КамАЗ-43114

Т=

Для автомобиля ЗИЛ-431410

Т=

Определяем коэффициент выпуска автомобилей по формуле (2.5)

в = ,                              (2.5)

где ДРГ - дни работы автомобиля на линии за год, дн;

    ДКкалендарный период (за год) , дн;

    КИкоэффициент использования автомобилей,

уучитывающий снижение выпуска по эксплуатационным

причинам.

Для автомобилей ГАЗ

в =

       Для автомобиля ГАЗ-2705

в =

       Для автомобиля КамАЗ-43114

в =

Для автомобиля ЗИЛ-431410                  

в =

Годовой пробег автомобиля , км определяем по формуле (2.6)                                       

LГ=lССДКАСПв                     (2.6)

где АСПсписочное  количество автомобилей, ед.

 Для автомобилей ГАЗ

LГ=150365600,52=1736670 

Для автомобиля ГАЗ-2705

LГ=100365500,51=930750

Для автомобиля КамАЗ-43114

LГ=80365300,51=446760 

Для автомобиля ЗИЛ-431410                  

LГ=100365260,45=427050

Общий пробег по парку

 LГ =1736670 +930750+446760 +427050=3541230

Количество обслуживаний ТО-2 за год определяем по формуле (2.7)

NТО-2Г =,                                     (2.7)

Количество обслуживаний ТО-1 за год определяем по формуле (2.8)

NТО-1Г =,                            (2.8)

Количество ЕО за год определяется по формуле (2.9)

NЕОГ = АСП *ДК *в,                         (2.9)

Расчёт числа воздействий за год приведён в таблице 2.6

Таблица 2.6Расчёт годового числа обслуживаний

Марка овтомобиля

Вид обслуживания

ТО-2

ТО-1

ЕО

Расчёт

Принято

Расчёт

Принято

Расчёт

Принято

ГАЗ

181

542

60*365*0,49=

11388

11577

ГАЗ-2705

97

291

50*365*0,51=

9307,5

9307

КамАЗ-43114

47

139

30*365*0,51=

5584,5

5585

ЗИЛ-431410

134

26*365*0,45=

4270,5

4271

Проверить число ЕО за год и правильность расчётов можно по формуле (2.10)

 

NЕОГ =,                                  (2.10)

Для автомобиля ГАЗ

NЕОГ =

Для автомобиля ГАЗ-2705

NЕОГ =

Для автомобиля КамАЗ-43114

NЕОГ =

Для автомобиля ЗИЛ-431410

NЕОГ =

Сравнивая с расчётом в таблице 3.6 видно, что расчёты проведены правильно.

Расчёт количества воздействий для АТП за сутки проводится по формуле

Ni С =,                                (2.11)

где Дi Г –количество дней работы в году соответствующей

  зоны АТП. АТП и вся ремонтная зона работает 247 дней

  в году (пятидневная рабочая неделя).                 

Количество воздействий для АТП за сутки  представлено в таблице 2.7

Таблица 2.7 - Расчет количества воздействий за сутки для АТП

Марка автомобиля

Показатель

Расчётная формула

Число воздействий

ГАЗ

NТО-2С

NТО-1С

NЕО-С

ГАЗ-2705

NТО-2С

NТО-1С

NЕО-С

КамАЗ-43114

NТО-2С

NТО-1С

NЕО-С

ЗИЛ-431410

NТО-2С

NТО-1С

NЕО-С

   

При анализе таблицы 2.7 видно, что если принять за сутки для данного АТП целые числа воздействий, это приведёт к искажению истинного значения воздействий за сутки. Так если расчётное число ТО-2с для автомобиля ГАЗ-3302 получено 0,24, то за рабочую неделю число ТО2 будет 0,73*5=2,15. Это показывает, что одну неделю будет поставлено в зону ТО2 , 3 автомобиля, а в другие 4 недели по 2 автомобиля.

Планированием постановки на ТО1 и ТО2 занимается технический отдел, поэтому вопрос постановки автомобилей по всему АТП будет решаться и составляться график постановки на обслуживание работником этого отдела с учётом других марок автомобилей. 

Расчёт трудоёмкости ТО и ТР

Годовая трудоёмкость ТО-2 чел.ч. определяется по формуле (2.12)

ТТО-2Г = N ТО-2Г *t ТО-2  *(1+) ,               (2.12)

где 15-20-% от трудоёмкости ТО-2 приходящийся на 

сопутствующий текущий ремонт  %

ТТО-2Г ГАЗ= 181*8,08*1,2=1755

ТТО- ГАЗ-2705= 97*8,08*1,2=940,51

ТТО-2Г КамАЗ-43114= 47*15,22*1,2= 858,4

ТТО-2Г ЗИЛ-431410= 44*11,17*1,2=589,77

Общая трудоёмкость ТО-2Г по АТП=4143,68

Годовая трудоёмкость ТО-1 чел.ч. определяется по формуле (2.13)

ТТО-1Г=NТО1Г*tTO1*(1+) ,                        (2.13)

ТТО-1Г ГАЗ= 542*1,2*1,2=780,5

ТТО-1Г ГАЗ-2705= 291*1,2*1,2= 419,1

ТТО-1Г КамАЗ-43114= 139*3,57*1,2=595,5

ТТО-1Г ЗИЛ-431410= 134*2,94*1,2=472,8

Общая трудоёмкость ТО-1 по АТП=2267,9

Суммарная годовая трудоемкость ЕО чел.ч. определяется по формуле: (2.14)

                     ,          (2.14)

ТЕОГ ГАЗ=11577*0,31=3588,9

ТЕОГ ГАЗ-2705 =19307*0,31=5985,17

ТЕОГ КамАЗ-43114=5585*0,52=2904,2

ТЕОГ ЗИЛ-431410=4271*0,47=2007,37

Общая трудоёмкость ТЕОГ по АТП= 14485,64

Общая  Трудоемкость СО чел.ч. определяется по формуле (2.15)

                     ,       (2.15)

где 20- процент удельной трудоёмкости ТО-2 приходящийся

на сезонные работы в весенний и осенний период. %

    2- число сезонных обслуживаний в год.

ТСО- ГАЗ=8,08*0,2*60*2=193,92.

ТСО- ГАЗ-2705 =8,08*0,2*50*2=161,6

ТСО- КамАЗ-43114=15,22*0,2*30*2=182,64

ТСО- ЗИЛ-431410=11,17*0,2*26*2=116,17

Общая трудоёмкость СО в год= 654,33

Расчёт годовой трудоёмкости текущего ремонта

Годовая трудоёмкость текущего ремонта  определяется по формуле (2.16)

ТТРГ=LГ*,            (2,16)

ТТРГ ГАЗ=1736670*=11878,82

ТТРГ ГАЗ-2705 =930750*=6366,33

ТТРГ КамАЗ-43114=446760*=3189,86

ТТРГ ЗИЛ-431410=427050*=1289,7

Общая годовая трудоёмкость ТР=22724,71

Общая годовая трудоёмкость всех видов ТО и ТР по парку за год чел.ч.,  определяется по формуле  (2.17)

ТГ=ТГ ГАЗГ ГАЗ-2705 +Т КамАЗ-43114,+ Т ЗИЛ-431410 (2.17)

ТГ ГАЗ= 1755+780,5+3588,9+193,92+11878,82=18197,14

ТГ ГАЗ-2705 = 940,51+419,1+5985,17+161,6+6366,33=13872,71

ТГ КамАЗ-43114= 858,4+ 595,5+2904,2+182,64+3189,86=7730,6

ТГ ЗИЛ-431410=2683,6+2131,3+4344,2+565+5761,6=4475,81

Общая годовая трудоёмкость по видам обслуживания 

ТГ= 18197,14+13872,71+7730,6+4475,81=44276,26

Объём вспомогательных работ чел.ч. определяется по формуле (2.18)

ТВС=ТГ*  ,            (2.18)

где 25-30 - % вспомогательных работ от общей 

трудоёмкости

ТВС=44276,26*=13282,8

2.2 Технический расчет участка

Трудоёмкость работ на участке, чел.ч. определяется по формуле (2.19)

ТУЧ=,                      (2.19)

где    ТТР- суммарная трудоёмкость работ ТР по АТП чел.ч.;

         ПТР- процент вида работ (работ участка) от

       трудоёмкости ТР %;

          ТТО-2- суммарная трудоёмкость ТО-2 чел.ч.;

          ПТО-2- процент вида работ от трудоёмкости ТО-2, %;

          ТТО-1- Суммарная трудоёмкость ТО-1 чел.ч.;

          ПТО-1- процент вида работ от трудоёмкости ТО-1, %

Процент вида работ от трудоёмкости ТР,ТО-2,ТО-1 определяем по ОНТП   10% от ТТР,,  0% от ТТО-2  и 0% от ТТО-1

Трудоёмкость работ моторного участка АТП чел.ч.

ТУЧ.МОТ=22724,8/10*100=2272,48

Расчёт численности штатных и явочных рабочих на участке.

Технологически необходимое (явочное) число рабочих, чел. определяется по формуле (2.20)

РТУЧТ                                    (2.20)

где ФТ- годовой фонд времени явочного рабочего, ч.

            По ОНТП=2020ч.

РТ=2272,48/2020 =1,12    принимаем 1 чел

Штатное (списочное) число рабочих, чел. определяется по формуле (2.21)

РШ= ТУЧШ ,                                (2.21)

где ФШ- годовой фонд времени штатного рабочего, ч.

      По ОНТП =1770ч.

      РШ= 2272,48/1770=1,28

Участок моторный, как отделение агрегатного участка работает в 1 смену по пятидневной рабочей неделе. 

Схема технологического процесса

Выбор метода организации ТО и ТР на участке. Наиболее распространённым методом организации производства на ремонтных участках, является агрегатно-участковая организация производства. Эта организация предполагает распределение рабочих по нескольким участкам, каждый из которых выполняет ТО и Тр или только ТР определённых агрегатов и систем автомобилей.

Технологическое оборудование

Количество технологического оборудования определяется от мощности АТП, производственной программы, типа и количества подвижного состава и других факторов.

Для выбора оборудования используются проекты зон и участков, каталоги и табели технологического оборудования. Кроме технологического оборудования выбирается и технологическая оснастка (съёмники, приспособления, инструмент).

Оборудование для моторного участка подбирается компактным, как технологически необходимое.

Выбранное оборудование заносим в таблицу 2.8

Таблица 2.8 -  Ведомость технологического оборудования

Наименование  оборудования

Количество

Размер

Площадь

1. Стенд для сборки и разборки двигателей

* 700

,1

2. Стенд для обкатки двигателей

1400 * 2500

3,5

3. Верстак

* 800

,8

4. Деффектовочный стол

* 800

,92

5. Мойка

* 1000

,0

6. Станок для шлифовки клапанов

х500

,15

7. Прибор для определения упругости пружин и поршневых колец

100х200

8. Кран - балка    1т.

9. Стол для электроподогрева масла

* 700

,49

10. Шкаф для инструмента

* 600

,72

Продолжение таблицы 2.8

Наименование

оборудования

Количество

Размер

Площадь

11. Урна для ветоши, мусора

* 500

,5

12. Раковина

* 400

,16

13. Пресс    10т.

* 500

,5

14. Заточный станок

300х400

0,12

15. Сверловочный станок

600х7000

0,42

16. Канцелярский стол

* 80

,96

17. Ящик с песком

* 800

,40

Площадь оборудования = 22.4 м2     

Расчёт площади моторного участка

Площадь моторного участка рассчитывается по формуле (2.22)

Fуч. =FобхКп   ,                              (2.22)

где   Fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции

оборудования, м2 Оборудование расположенное на 

верстаках в расчёте не учитывается.   

Кп-коэффициент плотности расстановки оборудования

Кп=4-4,5

Площадь моторного участка м2

Fуч. мот.  = 22.4 * 4 = 89,6 

С учётом строительного модуля принимаем = 12 * 9 = 108 м2

2.3 Управление работой участка в системе ЦУП

Для оперативного управления зонами ТО и ТР и для четкого взаимодействия их между собой в АТП были созданы центры управления производством.

Центр управления производства обеспечивают постоянное оперативное управления и контроль за ходом работ в течение суток в зонах ТО и ТР, комплекса подготовки производства и ремонтных участков. Возглавляет ЦУП начальник производства.

В систему ЦУП входит группа оперативного управления, возлагается диспетчером ЦУП. Группу планирования учета информации, возглавляет техник.

На диспетчера производства возглавляется организация выполнения на постах за минимальное время, подготовка автомобилей и выпуску на линию, обеспечения выполнения плана выпуска. Диспетчеру в оперативном порядке подчиняются все работающие на постах ТО и ремонта автомобилей, а в отсутствии начальника производства на работе ему подчиняется весь коллектив производства. 

В процессе производства диспетчер осуществляет контроль за ходом работы, устраняет имеющиеся отклонения от заданного режима производства и принимает все меры к тому, чтобы работы выполнялись в полном объеме , качественно и в кратчайшее время.

Когда все работы на автомобиле выполнены, окончательно оформляют листок учета и его подписывают диспетчер производства и водитель, если он принимал участие в ремонте. Затем автомобиль и листок учета предъявляется механику ОТК.

2.4 Энергоменеджмент. Научная организация труда на объекте 

проектирования (реконструкции). Энергосберегающие технологии

Научная организация труда - это комплекс технических, технологических, организационных, санитарно-гигиенических, экономических и прочих мероприятий направленных на повышения производства труда при одновременном улучшении условий труда. НОТ является первоосновной программой метода организации труда, технологического процесса. 

Основное направления НОТ на моторном участке является:

- применение рациональной организации труда в данном случае                                                          

это агрегатно-участковая организация труда, при которой рабочие

участка выполняют ремонт закрепленных за участком узлов и  агрегатов на всех автомобилях АТП.

-  устранение на производственных потерь рабочего времени. 

Эти потери вызваны нерационально спланированными расположением основных ремонтных участков по отношению к зонам ТО и ТР, поиском и доставной необходимого оборудования, инструмента, получения доставка запчастей, агрегатов на рабочее место. 

Участок расположен в непосредственной близи к зонам ТО и ТР .из пользование современных технологий, оборудования на моторном участке применяется следующие технологическое оборудования, стенд для разборки и сборки головки двигателя внутреннего сгорания, стенд для шлифовки клапанов, и стенд  для мойки блоков цилиндров. Применяемое оборудование: - повышает качество и быстроту выполнения ремонта, а также в значительной степени повышает безопасность выполнения работ;

- улучшает условия труда. Моторный участок разделен  на два отделения: ремонт двигателя в одном, обкатка двигателя в другом.

- внедряет такие формы труда, которые обеспечивают отношение человека к труду;

- позволяет использовать различные материальные и моральных стимулов.состояния различных видов работ

Для анализа состояния различных видов работ на участке, обоснование необходимости внедрения соответствующего оборудования и технологической оснастки необходимо распределить трудоёмкость участка по видам работ. Трудоёмкость вида работ чел.ч. определяется по формуле (2.23)

Твр=   ,                                    (2.23)

где Пвр-процент вида работ %

Распределение трудоёмкости участка по видам работ заносим в таблицу 2.9

Таблица 2.9- Распределение трудоёмкости моторного участка

Наименование вида работ

Процент вида работ%

Трудоёмкость вида работ чел.ч.

слесарные

227

монтажные

681

регулировочные

55

крепёжные

55

вспомогательные

40

прочие

113

итого

2272

При анализе технологического процесса на участке выявлено, что недостает технологического оборудования, которое представлено в таблице 2.10 . Это оборудование необходимо внедрить при реконструкции. 

Таблица 2.10-Дополнительно внедряемое оборудование

наименование

Количество единиц

Модель,

тип

Стоимость

Единицы.руб

Общая

стоимость.руб

Цель внедрения

Стенд для разборки,сборки двигателя

РР 42

х700

Снижение трудоёмкости разборочно- сборочных, регулировочных работ работ

Установка для мойки деталей

М 312

х1000

Снижение затрат на моечные и очистные работы. Повышение качества ремонта.

Набор инструмента

1

СS-4094

11500

11500

Снижение трудозатрат на все виды работ по участку.

Итого

-

-

-

109500

-

Используя данные таблицы возможного сокращения трудозатрат от внедрения средств механизации из методических рекомендаций, определим примерный % сокращения трудозатрат по видам работ.

Сокращение трудозатрат вида работ, чел.ч. определяется по формуле (2.25)

 Твр=Твр+Твр                                (2.25)

Расчёт трудоёмкости до реконструкции проводим в таблице 2.11

Таблица 2.11- определение трудоёмкости до реконструкции

Наименование вида работ

Расчётная (нормативная) трудоёмкость работ чел.ч.

Процент сокращения трудоёмкости %

Сокращение трудоёмкости чел.ч.

Трудоёмкость до реконструкции чел.ч.

Слесарные

-

-

Монтажные

Регулировочные

Крепёжные

Вспомогательные

прочие

-

-

Итого по участку

-

Коэффициент выработки нормативной трудоёмкости, показывающий насколько существующая трудоёмкость превышает нормативную определяется по формуле. (2.26)

Квн=                                   (2.26)

где Ттр.до- трудоёмкость участка до реконструкции, чел.ч.

    Туч- Расчётная, нормативная трудоёмкость участка,

 чел.ч.

Квн==1,14

Данные таблицы 2.10 и 2.11 будут использованы в расчётах экономического раздела.

Применение энергосберегающих технологий на моторном участке

Для уменьшения потерь энергии в вентиляционных системах используются традиционные решения:

-создание переходных камер на дверях

-установка автоматической системы включения воздушных занавес при открытии дверных проёмов

-уплотнение строительных ограждающих конструкций здания

-проверка герметичности вентиляционных воздуховодов

-отключение вентиляции в ночное и нерабочее время

-широкое применение местной вентиляции

-применение систем частного регулирования двигателей вентиляторов вместо регулирования заслонкой

-увеличение внутреннего диаметра воздуховода при возрастании нагрузки вентиляции в два раза, скорость воздуха снижается в четыре раза, а потери давления уменьшаются обратно пропорционально диаметру канала в пятой степени. Удвоение скорости потока в четыре раза увеличивает необходимое давление вентиляции и в восемь раз потребляемую системой мощности приводов вентиляторов

-правильное согласование рабочих характеристик вентилятора с характеристикой вентиляционной системы путём подбора передаточного отношения привода вентилятора

-своевременная очистка воздушных фильтров для уменьшения их гидравлического сопротивления

Для экономии электроэнергии

-проверка степени использования естественного освещения и применение эффективных источников искусственного освещения, а так же применения новых технологий его регулирования

-замена ламп накаливания на люминесцентные в шесть раз снижает электропотребление

-для систем освещения, установленных на высоте более 5 м от уровня освещаемой поверхности, рекомендуется применение металлогалогеновых ламп вместо люминесцентных

-Рекомендуется шире применять местные источнтки освещения

- Применение современных систем управления

- Использование современной осветительной аппаратуры

- применение аппаратуры для зонального отключения освещения

Комплексная модернизация систем освещения позволяет  экономить до 20-30% электроэнергии при среднем сроке окупаемости 1,5-2 года


3 Карта технологического процесса

.1 Техническая и технологическая характеристика выбранного 

узла, механизма. Схема узла, механизма

Двигатель устанавливаемый на автомобиле ЗИЛ 508.10 

Расположение распределительного вала нижнее (в блоке). Движение от распределительного вала передаётся через толкатель и штангу толкателя к коромыслу, находящемуся на оси. Коромысло передаёт толкательное движение на клапан, возврат клапана осуществляется за счет пружин. При износе деталей увеличивается зазор между торцом стержня клапана и коромыслом. При ТО-2 и ТР проводятся работы по двигателю, в том числе и регулировка зазоров клапанов.

Технологическую карту оформляем в виде таблицы3.1 Исполнитель - Слесарь по ремонту автомобилей.

Норма времени -54 мин при условии что двигатель холодный

.2 Технологические требования по обслуживанию и ремонту

узла, механизма. Организация рабочего места проведения работ 

по ремонту двигателя

Регулировка клапанов производится при  ремонте двигателя или ТО2. Например после замены  или ремонта коленчатого вала, замены гильз цилиндров, замены или ремонта распределительного вала. После установки головок блоков цилиндров на блок и привода газораспределительного механизма с установкой положения валов по меткам, производят регулировку зазоров клапанов по схеме. Для этого вращают регулировочный винт и контрят его контргайкой. Величина зазора выставляется по плоскому щупу. 

.3 Карта технологического процесса на  регулировку клапанов

двигателя ЗИЛ 508.10

Карта технологического процесса на  регулировку клапанов двигателя ЗИЛ 508.10 представлена ы таблице 3.1

Таблица 3.1 -Технологическая карта на  регулировку клапанов ЗИЛ-130

Наименование операции перехода

Применяемое оборудование

Норма врем,

мин

Технические условия и указания

1. Снять крышку головки блока

Рожново-накидной ключ 8-10, отвертка

Отсоединить все патрубки, не порвать прокладку

2. Снять переднюю защитную крышку зубчатых шестерён

Рожково-накидной ключ 8-10, отвертка

3. Установить поршень 1 го цилиндра в ВМТ

Ключ рожковый 36

,0

4. Регулировать зазоры впускного и выпускного клапанов 1 го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

3

Зазор .

5. Регулировать зазоры выпускного клапана 2го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

1,5

6. регулировать зазоры впускного клапана 3 го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

1,5

7. Регулировать зазоры выпускного клапана 4 го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

1,5

8 Регулировать зазоры выпускного клапана 5 го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

1,5

Продолжение таблицы 3.1

Наименование операции перехода

Применяемое оборудование

Норма врем,

мин

Технические условия и указания

9. Регулировать зазоры впускного клапана 7 го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

1,5

10 регулировать зазоры впускного клапана 8 го цилиндра

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

1,5

11 Повернуть коленчатый вал на 3600

Ключ рожковый 36

2,0

12 Регулировать остальные клапана по схеме

Ключ рожковый 10х12

Щуп плоский

12,0

13 Поставить переднюю защитную крышку зубчатых шестерен

Ключ рожковый 10х12

.0

14 Поставить новую прокладку и установить крышку головки блока цилиндров

Ключ рожковый 12х14

,0

Затянуть по схеме от середины к краям

Итого

Номера клапанов считать по порядку от шкива распределительного вала.

4 Охрана труда

4.1 Условия безопасной работы по исключению опасных и

вредных  факторов на моторном участке

Охрана труда - это система законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических, гигиенических, лечебно - профилактических мероприятий и средств обеспечивающих безопасность сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

К работе слесарем по ремонту автомобиля допускаются лица, сдающие профессиональную подготовку, стажировку на рабочем месте.

При использовании ручного инструмента проверить визуально весь инструмент, необходимый в работе, неисправный заменить.

Установку двигателя на разборочный стенд и на стенд для обкатки двигателя после ремонта производить под руководством мастера.

Санитарные нормы обеспечиваются, прежде всего, вентиляцией. Задачей вентиляции является обеспечение чистоты воздуха и создания метеорологических условий в производственных помещениях.

Для того, чтобы обеспечить требования санитарных норм и П.Д.К. (предельных норм концентрации) на вредные вещества на моторном участке необходимо организовать механическую и естественную вентиляцию.

Механическая вентиляция позволяет поддерживать микроклимат в рабочих помещениях, постоянную температуру, относительную влажность вне зависимости от метеорологических условий снаружи.

Холодный наружный воздух, поступающий в вентиляционную установку, перед подачей в помещение предварительно нагревают в калориферах.

Для уменьшения распространения веществ на моторном участке применяют местную вытяжную вентиляцию.

Воздух из местных отсосов, содержащий вредные примеси, пред выбросом в атмосферу, должны проходить очистку в гидрофильтрах, а также в вытяжные системы должны иметь резервный вентилятор, автоматически выключающийся при остановке основного вентилятора.

Правильно выполненное освещение в производственном помещение обеспечивает возможность нормальной деятельности рабочих. От освещения зависит производительность труда и качество выполняемой работы.

На моторном участке имеется естественное освещение и комбинированное искусственное.

Количественной характеристикой естественного освещения является коэффициент естественного освещения (КЕО). Нормированное значение КЕО на моторном участке составляет 15.

Естественное освещение должно быть предусмотрено  в помещениях АТП с постоянным пребыванием людей. Без естественного освещения могут быть санитарно-бытовые помещения, помещения для хранения запасных частей, двигателей и складение. 

Запрещается загораживать окна и другие световые проемы материалами, оборудованием.

Световые проемы верхних фонарей должны быть защищена металлической сеткой от выпадения стекол, а очистку и мойку от загрязненных окон следует проводить не реже 2-х раз в год.

Искусственное освещение моторного участка осуществляется лампами дневного света.

Норма освещенности помещения составляет 750 лк 

Норма освещенности проходов должна составлять не менее 25% от общего освещения. Освещенность в контрольных точках производственного помещения следует проверять не реже 1-го раза в год после очередной чистки светильников и замены перегоревших ламп.

Техника безопасности при работе на участке

1) Общие требования:

-к работе на оборудовании, требующей специальной подготовки лица моложе 18 лет не допускаются;

-ежедневно перед началом работы необходимо осматривать инструмент и в случае неисправности своевременно сдать инструмент для замены;

-не пользоваться неисправным оборудованием, обязательно вывесить табличку, запрещающую работать на данном оборудовании;

-управление оборудованием должно быть лёгким и удобным;

-все механизмы должны иметь электрическую или другую  блокировку, отключающую механизмы оборудования;

-стационарное оборудование должно быть установлено на фундамент (если масса свыше 1 тонны);

) Перед началом работы:

-необходимо проводить инструктаж на рабочем месте перед началом работы;

-проверить исправность оборудования и инструмента;

-оборудование и инструменты должны быть чистыми;

-обязательное использование спец. одежды и обуви на твёрдой подошве;

) Во время работы:

-мыть руки перед технологическим перерывом или обедом, во избежание пищевых и других отравлений;

-запрещается пользоваться неисправным инструментом;

-инструмент использовать строго по назначению;

-запрещается курить на рабочем месте и на территории участка в целом;

) 0 По окончании работы:

-весь инструмент должен быть чистым;

-рабочие места необходимо убрать (убрать инструмент с верстаков);

-не разрешается использование бензина или керосина для мойки полов или стен;

-проверять исправность оборудования и инструмента по окончании смены;

-выключать оборудование по окончании смены. 

  1.  Обеспечение требований санитарных норм на участке

Основные требования санитарных норм содержится в санитарно-гигиеническом паспорте участка, представленном в таблице  4.1

Таблица 4.1-Санитарно-гигиенический пспорт.

Для создания микроклимата и сохранения работоспособности в течение всего рабочего используется механическая общеобменная вентиляция, которая позволяет поддерживать в рабочих помещениях постоянную температуру, относительную влажность, вне зависимости от метеорологических условий снаружи. Воздухообмен происходит за счёт использования электроэнергии, приводящей в действие вентиляторы.

В помещениях для проверки автомобилей, на которых предусмотрено проведение работ с работающим двигателем, должны устанавливаться местные вытяжки для удаления отработавших газов. Количество воздуха удалённого местной вытяжкой компенсируется приточной вентиляцией. Также необходимо применять приток воздуха при наличии осмотровых канав. Температура подаваемого воздуха в осмотровые канавы в холодный период года должен быть не ниже +16С.

Для создания теплового режима в зимнее время применяется отопление.

Для создания равномерного освещения рабочей зоны применяется совмещённое освещение. Количественной характеристикой естественного освещения принят коэффициент естественного освещения (КЕО), который представляет собой выраженное в процентах отношение естественной освещённости, создаваемой светом неба внутри помещения к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости, создаваемой светом полностью открытого небосвода.

КЕО зависит от характера зрительной работы, определяется общим наблюдением, нормируется при естественном освещении 0,3 и совмещённом 0,2 (естественное + искусственное).

Запрещается загораживать окна и другие световые проёмы материалами и оборудованием.

Искусственное освещение в помещениях должно удовлетворять требованиям СНИП. Нормы предусматривают преимущественное использование газоразрядных источников света.

4.3 Обеспечение электробезопасности на моторном участке 

Основные причины поражения электрическим током:

-непреднамеренное прикосновение к токоведущим частям;

-прикосновение к нетоковедущим частям оборудования, случайно оказавшимся под напряжением из-за пробоя изоляции или неисправности защитных устройств;

-попадание под шаговое напряжение в зоне замыкания фазы на землю на расстоянии менее 10 м;

-нарушение правил технической эксплуатации электроустановок и техники безопасности.

Классификация помещений:

1 класс - помещения с повышенной опасностью. Они характеризуются повышенной влажностью воздуха (более 75 %), осаждением на проводах пыли, наличие токопроводящих полов и частой возможности одновременного прикосновения человека к металлическим частям электрооборудования.

класс - особоопасные помещения с влажностью близкой к 100%, химически активной средой.

класс - помещения без повышенной опасности, без перечисленных условий, дающих повышенную опасность.

При нормальном режиме работы электроустановки и продолжительностью воздействия на человека сила тока и напряжение при частоте 50 Гц не должны превышать 0,3 мА и 2 В. Смертельным считается прохождение через организм тока 100 мА и больше, а также напряжение выше 42 В при воздействии на организм более 3 секунд.

Защита от электрического тока представлена в таблице 4.2

Таблица 4.2 -  Защита от электрического тока

Факторы

Единицы

измерения

По

норме

Категория

работ

Класс

Электроопасности

Категория пожарнойопасности

1

Температура воздуха:

-внутри

-снаружи

С

-22

+10 и выше

Средней тяжести 2Б. (энергозатраты

-293 Дж/с)

С повышенной электроопасностью.

Пожароопасное, категория Д.

2

Влажность

%

-40

3

Запылённость.

Вредные примеси:

-окислы азота

-акролеин

-сажа

-бензин

-пыль

-масло

мг/м3

,2

,2

Загазованность

Запыленность

мг/м3

мг/м3

,2

5

Скорость движения воздуха

м/сек

,4

6

Шум

ДБ

-80

7

Освещённость

лк

(300)

Мероприятия по защите от эл.тока

Напряжение, сила тока, частота

Сущность

Где используется

Коллективные

1

Зануление

220/380 В.

эл. соединение металлических частей с заземлением

Для общего освещения

2

Заземление

до 1000 В.

эл. соединение для электроустановок

Для эл. Стендов,

сварочных аппаратов

3

Защитное отключение

до 1000 В.

Быстродействующая защита до безопасного напряжения

Для эл. Стендов, не имеющих зануление или заземление

4

Малое напряжение

не более 42/36 В.

Уменьшение эл. опасности

Переноски

5

Основная изоляция

до 1000 В.

Для электро безопасности.

В осмотровых канавах

1

Инструмент с изолированными рукоятками

до 1000 В.

Для увеличения омического сопротивления человека

Для ремонта эл. приборов

2

Указатели напряжения

до 1000 В.

Для ремонтных работ

Индивидуальные

Продолжение таблицы 4.2

.4 Пожарная безопасность на моторном участке 

Причины возникновения пожаров:

-неисправность отопительных приборов;

-нарушение изоляции в освещении;

-наличие статического электричества;

-использование ЛВЖ для мойки двигателей и агрегатов;

-неправильное хранение ГСМ;

-нарушение технологического режима при огневых работах (сварка) и при покраске.

Для создания противопожарного режима необходимо (данное помещение относится к категории Д):

-систематически вывозить отходы и мусор;

-стены должны быть изготовлены из несгораемых материалов;

-обязательно должны быть эвакуационные выходы;

-подходы, подъезды должны быть свободными и в тёмное время суток освещёнными;

-использовать электропожарную сигнализацию автоматического действия (тепловые извещатели: ДТЛ, АТИМ-1, АТИМ-3, АТП-3М).

Ответственный за пожарную безопасность является механик участка. При аварийной ситуации (возникновение пожара) участвует в тушении рабочий, входящий в добровольную пожарную дружину.

Выбор типа и количества огнетушителей производится в зависимости от огнетушещей способности, предельной площади участка и класса пожара в защищаемом помещении.

Класс пожара Д, Е.

Каждое помещение оснащается первичными средствами пожаротушения - огнетушителями. Их следует располагать на видных местах, вблизи от выходов из помещения, на высоте не более 1,5 метров. Каждый огнетушитель, установленный на объекте должен иметь порядковый номер.

На участке диагностики, на пожарном щите находится 2 огнетушителя ОПС-10 (огнетушитель порошковый, специальный, 10 литров, время действия 30 сек., длина струи 2,5 метра, широкая область применения).

.5 Организация контроля над состоянием охраны труда, техники 

безопасности и производственной санитарии. Трёхступенчатый

контроль

Трёхступенчатый контроль - это действенный и эффективный метод борьбы за улучшением условий труда.

Первая ступень - ежедневно, в начале рабочего дня мастер с общественным инспектором по охране труда обходит все рабочие места. При обнаружении неполадок или нарушений правил по технике безопасности необходимо принять меры по их устранению и записать в книгу мастера. При обнаружении недостатков, которые мастер не в состоянии устранить самостоятельно, он должен обратиться к начальнику цеха или главному механику предприятия.

Вторая ступень - еженедельно, начальник участка с представителем комиссии охраны труда обходят свои участки. Все замеченные недостатки вносятся в журнал и определяются лица, ответственные за их устранение. Если то или иное мероприятие выполнить силами  участка нельзя, то в известность ставится главный инженер предприятия.

Третья ступень - раз в месяц, главный инженер, инженер по технике безопасности, медицинский работник и представитель местного комитета проверяют состояние техники безопасности и промышленной санитарии на всех участках. По результатам составляется протокол, и устанавливаются сроки исполнения. После таких проверок главный инженер ежемесячно проводит совещание по технике безопасности, на котором присутствуют все инженерно-технические работники, члены комиссии охраны труда, общественные инспекторы, представитель местного комитета, составляются планы по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии по предприятию в целом.

Создание стройной трёхступенчатой системы контроля позволит снизить до минимума производственный травматизм на предприятии.

4.6 Расчет освещенности, вентиляции, водоснабжения и отопления

4.6.1. Расчет освещенности

Расчет освещенности представлен в соответствии с таблицей 4.3

Таблица 4.3Исходные данные

Мероприятия по защите от эл.тока

Напряжение, сила тока, частота

Сущность

Где используется

3

Коврики и изолирующие подставки

до 1000 В.

Для ремонта электро- приборов, а также в осмотровых канавах

Защита от статического электричества

1

Нейтрализаторы

Не выше 100 Ом

Повышать электрическое сопротивление при работе с электрооборудованием

Для Электрооборудования

2

Увлажняющие устройства

3

Заземляющие устройства

4

Экранирующие устройства

5

Спец.одежда

6

Браслеты

Расчётный показатель

Обозначение

Величина, размерность

Длина помещения

l

12м

Ширина помещения

А

6 м

Высота помещения

H1

4,5 м

Высота подвеса светильника над рабочей поверхностью

H2

0,8 м

Минимальная освещенность по норме

Е

300 лк

Коэффициент запаса лампы

k

,4

Коэффициент минимальной освещённости

лл

Световой поток лампы

Ф, лл

Коэффициент отражения потолка

Rпот

Коэффициент отражения стен

Rст

Коэффициент отражения пола

Rп

Расчёт потребного числа светильников представлен в соответствии с таблицей 4.4.

Таблица 4.4Расчёт потребного числа светильников

Расчётная формула

Обозначение

Расчёт. Размерность

Коэффициент использования светового потока

F %

,34

Индекс помещения

i = (А · В) / Н · (А+В)

i

(12·9)/3,7(12+9) =1,38

Площадь помещения

S = А · В

S

12 · 9 = 108 м2

Количество ламп

N = (Е · k · Sn )/(F · Ф)

N, шт

(300 · 1,4 · 108) /(0,34·5100)=17,43

Принимаем 18

Количество светильников

Nсв = N/n

Nсв, ШТ

18/2=9

Принимаем 9

Высота подвеса светильник над рабочей поверхностью

м

Hр=h1-h2=3,7

Для принятия в дальнейшем коэффициента светового потока, необходимо определить индекс помещения.

Индекс  помещения I, определяется по формуле 

i = ,                        (4.8)

где В - длина помещения, м;

А- ширина помещения. м;

Нр- высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м.

             Тогда           i =(12·9)/3,7(12+9) =1,38

Число ламп N, ед, обеспечивающих требуемую освещённость помещения определяется по формуле 

N = ,                       (4.9)

где Е - минимальная освещённость по норме, лк. Значение норм 

освещённости помещений и производственных участков СТО ;

                           К - коэффициент запаса лампы, необходимый для компенсации 

потерь освещения из-за её запылённости. Коэффициент запаса 

принимается равным 1,2 - для галогеновых ламп и ламп 

накаливания, 1,4 - для разрядных ламп;

       Sn  - площадь помещения, м2;

       ФСветовой поток лампы

F - коэффициент  использования светового потока.

                   Определяется в % и зависит от типа лампы, и светильника, 

коэффициента отражения потолка - Rпот , стен Rст и пола RП 

- которые принимаются экспертным путём от  световой гаммы  

окраски (покрытия) и чистоты пола, потолка и  стен, а также и 

индекса помещения. 

        Тогда            N = =18 шт.

Количество светильников Nсв, шт, определяется по формуле 

                                   Nсв =,                               (4.10)

где  n - количество ламп в одном светильнике, шт.

Тогда

Nсв ==9 шт.

Принимаем 4.

Исходя из расчётов можно использовать светильники УСП, с люминесцентными лампами в количестве 18 штук мощностью 40 Вт (в светильнике 2 лампы мощностью 40 Вт каждая).  Для экономии электроэнергии можно использовать энергосберегающие или диодные лампы.

4.6.2.  Расчёт вентиляции

Расчёт вентиляции сводится к определению  воздухообмена, необходимого для удаления вредностей и избыточного тепла в помещении  моторного участка.

Количество тепла от людей Qизб. л, кВт,  определяется  по формуле 

Qизб. л  = 0,116·(Nn + NВр · ),                     (4.11)

где 0,116 - тепло выделяемое одним человеком, кВт;

      Nn - число людей постоянно находящихся на участке, чел. 

Принимается от явочного числа рабочих, которые целую 

смену на  участке;

      NВр - число людей из числа рабочих, которые часть времени 

работают на постах ТО и ремонта (снятие, установка, 

регулировка   оборудования);

       П - процент времени рабочего NВр , нахождения на участке, 

%, принимаем 75%.

Тогда

Qизб. л  = 0,116·(1 +1 ·75/100)=0,2кВт.

Количество тепла от оборудования Qизб. об  , кВт, по формуле

Qизб. об  = Моб · 0,2 · П/100,                    (4.12)

где Моб - установленная (общая) мощность оборудования на 

участке, кВт;

       0,2 - тепло выделяемое работающим оборудованием в 1 кВт;

       П - процент времени работы оборудования, %, принимаем 

25%.

Тогда

Qизб. об  = 20 · 0,2 · 25/100 =1,0 кВт