64223

Познавательная функция игровой активности животных

Доклад

Биология и генетика

В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры особенно деструктивного порядка позволяющее изучить внутреннее строение объекта а не только его внешние признаки. Важно что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение.

Русский

2014-07-03

29 KB

1 чел.

Познавательная функция игровой активности животных

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к условиям жизни данной особи.

Исследование окружающей среды на основе развития двигательных способностей у молодого животного не обязательно осуществляется в игровой форме. Приобретение информации возможно и за счёт "собственно" исследовательской деятельности, но при этом животное знакомится со свойствами только тех объектов, которые имеют для него непосредственно биологическое значение.

В игре же исследовательский компонент не является ведущим, но всегда присутствует: в меньшей мере в играх, являющихся "физическими упражнениями", и в наибольшей – в манипуляционных играх. В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, позволяющее изучить внутреннее строение объекта, а не только его внешние признаки.

Важно, что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение. Немецкий этолог О.Келер указывал, что игра является "практически непрестанным поиском проб и ошибок", в результате чего животные медленно, случайно, но иногда и внезапно научаются тому, что оказывается весьма важным и полезным для них. Всякое манипулирование, особенно игровое, всегда содержит исследовательский компонент, а манипулирование "биологически нейтральными" предметами является высшей формой ориентировочно – исследовательской деятельности.

Игровое познавание и научение, являющиеся факультативными по сути, основываются на облигатном научении, позволяющем прежде всего узнать о пригодности определёного предмета или индивида к включению его в игру. Такое узнавание осуществляется по ключевым раздражителям. Так, по Лоренцу, объект охотничей игры котёнка должен быть носителем следующих ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, быстро движется, убегает. Узнав инстинктивно по совокупности указанных признаков мышь как объект игры, котёнок станет с ней играть и, в процессе игры, узнает "что такое мышь вообще". В последующем он будет узнавать мышь и относиться к ней как к таковой, а не просто как к объекту врожденного узнавания, обладающего определёнными признаками и дающему определенные ощущения. Таким образом, мы видим, что в ходе онтогенеза познавательная деятельность развивающегося животного всё более расширяется и усложняется, и достигает максимума в ювенильный период.

Необходимо отметить, что познавательный компонент по разному представлен не только в разных видах игр (локомоторные и матипуляционные), но и у разных видов. Наибольшего развития он достигает у обезьян, игры которых можно признать играми высшего типа (К.Э.Фабри). Этот тип игры характеризуется прежде всего сложными формами обращения с предметами при незначительной общей подвижности животного. Меняя своё местонахождение лишь изредка, молодые обезьяны подолгу и сосредоточенно манипулируют предметом, подвергают его разнообразным, преимущественно деструктивным, воздействиям или воздействуют им на другие объекты. Последние манипуляции напоминают орудийные действия взрослых особей.

При подобных сложных играх с предметами совершенствуются высококвалифицированные и тонкие эффекторные способности (особенно пальцев) и развивается комплекс кожно-мышечной чувствительности и зрения. Значимость познавательного аспекта таких игр проявляется в том, что животное обстоятельно и углублённо знакомится со свойствами предметов (чаще "биологически нейтральных"), особенно их внутреннего строения. В результате объём получаемой информации и потенциально полезных "знаний" существенно расширяется.

Такие подлинно исследовательские, познавательные игры, выполняемые в одиночку, обнаружены только у высших приматов. Это, несомненно, связано с их отличительными по сравнению с другими животными психическими способностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63279. Розв’язування задач із переведенням числового масштабу в іменований 20.69 KB
  Мета: сформувати поняття про масштаб і його види навчити користуватися масштабом джля визначення реальних відстаней за допомогою плану карти і глобуса дати поняття про умовні знаки; розвивати просторове мислення; розвивати матемематичні здібності виховувати любов до картографії.
63281. Содержимое ячеек. Введение и редактирования данных 1.03 MB
  В ячейки листа можно вводить данные разных типов: числовые значения текстовые строки дату и время формулы. С помощью команд Excel можно изменять способ расположения и представления данных в ячейках форматировать их выбирать шрифт цвет размер...
63282. ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 211 KB
  Подростковый возраст – очень сложный и важный, на мой взгляд, период развития личности, период ее становления. Все составляющие личности подвергаются реорганизации, формируются новые компоненты – психологические новообразования, закладываются системы ценностей, приоритетов, целей.