64217

Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения)

Доклад

Психология и эзотерика

Преобладание облигатного научения в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем что в это время происходит достройка врождёных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действий путём включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.

Русский

2014-07-03

32 KB

0 чел.

Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения)

Формирование опыта в раннем постнатальном периоде осуществляется, главным образом, за счёт облигатного научения. Преобладание облигатного научения в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем, что в это время происходит достройка врождёных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действий путём включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.

Как известно, к облигатному научению относятся все формы научения, которые в любых условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, то есть относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Облигатность (обязательность) приобретения определённого опыта всеми особями данного вида фиксируется генетически. Облигатное научение сходно с врождёнными компонентами поведения не только генетическим фиксированием самой способности к научению и конкретных её проявлений, но и наличием определённых сроков, когда это научение возможно. Ни до, ни после этих сенсибельных (или критических) периодов онтогенеза облигатное научение невозможно.

Основными механизмами облигатного научения являются:

  1.  привыкание с дифференцировкой врождённого узнавания. Например, у птенцов куриных птиц изначально при появлении над ними любого объекта развивается реакция тревоги и они затаиваются в траве при пролетании над ними листьев деревьев, хищных и безопасных птиц. Однако по мере развития сенсорных способностей, они научаются различать силуэты разных птиц и других предметов. Постепенно птенцы привыкают к тем объектам, которые видят часто: безопасным птицам имеющим характерный силуэт с длинной шеей, листве и тому подобное; реакция тревоги при этом не развивается. На редко появляющийся силуэт хищных птиц, отличительным признаком которых является короткая шея, привыкание не развивается и птенцы по-прежнему затаиваются при их появлении. Здесь имеет место дифференцировка врожденного узнавания путем приобретения раннего опыта;
  2.  в результате раннего научения происходит изменение сигнального значения раздражителей. Например, молодь осетровых рыб первоначально реагирует на свет отрицательно (держатся у дна), но с 5-9 дня под влиянием перехода к активному питанию эта реакция превращается в положительную (мальки поднимаются к поверхности воды за пищей);
  3.  в процессе раннего научения происходит достройка или изменение врождённого узнавания путём включения новых сенсорных систем. Так, птенцы дрозда рождаются слепыми и в первые дни после вылупления узнают о появлении родителей по сотрясению гнезда. Этот стимул воспринимает вестибулярный анализатор. Независимо от расположения родителей они тянутся вверх. Некоторое время после того, как у птенцов откроются глаза, реакция на сотрясение гнезда и появление в поле зрения родителя остаётся прежней, что свидетельствует о ведущей роли вестибулярного, а не зрительного анализатора. Только через несколько дней, когда птенцы научатся чётко локализовывать оптический стимул и поворачивать голову к родителю с кормом, зрение станет ведущей рецепцией, определяющей врождённую реакцию птенца на появление родителей. Включение новых сенсорных систем и модификация врожденного узнавания происходит в условиях накопления первичного сенсомоторного опыта.

Облигатное научение особенно важно для формирования видоспецифического пищевого поведения. Путём облигатного научения детёныши узнают отличительные признаки пищевых объектов, у них вырабатываются так называемые натуральные условные рефлексы на вид, запах и вкус пищи. Эти же механизмы научения лежат в основе совершенствования врождённых двигательных актов и формирования пищедобывательных приёмов (оперантные рефлексы).

Необходимо отметить, что роль облигатного научения в приспособлении инстинктивных компонентов к условиям существования особенно велика у низших животных, у которых окончательное формирование поведения происходит в раннем постнатальном периоде. У низших животных облигатное научение выступает как единственный фактор постнатальной достройки инстинктивного поведения. У высших животных это происходит в игровом периоде, когда облигатное научение тесно переплетается с факультативным, что значительно расширяет диапазон поведенческих реакций.

Факультативное научение в постнатальный период только дополняет, уточняет и конкретизирует процесс облигатного научения привязывая его к конкретным условиям обитания, роль его невелика. Факультативное научение носит индивидуальный характер и не связано с определенными сенсибильными периодами, отличается большой лабильностью и обратимостью. Факультативное научение в ранний постнатальный период проявляется в весьма ограниченном виде и не способно помочь животному в выборе адекватного поведения. Экспериментально факультативный компонент раннего научения можно выявить путем воздействия на детенышей искусственными стимулами, которые не встречаются в нормальной среде их обитания или не имеют существенной биологической значимости и как следствие, не обусловливают определенную инстинктивную реакцию. Факультативный компонент раннего научения можно так же выявить путем обучения животных действиям не входящим в их видотипичное поведение. (Опыты с 5-11 дневными крысятами с воздействием на них электрического сигнала. По мере тренировки число оборонительные реакций у них уменьшалось, но только 7-11 дневные крысята научались находить правильное решение). Факультативные реакции на положительные раздражители появляются еще позже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67901. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАТУСА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 81 KB
  В настоящее время административная карта Российской Федерации насчитывает 1863 района 650 городов республиканского областного краевого окружного подчинения 318 городских районов и округов более 400 городов районного подчинения около двух тысяч поселков городского типа и свыше 24 тысяч...
67902. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 260.5 KB
  О лицензировании отдельных видов деятельности который с одной стороны ограничил круг органов которые могут осуществлять лицензирование ст. Уменьшение числа лицензируемых видов деятельности следует связывать с появлением понимания ограничительной роли лицензионной системы и выявлением в ходе...
67903. СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 104.5 KB
  Общая часть объединяет нормы лицензионного права определяющие критерии выделения объектов лицензирования правовой статус субъектов лицензионных правоотношений в том числе полномочия лицензионных органов принципы лицензионного права сферу действия лицензионного законодательства...
67904. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 48 KB
  Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц. Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних.
67905. ПРАВОМЕРНОСТЬ И НЕПРАВОМЕРНОСТЬ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК 68.5 KB
  Шахматов писал что неверно относить к неправомерным действиям сделки совершенные под влиянием заблуждения. Одна из сторон заблуждается при определении предмета либо правовой природы сделки но это не является неправомерным. При совершении сделки лицом полностью или частично ограниченным...
67906. ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 39 KB
  Вызывает возражение само название документа его правовая природа. Предлагаю назвать его Конституция либо вернуться к незаслуженно забытому в наших государствах термину Основной Закон. Но при этом возникает вопрос: почему об этом не сказано в преамбуле проекта...
67907. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 78 KB
  Последняя проблема как показало исследование наиболее значима для жизнедеятельности нашего общества; это обусловлено тем что общественные объединения являются важной составной частью правового государства выступают связующим элементом между государством и личностью.
67908. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ 81.5 KB
  Развитие и реформирование государственной службы в современной России должно опираться на тот опыт который был накоплен в данной сфере в течение предшествующих периодов развития отечественной государственности. Специфические черты государственной службы в России обусловлены всем ходом ее исторического...
67909. Методические подходы к определению идентификационных признаков неблагополучных регионов 41 KB
  Гранберга на типологию регионов который справедливо полагает что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые депрессивные и кризисные регионы. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению...