64219

Раннее формирование общения

Доклад

Биология и генетика

При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения как у высших животных.

Русский

2014-07-03

27.5 KB

0 чел.

Раннее формирование общения

Коммуникативные процессы в раннем постнатальном периоде у разных животных протекают по-разному. Это связано с тем, что общение между детёнышами и родителями или другими особями определяется степенью развития коммуникативных компонентов поведения в пренатальном периоде.

Если эти компоненты развиты хорошо, как, например, у птиц, то после рождения происходит быстрое запечатление родителей птенцами и птенцов родителями. В результате птенцы начинают реагировать чётко избирательно на видотипические признаки родителей и быстро научаются распознавать их индивидуальные признаки. При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. В последующем за счёт облигатного имитационного научения птенцы перенимают у родителей пение и сигнальные позы, характерные для каждого вида и выполняющие коммуникативные функции. Способность воспроизводить специфические звуки при пении и понимать значение акустических и оптических видоспецифических сигналов помогает птенцам в последующем обозначать свою территорию, привлекать полового партнёра, обмениваться другой информацией с особями данного вида.

В отличие от птиц, у низших позвоночных, например, рыб, индивидуальное различение родителями мальков и наоборот развито слабо. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения, как у высших животных. Это связано с тем, что доминирующая роль в общении у них принадлежит врождённым пусковым механизмам. Средствами общения при этом являются сами движения, выполняемые родителями и мальками, имеющие генетически фиксированное сигнальное значение. И родители, и мальки распознают друг друга лишь как таковых и не могут отличить своих от чужих. В данном случае подлинные врождённые двигательные координации жёстко регламентируют коммуникативное поведение без индивидуального опознования сородичей.

У млекопитающих взаимное запечатление индивидуальных отличительных признаков родителей и детёнышей и установление контактов между ними происходят в разные сроки после рождения, что зависит от степени зрелорождения. Чаще всего это происходит в первые часы жизни новорожденного. У млекопитающих большое значение для формирования общения имеет положительная тигмотаксическая реакция детёнышей, которая выражается в активном установлении физического контакта с поверхностью тела матери и собратьев, в прижимании к ним. На основании этой реакции происходит взаимное запечатление. Оно возможно только в течение периода, критического для формирования общения.  У млекопитающих в раннем постнатальном периоде существуют критические периоды трех типов: для процессов научения, стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Показано, что если в течение этого периода детёныш не имеет возможности установить связи с особями своего вида, то в последствие он может оказаться совершенно неспособным к общению с себе подобными, или будет испытывать большие затруднения в коммуникации. В последующем у этих детёнышей наблюдаются и нарушения полового поведения.

Взаимное опознавание родителей и детёнышей у млекопитающих происходит в основном по запаху, а также по оптическим признакам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55684. Роль інноваційних технологій в розвитку мови молодших школярів 48 KB
  Виходячи з цього головною метою вивчення мови в початкових класах є формування фундаментально грамотної особистості повноцінного носія мови. Особисто важливою стає практична сторона вивчення мови...
55685. Давайте познайомимось 560 KB
  Мета: збагачувати уявлення дітей про сімю розвивати позитивне ставлення до рідної домівки виховувати почуття гордості за свою сімю.
55686. ПЕДАГОГІЧНА ТЕХНОЛОГІЯ «ЛІТНЯ ШКОЛА» 629 KB
  Серед основних завдань Національної стратегії розвитку освіти зазначене «забезпечення системного підвищення якості освіти на інноваційній основі, створення сучасного психолого-педагогічного та науково-методичного супроводу НВП».
55687. Подготовительные занятия с будущими первоклассниками 636.5 KB
  Ход занятия: Сообщение темы занятия. Работа над темой занятия 1 Разминка На каждой парте лежат наборы цветных прямоугольников.
55688. Науково-методичний супровід становлення і розвитку вчителів природничо-математичних дисциплін як конкурентноспроможних фахівців 628 KB
  В умовах становлення і розвитку високотехнологічного інформаційного суспільства в Україні виникає необхідність підвищення якості та пріоритетності шкільної природничоматематичної освіти як зазначено у Концепції Державної цільової соціальної програми.
55689. Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты 115 KB
  В работе описывается как на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.
55690. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 54 KB
  З одного боку творчість передбачає багатство вибору й відсутність обмежень кимось зі сторони натомість педагогічне управління як складова навчального процесу і як різновид управління взагалі характеризується певними обмеженнями будьякої діяльності у тому числі звичайно і творчої. Марина Олександрівна Горбач
55691. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 140.5 KB
  Основные задачи педагога по развитию творческих способностей учащихся. Виды творческих работ на уроках русского языка Основные методические особенности сочинений-этюдов Творческие работы учащихся...
55692. ТЕХНОЛОГІЇ ІНТЕРАКТИВНОГО НАВЧАННЯ ЯК ІННОВАЦІЙНЕ ПЕДАГОГІЧНЕ ЯВИЩЕ У ФОРМУВАННІ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ 133 KB
  Формування компетентностей учнів зумовлене не тільки реалізацією відповідного оновленого змісту освіти але й адекватних технологій і методів навчання. Враховуючи що продуктом школи є людина особистість відзначимо основні задачі які підлягають реалізації...