64209

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА – ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Научная статья

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Методы определения потерь слуха человека действовал 1980 по 1985 г. В итоге ранее абсолютным противопоказанием к продолжению работы в условиях шума являлось повышение порогов слуха на речевых частотах свыше 30 дБ а согласно данному документу...

Русский

2014-07-03

97.5 KB

5 чел.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА –

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ*1

Э.И. Денисов1, Е.Е. Аденинская2, А.Л. Еремин3, Н.Н. Курьеров1

1 ФГБУ НИИ медицины труда РАМН, Москва;

2 ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, Ростов-на-Дону;

3 Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, Краснодар

В России в 2011 г. более 3 млн. 056 тыс. человек работали в условиях повышенных уровней шума, ультра- и инфразвука, а доля рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, составляла 25,5% [3]. Удельный вес профзаболеваний от физических факторов составил 46,3%, в структуре которых ведущей нозологической формой была профессиональная потеря слуха (ПС) – 58,98% [4].

Учитывая важность проблемы ПС, она была рассмотрена на Ученом совете ФБГУ НИИ МТ РАМН 18 февраля 2013 г. с анализом международной терминологии, критериев оценки и алгоритмов профилактики ПС [2].

В соответствии с зарубежными документами был разработан ГОСТ 12.4.062-78 ССБТ. «Шум. Методы определения потерь слуха человека» действовал 1980 по 1985 г. (его следует продлить), на основе которого были утверждены методические рекомендации "Профилактика профессиональной тугоухости у лиц "шумовых" профессий" МЗ СССР N 10-11/46 от 1988 г.

Однако они были заменены другими – «Диагностика, экспертиза трудоспособности и профилактика профессиональной сенсоневральной тугоухости» (письмо Минздрава РФ от 6 ноября 2012 г. N 14-1/10/2-3508).

Сутью рекомендаций является унификация критериев оценки степени тяжести тугоухости шумового генеза при освидетельствовании больных с тугоухостью на основе приведения к общему "знаменателю" трех используемых в нашей стране классификаций: международной (МКФ), "профпатологической" и медико-социальной экспертизы. В итоге, ранее абсолютным противопоказанием к продолжению работы в условиях шума являлось повышение порогов слуха на речевых частотах свыше 30 дБ, а согласно данному документу – свыше 40 дБ, а с учетом предлагаемого вычета возрастных поправок (в ГОСТе они не учитывались) – свыше 55-60 дБ. Отметим, что аудиометр откалиброван от 0 до 100-110 дБ.


Следует подчеркнуть, что на основе этого документа проводят определение дальнейшей профессиональной пригодности работника и возможной материальной компенсации по профессиональному заболеванию. Его рассылка под предлогом гармонизации с международными документами (наименования и даты которых в письме не указаны) идет вразрез с основным положениями мировой и отечественной практики оценки ПС.

В этой связи можно выделить следующие проблемы.

Во-первых, ПС для работника – вопрос не только здоровья и повседневного речевого общения, но для многих профессий (строители, шахтеры, сталевары, водители и др.) слух – профессионально значимая функция для безопасности труда (восприятие звуков работы оборудования, команд по радиосвязи, сигналов опасности и т.п.). Американская академия аудиологии (ААА) в Декларации отмечает, что «слуховое здоровье работника тесно связано со здоровым, безопасным рабочим местом, профилактикой травматизма, что предопределяет более жесткие критерии оценки сохранности слуха» [10]. Важность проблемы подчеркивается материалами о том, что сенсорные нарушения (особенно ПС) сопряжены с существенным повышением риска производственных травм [12].

Во-вторых, правовой проблемой является учет возрастной инволюции слуха работника (пресбиакузиса) при оценке ПС. Американская академия аудиологии допускает учет пресбиакузиса только для анализа риска по групповым данным [7, 10]; это же рекомендует NIOSH [6]. В стандарте OSHA (США) [8] в необязательном приложении учет пресбиакузиса допустим при желании работодателя для сопоставления аудиограмм, снятых в разные годы найма работника. Это также вопрос безопасности работника и окружающих, т.к. вычет пресбиакузиса и переход на позиции оценки ПС у работников, как и у населения (без учета требований охраны и медицины труда) означает снижение требований к остроте слуха на рабочем месте и оставит на работе лиц со сниженным слухом, что может повысить травматизм, в т.ч. с летальным исходом [1].

В-третьих, отмечаются не способствующие гармонизации терминологические разночтения: нозологическая форма, упомянутая в методических рекомендациях – «сенсоневральная», не совпадает с формулировкой диагноза профзаболевания «нейросенсорная тугоухость» согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 27 апреля 2012 г. № 417н «Перечень профессиональных заболеваний». Этот же термин «нейросенсорная тугоухость» был и в предыдущем приказе №90 МЗ РФ. В «Перечне профессиональных заболеваний (пересмотр 2010 г.)» МОТ приведено «Нарушение слуха, вызванное шумом» (п.1.2.1).

Документы ВОЗ по проблеме профессиональной ПС предназначены для решения только эпидемиологических задач [5, 10, 11] и только документ [10] посвящен шумовым ПС, но не предназначен для дифференциальной диагностики или компенсациий.

В документах многих стран приводят методы расчетов показателей ПС от шума, причем критерии более жесткие (в сравнении с общеклиническими критериями МКФ), поскольку учитывают не только сохранение здоровья, но и безопасность на работе. В стандарте OSHA (США) заложен и мониторинг слуха в программах сохранения слуха [8].

Эксперты ВОЗ (документ WHO/SDE/OEH/99.1, 1999) рекомендуют применять МКБ-10, дополняя диагноз сведениями из XI класса, в частности, кодами Z56 – Z57, включая «тяжелые условия труда» (Z56.5) и «воздействие производственных факторов риска» (Z57).

С учетом изложенного, необходимо срочно отменить методические рекомендации Минздрава России от 6 ноября 2012 г. N 14-1/10/2-3508 как не согласующиеся с международными стандартами и практикой медицины труда, способные приводить к снижению выявляемости ПС, судебным искам, социальному напряжению, аварийности и травматизму на производстве.

Взамен целесообразна разработка документа уровня СанПиНа или ГОСТа системы ССБТ, т.к. по ст. 209 Трудового кодекса РФ, «стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников». За рубежом такие документы обычно утверждают законом или декретом правительства.

 Документ должен содержать программу сохранения слуха с ежегодной аудиометрией и индивидуальным подбором СИЗ органа слуха от шума. За основу следует взять ГОСТ 12.4.062-78 ССБТ (или продлить его), а разработку поручить специалистам по гигиене труда физических факторов (шума), оториноларингологам, профпатологам и специалистам по стандартизации, например, в рамках межведомственной (РАМН и Минздрав РФ) комиссии по оториноларингологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Аденинская Е.Е., Пиктушанская Т.Е., Быковская Т.Ю. К вопросу о классификации сенсоневральной тугоухости профессиональной этиологии // Медицина труда и промышленная экология. 2012. №3. С. 25-30.
  2.  Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Аденинская Е.Е., Горблянский Ю.Ю. Критерии оценки профессиональной потери слуха от шума: международные и национальные стандарты // Вестник оториноларингологии (принята к печати).
  3.  О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012. 316 с.
  4.  О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2011 году: Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2012. 48 с.
  5.  Concha-Barrientos M, Campbell-Lendrum D, Steenland K. Occupational noise: assessing the burden of disease from work-related hearing impairment at national and local levels. Geneva, World Health Organization, 2004. (WHO Environmental Burden of Disease Series, No. 9). 41 pp.
  6.  Criteria for a recommended standard. Occupational noise exposure. Revised criteria 1998. DHHS (NIOSH) Publication No. 98-126. Cincinnati, OH: NIOSH; 1998. 105 pp.
  7.  Merry C.J., Franks J.R. Historical assessment and future directions in the prevention of occupational hearing loss. In: Morata T.C. and Dunn D.E., eds. Occupational medicine: State of the art reviews – Occupational hearing loss. New York: Hanley and Belfus, Inc.; 1995:669-682.
  8.  Occupational noise exposure. Standard 29 CFR, 1910.95. Washington, DC: US Department of labor; 2008.
  9.  Preventing noise-induced occupational hearing loss. Position statement. Washington, DC: American Academy of Audiology; 2003. 12 pp.
  10.  Prevention of noise-induced hearing loss. Report of a WHO-PDH Informal consultation, Geneva, 28-30 October 1997 (WHO/PDH/98/5). Geneva: WHO, 1998. 48 pp.
  11.  Report of the informal working group on the prevention of deafness and hearing impairment programme planning, Geneva 18-21 June, 1991. (WHO/PDH/91.1). Geneva: WHO, 1991. 24 pp.
  12.   Zwerling C., Whitten P.S., Davis C.S., Sprince N.L. Occupational injuries among workers with disabilities. J. Amer. Med. Ass. 1997; 278:24:2163-2166.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Денисов Эдуард Ильич,

гл. научн. сотр. ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, докт. биол. наук, профессор.  

Аденинская Елена Евгеньевна,

ассистент кафедры профпатологии ФПК и ППС с курсом МСЭ, ГБОУ  ВПО РостГМУ Минздрава России

Еремин Алексей Львович,

гл. специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по  Краснодарскому краю, канд. мед. наук

Курьеров Николай Николаевич,

Главный инженер ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, канд. биол. наук

1



* по поводу письма Минздрава России от 6.11.2012 г. N 14-1/10/2-3508


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16114. Господарське законодавство 2.72 MB
  Нормативне регулювання господарських відносин ґрунтується на встановлених Конституцією України основних засадах правопорядку у сфері господарювання, про що згадується в Преамбулі Господарського кодексу України, а в ст. 5 Господарського кодексу цьому питанню приділяється спеціальна увага. Зокрема
16115. Державне управління. Навчальний посібник 1.54 MB
  Навчальний посібник «Державне управління» зорієнтований на освітньо-професійні програми підготовки магістрів державної служби та магістрів за спеціальністю «Адміністративний менеджмент». У посібнику розглядаються основи теорії державного управління, система органів державної влади в Україні, їхні функції та повноваження, напрямки реформування організаційних структур державного управління за Концепцією адміністративної реформи в Україні, основи внутрішньої організації та менеджменту державних органів.
16116. Кримінальне право України. Загальна частина. Навчальний посібник 2.05 MB
  У підручнику висвітлюються основні питання Загальної частини кримінального права України, розкривається зміст (у загальних рисах) кримінального законодавства іноземних держав. Розрахований на студентів, аспірантів (адюнктів) та викладачів вищих юридичних навчальних закладів, а також науковців і практичних працівників
16117. Риторика. Навчальний посібник 1.98 MB
  Розглянуто предмет риторики, основний зміст понять і всіх розділів класичної риторики. Висвітлено надбання цієї науки за всю історію її розвитку, які покладено в основу сучасних наук: неориторики, стилістики, поетики, прагматики, теорії комунікації тощо. Посібник містить також дидактичний матеріал та зразки ораторської майстерності.
16118. Державне управління. Навчальний посібник 3.49 MB
  Посібник подає у формі навчального матеріалу основні теоретичні засади науки державного управління. Викладені у ньому основи адміністративно-управлінської науки - історія та теорія державного управління - розглядаються в контексті сучасних досягнень у цій галузі й базуються на практичній управлінській діяльності.
16119. Сучасні правові системи світу. Навчальний посібник 1.79 MB
  Курси порівняльного правознавства у західних університетах є традиційними вже багато років. В юридичних вузах багатьох країн світу викладається навчальний курс Основні правові системи сучасності. Нині існує нагальна потреба в оновленні системи вищої юридичної освіти в Україні, приведення її у відповідність з потребами нашого часу, загальноєвропейськими вимогами.
16120. нститут адміністративної відповідальності, ароблеми розвитку. Навчальний посібник 864.5 KB
  Монографія присвячена одному Із основних інститутів адміністративного права — Інституту адміністративної відповідальності. Розглядається Історія його розвитку та сучасний стан. Основна увага приділяється найбільш актуальним проблемам адміністративної відповідальності, зокрема відповідальності юридичних осіб. її підставам. принципам і функціям. Для науковців, аспірантів і студентів юридичних навчальних закладів.
16121. Кримінально-процесуальне право 2.55 MB
  У посібнику викладено основні поняття кримінальне-процесуальної науки та проблеми практики застосування норм кримінально-процесуального права органами дізнання, досудового слідства, прокуратури та суду. Книгу підготовлено з урахуванням багаторічного досвіду читання лекцій з кримінально-процесуального права у вищих юридичних нав¬чальних закладах III та IV рівнів акредитації.
16122. Кримінально-процесуальне право. Навчальний посібник 3.34 MB
  У посібнику викладено основні поняття кримінально-процесуальної науки та проблеми практики застосування норм кримінально-процесуального права органами дізнання, досудового слідства, прокуратури та суду. Книгу підготовлено з урахуванням багаторічного досвіду читання лекцій з кримінально-процесуального права у вищих юридичних навчальних закладах III та IV рівнів акредитації.