64220

Познавательные аспекты раннего постнатального поведения

Доклад

Биология и генетика

Так щенята лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются детёныши развивают способности узнавать предметы...

Русский

2014-07-03

35 KB

0 чел.

Познавательные аспекты раннего постнатального поведения

Исследовательское поведение, являющееся постоянной составной частью любого поведенческого акта, проявляется на разных онто- и филогенетических уровнях в разных формах. Диапазон этих проявлений простирается от элементарных ориентировочных реакций до исследовательской деятельности у высших млекопитающих.

Ориентировочное, поисковое поведение является начальной фазой любого инстинктивного действия. Оно направлено на поиск тех агентов среды, которые являются объектами врождённого узнавания – ключевыми или направляющими раздражителями. В связи с этим элементарные ориентировочные реакции проявляются очень рано даже у незрелорождающихся детёнышей. Так, щенята, лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой, прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются, детёныши развивают способности узнавать предметы на основе реакций обнюхивания, прислушивания, присматривания и так далее При определённой степени развития ЦНС у детёнышей начинают вырабатываться ориентировочно-исследовательские рефлексы на ранее индифферентные звуковые и зрительные раздражители, которые потом вырастают в подлинные исследовательские действия. Животные при этом живо реагируют на изменения в окружающей среде поворотами глаз, головы, движениями ушных раковин, приближением к новому, незнакомому предмету. Ориентировочные реакции возникают в результате несовпадения воспринимаемых новых сигналов с формирующимися в головном мозгу "нервными моделями стимула". При этом происходит оценка нового стимула, которая побуждает животное к выполнению определенных действия или к их изменению. На ориентировочные реакции влияют степень новизны раздражителей, их контрастность и интенсивность, а также эмоциональное воздействие предметов  Ориентировочная деятельность играет существенную роль в обеспечении необходимого уровня физиологической активности ЦНС. Исследовательское поведение в раннем постнатальном периоде не ограничивается только реакциями на появление новых стимулов, имеет место и их активный поиск. В результате появляется "любопытство", характерное для приматов и других высших млекопитающих.

Развитие исследовательского поведения в большой мере определяется условиями, в которых растёт детёныш, особенно возможностями общения с матерью и другими сородичами. Если детёныш усилено общается с сородичами в течение первых недель жизни, развитие исследовательской деятельности тормозится, и, наоборот, обогащенная среда стимулирует его. В экспериментах с длительным изолированным выращиванием детёнышей макак резусов было установлено, что изолированные детёныши больше, чем нормальные детёныши, живущие со своими матерями, рассматривали окружающие их предметы, человека, наблюдавшего за ними, и самих себя. Изолированные детёныши больше манипулировали предметами и трогали самих себя, а неизолированные больше, быстрее и ловчее передвигались по клетке.

Ориентировочные рефлексы, лежащие в основе исследовательского поведения, отличаются значительной сложностью их физиологических механизмов. Кроме мотивационной функции, ориентировочная деятельность необходима и для обеспечения определённого уровня активности ретикулярной формации, а значит и коры головного мозга.

В ориентировочном поведении детёнышей всегда присутствуют элементы облигатного и факультативного научения, но вклад каждого из них зависит от сферы ориентации. Если ориентация сочетается с  общением, когда детёныш должен научиться распознавать внешние признаки сородичей, преобладает облигатное научение. При этом животное ориентируется по оптическим, акустическим, ольфакторным и другим сигналам. Облигатный характер научения общению с сородичами в раннем постнатальном периоде диктуется исключительной важностью коммуникации для выживания детёнышей.

На наличие факультативных компонентов научения в раннем ориентировочном поведении указывают индивидуальные особенности реакций животных на одинаковые стимулы. Характер реагирования будет зависеть от частоты сенсорных действий с момента рождения и индивидуального опыта реагирования на них. В опытах на крысах установлено, что детёныши, вынужденные с рождения воспринимать большой поток сенсорной информации без какого-либо подкрепления, имеют большие возможности к факультативному научению во взрослом состоянии. Они скорее заучивают ориентиры в лабиринтах, чем животные, выращенные в условиях небольших сенсорных нагрузок.

Кроме восприятия сенсорной информации и совершения ответных действий, большое значение для познавательного поведения имеет спонтанное манипулирование, первые элементы которого появляются уже в раннем постнатальном периоде. Под манипулированием, манипуляционной активностью понимают активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста (у широконосых обезьян), щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков) и так далее Манипуляционная активность является высшей формой ориентировочно – исследовательской деятельности  животных. У животных манипулирование проявляется прежде всего в их пищедобывательной и гнездостроительной деятельностях.

Манипулирование появляется в разные сроки и проявляется по-разному у разных животных. Зрелорождающиеся животные (птицы и млекопитающие) вообще манипулируют сравнительно мало, и в дальнейшем этот компонент поведения у них прогрессирует незначительно. У высших животных манипулирование выступает как ведущий фактор развития сенсомоторных функций. Это обусловлено тем, что именно в ходе манипулирования животное вступает в наиболее активный контакт с предметными компонентами среды и получает наилучшие возможности для ознакомления с ними и многообразного воздействия на них. Для манипуляторно – исследовательской деятельности характерно то, что информация, получаемая в результате этой деятельности может служить подкреплением и стимулировать эту деятельность.

В раннем постнатальном периоде манипуляционная активность проявляется лишь в самых простых формах. Так, до открытия глаз у детёнышей хищных животных наблюдаются только манипуляционные движения головой, челюстно-лицевым аппаратом и передними конечностями, направленные на поиск соска матери и отталкивание других детёнышей. При этом познавательный компонент манипулирования ещё слабо выражен, так как активные действия направлены только на тело матери; действия, направленные на собратьев, являются попутными и служат только для устранения помех на пути к соску.

После открытия глаз эти двигательные акты становятся более совершенными, детёныши научаются манипулировать только одной лапой, и объектом манипулирования становятся ранее "биологически нейтральные" объекты. В раннем постнатальном периоде этот процесс только начинается и разворачивается в полной мере только в игровом периоде, когда начинает сказываться ведущее познавательное значение манипуляционной активности, её роль как важнейшего фактора "латентного научения", накопления индивидуального опыта "впрок".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62589. Конспект урока по гимнастике 16.8 KB
  Группав одну Шеренгу становись Равняйсь Смирно Отделениями в колонну по 3 левые правые плечи вперед шагом марш. Группа стой Кругом Отделениями в одну шеренгу правые левые плечи вперед шагом марш Группа Стой В обход на лево марш Руки на пояс ставь...
62591. О корректном понимании дихотомии логика / этика 96.88 KB
  О корректном понимании дихотомии логика этика. Разобраны типичные ошибки в понимании дихотомии логика этика. Ключевые слова: Соционика дихотомия логика этика. Цикл статей на эту тему мы решили начать с дихотомии логика этика.
62597. Особенности построения уроков в технологиях развивающего и традиционного обучения 6.88 MB
  Текстовые задачи являются тем богатейшим материалом на котором решается важнейшая задача преподавания математики развитие математического мышления и творческой активности учащихся. В четвертых усиливает желание детей учиться то есть само отношение учащихся к учебному предмету...