64220
Познавательные аспекты раннего постнатального поведения
Доклад
Биология и генетика
Так щенята лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются детёныши развивают способности узнавать предметы...
Русский
2014-07-03
35 KB
0 чел.
Познавательные аспекты раннего постнатального поведения
Исследовательское поведение, являющееся постоянной составной частью любого поведенческого акта, проявляется на разных онто- и филогенетических уровнях в разных формах. Диапазон этих проявлений простирается от элементарных ориентировочных реакций до исследовательской деятельности у высших млекопитающих.
Ориентировочное, поисковое поведение является начальной фазой любого инстинктивного действия. Оно направлено на поиск тех агентов среды, которые являются объектами врождённого узнавания ключевыми или направляющими раздражителями. В связи с этим элементарные ориентировочные реакции проявляются очень рано даже у незрелорождающихся детёнышей. Так, щенята, лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой, прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются, детёныши развивают способности узнавать предметы на основе реакций обнюхивания, прислушивания, присматривания и так далее При определённой степени развития ЦНС у детёнышей начинают вырабатываться ориентировочно-исследовательские рефлексы на ранее индифферентные звуковые и зрительные раздражители, которые потом вырастают в подлинные исследовательские действия. Животные при этом живо реагируют на изменения в окружающей среде поворотами глаз, головы, движениями ушных раковин, приближением к новому, незнакомому предмету. Ориентировочные реакции возникают в результате несовпадения воспринимаемых новых сигналов с формирующимися в головном мозгу "нервными моделями стимула". При этом происходит оценка нового стимула, которая побуждает животное к выполнению определенных действия или к их изменению. На ориентировочные реакции влияют степень новизны раздражителей, их контрастность и интенсивность, а также эмоциональное воздействие предметов Ориентировочная деятельность играет существенную роль в обеспечении необходимого уровня физиологической активности ЦНС. Исследовательское поведение в раннем постнатальном периоде не ограничивается только реакциями на появление новых стимулов, имеет место и их активный поиск. В результате появляется "любопытство", характерное для приматов и других высших млекопитающих.
Развитие исследовательского поведения в большой мере определяется условиями, в которых растёт детёныш, особенно возможностями общения с матерью и другими сородичами. Если детёныш усилено общается с сородичами в течение первых недель жизни, развитие исследовательской деятельности тормозится, и, наоборот, обогащенная среда стимулирует его. В экспериментах с длительным изолированным выращиванием детёнышей макак резусов было установлено, что изолированные детёныши больше, чем нормальные детёныши, живущие со своими матерями, рассматривали окружающие их предметы, человека, наблюдавшего за ними, и самих себя. Изолированные детёныши больше манипулировали предметами и трогали самих себя, а неизолированные больше, быстрее и ловчее передвигались по клетке.
Ориентировочные рефлексы, лежащие в основе исследовательского поведения, отличаются значительной сложностью их физиологических механизмов. Кроме мотивационной функции, ориентировочная деятельность необходима и для обеспечения определённого уровня активности ретикулярной формации, а значит и коры головного мозга.
В ориентировочном поведении детёнышей всегда присутствуют элементы облигатного и факультативного научения, но вклад каждого из них зависит от сферы ориентации. Если ориентация сочетается с общением, когда детёныш должен научиться распознавать внешние признаки сородичей, преобладает облигатное научение. При этом животное ориентируется по оптическим, акустическим, ольфакторным и другим сигналам. Облигатный характер научения общению с сородичами в раннем постнатальном периоде диктуется исключительной важностью коммуникации для выживания детёнышей.
На наличие факультативных компонентов научения в раннем ориентировочном поведении указывают индивидуальные особенности реакций животных на одинаковые стимулы. Характер реагирования будет зависеть от частоты сенсорных действий с момента рождения и индивидуального опыта реагирования на них. В опытах на крысах установлено, что детёныши, вынужденные с рождения воспринимать большой поток сенсорной информации без какого-либо подкрепления, имеют большие возможности к факультативному научению во взрослом состоянии. Они скорее заучивают ориентиры в лабиринтах, чем животные, выращенные в условиях небольших сенсорных нагрузок.
Кроме восприятия сенсорной информации и совершения ответных действий, большое значение для познавательного поведения имеет спонтанное манипулирование, первые элементы которого появляются уже в раннем постнатальном периоде. Под манипулированием, манипуляционной активностью понимают активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота (у слона), хватательного хвоста (у широконосых обезьян), щупалец (у головоногих моллюсков), клешней (у раков) и так далее Манипуляционная активность является высшей формой ориентировочно исследовательской деятельности животных. У животных манипулирование проявляется прежде всего в их пищедобывательной и гнездостроительной деятельностях.
Манипулирование появляется в разные сроки и проявляется по-разному у разных животных. Зрелорождающиеся животные (птицы и млекопитающие) вообще манипулируют сравнительно мало, и в дальнейшем этот компонент поведения у них прогрессирует незначительно. У высших животных манипулирование выступает как ведущий фактор развития сенсомоторных функций. Это обусловлено тем, что именно в ходе манипулирования животное вступает в наиболее активный контакт с предметными компонентами среды и получает наилучшие возможности для ознакомления с ними и многообразного воздействия на них. Для манипуляторно исследовательской деятельности характерно то, что информация, получаемая в результате этой деятельности может служить подкреплением и стимулировать эту деятельность.
В раннем постнатальном периоде манипуляционная активность проявляется лишь в самых простых формах. Так, до открытия глаз у детёнышей хищных животных наблюдаются только манипуляционные движения головой, челюстно-лицевым аппаратом и передними конечностями, направленные на поиск соска матери и отталкивание других детёнышей. При этом познавательный компонент манипулирования ещё слабо выражен, так как активные действия направлены только на тело матери; действия, направленные на собратьев, являются попутными и служат только для устранения помех на пути к соску.
После открытия глаз эти двигательные акты становятся более совершенными, детёныши научаются манипулировать только одной лапой, и объектом манипулирования становятся ранее "биологически нейтральные" объекты. В раннем постнатальном периоде этот процесс только начинается и разворачивается в полной мере только в игровом периоде, когда начинает сказываться ведущее познавательное значение манипуляционной активности, её роль как важнейшего фактора "латентного научения", накопления индивидуального опыта "впрок".
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
81141. | Динамика социального конфликта | 35.58 KB | |
Динамика конфликта это процесс изменения конфликта. Этапы конфликта: предконфликтная ситуация это время вызревания конфликта развития и обострения противоречий его вызывающих. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. | |||
81142. | Сущность социальной организации. Миссия, цель организации | 40.13 KB | |
Миссия цель организации. формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации. Структура организации. | |||
81143. | Элементы организации | 69.88 KB | |
Организации это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным или регулируемым аспектам взаимоотношений между участниками организации. | |||
81144. | Основные понятия теории управления персоналом организации | 39.82 KB | |
В последние 50 лет термин управление персоналом использовался для описания функции управления посвященной найму развитию обучению ротации обеспечению безопасности и увольнению персонала. Управление персоналом вид деятельности по руководству людьми направленный на достижение целей фирмы предприятия путем использования труда опыта таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом. В современном подходе управление персоналом включает: планирование потребности в квалифицированных сотрудниках; составление штатного расписания и... | |||
81145. | Современные модели управления | 262.4 KB | |
На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л. В рамках органической парадигмы последовательно сложились вторая концепция управления персоналом и третья концепция управления человеческими ресурсами. Научной основой концепции управления персоналом развивавшейся с 30х гг. | |||
81146. | Групповая динамика | 36.19 KB | |
Группа четко ограниченная в размерах совокупность людей которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность объединенная в логике какихлибо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей входящих в группу структурнокомпозиционная объединенность и т. Группа социальная объединения людей имеющих общие значимые специфические признаки основанные на их участии в некоторой деятельности связанной системой... | |||
81147. | Виды и характеристика больших социальных групп | 35.42 KB | |
Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы как интеллигенция служащие представители умственного и физического труда население города и деревни. Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции включающее всех работников умственного труда в том числе служащих секретарей контролеров банка и т. Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций: научнотехническое и экономическое обеспечение материального производства; профессиональное управление производством... | |||
81148. | Инертная, оптимальная и агрессивная среда. Управление в условиях агрессивной среды | 38.71 KB | |
Источниками конфликта может служить конкуренция соперничество враждебность противоречивые намерений и т. В результате конфликта происходит столкновение двух или более противоборствующих сторон и выражается в том что они осознаются на уровне социального субъекта: отдельной личности или социальной группы. В сущности конфликта важное место занимают такие понятия как участник и субъект конфликта. Участником конфликта может быть отдельный человек организация или группа лиц которые не отдают себе отчет о целях и задачах конфликтного... | |||
81149. | Способы управления организацией в условиях агрессивной среды | 35.04 KB | |
Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть: социальное прогнозирование; социальное планирование; социальное регулирование. Деловые организации пытаясь отстоять свое место в социальном пространстве вынуждены применять такие способы управления как: нарушение закона с целью адаптации к негативным реалиям организационной среды; использование взятки как способ обеспечения коммуникаций и т. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том чтобы по возможности ее избегать. | |||