64213

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения

Доклад

Биология и генетика

Развитие зрения и слуха также лучше всего изучены у эмбрионов птиц. Оптические реакции например зрачковый рефлекс формируются у птиц в конце пренатального периода когда начинают функционировать периферический и центральный отдел зрительного анализатора.

Русский

2014-07-03

30.5 KB

1 чел.

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения

Двигательный компонент является в эмбриогенезе первичным, однако он тесно связан с сенсорикой. Действуя совместно, эти процессы обусловливают единый характер сенсомоторной активности зародыша. По мере развития эмбриона и формирования его рецепторных систем, всё большее значение в запуске движений приобретает сенсорная стимуляция, которая выступает иногда в форме самостимуляции. Так, у куриных эмбрионов, по мнению американского ученого Куо, спонтанная двигательная активность связана не только с самовозбуждением мотонейронов спинного мозга, но и со стимуляцией одной частью тела – другой, например, прикосновение ногой или крылом к голове вызывает ее двигательную реакцию. Хотя это мнение поддерживается не всеми учёными, но наличие сенсомоторных связей и значение сенсорной стимуляции в эмбриональном поведении точно установлено и ни у кого не вызывает сомнения. В 30-х годах Д.В.Орр и В.Ф.Уиндл показали, что наряду со спонтанной двигательной активностью у куриного эмбриона уже на ранних стадиях эмбриогенеза можно получить изолированные движения крыла в ответ на тактильное раздражение. Это указывает на то, что потенциальные возможности рефлекторных реакций существуют уже тогда, когда двигательная активность зародыша проявляется лишь в общих спонтанных телодвижениях. Ими же было установлено, что моторные структуры нервной системы формируются раньше сенсорных.

Развитие зрения и слуха также лучше всего изучены у эмбрионов птиц. Установлено, что зрение и слух появляются лишь к концу эмбриогенеза и не влияют на развитие ранней двигательной активности зародыша. Правда, громкие звуки и мощные световые воздействия могут выступать как биологически неадекватные раздражители, усиливая или тормозя эмбриональные движения ещё до завершения формирования слуха и зрения. В этом случае они выступают как физические агенты, непосредственно влияющие на мышечную ткань и кожу, но не как носители оптической или акустической информации.

Оптические реакции, например, зрачковый рефлекс, формируются у птиц в конце пренатального периода, когда начинают функционировать периферический и центральный отдел зрительного анализатора. Было установлено, что перед вылуплением птенцов оптические реакции у них развиты также, как и у взрослых птиц.

Завершение формирования слухового анализатора у эмбрионов многих птиц происходит в последние дни перед появлением на свет. Одновременно с этим у птенцов появляются первые активные действия, направленные на внешнюю среду, а именно подача сигналов насиживающим родительским особям и соседним эмбрионам. Так результатом акустического контакта между птенцами из одной кладки является их взаимное стимулирование, которое способствует активации действий в конце пренатального периода. Эти действия необходимы для вылупления. В результате все птенцы появляются на свет дружно, в течение одного часа. Если в гнезде окажется яйцо, снесённое позже, такая коммуникация ускоряет появление на свет птенца и из этого яйца.

Акустический контакт или коммуникация между эмбрионами и родителями, позволяет птенцам сразу после вылупления отличать родителей от других птиц. Так, птенцы кайры научаются отличать голос родителя за 3-4 дня до вылупления. Если в этот период яйцам, инкубирующимся в инкубаторе, воспроизводить голос какой-либо кайры, а затем перед вылупившимися птенцами одновременно воспроизводить эту запись с записью другой кайры, то птенцы направляются в сторону звуков, которые они слышали до вылупления. Контрольные же птенцы из "неозвученных" яиц направляются в промежуток между источниками звуков, а затем начинают метаться между ними. Было установлено, что распознавание родительского голоса среди голосов соседних птиц осуществляется на основе согласования ритмов подачи звуков родителем и невылупившимся птенцом: в ответ на писк птенца насиживающая птица приподнимается, передвигает яйцо и сама подаёт голос. Таким образом, кинестатические ощущения эмбриона сочетаются с акустическими, а в целом его активность совпадает с активностью взрослой птицы, что и позволяет установить принадлежность услышанного звука родительской особи.

В приведённом примере локомоторная реакция вылупившихся птенцов на видоспецифический звук, который является ключевым раздражителем (голос родителя) является результатом сочетания инстинктивного врожденного поведения созревшего в эмбриогенезе и истинного (на основе условного рефлекса) эмбрионального научения. Здесь отчётливо проявляется общая схема формирования и обогащения поведения, а именно, достройка соответствующего врождённого пускового механизма птенца за счет научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5558. Организационная структура ОАО ЭМСС. Товарооборот и технические характеристики предприятия 479.5 KB
  Данный отчет освещает следующие темы: организационная структура ОАО ЭМСС, а также основные виды товаров и услуг, которые предоставляются предприятием организационная структура и задачи отдела главного технолога использо...
5559. Расчет фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов по I и II группе предельных состояний 742.58 KB
  Аннотация Приведены примеры расчета фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов по I и II группе предельных состояний. Рассмотрены примеры конструирования свайных ростверков, ленточных и столбчатых фундаментов. Методические указания предназн...
5560. Неопределенность измерения и ее отражение в описании результатов 218 KB
  Неопределенность измерения и ее отражение в описании результатов История вопроса В 1978 г. наивысший мировой авторитет в метрологии - Международный комитет мер и весов (МКМВ) обратился к Международному бюро мер и весов (МБМВ) с просьбой рассмот...
5561. Проектирование основных узлов тележки мостового крана 309.5 KB
  Исходные данные: Грузоподъемность G=50 кН Скорость подъема груза VG=20 м/мин Высота подъема груза Н=5 м Скорость перемещения тележки v=25 м/мин ПВ=15% Режим работы - М2; Кратность полиспаста - 4...
5562. Понятие и значение контроля исполнения документов 96.5 KB
  Понятие и значение контроля исполнения документов. Контроль играет важную роль в системе документооборота. Контроль исполнения документов обеспечивает своевременное и качественное решение содержащихся в документе вопросов, охват всех контролируемых ...
5563. Бертольт Брехт. Жизнь и творчество 48.5 KB
  Бертольт Брехт После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет. Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему со...
5564. Архитектура Древней Греции 116.5 KB
  Введение. Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Гр...
5565. Архитектура страны фараонов. Древний Египет 1.82 MB
  Архитектура страны фараонов. Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из лег...
5566. Информация и информационные процессы 272 KB
  Информация и информационные процессы. Определение понятия информации Информация по-латыни означает сообщение. Определения информации. Информация по Шеннону. Информация сообщение, которое уменьшает или устраняет неопределённость в выборе одной возможности из нескольких.....