64216

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде

Доклад

Психология и эзотерика

Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы которая сформировалась в процессе филогенеза. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде...

Русский

2014-07-03

30 KB

2 чел.

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде

Инстинктивный компонент поведения в раннем постнатальном периоде проявляется в виде инстинктивных движений и врождённого узнавания.

Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы, которая сформировалась в процессе филогенеза. При этом наследуются не целые двигательные акты, а только составляющие их компоненты. Инстинктивные движения являются функцией экзосоматических эффекторных органов. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде обусловлен развитием этих органов и соответствующих им центральных нервных структур.  По мере накопления индивидуального опыта двигательные элементы объединяются в слитные и точные движения (опыт Э.Гесса с цыплятами и призматическими очками, смещающими поле зрения на 7 градусов вправо). На протяжении всего постнатального периода у животных совершенствуются координированность движений их длительность, частота и направленность, "отрабатывается" согласованность движений с другими поведенческими актами, и действиями других животных. Следует подчеркнуть, что инстинктивные элементы поведения обеспечивают видотипичное выполнение особо важных для жизни движений, связанных с локомоцией, едой, спариванием, комфортными действиями и так далее. Итак, постнатальное развитие инстинктивнных движений генетически обусловлено и не зависит от раннего опыта, но это касается лишь элементарных двигательных координаций, а не целостных инстинктивных двигательных актов.

Врождённое узнавание (по Фабри) проявляется во врождённом, не зависящем от индивидуального опыта видоспецифическом избирательном отношении животных к определённым компонентам окружающей среды, к признакам объектов, ситуациям, а также в способности животных биологически адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых им объектов или ситуаций. Таким образом, врождённое узнавание является врождённой формой ориентации, которая проявляется в полезных для особи (и вида) реакциях на признаки существенных компонентов среды (ключевые раздражители) без предварительного научения, с проявлением "видовой памяти". Основу такого узнавания составляют таксисы (положительные или отрицательные). Ключевыми раздражителями для инстинктивного узнавания являются отдельные простые признаки биологически значимых объектов – пищи, материнской особи, особей своего вида, врагов (или ситуации тревоги, когда враг непосредственно не воспринимается). Имеет место и специфическая врождённая готовность к ощущению ключевых стимулов, характерная для врождённых пусковых механизмов. Всем этим и определяется избирательность врождённого узнавания, её направленность лишь на определённые компоненты среды. Животное, оказавшись в биологически значимой ситуации раздражителей, как бы узнает то, что никогда еще не воспринималось, с чем оно еще не знакомилось. Примеров врожденного узнавания можно привести множество. Так, новорожденный кенгурёнок безошибочном находит сумку матери по ряду признаков, с которыми ему до этого не приходилось сталкиваться и в распознавании которых он не мог упражняться. Птенцы дроздов уже в первый день после вылупления, ещё будучи слепыми, узнают о прилете родителей (с кормом) по легкому сотрясению гнезда и отвечают на это вытягиванием шеи и раскрытием клюва. Птенцы зреловылупляющихся птиц реагируют на вид подвижного объекта над головой припаданием к земле, что является эффективной защитой от воздушных врагов – хищных птиц. Крольчата в первый же день после рождения ориентируются в пространстве по тактильным раздражениям и таким образом находят источник пищи – соски матери. На каждое прикосновение они реагируют прыжками в сторону раздражителя: при раздражении переднего конца головы прыгают вперёд, при прикосновении к спине или хвосту поворачиваются и прыгают назад. Поворотами в сторону прикосновения реагируют также щенки и другие новорожденные млекопитающие. При врожденном узнавании наблюдаются реакции на простые признаки биологически значимых объектов, что характерно и для реакций на ключевые стимулы, а также наблюдается врожденная готовность к ощущению этих стимулов, что характерно для врожденных пусковых механизмов.

Инстинктивное врождённое узнавание всегда обогащается, корригируется или перестраивается в результате приобретения раннего опыта, проявляющегося в разных формах постнатального научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67066. Інтегрований урок з хімії 53.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів по хімії, сформувати уявлення про тісний зв'язок хімії з іншими навчальними предметами та про важливість знань з хімії для освіченої, ерудованої людини; формувати пізнавальний інтерес, розвивати логічне мислення, розширити кругозір учнів...
67067. Искусство эффективного слушания 34 KB
  Применить на практике навыки эффективного слушания на занятиях Оценить приоритеты эффективного слушания для говорящего и слушающего Материалы: листы бумаги маркер. Напишите на бумаге цветными маркерами основные понятия искусства слушать: Находиться рядом с говорящим; Узнавать мнение и позицию говорящего...
67068. Материки южного полушария 3.34 MB
  Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков); применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций...
67070. Свято дитячої іграшки 198.66 KB
  Захід проводиться у святково-прикрашеній актовій залі гімназії. Учням запропоновано прийти на захід з своїми улюбленими іграшками. Ведуча. Доброго дня, дорогі друзі, шановні гості! Щиро вітаємо вас в нашій залі та гостинно запрошуємо на ... Богдан. Зачекай, Насте, нехай присутні самі здогадаються, який захід чекає на них сьогодні.
67071. ПОЛЕ ЧУДЕС «ПРОГНОЗ ПОГОДИ». СЕРІЯ ІГОР 101 KB
  Серію ігор міжпредметного характеру «Поле чудес «Прогноз погоди» проводять учні 10 – 11 класів під керівництвом вчителя фізики для учнів початкової та середньої ланок під час тижня фізики. Девіз заходу: навчився сам – навчи іншого. Мета серії ігор «Поле чудес «Прогноз погоди»: сформувати вміння орієнтуватися в оточуючому середовищі...
67072. Імен таємнича влада. Засідання мовного гуртка «Юний філолог» 83.5 KB
  Слово вчителя: У безкінечному ряді живих істот людини наділена одним незвичайним правом: вона і тільки вона має привілей вибирати наймення собі дітям своїм усьому навколишньому містам селам річкам звірам рослинам А хто знає як називається наука яка вивчає систему особових імен...
67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоровя хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.