64223

Познавательная функция игровой активности животных

Доклад

Биология и генетика

В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры особенно деструктивного порядка позволяющее изучить внутреннее строение объекта а не только его внешние признаки. Важно что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение.

Русский

2014-07-03

29 KB

1 чел.

Познавательная функция игровой активности животных

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конкретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к условиям жизни данной особи.

Исследование окружающей среды на основе развития двигательных способностей у молодого животного не обязательно осуществляется в игровой форме. Приобретение информации возможно и за счёт "собственно" исследовательской деятельности, но при этом животное знакомится со свойствами только тех объектов, которые имеют для него непосредственно биологическое значение.

В игре же исследовательский компонент не является ведущим, но всегда присутствует: в меньшей мере в играх, являющихся "физическими упражнениями", и в наибольшей – в манипуляционных играх. В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры, особенно деструктивного порядка, позволяющее изучить внутреннее строение объекта, а не только его внешние признаки.

Важно, что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение. Немецкий этолог О.Келер указывал, что игра является "практически непрестанным поиском проб и ошибок", в результате чего животные медленно, случайно, но иногда и внезапно научаются тому, что оказывается весьма важным и полезным для них. Всякое манипулирование, особенно игровое, всегда содержит исследовательский компонент, а манипулирование "биологически нейтральными" предметами является высшей формой ориентировочно – исследовательской деятельности.

Игровое познавание и научение, являющиеся факультативными по сути, основываются на облигатном научении, позволяющем прежде всего узнать о пригодности определёного предмета или индивида к включению его в игру. Такое узнавание осуществляется по ключевым раздражителям. Так, по Лоренцу, объект охотничей игры котёнка должен быть носителем следующих ключевых раздражителей: маленькое, округлое, мягкое, быстро движется, убегает. Узнав инстинктивно по совокупности указанных признаков мышь как объект игры, котёнок станет с ней играть и, в процессе игры, узнает "что такое мышь вообще". В последующем он будет узнавать мышь и относиться к ней как к таковой, а не просто как к объекту врожденного узнавания, обладающего определёнными признаками и дающему определенные ощущения. Таким образом, мы видим, что в ходе онтогенеза познавательная деятельность развивающегося животного всё более расширяется и усложняется, и достигает максимума в ювенильный период.

Необходимо отметить, что познавательный компонент по разному представлен не только в разных видах игр (локомоторные и матипуляционные), но и у разных видов. Наибольшего развития он достигает у обезьян, игры которых можно признать играми высшего типа (К.Э.Фабри). Этот тип игры характеризуется прежде всего сложными формами обращения с предметами при незначительной общей подвижности животного. Меняя своё местонахождение лишь изредка, молодые обезьяны подолгу и сосредоточенно манипулируют предметом, подвергают его разнообразным, преимущественно деструктивным, воздействиям или воздействуют им на другие объекты. Последние манипуляции напоминают орудийные действия взрослых особей.

При подобных сложных играх с предметами совершенствуются высококвалифицированные и тонкие эффекторные способности (особенно пальцев) и развивается комплекс кожно-мышечной чувствительности и зрения. Значимость познавательного аспекта таких игр проявляется в том, что животное обстоятельно и углублённо знакомится со свойствами предметов (чаще "биологически нейтральных"), особенно их внутреннего строения. В результате объём получаемой информации и потенциально полезных "знаний" существенно расширяется.

Такие подлинно исследовательские, познавательные игры, выполняемые в одиночку, обнаружены только у высших приматов. Это, несомненно, связано с их отличительными по сравнению с другими животными психическими способностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60781. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» 176.5 KB
  Крокодил Гена Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского. За этой книгой были написаны и другие сказочные детективные приключенческие и фантастические произведения...
60783. Моделирование лица (основы) 60 KB
  На мой взгляд Surfce это один из самых удобных средств для создания более сложных моделей. Конечно же можно будет применить и NURMS если нужна будет более подробная модель но для лица чистого Surfce достаточно но только при высоких знаниях и при имении больших навыков за спиной но это только моё мнение. Я буду объяснять как работать с Surfce по собственному готовому лицу.
60786. Логические операции Boolean. Визуализатор (визуализатор архитектурных проектов) 6.97 MB
  В результате получится пуговица как на рисунке. Откроется меню стандартных примитивов показанное на рисунке справа. Появится меню показанное на рисунке справа. Должно получится примерно так как на рисунке левее.
60787. Лоскутное моделирование в 3d max 343 KB
  При работе с треугольными лоскутами важно помнить что они всегда будут содержать 72 треугольные грани независимо от размеров лоскутной сетки. Эти грани будут увеличиваться при увеличении размера лоскута или сжиматься при его уменьшении.
60788. Интерполяция результатов эксперемента 114.5 KB
  Цель работы: Изучение методов обработки результатов физических экспериментов с применением интерполяции. Получение аналитической функции описывающей закон изменения измеряемой величины.
60789. Дмитро Луценко – поет-лірик, поет-пісняр 84.5 KB
  Особливо мене схвилювали поезії про війну. Я так ніжно кохав свою дорогу матусю Щоразу коли згадую її гірку долю у мене в душі щось перевертається. Того ж вечора були написані слова: Грає море зелене Тихий день догора Дорогими...