64216

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде

Доклад

Психология и эзотерика

Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы которая сформировалась в процессе филогенеза. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде...

Русский

2014-07-03

30 KB

3 чел.

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде

Инстинктивный компонент поведения в раннем постнатальном периоде проявляется в виде инстинктивных движений и врождённого узнавания.

Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы, которая сформировалась в процессе филогенеза. При этом наследуются не целые двигательные акты, а только составляющие их компоненты. Инстинктивные движения являются функцией экзосоматических эффекторных органов. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде обусловлен развитием этих органов и соответствующих им центральных нервных структур.  По мере накопления индивидуального опыта двигательные элементы объединяются в слитные и точные движения (опыт Э.Гесса с цыплятами и призматическими очками, смещающими поле зрения на 7 градусов вправо). На протяжении всего постнатального периода у животных совершенствуются координированность движений их длительность, частота и направленность, "отрабатывается" согласованность движений с другими поведенческими актами, и действиями других животных. Следует подчеркнуть, что инстинктивные элементы поведения обеспечивают видотипичное выполнение особо важных для жизни движений, связанных с локомоцией, едой, спариванием, комфортными действиями и так далее. Итак, постнатальное развитие инстинктивнных движений генетически обусловлено и не зависит от раннего опыта, но это касается лишь элементарных двигательных координаций, а не целостных инстинктивных двигательных актов.

Врождённое узнавание (по Фабри) проявляется во врождённом, не зависящем от индивидуального опыта видоспецифическом избирательном отношении животных к определённым компонентам окружающей среды, к признакам объектов, ситуациям, а также в способности животных биологически адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых им объектов или ситуаций. Таким образом, врождённое узнавание является врождённой формой ориентации, которая проявляется в полезных для особи (и вида) реакциях на признаки существенных компонентов среды (ключевые раздражители) без предварительного научения, с проявлением "видовой памяти". Основу такого узнавания составляют таксисы (положительные или отрицательные). Ключевыми раздражителями для инстинктивного узнавания являются отдельные простые признаки биологически значимых объектов – пищи, материнской особи, особей своего вида, врагов (или ситуации тревоги, когда враг непосредственно не воспринимается). Имеет место и специфическая врождённая готовность к ощущению ключевых стимулов, характерная для врождённых пусковых механизмов. Всем этим и определяется избирательность врождённого узнавания, её направленность лишь на определённые компоненты среды. Животное, оказавшись в биологически значимой ситуации раздражителей, как бы узнает то, что никогда еще не воспринималось, с чем оно еще не знакомилось. Примеров врожденного узнавания можно привести множество. Так, новорожденный кенгурёнок безошибочном находит сумку матери по ряду признаков, с которыми ему до этого не приходилось сталкиваться и в распознавании которых он не мог упражняться. Птенцы дроздов уже в первый день после вылупления, ещё будучи слепыми, узнают о прилете родителей (с кормом) по легкому сотрясению гнезда и отвечают на это вытягиванием шеи и раскрытием клюва. Птенцы зреловылупляющихся птиц реагируют на вид подвижного объекта над головой припаданием к земле, что является эффективной защитой от воздушных врагов – хищных птиц. Крольчата в первый же день после рождения ориентируются в пространстве по тактильным раздражениям и таким образом находят источник пищи – соски матери. На каждое прикосновение они реагируют прыжками в сторону раздражителя: при раздражении переднего конца головы прыгают вперёд, при прикосновении к спине или хвосту поворачиваются и прыгают назад. Поворотами в сторону прикосновения реагируют также щенки и другие новорожденные млекопитающие. При врожденном узнавании наблюдаются реакции на простые признаки биологически значимых объектов, что характерно и для реакций на ключевые стимулы, а также наблюдается врожденная готовность к ощущению этих стимулов, что характерно для врожденных пусковых механизмов.

Инстинктивное врождённое узнавание всегда обогащается, корригируется или перестраивается в результате приобретения раннего опыта, проявляющегося в разных формах постнатального научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50145. Определние разрешающей способности и числовой апертуры микроскопа 84 KB
  Определние разрешающей способности и числовой апертуры микроскопа. Цель работы: ознакомиться с устройством микроскопа принципом действия и основными характеристиками. Введение Теория микроскопа. Основными оптическими частями простейшего микроскопа являются рис.
50146. Тактика нападу. Групова тактика. Комбінації при стандартних ситуаціях 37 KB
  Вона включає дії без мяча і з мячем. Дії без мяча Для оптимального вибору позиції з метою одержання мяча використовується відкривання. Треба памятати що без мяча футболіст переміщується швидше тому перетримування мяча гальмує розвиток атаки. Вибір способу виконання удару його сили напрямку і траєкторії польоту мяча залежить від конкретної ігрової ситуації.
50148. Тенденции развития основ нормирования надежности конструкций 38 KB
  В этом макете принятие решений определяющих надежность несущих конструкций на основе расчетного анализа представляет собой совокупность двух задач: установления целесообразного уровня надежности объекта проектирования и реализации этого уровня в проекте объекта и в натуре. выбор характеристик с той или иной степенью достоверности определяющих уровень надежности объекта и установление их целесообразных значений. Фундаментальными показателями надежности объекта определяющими выбор надежностных требований являются вероятности отказов т.
50149. Разработка для операционной системы Linux многопоточную программную имитацию работы маршрутного такси между конечными и одной промежуточной остановками 68.5 KB
  Разработать для операционной системы Linux многопоточную программную имитацию работы маршрутного такси между конечными и одной промежуточной остановками. Фиксированое число N потенциальных пассажиров случайный интервал времени пребывают где-то вне маршрута, затем появляются случайным образом на одной из остановок.
50150. Правила запису загальнорозвивальних вправ. Змiст, дозування, методичнi вказiвки 41 KB
  Стройові вправи. Загальнорозвивальні вправи. Прикладні вправи. Стройові вправи див.
50151. Нечеткая логика 67.5 KB
  Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. Улитка без ноги – медленно – быстро (о скорости)
50152. Программирование задач с использованием двумерных массивов. Ввод, вывод, упорядочивание 53 KB
  Чтобы описать массив надо сообщить компилятору: сколько в нем элементов какого типа эти элементы как они нумеруются. Пример: Вычислить суммы элементов массива по столбцам Текст программы...
50153. Визначення коефіцієнта потужності і перевірка закону Ома для кола змінного струму 84.5 KB
  Замкнути коло встановити за допомогою реостата величину струму у колі вказану на робочому місці. Виміряти потужність ватметром силу струму і напругу відповідно амперметром та вольтметром. Прилади вимірюють діючі значення струму і напруги.