64210

Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

Доклад

Психология и эзотерика

Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод базирующийся на эволюционной теории развития видов. Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов: Иными словами необходимо выяснить что получает особь в наследство от предыдущих поколений...

Русский

2014-07-03

34 KB

16 чел.

Развитие психической деятельности

животных в онтогенезе

Изучение изменений поведения и психики в процессе индивидуального развития (в онтогенезе) позволяет понять закономерности этих изменений и значение различных компонентов на разных этапах становления поведения и развития животного. Для изучения этих процессов в зоопсихологии применяют биогенетический метод, базирующийся на эволюционной теории развития видов. Биогенетический метод предполагает одновременное применение онтогенетического анализа, основанного на сравнении фактов из жизни отдельной особи и филогенетического анализа, который основывается на сравнении фактов из жизни вида. Использование этого комплексного подхода позволяет понять роль инстинктивных и благоприобретённых компонентов в формировании поведения отдельных особей.

Изучение развития психики в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов:

1. Необходимо выяснить соотношение врожденных и благоприобретённых компонентов поведения на разных этапах онтогенеза. Иными словами необходимо выяснить, что получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна научиться в порядке приобретения индивидуального опыта? Хотя со времён основателей эволюционного учения Ламарка и Дарвина считается очевидным, что поведение взрослой особи складывается из врождённых и приобретённых элементов, однако их удельный вес, взаимоотношения и изменчивость в ходе индивидуального развития до сих пор служат причиной многих споров.

Так, некоторыми учёными делались и делаются попытки сведения всего процесса развития психики к действию только одной из описанных категорий факторов. То есть изменения психической деятельности рассматривается либо только как результат научения, в том числе внутриутробного, ("психология без наследственности"), либо как реализация генетической программы, мало зависящая от научения.

Однако наибольшее распространение во всём мире получили взгляды, согласно которым в поведении животных выделяются инстинктивные действия, не требующие научения, и действия, которым животное обучается индивидуально. Во время обучения животное подбирает и координирует в результате индивидуального опыта всего около 10% первоначально бессвязных движений, выполняемых животным спонтанно. Отобранные и определённым образом упорядоченные движения обычно составляют основу навыков, а остальные постепенно отсеиваются. При таком подходе главная роль при научении отводится факторам отбора и модификации врожденных элементов поведения, а появление или исчезновение инстинктивных компонентов в онтогенезе рассматривается как проявление результатов созревания структур ЦНС, ответственных за поведение.

Взаимопроникновение и различные сочетания безусловно- и условнорефлекторных элементов в онтогенезе поведения позволили Л. В. Крушинскому выдвинуть тезис об "унитарных реакциях". Под ними понимаются акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования. Унитарные реакции, по Крушинскому, представляют собой "единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы". Соотношение условных и безусловных рефлексов в унитарной реакции не строго фиксировано оно может меняться в разные периоды онтогенеза, но сама реакция, направлена на выполнение одиночного приспособительного конечного действия, сохраняется в течение всей жизни особи. Это обеспечивает удовлетворение какой-либо биологической потребности организма независимо от возраста животного. В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются в многоактные формы поведения, которые обеспечивают основные биологические потребности организма, но эти формы не являются результатом простой суммации унитарных реакций. Они обладают гибкой структурой и позволяют животному приспосабливаться в процессе своего развития к различным условиям жизни. Следует заметить, что унитарные реакции модифицируются в процессе онтогенеза, так как изменения морфологической структуры приводят к смене механизмов приспособления организма к условиям окружающей среды. По мере развития организма совершенствуются рабочие органы, животное постепенно в процессе научения совершенствует их функцию, в результате унитарная реакция совершается более эффективным способом, требующим от животного меньшего напряжения функциональных систем.

2. Степень зрелорожденности животного является важным фактором, определяющим ход онтогенеза. Способность к самостоятельному выполнению жизненных функций у новорожденных разных видов выражена в различной мере, это обусловлено различиями в уровне филогенетического развития и образом жизни вида. Детеныши животных, стоящих на более высокой ступени развития, в поведении которых большое значение имеет приобретённый компонент, как правило, рождаются менее зрелыми.

3. Значительные различия в онтогенезе разных групп животных определяются наличием или отсутствием личиночных форм. Так специфичность онтогенеза беспозвоночных заключается в том, что они имеют две формы существования – личиночную и половозрелую (имаго). Эти формы по-разному передвигаются и ведут иногда совершенно разный образ жизни, что и определяет существенные различия в формировании у них психического отражения. Для позвоночных же характерно более поступательное развитие с постепенной сменой одного состояния зрелости другим.

4.Онтогенез является периодическим процессом. Многообразие этапов онтогенеза поведения у разных видов животных затрудняет их сопоставление в плане анализа онтогенетического развития психики и обнаружения общих закономерностей. По этой причине при рассмотрении этапов развития психической деятельности используются более крупные периоды онтогенеза, которые имеют следующие названия:

  1.  пренатальный (дородовый) период;
  2.  ранний постнатальный (послеродовый) период;
  3.  ювенильный (игровой) период;
  4.  период половой зрелости.

Следует отметить, что ювенильный период встречается не у всех животных, а только у тех, которым свойственна игровая активность. Особенно большую роль она играет у высших животных, что свидетельствует о преобладании у них благоприобретённых компонентов поведения, а значит, и определённом эволюционном уровне развития вида. Рассмотрим онтогенез поведения в указанные периоды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6472. Социология глазами школьников 27.11 KB
  Социология глазами школьников Рецензируя работы учащихся среднего образования по программе Шаг в будущее следует отметить, что работы, как правило, посвящены самым актуальным проблемам, волнующим как все общество, так и представи...
6473. Pop-up инновации 27.3 KB
  Pop-up инновации Мы живем в современном мире. Мы то поколение которое родилось на стыке двух держав СССР и Россией. Мы видели слышали и в буквальном смысле слова трогали ту рекламу которая появилась на российских рынках в 90х годах. Когд...
6474. Актуальные проблемы общественности на страницах районной прессы (на примере газеты Байкал новости) 38.69 KB
  Актуальные проблемы общественности на страницах районной прессы (на примере газеты Байкал новости) Явления социальной реальности становятся проблемами только тогда, когда противоречат общественным целям или ценностям, и это противоречие осознается...
6475. Реализации аудиовизуального решения рекламного ролика ведущих российских операторов сотовой связи 50.12 KB
  Реализации аудиовизуального решения рекламного ролика ведущих российских операторов сотовой связи На сегодняшнем этапе рекламопроизводителями много внимания уделяется созданию яркого запоминающегося рекламного ролика, что обусловлено художественными...
6476. Стилистические функции повторов в журналистском тексте 41.72 KB
  Стилистические функции повторов в журналистском тексте В современном русском языке одним из наиболее частотных и значимых языковых явлений, встречающихся в речевой деятельности людей, является повтор. Повторы, или как их еще называют - репризы,...
6477. Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях и. Ильфа и е. Петрова 34.57 KB
  Тематика и особенности подачи информации в журналистских выступлениях И. Ильфа и Е. Петрова И. Ильф и Е. Петров - известные фельетонисты, вызывающие интерес любого начинающего журналиста своей особой манерой написания статей, поэтому мы и взяли...
6478. Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати 35.06 KB
  Заслуги Ф.В. Булгарина и его уроки современному исследователю печати Личности и деятельности Фаддея Венедиктовича Булгарина невозможно дать однозначную оценку в силу нескольких причин разного характера. Как писал А.И. Реблайт: Посмотришь с одной ст...
6479. Отражение вопросов ислама в творчестве Юлии Латыниной 36.63 KB
  Отражение вопросов ислама в творчестве Юлии Латыниной. В октябре 2010 года представители российского мусульманского сообщества обвинили Юлию Леонидовну в исламофобии и разжигании межконфессиональной розни....
6480. Контекстуальное варьирование и обновление фразеологизмов в городской газете 47.86 KB
  Контекстуальное варьирование и обновление фразеологизмов в городской газете Фразеология является одним из самых ярких и действенных средств языка. Функционирование фразеологических единиц в текстах средств массовой информации имеет свои особенности....