64221

Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры. Значение игры для формирования поведения животных

Доклад

Биология и генетика

Как было сказано выше ювенильный игровой период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.

Русский

2014-07-03

33 KB

2 чел.

Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры.

Значение игры для формирования поведения животных

Как было сказано выше, ювенильный (игровой) период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности. У других животных, составляющих подавляющее большинство, индивидуальное развитие поведения заканчивается в раннем постнаталальном периоде и ограничивается уже описанными процессами созревания врождённых форм поведения, облигатного и факультативного научения, а также элементарными формами исследовательского поведения.

Игры животных давно привлекают внимание исследователей, тем не менее, до сих пор нет общепринятых представлений о природе, пусковых механизмах игровой деятельности и её значении для формирования поведения животных. Сформулированные в разное время взгляды по этим вопросам придерживаются двух концепций, выдвинутых в прошлом веке Г.Спенсером и К.Гроосом.

Сторонники Г.Спенсера рассматривают игровую активность как расход "избыточной энергии", как суррогат "естественного приложения энергии" животного в "настоящих действиях". Игровые действия совершаются "вхолостую", без соответствующих ключевых раздражителей и тесно связаны с эмоциональным компонентом поведения. Таким образом, эта концепция, объясняя возможные механизмы эндогенной мотивации игрового поведения, не объясняет конкретные функции игры в жизни животных.

Сторонники концепции К.Грооса трактуют игровую деятельность "чисто функционально", без объяснения механизмов, лежащих в её основе. Игра рассматривается как "практика взрослого поведения", позволяющая молодому животному без риска для жизни упражняться в жизненно важных действиях, совершенствовать наследственные формы поведения. Такая тренировка приводит к уменьшению ошибок при реальном выполнении действий, связанных с борьбой, добыванием пищи и так далее, а, значит, увеличивает шанс животного выжить. Бойтендийк выступая против концепции Грооса, утверждал, что игра важна только для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. Он считал, что инстинктивные формы поведения созревают независимо от упражнений. По мнению Эльконина Бойтендийк неодоценил ориентировочно-исследовательскую функцию игры. В своих работах Эльконин высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает афферентно-двигательные системы.   Темброк считал, что игра увеличивает альтернативы поведения особи по отношению к окружающему миру, а за счет элементов научения в игре формируются новые системы поведения в моторной сфере. По мнению Темброка игры являются своеобразными инстинктивными действиями с самостоятельными мотивационными механизмами. Хедигер подчеркивал факультативный характер игры и указывал, что для выполнение игровых действий  не существует специальных эффекторных образований не существует никаких особых "органов игры", также не существует "центров игры" в головном мозгу, тогда как для всех инстинктивных действий характерно наличие таких центров.

Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено тем, что игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в совокупности составляющих содержание поведение молодых животных.

Вероятно, полноценная теория игр животных должна сочетать в себе положительные моменты, имеющиеся в концепциях Спенсера и Грооса.  Так К.Э.Фабри была предложена концепция, согласно  которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных,  согласно этому подходу игровая активность является основным процессом развития поведения в ювенильном периоде.

Значение игры для формирования поведения заключается в следующем:

Во-первых, игра является подготовкой к взрослой жизни, служит накоплению путём упражнений соответствующего опыта, как в сенсорной, так и в моторной сферах; во время игры происходит "налаживание" сенсорной и моторной систем и вырабатывается оптимальный "режим их взаимодействий". Игра – это не "образец взрослого" поведения, а само это поведение в процессе развития. Важно подчеркнуть, что в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты. Вообще же игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения.

Обогащение в ювенильном периоде  двигательной активности и образование качественно новых форм манипулирования происходит преимущественно на основе первоначальных, доигровых форм и представляет собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов.

Во-вторых, игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и пролонгирует срок развития афферентно-двигательных систем, а  это расширяет возможности животного знакомиться с окружающим миром и приобретать новые навыки.

В-третьих, игра выполняет важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения, в том числе за счёт активного манипулирования случайными предметами и постоянными объектами игры ("игрушками"). Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в ряде случаев этот опыт может накапливаться "впрок", "на всякий случай" и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41899. ИТЕРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ. МЕТОД НЬЮТОНА 213.45 KB
  Цель работы: научиться решать системы нелинейных уравнений СНУ методом простых итераций МПИ и методом Ньютона с помощью ЭВМ. Изучить МПИ и метод Ньютона для решения систем нелинейных уравнений. На конкретном примере усвоить порядок решения систем нелинейных уравнений МПИ и методом Ньютона с помощью ЭВМ. Построить рабочие формулы МПИ и метода Ньютона для численного решения системы при начальном приближении: .
41900. ИТЕРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ 244.14 KB
  Цель работы: научиться решать системы линейных алгебраических уравнений СЛАУ методом простых итераций МПИ и методом Зейделя с помощью ЭВМ. Изучить метод простых итераций и метод Зейделя для решения СЛАУ. Сравнить скорости сходимости метода простых итераций и метода Зейделя. Построить рабочие формулы МПИ и метода Зейделя для численного решения системы.
41901. Знакомство со средой разработки Oracle Application Express. Создание исходного приложения 1.09 MB
  Знакомство со средой разработки Orcle ppliction Express. Каковы основные компоненты среды разработки Orcle ppliction Express ppliction Builder – собственно среда разработки webстраниц и бизнесправил. Что такое рабочая область workspce Рабочая область workspce – это виртуальная частная база данных которая позволяет множеству пользователей работать с одной инсталляцией Orcle ppliction Express обеспечивая при этом приватность пользовательских объектов и приложений.
41902. Построение графиков в среде программирования MATLAB 354.21 KB
  Цель работы: научиться строить графики различных типов в программной среде MATLAB. Изучить основные операторы построения графиков в среде программирования MATLAB; освоить принципы построения различных типов графиков в среде программирования MATLAB.
41904. Проверка выборочного распределения 54.6 KB
  По критерию Пирсона гипотеза о нормальности изучаемого распределения принимается. Основные статистические характеристики: Среднее выборочное значение (математическое ожидание)
41905. Исследование работы усилительного каскада на биполярном транзисторе 48.29 KB
  2013 Цели работы: Определить основные параметры усилительного каскада на биполярном транзисторе и их зависимость от значений режимов работы схемы; Снять и построить амплитудночастотную характеристику усилительного каскада на биполярном транзисторе в схеме с ОЭ; Приборы и оборудование: Учебный лабораторный комплекс Устройство лабораторное по электротехнике К4826. Ход работы: Собрали схему для снятия характеристик усилительного каскада на биполярном транзисторе в соответствии с рисунком 1: Рисунок 1 – Усилительный каскад на...
41906. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАМЕДЛЯЮЩИХ СИСТЕМ НА РЕЗОНАНСНОМ МАКЕТЕ 98.13 KB
  Исследование проводится на резонансном макете (рис. 1), который представляет собой короткозамкнутый отрезок ЗС длиной пять периодов. С помощью петли связи 4 в макете возбуждается стоячая волна, амплитуда которой контролируется через петлю связи 5. Размеры петель выбраны из условия пренебрежимо малого искажения ими поля в ЗС.
41907. Создание консольного приложения на языке C# 12.39 KB
  Используя среду разработки MS Visul Studio 2010 необходимо создать консольное приложение выполняющее определённые действия над указанным текстовым файлом: Вариант 1: Рассчитать и вывести на консоль количество гласных и количество согласных букв в тексте файла. Вариант 2: Рассчитать и вывести на консоль сумму целых чисел перечисленных во входном файле. Вариант 3: Вывести самое длинное слово из текста находящегося во входном файле несколько таких слов если их длина одинакова. Вариант 4: Вывести три слова из текста находящегося во входном...