64197

Методы повышения эффективности использования источников финансирования в организации «Российского Университета кооперации»

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

Теоретические основы источников финансирования организации Классификация финансовых ресурсов организации. Анализ деятельности организации Российского Университета кооперации Структура и характеристика организации.

Русский

2014-07-02

7.8 MB

3 чел.

red54;;;;;;;;;;;Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы источников финансирования организации

1.1 Понятие и сущность источников финансирования…………………..……………..5-8

1.2 Цели, задачи и методика анализа финансового состояния…………..…………9-13

1.3 Классификация финансовых ресурсов организации……………………...…….14-15

1.4 Эффективность использования источников финансирования……………..16-17

Глава 2. Анализ деятельности организации «Российского Университета кооперации»

2.1 Структура и характеристика организации. Организация управления источниками финансирования……………………………………………………………………………………18-21

2.2 Бухгалтерская отчетность финансового состояния организации……………..22-25

2.3 Состав и структура источников финансирования в организации…………..26-29

2.4 Анализ источников финансирования 

         2.4.1 Анализ дебиторской задолженности…………………………………………..30-35

         2.4.2 Анализ собственного и заемного капитала…………………………………...36-41

Глава 3. Методы повышения эффективности использования источников финансирования в организации 

3.1 Методы повышения эффективности использования источников       финансирования в организации «Российского Университета кооперации»….42-46

Заключение…………………………………………………………………………………………..47

Список использованной источников…………………………………………………………....48-49

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают источники финансирования организации.

Руководство организации должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Таким образом, тема моей квалификационной работы является актуальной и важной, так как от того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности.

Руководители большинства российских компаний не хотят раскрывать финансовую информацию о своих предприятиях, а также проводить изменения в финансовой политике. Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности организации. Данное обстоятельство обусловило выбор темы исследования.

Целью дипломной работы является проведение теоретических и практических исследований механизма формирования, размещения и использования источников финансирования организации. Раскрыть сущность, виды и эффективность использования источников финансирования организации и систему финансирования организации, провести анализ источников финансирования, разработать предложения по повышению эффективности использования источников финансирования «Российского университета кооперации»

Дипломная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- изучение понятий, сущности, видов, методик источников финансирования организации;

-исследование классификации источников финансирования деятельности организации;

-изучение основных способов формирования и наращивания источников финансирования организации;

-исследование основных форм и методов привлечения средств в организации.

Объектом исследования в дипломной работе выступают источники финансирования «Российского Университета кооперации». 

Предметом исследования в дипломной работе, являются механизмы формирования источников финансирования в исследуемой организации.

Объектом исследования послужило ОНО ОВО ЦРФ «Российский университет кооперации»

Теоретической и методологической основой исследования послужили: закон о бухгалтерском учете, интернет ресурсы - консультант плюс и сайты по теме выпускной квалификационной работы, статистические материалы, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в качестве источников информации использованы  по исследуемой теме книги отечественных экономистов, посвящённых основам управления капиталом и изучению финансовой политики организаций по привлечению источников финансирования организаций, периодические финансовые издания, финансовая отчетность организации, учетная политика, Положение о бухгалтерии, Положение о филиале «Российского университета кооперации».

Тема моей квалификационной работы является актуальной и важной, так как от того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура и насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависят финансовое благополучие организации и результаты её деятельности. 

ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРАГНИЗАЦИИ

.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Как и большинство основополагающих терминов, термин "финансы" имеет множество определений, выражающих различные взгляды исследователей на одно и то же явление. Понятие "финансы" будоражило умы не одного поколения отечественных специалистов еще задолго до появления в нашей стране рыночной экономики. Э.А. Вознесенский в 1969 г. писал об "отсутствии единого понятия социалистических финансов". В те годы разработкой проблем сущности финансов занимались экономисты  А.М. Александров,А.М. Бирман,Э.А. Вознесенский,В.П. Дьяченко и др.
До сих пор существуют различные точки зрения на сущность финансов и, следовательно, различные формулировки данного понятия. Не вдаваясь в подробности дискуссии о сущности финансов, приведем определение, данное в "Современном экономическом словаре".

"Финансы (от лат. financia наличность, доход) - обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, пользованием денег". [24] 

Финансирование может осуществляться из собственных, внутренних источников коммерческих организаций и из государственных источников в виде ассигнований из средств бюджетов (федерального, регионального, местного), а также кредитных средств, иностранной помощи, взносов других юридических и физических лиц.

Виды финансирования:

  1.  возмездное (платное)
  •  заём
  •  кредит
  •  ссуда
  1.  безвозмездное (бесплатное)
  •  пожертвованиедарение
  •  субсидия
  •  субвенция
  •  дотация
  •  грант

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность организации.

Поэтому забота о финансах является отправным моментом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение. [13, с.51 ] 

Основными источниками информации для анализа формирования и размещения финансовых ресурсов организации служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

«Источник средств (Source of Financing) - это условное название какой-либо статьи в пассивной стороне бухгалтерского баланса, трактуемой как совокупность капитала собственников и обязательств, т.е. задолженности, организации перед третьими лицами»

Каждая статья пассива означает, по сути, вклад соответствующего лица (собственники, кредиторы, государственные органы, банки и др.) в финансирование активов данной организации.

При нормальном функционировании организации те, кто профинансировал её деятельность, смогут получить вложенные ими средства в объеме, обозначенном в балансе или даже превышающем его. Обособление источников средств в балансе предопределяется сутью и природой двойной записи.

Как правило, источники средств появляются как результат целенаправленных действий - например, получение банковского кредита означает приток денежных средств на расчетный счет и одновременно появление в пассиве баланса источника этих средств в виде задолженности перед банком.

Выделяют следующие источники финансирования:

  •  Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов).
  •  Привлеченные средства (иностранные инвестиции).
  •  Заемные средства (кредитлизинг, векселя).
  •  Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренние источники финансирования организации

В современных условиях организации самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как реализация планов дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников.

Как правило, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии дивидендной политики. 

К достоинствам внутреннего финансирования организации следует отнести отсутствие дополнительных расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников, и сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника.

Недостатком данного вида финансирования предприятия является не всегда возможное его применение на практике. Амортизационный фонд потерял свое значение потому, что нормы амортизации для большинства видов оборудования, используемых на российских промышленных предприятиях, занижены и уже не могут служить в качестве полноценного источника финансирования, а разрешенные ускоренные методы начисления амортизации не могут быть использованы для существующего оборудования.

Второй внутренний источник финансирования прибыль предприятия, оставшаяся после уплаты налогов. Как показывает практика, большинству предприятий не хватает собственных внутренних ресурсов для обновления основных фондов.

Привлеченные средства:

При выборе в качестве источника финансирования иностранного инвестора предприятию следует учитывать тот факт, что инвестору интересны высокая прибыль, сама компания и его доля собственности в ней. Чем выше доля иностранных инвестиций, тем меньше остается контроля у собственника предприятия.

Остается финансирование из заемных средств, при котором встает выбор между лизингом и кредитом. Чаще всего на практике эффективность лизинга определяют посредством сравнения его с банковским кредитом, что не совсем корректно, потому что для каждой конкретной сделки приходится учитывать свои специфические условия.

1.2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Проведение анализа финансового состояния преследует две основные цели:

получение информации о способности зарабатывать прибыль.

Данный аспект является принципиальным при решении вопроса о выплате дивидендов, возможности расширения и развития бизнеса;

•формирование информации об имущественном и финансовом

состоянии, т.е. об обеспеченности источниками получения

прибыли.

Анализ по обоим направлениям должен показать, насколько устойчиво и эффективно функционирует организация.

Основными задачами анализа являются:

оценка имущественного положения анализируемого предприятия;

•анализ ликвидности отдельных групп активов;

•изучение состава и структуры источников формирования активов;

•характеристика обеспеченности обязательств активами;

•анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов;

•анализ способности генерировать денежные средства;

•оценка сохранения и прироста капитала.

Анализ информации, непосредственно относящейся к конкретной организации, должен быть нацелен на выяснение таких вопросов, как:

ключевые направления деятельности компании и перечень основных продуктов (выполняемых работ, оказываемых услуг);

•стратегия развития компании (стратегия развития продаж,

привлечения источников финансирования);

•прогноз ключевых показателей деятельности компании;

•изучение данных о натуральных показателях деятельности

(например, объем производства в тоннах);

•масштабы инвестиционной деятельности и др.

Методика проведения анализа финансового состояния предусматривает следующие основные этапы. 

1. Предварительная оценка, включающая оценку надежности информации, чтение информации и общую экономическую интерпретацию показателей бухгалтерского баланса. На данном этапе необходимо оценить риск, связанный с использованием имеющейся информации, сделать общие выводы относительно основных показателей, характеризующих величину оборотных и внеоборотных активов, собственного и заемного капитала, выявить основные тенденции поведения показателей, наметить направления детализации (углубления) анализа. [14, с.245 ] 

. Экспресс анализ текущего финансового состояния, основанный на расчете финансовых коэффициентов, интерпретация полученных результатов. Главная цель аналитической работы на данном этапеобратить внимание руководства организации, кредитного инспектора или другого лица, принимающего решения, на принципиальные моменты, характеризующие финансовое состояние организации, и сформулировать основные проблемы и ключевые вопросы, которые необходимо выяснить в процессе дальнейшего анализа.

Расчет финансовых коэффициентоводин из наиболее известных и часто используемых приемов анализа, позволяющий увидеть взаимосвязи между показателями и оценить тенденции их изменения. 

В процессе анализа финансовые коэффициенты могут быть разбиты на определенные группы, объединенные по экономическому содержанию. Обычно выделяют следующие группы показателей, характеризующих:

деловую активность и оборачиваемость средств;

•ликвидность и текущую платежеспособность;

•финансовую структуру и долгосрочную платежеспособность;

•эффективность бизнеса;

•активность на рынке ценных бумаг

На практике нет необходимости рассчитывать большое число показателей каждой группы. Обычно аналитик выбирает несколько наиболее значимых и при необходимости дополняет их другими инструментами анализа. [21] 

Владение методикой интерпретации динамики показателей позволяет аналитику увидеть проблему и дать оценку последствиям ее

развития, что понуждает своевременно задуматься над путями ее решения. Финансовые коэффициенты, разделенные на отдельные группы, помогают представить информацию отчетности в наиболее удобном для ее понимания виде. Тот факт, что финансовые коэффициенты являются относительными показателями, делает возможным проведение отраслевых сравнений.

Вместе с тем успешность расчета финансовых коэффициентов во многом определяется не столько владением техникой расчетов, сколько способностью понимать используемую информацию и умением интерпретировать полученные результаты. В противном случае применение данного инструмента носит скорее арифметический, нежели экономический характер.

Учитывая результаты расчетов финансовых коэффициентов, аналитик должен соотнести полученное значение показателя с определенной экономической причиной (причинами). Это позволяет расширить горизонты представления о финансовом состоянии анализируемой организации и ее финансовой устойчивости.

Использование финансовых коэффициентов требует понимания следующих проблем:

а) надежности показателей финансовой отчетности. От того, насколько надежна информации, нашедшая отражение в отчетности, напрямую зависят результаты анализа. Например, наличие в составе дебиторской задолженности так называемых сомнительных долгов при отсутствии информации об этом завышает величину оборотных и чистых активов, а следовательно, искажает значения таких показателей, как коэффициенты ликвидности, финансовой структуры, рентабельности продаж и рентабельности активов;

б) сопоставимости показателей отчетности. Результаты расчета показателей и их интерпретация зависят от выбранной учетной политики. При анализе показателей, в которых задействована величина активов, необходимо выяснить, какой метод оценки активов применяет организация и имели ли место факты изменения учетной политики в сравниваемых периодах. 

Возможность выбора вариантов оценки конкретных статей касается:

величины остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (вследствие возможности выбора различных вариантов амортизационной политики, а также определения срока полезного использования объектов),

размеров производственных запасов (возможно использование различных вариантов их оценки),

величины незавершенного производства, а также стоимости готовой продукции (возможна оценка по фактической или плановой (нормативной) себестоимости; в зависимости от выбранной учетной политики величины расходов, участвующих в формировании себестоимости незавершенного производства и готовой продукции, могут быть различны); [6, с.106 ] 

дебиторской задолженности (оценка реальной для взыскания задолженности покупателей достаточно субъективна),

размеров резервов предстоящих расходов (реальная сумма предстоящих расходов не может быть точно установлена до их совершения),

оценочных резервов (предположительная оценка),

полной суммы финансовых обязательств (возможно присутствие потенциальных обязательств, например гарантийных, размеры которых установить не представляется возможным на момент составления отчетности),

величины собственного капитала (зависит от выбора способа оценки активов и обязательств),

полученных доходов и понесенных расходов (в силу действующих подходов к их признанию);

в) взаимозависимости показателей отчетности. Используемые в процессе анализа финансовой отчетности показатели могут оказывать влияние друг на друга. Так, завышенная рентабельность продаж может привести к падению оборачиваемости активов. Наоборот, снижение цены и как следствие рентабельности продаваемой продукции может вызвать увеличение продаж и, значит, ускорение оборачиваемости средств, вкладываемых в активы.

. Углубленный анализ с привлечением необходимой внутренней и внешней информации. Такой анализ проводится кругом лиц, которые могут охарактеризовать причины возникших проблем на основе детального исследования внутренней информации. Так, например, одной из причин снижения рентабельности вложения капитала в активы может стать снижение эффективности одного из сегментов бизнеса. Перед углубленным анализом в этой связи стоит задача выяснить, за счет каких статей расходов, видов продукции, центров ответственности произошли выявленные негативные изменения и какими в данном случае должны быть действия руководства.

. Прогнозный анализ основных финансовых показателей с учетом принимаемых решений и оценка на этой основе финансовой устойчивости. Задача анализа на данном этапевыяснить, как прошлые события и сложившиеся тенденции, а также вновь принимаемые решения могут повлиять на способность организации сохранять финансовую устойчивость.

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

По месту возникновения финансовые ресурсы организации классифицируются на:

  •  внутреннее финансирование;
  •  внешнее финансирование.

Внутреннее финансирование предполагает использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Примером таких источников могут служить чистая прибыль, амортизация, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

Рисунок 1.

При внешнем финансировании используются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира. Источниками внешнего финансирования могут быть учредители, граждане, государство, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации. [28] 

Группировка финансовых ресурсов организаций по источникам их формирования представлена на рисунке 2.

Рисунок 2.

Финансовые ресурсы организации в отличие от материальных и трудовых отличаются взаимозаменяемостью и подверженностью инфляции и девальвации.

1.4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В современных экономических условиях модернизация и инновационное развитие составляют основу стратегии развития нашей страны. Поскольку модернизация охватывает все стороны общественной жизни и невозможна без обновления основных фондов, ее осуществление предполагает масштабные реальные инвестиции, основанные на различных источниках финансирования. Система финансирования инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирование, смешанные схемы, а также применение лизинга. В современных условиях каждое предприятие стоит перед проблемой выбора наиболее эффективных источников и методов финансирования инвестиций. Для её решения в данной статье анализируются результаты сравнения экономических показателей, характеризующих приобретение оборудования по трем вариантам: за счет собственных средств инвестора, за счет кредита и по лизингу.[16,с.496]  
Принято считать,
 что самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций, а каждой коммерческой организации в идеале необходимо стремиться к самофинансированию. Аргументы для такой позиции очевидны: в этом случае у предприятия не возникает проблемы поиска внешних источников финансирования инвестиций, их финансового обслуживания, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны использования предприятиями собственных источников финансирования инвестиций. В частности, самофинансирование свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии предприятия, создавая тем самым ему дополнительные конкурентные преимущества. Основными собственными источниками финансирования инвестиций предприятия являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.
Прибыль, являясь основной целью деятельности предприятия в условиях рынка, формирует важный источник самофинансирования инвестиций. Самостоятельность предприятия в ее распределении предполагает возможность выбора в качестве приоритетного направления использования прибыли осуществление реальных инвестиций. Амортизационные отчисления предприятия также являются важнейшим источником самофинансирования инвестиционной деятельности. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70-80% покрывают потребности предприятий в инвестициях. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значимость амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций значительно повысилась. 
Несмотря на все достоинства,
 которыми потенциально обладают собственные источники финансирования инвестиций, важно подчеркнуть особую роль финансовых ресурсов, мобилизуемых предприятиями на финансовом рынке, и прежде всего, банковского кредита, поскольку именно банковские кредиты формируют устойчивую основу для расширенного воспроизводства. Очевидно, что немаловажное значение при принятии решения о финансировании инвестиций за счет заемных ресурсов имеет уровень процента, который определяется спросом и предложением на рынке ссудного капитала, общим уровнем инфляции, ожиданиями инвесторов, перспективами развития экономики в целом. Проценты, взимаемые банками, дифференцируются в зависимости от сроков и размеров предоставленных кредитов, их обеспеченности, формы кредитования, степени кредитного риска и т.д. В настоящее время коммерческие банки предпочитают кредитование тех инвестиционных проектов, которые способны принести не только быструю и высокую отдачу на вложенный капитал, но и связаны с приемлемым уровнем риска. Каждый из рассмотренных выше источников финансирования реальных инвестиций предприятий имеет свои плюсы и минусы, связанные как с условиями их формирования и привлечения, так и с особенностями обслуживания.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ»

.1 СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», которому в 2012 году исполнилось 100 лет, является уникальным учебным заведением потребительской кооперации. Вуза по подготовке кадров для кооперации с такими традициями, ресурсами и достигнутым потенциалом нет ни в одной стране мира.

Процесс создания кооперативного вуза осуществлялся постепенно. Необходимость его создания была обусловлена тем, что в начале ХХ века (после первой русской революции) кооперативное движение в стране начало развиваться быстрыми темпами и потребность в организации подготовки кооперативных кадров со средним и высшим профессиональным образованием становилась все более актуальной. .[16,с. 320]

Создание кооперативного вуза началось с кооперативной школы при Московском Народном университете имени А.Л. Шанявского. Имея все атрибуты высшего учебного заведения, школа вела  подготовку специалистов для торговой сети потребительской кооперацииуправляющих магазинами, бухгалтеров, приказчиков. К обучению допускались, преимущественно, руководители кооперативов с образованием не ниже среднего учебного заведения. 

С вводом в эксплуатацию в 1991 году второго учебного корпуса по ул. Старовского 51а директора техникума Полтавской Г.П. возникает идея открытия филиала высшего учебного заведения. В 1994 году при поддержке Правления Коми репотребсоюза (Терещенко С.М.), выпускника техникума, профессора Фридмана А.М. заключается договор между МУПК и техникумом о совместной деятельности по организации и проведения переподготовки слушателей на специальном факультете по переподготовки кадров. Филиал является коллективным членом учебнометодического объединения вузов России Финансовой академии при Правительстве РФ по экономическим специальностям. Большое значение имеет объединение учебных заведений потребительской кооперации региона в единый образовательный комплекс с целью более эффективной реализации многоуровневой, многоступенчатой, интегрированной системы кооперативного образования. Такой опыт реализуется в интересах потребительской кооперации и Республики Коми в целом. 

В настоящее время Российский университет кооперации, представляет собой  ведущий образовательный, научный, инновационный и методический центр не только системы потребительской кооперации России, мирового кооперативного движения, но и всего профессионального образования России по подготовке кадров для кооперации. Вуз реализует инновационные образовательные программы начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по широкому спектру специальностей и направлений подготовки бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов.

Цель деятельности филиалаудовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего, дополнительного образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности.

Филиал является структурным подразделением Московского университета потребительской кооперации, поэтому общее руководство и контрольные функции выполняет университет. Однако филиал обладает установленной законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» автономностью, самостоятелен в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его Положения.

Полное официальное наименование организации: Автономная некоммерческая  образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский Университет кооперации» Сыктывкарский филиал.

Сокращенное наименование Филиала: Сыктывкарский филиал  Российского университета кооперации.

Вид деятельности: Университет осуществляет образовательную деятельность, обучение на государственном языке РФ русском, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных, стандартов и федеральных государственных требований, так же Университет осуществляет научную (научно-исследовательскую) деятельность, направленную на обучение и применение новых знаний по тематическим планам и программам, утверждаемым ученым Советом Университета.

Форма собственности: частная собственность. Университет является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, для достижения своих целей имеет право заключать договора. 

Юридический адрес:  Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 51 "а" 

Организационно-правовая форма:  Автономная некоммерческая  образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский Университет кооперации», является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в сфере образования и иных услуг, предусмотренным настоящим уставом. (http://komi.ruc.su/about/structure/)

Филиал создается и ликвидируется решением Высшего Совета автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский Университет кооперации». Ответственность за  деятельность Филиала несет Университет, обособленным структурным подразделением которого, он является.

Миссией университета является:

Обеспечение высококачественного образования, соответствующего мировым стандартам; формирование высоконравственной личности с современными профессиональными и иными востребованными компетенциями; реальные научные достижения на базе Российского университета кооперации, отвечающие потребностям общества, государства и личности; мобильное и динамичное обучение, гибко реагирующее на глобальные изменения и обеспечивающее опережающее развитие экономики России и стран мира, способствующее развитию навыков молодежи по управлению карьерой.

2.2 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Бухгалтерская отчетность «Российского университета кооперации» за отчетный период (квартал, год) с учетом филиалов, выделенных на отдельный баланс, составляется управлением бухгалтерского учета и финансового контроля головной организации. Все филиалы университета самостоятельно формируют бухгалтерскую и статистическую отчетность (ежеквартально), которая входит в состав общего бухгалтерского баланса головного университета. Все филиалы формируют финансовый результат самостоятельно. Сроки предоставления отчетности регламентируются распоряжением главного бухгалтера университета. 

Ведение бухгалтерского учета в головной организации осуществляется структурным подразделением управлением бухгалтерского учета, контроля и отчетности возглавляемым начальником управленияглавным бухгалтером. Наличие бухгалтерской службы в филиале университета регламентируется Положением о филиале. Состав, подчиненность, задачи и функции бухгалтерских служб и должностных инструкций их работников. Данные по зарплате заносятся в основную программу сводными проводками. Составление внешней и внутренней бухгалтерской отчетности осуществляется по формам, рекомендованным Минфином России, а также по формам утвержденным Постановлением Центросоюза. 

Федеральный закон о бухгалтерском учете: общие положения.

Цели и предмет настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

действия настоящего Федерального закона

. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее - экономические субъекты):

) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

) факты хозяйственной жизни;

) активы;

) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

) доходы;

) расходы;

) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.[http://www.consultant.ru/]

Университет представляет бухгалтерскую (финансовою) отчетность Учредителю и соответствующим государственным органам в установленном законодательством порядке. Организация и ведение бухгалтерского учета, состав бухгалтерской, налоговой отчетности Университета определяются действующим законодательством  и Учетной политикой, утверждаемой ректором Университета. Университет ведет федерально и ведомственное статистическое наблюдение в соответствии с действующем законодательством и решениями Учредителя.  Контроль за финансовохозяйственной деятельностью филиалов Университета осуществляют соответствующие структурные подразделения Университета в рамках их компетенции.

2.3 СОСТАВ И СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОРАГНИЗАЦИИ

Финансирование образовательной деятельности филиала осуществляется за счет средств, поступающих в качестве платы за обучение студентов, слушателей, по прямым договорам с потребительскими обществами, организации потребительской кооперации и других систем, физическими лицами.

Основой для анализа финансово-экономического состояния «Российского университета кооперации» служит бухгалтерский баланс на 2008 и 2009 год.

Финансовое состояние организации, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов организации и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов организации по функциональному признаку. [8,  С.295]

Университет отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Университет имеет самостоятельный баланс, вправе в установленном порядке открывать счета, в том числе валютный, в банках и иных кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами. Университет имеет печать с наименованием «Автономная некоммерческая организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», и другие печати, штампы и бланки со своими реквизитами, собственную эмблему, зарегистрированную в установленном порядке. Финансирование Филиала осуществляется в соответствии с бюджетом доходов и расходов Университета. Филиал может иметь отдельный баланс и осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета. Филиал в установленный Университетом срок представляет ему бухгалтерскую отчетность по установленным формам. Бухгалтерская и статистическая отчетность Филиала входит в состав консолидированной отчетности Университета. Университет может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан и соответствует указанным целям. 

Основные экономические показатели деятельности организации «Российского университета кооперации» отражены в таблицах.

Основные показатели бухгалтерской отчетности за 2009 год «Российского университета кооперации» Таблица 1.

Показатели

Данные по состоянию на 01.01.2009

Данные по состоянию на  31.12.2009

Нематериальные активы

66

142

Основные средства

1200

1176

Производственные запасы

7715

868

Незавершенное производство

7427

-

Готовая продукция

45

-

Заемные средства

-

-

Собственный капитал

1449

5485

Валюта баланса

20814

20545

Внеоборотные активы

1200

1176

Оборотные активы

19614

19368

Краткосрочные обязательства

19365

12060

Денежные средства

3535

1961

Краткосрочные финансовые

вложения

-

-

Краткосрочная дебиторская

задолженность

19365

15060

Запасы

7715

868

Прочие оборотные активы

7716

14030

Выручка от реализации

20814

20545

Анализ платежеспособности «Российского университета кооперации» показывает, что за текущий год количество основных средств уменьшилось, что является отрицательным моментом в инвестиционной деятельности компании. Кроме того, необходимо отметить уменьшение запасов. Уменьшение запасов свидетельствует либо о снижении деловой активности, либо о нехватке оборотных средств. 

Дебиторскую задолженность целесообразнее рассматривать в совокупности с показателем выручки отчета о прибылях и убытках. Если рост дебиторской задолженности связан с ростом продаж, рост выручки обеспечен увеличением срока предоставления товарного кредита или отсрочки платежа. Если увеличение происходит на фоне снижения выручки, то, несмотря на изменение кредитной политики в лучшую для клиентов сторону, компании не удастся удержать своих покупателей. Это приведет к повышению операционных рисков.

Если уменьшение по этой статье происходит на фоне увеличения выручки, значит, покупатели стали раньше оплачивать свои счета, то есть произошло сокращение дней отсрочки или часть товара оплачивается по предоплате. Если же выручка уменьшилась, то снизилась и задолженность покупателей. В рассматриваемом случае произошло снижение дебиторской задолженности на фоне роста выручки от продаж. Это свидетельствует об эффективной работе с покупателями в результате осуществления работ после предварительной оплаты.

Нематериальные активы увеличились. Так же увеличились краткосрочные обязательства, прочие оборотные активы. По состоянию на  31.12.2009 увеличился собственный капитал и выручка от продаж.           

        

Основные экономические показатели деятельности организации. Таблица 2.

Показатели

Отклонение

Темп роста (%)

Выручка

25425

2617

107,38

Себестоимость продаж

26366

649

102,46

Удельная себестоимость (себестоимость, приходящая на рубль выручки)

9059

1968

121,72

Валовая прибыль (убыток)

9059

1968

121,72

Валовая прибыль (убыток) на один рубль выручки

9059

1968

121,72

Коммерческие и управленческие расходы

-

-194

-194

Прибыль (убыток) от продаж

,38

Рентабельность продаж (%)

,28

,25

,03

Прочие доходы

-151

,02

Прочие расходы

,69

Прибыль (убыток) до налогообложения

,78

Чистая прибыль (убыток)

,78

2.4 АНАЛИЗ ИСТОНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

.4.1 АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Дебиторская задолженность является важной частью активов компании и представляет собой сумму долга, причитающуюся фирме от других юридических или физических лиц. Возникновение дебиторской задолженности при действующей системе безналичных расчетовобъективный процесс коммерческой деятельности организации.

Анализ дебиторской задолженности является необходимым условием для нормального функционирования организации. Анализ дебиторской задолженности способствует выявлению неоправданной дебиторской задолженности, которая при невозможности своевременного взыскания с контрагентов может зависать на долгие месяцы, тем самым сокращая оборачиваемость средств и уменьшая доход компании. [http://www.aup.ru/books/m209/5_1.htm] 

Анализ дебиторской задолженности заключается в следующем:

  •  в проверке реальности и обоснованности находящихся на балансе организации сумм дебиторской задолженности;
  •  в проверке всех актов инвентаризации;
  •  в проверке и анализе авансовых отчетов;
  •  в анализе расчетов по претензиям;
  •  в анализе состава и структуры дебиторской задолженности, а также определении её качества и ликвидности ;
  •  в проверке соблюдения правил расчетов с партнерами;
  •  в проверке правильности получения денежных средств за отгруженные товары или оказанные услуги и полноты их списания;
  •  в проверке документов при совершении расчетов и правильности их оформления;
  •  в проверке своевременности и правильности оформления, а также обоснованности предъявления претензий дебиторам;
  •  в разработке рекомендаций по снижению дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности начинается, как правило, с анализа расчетов с дебиторами. Проверка расчетов с покупателями, работниками организации и другими дебиторами заключается в выявлении и оценке остатков по документам и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Анализ дебиторской задолженности устанавливает причины и виновников образования задолженности, давность её возникновения, наличие документов, подтверждающих должниками существующих задолженностей (например, акты сверки). Также при анализе проверяется не пропущены ли сроки исковой давности, выявляется, какие меры принимались для взыскания дебиторской задолженности и оценивается их эффективность, а также проводятся встречные проверки с организациями-партнерами.

По окончании анализа состояния дебиторской задолженности делается вывод о том, насколько ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений угрожает стабильности и платежеспособности компании, а также разрабатываются рекомендации по её снижению.

В соответствии со стандартами бухгалтерского учёта, дебиторская задолженность определяется как сумма, причитающаяся компании или иному лицу от покупателей или иных дебиторов.

Наиболее распространенным видом дебиторской задолженности является задолженность покупателей и заказчиков за отпущенные им товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы; превышение задолженности по ссудам, выданным организацией своим работникам, над кредитами, полученными для этих целей. Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности – важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе внереализационных расходов.

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов организации. В балансе остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью является средством увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.

Дебиторская задолженность делится на две группы:

1. дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

2. дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:

-               ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

-               труднореализуемая;

-               сомнительная;

-               безнадежная.

Дебиторская задолженность означает временное отвлечение средств из оборота хозяйствующего субъекта и использование их в оборотах других хозяйствующих субъектов. Это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности, а следовательно, приводит к затруднению в выполнении своих обязательств. Внешний анализ дебиторской задолженности осуществляется на основе данных форм1,5.  Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учёта счетов, которые дают обобщенную информацию о расчётах с дебиторами. 

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и в разрезе статей. Количественный (оценочный) анализ дебиторской задолженности позволяет перейти к анализу качественного состояния  дебиторской задолженности. 

Качественный анализ дебиторской задолженности позволяет определить динамику абсолютного и относительного размера просроченной краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности. [10, 352с.]

Для обобщения результатов анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками ведут журналордер или ведомость учета расчетов. Ежемесячное ведение ведомости  позволяет знать состояние  расчетов с покупателями и заказчиками и обращать внимание на просроченную дебиторскую задолженность. Целесообразно для анализа составлять таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования. 

Статья дебиторской задолженности

Всего на конец периода тыс. руб.

В том числе по срокам образования

До 1 месяца

От 1 до 3 месяцев

От 3 до 6 месяцев

От 6 месяцев до 1 года

Более одного года

Группировка задолженности по срокам образования позволяет менеджеру принимать конкретные управленческие решения в области дебиторской задолженности (как части активов) и всех расчетных операций. 

В анализе дебиторской задолженности следует выделять оправданную и неоправданные:

-  оправданной дебиторской задолженности относится задолженность, срок оплаты которой не наступил либо составляет менее месяца;

- неоправданная задолженностьэто вся остальная. Чем больше срок отсрочки, тем выше риск неуплаты по счёту. Отвлечение средств в эту задолженность снижает текущую платёжеспособность хозяйствующего субъекта. 

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности университета кооперации. Таблица 3.

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонение за год

А

Тыс. руб.

В % к итогу

Тыс. руб.

В % к итогу

Тыс. руб.

В % к нач. года

=3-1

=(5/1)*100

1.расчеты с дебиторами – всего

19365

-4305

-22,23

В том числе:

1.1  поставщики и подрядчики

271

1,40

-18

-0,11

-289

-106,64

1.2  перед персоналом организации

3

0,01

2

0,01

-1

-33,33

1.3  Перед государственными внебюджетными фондами

11

0,05

-

-

-11

-100

1.4  по налогам и сборам

21

0,10

8

0,05

-13

-61,90

1.5  прочие кредиторы

19058

98,41

15067

100,04

-3991

-17,80

Данные таблицы свидетельствуют об уменьшении дебиторской задолженности на -4305тыс. руб. или на -22,23%. Сумма задолженности перед персоналом организации уменьшилась на -1 или -33,33% и составила на конец года 2 тыс. руб. удельный вес средств в расчетах перед персоналом организации остался стабильным. Произошло снижение суммы по налогам и сборам -13 тыс. руб или -61,90%.

2.4.2 АНАЛИЗ СОБСТВЕННОГО И ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА

Средства, обеспечивающие деятельность организации, обычно делятся на собственные и заемные.

Собственный капитал организации представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества организации , полностью находящегося в его собственности.

В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников организации, и всеми обязательствами организации в данный момент времени.

Университет не использует заёмные средства, так как имеется собственный капитал. 

Собственный капитал организации складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности организации. Особая роль принадлежит уставному капиталу, который будет ниже рассмотрен более подробно.

Заемный капитал это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии. [23]

Основной и оборотный капитал

Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п.

Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда.

Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотныйполностью потребляется в течение одного цикла производства.

Основной капитал в большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами) организации. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестицииденежные средства, направленные на прирост запаса капитала.

Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль.

Вложенный капитал - это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия - нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды.

Накопленная прибыль - это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период.

Различия между собственным и заемным капиталом организации. Таблица 4.

Признак

Вид капитала в структуре капитала предприятия

Собственный

Заемный

Непосредственное право на участие в управлении предприятием

Дает такое право

Не дает 
такого права

Отношение к финансовому риску

Увеличение доли собственного капитала снижает финансовый риск

Увеличение доли заемного капитала увеличивает финансовый риск

Право на получение прибыли

По остаточному принципу

Первоочередные

Очередность удовлетворения требований при банкротстве

По остаточному принципу

Первоочередные

Срок и условия оплаты и возврата капитала

Однозначно не установлены

Четко определены кредитным соглашением

Основное направление финансирования

Долгосрочные активы

Краткосрочные активы

Снижение налога на прибыль за счет отнесения финансовых издержек на затраты

Такая возможность отсутствует

Такая возможность присутствует

Источники финансирования

Внутренние и внешние источники

Внешние источники финансирования (за исключением кредиторской задолженности)

Связь дохода владельца капитала с прибыльностью предприятия

Доход владельца капитала непосредственно связан с финансовым результатом

Доход владельца капитала не связан с финансовым результатом

Формальные требования к анализу финансового состояния обычных российских организаций сформулированы в Приказе Минфина115 от 17.10.96. Там сказано, что все организации при представлении отчета отчёта должны писать пояснительную записку, в которой рассчитывают показатели ликвидности, платёжеспособности, оборачиваемости, дебиторской задолженности и т.п.

Целью анализа финансового состояния организации согласно этим документам является обоснование решения по признанию структуры баланса неудовлетворительной, а организацию неплатёжеспособным или, напротив, признание баланса хорошим, организацию платёжеспособным.  

Основными задачами анализа финансового состояния являются:

- определение стоимости имущества организации и изменений в нем;

-оценка ликвидности и финансовой устойчивости организации;

-выявление причин изменения суммы оборотного капитала за отчетный период;

-оценка оборачиваемости оборотного капитала и установление факторов ускорения (замедления) его оборачиваемости;

-оценка платежеспособности и кредитоспособности: рассмотрения использования организацией права на кредитование, обеспеченности и эффективности кредита;

-изучения состояния и динамики расчетно-платежной дисциплины в организации, проверка выполнений обязательств по платежам бюджету и банкам;

-выявление резервов и возможностей наиболее экономного и рационального использования финансовых ресурсов и разработка мероприятий по укреплению финансового положения организации и использованию опыта финансовой работы успешных организаций. [11, с.336]

Источниками информации при анализе платежеспособности и кредитоспособности предприятия служат «Баланс предприятия» (форма1), «Отчет о финансовых результатах» (форма2), «Приложения к балансу предприятия» (форма5) и данные бухгалтерского учета. Необходимо также использовать материалы проверок финансового состояния организации, проводимых финансовыми органами и аудиторами, налоговой инспекцией и др.

Платежеспособность организацииэто способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйствующими договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Это сигнальный показатель, характеризующий финансовое состояние. Платежеспособным принято считать организацию, у которой активы больше, чем внешние обязательства.

Анализ ликвидности баланса. Таблица 5.

Актив

На начало отчетного года

На конец отчетного года

Пассив

На начало отчетного года

На конец отчетного года

Платежный излишек или недостаток

На начало отчетного года

На конец отчетного года

1) Наиболее ликвидные активы

3535

1961

1)Наиболее срочные обязательства

19365

15060

-15830

-13099

2)Быстрореализуемые активы

8365

16539

2)Краткосрочные пассивы

1449

5485

+6916

+11054

3)Медленно реализуемые активы

8364

3195

3)Долгосрочные пассивы

-

-

+8364

+3195

4)Трудно реализуемые активы

1200

1176

)Постоянные пассивы

-

-

+1200

+1176

БАЛАНС

21464

22871

БАЛАНС

20814

20545

 По данным таблицы можно сделать вывод, что баланс организации не является абсолютно ликвидным как на начало, так и на конец года. У организации по второй и третей группе активов и пассивов имеется платежный излишек, как на начало, так и на конец отчетного года. Сравнивая четвертую группу активов и пассивов видим наличие у организации собственного оборотного капитала, что является необходимым условием финансовой устойчивости организации. Необходимо отметить улучшения значения соотношений между отдельными группами активов и пассивов организации к концу анализируемого года. 

Исходя из расчетов, приведенных в таблице, следует, что у хозяйствующего субъекта очень низкая текущая ликвидность, т.е. низкая платежеспособность. Данный вывод можно сделать, сравнивая наиболее ликвидные средства и быстрореализуемые активы с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами. 

На начало года она составила 6916 тыс. руб. На конец года она повысилась и составила 11054 тыс. руб.платежеспособность. Сравнение медленно реализуемых активов  с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность.

На начало и конец года соотношение ликвидности и выполняется: активы превышают пассивы на начало года на 8364 тыс. руб., а на конец годана 3195 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что с учетом будущих поступлений и платежей хозяйствующий субъект сможет обеспечить свою  платёжеспособность и ликвидность.

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОРАГИНИЗАЦИИ

.1 МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОРАГИНИЗАЦИИ «РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ»  

Каждая организация стремится достичь оптимальности в соотношении между источниками финансирования, так как структура капитала влияет на его стоимость. В университете нет заёмного капитала, значит не имеется кредиторской задолженности. Это, в свою очередь, не может повысить стоимость капитала.

Реальные цели любой организации располагаются по своим количественным значениям параметров в интервале между значениями, которые соответствуют ответам на два вопроса: "Что мы в принципе хотели бы получить?" и "Что мы должны получить, если ничего радикально менять не будем?" Раздвинуть эти рамки можно, если провести подготовительную работу, создать базу для успеха, включая финансовые, временные, организационные, технико-технологические, кадровые и другие необходимые предпосылки.

К финансовым целям организации обычно относятся значения, характеризующие объем продаж, скорость оборота капитала, величины процента прибыли с оборота и с вложенного капитала, массу чистой прибыли, параметры движения наличных денег и др. Выбор приоритетов при этом во многом определяется экономической окружающей маркетинговой средой.

Находящиеся на грани выживания (маломощные вузы, коммерческие университеты, институты повышения квалификации и др.). Среди таких целей - объем продаж и прибыльность сопутствующих услуг, "бизнес-окружение". Этим субъектам образовательного рынка приходится наиболее активно и тесно взаимодействовать с региональными хозяйствующими субъектами и органами управления, поэтому и свои цели, в т.ч. финансовые, им важно согласовать с целями и возможностями своих партнеров по региону. 

Важнейшая рыночная цель, тесно связанная с финансовыми целями, - это выполнение плана-задания по объему услуг (количеству обучающихся). Одновременно это и самая общая (по уровню конкретизации) цель, т.к. она задает лишь суммарный уровень оборота. В дальнейшем она расчленяется на отдельные частные цели по типам услуг, категориям обучающихся, каналам получения заказов, местам и времени (срокам) реализации оказанием услуг. Эти цели имеют абсолютные количественные характеристики (уровни). [9, с.452]

Большинство из названных целей может быть достигнуто только вместе с целями разработки и предложения, обновления оказания услуг, расширения и углубления их ассортимента. Например: процент вновь открытых специализаций, обновленных программ и т.п.

Задачи совершенствования финансово-экономической деятельности. Финансово-экономическая деятельность университетабазовый элемент его развития. Успешность реализации программ развития зависит от:

  1.  активизации деятельности по расширению возможностей привлечения денежных средств, диверсификации источников финансовых ресурсов;
  2.  обеспечения многовариантности финансовых ресурсов за счет отечественных и зарубежных источников;
  3.  систематического анализа и контроля финансовых потоков, объективного обоснования смет расходов, своевременной корректировки бюджетных росписей;
  4.  совершенствования системы оплаты труда сотрудников университета и системы материального стимулирования;
  5.  развития системы взаимосвязанности планирования и стимулирования привлечения внебюджетных средств, их рационального использования;
  6.  разработки и утверждения годовых бюджетов с отражением консолидированных доходов и адресной программы расходов, направленной на обеспечение выполнения приоритетных задач;
  7.  обеспечения «прозрачности» финансово-экономической деятельности университета;
  8.  экономии финансовых ресурсов университета;
  9.  автоматизации финансового планирования, бухгалтерского учета и контроля.

Таким образом, совершенствование механизмов финансово-экономической деятельности университета - одна из важнейших целей, призванных обеспечить его жизнеспособность и развитие. Целевые установки финансово-экономической деятельности университета ориентированы на:

  •  обеспечение создания эффективной многоканальной системы привлечения финансовых средств из российских и зарубежных источников;
  •  обеспечение обоснованного использования средств для финансирования основных видов деятельности университета.
  •  увеличения объемов финансирования можно добиться за счет интенсивной диверсификации образовательной деятельности:

  •  расширения и оптимизации платных образовательных услуг, за счет второго высшего образования (за 2, 5 года) и второго диплома, дополнительно к первому и одновременного с ним (дополнительное образование по специальным дисциплинамгод)
  •  активизации внешнеэкономической деятельности и поиска партнеров в обучении студентов, аспирантов, проведении стажировок, студенческих практик, языковой подготовки, как на безвозмездной, так и на возмездной основе;
  •  повышения имиджа университета и его привлекательности для притока студентов, за счет укрепления учебной базы, внедрения новых образовательных технологий и создания комфортных бытовых условий;
  •  расширение деятельности платной магистратуры, аспирантуры, докторантуры;
  •  оказания консалтинговых и сервисных услуг, используя интеллектуальный и творческий потенциал университета, в том числе и внутриуниверситетский, путем создания консалтингового и сервисного центров, компьютерных клубов, «интернеткафе», центра переводов, студенческого «квартирного» бюро и т.д.;
  •  расширения круга научных исследований , предполагающих участие в федеральных, отраслевых программах, программах академий наук, регионов, фондов, акционерных обществ, государственных предприятий, в конкурсах грантов;
  •  создание условий для передачи научных разработок в производство или сторонней организации с реализацией максимальной экономической заинтересованности университета, обеспеченной механизмом защиты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством (совместное владение патентом, продажа патентов, лицензий и т.д.);
  •  коммерциализации свободных финансовых ресурсов, путем размещения в банках и проведения коммерческих операций с надежными фирмами;
  •  активного привлечения благотворительных и спонсорских средств, через выпускников 

Как было подробно рассмотрено выше, университет живет в условиях сложной многофакторной конкурентной среды, в которой качественно меняется характер, содержание и технологии всех видов деятельности университета. Для решения поставленных выше задач требуется корректировка системы управления деятельностью вуза, новый взгляд персонала управления на проблемы, стоящие перед университетом, а так же реализация серии мероприятий, которые позволят систематизировать структуру университета в связи с задачами его развития.

Основные задачи совершенствования управления университетом заключаются в следующем:

  •  изменение методов управления университетом, благодаря переподготовке и повышению квалификации управленческого персонала;
  •  совершенствование информационной поддержки процесса разработки и принятия решений;
  •  систематизация документооборота в соответствии с требованиями международных стандартов;
  •  внесение корректив в структуру университета;
  •  внесение корректив в номенклатуру специальностей за счет открытия новых перспективных специальностей взамен потерявших актуальность;
  •  провести работу с коми органами по задолженности вузу бюджетных мест;
  •  активизировать рекламу;
  •  в качестве стимулирования ввести стипендии студентам;
  •  призвать спонсоров в попечительский совет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У каждой организации в зависимости от профиля ее деятельности, социального и технического состояния есть потребность в привлечении источников финансирования. Если в результате привлечения источников финансирования эффективность деятельности организации повышается, то с полным основанием можно говорить о целесообразности сделанных вложений. При этом встает вопрос, за счет каких источников произошел прирост - собственных или заемных.

Если основной упор был сделан на заемные средства, т.е. кредиты, займы и кредиторскую задолженность, то очевидно, что в последующие периоды этих источников может и не быть, по крайней мере, в прежних размерах. В подобном случае повышение мобильности имущества имеет нестабильный характер, ибо увеличение доли заемных средств свидетельствуют об усилении финансовой неустойчивости организации и повышении степени ее финансовых рисков, а также об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к организации должнику.

Минимальным риск будет у тех организаций, которые строят свою деятельность на основе собственных источников. В то же время доходность деятельности таких организаций, как правило, невысока, поскольку эффективность использования заемных средств в большинстве случаев оказывается более высокой, чем собственных. Если главным источником прироста имущества явились собственные средства организации, значит высокая мобильность имущества не случайна и должна рассматриваться как постоянный финансовый показатель организации.

В дипломной работе были предложены варианты проведения процедур эффективного управления источниками финансирования исследуемой организации. 

Таким образом, от эффективности управления источниками финансирования в исследуемой организации зависит его финансовое состояние и устойчивость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
  2.  П 52 Полтавская Г.П., Бойков В.К., Гагиева А.К. Кооперативное образование в Республике Коми: Науч.- попул. Изд.- Сыктывкар: РИО СФ ОУ ВПО ЦК РФ «МУПК», 2005.- 320с.
  3.  Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2008.
  4.  Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. - М.: Дело и Сервис, 2008.
  5.  Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. - М.: Дело и Сервис, 2008.
  6.  Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-Пресс, 2008. - 160 с.
  7.  Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учеб. - М.: Проспект, 2010.
  8.  Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 496 с.
  9.  Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  10.  Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. - М.: Академический Проект, 2008.
  11.   Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.М.: Мастерство, 2001.-336с.)
  12.   Чуев И. Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов.М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2006. -368с.
  13.   Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник/ Л.Н. Чечевицына.Изд.5-е, доп. И перераб.- Ростов н/Д: Феникс,2010 -378с. (Среднее прпофессиональное образование)
  14.   Чечевицына Л.Н., Чуев И. Н., Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник.- 352с.
  15.  Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений : учебник / О.В. Ефимова. —*е изд., испр. и доп.М. : Издательство «Омега*Л», 2010.с. : ил., табл. —(Высшее финансовое образование).ISBN 978-5-370-01781-0
  16.  http://komi.ruc.su/about/istoricheskaya_spravka/
  17.  http://komi.ruc.su/about/structure/
  18.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156037/?frame=1
  19.  http://www.glavbukh.ru/#axzz30w6PrkZC
  20.  http://www.minfin.ru/ru/
  21.  http://bookdata.org/construction/investments08/economics01.php
  22.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5#.D0.92.D0.B8.D0.B4.D1.8B_.D1.84.D0.B8.D0.BD.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.B8.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F
  23.  http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/istochniki-finansirovaniya-predpriyatiya.html
  24.   http://for-expert.ru/finansirovanie_malogo_bisnesa/5.shtml
  25.   http://www.financedone.ru/sools-363-1.html
  26.  http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3715
  27.   http://www.zakonrf.info/zakon-o-buhuchete/
  28.  http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/finansovyy-risk-predpriyatiya.html

Приложение 1

Партнёры университета кооперации:

Российское аграрное движение

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

Международный союз юристов

Российская гильдия пекарей и кондитеров

Федерация рестораторов и отельеров


Союз парикмахеров и косметологов России

Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка

Консультант Плюс

Компания «Дядя Ваня»

Компания «Вкусный остров»

Экономика и жизнь

- Гарант

- Леруа  Мерлен Восток

- Сбербанк

- METRO

Риложение 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10928. Зєднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу 46 KB
  Тема уроку: З’єднання деталей виробу. Види зєнань з листового металу. Практична робота: виготовлення проектної роботи.. Мета: ознайомити з прийомами гнуття листового металу прийомами та способами зєднання за допомогою заклепок та фальцевого шва; виховувати бережли...
10929. Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання 42 KB
  Тема: Проектна робота. Складання ескізу та креслення виробу. Технічне конструювання. Мета: ознайомити учнів з правилами виконання креслення в системі прямокутних проекцій; навчити виконувати креслення на дві взаємно перпендикулярні площини проеціювання на дві пл
10930. Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту 40.5 KB
  Тема уроку: Прийоми різання дроту кусачками. Інструмент і пристрої для вирівнювання та гнуття дроту. Мета заняття: Навчальна: Забезпечити засвоєння прийомів вирівнювання вимірювання та розмічання заготовок з дроту різання дроту кусачками виготовлення виробів
10931. Розмічання за шаблоном, площинне розмічання 44 KB
  Тема уроку: Розмічання за шаблоном площинне розмічання Мета уроку: 1 .Сформувати знання у учнів про розмічання плоских виробів з деревини; 2. Ознайомити учнів з призначенням і будовою розмічального інструменту; 3. Сформувати у учнів вміння і навички при виконанні п...
10932. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці 38.5 KB
  Тема: Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні. Правила безпечної праці. Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Розвивати память спостережли
10933. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 501.5 KB
  Учение о конституции, или конституционология, является одной из наиболее запутанных проблем антропологии. Как мы уже неоднократно отмечали, это вызвано отчасти разным пониманием самого термина конституция и трансформацией его содержания в развитии данной области антропологии. В дословном переводе латинское слово constitutio означает состояние, сложение или свойство.
10934. Проектирование локального нормативного акта, регламентирующего делопроизводство в образовательном учреждение интернатного типа 85.28 KB
  Работа с документами неизбежно требует регламентации всего комплекса выполняемых процедур - от момента создания документа до их хранения. В настоящее время в области делопроизводства отсутствуют общегосударственные нормативные правовые акты, устанавливающие единые правила подготовки и обработки управленческой документации.
10935. Техніка. Поняття про механізми 75.5 KB
  Тема. Техніка. Поняття про механізми. Мета: сформувати поняття про механізми перетворення руху їх види призначення та застосування в техніці; розвивати вміння визначати та пояснювати призначення ведучої та веденої деталі сутності процесу передачі руху від однієї д
10936. Технологія обпилювання металевих заготовок напилками 29 KB
  Тема 5:Технологія обпилювання металевих заготовок напилками. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички обпилювання металевих заготовок напилками. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до інструментів. Розвиваюча: розвиват