64221

Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры. Значение игры для формирования поведения животных

Доклад

Биология и генетика

Как было сказано выше ювенильный игровой период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.

Русский

2014-07-03

33 KB

2 чел.

Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры.

Значение игры для формирования поведения животных

Как было сказано выше, ювенильный (игровой) период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности. У других животных, составляющих подавляющее большинство, индивидуальное развитие поведения заканчивается в раннем постнаталальном периоде и ограничивается уже описанными процессами созревания врождённых форм поведения, облигатного и факультативного научения, а также элементарными формами исследовательского поведения.

Игры животных давно привлекают внимание исследователей, тем не менее, до сих пор нет общепринятых представлений о природе, пусковых механизмах игровой деятельности и её значении для формирования поведения животных. Сформулированные в разное время взгляды по этим вопросам придерживаются двух концепций, выдвинутых в прошлом веке Г.Спенсером и К.Гроосом.

Сторонники Г.Спенсера рассматривают игровую активность как расход "избыточной энергии", как суррогат "естественного приложения энергии" животного в "настоящих действиях". Игровые действия совершаются "вхолостую", без соответствующих ключевых раздражителей и тесно связаны с эмоциональным компонентом поведения. Таким образом, эта концепция, объясняя возможные механизмы эндогенной мотивации игрового поведения, не объясняет конкретные функции игры в жизни животных.

Сторонники концепции К.Грооса трактуют игровую деятельность "чисто функционально", без объяснения механизмов, лежащих в её основе. Игра рассматривается как "практика взрослого поведения", позволяющая молодому животному без риска для жизни упражняться в жизненно важных действиях, совершенствовать наследственные формы поведения. Такая тренировка приводит к уменьшению ошибок при реальном выполнении действий, связанных с борьбой, добыванием пищи и так далее, а, значит, увеличивает шанс животного выжить. Бойтендийк выступая против концепции Грооса, утверждал, что игра важна только для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. Он считал, что инстинктивные формы поведения созревают независимо от упражнений. По мнению Эльконина Бойтендийк неодоценил ориентировочно-исследовательскую функцию игры. В своих работах Эльконин высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает афферентно-двигательные системы.   Темброк считал, что игра увеличивает альтернативы поведения особи по отношению к окружающему миру, а за счет элементов научения в игре формируются новые системы поведения в моторной сфере. По мнению Темброка игры являются своеобразными инстинктивными действиями с самостоятельными мотивационными механизмами. Хедигер подчеркивал факультативный характер игры и указывал, что для выполнение игровых действий  не существует специальных эффекторных образований не существует никаких особых "органов игры", также не существует "центров игры" в головном мозгу, тогда как для всех инстинктивных действий характерно наличие таких центров.

Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено тем, что игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в совокупности составляющих содержание поведение молодых животных.

Вероятно, полноценная теория игр животных должна сочетать в себе положительные моменты, имеющиеся в концепциях Спенсера и Грооса.  Так К.Э.Фабри была предложена концепция, согласно  которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных,  согласно этому подходу игровая активность является основным процессом развития поведения в ювенильном периоде.

Значение игры для формирования поведения заключается в следующем:

Во-первых, игра является подготовкой к взрослой жизни, служит накоплению путём упражнений соответствующего опыта, как в сенсорной, так и в моторной сферах; во время игры происходит "налаживание" сенсорной и моторной систем и вырабатывается оптимальный "режим их взаимодействий". Игра – это не "образец взрослого" поведения, а само это поведение в процессе развития. Важно подчеркнуть, что в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты. Вообще же игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения.

Обогащение в ювенильном периоде  двигательной активности и образование качественно новых форм манипулирования происходит преимущественно на основе первоначальных, доигровых форм и представляет собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов.

Во-вторых, игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и пролонгирует срок развития афферентно-двигательных систем, а  это расширяет возможности животного знакомиться с окружающим миром и приобретать новые навыки.

В-третьих, игра выполняет важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения, в том числе за счёт активного манипулирования случайными предметами и постоянными объектами игры ("игрушками"). Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в ряде случаев этот опыт может накапливаться "впрок", "на всякий случай" и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59762. Літературна мандрівка місцями перебування Лесі Українки в Балаклаві 37.5 KB
  Наш край по праву вважають другою колискою таланту Лесі. Крим шанує імя однієї з найосвіченіших жінок світу митця з терновим вінком: імя Лесі носять вулиці бібліотеки кінотеатри; на Кримській землі встановлено стелу з персонажами Лісової пісні...
59763. День Святого Валентина – тематичне заняття в дошкільному закладі (старша група) 57 KB
  Мета: Виховувати любов до рідних, близьких; повагу до оточуючих людей; товариські і дружні почуття. Вчити дітей оцінювати вчинки товаришів. Формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди прийде на допомогу товаришу.
59764. Суспільно-політичне життя УРСР в 1985-1991 роках 40 KB
  Очікувані результати: після цього уроку учні зможуть аналізувати явища суспільнополітичного життя в зазначений період; характеризувати політику гласності лібералізації спроби провести політичні реформи зростання політичної активності населення; співставляти різні точки зору щодо процесів в роки перебудови в Україні та дає їм власну оцінку визначає вплив політичних процесів в роки перебудова на формування причин розпаду СРСР удосконалити навики роботи по створенню “асоціативного куща†презентації на задану тему сформувати і...
59766. Сполучені Штати Америки. Загальна характеристика 59.5 KB
  He was a seaman and made many sea voyages. In 1492 the King and the Queen of Spain gave him money to go to India. He decided to sail west as he was sure that our planet was round. And after sailing 4000 miles
59767. США в первой половине ХIХ века. Гражданская война в США 44 KB
  Цели: охарактеризовать особенности социально-экономического развития США раскрыть причины гражданской войны ознакомить учащихся с её ходом определить влияние личности А.Линкольна президентом...
59768. Адміністративний та державний устрій США. The White House and Its Dwellers 210.5 KB
  We have been studying America for 4 months already. We have learnt about geographical and economical peculiarities of the USA, about emblems, state system, cities of the USA.
59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...
59770. Life of a Society. Famous People of the USA 32 KB
  At our lesson you’ll introduce your projects/reports devoted to famous people of the USA, you’ll develop your listening skills, practise vocabulary in a realistic context, master oral language skills and extend your knowledge of the USA history.