64221

Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры. Значение игры для формирования поведения животных

Доклад

Биология и генетика

Как было сказано выше ювенильный игровой период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.

Русский

2014-07-03

33 KB

3 чел.

Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры.

Значение игры для формирования поведения животных

Как было сказано выше, ювенильный (игровой) период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности. У других животных, составляющих подавляющее большинство, индивидуальное развитие поведения заканчивается в раннем постнаталальном периоде и ограничивается уже описанными процессами созревания врождённых форм поведения, облигатного и факультативного научения, а также элементарными формами исследовательского поведения.

Игры животных давно привлекают внимание исследователей, тем не менее, до сих пор нет общепринятых представлений о природе, пусковых механизмах игровой деятельности и её значении для формирования поведения животных. Сформулированные в разное время взгляды по этим вопросам придерживаются двух концепций, выдвинутых в прошлом веке Г.Спенсером и К.Гроосом.

Сторонники Г.Спенсера рассматривают игровую активность как расход "избыточной энергии", как суррогат "естественного приложения энергии" животного в "настоящих действиях". Игровые действия совершаются "вхолостую", без соответствующих ключевых раздражителей и тесно связаны с эмоциональным компонентом поведения. Таким образом, эта концепция, объясняя возможные механизмы эндогенной мотивации игрового поведения, не объясняет конкретные функции игры в жизни животных.

Сторонники концепции К.Грооса трактуют игровую деятельность "чисто функционально", без объяснения механизмов, лежащих в её основе. Игра рассматривается как "практика взрослого поведения", позволяющая молодому животному без риска для жизни упражняться в жизненно важных действиях, совершенствовать наследственные формы поведения. Такая тренировка приводит к уменьшению ошибок при реальном выполнении действий, связанных с борьбой, добыванием пищи и так далее, а, значит, увеличивает шанс животного выжить. Бойтендийк выступая против концепции Грооса, утверждал, что игра важна только для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. Он считал, что инстинктивные формы поведения созревают независимо от упражнений. По мнению Эльконина Бойтендийк неодоценил ориентировочно-исследовательскую функцию игры. В своих работах Эльконин высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает афферентно-двигательные системы.   Темброк считал, что игра увеличивает альтернативы поведения особи по отношению к окружающему миру, а за счет элементов научения в игре формируются новые системы поведения в моторной сфере. По мнению Темброка игры являются своеобразными инстинктивными действиями с самостоятельными мотивационными механизмами. Хедигер подчеркивал факультативный характер игры и указывал, что для выполнение игровых действий  не существует специальных эффекторных образований не существует никаких особых "органов игры", также не существует "центров игры" в головном мозгу, тогда как для всех инстинктивных действий характерно наличие таких центров.

Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено тем, что игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в совокупности составляющих содержание поведение молодых животных.

Вероятно, полноценная теория игр животных должна сочетать в себе положительные моменты, имеющиеся в концепциях Спенсера и Грооса.  Так К.Э.Фабри была предложена концепция, согласно  которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных,  согласно этому подходу игровая активность является основным процессом развития поведения в ювенильном периоде.

Значение игры для формирования поведения заключается в следующем:

Во-первых, игра является подготовкой к взрослой жизни, служит накоплению путём упражнений соответствующего опыта, как в сенсорной, так и в моторной сферах; во время игры происходит "налаживание" сенсорной и моторной систем и вырабатывается оптимальный "режим их взаимодействий". Игра – это не "образец взрослого" поведения, а само это поведение в процессе развития. Важно подчеркнуть, что в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты. Вообще же игровая активность, осуществляясь на врождённой, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигатного, так и факультативного научения.

Обогащение в ювенильном периоде  двигательной активности и образование качественно новых форм манипулирования происходит преимущественно на основе первоначальных, доигровых форм и представляет собой лишь модификацию первичных форм деятельности на большом числе новых, разнокачественных объектов.

Во-вторых, игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и пролонгирует срок развития афферентно-двигательных систем, а  это расширяет возможности животного знакомиться с окружающим миром и приобретать новые навыки.

В-третьих, игра выполняет важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения, в том числе за счёт активного манипулирования случайными предметами и постоянными объектами игры ("игрушками"). Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в ряде случаев этот опыт может накапливаться "впрок", "на всякий случай" и найти применение значительно позже в экстренных жизненных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61905. Творчість лауреата Міжнародної премії ім. Г.Сковороди, Заслуженого діяча мистецтв України поета Михайла Шевченка 68.5 KB
  Мета. Ознайомити із творчістю поета-земляка; розбудити творчу уяву й почуття всеосяжності поетичного слова; виховувати любов до отчого краю, його культури.
61906. Шкафчик и 3D дверь сложной формы 386 KB
  Начнем работу в видовом окне Front (Вид спереди). Создайте Box со следующими параметрами: Length (Длина) 75; Width (Ширина) 60; Height (Высота) 1,5 и сегментами Length Segs равным 7...
61908. Шкільне дитинство успіхом розквітне і дзвоником останнім продзвенить! 27.5 KB
  Вед. Любі друзі! Радісно й привітно Зустрічає нас цей день крилатий. Чаром дивовижним сонце квітне, Бо у школі нині – світле свято. Вед. Скільки в ньому щемної надії, Скільки сподівань на щастя, ласку! В день такий – сповняються надії І дарують серцю тиху казку.
61909. Сценарій уроку: Шляхи інтеграції України в Європу 37 KB
  Ви імітуєте засідання Ради Національної Безпеки та Оборони України. Президент України поставив перед Вами завдання розробити Проект і Програму Із забезпечення інтеграції України в Європу. Під час обговорення в групі Ви повинні висвітлити такі напрямки Проекту...
61912. Що на світі найцінніше? 76.5 KB
  Дитина яка цінує своїх батьків не буде засуджувати їх за те що на її думку вони не змогли влаштувати життя так як би їй чи йому хотілося. Саме ці наслідки складають найбільшу небезпеку для здоровя та життя людини.