64217

Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения)

Доклад

Психология и эзотерика

Преобладание облигатного научения в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем что в это время происходит достройка врождёных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действий путём включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.

Русский

2014-07-03

32 KB

0 чел.

Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения)

Формирование опыта в раннем постнатальном периоде осуществляется, главным образом, за счёт облигатного научения. Преобладание облигатного научения в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем, что в это время происходит достройка врождёных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действий путём включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.

Как известно, к облигатному научению относятся все формы научения, которые в любых условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, то есть относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Облигатность (обязательность) приобретения определённого опыта всеми особями данного вида фиксируется генетически. Облигатное научение сходно с врождёнными компонентами поведения не только генетическим фиксированием самой способности к научению и конкретных её проявлений, но и наличием определённых сроков, когда это научение возможно. Ни до, ни после этих сенсибельных (или критических) периодов онтогенеза облигатное научение невозможно.

Основными механизмами облигатного научения являются:

  1.  привыкание с дифференцировкой врождённого узнавания. Например, у птенцов куриных птиц изначально при появлении над ними любого объекта развивается реакция тревоги и они затаиваются в траве при пролетании над ними листьев деревьев, хищных и безопасных птиц. Однако по мере развития сенсорных способностей, они научаются различать силуэты разных птиц и других предметов. Постепенно птенцы привыкают к тем объектам, которые видят часто: безопасным птицам имеющим характерный силуэт с длинной шеей, листве и тому подобное; реакция тревоги при этом не развивается. На редко появляющийся силуэт хищных птиц, отличительным признаком которых является короткая шея, привыкание не развивается и птенцы по-прежнему затаиваются при их появлении. Здесь имеет место дифференцировка врожденного узнавания путем приобретения раннего опыта;
  2.  в результате раннего научения происходит изменение сигнального значения раздражителей. Например, молодь осетровых рыб первоначально реагирует на свет отрицательно (держатся у дна), но с 5-9 дня под влиянием перехода к активному питанию эта реакция превращается в положительную (мальки поднимаются к поверхности воды за пищей);
  3.  в процессе раннего научения происходит достройка или изменение врождённого узнавания путём включения новых сенсорных систем. Так, птенцы дрозда рождаются слепыми и в первые дни после вылупления узнают о появлении родителей по сотрясению гнезда. Этот стимул воспринимает вестибулярный анализатор. Независимо от расположения родителей они тянутся вверх. Некоторое время после того, как у птенцов откроются глаза, реакция на сотрясение гнезда и появление в поле зрения родителя остаётся прежней, что свидетельствует о ведущей роли вестибулярного, а не зрительного анализатора. Только через несколько дней, когда птенцы научатся чётко локализовывать оптический стимул и поворачивать голову к родителю с кормом, зрение станет ведущей рецепцией, определяющей врождённую реакцию птенца на появление родителей. Включение новых сенсорных систем и модификация врожденного узнавания происходит в условиях накопления первичного сенсомоторного опыта.

Облигатное научение особенно важно для формирования видоспецифического пищевого поведения. Путём облигатного научения детёныши узнают отличительные признаки пищевых объектов, у них вырабатываются так называемые натуральные условные рефлексы на вид, запах и вкус пищи. Эти же механизмы научения лежат в основе совершенствования врождённых двигательных актов и формирования пищедобывательных приёмов (оперантные рефлексы).

Необходимо отметить, что роль облигатного научения в приспособлении инстинктивных компонентов к условиям существования особенно велика у низших животных, у которых окончательное формирование поведения происходит в раннем постнатальном периоде. У низших животных облигатное научение выступает как единственный фактор постнатальной достройки инстинктивного поведения. У высших животных это происходит в игровом периоде, когда облигатное научение тесно переплетается с факультативным, что значительно расширяет диапазон поведенческих реакций.

Факультативное научение в постнатальный период только дополняет, уточняет и конкретизирует процесс облигатного научения привязывая его к конкретным условиям обитания, роль его невелика. Факультативное научение носит индивидуальный характер и не связано с определенными сенсибильными периодами, отличается большой лабильностью и обратимостью. Факультативное научение в ранний постнатальный период проявляется в весьма ограниченном виде и не способно помочь животному в выборе адекватного поведения. Экспериментально факультативный компонент раннего научения можно выявить путем воздействия на детенышей искусственными стимулами, которые не встречаются в нормальной среде их обитания или не имеют существенной биологической значимости и как следствие, не обусловливают определенную инстинктивную реакцию. Факультативный компонент раннего научения можно так же выявить путем обучения животных действиям не входящим в их видотипичное поведение. (Опыты с 5-11 дневными крысятами с воздействием на них электрического сигнала. По мере тренировки число оборонительные реакций у них уменьшалось, но только 7-11 дневные крысята научались находить правильное решение). Факультативные реакции на положительные раздражители появляются еще позже.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33003. Платон и Аристотель 17.61 KB
  Философскоэтические взгляды Платона изложены в многочисленных диалогах главное действующее лицо которых как правило его учитель Сократ. В дошедших до нас произведениях нет законченной философской системы поэтому воззрения Платона на те или иные вопросы служили и продолжают служить предметом спора между исследователями. Образы идеи по мнению Платона находятся вне времени и пространства недоступны восприятию но их может созерцать разум который и связывает два мира: потусторонний и реальный. Трудно назвать область знаний которая не...
33004. Философия поздней античности 17.13 KB
  В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Именно они порабощают человека. Его основатель Зенон из Китая утверждал что основная цель человека жить в согласии с природой и это то же самое что жить согласно с добродетелью. Стоический мудрец идеал человека является воплощенным разумом.
33005. Философия средневековья, монотеизм как основа философии средневековья 20.82 KB
  Для философии это был период когда изменились цель и характер философствования. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии так и в гносеологии этике эстетике социальной философии. А тот факт что тенденция к союзу философии и теологии к их взаимодействию проявилась еще в конце античности...
33006. Эпоха Возрождения, этапы развития 28.3 KB
  Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма стоической и эпикурейской философской мысли. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире который рассматривался как...
33007. Философия нового времени. Эмпиризм 17.81 KB
  Иной подход к сенсуализму продемонстрировал английский епископ Джордж Беркли 1685 1753. Стремясь защитить религию от идей материализма и атеизма Беркли в работе Трактат об основах человеческого познания 1710 использовал для этого принципы сенсуализма и в результате создал концепцию субъективного идеализма. Каждый предмет полагает Беркли можно определить как комплекс ощущений например яблоко это собранные воедино определенный вкус цвет форма запах и пр. Все что реально существует дано нам в наших ощущениях и восприятиях...
33008. Рационализм нового времени 24.77 KB
  Рационализм можно понять как уверенность в мощи и способности разума особенно разума просвещённого руководимого правильным методом постигнуть тайны природы познать окружающий мир и самого человека с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога. Но и Декарт Спиноза Лейбниц которых считают рационалистами также уделяли немалое внимание чувственному опыту к которому однако относились критически воле и âстрастям...
33009. Философия И. Канта 28.93 KB
  Канта 22. Основные достижения философии Канта: 1. Периодизация творчества Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.: Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание.
33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
  Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
  Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие ...