64220

Познавательные аспекты раннего постнатального поведения

Доклад

Биология и генетика

Так щенята лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются детёныши развивают способности узнавать предметы...

Русский

2014-07-03

35 KB

0 чел.

Познавательные аспекты раннего постнатального поведения

Исследовательское поведение, являющееся постоянной составной частью любого поведенческого акта, проявляется на разных онто- и филогенетических уровнях в разных формах. Диапазон этих проявлений простирается от элементарных ориентировочных реакций до исследовательской деятельности у высших млекопитающих.

Ориентировочное, поисковое поведение является начальной фазой любого инстинктивного действия. Оно направлено на поиск тех агентов среды, которые являются объектами врождённого узнавания – ключевыми или направляющими раздражителями. В связи с этим элементарные ориентировочные реакции проявляются очень рано даже у незрелорождающихся детёнышей. Так, щенята, лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой, прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются, детёныши развивают способности узнавать предметы на основе реакций обнюхивания, прислушивания, присматривания и так далее При определённой степени развития ЦНС у детёнышей начинают вырабатываться ориентировочно-исследовательские рефлексы на ранее индифферентные звуковые и зрительные раздражители, которые потом вырастают в подлинные исследовательские действия. Животные при этом живо реагируют на изменения в окружающей среде поворотами глаз, головы, движениями ушных раковин, приближением к новому, незнакомому предмету. Ориентировочные реакции возникают в результате несовпадения воспринимаемых новых сигналов с формирующимися в головном мозгу "нервными моделями стимула". При этом происходит оценка нового стимула, которая побуждает животное к выполнению определенных действия или к их изменению. На ориентировочные реакции влияют степень новизны раздражителей, их контрастность и интенсивность, а также эмоциональное воздействие предметов  Ориентировочная деятельность играет существенную роль в обеспечении необходимого уровня физиологической активности ЦНС. Исследовательское поведение в раннем постнатальном периоде не ограничивается только реакциями на появление новых стимулов, имеет место и их активный поиск. В результате появляется "любопытство", характерное для приматов и других высших млекопитающих.

Развитие исследовательского поведения в большой мере определяется условиями, в которых растёт детёныш, особенно возможностями общения с матерью и другими сородичами. Если детёныш усилено общается с сородичами в течение первых недель жизни, развитие исследовательской деятельности тормозится, и, наоборот, обогащенная среда стимулирует его. В экспериментах с длительным изолированным выращиванием детёнышей макак резусов было установлено, что изолированные детёныши больше, чем нормальные детёныши, живущие со своими матерями, рассматривали окружающие их предметы, человека, наблюдавшего за ними, и самих себя. Изолированные детёныши больше манипулировали предметами и трогали самих себя, а неизолированные больше, быстрее и ловчее передвигались по клетке.

Ориентировочные рефлексы, лежащие в основе исследовательского поведения, отличаются значительной сложностью их физиологических механизмов. Кроме мотивационной функции, ориентировочная деятельность необходима и для обеспечения определённого уровня активности ретикулярной формации, а значит и коры головного мозга.

В ориентировочном поведении детёнышей всегда присутствуют элементы облигатного и факультативного научения, но вклад каждого из них зависит от сферы ориентации. Если ориентация сочетается с  общением, когда детёныш должен научиться распознавать внешние признаки сородичей, преобладает облигатное научение. При этом животное ориентируется по оптическим, акустическим, ольфакторным и другим сигналам. Облигатный характер научения общению с сородичами в раннем постнатальном периоде диктуется исключительной важностью коммуникации для выживания детёнышей.

На наличие факультативных компонентов научения в раннем ориентировочном поведении указывают индивидуальные особенности реакций животных на одинаковые стимулы. Характер реагирования будет зависеть от частоты сенсорных действий с момента рождения и индивидуального опыта реагирования на них. В опытах на крысах установлено, что детёныши, вынужденные с рождения воспринимать большой поток сенсорной информации без какого-либо подкрепления, имеют большие возможности к факультативному научению во взрослом состоянии. Они скорее заучивают ориентиры в лабиринтах, чем животные, выращенные в условиях небольших сенсорных нагрузок.

Кроме восприятия сенсорной информации и совершения ответных действий, большое значение для познавательного поведения имеет спонтанное манипулирование, первые элементы которого появляются уже в раннем постнатальном периоде. Под манипулированием, манипуляционной активностью понимают активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста (у широконосых обезьян), щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков) и так далее Манипуляционная активность является высшей формой ориентировочно – исследовательской деятельности  животных. У животных манипулирование проявляется прежде всего в их пищедобывательной и гнездостроительной деятельностях.

Манипулирование появляется в разные сроки и проявляется по-разному у разных животных. Зрелорождающиеся животные (птицы и млекопитающие) вообще манипулируют сравнительно мало, и в дальнейшем этот компонент поведения у них прогрессирует незначительно. У высших животных манипулирование выступает как ведущий фактор развития сенсомоторных функций. Это обусловлено тем, что именно в ходе манипулирования животное вступает в наиболее активный контакт с предметными компонентами среды и получает наилучшие возможности для ознакомления с ними и многообразного воздействия на них. Для манипуляторно – исследовательской деятельности характерно то, что информация, получаемая в результате этой деятельности может служить подкреплением и стимулировать эту деятельность.

В раннем постнатальном периоде манипуляционная активность проявляется лишь в самых простых формах. Так, до открытия глаз у детёнышей хищных животных наблюдаются только манипуляционные движения головой, челюстно-лицевым аппаратом и передними конечностями, направленные на поиск соска матери и отталкивание других детёнышей. При этом познавательный компонент манипулирования ещё слабо выражен, так как активные действия направлены только на тело матери; действия, направленные на собратьев, являются попутными и служат только для устранения помех на пути к соску.

После открытия глаз эти двигательные акты становятся более совершенными, детёныши научаются манипулировать только одной лапой, и объектом манипулирования становятся ранее "биологически нейтральные" объекты. В раннем постнатальном периоде этот процесс только начинается и разворачивается в полной мере только в игровом периоде, когда начинает сказываться ведущее познавательное значение манипуляционной активности, её роль как важнейшего фактора "латентного научения", накопления индивидуального опыта "впрок".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18873. Исторический жанр изобразительного искусства 23.16 KB
  Исторический жанр один из основных жанров изобразительного искусства посвященный воссозданию событий прошлого имеющих историческое значение. Обращённый в основном к прошлому исторический жанр включает также изображение недавних событий историческое значение кото
18874. Ба́ухаус 26.74 KB
  Ба́ухаус нем. Bauhaus Hochschule für Bau und Gestaltung Высшая школа строительства и художественного конструирования или Staatliches Bauhaus учебное заведение существовавшее в Германии с 1919 по 1933 а также художественное объединение возникшее в рамках этого заведения и соответствующее нап...
18875. Художественная сила Нидерландского искусства 33.95 KB
  Пожалуй ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада как в изобразительном искусстве. Произведения нидерландских мастеров XVI XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. Голландская художественная школа оказала огромное влияние на все
18876. Архитекту́ра моде́рна 22.21 KB
  Архитекту́ра моде́рна архитектура арнуво архитектурный стиль получивший распространение в Европе в 1890е 1910е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных природных линий...
18877. Символизм в Русском искусстве рубежа XIX-XX вв. М.А. Врубель 290.82 KB
  Символизм в Русском искусстве рубежа XIXXX вв. М.А. Врубель. Врубель М.А. был предшественником символизма. Личность художника объясняет характерную особенность всего отечественного искусства. Это искусство никогда не полагается на холодный расчёт ума. Оно согрето живым ис...
18878. От Модерна к новой архитектуре. Форма следует функции. Франк Ллойд Райт. Органическая архитектура 28.41 KB
  От Модерна к новой архитектуре. Форма следует функции. Франк Ллойд Райт. Органическая архитектура. Декоративные приемы уже в скором времени перестали привлекать архитекторов модерна. Со временем этот стиль изменяется и в нем начинают преобладать недекорированные объ
18879. Импрессионизм. К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега 27.76 KB
  Импрессионизм. К.Моне О.Ренуар Э.Дега. История теория основные представители. К. Моне. Завтрак на траве Дама в саду ― поиски новой манеры развитие пленера. 1874г. ― первая выставка импрессионистов происхождение термина. Бульвар капуцинок. Серии: Вокзал Сен Лазар...
18881. Классицизм во французской живописи XVII - XIXв. Н.Пуссен, Л.Давид, Энгр 26.71 KB
  Классицизм во французской живописи XVII XIXв. Н.Пуссен Л.Давид Энгр. от лат. classicus образцовый художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 нач. 19 в. важной чертой которых являлось обращение к наследию античности Древних Греции и Рима как к норме и ид