64222

Формирование общения в играх животных

Доклад

Биология и генетика

Такие игры встречаются только у животных которым свойственны развитые формы группового поведения. У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр совместных прыжков игрового бегства и так далее Игровая борьба если она встречается у данных видов...

Русский

2014-07-03

33.5 KB

1 чел.

Формирование общения в играх животных

Игра имеет большое значение не только для формирования поведения отдельной особи, но и для регулирования отношений внутри животного сообщества. Особенно этому способствуют совместные игры, под которыми понимают игры, при которых наблюдаются согласованные действия хотя бы двух партнёров. Такие игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения.

Совместные игры чаще выполняются без предметов. В них, как и в манипуляционных играх, проявляются особенности образа жизни животного. Так, в совместных играх детёнышей хищных животных (например, кошачьих) широко распространена игровая борьба, нападение из засады, подкрадывание, преследование и так далее. При этом партнёры по игре постоянно меняются ролями, что позволяет каждому из них отработать разные элементы "охоты".

У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр, совместных прыжков, игрового бегства и так далее Игровая борьба, если она встречается у данных видов, включает в себя элементы брачного поведения, используемые впоследствии в междуусобной борьбе за самок и территорию.

Отношения, складывающиеся между партнёрами в ходе совместных игр, особенно при игровой борьбе, принимают чаще всего иерархический характер. Хотя эти субординационные отношения не всегда сохраняются после взросления особей, элементы антагонистического поведения и соподчинения установлены в играх многих млекопитающих.

Так, у псовых с 1-1,5 месяцев наблюдаются игровые "нападения" на собратьев с признаками импонирования и запугивания. При этом используются соответствующие выразительные позы и движения, имеющие сигнальное значение. Например, "трепание" партнёра и наскакивание на него являются не только проявлением "грубой" физической силы, но и носят признаки неритуализованного демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнёра, запугивания. Ретуализованные формы общения, не смотря на то, что они появляются в онтогенезе довольно рано, но начинают выполнять свою роль значительно позже.

При совместных манипуляционных играх животные включают в свои совместные действия в качестве объекта игры какие-либо предметы, которые могут одновременно служить и заменой натурального пищевого объекта (например, жертвы у хищных). Хотя в процессе манипуляционных игр общение между партнёрами носит опосредованный характер, такие игры выполняют большую коммуникативную роль.

В качестве примера совместной манипуляционной игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трёх молодых хорьков с пустой консервной банкой. Сначала животные случайно уронили банку в таз умывальника, а затем сбрасывали её туда специально ради получаемого шумового эффекта. Если зверьки получали для игры резиновый мячик, который в тазу не гремел, хорьки с ним так не играли, а находили впоследствии твёрдый предмет и возобновляли "шумовую" игру.

Элементы общения, демонстрационного поведения отчётливо проявляются и в "трофейных" играх, когда каждый из участников игры пытается овладеть объектом игры (мячом, палкой, тряпкой). Во время оспаривания, захвата и отнятия объекта определяется лидерство среди играющих детёнышей. Демонстрация обладания объектом игры, когда "победитель" убегает с ним или продолжает играть самостоятельно, служит повышению авторитета данной особи в группе.

В процессе игры отрабатывается согласованность деятельности партнёров на основе обоюдной врождённой сигнализации. Практически все действия играющих имеют определённое сигнальное значение, хотя удельный вес сигнального компонента в них может быть разным. Лишь ритуализированные движения являются только сигнальными и всецело служат только для коммуникации.

Сигналы, которыми обмениваются партнёры по игре, выполняют роль ключевых стимулов игрового поведения. Это могут быть специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнёра о готовности к игре и "приглашающие" его принять в ней участие. Такое "заигрывание", например, у обезьян, осуществляется путём наскакивания, подёргивания за хвост или волосы, шлепков и так далее. Эти сигналы, являющиеся по существу сигналами агрессивного поведения, в игровой ситуации функционируют как "мирные".

Не менее важными являются сигналы, предотвращающие "серьёзный" исход игровой борьбы, позволяющие животным отличить игру от "неигры". Без этого игровая борьба может легко перейти в настоящую. Эти сигналы явно родственны позам и движениям "умиротворения" при подлинных стычках взрослых животных во время определения иерархии в группе, они главным образом и создают общую "игровую ситуацию". Следует заметить, что при игровой активности общение развивается в единстве с моторикой.

Таким образом, значение совместных игр для формирования у животных коммуникативных компонентов взрослого поведения чрезвычайно велико. Для многих видов животных доказано, что если лишить детёнышей возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемлённой или искажённой. Например, у морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения после полового созревания и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных (П. И И.Кункель). У самцов крыс и норок нарушается воспроизводительная функция, так как совместные игры этих животных содержат основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. Щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживают в последствии повышенную агрессивность.

Особенно велико значение совместных игр детёнышей для дальнейшей жизни особи у обезьян. Известные исследователи поведения приматов С.Л.Уошберн и И. Де Воре подчёркивали, что без игры у этих видов невозможно развитие нормальных форм общения и стадного поведения в целом. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в "игровых группах", то есть в группах совместно играющих детёнышей, где они "практикуют умения и формы поведения взрослой жизни".

Важно отметить, что функцию партнёра по игре с успехом может осуществлять животное другого вида и человек. При этом формирование полноценных форм общения, например, у обезьян и у детёнышей хищных млекопитающих (медвежат, волчат и других) происходит без помех. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42149. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА КОНДЕНСАТОРА 202.53 KB
  Изучение закономерностей заряда и разряда конденсатора.магазина сопротивлений МС магазин емкостей MEисточник питания ИП звуковой генератор ГЗ электронный осциллограф блок с конденсаторами. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Принципиальная электрическая схема для наблюдения процессов заряда и разряда конденсатора изображена на рис.
42150. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОСЦИЛЛОГРАФА 2.06 MB
  ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Назначение электронного осциллографа. Универсальные измерительные приборы предназначенные для исследования электронных процессов с помощью графического их воспроизведения на экране электроннолучевой трубки называются электронными осциллографами. Высокая чувствительность осциллографа позволяет изучать очень слабые колебания напряжения а большое входное сопротивление исключает влияние осциллографа на режим цепей к которым он подключается.
42151. СЛОЖЕНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ 18.75 MB
  Под сложением колебаний понимают нахождение закона описывающего колебания системы в тех случаях когда эта система одновременно участвует в нескольких колебательных процессах. Различают два предельных случая: сложение колебаний одинакового направления и сложение взаимно перпендикулярных колебаний. Сложение двух одинаково направленных гармонических колебаний.
42152. ИЗУЧЕНИЕ РЕЛАКСАЦИОННОГО ГЕНЕРАТОРА 107.5 KB
  Если напряжение на электродах лампы U меньше напряжения зажигания потенциал зажигания U3 т. В этом случае сопротивление лампы RЛ бесконечно велико. Идеализированная вольтамперная характеристика неоновой лампы имеет вид представленный на рис. Связь между током лампы и напряжением как это видно из графика может быть линейной и записана в виде: ...
42153. МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ 360.5 KB
  Линейная модель множественной регрессии выглядит следующим образом: Y = β0 β1x1 β2x2 βkxk ε где Y – зависимая переменная результативный признак; x1xk – независимые или объясняющие переменные; 0 1 k – коэффициенты регрессии;  – ошибка регрессии. Общая последовательность построения множественной линейной регрессионной модели следующая: Оценка параметров уравнения; Оценка качества регрессии; Проверка на мультиколлинеарность ее исключение; Проверка на гетероскедастичность коррекция на...
42154. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ С ПОМОЩЬЮ ТАНГЕНС – ГАЛЬВАНОМЕТРА 102.5 KB
  Цель работы определение одного из элементов земного магнетизма – горизонтальной составляющей Н0 магнитного поля Земли с помощью тангенс – гальванометра. В точках Земли лежащих на магнитных полюсах напряженность магнитного поля Земли имеет вертикальное направление. В любой другой точке Земли напряженность ее магнитного поля можно разложить на вертикальную и горизонтальную составляющие: Существование магнитного поля в любой точке Земли можно установить с помощью магнитометра или магнитной стрелки.
42155. СНЯТИЕ ПЕТЛИ ГИСТЕРЕЗИСА И КРИВОЙ НАМАГНИЧИВАНИЯ ФЕРРОМАГНЕТИКА С ПОМОЩЬЮ ОСЦИЛЛОГРАФА 82 KB
  Величины Н и В можно определить зная величину напряжений вызывающих отклонение электронного луча на одно деление по осям Х и Y при данном усилении: где координаты петли гистерезиса в единицах координатной сетки kx ky – коэффициенты пропорциональности определяемые для каждого осциллографа. Величина этой энергии приходящейся на единицу объема образца w определяется в координатах в виде w = BdH и равняется...
42156. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ КЮРИ ФЕРРОМАГНЕТИКА 60.5 KB
  Менделеева обладают железо никель кобальт некоторые редкоземельные металлы а также их сплавы причем эти вещества проявляют ферромагнитные свойства лишь при температурах ниже некоторой определенной для каждого элемента или сплава температуры называемой точкой Кюри. Температура Кюри равна например 7700С для железа 3580С для никеля 11300С для кобальта 160С для гадолиния 1680С для диспрозия. При более высокой температуре и в самой точке Кюри вследствие теплового движения атомов в ферромагнетиках разрушается магнитный порядок и они...
42157. ИЗУЧЕНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ СОЛЕНОИДА 90 KB
  Магнитное поле соленоида представляет собой результат сложения полей создаваемых круговыми токами расположенными вплотную и имеющими общую ось. Сечение соленоида схематически показано на рис. Распределение магнитной индукции по длине соленоида вдоль его оси описывается выражением 1: Рис.