64222

Формирование общения в играх животных

Доклад

Биология и генетика

Такие игры встречаются только у животных которым свойственны развитые формы группового поведения. У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр совместных прыжков игрового бегства и так далее Игровая борьба если она встречается у данных видов...

Русский

2014-07-03

33.5 KB

2 чел.

Формирование общения в играх животных

Игра имеет большое значение не только для формирования поведения отдельной особи, но и для регулирования отношений внутри животного сообщества. Особенно этому способствуют совместные игры, под которыми понимают игры, при которых наблюдаются согласованные действия хотя бы двух партнёров. Такие игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения.

Совместные игры чаще выполняются без предметов. В них, как и в манипуляционных играх, проявляются особенности образа жизни животного. Так, в совместных играх детёнышей хищных животных (например, кошачьих) широко распространена игровая борьба, нападение из засады, подкрадывание, преследование и так далее. При этом партнёры по игре постоянно меняются ролями, что позволяет каждому из них отработать разные элементы "охоты".

У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр, совместных прыжков, игрового бегства и так далее Игровая борьба, если она встречается у данных видов, включает в себя элементы брачного поведения, используемые впоследствии в междуусобной борьбе за самок и территорию.

Отношения, складывающиеся между партнёрами в ходе совместных игр, особенно при игровой борьбе, принимают чаще всего иерархический характер. Хотя эти субординационные отношения не всегда сохраняются после взросления особей, элементы антагонистического поведения и соподчинения установлены в играх многих млекопитающих.

Так, у псовых с 1-1,5 месяцев наблюдаются игровые "нападения" на собратьев с признаками импонирования и запугивания. При этом используются соответствующие выразительные позы и движения, имеющие сигнальное значение. Например, "трепание" партнёра и наскакивание на него являются не только проявлением "грубой" физической силы, но и носят признаки неритуализованного демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнёра, запугивания. Ретуализованные формы общения, не смотря на то, что они появляются в онтогенезе довольно рано, но начинают выполнять свою роль значительно позже.

При совместных манипуляционных играх животные включают в свои совместные действия в качестве объекта игры какие-либо предметы, которые могут одновременно служить и заменой натурального пищевого объекта (например, жертвы у хищных). Хотя в процессе манипуляционных игр общение между партнёрами носит опосредованный характер, такие игры выполняют большую коммуникативную роль.

В качестве примера совместной манипуляционной игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трёх молодых хорьков с пустой консервной банкой. Сначала животные случайно уронили банку в таз умывальника, а затем сбрасывали её туда специально ради получаемого шумового эффекта. Если зверьки получали для игры резиновый мячик, который в тазу не гремел, хорьки с ним так не играли, а находили впоследствии твёрдый предмет и возобновляли "шумовую" игру.

Элементы общения, демонстрационного поведения отчётливо проявляются и в "трофейных" играх, когда каждый из участников игры пытается овладеть объектом игры (мячом, палкой, тряпкой). Во время оспаривания, захвата и отнятия объекта определяется лидерство среди играющих детёнышей. Демонстрация обладания объектом игры, когда "победитель" убегает с ним или продолжает играть самостоятельно, служит повышению авторитета данной особи в группе.

В процессе игры отрабатывается согласованность деятельности партнёров на основе обоюдной врождённой сигнализации. Практически все действия играющих имеют определённое сигнальное значение, хотя удельный вес сигнального компонента в них может быть разным. Лишь ритуализированные движения являются только сигнальными и всецело служат только для коммуникации.

Сигналы, которыми обмениваются партнёры по игре, выполняют роль ключевых стимулов игрового поведения. Это могут быть специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнёра о готовности к игре и "приглашающие" его принять в ней участие. Такое "заигрывание", например, у обезьян, осуществляется путём наскакивания, подёргивания за хвост или волосы, шлепков и так далее. Эти сигналы, являющиеся по существу сигналами агрессивного поведения, в игровой ситуации функционируют как "мирные".

Не менее важными являются сигналы, предотвращающие "серьёзный" исход игровой борьбы, позволяющие животным отличить игру от "неигры". Без этого игровая борьба может легко перейти в настоящую. Эти сигналы явно родственны позам и движениям "умиротворения" при подлинных стычках взрослых животных во время определения иерархии в группе, они главным образом и создают общую "игровую ситуацию". Следует заметить, что при игровой активности общение развивается в единстве с моторикой.

Таким образом, значение совместных игр для формирования у животных коммуникативных компонентов взрослого поведения чрезвычайно велико. Для многих видов животных доказано, что если лишить детёнышей возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемлённой или искажённой. Например, у морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения после полового созревания и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных (П. И И.Кункель). У самцов крыс и норок нарушается воспроизводительная функция, так как совместные игры этих животных содержат основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. Щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживают в последствии повышенную агрессивность.

Особенно велико значение совместных игр детёнышей для дальнейшей жизни особи у обезьян. Известные исследователи поведения приматов С.Л.Уошберн и И. Де Воре подчёркивали, что без игры у этих видов невозможно развитие нормальных форм общения и стадного поведения в целом. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в "игровых группах", то есть в группах совместно играющих детёнышей, где они "практикуют умения и формы поведения взрослой жизни".

Важно отметить, что функцию партнёра по игре с успехом может осуществлять животное другого вида и человек. При этом формирование полноценных форм общения, например, у обезьян и у детёнышей хищных млекопитающих (медвежат, волчат и других) происходит без помех. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36851. Использование программных средств контроля и анализа выполнения политики безопасности на примере операционной системы Windows XP 91.04 KB
  Командная строка Стандартные типы доступа к объектам в операционной системе WindowsXP SINCHRONIZE использовать объект для синхронизации; WRITE_OWNER изменить владельца объекта; WRITE_DC изменить дискреционный список контроля доступа к объекту; RED_CONTROL прочитать данные из дискреционного списка контроля доступа; DELETE удалить объект. Специальные права доступа к объектам RED_DT прочитать данные из объекта; WRITE_DT записать данные в объект; PPEND_DT добавить данные в объект; RED_TTRIBUTES прочитать атрибуты объекта;...
36852. Численные методы решения задач линейной алгебры 44.5 KB
  Численные методы решения задач линейной алгебры specM вычисляет собственные значения и собственные векторы квадратной матрицы M. specM Собственные числа матрицы ns = 1. Х собственные векторы соответствующие собственным значениям из матрицы Y. Использование функции inv Пример вычисления обратной матрицы.
36853. Решение систем линейных алгебраических уравнений 87 KB
  Система из m линейных уравнений с n неизвестными может быть описана при помощи матриц: x = b где x вектор неизвестных матрица коэффициентов при неизвестных или матрица системы b вектор свободных членов системы или вектор правых частей. Совокупность всех решений системы x1 x2 . xn называется множеством решений или просто решением системы. Если определитель ∆ = det матрицы системы из n уравнений с n неизвестными x = b отличен от нуля то система имеет единственное решение x1 x2 .
36854. Объединение (консолидация) данных 85 KB
  Проведите консолидацию данных показателей выпуска молочной продукции за несколько лет в одной таблице. На листе 1 создайте таблицу Выпуск молочной продукции за 2006 год в литрах рис. Выпуск молочной продукции за 2006 год На листе 2 создайте Выпуск молочной продукции за 2007 год рис. Выпуск молочной продукции за 2007 год На листе 3 создайте Прайслист продукции молочного комбината рис.
36855. Построение двоичных счетчиков 49.5 KB
  Цель лабораторной работы: исследовать основные способы построения двоичных счетчиков. Задание: снять временные диаграммы определить таблицы состояний и особенности работы счетчиков. Порядок выполнения: включить персональную ЭВМ запустить на выполнение программный пакет EWB и далее следовать порядку работы в пакете. В отчете приводится наименование и номер лабораторной работы цель работы программа работы с указанием всех необходимых экспериментов полученных результатов их объяснения и выводов.
36856. КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА PROJECT EXPERT. ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОЕКТУ 41.5 KB
  ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОЕКТУ Цель: изучить систему команд Project Expert генерирования стандартных отчетных бухгалтерских документов и компоновки отчета по проекту. Сформировать бухгалтерский баланс отчет о прибылях и убытках движении денежных средств использовании прибыли. Оформить отчет. Теоретическое введение В процессе расчетов Project Expert автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; отчет об использовании...
36857. Чрезвычайные ситуации. Действия в ЧС 215.59 KB
  Поражающий фактор источника ЧС — составляющая опасного явления или процесса физического, химического или биологического (бактериального) характера, вызываемого источником ЧС и приводящего к поражению людей, сельскохозяйственных животных и растений, хозяйственных и иных объектов, элементов окружающей природной среды.
36858. Построение двумерных графиков 396 KB
  plotxy[xcpycpcption] x массив абсцисс; y массив ординат; xcp ycp cptionподписи осей X Y и графика соответственно. Затем воспользуемся функцией plotxy для построения кривой и выведем с ее же помощью подписи координатных осей X Y а также имя графика plot function y=sincosx Листинг 4. Построение графика функции y = sincosx с помощью функции plot x=2pi:0.
36859. РАБОТА СО СВОДНЫМИ ТАБЛИЦАМИ В MS EXCEL 88.5 KB
  РАБОТА СО СВОДНЫМИ ТАБЛИЦАМИ В MS EXCEL Цель работы: рассмотреть возможности обработки больших массивов данных средствами MS Excel научиться создавать сводные таблицы и управлять данными. Установите курсор в диапазоне ячеек содержащих значения заголовки строк и столбцов В любую заполненную данными ячейку таблицы Чтобы создать сводную таблицу на вкладке Вставка в группе Таблицы выберите раздел Сводная таблица а затем пункт Сводная таблица. На экран будет выведено диалоговое окно Создание сводной таблицы. На отдельном листе будет...