64216

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде

Доклад

Психология и эзотерика

Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы которая сформировалась в процессе филогенеза. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде...

Русский

2014-07-03

30 KB

2 чел.

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде

Инстинктивный компонент поведения в раннем постнатальном периоде проявляется в виде инстинктивных движений и врождённого узнавания.

Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы, которая сформировалась в процессе филогенеза. При этом наследуются не целые двигательные акты, а только составляющие их компоненты. Инстинктивные движения являются функцией экзосоматических эффекторных органов. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде обусловлен развитием этих органов и соответствующих им центральных нервных структур.  По мере накопления индивидуального опыта двигательные элементы объединяются в слитные и точные движения (опыт Э.Гесса с цыплятами и призматическими очками, смещающими поле зрения на 7 градусов вправо). На протяжении всего постнатального периода у животных совершенствуются координированность движений их длительность, частота и направленность, "отрабатывается" согласованность движений с другими поведенческими актами, и действиями других животных. Следует подчеркнуть, что инстинктивные элементы поведения обеспечивают видотипичное выполнение особо важных для жизни движений, связанных с локомоцией, едой, спариванием, комфортными действиями и так далее. Итак, постнатальное развитие инстинктивнных движений генетически обусловлено и не зависит от раннего опыта, но это касается лишь элементарных двигательных координаций, а не целостных инстинктивных двигательных актов.

Врождённое узнавание (по Фабри) проявляется во врождённом, не зависящем от индивидуального опыта видоспецифическом избирательном отношении животных к определённым компонентам окружающей среды, к признакам объектов, ситуациям, а также в способности животных биологически адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых им объектов или ситуаций. Таким образом, врождённое узнавание является врождённой формой ориентации, которая проявляется в полезных для особи (и вида) реакциях на признаки существенных компонентов среды (ключевые раздражители) без предварительного научения, с проявлением "видовой памяти". Основу такого узнавания составляют таксисы (положительные или отрицательные). Ключевыми раздражителями для инстинктивного узнавания являются отдельные простые признаки биологически значимых объектов – пищи, материнской особи, особей своего вида, врагов (или ситуации тревоги, когда враг непосредственно не воспринимается). Имеет место и специфическая врождённая готовность к ощущению ключевых стимулов, характерная для врождённых пусковых механизмов. Всем этим и определяется избирательность врождённого узнавания, её направленность лишь на определённые компоненты среды. Животное, оказавшись в биологически значимой ситуации раздражителей, как бы узнает то, что никогда еще не воспринималось, с чем оно еще не знакомилось. Примеров врожденного узнавания можно привести множество. Так, новорожденный кенгурёнок безошибочном находит сумку матери по ряду признаков, с которыми ему до этого не приходилось сталкиваться и в распознавании которых он не мог упражняться. Птенцы дроздов уже в первый день после вылупления, ещё будучи слепыми, узнают о прилете родителей (с кормом) по легкому сотрясению гнезда и отвечают на это вытягиванием шеи и раскрытием клюва. Птенцы зреловылупляющихся птиц реагируют на вид подвижного объекта над головой припаданием к земле, что является эффективной защитой от воздушных врагов – хищных птиц. Крольчата в первый же день после рождения ориентируются в пространстве по тактильным раздражениям и таким образом находят источник пищи – соски матери. На каждое прикосновение они реагируют прыжками в сторону раздражителя: при раздражении переднего конца головы прыгают вперёд, при прикосновении к спине или хвосту поворачиваются и прыгают назад. Поворотами в сторону прикосновения реагируют также щенки и другие новорожденные млекопитающие. При врожденном узнавании наблюдаются реакции на простые признаки биологически значимых объектов, что характерно и для реакций на ключевые стимулы, а также наблюдается врожденная готовность к ощущению этих стимулов, что характерно для врожденных пусковых механизмов.

Инстинктивное врождённое узнавание всегда обогащается, корригируется или перестраивается в результате приобретения раннего опыта, проявляющегося в разных формах постнатального научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28267. Методы исследования и диагностики понятийного мышления 27 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное вышление. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смыслаи подтекста различие иерархии признаков центральные существенные случайные переферические Методы диагностики понятийного мышления Основные методы: Сравнение понятий выделение существенныхпризнаков...
28268. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н.Соколову). Методы исследования внутренней речи 34 KB
  Роль внутренней речи в процессе мышления по А. Методы исследования внутренней речи. Внутренняя речь производная форма внешней звуковой речи специально приспособленная к выполнению мыслительных операций в уме. Используется при: решении задачвуме чтении про себя мысленном планировании запоминании припоминании Функции внутренней речи: логическая переработка сенсорных данных их осознание и понимание самоинструкции при выполнении произвольных действий самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний Выражается внутренняя речь в виде...
28269. Специфические особенности и классификация психических явлений 145.5 KB
  Психология наука о психике ее свойствах состоянии явлениях развитии. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуальнотипологических особенностей человека. психология это наука не только познающая но и созидающая конструирующая человека.
28270. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ 37.5 KB
  Организационные методы: сравнительный метод лонгитюдинальный метод комплексный. Эмпирические методы: а Наблюдение объективное наблюдение непосредственное индивидуальное и коллективное опосредованное анкеты опросники самонаблюдение непосредственное словесный отчет опосредованное дневники автобиографии письма Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. б Экспериментальные методы лабораторный метод психических реакций...
28272. Использование психологических оснований в концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев) и концепции ноосферы (В.И.Вернадский) 41.5 KB
  Внутренние связи этноса создают его структуру которая неповторима что и определяет оригинальный стереотип поведения данного народа. Если в начальный период существования этноса формирующими стереотип поведения параметрами на первый план выступают географическая среда ландшафт и биологические факторы наследственность признаков то в последующих фазах этногенеза значительное влияние на поступки и взаимосвязи людей оказывает психологический склад точнее культура. этногенез это развитие этноса во всем времени его существования. Для...