64222

Формирование общения в играх животных

Доклад

Биология и генетика

Такие игры встречаются только у животных которым свойственны развитые формы группового поведения. У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр совместных прыжков игрового бегства и так далее Игровая борьба если она встречается у данных видов...

Русский

2014-07-03

33.5 KB

1 чел.

Формирование общения в играх животных

Игра имеет большое значение не только для формирования поведения отдельной особи, но и для регулирования отношений внутри животного сообщества. Особенно этому способствуют совместные игры, под которыми понимают игры, при которых наблюдаются согласованные действия хотя бы двух партнёров. Такие игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения.

Совместные игры чаще выполняются без предметов. В них, как и в манипуляционных играх, проявляются особенности образа жизни животного. Так, в совместных играх детёнышей хищных животных (например, кошачьих) широко распространена игровая борьба, нападение из засады, подкрадывание, преследование и так далее. При этом партнёры по игре постоянно меняются ролями, что позволяет каждому из них отработать разные элементы "охоты".

У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр, совместных прыжков, игрового бегства и так далее Игровая борьба, если она встречается у данных видов, включает в себя элементы брачного поведения, используемые впоследствии в междуусобной борьбе за самок и территорию.

Отношения, складывающиеся между партнёрами в ходе совместных игр, особенно при игровой борьбе, принимают чаще всего иерархический характер. Хотя эти субординационные отношения не всегда сохраняются после взросления особей, элементы антагонистического поведения и соподчинения установлены в играх многих млекопитающих.

Так, у псовых с 1-1,5 месяцев наблюдаются игровые "нападения" на собратьев с признаками импонирования и запугивания. При этом используются соответствующие выразительные позы и движения, имеющие сигнальное значение. Например, "трепание" партнёра и наскакивание на него являются не только проявлением "грубой" физической силы, но и носят признаки неритуализованного демонстрационного поведения, являясь средством психического воздействия на партнёра, запугивания. Ретуализованные формы общения, не смотря на то, что они появляются в онтогенезе довольно рано, но начинают выполнять свою роль значительно позже.

При совместных манипуляционных играх животные включают в свои совместные действия в качестве объекта игры какие-либо предметы, которые могут одновременно служить и заменой натурального пищевого объекта (например, жертвы у хищных). Хотя в процессе манипуляционных игр общение между партнёрами носит опосредованный характер, такие игры выполняют большую коммуникативную роль.

В качестве примера совместной манипуляционной игры можно привести описанные Вюстехубе совместные действия трёх молодых хорьков с пустой консервной банкой. Сначала животные случайно уронили банку в таз умывальника, а затем сбрасывали её туда специально ради получаемого шумового эффекта. Если зверьки получали для игры резиновый мячик, который в тазу не гремел, хорьки с ним так не играли, а находили впоследствии твёрдый предмет и возобновляли "шумовую" игру.

Элементы общения, демонстрационного поведения отчётливо проявляются и в "трофейных" играх, когда каждый из участников игры пытается овладеть объектом игры (мячом, палкой, тряпкой). Во время оспаривания, захвата и отнятия объекта определяется лидерство среди играющих детёнышей. Демонстрация обладания объектом игры, когда "победитель" убегает с ним или продолжает играть самостоятельно, служит повышению авторитета данной особи в группе.

В процессе игры отрабатывается согласованность деятельности партнёров на основе обоюдной врождённой сигнализации. Практически все действия играющих имеют определённое сигнальное значение, хотя удельный вес сигнального компонента в них может быть разным. Лишь ритуализированные движения являются только сигнальными и всецело служат только для коммуникации.

Сигналы, которыми обмениваются партнёры по игре, выполняют роль ключевых стимулов игрового поведения. Это могут быть специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнёра о готовности к игре и "приглашающие" его принять в ней участие. Такое "заигрывание", например, у обезьян, осуществляется путём наскакивания, подёргивания за хвост или волосы, шлепков и так далее. Эти сигналы, являющиеся по существу сигналами агрессивного поведения, в игровой ситуации функционируют как "мирные".

Не менее важными являются сигналы, предотвращающие "серьёзный" исход игровой борьбы, позволяющие животным отличить игру от "неигры". Без этого игровая борьба может легко перейти в настоящую. Эти сигналы явно родственны позам и движениям "умиротворения" при подлинных стычках взрослых животных во время определения иерархии в группе, они главным образом и создают общую "игровую ситуацию". Следует заметить, что при игровой активности общение развивается в единстве с моторикой.

Таким образом, значение совместных игр для формирования у животных коммуникативных компонентов взрослого поведения чрезвычайно велико. Для многих видов животных доказано, что если лишить детёнышей возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемлённой или искажённой. Например, у морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения после полового созревания и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных (П. И И.Кункель). У самцов крыс и норок нарушается воспроизводительная функция, так как совместные игры этих животных содержат основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. Щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживают в последствии повышенную агрессивность.

Особенно велико значение совместных игр детёнышей для дальнейшей жизни особи у обезьян. Известные исследователи поведения приматов С.Л.Уошберн и И. Де Воре подчёркивали, что без игры у этих видов невозможно развитие нормальных форм общения и стадного поведения в целом. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в "игровых группах", то есть в группах совместно играющих детёнышей, где они "практикуют умения и формы поведения взрослой жизни".

Важно отметить, что функцию партнёра по игре с успехом может осуществлять животное другого вида и человек. При этом формирование полноценных форм общения, например, у обезьян и у детёнышей хищных млекопитающих (медвежат, волчат и других) происходит без помех. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58255. Основы освещения сцены 1.49 MB
  Работа с источниками ведется параллельно с созданием объектов геометрии однако окончательная настройка их параметров осуществляется в процессе создания и назначения материалов поскольку освещение тесно связано с текстурированием и может влиять на особенности отображения материалов а также приводить к появлению теней. При создании сцены ее объекты освещаются автоматически однако с добавлением первого источника света установленное по умолчанию освещение отменяется. При удалении всех созданных источников сцена вновь освещается источниками...
58256. Ознайомлення з Конвенцією про права дитини 53 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про Конвенцію прав дитини. Зясувати обовязки батьків і дітей. Виховувати шанобливе ставлення до батьків.
58257. Наслідки Другої світової війни для країн Західної Європи. Німеччина в другій половині ХХ ст. — на початку ХХІ ст 160 KB
  Мета: проаналізувати внутрішню та зовнішню політику провідних країн Західної Європи у другій половині ХХ ст. Які країни Європи було визволено від гітлерівської окупації радянською армією...
58258. Религия древних египтян 44.5 KB
  Геродот писал про египтян что они в отличие от других народов чрезвычайно религиозны. Религия зародилась у египтян как и у других народов еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям например льву собаке кошке птицам например коршуну соколу ибису крокодилам лягушкам змеям жукам.
58259. Текстурирование простой сцены 476 KB
  Ко всем этим объектам применен тип материала Stndrd Стандартный. Сцена до текстурирования Сначала определимся с материалами. Таким образом нужно создать четыре разных материала. Он установлен по умолчанию в чем можно убедиться посмотрев на кнопку выбора материала.
58260. Английская буржуазная революция 52.5 KB
  Причины недовольства приведшие впоследствии к революции были следующими: а взимание королевской властью налогов несогласованных с парламентом принудительные государственные займы обход королевской властью...
58261. Ссудный процент 66.07 KB
  Ссудный процент - это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом.
58262. География сельского хозяйства 71.5 KB
  В сельском хозяйстве по прежнему велика доля занятого населения хотя его доля в структуре ВВП мира все меньше и меньше. Выявление изменений в структуре и географии отраслей сельского хозяйства под влиянием НТР и процессов глобализации...
58263. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 54 KB
  По данным Всемирной организации здравоохранения на 50 здоровье человека зависит от его образа жизни. Здоровье человека общие понятия и определения. Здоровье физическое и духовное. Здоровье индивидуальное и общественное.