64133

Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право на достойный уровень жизни: общая характеристика Понятие и сущность права на достойный уровень жизни. Нормативная правовая база обеспечения права на достойный уровень жизни в РФ. Зарубежный опыт правового регулирования права граждан на достойный уровень жизни.

Русский

2014-07-01

390.9 KB

204 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……

6

Глава 1. Право на достойный уровень жизни: общая характеристика..........

8

1.1 Понятие и сущность права на достойный уровень жизни...……

8

1.2 Нормативная правовая база обеспечения права на достойный уровень жизни в РФ……………………………………………………….

20

1.3  Зарубежный опыт правового регулирования права граждан на достойный уровень жизни………………………………………………..

33

Глава 2. Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.……………………………………………………….

35

2.1 Основные формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения……………………..

35

2.2 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России………………………………………………………

42

Заключение……………………………………………………………………….

54

Список использованной литературы…………………………………………...

56


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что уровень жизни является одной из самых важных социальных категорий. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их использования и степень удовлетворения разумных потребностей.

В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни , труда, занятости. В данное время в нашей стране, социальное и экономическое развитие не на высоком уровне, экономика очень влияет на все структуры нашей деятельности. Нужно заметить, что условия жизни каждого человека зависят от его доходов, этим и определяется  его уровень жизни. 

Цель исследования – провести исследование и рассмотреть нынешнюю ситуацию прав человека на достойный уровень жизни.

- рассмотреть сущность права и его структуру;

- исследовать нормативную правовую базу;

- сделать вывод по проделанной работе, используя данный материал.

Задачи исследования:

- определить понятие права на достойный уровень жизни,
- исследовать механизм реализации права на достойный уровень жизни,
- выявить проблемы реализации права на достойный уровень жизни
- определить перспективы развития права на достойный уровень жизни.

Объектом исследования являются законы о правах населения на достойный уровень жизни.

Предметом исследования являются права человека: социальные, материальные и духовные.

Теоретическая основа исследования. В дипломной работе анализировались законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам прав граждан на достойный уровень жизни. В работе автор опирался на труды таких исследователей как: Азарова Е.Г., Миронова Т.К., Аронов А.В., Олейников В.Н., Андреева Е.М. 

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, например, системное и комплексное исследование, дедукция и индукция, анализ и синтез, толкование закона, сравнительный анализ, методы аналогии права и аналогии закона. Их применение позволило проанализировать практическое и теоретическое значение темы и выявить особенности и проблемы как в законодательстве, так и в применение его на практике. 

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников литературы.

.


Глава 1. Право на достойный уровень жизни: общая характеристика
1.1 Понятие и сущность права на достойный уровень жизни 

Уровень жизни населения представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, культурных и бытовых услугах. В перечень материальных благ входятпродукты питания, обувь, одежда , предметы культуры и быта, жилища. К бытовым услугам относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги. Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования. Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни».

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни:
)
выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке;
)
анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
)
оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;
)
общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения.

Уровень жизни в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, структурой и объёмом национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения доходов. Уровень жизни является сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя характеризующего уровень жизни.
Показатели используемые для характеристики уровня жизни, можно разделить на три вида:
-  синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);
-
 натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);
-
 показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

Уровень жизни характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому, наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей характеризующих возможности потребления. Например к ним относится фонд потребления или уровень дохода. Госкомстатом СССР была принята «Система статистических показателей социально-экономического развития СССР», имеющая в своем составе раздел «Социальное развитие и уровень жизни народа». Это наиболее детально разработанная система показателей из числа применявшихся в практике государственной статистикив ней 284 основных показателя, сведенные в 20 тематических групп.
. Социальная структура общества.
. Занятость населения и условия труда.
. Участие трудящихся в управлении государством и общественной жизни.
. Доходы населения.
. Денежные сбережения населения.
. Оплата труда.
. Общественные фонды потребления.
. Социальное и бытовое обслуживание населения. В том числе:
а) торговля, общественное питание; 
б) транспорт и связь;
в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;
г) здравоохранение, физическая культура, туризм; социальное обеспечение; 
д) народное образование; 
е) культура и искусство.
. Потребление материальных благ и услуг населением.
. Имущество населения.
. Бюджет семьи.
. Бюджет времени населения.
. Моральная статистика. В том числе: 
а) преступность;
б) административные правонарушения; 
в) социально опасные явления, способствующие совершению преступлений.

Приведенная система показателей, ее объем и структура, включающая наряду с показателями благосостояния характеристики социальных сторон жизни, более подходят для описания скорее образа, чем собственно уровня жизни. Ранее, в годы «развитого социализма», такой подход был очень удобен для оправдания существенного отставания нашей страны по многим показателям уровня жизни от развитых капиталистических и большинства европейских стран социалистического лагеря. Однако в современных условиях использовать данную систему показателей невозможно, даже сняв с нее идеологическую нагрузку и выделив лишь те показатели, которые характеризуют именно уровень жизни. Невозможно, прежде всего по следующим причинам: изменились социально-экономические основы общественного развития в стране, значительно возросла дифференциация, более того, возникла даже поляризация населения по уровню жизни, наконец, произошли изменения и в практике и методологии статистики и учета. Поэтому необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России.

Система
 эта включает следующие разделы:
1) обобщающие показатели (фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.д.);
)
доходы населения;
)
потребление и расходы населения;
)
денежные сбережения населения;
)
накопленное имущество и жилище;
)
социальная дифференциация населения;
7
) малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит завершенной. Так, в нее включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимумэто уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет - это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму». Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3 - 4 раза больше, чем первого. Однако все становится понятно, если учесть, что конкретная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на пять лет позднее, чем минимального потребительского бюджета, и рассчитана «на короткий кризисный период времени». Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов. Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше.

На современном этапе социальная функция государства в России претерпевает значительные изменения. Но аналогичные изменения происходят во всем мире. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойный уровень жизни для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени "социальности" государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах). Именно этот критерий определяет степень "социальности" современного неопатерналистского социального государства. Значимы изменения и в субъектном составе социальной функции, так как происходит активная ее приватизация. Принцип активизации включения трудоспособных реципиентов в трудовую сферу является основополагающим принципом модифицированной социальной функции и определяет изменение вектора развития социальной функции современного государства, что позволяет позиционировать ее новую концепцию.
Сегодня четко вырисовывается контур нового неопатерналистского социального государства, осуществляющего социальную функцию на базе иных, нежели у патерналистского социального государства, принципов. Неопатерналистское социальное государство - это новый исторический этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство - это вовсе не этап развития правового государства, а именно этап развития государственно-организованного общества в целом. И мы не можем согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления, и толкуют о фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия. Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязано осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант - оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно. Таким образом, идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации еще в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент РФ, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа "Семью для каждого ребенка", а с другой - "монетизация льгот", которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. "Монетизация льгот" - уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают данную ситуацию весьма пессимистично: "Реформа льгот - лишь "первый звоночек" в реализации нашим правительством гораздо более впечатляющего и ужасающего проекта "монетизации прав человека". Речь идет о запланированных и отчасти уже начатых реформах образования, здравоохранения, науки, культуры. Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным Законом принципы социального государства". Конечно, можно публично сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своего осуществления, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, но более продуктивный путь - беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, новые методы ее осуществления.

В современной России социальная функция реализуется в основном через государственно-организованную деятельность, которая осуществляется путем оказания социальной услуги и административной услуги. Социальную услугу могут оказывать органы, учреждения и предприятия публично-властные (например, образовательную услугу может оказать государственное образовательное учреждение) и структуры гражданского общества (ту же образовательную услугу может оказать и негосударственный вуз).
А вот административную услугу (например, перераспределение доходов путем финансирования льгот и компенсационных выплат из государственного бюджета) оказывают публично-властные структуры, этот аспект решения социальных проблем находится исключительно в их компетенции. Таким образом, выявляются различия между социальной услугой и административной услугой, хотя и то и другое является государственно-организованной деятельностью. Социальные услуги оказывают и институты гражданского общества, и органы публичной власти одновременно, по сути, являясь соакторами осуществления социальной деятельности. Социальная функция, осуществляется в той или иной форме на любом этапе его развития.

Необходимо остановиться на структуре социальной функции государства. Это образование, здравоохранение, художественная культура, пенсионное обеспечение. В структуре социальной функции государства по акторам можно выделить следующие элементы: граждан (налогоплательщиков); местные органы публичной власти; региональные органы публичной власти; центральные органы публичной власти и государство в целом.

В сфере образования авторами реализации социальной функции в виде образовательной услуги могут быть граждане, местные органы публичной власти, региональные органы публичной власти, центральные органы публичной власти. Так, имеют место частные дошкольные учреждения, частные школы, частные колледжи, организованные гражданами (налогоплательщиками). Причем в этом случае граждане могут быть одновременно и учредителями вышеуказанных учреждений, и получателями образовательной услуги одновременно. Местные органы публичной власти также могут стать (и становятся) учредителями образовательных учреждений. Муниципальные дошкольные учреждения, муниципальные школы - это традиционная норма российской жизни. Региональные органы публичной власти также могут стать учредителями образовательных учреждений и оказывать образовательные услуги населению. Центральные органы публичной власти также становятся либо учредителями от лица государства либо от собственного лица. Учреждать и финансировать профессиональные отраслевые колледжи могут совместно и органы государственной власти, и заинтересованные корпорации.

Качество образовательной услуги различается в государственных и негосударственных учреждениях. Для современной российской действительности характерны следующие моменты: на уровне дошкольного воспитания и школьного образования частная услуга в подавляющем большинстве случаев преобладает по качеству над муниципальной и государственной услугой. А вот на уровне начального профессионально-технического обучения и колледжей она сегодня только начинает претерпевать изменения в сторону смещения ролевой активности в пользу частных и корпоративных структур. На уровне высшего профессионального образования частная услуга иногда уступает государственной, но, видимо, это всего лишь вопрос времени. И в ближайшее десятилетие ситуация изменится и в сфере высшего образования.

Таким образом, образовательная услуга не является сферой исключительно публично-властных структур. Она может оказываться, и ее оказывают и частные лица, и корпорации.

В сфере здравоохранения можно проследить аналогичную ситуацию. Здесь также в роли акторов осуществления социальной услуги выступают и граждане, и местные органы публичной власти, и региональные и центральные органы публичной власти. Муниципальные лечебные и поликлинические учреждения, аналогичные учреждения публичной власти на региональном и центральном уровнях - это традиционные, привычные с советских времен учреждения. Но сегодня в России медицинская услуга даже более активно, чем образовательная, осваивается частными лицами, как отдельными гражданами, так и частными корпорациями: медицинская услуга также не является исключительной прерогативой публичной власти. Все они выступают в роли соакторов реализации социальной функции в аспекте художественной культуры. На практике сосуществуют государственные, муниципальные и частные музеи, государственные, муниципальные и частные галереи, государственные, муниципальные и частные филармонии и т.д. и т.п. Но, наиболее волнующим и актуальным аспектом проявления социальной функции государства практически для всех социальных групп современного российского государственно-организованного общества является пенсионное обеспечение. Трудно определить наиболее важный аспект данной проблемы - они все равновелико важны. Но, по нашему мнению, наиболее существенным моментом является институциональное изменение пенсионной системы. Отметим следующее: пенсионную услугу может оказывать не только государство в целом или органы местной, региональной и (или) центральной власти. Пенсионная услуга не является исключительной прерогативой государственных структур, она может оказываться и корпорациями, и частными структурами, что и имеет место в ряде государств. Соакторство в сфере пенсионной услуги особенно свойственно корпоративному типу социального государства (Германия), где уже достаточно длительный срок сосуществуют, дополняя друг друга, государственные и корпоративные пенсии.

Для современной России неотъемлемым элементом социальной функции является система государственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Ее можно определить как систему законодательно гарантируемых государством параметров жизнеобеспечения всех и особенно наиболее незащищенных слоев населения. Но в современных условиях пенсия слабо зависит от трудового вклада. Совсем не учитывает вклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фонд взносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а слабее всего - заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительно низким. Как отмечают некоторые исследователи, "нынешняя пенсионная система не несет в себе экономических стимулов к регулярной уплате пенсионных взносов с реальной заработной платы. Более того, общий низкий уровень слабо дифференцированных пенсионных выплат превращает всю эту систему из вида социального страхования в разновидность социальной помощи". И в России могут иметь место частные, корпоративные пенсионные услуги, наравне с государственными, но на сегодняшний день система профессиональных страховых пенсий у нас не развита, хотя российские этнокультурные традиции вполне позволяют часть пенсионных гарантий переложить с государственных органов непосредственно на плечи частных производственных корпораций.

Идея неопатерналистского социального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться.

Следует отметить, что приватизация социальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо иными акторами, но под обязательным и постоянным контролем органов публичной власти и с их субсидиарным финансированием в случае необходимости, а соответствующие группы населения должны иметь государственные гарантии социальной помощи.


1.2 Нормативная правовая база обеспечения права на достойный уровень жизни в РФ

Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения права на достойный уровень жизни человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, единый механизм защиты прав человека в Европе. Европейская Социальная Хартия закрепляет общие принципы политики Совета Европы в области социального прогресса.

Хартия носит декларативный характер: страны-участницы обязуются обеспечивать своему населению достойную жизнь. Значительная часть прав человека, закрепленных в хартии, прописана и в российском законодательстве. Однако есть и такие требования, поручиться за исполнение которых Россия пока не в силах. В стране существуют серьезные социально-экономические проблемы, а ряд положений российского законодательства не соответствует положениям Хартии.

Ратификация Хартии способствовала бы более активному проведению в нашей стране социальной политики. Вопрос о присоединении к Хартии поставил перед нашими законодателями необходимость привести в соответствие с европейскими стандартами российское социально-трудовое законодательство, и, прежде всего, те его положения, которые обеспечивают правовую социальную защищенность граждан России1.

Сравнивая с основными нормами Европейской социальной хартии, нормы российского законодательства, можно сказать, что многое уже сделано по приведению его в соответствие с европейскими стандартами.

Законодательство Российской Федерации в значительной части соответствует требованиям Социальной Хартии. Однако присоединение к этому документу обязывает государство не только закрепить соответствующие нормы в национальном законодательстве, но и обеспечить их практическую реализацию.

Предусмотренные Хартией механизмы международного контроля за обеспечением трудовых, социальных, семейных, образовательных, экологических, жилищных прав человека могут способствовать, в случае ее ратификации, преодолению существующего социального и экономического кризиса.

Несмотря на реальную активизацию государства в области реализации приоритетных национальных проектов, направленных на повышение качества жизни россиян, по-прежнему наиболее значимыми для России являются такие нарушения требований Хартии, как массовая безработица, невыплаты заработной платы, пенсий и детских пособий, неудовлетворительный уровень социального обеспечения, отсутствие государственных мер социальной и экономической защиты семьи, нарушения права работников на вознаграждение, обеспечивающее им и их семьям достойный уровень жизни, нарушения права пожилых людей на социальную защиту и достойную жизнь и права на доступное жилье для людей, не имеющих достаточных средств, а также пренебрежение правами мигрантов.

Недостаточное внимание государства к социальной молодежной политике, отсутствие ювенальной юстиции при широкомасштабном применении репрессивных мер по отношению к молодым правонарушителям, а также сверхвысокий уровень детской бездомности и подростковой безнадзорности делают невозможным выполнение требования Хартии об обеспечении специальной защиты детей и молодежи от физических и моральных опасностей и права детей на социальную и юридическую защиту.

Многочисленные нарушения происходят в сфере трудовых правоотношений, прежде всего в негосударственном секторе. Ограничивается деятельность независимых профсоюзов. Не соблюдается право инвалидов на труд и занятость. Ратификация хартии, по идее, должна стать подтверждением намерений официальных лиц государства подписаться под всеми законодательными актами Совета Европы. Однако Европейскую социальную Хартию можно расценивать как один из самых сложных документов, действующих в рамках Совета Европы. В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую Россия подписала и ратифицировала, Европейская социальная хартия подразумевает обязательства не только юридического, но и фактического порядка. То есть уровень развития экономики государства должен позволять ему исполнять эти обязательства. С этим связано и то, что большинство положений Социальной хартии, цель которой - добиться соблюдения прав и свобод граждан стран Совета Европы, в основном опирается на национальные законодательства в области защиты материнства и детства, Трудовой кодекс и т.д. При этом ряд положений содержат в себе существенные оговорки.

Думается, что Россия пока не готова к исполнению положений Европейской социальной хартии, так как уровень развития российской экономики, правовая культура, отношения между работодателями и работниками еще недостаточно адекватны ее уровню. Впрочем, на ратификацию Конвенции о правах человека понадобилось два года, в течение которых российское законодательство было адаптировано к европейским стандартам.

По большому счету, Социальная хартия - это политический документ, очерчивающий социальную идеологию Совета Европы. Она закрепляет базовые принципы демократического государства, многие из которых в принципе содержатся и в Конституции РФ. Однако формулировки, которые содержатся в хартии, еще более трудноисполнимые, чем те, что содержатся в Европейской конвенции по правам человека. Действие хартии можно объяснить юридическим термином «норма-принцип». Это не норма, которая имеет непосредственное действие.

Например, Конвенция по правам человека содержит нормы, которые гарантируют гражданам конкретные права. Здесь же речь идет скорее о принципах, которые должны реализовываться в национальном законодательстве и в практике его применения.

Например, в российской Конституции есть такой норма-принцип: цель, смысл и содержание деятельности всех государственных органов заключается в том, чтобы охранять права человека.

Если человек считает, что в какой-то ситуации какой-либо государственный орган не защищает ваши права, например, милиция, вы можете на основании этой конституционной нормы предъявить претензии. Но чтобы довести это дело до суда, нужно нарушение конкретного закона с его стороны.

Хартия может быть ратифицирована в ближайшее время, но это будет политическое решение, которое наложит большие обязанности на Российскую Федерацию как социальное государство. И будет означать его готовность выполнять эти обязательства.

Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие виды достойного уровня жизни - социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.
Таким образом, структура конституционного права на достойный уровень жизни как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

1) право на пенсионное обеспечение;
2) право на социальные пособия и компенсации;
3
) право на социальное обслуживание;
)
право на медицинскую помощь;
5) право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды достойного уровня жизни. В практическом аспекте право на достойный уровень не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане.Факт закрепления права на достойный уровень жизни в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве достойного уровня жизни.

Право на достойный уровень закрепляют конституции и уставы субъектов Российской Федерации. При этом большинство из них дублируют положения ст. 39 федеральной Конституции. Некоторые субъекты в конституциях и уставах не только провозглашают право на достойный уровень, но и устанавливают дополнительные гарантии этого права. Думается, в конституциях и уставах субъектов РФ не должны повторяться правовые нормы, регулирующие те права граждан в сфере достойного уровня жизни, которые закреплены в Конституции РФ, и перспективой развития конституционного (уставного) законодательства субъектов должно стать установление гарантий реализации прав граждан в сфере достойного уровня жизни.

Закрепление права на достойный уровень жизни в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека в ст. 22 провозгласила право каждого как члена общества на достойный уровень жизни и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признал право каждого человека на достойный уровень жизни, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, право на достойный уровень признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

В настоящее время государственным ориентиром в области достойного уровня жизни является прожиточный минимум, установленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум должен определяться ежеквартально в целом по России и в каждом субъекте РФ. Минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования установленных на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначен для оценки уровня жизни населения субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на очевидность того, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку в этом случае физическое выживание просто невозможно, суммы пенсий, пособий, стипендий, получаемые гражданами, значительно ниже прожиточного минимума. Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в III квартале 2013 г. составило 19,4% (в III кв. 2012 г. - 18%); минимального размера выплат пенсионерам с их прожиточным минимумом - 40,7%; ежемесячного пособия на ребенка с прожиточным минимумом для детей - 3,4% (в 2012 г. - 4,8%). В настоящее время провести аналогичный анализ не представляется возможным. Означает ли это, что федеральные власти не желают ориентироваться даже на минимальные стандарты в области достойного уровня жизни и снимают с себя всю ответственность за социальное благополучие населения?

Это особенно тревожно в условиях вымирания населения России. Численность населения в Российской Федерации за последние 10 лет значительно снизилась. Возрастает количество лиц, не способных заработать себе на жизнь в силу возраста и состояния здоровья и нуждающихся в социальном обеспечении.

Учитывая комплексный характер права на достойный уровень жизни, представляется необходимым разработать и ввести в действие государственные социальные стандарты в каждой области достойного уровня жизни. Ориентирами в их разработке должны стать не только минимальные социальные гарантии (такие, как прожиточный минимум), но и средние социальные стандарты, позволяющие не только выживать, но и обеспечивать приемлемый уровень жизни.

В пенсионном обеспечении размер базовой части трудовой пенсии по старости должен быть не ниже прожиточного минимума, а общая сумма пенсии должна быть приближена к величине средней заработной платы по стране.

В обеспечении социальными пособиями необходимо выработать минимальные размеры каждого вида государственных пособий, но они должны быть не ниже прожиточного минимума для неработающих граждан и не ниже среднего заработка по месту работы для граждан, имеющих работу.

В области социального обслуживания ориентиром должен быть набор бесплатных для населения услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания.

В области здравоохранения необходимо разработать перечень видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно.

Не менее важно и то, что обо всех этих стандартах необходимо информировать население при помощи СМИ. Сделав область государственных стандартов в сфере достойного уровня жизни открытой для контроля со стороны населения, можно рассчитывать на действенность этих нормативов.

Идея формирования отрасли социального права привлекает достаточно серьезное внимание ученых. Вопросы, касающиеся социального права, рассматриваются, как правило, в рамках исследований по конституционному праву. Но они затрагивают проблемы права на достойный уровень.

В общественной практике все более широкое распространение получает концепция социального права, в силу которой в одних случаях понятие социального права отождествляется с понятием права на достойный уровень, а в других - право достойного уровня жизни рассматривается как составная часть социального права.

Разведение смежных с правом достойного уровня жизни понятий, осознание их различной природы имеет не только теоретическое, но и важное методологическое и практическое значение. Поэтому наука права на достойный уровень не должна быть безучастной к происходящим процессам.

Вопрос о праве на достойный уровень жизни поднимался отечественными учеными еще в рамках советской правовой науки, но не находил положительного ответа: "Как представляется, найти убедительные аргументы в пользу выделения в правовой системе нашей страны особого социального права пока трудно. Концепцию такой отрасли права, которое бы включило все нормы, регулирующие социальные отношения, обосновать было бы очень сложно прежде всего потому, что предмет регулирования слишком разнороден и в настоящее время социальные отношения регулируются различными отраслями права".

Система реализации права на достойный уровень жизни является наиболее адекватным в условиях рыночной экономики механизмом защиты от социальных рисков. Цивилизованное общество созрело до понимания того, что любому члену общества в любой сфере общественных отношений может быть необходима поддержка. Такое понимание вполне соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, поскольку создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляется посредством реализации гражданами всех прав.
В целях обеспечения возможности реализации каждым человеком принадлежащих ему прав социальным государством устанавливаются гарантии социальной защиты.Формирующийся массив законодательства убедительно показывает, насколько многогранна и многоаспектна палитра правовых норм, регулирующих отношения в области социальной защиты. Сегодня нет отрасли права, которая хотя бы в самой минимальной степени не затрагивала эти вопросы. Социальное государство как бы посылает "социальный импульс" всем отраслям права, что отражается в содержании их правовых норм.

Активный процесс развития законодательства в рассматриваемой плоскости общественных отношений является основой теоретических выводов ученых о формировании комплексной отрасли социального права. Сможет ли она охватить все правовые нормы, регулирующие отношения в реализации права на достойный уровень жизни? Ответ однозначен - нет. Ни одна комплексная отрасль права не в состоянии вобрать в себя и удерживать в более или менее структурированном виде близкие по содержанию, субъектному составу, иным параметрам нормы практически из всех отраслей отечественного права. Безусловно, останутся нормы, не входящие в комплексную отрасль социального права. Следовательно, задача объединения правовых норм не будет выполнена в полном объеме. И еще один негативный результат: в случае, если право достойного уровня жизни будет рассматриваться как составная часть комплексной отрасли социального права, роль самостоятельной отрасли (т.е. права на достойный уровень) будет существенно принижена. Она растворится в огромном массиве правовых норм разноотраслевого характера. Весьма сомнительно, что качество и эффективность правового регулирования при этом повысятся. Следует признать, что проблема упорядочения правовых норм, регулирующих отношения в сфере социальной защиты, объективно существует. Весьма актуальной является необходимость совершенствования законодательства на основе единообразного определения субъектного состава, понятийного аппарата, терминологии, устойчивых юридических конструкций и т.п. во избежание несоответствия, несогласованности, противоречивости норм, регулирующих отношения по обеспечению социальной защищенности человека. Но решение этой задачи не может являться основой формирования новой отрасли отечественного права.

Вместе с тем следует учитывать, что в связи с формированием всеобъемлющей системы социальной защиты идет усложнение системы достойного уровня жизни и, соответственно, права на достойный уровень. Появляются новые особенности правового регулирования в этой сфере: расширяется круг субъектов, изменяется характер правоотношений, появляются новые социальные риски, идет становление различных уровней правового регулирования и т.д. Самое главное - происходит всестороннее интенсивное развитие социального страхования. Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено возрождением страховых начал в социальном обеспечении.

Можно сказать, что отрасль находит себя в новом качестве. Превалировавшее ранее государственное начало в условиях изменения экономических устоев общества уступает место общественной составляющей, отражающей заботу общества о своих членах в условиях становления рыночной экономики и гражданского общества. Это, прежде всего, стимулирует поступательное развитие социального страхования. Достойный уровень жизни (в узком смысле слова) сохраняется, но в большей степени, чем ранее, проявляются его негосударственные формы (например, на муниципальном и локальном уровнях правового регулирования). В целом происходит более четкая дифференциация между социальным страхованием и социальным обеспечением в зависимости от того, на какой основе (страховой или нестраховой) граждане осуществляют реализацию своих прав на получение материальных благ. Признаки данного процесса проявляются не только в законодательстве, но и в теоретических основах права на достойный уровень. Это свидетельствует о способности отрасли к дальнейшему развитию и является еще одним аргументом в пользу сохранения ее самостоятельности.

Таким образом, право человека на достойную жизнь определяется как право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях


1.3  Зарубежный опыт правового регулирования права граждан на достойный уровень жизни 

Германиястрана с социально-ориентированной экономикой. Это означает, что люди, проживающие на ее территории (как граждане, так и не граждане), имеют определенный минимум уровня жизни.

Он включают в себя права на жилье, мед. обслуживание, удовлетворение потребностей в необходимой одежде и питании, безопасности и отстаиванию своих прав в судебном порядке. Отличительная черта функционирования немецкой экономики заключается в том, что абсолютно все эти права реализуются на практике.

Итак, начнем по порядку:

Жилье

Согласно закону все проживающие на территории страны люди имеют право на жилье. Предусмотрены такие минимальные нормы: на одного человекакв.м, на двоихкв.м, на троихкв.м. и так далее. Семья, состоящая из четырёх человек, имеет право на 4-комнатную квартиру. Право на жилье применимо и по отношению к животным. На улицах нет ни одной бездомной кошки или собаки. Государство выплачивает безработным гражданам на содержание собаки примерно 110 евро в месяц.

Медицинское обслуживание

95% дееспособного населения страны застраховано на случай оказания им дорогостоящих медицинских услуг и покупки лекарств. Если немца вдруг настигнет болезнь, он с легкостью может выбрать любого частного врача практиканта и, записавшись на прием, прийти в назначенное время без очереди. Причем, если данный врач его не устроил, он без проблем может обратиться к другому. Эта услуга (помимо страховки) стоит дополнительно десять евро в квартал и оплачивается один раз за всех врачей. То есть 10 евро за посещения врачей разных квалификаций в квартал.

Минимальный прожиточный минимум

Минимальный прожиточный минимум составляет 331 евро в месяц на главу семьи и 80% от этой сумы на каждого следующего члена семьи. Женщины, в одиночку воспитывающие детей, дополнительно получают примерно 110-145 евро на каждого ребенка, не достигшего 12 лет. Граждане, потерявшие работу, в течение года могут рассчитывать на пособие в размере 60% от последнего оклада. Те, кто не работает много летполучают соц. помощь на питание и одежду в размере 331 евро, плюс им оплачивается квартира и медицинская страховка. На каждого ребенка вплоть до 27 лет (конечно, при условии, что он учится), независимо от заработка родителей, государство выплачивает пособиеевро в месяц.

Глава 2. Реализация права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения 

2.1 Основные формы реализации права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения 

Под политико-правовыми гарантиями реализации прав человека следует понимать механизм обеспечения прав человека, специально созданный государством для более эффективного осуществления прав либо для устранения препятствий, возникающих на пути реализации прав. Наряду с экономикой социальная сфера жизни общества является базовой и включает образование, здравоохранение, санаторно-курортную область, культуру, спорт, физкультуру. Структурный состав социальной сферы показывает, что она призвана способствовать улучшению здоровья, повышению квалификации, совершенствованию способностей и тем самым улучшению своего положения в сфере производства и обществе в целом. Именно через социальную сферу можно обеспечить целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Велика ее роль и в повышении качества жизни, обеспечении социальной справедливости и социальной защиты в реальной экономике.

Развитие отраслей социальной сферы регулируется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований. На законодательство, в современной России возрастающее влияние оказывают международно-правовые акты по правам человека. Следуя Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

С учетом Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В Конституции РФ закреплены гарантии охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий. Всеобщая декларация прав человека указывает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Сущность права на социальное обеспечение состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным способности трудиться, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. В социальной деятельности государства большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, защиты здоровья граждан в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а также учреждений культуры. Важнейшим направлением улучшения государственного управления социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов. Под государственными минимальными социальными стандартами понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. В систему государственного минимального социального стандарта включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к качеству лечения и профилактике заболеваний. На основе государственных минимальных социальных стандартов и федеральных социальных норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Федеральная система социальной стандартизации должна включать местные социальные нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации установила новую систему отношений между государством и личностью, провозгласив Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

М.В. Баглай справедливо отмечает, что в свободном гражданском обществе с рыночной экономикой обеспечение всех жизненных потребностей людей не является обязанностью государства. Оно обязано лишь создавать условия, чтобы каждый мог найти приложение своим силам, приобрести собственность, найти работу. Человек, следовательно, сам несет ответственность за благосостояние свое и своей семьи, и только в отношении тех, кто объективно не в состоянии это обеспечить (больные, нетрудоспособные, инвалиды, безработные и т.д.), общество через государственное и частное социальное обеспечение обязано оказать помощь таким людям.

Право на социальное обеспечение гарантировано ст.39 Конституции РФ и является жизненно важным правомочием личности. Социальное обеспечение не в меньшей мере, а скорее даже в большей степени, чем в сфере труда, должно гарантировать право человека на жизнь. Если цель гарантий права человека на жизнь в сфере труда - это создание предпосылок для полноценной высококачественной жизни, то в сфере социального обеспечения они должны сохранять эту жизнь человеку, у которого возможности для труда ограничены, либо уже полностью исчерпаны. Социальное обеспечение предоставляется гражданам в определенные периоды жизни в связи с возрастом (детство, старость), состоянием здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнением или невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и в других случаях, предусмотренных законом, когда у человека отсутствует возможность трудиться.

Большую тревогу вызывает тот факт, что нарушения социальных прав граждан принимают массовый характер, об этом свидетельствует статистика обращений к Уполномоченному по правам человека в РФ и жалоб на нарушение прав граждан, рассматриваемых Конституционным Судом РФ. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема юридической ответственности, поскольку право на социальное обеспечение как одно из важнейших социальных прав нуждается в защите от нарушений обязанными органами.

Социальное обеспечение предоставляется в виде денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций, субсидий и др.), социальных услуг или в натуральной форме (например, лекарственная помощь). Денежные выплаты преобладают среди видов социального обеспечения, это обусловлено их универсальным характером использования как средства оплаты любых товаров, работ, услуг. Современное российское законодательство предусматривает большое количество денежных выплат в рамках социального обеспечения. Наряду с проверенными временем социальными выплатами, такими как пенсии, пособия, компенсации, в последние годы появились новые виды денежных выплат по системе социального обеспечения (жилищные субсидии, ежемесячные денежные выплаты, доплаты к пенсиям, материнский (семейный) капитал и другие). Поэтому особо хотелось бы остановиться на юридической ответственности за непредоставление денежных выплат по системе социального обеспечения.

Отрасли социальной сферы тесно связаны с деятельностью других отраслей общественного производства, в том числе и производственной сферы, поставляющей социальной сфере свою разнообразную продукцию. С другой стороны, отрасли социальной сферы, предоставляя населению разнообразные услуги, оказывают реальное воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень, где ключевая роль в подготовке интеллектуального потенциала отводится системе образования.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. В документе оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; общедоступность среднего, профессионально-технического и доступность высшего образования на основе способностей каждого; родители имеют право в выборе вида образования для своих малолетних детей. Международно-правовые нормы устанавливают приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, увеличение уважения к правам и основным свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии реализация права граждан на образование определены специальными правовыми актами –Законом от 10 июля 1992 г.3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г.125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Министерство образования и науки осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. Фундаментальные научные исследования направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г.127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов, укрепление обороноспособности государства, безопасности общества, личности и государства, упрочение взаимосвязей науки и образования.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основными направлениями реформирования здравоохранения провозглашаются: переход от бюджетного к бюджетно-страховому финансированию, обеспечение многообразных форм собственности при приоритетном развитии государственной и муниципальной систем здравоохранения; разработка федеральных и территориальных программ здравоохранения, государственный контроль за качеством, ценами на продукцию медицинской и фармацевтической промышленности; развитие рынка платных медицинских услуг при обеспечении населения бесплатной медицинской помощью в социально гарантированных объемах.

Граждане имеют право на получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. 
В соответствии с Федеральным законом
 от 30 марта 1999 г.52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, если они представляют опасность для здоровья населения. Они в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в местах постоянного или временного пребывания человека.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, включая вопросы организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики населения, занятости и безработицы, трудовой миграции, государственной гражданской и альтернативной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Важной составляющей правового статуса личности во Всеобщей декларации прав человека является право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину гарантированное право на участие в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям. Приоритетные направления политики в сфере культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г.3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре», Федеральными законами от 26 мая 1996 г.54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ», от 25 июня 2002 г.73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ». К главным целям относятся: предоставление гражданам возможностей творческого развития и доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения культуры всех народов, проживающих в РФ, развитие творческого потенциала и охрана историко-культурного наследия.

Основная направленность Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» –обеспечение реального равноправия различных этнических общностей в последовательной реализации прав и свобод человека, связанных с его национальной принадлежностью. Национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения, представляющей общественное объединение граждан, которые относят себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования национальной культуры.

В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их от разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Сегодня в реестр Министерства культуры внесены 84 тысячи памятников культуры, 24 тысячи имеют федеральное значение, а 60 тысячрегиональное.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г.54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет музейный фонд как совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций. Музейный предметэто культурная ценность, особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейная коллекция представляет совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут находиться в муниципальной собственности. Министерство культуры и массовых коммуникаций действует в тесном сотрудничестве с общественными объединениями творческой интеллигенциисоюзами художников, писателей, журналистов. Союзы выполняют некоторые управленческие функции, предоставленные им государством. Пределы такого управления определяются их уставами, зарегистрированными в органах государства.

Информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельностью является библиотечное дело. Федеральным законом от 29 декабря 1994 г.78-ФЗ «О библиотечном деле» определены следующие задачи этой деятельности: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотекаэто информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Учредители библиотек финансируют ее деятельность и осуществляют контроль над этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначают на должность руководителя библиотеки. Учредители библиотек не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных уставом.

Таким образом, культурные праваэто права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности, свободу творчества и культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями). Признание прав и свобод непосредственно действующими означает, что человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией РФ и международно-правовыми нормами. Обеспечение прав является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития государственных отношений, а в конечном счетежизнедеятельности каждого человека.

Нет ни одного вида социального обеспечения, где бы Конституционному Суду РФ не приходилось вмешиваться в регулирование отношений в данной области.

В качестве примеров приведем лишь некоторые постановления Конституционного Суда РФ, принятые весной 2014 г.

. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2014 г.15-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в связи с жалобами граждан М.А. Петровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Сергеевой".

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, которым было назначено минимальное пособие по безработице, в связи с тем, что последним их работодателем была не организация, а индивидуальный предприниматель. Заявительнице Т.А. Ивановой на том же основании было отказано в досрочном (на год раньше) оформлении пенсии по старости.

Конституционный Суд РФ посчитал, что гарантии защиты граждан должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства. Предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» разные правила начисления пособия по безработице для граждан, работавших в организациях, и для граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Фактически гражданам, относящимся к одной и той же категории, государство не обеспечивает равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы.

Кроме того, социальная поддержка безработных граждан непосредственно не связана с каким-либо конкретным налогом или взносом, уплачиваемым работодателями. Соответственно различия в правилах начисления пособий по безработице не имеют объективного оправдания.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2014 г.18-П "По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 статьи 57 Закона РФ «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ" в связи с жалобой гражданки Н.С. Ивановой».

Право на получение пенсии в случае потери кормильца закреплено за детьми, не достигшими 18-летнего возраста, а также детьми, обучающимися в учебных учреждениях с отрывом от производства и в Законе РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Закону РФ «Об образовании» обучение российских граждан в иностранных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Заявительница обучается в учебном заведении Финляндии. Она считает, что конституционные принципы равенства и справедливости означают запрет вводить различия в пенсионных правах граждан, принадлежащих к одной и той же категории, и утверждает, что единственным правовым основанием для назначения ей пенсии является смерть ее отца при исполнении служебного долга. И никаких конституционно значимых оснований для лишения ее этого права только в связи с тем, что она обучается в иностранном учебном заведении без соответствующего направления, не существует.

Конституционный Суд РФ признал все нормы конституционными, но дал им иное толкование. А неправильное толкование, в свою очередь, является результатом неоднозначного толкования норм. Нормы в праве социального обеспечения должны быть сформулированы таким образом, чтобы пониматься однозначно всеми. Количество постановлений Конституционного Суда РФ свидетельствует о крупных дефектах не только правоприменителя, но и самого законодателя.

Постоянные изменения законодательства, конечно, неизбежны, отмечает, но в любом случае они не должны приводить к умалению основных прав и свобод участников таких отношений.

 

2.2 Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России

Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Впервые в Основном Законе страны были провозглашены приоритеты общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства и общества.

Думается, актуальность этих положений значительно возросла в Российской Федерации в настоящее время. С одной стороны, экономические и социальные проблемы как никогда выдвинулись на передний план общественной жизни. С другой стороны, в центре современной социально-экономической политики государства находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Провозглашение в Основном Законе страны приоритета общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства и общества означает первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности либо вообще первенствующее положение. Вследствие этого социальные задачи, признаваемые сегодня обществом как наиболее настоятельные и неотложные, требуют первоочередного решения.

Сегодня государство может больше внимания уделять проблемам социальной сферы, отдельного человека, отдельной семьи, в связи с чем государственные (национальные) проекты, сформулированные Президентом и Правительством страны в качестве особой концепции развития современной России, играют первоочередную роль в реформе социальной сферы.

Представляется, что Основной Закон государства в этом случае выступает гарантией в реализации государственных программ, так как провозглашенные в Конституции РФ принципы и приоритеты социальной направленности лежат в основе государственной социальной политики. Основная обязанность государства, по Конституции РФ - признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Появление в России самой идеи о выделении тех сфер в жизни российского общества, на которые следует обратить особое внимание, обусловлено готовностью современных общественных институтов и властных структур соединить свои умения для достижения благополучия населения в масштабах всей страны.

Представляется, что в современной России сложились благоприятные условия для реализации государственных (национальных) программ, выдвинутых Президентом и Правительством страны:

во-первых, у государства имеются достаточные финансовые ресурсы, которые в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции;

во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов Федерации, создали новые административные возможности, с помощью которых сегодня легче обеспечить согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что представляется абсолютно необходимым для успеха решений таких масштабных проектов;

в-третьих, государство перешло к многолетнему циклу бюджетного планирования, что позволяет расширить горизонты экономического планирования, вследствие чего социально-экономические программы получают не только необходимые гарантии и масштабные задачи, но и большую четкость и детализацию;

в-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредоточиваться усилия государства.

Социально-экономическая политика Российского государства на современном этапе - это не "абстрактное раздумывание", а реальные конкретные действия, связанные с прогнозированием на среднесрочную и долгосрочную перспективу реализации приоритетных государственных (национальных) проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития агропромышленного комплекса страны.

Однако следует обратить внимание, что при реализации приоритетных направлений социально-экономической политики, выраженных в государственных программах, имеющих целью обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего качественного образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвленных групп населения; снижение социального неравенства; предоставление гражданам возможности получения дополнительного объема социальных услуг за счет собственных доходов, государство сталкивается с рядом проблем.

Представляется, что эффективность правовых программ меняется вместе с ее "жизненным циклом". Так, в процессе правотворчества, т.е. создания программы, можно говорить лишь о прогнозируемой, потенциальной эффективности, а в процессе реализации ее правовых предписаний становится ясной ее действительная, реальная эффективность. Следует согласиться, что действительная эффективность правовой программы ниже той, к которой стремится правотворческий орган. Это связано с проблемами, возникающими в процессе разработки, принятия и реализации правовой программы.

В частности, недофинансирование, разворовывание средств, увеличение финансирования бюджетной сферы без проведения соответствующих структурных реформ, недостаточное и не всегда качественное отражение конкретных мер на законодательном уровне при разработке национальных проектов, что приводит к росту числа "мертвых законов". По мнению большинства ученых33, развитие национальных программ должно найти отражение в новом законодательстве, учитывающем опыт прошлых реформ, а также закрепляющем развитие демократических институтов, усиление роли общественного мнения, преодоление закрытости власти.

Помехой при реализации государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса" является:

- повышение цен на нефтепродукты, средства химизации и другие материально-технические ресурсы в период сезонных полевых работ;
-
 залоговое обеспечение привлекаемых кредитов (особенно на селе);
- правовая и землеустроительная неупорядоченность землепользования;
- непредоставление льготных тарифов на железнодорожные перевозки.



К числу проблем реализации нового жилищного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", по нашему мнению, можно отнести:

- нехватку и возросшую дороговизну строительных материалов;
- финансовые ограничения, связанные с недостаточностью бюджетного финансирования на федеральном уровне;
-
 низкие денежные возможности основной массы российского населения, нуждающегося в жилье;
-
 недоразвитость ипотеки и системы гарантирования банковских кредитов в России;
-
 рост цен на жилье.

К проблемам, связанным с образованием, можно отнести:

- проблему получения качественного образования;
- экономию бюджетных средств на содержание образовательных учреждений;
-
 неполноту нормативной правовой базы в области образования;
- систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Представляется, что это далеко не полный перечень основных проблем, с которыми приходится сталкиваться государству при реализации национальных проектов. Для России, законодательными приоритетами становятся национальные интересы, которые нашли свое отражение в действующей Конституции РФ. Государственные социально-экономические программы являются важнейшей частью реформы социальной и экономической сферы, связанной с переходом общества к жизни в условиях демократии, гласности, рыночной экономики и социально-правового государства.

Как считает Д.А. Медведев, концепция национальных проектов стимулировала инициативу в регионах. Значительная часть тех идей, которые заложены в национальных проектах, начала осуществляться и стала стимулом для региональных инициатив по улучшению ситуации в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и агропромышленного комплекса.


Заключение

Право на достойный уровень жизни человека весьма востребовано в современном мире. Оно выступает и как важнейшая конституционная цель развития государства и как один из основных признаков социального государства. Понятие «достойная жизнь» воспринимается зачастую больше как морально-нравственная категория, а не нормативно-правовая, и каждый при определении ее содержания вкладывает в него свое субъективное восприятие составляющих ее элементов, исходя из своего социального происхождения, социального положения, интеллектуального развития и жизненных установок.

Общепризнанно, что каждый имеет право на жизнь, достойную его как человека, как члена общества, как гражданина государства. Человеку свойственно стремление к справедливой и достойной жизни. Конкретное содержание жизни каждого человека зависит от различных факторов и обстоятельств, которые принято разделять на личные и публичные возможности, т.е. зависящие и не зависящие от воли человека. Если человек физически здоров и крепок, дееспособен в юридическом и фактическом смысле, то он самостоятельно наполняет свою жизнь соответствующим содержанием, отвечающим его представлениям о достойной жизни. Если же он, по каким-либо причинам, относится к категории социально незащищенных, то заботу об обеспечении достойного уровня жизни человека принимает на себя государство. В этом случае содержание жизни человека, определение ее качества переходит из сферы личного в сферу публичного, в социальную обязанность государства. Таким образом, если человеческое достоинствоэто категория личных, индивидуальных прав и свобод, неотъемлемых и принадлежащих ему от рождения, то достойный уровень жизни человекакатегория социальная, которая может быть наполнена через деятельность государства и через определенные юридические гарантии государства. Социальное государство обязано создавать условия, обеспечивающие каждому достойный уровень жизни.

Право человека на достойную жизнь определяется как право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях.


Список использованной литературы

1. Нормативно правовые акты 

1. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 23.08.1996 г.127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

3. Федеральный закон от 10.07.1992 г.3266-1 «Об образовании»

4. Федеральный закон от 22.08.1996 г.125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

. Федеральный закон от 30.03.1999 г.52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

. Федеральный закон РФ от 9.10.1992 г.3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре»

7. Федеральный закон от 26.05.1996 г.54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ».

. Федеральный закон от 25.06.2002 г.73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ».

. Федеральный закон от 17.06.1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.78-ФЗ «О библиотечном деле»

2. Научная и учебно-методическая литература:

11. Азарова Е.Г., Миронова Т.К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Ханриевой, Ю.А. Тиховирова, Ю.П. Соколовского. М., 2013.

12. Аронов А.В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой. М.: РАГС, 2013.

13. Олейников В.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. 

14. Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства. М., 2014. 

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 2007. С. 118 - 119.

16. Бакланова Екатерина Владимировна. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства : диссертация ... кандидата юридических наук.

17. Право социального обеспечения: Учебн. пособие /под ред. К.Н. Гусова. М., 2009

18. Глушкова С. И. 
Права человека в России : учебное пособие / С. И. Глушкова. - М. : Юристъ, 2006. 

19.Иванов С.А. В Российской ассоциации трудового права и социального обеспечения // Государство и права. 2013.5.

. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК., 2012. 

4. Ресурсы Интернет

21. Официальный сайт справочно-правовой системы «Консультант+» [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru

22. Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант»  [Электронный ресурс] URL:http:///www.garant.ru