64210

Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

Доклад

Психология и эзотерика

Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод базирующийся на эволюционной теории развития видов. Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов: Иными словами необходимо выяснить что получает особь в наследство от предыдущих поколений...

Русский

2014-07-03

34 KB

16 чел.

Развитие психической деятельности

животных в онтогенезе

Изучение изменений поведения и психики в процессе индивидуального развития (в онтогенезе) позволяет понять закономерности этих изменений и значение различных компонентов на разных этапах становления поведения и развития животного. Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод, базирующийся на эволюционной теории развития видов. Биогенетический метод предполагает одновременное применение онтогенетического анализа, основанного на сравнении фактов из жизни отдельной особи и филогенетического анализа, который основывается на сравнении фактов из жизни вида. Использование этого комплексного подхода позволяет понять роль инстинктивных и благоприобретённых компонентов в формировании поведения отдельных особей.

Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов:

1. Необходимо выяснить соотношение врожденных и благоприобретённых компонентов поведения на разных этапах онтогенеза. Иными словами необходимо выяснить, что получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна научиться в порядке приобретения индивидуального опыта? Хотя со времён основателей эволюционного учения Ламарка и Дарвина считается очевидным, что поведение взрослой особи складывается из врождённых и приобретённых элементов, однако их удельный вес, взаимоотношения и изменчивость в ходе индивидуального развития до сих пор служат причиной многих споров.

Так, некоторыми учёными делались и делаются попытки сведения всего процесса развития психики к действию только одной из описанных категорий факторов. То есть изменения психической деятельности рассматривается либо только как результат научения, в том числе внутриутробного, ("психология без наследственности"), либо как реализация генетической программы, мало зависящая от научения.

Однако наибольшее распространение во всём мире получили взгляды, согласно которым в поведении животных выделяются инстинктивные действия, не требующие научения, и действия, которым животное обучается индивидуально. Во время обучения животное подбирает и координирует в результате индивидуального опыта всего около 10% первоначально бессвязных движений, выполняемых животным спонтанно. Отобранные и определённым образом упорядоченные движения обычно составляют основу навыков, а остальные постепенно отсеиваются. При таком подходе главная роль при научении отводится факторам отбора и модификации врожденных элементов поведения, а появление или исчезновение инстинктивных компонентов в онтогенезе рассматривается как проявление результатов созревания структур ЦНС, ответственных за поведение.

Взаимопроникновение и различные сочетания безусловно- и условнорефлекторных элементов в онтогенезе поведения позволили Л. В. Крушинскому выдвинуть тезис об "унитарных реакциях". Под ними понимаются акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования. Унитарные реакции, по Крушинскому, представляют собой "единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы". Соотношение условных и безусловных рефлексов в унитарной реакции не строго фиксировано оно может меняться в разные периоды онтогенеза, но сама реакция, направлена на выполнение одиночного приспособительного конечного действия, сохраняется в течение всей жизни особи. Это обеспечивает удовлетворение какой-либо биологической потребности организма независимо от возраста животного. В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются в многоактные формы поведения, которые обеспечивают основные биологические потребности организма, но эти формы не являются результатом простой суммации унитарных реакций. Они обладают гибкой структурой и позволяют животному приспосабливаться в процессе своего развития к различным условиям жизни. Следует заметить, что унитарные реакции модифицируются в процессе онтогенеза, так как изменения морфологической структуры приводят к смене механизмов приспособления организма к условиям окружающей среды. По мере развития организма совершенствуются рабочие органы, животное постепенно в процессе научения совершенствует их функцию, в результате унитарная реакция совершается более эффективным способом, требующим от животного меньшего напряжения функциональных систем.

2. Степень зрелорожденности животного является важным фактором, определяющим ход онтогенеза. Способность к самостоятельному выполнению жизненных функций у новорожденных разных видов выражена в различной мере, это обусловлено различиями в уровне филогенетического развития и образом жизни вида. Детеныши животных, стоящих на более высокой ступени развития, в поведении которых большое значение имеет приобретённый компонент, как правило, рождаются менее зрелыми.

3. Значительные различия в онтогенезе разных групп животных определяются наличием или отсутствием личиночных форм. Так специфичность онтогенеза беспозвоночных заключается в том, что они имеют две формы существования – личиночную и половозрелую (имаго). Эти формы по-разному передвигаются и ведут иногда совершенно разный образ жизни, что и определяет существенные различия в формировании у них психического отражения. Для позвоночных же характерно более поступательное развитие с постепенной сменой одного состояния зрелости другим.

4.Онтогенез является периодическим процессом. Многообразие этапов онтогенеза поведения у разных видов животных затрудняет их сопоставление в плане анализа онтогенетического развития психики и обнаружения общих закономерностей. По этой причине при рассмотрении этапов развития психической деятельности используются более крупные периоды онтогенеза, которые имеют следующие названия:

  1.  пренатальный (дородовый) период;
  2.  ранний постнатальный (послеродовый) период;
  3.  ювенильный (игровой) период;
  4.  период половой зрелости.

Следует отметить, что ювенильный период встречается не у всех животных, а только у тех, которым свойственна игровая активность. Особенно большую роль она играет у высших животных, что свидетельствует о преобладании у них благоприобретённых компонентов поведения, а значит, и определённом эволюционном уровне развития вида. Рассмотрим онтогенез поведения в указанные периоды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

581. Основные понятия стресса. Техники снятия стресса 78 KB
  Несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами человека. Неблагоприятные социальные условия. Ситуации повышенной моральной или материальной ответственности. Затылочно-лобная самокоррекция. Стирание стрессовой информации из памяти.
582. Макроэкономика, краткий конспект 470.5 KB
  Характерные особенности макроэкономики как науки. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Субъекты и рынки кругооборота. Основные макроэкономические тождества.
583. Графическое представление данных (построение диаграмм) 83 KB
  Основные понятия и термины, используемые при работе с диаграммами. Построение, редактирование и форматирование различных диаграмм.
584. Использование и способы работы с переменными в Visual Basic 57 KB
  Ознакомиться с типами переменных, их описанием в программе. Тип Variant, переменная этого типа может иметь любой размер.
585. Теория и практика семейного права. Нормы семейного права и семейное законодательство 94 KB
  Нормы семейного права и семейное законодательство. Цель и принцип семейного законодательства. Права и обязанности родителей и детей. Форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности детей по содержанию родителей и заботе о них.
586. Правосторонняя нижнедолевая пневмония 72 KB
  История настоящего заболевания. Осмотр системы органов дыхания, пищеварения и брюшной полости. Клинический анализ крови. Выявления поражения миокарда, нарушения проводимости, ритма, возбудимости. Подтверждения клинического диагноза, для выявления воспалительных инфильтратов в легких и туберкулезных очагов
587. Роль ТНК и экономической интеграции в современной мировой экономике 188 KB
  Понятие,специфика деятельности и причины возникновения транснациональных коорпараций. Деятельность транснациональных корпораций в условиях глобализации. Развитие транснациональных корпораций на современном этапе в Республике Беларусь. Эволюция транснациональных корпораций в системе современных международных экономических отношениях.
588. Многопролетное одноэтажное здание каркасного типа 72.5 KB
  В проекте разрабатываются архитектурные, конструктивные решения промышленного здания с учетом заданных габаритов, материалов, целевой направленности и основных нормативных требований.
589. Экономико-статистический анализ себестоимости зерна в СПК 82.33 KB
  Краткая природно-экономическая характеристика СПК Соляное. Экономико-статистический анализ себестоимости зерна. Состав, структура и динамика земельных угодий. Аналитическое выравнивание рядов динамики себестоимости зерна.