64223

Познавательная функция игровой активности животных

Доклад

Биология и генетика

В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры особенно деструктивного порядка позволяющее изучить внутреннее строение объекта а не только его внешние признаки. Важно что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение.

Русский

2014-07-03

29 KB

1 чел.

Познавательная функция игровой активности животных

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к условиям жизни данной особи.

Исследование окружающей среды на основе развития двигательных способностей у молодого животного не обязательно осуществляется в игровой форме. Приобретение информации возможно и за счёт "собственно" исследовательской деятельности, но при этом животное знакомится со свойствами только тех объектов, которые имеют для него непосредственно биологическое значение.

В игре же исследовательский компонент не является ведущим, но всегда присутствует: в меньшей мере в играх, являющихся "физическими упражнениями", и в наибольшей – в манипуляционных играх. В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, позволяющее изучить внутреннее строение объекта, а не только его внешние признаки.

Важно, что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение. Немецкий этолог О.Келер указывал, что игра является "практически непрестанным поиском проб и ошибок", в результате чего животные медленно, случайно, но иногда и внезапно научаются тому, что оказывается весьма важным и полезным для них. Всякое манипулирование, особенно игровое, всегда содержит исследовательский компонент, а манипулирование "биологически нейтральными" предметами является высшей формой ориентировочно – исследовательской деятельности.

Игровое познавание и научение, являющиеся факультативными по сути, основываются на облигатном научении, позволяющем прежде всего узнать о пригодности определёного предмета или индивида к включению его в игру. Такое узнавание осуществляется по ключевым раздражителям. Так, по Лоренцу, объект охотничей игры котёнка должен быть носителем следующих ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, быстро движется, убегает. Узнав инстинктивно по совокупности указанных признаков мышь как объект игры, котёнок станет с ней играть и, в процессе игры, узнает "что такое мышь вообще". В последующем он будет узнавать мышь и относиться к ней как к таковой, а не просто как к объекту врожденного узнавания, обладающего определёнными признаками и дающему определенные ощущения. Таким образом, мы видим, что в ходе онтогенеза познавательная деятельность развивающегося животного всё более расширяется и усложняется, и достигает максимума в ювенильный период.

Необходимо отметить, что познавательный компонент по разному представлен не только в разных видах игр (локомоторные и матипуляционные), но и у разных видов. Наибольшего развития он достигает у обезьян, игры которых можно признать играми высшего типа (К.Э.Фабри). Этот тип игры характеризуется прежде всего сложными формами обращения с предметами при незначительной общей подвижности животного. Меняя своё местонахождение лишь изредка, молодые обезьяны подолгу и сосредоточенно манипулируют предметом, подвергают его разнообразным, преимущественно деструктивным, воздействиям или воздействуют им на другие объекты. Последние манипуляции напоминают орудийные действия взрослых особей.

При подобных сложных играх с предметами совершенствуются высококвалифицированные и тонкие эффекторные способности (особенно пальцев) и развивается комплекс кожно-мышечной чувствительности и зрения. Значимость познавательного аспекта таких игр проявляется в том, что животное обстоятельно и углублённо знакомится со свойствами предметов (чаще "биологически нейтральных"), особенно их внутреннего строения. В результате объём получаемой информации и потенциально полезных "знаний" существенно расширяется.

Такие подлинно исследовательские, познавательные игры, выполняемые в одиночку, обнаружены только у высших приматов. Это, несомненно, связано с их отличительными по сравнению с другими животными психическими способностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35393. Основи теорії держави та права 113.5 KB
  Держава - це суверенна політико-територіальна організація влади певної частини населення в соціальна неоднорідному суспільстві, що має спеціальний апарат управління і примусу, здатна за допомогою права робити свої веління загальнообовязковими для населення всієї країни, а також здійснювати керівництво та управління загальносуспільними справами.
35394. тематика Розглянута та схвалена Розроблені викладачем на засіданні ци. 5 MB
  Сошина 2007 Практична робота №14 Тема: Використання редактора реєстру. Мета: Ознайомитися з редактором реєстру Windows XP навчитися здійснювати пошук інформації в реєстрі а також здійснювати зміни в реєстрі. На цьому практичному занятті ви використаєте Редактор реєстру Regіstry Edіtor для перегляду інформації в реєстрі. Ви використаєте команду Знайти Fіnd Редактори реєстру Regіstry Edіtor для пошуку певного слова в назвах розділів а також внесете зміни до реєстру додавши нове значення.
35395. Створення і запуск програми на асемблері 97.5 KB
  Яка інформація знаходиться у файлі лістингу Містить код асемблера початкової програми а також розширену інформацію про цей код. Крім того в кінці лістингу TSM формує таблиці з інформацією про мітки і сегменти використовувані в програмі. Якщо є помилки або сумнівні ділянки коду то TSM включає в кінець лістингу повідомлення про них. Крім того що дуже зручно ці ж повідомлення включаються в текст лістингу безпосередньо після помилкового рядка.
35396. Культура Древнего Китая 703.71 KB
  Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м —-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море
35397. Резервування і ініціалізація памяті 54.5 KB
  Мета: Навчитися резервувати і ініціалізувати память під програми на асемблері. Це основна команда пересилки даних. Вона реалізує найрізноманітніші варіанти пересилки. Відзначимо особливості застосування цієї команди.
35398. Програмування арифметичних дій 43.5 KB
  Мета: Навчитися резервувати і ініціалізувати память під програми на асемблері.
35399. Тема: Програмування арифметичних дій множення і розподіл. 53.5 KB
  Індивідуальне завдання Скласти програму яка знайде приватне чисел 99 і 9. Множення двійкових чисел без знаку. Для множення чисел без знаку призначена команда mul сомножитель_1 Розташування операндів і результату при множенні. Перший співмножник Другий співмножник Результат Байт L 16 бітів в АХ: L молодша частина результату; АН старша частина результату Слово АХ 32 біти в парі DX:X: АХ молодша частина результату; DX старша частина результату Подвійне слово ЕАХ 64 біти в парі EDX:EX: ЕАХ молодша частина результату; EDX ...
35401. Тема: Програмування арифметичних виразів. 443 KB
  Розташування операндів і результату при множенні. Перший співмножник Другий співмножник Результат Байт L 16 бітів в АХ: L молодша частина результату; АН старша частина результату Слово АХ 32 біти в парі DX:X: АХ молодша частина результату; DX старша частина результату Подвійне слово ЕАХ 64 біти в парі EDX:EX: ЕАХ молодша частина результату; EDX старша частина результату Розподіл чисел із знаком і помилки що виникають в результаті розподіли Для розподілу чисел із знаком призначена команда idiv дільник Для цієї команди...