64223

Познавательная функция игровой активности животных

Доклад

Биология и генетика

В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры особенно деструктивного порядка позволяющее изучить внутреннее строение объекта а не только его внешние признаки. Важно что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение.

Русский

2014-07-03

29 KB

1 чел.

Познавательная функция игровой активности животных

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к условиям жизни данной особи.

Исследование окружающей среды на основе развития двигательных способностей у молодого животного не обязательно осуществляется в игровой форме. Приобретение информации возможно и за счёт "собственно" исследовательской деятельности, но при этом животное знакомится со свойствами только тех объектов, которые имеют для него непосредственно биологическое значение.

В игре же исследовательский компонент не является ведущим, но всегда присутствует: в меньшей мере в играх, являющихся "физическими упражнениями", и в наибольшей – в манипуляционных играх. В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, позволяющее изучить внутреннее строение объекта, а не только его внешние признаки.

Важно, что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение. Немецкий этолог О.Келер указывал, что игра является "практически непрестанным поиском проб и ошибок", в результате чего животные медленно, случайно, но иногда и внезапно научаются тому, что оказывается весьма важным и полезным для них. Всякое манипулирование, особенно игровое, всегда содержит исследовательский компонент, а манипулирование "биологически нейтральными" предметами является высшей формой ориентировочно – исследовательской деятельности.

Игровое познавание и научение, являющиеся факультативными по сути, основываются на облигатном научении, позволяющем прежде всего узнать о пригодности определёного предмета или индивида к включению его в игру. Такое узнавание осуществляется по ключевым раздражителям. Так, по Лоренцу, объект охотничей игры котёнка должен быть носителем следующих ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, быстро движется, убегает. Узнав инстинктивно по совокупности указанных признаков мышь как объект игры, котёнок станет с ней играть и, в процессе игры, узнает "что такое мышь вообще". В последующем он будет узнавать мышь и относиться к ней как к таковой, а не просто как к объекту врожденного узнавания, обладающего определёнными признаками и дающему определенные ощущения. Таким образом, мы видим, что в ходе онтогенеза познавательная деятельность развивающегося животного всё более расширяется и усложняется, и достигает максимума в ювенильный период.

Необходимо отметить, что познавательный компонент по разному представлен не только в разных видах игр (локомоторные и матипуляционные), но и у разных видов. Наибольшего развития он достигает у обезьян, игры которых можно признать играми высшего типа (К.Э.Фабри). Этот тип игры характеризуется прежде всего сложными формами обращения с предметами при незначительной общей подвижности животного. Меняя своё местонахождение лишь изредка, молодые обезьяны подолгу и сосредоточенно манипулируют предметом, подвергают его разнообразным, преимущественно деструктивным, воздействиям или воздействуют им на другие объекты. Последние манипуляции напоминают орудийные действия взрослых особей.

При подобных сложных играх с предметами совершенствуются высококвалифицированные и тонкие эффекторные способности (особенно пальцев) и развивается комплекс кожно-мышечной чувствительности и зрения. Значимость познавательного аспекта таких игр проявляется в том, что животное обстоятельно и углублённо знакомится со свойствами предметов (чаще "биологически нейтральных"), особенно их внутреннего строения. В результате объём получаемой информации и потенциально полезных "знаний" существенно расширяется.

Такие подлинно исследовательские, познавательные игры, выполняемые в одиночку, обнаружены только у высших приматов. Это, несомненно, связано с их отличительными по сравнению с другими животными психическими способностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58584. Политическая деятельность 64.5 KB
  Так что такое политика Что представляет собой политическая деятельность Кто и как участвует в ней Давай те исследуем эти вопросы. Тема урока Политическая деятельность. Мы рассмотрим следующие вопросы: Политика как деятельность Власть и властная деятельность Легитимность власти.
58585. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПОДГОТОВКА К НЕМУ УЧИТЕЛЯ 100.5 KB
  Комбинированный урок включает в себя следующие компоненты: организационный момент; проверка знаний и умений предыдущего урока; повторение тех понятий фактов имен и явлений которые тесно связаны с содержанием нового урока; переход к изучению нового материала мостик от известного к неизвестному...
58586. Звуки [н]. Строчная буква «н» 36.28 KB
  На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.
58587. Оформление проектной работы. Подготовка и оформление пояснительной записки проекта 2 MB
  Подготовка и оформление пояснительной записки проекта. Обучающая определить требования предъявляемые к оформлению пояснительной записки проекта оформить первую часть пояснительной записки введение.
58588. Олимпийские игры в древности 81.5 KB
  Цель урока: Знакомство с историей Олимпийских игр в древности оценка их значения в жизни Древней Греции и современности; осознание миротворческой роли Олимпийских игр Задачи урока: Способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр...
58591. Этика и наука 44.5 KB
  Рассказывается миф о царе Эдипе: Царь Лаий и его жена Иокаста получили страшное предсказание от дельфиского оракула: Если в вашей семье родится сын то отец погибнет от его руки. Царь усыновил младенца и назвал Эдипом. Эдип вырос умным и сильным мужчиной. Эдип отправился за ответом к дельфийскому оракулу.
58592. Значение и организация нервной системы 59.5 KB
  Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.