64224

Общая характеристика эволюции психики

Доклад

Биология и генетика

Исходя из этого следует что движение являлось решающим фактором эволюции психики. Леонтьев рассматривая эволюцию психики анализировал наиболее глубокие и качественные изменения которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира.

Русский

2014-07-03

29.5 KB

0 чел.

Общая характеристика эволюции психики

Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром в ходе эволюции приводило к необходимости всё более интенсивного контакта со всё большим числом предметных компонентов среды. Это требовало совершенствования движений, связанных с передвижением среди этих компонентов и активным обращением с ними. Усложнение двигательного компонента требовало параллельного совершенствования ориентации живого организма во времени и пространстве, что достигалось за счет прогресса психического отражения. Без этого формирование биологически адекватных двигательных реакций на меняющиеся условия среды было бы невозможным. Исходя из этого, следует, что движение являлось решающим фактором эволюции психики.

Леонтьев, рассматривая  эволюцию психики, анализировал наиболее глубокие и качественные изменения, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. На основании этого анализа он выделил две стадии психического развития, которые наиболее существенно отличаются по ряду признаков. По мнению Леонтьева в процессе эволюции психики наиболее существенное отличие наблюдается между элементарной сенсорной и перцептивной психикой.

Элементарную сенсорную психику Леонтьев определял как стадию, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим  свойствам, форму элементарного ощущения".

Стадия перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.

Фабри, при рассмотрении формирования психики в процессе эволюции,  предложил в каждой стадии развития психики выделять низший и высший  уровни, и допускал при этом существование  промежуточных уровней.

Характеризуя эволюцию психики необходимо отметить следующие особенности:

  1.  Между психологической и зоологической классификациями уровня эволюционного развития животных существуют значительные расхождения. Это связано с тем, зоологическая классификация основана на морфологических признаках, а психологическая – на степени развития психической деятельности, которая отражает не столько форму эффекторных органов, сколько их функцию. Животное с более примитивными рабочими органами может решать задачу более разнообразными способами и проявлять более высокий уровень психического развития, чем животное с более совершенными эффекторами, но с однообразным их использованием.
  2.  Качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне и у некоторых животных трудно определить уровень развития психической деятельности. Это приводит к тому, что в пределах крупных таксонов (типов или подтипов) всегда имеются животные, стоящие на смежных уровнях психического развития.
  3.  Приспособление к меняющимся условиям обитания осуществляется за счёт изменений в эффекторной, сенсорной сферах и в центральной нервной системе. Обычно при появлении нового фактора среды сначала изменяется функция рабочих органов, то есть поведение, а затем, медленно, на основе мутаций и естественного отбора, происходит изменение морфологии этих органов. Однако функциональные изменения не всегда влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных часто вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные, адаптивные изменения поведения без морфологических перестроек (А.Н.Северцов). Поэтому сложное поведение, (инстинктивные и приобретённые компоненты), в сочетании с многофункциональностью эффекторных органов обеспечивают высшим животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64215. Развитие психической деятельности животных в раннем постнатальном периоде 33.5 KB
  Если рассматривать психическую деятельность эмбриона как поведение и психику в процессе их становления на начальной стадии существования особи то рождение является поворотным пунктом где весь процесс развития поведения получает новое направление.
64216. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 30 KB
  Появление инстинктивных движений является результатом реализации генетически закрепленной программы которая сформировалась в процессе филогенеза. Процесс развития инстинктивных движений в раннем постнатальном периоде...
64217. Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения) 32 KB
  Преобладание облигатного научения в раннем постнатальном онтогенезе объясняется тем что в это время происходит достройка врождёных пусковых механизмов ряда важнейших инстинктивных действий путём включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.
64218. Запечатление (импринтинг) 31.5 KB
  В связи с этим запечатление квалифицируют и как перцептивное научение направленное на распознавание незнакомого в дополнение к знакомому то есть как дополнение к врождённому узнаванию.
64219. Раннее формирование общения 27.5 KB
  При постнатальном формировании акустического общения между птенцами и их родителями возможность индивидуального опознавания обеспечивается за счет раннего облигатного научения. У рыб присутствие особей того же вида не является столь необходимым для формирования общения как у высших животных.
64220. Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 35 KB
  Так щенята лисята и детёныши других хищных млекопитающих уже с первого дня жизни совершают поисковые маятникообразные движения головой прекращающиеся после нахождения соска матери. В дальнейшем ориентировочные реакции усложняются детёныши развивают способности узнавать предметы...
64221. Игровой (ювенильный) период онтогенеза. Концепции игры. Значение игры для формирования поведения животных 33 KB
  Как было сказано выше ювенильный игровой период развития поведения наблюдается только у детёнышей высших животных у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.
64222. Формирование общения в играх животных 33.5 KB
  Такие игры встречаются только у животных которым свойственны развитые формы группового поведения. У детёнышей нехищных животных совместная игра состоит из общеподвижных игр совместных прыжков игрового бегства и так далее Игровая борьба если она встречается у данных видов...
64223. Познавательная функция игровой активности животных 29 KB
  В последнем случае имеет место активное воздействие на объект игры особенно деструктивного порядка позволяющее изучить внутреннее строение объекта а не только его внешние признаки. Важно что в ходе игры животное относится практически к каждому незнакомому предмету как к потенциально значимому и пытается найти ему применение.