642

Виды отчетов и способы их составления программными средствами

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

В практике маркетинговых исследований существует три основных вида отчета: устный, письменный краткий и письменный подробный. Как правило, контракты предусматривают устный и один из видов письменных отчетов.

Русский

2013-01-06

124 KB

17 чел.

Виды отчетов и способы их составления программными средствами

В практике маркетинговых исследований существует три основных вида отчета: устный, письменный краткий и письменный подробный. Как правило, контракты предусматривают устный и один из видов письменных отчетов. Бывает, что заказчик отказывается от письменного отчета, ограничиваясь только устным, или наоборот.

Устный отчет. Этот вид отчета является эффективным средством коммуникации с заказчиком на завершающем этапе исследования, позволяя последнему в прямом диалоге задать исследователю все необходимые вопросы, устранить неясности и т.д. Иногда устный отчет проводится до сдачи письменного, иногда после. В первом случае устный отчет существенно помогает доработке макета письменного, а во втором является эффективным средством разъяснения результатов. Умело проведенный устный отчет в существенной мере способствует также укреплению доброжелательных отношений между исследователем и заказчиком, что очень важно как для окончательной сдачи данной работы, так и для последующего сотрудничества. Готовя устный отчет, докладчик должен знать, сколько времени займет его выступление, где он будет докладывать и какая будет аудитория. Наибольшего успеха устный отчет достигает, если на него отводится от одной трети до половины всего времени презентации. В оставшееся время происходит его обсуждение. 15-минутный отчет включает 5-минутное выступление и 10-минутный ответ на вопросы, поставленные заказчиком, и определение дальнейших действий.

Первые пять минут устного отчета представляют собой описание обобщенной информации об исследовании. Следующие пять минут должны включать в себя несколько ключевых вопросов типа: «Зачем необходимо изучение?», «Что мы узнали?» и т.п. Важно быстро вовлечь аудиторию и объяснить, зачем необходимо было исследование.

При подготовке устного отчета необходимо учитывать такое явление, как разговоры в зале. Исследователь, не обладающий в аудитории заказчика такой властью, как в фокус-группе, должен смириться с этим явлением. Разговоры в каком-то смысле являются естественным свойством аудитории, через сознание которой проходит новая информация. Слушатели вполголоса задают друг другу вопросы: «Нам действительно необходимо было это изучить? Мы еще этого не знаем? Может быть, наши штатные сотрудники могли сделать что-то действительно важное, вместо этого исследования?» и т.д. Самая лучшая реакция оратора на такие высказывания — заявить: «Это обучение важно для вас потому, что...».

Часто считают, что отчет есть отчет, неважно устный или письменный. Общая информация присутствует в обоих типах отчетов. Однако устный отчет отличается тем, что он требует специальной подготовки. Несколько экспертов полагают, что некоторые наиболее важные проблемы должны быть сформулированы в конце устного отчета.

Устный отчет должен содержать самое большое семь вопросов, или рубрик, и быть кратким. Возможность памяти большинства людей запоминать более пяти или семи вопросов ограничена. Лаконизм отчета должен выполнять две функции: определять наиболее важные выводы и сделать их легкими для запоминания.

Для обеспечения восприятия в устных отчетах используется иллюстративный зрительный материал в виде диаграмм, рисунков, слайдов или фрагментов видеозаписей.

Краткий отчет. Этот вид отчета по объему не превышает 20 страниц. Многие заказчики находят, что наиболее полезным видом отчета модератора является документ, который лишь резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе заседания группы. Основной причиной такого вывода является то, что фокус-группа по своей природе представляет качественный вид исследования. Отсюда наиболее важной информацией, полученной в ходе заседаний группы, будут общие заключения относительно основной темы обсуждения.

В резюмирующем отчете обычно предполагается наличие следующих частей:

1. Введение. Это краткая часть отчета, не превышающая по объему половины страницы, содержащая информацию о том, с какой целью было осуществлено исследование, и какое место оно занимает в более общей исследовательской программе.

2. Цели. Краткое описание целей заседания группы, которые должна быть напрямую увязаны с целями, указанными в тематическом плане модератора.

3. Методология. Краткое описание способов проведения групп с точки зрения следующих аспектов: как много групп было проведено; где они проводились (географическое положение); как были отобраны лица для участия в группе; как были составлены группы на основе предварительных отборочных критериев; когда были проведены группы.

4. Результаты. Интерпретация результатов обсуждения данной серии групп. В этом разделе модератор дает свое заключение по поводу наиболее важной информации, полученной в ходе исследования.

5. Рекомендации или последующие шаги. Последняя часть может являться или не являться частью последующих действий исследователя в зависимости от характера связей между модератором и организацией заказчика. Часто модератор не работает над проектом в целом, а отвечает лишь за написание отчета. В других случаях, когда модератор полностью вовлечен в общий проект, отчет должен содержать части, которые представляют собой схематичное описание рекомендаций для последующих итогов.

Резюме по заседанию фокус-группы почти всегда является необходимым средством для передачи результатов заседания. Если этот отчет подготовлен с точки зрения целей данной группы, он может быть очень ценен для передачи интерпретации модератора сотрудникам организации-заказчика.

Достоинства краткого отчета состоят в том, что он является менее дорогим для написания, чем детализированный. Он может быть написан намного быстрее, чем полный отчет. Краткий отчет является также более подходящим для чтения главными управляющими или другими связанными с проектом лицами в связи с его небольшим объемом и концентрацией внимания на выводах и рекомендациях.

Основной недостаток кратких отчетов состоит в том, что они, по сравнению с детализированными, сильнее зависят от субъективных интерпретаций исследователя либо, по меньшей мере, производят у заказчика впечатление таковых. По выражению Темплтон, краткий отчет является более самонадеянным документом, в котором отсутствуют какие-либо обоснования делаемых выводов. Однако некоторые заказчики сознательно предпочитают опереться на мнение исследователя, чем детально вникать в суть проблемы.

Детализированный отчет. В типичном случае этот вид отчета отличается от краткого включением в него прямых иллюстрирующих цитат из стенограмм обсуждения. Это позволяет заказчику видеть, на чем основаны делаемые исследователем выводы. Иногда цитаты монтируют непосредственно в текст основного раздела отчета, содержащего описание результатов и выводов. Однако чаще применяют следующую типовую схему для освещения вопросов исследования.

1. Каждый раздел должен начинаться с общих положений относительно наиболее важной информации, полученной от участников группы по поводу исследуемого предмета, т.е. дать некоторую общую характеристику дискуссии по данному предмету;

2. Следующим этапом должно быть обсуждение различий в мнениях или описаниях способов действий, которые имели место в разных группах относительно одних и тех же вопросов, подлежащих исследованию. Например, общим выводом может являться тот факт, что большинство людей выставляют пищу для своих собак на все время дня, чтобы их четвероногие любимцы могли поесть, когда этого пожелают. Тем не менее, возможны и другие случаи, когда владельцы собак практикуют другой подход, что в свою очередь также достойно обсуждения в качестве вариантов кормления собак сухой пищей.

3. В третьей части должны содержаться выдержки из записей, которые проводятся после изложения основных выводов в качестве дополнительного средства повышения доверия к ним.

К детализированному отчету обычно прилагают основную методическую документацию: фильтрующую анкету, план обсуждения, а также изображения или описания наглядных пособий (стимулов), если таковые применялись.

Общий объем детализированного отчета редко превышает 60-80 страниц.

Структура основной части отчета. Независимо от вида отчета, его основной частью является описание результатов и выводов. Этот раздел состоит из подразделов, содержащих ответ на конкретные вопросы заказчика, сформулированные на этапе постановки целей и затем воплощенные в тематическом плане проведения интервью. В идеальном случае, если изначально сформулированные вопросы в ходе исследования наполнились содержанием, но не претерпели изменений с точки зрения их списка, структура основного раздела отчета должна совпадать со структурой заказа и (или) структурой тематического плана. Однако одной из основных целей проведения фокус-групповых исследований является выявление принципиально новых вопросов или аспектов проблемы, что обязательно влечет за собой и корректировку структуры отчета. Элементы новизны в структуризации изначальной проблемы являются достоинством, а не недостатком отчета.

По выражению Голдмана и Макдональд, хороший качественный отчет лежит где-то на стыке между хорошей наукой и хорошей журналистикой: он должен быть точно структурирован. Но вместе с тем хорошо написан. Многим авторам удается удерживать хорошее соответствие между интеллектуальной строгостью и литературным изяществом. Однако, когда такой идеал невозможно реализовать, следует стремиться к тому, чтобы качественный отчет был по крайней мере методологически правильно организован и легко читался.

Распространенной ошибкой при написании отчета является подход, состоящий просто в последовательной расшифровке записи обсуждения, который может выглядеть примерно так:

«Одна респондентка, которая не любит мыть полы, сказала, что это изделие настолько похоже на имеющееся в продаже, что не привлекло ее интереса к нему. Другая респондентка заметила, что его стоит рассмотреть, так как оно не слишком дорогое. Когда ее спросили, что она имеет в виду, говоря «не слишком дорогое», она пояснила, что те изделия, которые стоят дороже тех, которые она обычно применяет для мытья полов, для нее неприемлемы ...»[63].

Такой подход неадекватен по нескольким причинам. Во-первых, он описательный, а не аналитический, и лишь поверхностно описывает высказывания, вместо того, чтобы подчеркнуть их значение или мотивацию. Во-вторых, в его основе лежит временная последовательность, а не логическая структура организации материала. Хотя порядок, в котором респонденты освещали вопросы, зачастую является весьма важным ключом к их пониманию, этот порядок не должен подрывать логику отчета. Хороший отчет должен быть написан в обобщенных концептуализированных терминах, например:

«Реакции на концепцию в основном зависели от личных ориентации потребителя на чистящие средства для полов. Один сегмент пользователей, который может описан как вынужденные уборщики, готов потратить значительное количество усилий и затрат на мытье полов, так как они считают, что чистый дом — это их зеркало, и что лучшим показателем домашней гигиены является состояние их полов. У таких женщин могут оказаться новые полы, которые они хотели бы уберечь от быстрого старения, или старые полы, восстановление свежего вида которых является трудной задачей. Однако во всех случаях они готовы платить хорошую цену за любое технологическое преимущество, которое они могут приобрести для эффективной обработки своих полов...» [там же].

 Вызов отчета

Стандартные отчеты вызываются из меню «Отчеты» главного меню программы.

При вызове отчета на экран выдается диалог настройки параметров отчета. В нем нужно задать значения параметров, определяющих состав данных, включаемых в отчет.

Наиболее часто используемые отчеты удобнее вызывать с помощью кнопок панели инструментов:

 

 

Для отчетов, выдающих информацию в целом сразу по всем счетам из плана счетов — «Оборотно-сальдовая ведомость», «Шахматка» и«Сводные проводки» — нажатие кнопки позволяет сформировать отчет, не открывая диалог настройки параметров отчета. Для прочих стандартных отчетов нажатие кнопки открывает диалог настройки параметров отчета.

Формирование отчета

После того, как необходимые параметры будут указаны, для формирования отчета следует нажать кнопку «Сформировать» или кнопку «ОК». Сформированный отчет открывается в виде табличного документа, который может затем быть выведен на печать.

При использовании кнопки «ОК» после формирования отчета окно диалога настройки параметров отчета закрывается.

При использовании кнопки «Сформировать» окно диалога настройки параметров отчета остается открытым, что позволяет изменить параметры настройки и вновь сформировать отчет.

Для того чтобы отказаться от формирования отчета и закрыть окно диалога настройки параметров отчета, следует нажать кнопку «Закрыть» или воспользоваться стандартным способом закрытия окна — кнопкой .

 

Период формирования отчетов

Во всех отчетах можно указать период, за который будут выдаваться данные бухгалтерского учета. Период задается начальной и конечной датой, которые необходимо ввести в соответствующие реквизиты диалога настройки параметров отчета.

Наиболее часто используемые периоды (месяц, квартал, полугодие) удобно задавать в специальном диалоге, который вызывается нажатием кнопки  рядом с реквизитами для ввода периода.

При открытии диалога настройки параметров отчета в качестве периода формирования отчета автоматически устанавливается период, указанный на закладке «Бухгалтерские итоги» в режиме настройки параметров системы (пункт «Параметры» меню «Сервис» главного меню программы). Этот же период используется при построении отчетов «Оборотно-сальдовая ведомость», «Шахматка» и «Сводные проводки», если эти отчеты вызываются нажатием кнопки панели инструментов (см. выше п. «Вызов отчета»).

Для удобства работы можно установить в параметрах системы тот период бухгалтерских итогов, который планируется использовать чаще других. Например, при подготовке годовой бухгалтерской отчетности или составлении расчетов налогов за год, целесообразно установить этот период в параметрах системы, и в последующем формировать отчеты, не тратя время на установку периода.

 

Настройка различных параметров

Диалоги настройки параметров отчета по своему внешнему виду различаются для разных стандартных отчетов. Однако, при работе с этими диалогами используется ряд общих приемов, о которых будет рассказано ниже.

При настройке параметров отчета, чаще всего, требуется указать счет бухгалтерского учета, выбрать вид субконто или конкретное субконто (объект аналитического учета), а также указать валюту построения отчета, если выбран валютный счет.

Счет бухгалтерского учета можно указать, набрав код счета на клавиатуре, или выбрать его из плана счетов — для этого можно использовать клавишуF4 или кнопку выбора  справа от поля ввода счета.

Часто в диалоге настройке параметров отчета при вводе одного параметра автоматически заполняются значения других параметров. Например, если для формирования отчета требуется указать объекты аналитического учета, то после выбора счета наименования видов субконто этого счета будут автоматически подставлены в соответствующие реквизиты диалога настройки параметров отчета.

Заметим, что при вводе кода счета с клавиатуры автоматическое заполнение других параметров происходит после того, как вы перейдете на другое поле диалога, например, с помощью клавиши Enter.

Для параметров, значения которых задаются только выбором из списка (путем нажатия кнопки выбора), иногда возникает необходимость очистить значение параметра. Для этого в диалоге настройки параметров отчета рядом с полем ввода значения может присутствовать кнопка «X», при нажатии на которую поле ввода будет очищено.

Кроме того, для очистки таких значений можно использовать пункт «Очистить значение» из меню «Действия» главного меню программы или комбинацию клавиш Shift+F4.

Совокупность параметров формирования отчета можно сохранить для последующего использования. Для этого следует выбрать пункт «Сохранить настройку» из меню «Действия» главного меню программы или нажать на кнопку  расположенную на панели инструментов диалога настройки параметров отчета, и указать наименование, под которым следует сохранить настройку параметров отчета.

Впоследствии, если возникнет необходимость получения аналогичного отчета, можно не вводить параметры настройки заново, а выбрать пункт«Открыть настройку» из меню «Действия» главного меню программы или нажать на кнопку , и выбрать сохраненную ранее комбинацию параметров данного отчета. Этой возможностью удобно пользоваться для получения наиболее часто используемых отчетов.

 

Настройка вывода итогов по субсчетам и субконто

В диалогах отчетов «Оборотно-сальдовая ведомость», «Анализ счета» и «Анализ счета по субконто» присутствует кнопка «Настройка», по нажатию которой открывается диалог настройки вывода итогов по субсчетам и субконто:

 

 

В таблице диалога вы можете указать счета, для которых в отчетах будут выводиться итоги по субсчетам и/или по субконто. Вывод итогов по указанным счетам в соответствии с этой настройкой будет выполняться во всех перечисленных отчетах, независимо от того, из какого отчета именно была сделана эта настройка.

В колонке «Счет» таблицы указывается номер счета.

Чтобы добавить в таблицу новый счет, нажмите кнопку , затем из списка счетов выберите счет (субсчет), по которому вы хотите получать итоги по субсчетам и субконто.

Кнопка  предназначена для удаления строки настройки (счета или субсчета) из таблицы.

В колонке «Субсчета» отображается настройка вывода итогов по субсчетам, а в колонке «Субконто» — по субконто. Значок «X» означает«разворачивать итоги по субсчетам (субконто)», «-» — не разворачивать.

По кнопке  можно изменить параметры настройки текущей ячейки таблицы, причем, нажатие на эту кнопку аналогично нажатию на клавишу Enterили двойному щелчку мыши в выбранной ячейке таблицы. В колонке «Субсчета» нажатие на кнопку  приведет к установке или снятию значка «X», но только для счетов, имеющих субсчета. Если счет не имеет субсчетов, изменить значок «-» невозможно.

В колонке «Субконто» нажатие на кнопку  в ячейке, где установлен значок «X», откроет диалог настройки субконто счета:

 

 

Для субконто, по которым осуществляется вывод итогов, флажки включены. Вы можете отключить флажки для тех субконто, вывод итогов по которым вам не требуется.

 

Замечание:

Чтобы получить в отчете итоги, развернутые по субсчетам и субконто, важно не только занести счета в таблицу настройки, но и в диалоге отчета обязательно включить флажок вида «Данные по субсчетам и субконто», в противном случае итоги в отчете будут сформированы для счета в целом.

 

Расшифровки отчетов

Одной из наиболее удобных возможностей системы отчетов 1С:Бухгалтерии является возможность детализации (расшифровки) отчетов. Детализация отчета вызывается при просмотре сформированного отчета двойным щелчком мыши на ячейке отчета, на которой курсор принимает форму креста с линзой.

Стандартные отчеты в данной конфигурации 1С:Бухгалтерии представляют собой фактически целостную систему, которая позволяет формировать одни отчеты на основании других, детализируя данные отчета. При самом нижнем уровне детализации выполняется переход к конкретной проводке операции.

 

Обновление отчетов

В верхней части окна сформированного отчета располагаются два поля: «Обновить» и «Настройка». Это специальные области отчета, расшифровка которых позволяет сформировать отчет заново в том же окне.

При вызове расшифровки в поле «Обновить» выполняется формирование отчета с теми же параметрами, с которыми отчет был построен первоначально. Если в период после первоначального построения отчета в информационную базу введена новая информация, то это найдет свое отражение в обновленном отчете.

При вызове расшифровки в поле «Настройка» открывается диалог настройки параметров отчета, в котором можно изменить отдельные параметры и вновь сформировать отчет.

Учет операций по расчетному счету

На территории Российской Федерации безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации - банки по расчетным счетам, открытым на основании договора банковского обслуживания (как открыть расчетный счет). Операции по расчетному счету проводятся с помощью расчетных документов. Наиболее распространенными являются операции расчетов платежными поручениями.

Расчетные документы принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете организации банк поступает следующим образом: по расчетному счету организации заводится картотека – учет расчетных документов на списание средств со счета. Для оплаты расчетных документов, оказавшихся в картотеке, законодательством (ст. 855 ГК РФ) установлена следующая очередность исполнения:

  •  проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  •  проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;
  •  проведение операций по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  •  проведение операций по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
  •  проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  •  проведение операций по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. При частичной оплате платежного документа банком оформляется платежный ордер и один из его экземпляров прилагается к банковской выписке по счету.

С порядком заполнения, представления, отзыва и возврата расчетных документов можно ознакомиться в главе 2 Положения о безналичных расчетах РФ.

Учет операций по расчетному счету в валюте Российской Федерации ведется на счете 51 "Расчетные счета" бухгалтерского плана счетов. В дебет этого счета отражают поступление денежных средств, а по кредиту – списание денежных с расчетного счета. Если организация имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.

Операции по расчетным счетам отражаются на основании выписок кредитных организаций (банков) и приложенных к ним расчетных документов. После получения выписки бухгалтер должен сопоставить остаток средств на расчетном счете на конец дня предыдущей (последней) выписки с остатком средств на начало дня текущей выписки, а также проверить полноту отражения информации в выписке в соответствии с первичными расчетными документами. Все обнаруженные при проверке расхождения отражаются на субсчете «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки. Проверка расчетных документов и отражение операций по расчетным счетам должны производиться в день поступления выписок. Рассмотрим учет типовых операций по расчетным счетам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36479. Структура цивилизация, ее основные элементы 73 KB
  технологический способ производства: орудия труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства в плане технологий экономический способ производства структура воспроизводства обмен распределение экономическое управление социальнополитические отношения: социальные отношения национальные отношения политические отношения государственные отношения правовые духовный мир: наука культура образование мораль идеология или религия Все элементы цивилизационной...
36480. Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере 46.5 KB
  В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую раннеклассовую античную средневековую индустриальную и наконец постиндустриальную цивилизации. Условия формирования античной цивилизации. Безусловно их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации тем не менее античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим политическим и духовным институтам.
36481. Переходный период (смена цивилизаций): основные этапы и итоги 35 KB
  Механизм смены цивилизации Основные причины: внутренние противоречия в которых центральное место занимают потребности человека. Для производства материальных и духовных благ цивилизации приходится привлекать новые ресурсы средства труда источники энергии реализовывать новые экономические и политические схемы подавлять социальные конфликты и предлагать новый духовный продукт. Попытки удовлетворения потребностей нарушают сложившийся в цивилизации баланс и она не может удовлетворить потребности всех. Духовный мир чутко реагирует на эти...
36482. Переходный этап в развитии цивилизации на историческом примере перехода от раннеклассовой к античной 27.5 KB
  Переход между цивилизациями происходит в четыре этапа: латентный этап обвального хаоса патовая ситуация завершающий этап. На первом этапе происходит падение эффективности старого общества: возникают социальные противоречия разногласия между управленцами и исполнителями экономической функции и непрерывные войны которые с одной стороны истощали материальные ресурсы а с другой обогащали правящую элиту. Происходит возращение к родоплеменному типу отношений формирование общинного строя предполагающего управление общества вождем советом...
36483. Основные особенности и достижения неолитической цивилизации 32 KB
  Начало неолитической цивилизации связывают с неолитической революцией. Достижения неолитической цивилизации: Возникла первая форма собственности общинная собственность на землю; Появляется объекты собственности сельскохозяйственные земли пастбища охотничьи и рыболовные угодья; Возникает частная собственность при необходимости – защита частной собственности; Формирование первых политических институтов крупные межобщинные объединения; Духовный мир выходит на новый уровень возрастает уровень познания окружающего мира;...
36484. Основные особенности и достижения раннеклассовой цивилизации 32.5 KB
  Если в неолитическую эпоху основные изменения были связаны с технологиями то для раннеклассовой цивилизации характеры значительные изменения в экономическом способе производства и социальнополитические отношения. Происходит городская революция создания центров локальной цивилизации в сети крупных городов. Города не только служили центрами ремесла но и позволяли сконцентрировать материальные и духовные ресурсы цивилизации для ее развития.
36485. Цивилизации Древнего Египта: развитие и основные достижения 38.5 KB
  Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания но и создавать избыточный продукт. Еще в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию на Синай в Палестину и Сирию.
36486. Духовный мир человека древних обществ 36.5 KB
  В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций сакрализация достигла максимально возможного уровня. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства которые были прежде всего составной частью заупокойного ритуала. В Египте появился уникальный литературный жанр – книги мертвых – религиозные тексты которые помещали в гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов.
36487. Древняя Греция – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах 42 KB
  Формируется теоритеческая база науки. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение научного элемента от фантастического. Итак появление науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок: У греков отсутствовала каста жрецов и поэтому научные знание были доступны любому гражданину; Демократическая форма правления в государстве что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики основанной на аргументации и убеждении оппонента. Развиваются такие науки как математика геометрия...