64209

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА – ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Методы определения потерь слуха человека действовал 1980 по 1985 г. В итоге ранее абсолютным противопоказанием к продолжению работы в условиях шума являлось повышение порогов слуха на речевых частотах свыше 30 дБ а согласно данному документу...

Русский

2014-07-03

97.5 KB

5 чел.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА –

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ*1

Э.И. Денисов1, Е.Е. Аденинская2, А.Л. Еремин3, Н.Н. Курьеров1

1 ФГБУ НИИ медицины труда РАМН, Москва;

2 ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, Ростов-на-Дону;

3 Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, Краснодар

В России в 2011 г. более 3 млн. 056 тыс. человек работали в условиях повышенных уровней шума, ультра- и инфразвука, а доля рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, составляла 25,5% [3]. Удельный вес профзаболеваний от физических факторов составил 46,3%, в структуре которых ведущей нозологической формой была профессиональная потеря слуха (ПС) – 58,98% [4].

Учитывая важность проблемы ПС, она была рассмотрена на Ученом совете ФБГУ НИИ МТ РАМН 18 февраля 2013 г. с анализом международной терминологии, критериев оценки и алгоритмов профилактики ПС [2].

В соответствии с зарубежными документами был разработан ГОСТ 12.4.062-78 ССБТ. «Шум. Методы определения потерь слуха человека» действовал 1980 по 1985 г. (его следует продлить), на основе которого были утверждены методические рекомендации "Профилактика профессиональной тугоухости у лиц "шумовых" профессий" МЗ СССР N 10-11/46 от 1988 г.

Однако они были заменены другими – «Диагностика, экспертиза трудоспособности и профилактика профессиональной сенсоневральной тугоухости» (письмо Минздрава РФ от 6 ноября 2012 г. N 14-1/10/2-3508).

Сутью рекомендаций является унификация критериев оценки степени тяжести тугоухости шумового генеза при освидетельствовании больных с тугоухостью на основе приведения к общему "знаменателю" трех используемых в нашей стране классификаций: международной (МКФ), "профпатологической" и медико-социальной экспертизы. В итоге, ранее абсолютным противопоказанием к продолжению работы в условиях шума являлось повышение порогов слуха на речевых частотах свыше 30 дБ, а согласно данному документу – свыше 40 дБ, а с учетом предлагаемого вычета возрастных поправок (в ГОСТе они не учитывались) – свыше 55-60 дБ. Отметим, что аудиометр откалиброван от 0 до 100-110 дБ.


Следует подчеркнуть, что на основе этого документа проводят определение дальнейшей профессиональной пригодности работника и возможной материальной компенсации по профессиональному заболеванию. Его рассылка под предлогом гармонизации с международными документами (наименования и даты которых в письме не указаны) идет вразрез с основным положениями мировой и отечественной практики оценки ПС.

В этой связи можно выделить следующие проблемы.

Во-первых, ПС для работника – вопрос не только здоровья и повседневного речевого общения, но для многих профессий (строители, шахтеры, сталевары, водители и др.) слух – профессионально значимая функция для безопасности труда (восприятие звуков работы оборудования, команд по радиосвязи, сигналов опасности и т.п.). Американская академия аудиологии (ААА) в Декларации отмечает, что «слуховое здоровье работника тесно связано со здоровым, безопасным рабочим местом, профилактикой травматизма, что предопределяет более жесткие критерии оценки сохранности слуха» [10]. Важность проблемы подчеркивается материалами о том, что сенсорные нарушения (особенно ПС) сопряжены с существенным повышением риска производственных травм [12].

Во-вторых, правовой проблемой является учет возрастной инволюции слуха работника (пресбиакузиса) при оценке ПС. Американская академия аудиологии допускает учет пресбиакузиса только для анализа риска по групповым данным [7, 10]; это же рекомендует NIOSH [6]. В стандарте OSHA (США) [8] в необязательном приложении учет пресбиакузиса допустим при желании работодателя для сопоставления аудиограмм, снятых в разные годы найма работника. Это также вопрос безопасности работника и окружающих, т.к. вычет пресбиакузиса и переход на позиции оценки ПС у работников, как и у населения (без учета требований охраны и медицины труда) означает снижение требований к остроте слуха на рабочем месте и оставит на работе лиц со сниженным слухом, что может повысить травматизм, в т.ч. с летальным исходом [1].

В-третьих, отмечаются не способствующие гармонизации терминологические разночтения: нозологическая форма, упомянутая в методических рекомендациях – «сенсоневральная», не совпадает с формулировкой диагноза профзаболевания «нейросенсорная тугоухость» согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27 апреля 2012 г. № 417н «Перечень профессиональных заболеваний». Этот же термин «нейросенсорная тугоухость» был и в предыдущем приказе №90 МЗ РФ. В «Перечне профессиональных заболеваний (пересмотр 2010 г.)» МОТ приведено «Нарушение слуха, вызванное шумом» (п.1.2.1).

Документы ВОЗ по проблеме профессиональной ПС предназначены для решения только эпидемиологических задач [5, 10, 11] и только документ [10] посвящен шумовым ПС, но не предназначен для дифференциальной диагностики или компенсациий.

В документах многих стран приводят методы расчетов показателей ПС от шума, причем критерии более жесткие (в сравнении с общеклиническими критериями МКФ), поскольку учитывают не только сохранение здоровья, но и безопасность на работе. В стандарте OSHA (США) заложен и мониторинг слуха в программах сохранения слуха [8].

Эксперты ВОЗ (документ WHO/SDE/OEH/99.1, 1999) рекомендуют применять МКБ-10, дополняя диагноз сведениями из XI класса, в частности, кодами Z56 – Z57, включая «тяжелые условия труда» (Z56.5) и «воздействие производственных факторов риска» (Z57).

С учетом изложенного, необходимо срочно отменить методические рекомендации Минздрава России от 6 ноября 2012 г. N 14-1/10/2-3508 как не согласующиеся с международными стандартами и практикой медицины труда, способные приводить к снижению выявляемости ПС, судебным искам, социальному напряжению, аварийности и травматизму на производстве.

Взамен целесообразна разработка документа уровня СанПиНа или ГОСТа системы ССБТ, т.к. по ст. 209 Трудового кодекса РФ, «стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников». За рубежом такие документы обычно утверждают законом или декретом правительства.

 Документ должен содержать программу сохранения слуха с ежегодной аудиометрией и индивидуальным подбором СИЗ органа слуха от шума. За основу следует взять ГОСТ 12.4.062-78 ССБТ (или продлить его), а разработку поручить специалистам по гигиене труда физических факторов (шума), оториноларингологам, профпатологам и специалистам по стандартизации, например, в рамках межведомственной (РАМН и Минздрав РФ) комиссии по оториноларингологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Аденинская Е.Е., Пиктушанская Т.Е., Быковская Т.Ю. К вопросу о классификации сенсоневральной тугоухости профессиональной этиологии // Медицина труда и промышленная экология. 2012. №3. С. 25-30.
  2.  Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Аденинская Е.Е., Горблянский Ю.Ю. Критерии оценки профессиональной потери слуха от шума: международные и национальные стандарты // Вестник оториноларингологии (принята к печати).
  3.  О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. 316 с.
  4.  О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2011 году: Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2012. 48 с.
  5.  Concha-Barrientos M, Campbell-Lendrum D, Steenland K. Occupational noise: assessing the burden of disease from work-related hearing impairment at national and local levels. Geneva, World Health Organization, 2004. (WHO Environmental Burden of Disease Series, No. 9). 41 pp.
  6.  Criteria for a recommended standard. Occupational noise exposure. Revised criteria 1998. DHHS (NIOSH) Publication No. 98-126. Cincinnati, OH: NIOSH; 1998. 105 pp.
  7.  Merry C.J., Franks J.R. Historical assessment and future directions in the prevention of occupational hearing loss. In: Morata T.C. and Dunn D.E., eds. Occupational medicine: State of the art reviews – Occupational hearing loss. New York: Hanley and Belfus, Inc.; 1995:669-682.
  8.  Occupational noise exposure. Standard 29 CFR, 1910.95. Washington, DC: US Department of labor; 2008.
  9.  Preventing noise-induced occupational hearing loss. Position statement. Washington, DC: American Academy of Audiology; 2003. 12 pp.
  10.  Prevention of noise-induced hearing loss. Report of a WHO-PDH Informal consultation, Geneva, 28-30 October 1997 (WHO/PDH/98/5). Geneva: WHO, 1998. 48 pp.
  11.  Report of the informal working group on the prevention of deafness and hearing impairment programme planning, Geneva 18-21 June, 1991. (WHO/PDH/91.1). Geneva: WHO, 1991. 24 pp.
  12.   Zwerling C., Whitten P.S., Davis C.S., Sprince N.L. Occupational injuries among workers with disabilities. J. Amer. Med. Ass. 1997; 278:24:2163-2166.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Денисов Эдуард Ильич,

гл. научн. сотр. ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, докт. биол. наук, профессор.  

Аденинская Елена Евгеньевна,

ассистент кафедры профпатологии ФПК и ППС с курсом МСЭ, ГБОУ  ВПО РостГМУ Минздрава России

Еремин Алексей Львович,

гл. специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по  Краснодарскому краю, канд. мед. наук

Курьеров Николай Николаевич,

Главный инженер ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, канд. биол. наук

1



* по поводу письма Минздрава России от 6.11.2012 г. N 14-1/10/2-3508


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...
32550. КТО СОЗДАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ. КАКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 151.5 KB
  Типовой состав разработчиков программного средства Выделяются четыре базовые категории: авторы учебного материала; компьютерные методисты; системотехники КСО; специалисты по реализации КСО. В создании конкретного КСО участвуют как правило один компьютерный методист и один системотехник КСО. Компьютерный методист это специалист владеющий компьютерной дидактикой и ориентирующийся в ПО которая рассматривается в КСО. В круг его задач входят формирование структуры КСО выбор психологопедагогической стратегии и проработка используемых...
32551. Контакторыи. Коммутация силовых цепей электродвигателей 281.61 KB
  По роду коммутируемого тока контакторы делят на контакторы постоянного и переменного тока. Как правило род тока в цепи управления которая питает электромагнитный привод совпадает с родом тока главной коммутируемой цепи. Однако известны случаи когда катушки контакторов переменного тока получают питание от цепи постоянного тока. Конструктивная схема контактора постоянного тока показана на рис.
32552. Электромагнитные муфты 341.13 KB
  24 показана схема муфты серии ЭТМ с магнитопроводящими фрикционными дисками. Другой зажим катушки подключают к источнику питания постоянного тока через корпус муфты. Электромагнитная контактная дисковая муфта При включении муфты магнитный поток Ф созданный током протекающим по виткам катушки проходит через корпус пакет внутренних 6 и наружных 4 дисков и замыкается через якорь 5.