64219

Раннее формирование общения

Доклад

Биология и генетика

При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения как у высших животных.

Русский

2014-07-03

27.5 KB

0 чел.

Раннее формирование общения

Коммуникативные процессы в раннем постнатальном периоде у разных животных протекают по-разному. Это связано с тем, что общение между детёнышами и родителями или другими особями определяется степенью развития коммуникативных компонентов поведения в пренатальном периоде.

Если эти компоненты развиты хорошо, как, например, у птиц, то после рождения происходит быстрое запечатление родителей птенцами и птенцов родителями. В результате птенцы начинают реагировать чётко избирательно на видотипические признаки родителей и быстро научаются распознавать их индивидуальные признаки. При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. В последующем за счёт облигатного имитационного научения птенцы перенимают у родителей пение и сигнальные позы, характерные для каждого вида и выполняющие коммуникативные функции. Способность воспроизводить специфические звуки при пении и понимать значение акустических и оптических видоспецифических сигналов помогает птенцам в последующем обозначать свою территорию, привлекать полового партнёра, обмениваться другой информацией с особями данного вида.

В отличие от птиц, у низших позвоночных, например, рыб, индивидуальное различение родителями мальков и наоборот развито слабо. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения, как у высших животных. Это связано с тем, что доминирующая роль в общении у них принадлежит врождённым пусковым механизмам. Средствами общения при этом являются сами движения, выполняемые родителями и мальками, имеющие генетически фиксированное сигнальное значение. И родители, и мальки распознают друг друга лишь как таковых и не могут отличить своих от чужих. В данном случае подлинные врождённые двигательные координации жёстко регламентируют коммуникативное поведение без индивидуального опознования сородичей.

У млекопитающих взаимное запечатление индивидуальных отличительных признаков родителей и детёнышей и установление контактов между ними происходят в разные сроки после рождения, что зависит от степени зрелорождения. Чаще всего это происходит в первые часы жизни новорожденного. У млекопитающих большое значение для формирования общения имеет положительная тигмотаксическая реакция детёнышей, которая выражается в активном установлении физического контакта с поверхностью тела матери и собратьев, в прижимании к ним. На основании этой реакции происходит взаимное запечатление. Оно возможно только в течение периода, критического для формирования общения.  У млекопитающих в раннем постнатальном периоде существуют критические периоды трех типов: для процессов научения, стимуляции физиологических процессов и формирования общения. Показано, что если в течение этого периода детёныш не имеет возможности установить связи с особями своего вида, то в последствие он может оказаться совершенно неспособным к общению с себе подобными, или будет испытывать большие затруднения в коммуникации. В последующем у этих детёнышей наблюдаются и нарушения полового поведения.

Взаимное опознавание родителей и детёнышей у млекопитающих происходит в основном по запаху, а также по оптическим признакам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70355. МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА 64 KB
  В статье рассматривается проблема эстетического воспитания будущих специалистов в области мировой и отечественной культуры средствами искусства на основе герменевтического подхода. Модель эстетического воспитания студентов педагогических специальностей средствами искусства на основе...
70356. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ» 65.5 KB
  Автором рассматриваются дидактические возможности формирования исторической памяти у учащихся через конструирование и изучение содержания учебно-исторического материала. Значение исторической памяти как феномена который способствует формированию национальной и гражданской идентичности общеизвестно.
70357. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 66 KB
  В статье рассматривается вопрос гуманитаризации образования и ее связи с развитием научно-технического прогресса. О гуманитаризации как об одной из основных тенденций современного образования на территории постсоветского пространства заговорили еще в начале 1990-х годов.
70358. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ВУЗА 60.5 KB
  Статья посвящена вопросам формирования и развития у студентов высшей профессиональной школы информационной компетентности определяемой в качестве базового компонента информационной культуры личности. В данной взаимосвязи представляется педагогически целесообразным научное обоснование...
70361. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Н.Н. ФЕДОСЕЕВА 43.66 KB
  Правовой статус ЭАР закрепляется обычным административным регламентом утверждаемым нормативным правовым актом соответствующего уровня. О государственной автоматизированной системе РФ Выборы ЭАР состоят во-первых из автоматизированных с применением единой информационно-программной...
70362. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6.89 KB
  В свете проводимой реформы административные регламенты органов исполнительной власти призваны решить ряд насущных проблем формирования и развития исполнительной власти. В условиях конституционного признания человека его прав и свобод высшей ценностью а также развития...
70363. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ РЕГЛАМЕНТОВ 24.94 KB
  Анализ вышеназванных нормативных документов позволяет сделать вывод о том что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти порядок взаимодействия между его структурными...