64213

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения

Доклад

Биология и генетика

Развитие зрения и слуха также лучше всего изучены у эмбрионов птиц. Оптические реакции например зрачковый рефлекс формируются у птиц в конце пренатального периода когда начинают функционировать периферический и центральный отдел зрительного анализатора.

Русский

2014-07-03

30.5 KB

1 чел.

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения

Двигательный компонент является в эмбриогенезе первичным, однако он тесно связан с сенсорикой. Действуя совместно, эти процессы обусловливают единый характер сенсомоторной активности зародыша. По мере развития эмбриона и формирования его рецепторных систем, всё большее значение в запуске движений приобретает сенсорная стимуляция, которая выступает иногда в форме самостимуляции. Так, у куриных эмбрионов, по мнению американского ученого Куо, спонтанная двигательная активность связана не только с самовозбуждением мотонейронов спинного мозга, но и со стимуляцией одной частью тела – другой, например, прикосновение ногой или крылом к голове вызывает ее двигательную реакцию. Хотя это мнение поддерживается не всеми учёными, но наличие сенсомоторных связей и значение сенсорной стимуляции в эмбриональном поведении точно установлено и ни у кого не вызывает сомнения. В 30-х годах Д.В.Орр и В.Ф.Уиндл показали, что наряду со спонтанной двигательной активностью у куриного эмбриона уже на ранних стадиях эмбриогенеза можно получить изолированные движения крыла в ответ на тактильное раздражение. Это указывает на то, что потенциальные возможности рефлекторных реакций существуют уже тогда, когда двигательная активность зародыша проявляется лишь в общих спонтанных телодвижениях. Ими же было установлено, что моторные структуры нервной системы формируются раньше сенсорных.

Развитие зрения и слуха также лучше всего изучены у эмбрионов птиц. Установлено, что зрение и слух появляются лишь к концу эмбриогенеза и не влияют на развитие ранней двигательной активности зародыша. Правда, громкие звуки и мощные световые воздействия могут выступать как биологически неадекватные раздражители, усиливая или тормозя эмбриональные движения ещё до завершения формирования слуха и зрения. В этом случае они выступают как физические агенты, непосредственно влияющие на мышечную ткань и кожу, но не как носители оптической или акустической информации.

Оптические реакции, например, зрачковый рефлекс, формируются у птиц в конце пренатального периода, когда начинают функционировать периферический и центральный отдел зрительного анализатора. Было установлено, что перед вылуплением птенцов оптические реакции у них развиты также, как и у взрослых птиц.

Завершение формирования слухового анализатора у эмбрионов многих птиц происходит в последние дни перед появлением на свет. Одновременно с этим у птенцов появляются первые активные действия, направленные на внешнюю среду, а именно подача сигналов насиживающим родительским особям и соседним эмбрионам. Так результатом акустического контакта между птенцами из одной кладки является их взаимное стимулирование, которое способствует активации действий в конце пренатального периода. Эти действия необходимы для вылупления. В результате все птенцы появляются на свет дружно, в течение одного часа. Если в гнезде окажется яйцо, снесённое позже, такая коммуникация ускоряет появление на свет птенца и из этого яйца.

Акустический контакт или коммуникация между эмбрионами и родителями, позволяет птенцам сразу после вылупления отличать родителей от других птиц. Так, птенцы кайры научаются отличать голос родителя за 3-4 дня до вылупления. Если в этот период яйцам, инкубирующимся в инкубаторе, воспроизводить голос какой-либо кайры, а затем перед вылупившимися птенцами одновременно воспроизводить эту запись с записью другой кайры, то птенцы направляются в сторону звуков, которые они слышали до вылупления. Контрольные же птенцы из "неозвученных" яиц направляются в промежуток между источниками звуков, а затем начинают метаться между ними. Было установлено, что распознавание родительского голоса среди голосов соседних птиц осуществляется на основе согласования ритмов подачи звуков родителем и невылупившимся птенцом: в ответ на писк птенца насиживающая птица приподнимается, передвигает яйцо и сама подаёт голос. Таким образом, кинестатические ощущения эмбриона сочетаются с акустическими, а в целом его активность совпадает с активностью взрослой птицы, что и позволяет установить принадлежность услышанного звука родительской особи.

В приведённом примере локомоторная реакция вылупившихся птенцов на видоспецифический звук, который является ключевым раздражителем (голос родителя) является результатом сочетания инстинктивного врожденного поведения созревшего в эмбриогенезе и истинного (на основе условного рефлекса) эмбрионального научения. Здесь отчётливо проявляется общая схема формирования и обогащения поведения, а именно, достройка соответствующего врождённого пускового механизма птенца за счет научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6808. Одержання тонкоплівкових структур термічним випаровуванням у вакуумі 66.5 KB
  Одержання тонкоплівкових структур термічним випаровуванням у вакуумі Ціль роботи: ознайомлення з методом осадження тонкоплівкових покриттів з пари речовини, що випаровується у вакуумі. Робота містить у собі одержання металевих плівок методом термічн...
6809. Базова VLAN Конфігурація 572 KB
  Базова VLAN Конфігурація Діаграма топології Таблиця адрес Пристрій (Ім'я хоста) Інтерфейс IP адрес Маска підмережі Шлюз по замовчуванню S1 VLAN 99 172.17.99.11 255.255.255.0 N/A S2 VLAN....
6810. Параметрична ідентифікація параметрів з використанням функцій чутливості 116.93 KB
  Параметрична ідентифікація параметрів з використанням функцій чутливості. Для математичної моделі коливання трьох мас, які поєднані між собою пружинами з відповідними жорсткостями, і відомої функції спостереження координат моделі потрі...
6811. Data manipulation in SQL Oracle 110 KB
  Data manipulation in SQL Oracle Purpose of the lab To study SQL Oracle possibilities in inserting, updating and deleting rows in a tables. To acquire practical skills in inserting, updating and deleting rows in a tables by using SQ...
6812. Манипулирование данными в SQL Oracle 121 KB
  Манипулирование данными в SQLOracle Цели лабораторной работы Изучить возможности SQL Oracle по вставке, обновлению и удалению строк в таблице. Приобрести практический опыт по вставке, обновлению и удалению строк в таблице с и...
6813. Опрацювання текстової інформації в MS-Word. Форматування та друк тексту 421 KB
  Опрацювання текстової інформації в MS-Word. Форматування та друк тексту Мета: удосконалити навички щодо створення та збереження документів та їх копій у текстовому редакторі Word, навички щодо редагування і форматування тестів. Теоретичні відомості ...
6814. Обработка результатов многократных равноточных наблюдений при прямых измерениях 318.5 KB
  Обработка результатов многократных равноточных наблюдений при прямых измерениях. Цель работы: изучить порядок обработки результатов многократных наблюдений при прямых измерениях приобрести навыки стандартной обработки результатов наблюдений, оценки...
6815. Сценарій під мереж 1 200 KB
  CNA Exploration Routing Protocols and Concepts: Introduction to Dynamic Routing Protocols Activity 3.5.2: Subnetting Scenario 1 Сценарій під мереж 1 Мета навчання Після завершення цієї лабораторної роботи ви зможете: Визначити нео...
6816. Предложение SELECT в SQL Oracle. Основные возможности 283 KB
  Предложение SELECT в SQL Oracle. Основные возможности Цели лабораторной работы Изучить основные возможности SQL Oracle по поиску данных в таблицах базы данных. Приобрести практический опыт по поиску данных в таблицах базы данных с...