64215

Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде

Доклад

Психология и эзотерика

Если рассматривать психическую деятельность эмбриона как поведение и психику в процессе их становления на начальной стадии существования особи то рождение является поворотным пунктом где весь процесс развития поведения получает новое направление.

Русский

2014-07-03

33.5 KB

7 чел.

Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде

1. Преемственность механизмов адаптации и жизнеобеспечения на пре- и постнатальном этапе онтогенеза. Если рассматривать психическую деятельность эмбриона как поведение и психику в процессе их становления на начальной стадии существования особи, то рождение является поворотным пунктом, где весь процесс развития поведения получает новое направление. На уровне постнатального развития появляются совершенно новые факторы и закономерности, обусловленные взаимодействием организма с подлинно внешней средой. В новых для организма условиях продолжается созревание врождённых элементов поведения и их слияние теперь уже с постнатальным, индивидуальным опытом. Несмотря на разницу в среде обитания на пре- и постнатальной стадии развития, эти этапы онтогенеза являются непрерывными, слитными, наблюдается преемственность механизмов адаптации и жизнеобеспечения, а также механизмов, определяющих поведение животного.

2. Ранний постнатальный период имеет особенно большое значение для жизни особи, так как на этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного. По словам Орбели, ранний постнатальный период является особо чувствительной фазой, наиболее жадно воспринимающей влияния, имеющие большое значение для дальнейшего формирования особи.

3. Наличие видоспецифических особенностей в постнатальном развитии поведения. Характеризуя развитие постнатального поведения животных необходимо помнить, что у разных животных оно протекает по-разному и отличается специфическими закономерностями. Особенно это относится к животным, у которых новорожденные и ювенильные (то есть молодые) формы резко отличаются строением и образом жизни от взрослых форм. У большинства беспозвоночных, а также ряда низших позвоночных личинки совершенно не похожи на взрослые особи, им свойственны совершенно иные способы передвижения, питания и так далее. Однако, и в тех случаях, когда между ювенильными и взрослыми животными не обнаруживаются глубокие различия, филогенетические и экологические детерминанты вносят большое разнообразие в протекание постнатального онтогенеза поведения.

4. Онтогенез поведения в раннем постнатальном периоде у позвоночных зависит от степени зрелорожденности новорожденной особи. Зрелорождающиеся детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже вполне сформированном состоянии, они мало подвержены вредным влияниям среды. При этом возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения чрезвычайно ограничены: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки рефлекторной деятельности.

У незрелорождающихся животных, наблюдается ранний "биостарт" (то есть начало влияния биологических факторов на развитие особи). У них развитие даже наследственно фиксированных, врождённых форм поведения выносится за пределы внутрияйцевого или внутриматочного периода созревания. Эти детёныши не могут выживать без родительской помощи, но зато имеют большие преимущества для формирования пластичного, лабильного поведения. Это связано с тем, что развитие нервной системы у них ещё не вполне закончено, и развивающиеся врождённые формы поведения в значительной степени модифицируются в соответствии с конкретными условиями среды. В результате эти формы поведения в значительной мере модифицируются на основе переплетения врождённых и приобретённых компонентов в соответствии с конкретными условиями среды. Большинство психически наиболее развитых животных относятся к незрелорождающимся.

5. Уровень психического развития определяется и генетически. Например, гуси и лошади относятся к зрелорождающимся животным, но отличаются высоким уровнем развития психики. Генетический фактор является, видимо, более важным, чем степень зрелорожденности, так как он обусловливает способность к научению и изменению поведения.

6. Большое значение в постнатальном формировании поведения, особенно у незрелорождающихся животных, имеет забота о потомстве. Под заботой о потомстве подразумевают те действия животных, которые обеспечивают или облегчают условия выживания и развития потомства. Этот термин применяется только к постэмбриональному периоду. У некоторых видов забота о потомстве ограничена только созданием убежища и заготовкой пищи для будущего потомства, но материнская особь непосредственно с потомством не встречается. Такая превентивная забота о потомстве наблюдается, например, у ос, откладывающих яйца на парализованных ими насекомых, которых прячут в специально вырытых норках, но затем уже не заботящихся о вылупившихся личинках.

Более высокой формой заботы о потомстве является уход за ним непосредственно после появления на свет. Такая забота проявляется в двух основных формах – пассивной и активной. В первом случае взрослые особи носят с собой яйца или молодь в специальных кожных углублениях, складках или сумках. Молодые животные при этом иногда питаются выделениями материнской особи. Эта форма ухода за потомством встречается у некоторых видов иглокожих, ракообразных, моллюсков, пауков, рыб (морской конёк и игла, цихлиды), земноводных (жаба-повитуха, американская пипа) и у низших  млекопитающих (ехидна, сумчатые).

При активном уходе за потомством взрослые особи выполняют специфические действия, направленные на обеспечение всех или многих сфер его жизнедеятельности – личинок насекомых, молоди рыб, птенцов птиц, детёнышей млекопитающих. Кроме устройства убежищ, кормления, обогрева, защиты, очищения поверхности тела и тому подобное родители у многих высших животных (птиц и млекопитающих) ещё и обучают своё потомство (например, находить пищу, распознавать врагов и так далее).

Если рассматривать эволюцию заботы о потомстве, то можно отметить, с одной стороны, интенсификацию и дифференциацию действий родителей по отношению к потомству, а с другой стороны, – усиление зависимости потомства от взрослых животных. Одновременно резко понижается плодовитость животных.

Таким образом, онтогенез в постнатальном периоде зависит от многих факторов, что объясняет сложность процессов формирования поведения на этом этапе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13111. Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы 45.5 KB
  Абай Құнанбаевтың педагогикалық көзқарасы. 18451904 Абай Құнанбаев қазақ халқының ұлы классик ақыны ағартушы демократы ұлтымыздың рухани мақтанышы. Абай өз ауылында арабша хат танығаннан кейін он жасында Семей қаласындағы Ахмет Ризаның медресесінде 3 жыл оқиды.
13112. Адольф Дистервегтің педагогикалық қызметі мен теориясы 53 KB
  Адольф Дистервегтің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1790-1866 Дистервегтің педагогикалық қызметі мен ғұмырнамалық деректері. Немістің ғұлама педагогі Адольф Дистервег ХІХ ғасырдың орта кезіндегі герман буржуазиялықдемократиялық педагогикасының көрн
13113. Сыныптан тыс жұмыс «Алтын қақпа» интеллектуалдық ойыны 44 KB
  Сыныптан тыс жұмыс Алтын қақпа интеллектуалдық ойыны Сабақтың мақсаты: Оқушылардың қазақ тілі мен әдебиеті пәнінен алған білімдерін ел тарихы салтдәстүрлерін қаншалықты білетіндіктерін тексеру. Дамытушылық мақсаты: Оқушылардың ойөрісін тіл байлығын дамы...
13114. БАЛАБАҚШАЛАРДА ҰЛТТЫҚ ОЙЫНДАРДЫ ПАЙДАЛАНУ 101.5 KB
  БАЛАБАҚШАЛАРДА ҰЛТТЫҚ ОЙЫНДАРДЫ ПАЙДАЛАНУ І. Кіріспе Балалар фольклорын дамытушы негізгі бір сала ойын. ІІ. Негізгі бөлім 1. Ойын балалардың ойлау қабілетін арттыратын іс әрекет. 2. Ұлттық мұраның бай қазынасы халықтық ұлттық ойындар. ІІІ. Қорытынды. ...
13116. Бастауыш сынып оқушыларының зерттеу-ізденушілік жұмыстарын ұйымдастыру 366.5 KB
  Бастауыш сынып оқушыларының зерттеуізденушілік жұмыстарын ұйымдастыру әдістемелік нұсқау Бұл кітапшада Өскемен қаласының № 44 мектеплицейінің бастауыш сыныптарында сыныптан тыс жүргізілетін Зерде ғылыми қоғамының этномәдениет секциясын ұйымдастырылу ү
13117. Батыс Еуропадағы орта ғасырдағы тәрбие және мектеп 43 KB
  Батыс Еуропадағы орта ғасырдағы тәрбие және мектеп. Мазмұны: 1. Орта ғасырдағы діни мектептердің пайда болуы. 2. Қайта өрлеу дәуіріндегі педагогика және мектеп. 1. Орта ғасырдағы діни мектептердің пайда болуы. Құлдық қоғамның ыдырауы және құлауы оны жаңа фео...
13118. Бұқар жырау мен Дулат Бабатайұлының тәлім тәрбиелік идеялары 47.5 KB
  Бұқар жырау мен Дулат Бабатайұлының тәлім тәрбиелік идеялары 1. Бұқар жыраудың тәлімтәрбиелік идеялары. 1668-1781 ХҮІІІ ғасырда Қазақстанда ағартушылық ойпікірдің дамуында өзіндік із қалдырған ақынжыраулар поэзиясының көрнекті өкілі Бұқаржырау Қалқаманұлы....
13119. Сухомлинскийдің В.А. педагогикалық идеясы 38.5 KB
  В.А.Сухомлинскийдің педагогикалық идеясы 1918-1970 В.А.Сухомлинскийдің шығармашылығы әрбір жыл өткен сайын біздің елімізде сол сияқты шетелде ғылыми және педагогикалық жұртшылықтың тарапынан бірденбір ерекше көңіл бөлініп келеді. Бұл кездейсоқтық емес. Оның талда...