64225

Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших

Доклад

Биология и генетика

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Движения простейших отличаются большим разнообразием. Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов элементарных инстинктивных движений.

Русский

2014-07-03

30 KB

0 чел.

Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Среди них встречаются как животные, стоящие на грани животного и растительного мира (жгутиковые), так и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные.

Движения простейших отличаются большим разнообразием. В основном они активно передвигаются с помощью особых плазматических структур (жгутиков или ресничек), производящих ритмичные движения. Жгутики и реснички приводятся в движение за счет сокращений миофибрил, которые образуют волоконца – мионемы. Чаще всего мионемы располагаются в виде колец, продольных нитей  или лент.

Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. Выделяют ортокинез и клинокинез. При ортокинезе совершается поступательное движение с переменной скоростью, зависящей от пространственной структуры внешнего раздражителя (градиент температуры, концентрации солей и др.). При клинокинезе имеет место изменение направления движения. Это изменение не является целеустремлённым, а носит характер проб и ошибок, в результате которых животное в конце концов попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителей.

При совершении движений простейшие ориентируются по градиентам внешних раздражителей, являющимся пусковыми и направляющими стимулами. В результате наблюдаются простейшие положительные и отрицательные таксисы: хемотаксис, термотаксис, тигмотаксис (отрицательный – от твёрдых поверхностей и положительный – в сторону мягких поверхностей, например, растительные остатки), фототаксис, геотаксис  и тому подобное.

Для простейших характерно, что положительный или отрицательный характер реакции зависит от интенсивности раздражения. Как правило, простейшие реагируют на слабые раздражения положительно, а на сильные – отрицательно. В целом им более свойственно избегать неблагоприятных воздействий, чем искать положительные раздражители.

Сенсорная функция у простейших осуществляется за счёт специальных органелл, являющихся аналогами анализаторов у многоклеточных организмов. Тактильная чувствительность обеспечивается специальными осязательными волосками, которые не служат для поиска пищи, а только для тактильного обследования поверхностей объектов, с которыми животные сталкиваются. Геотаксис осуществляется предположительно за счёт пищевых вакуолей, действующих наподобие статоцистов высших животных (статоцист – орган чувства равновесия, основная часть которого состоит из замкнутой полости с включенным в неё статолитом – "камешком"). Химические, электрические и световые раздражители оцениваются простейшими по изменению общего метаболизма организма, хотя некоторые простейшие имеют примитивные фоторецепторы, позволяющие локализовать источник света.

Хотя моторная и сенсорная сферы развиты у простейших очень слабо по сравнению с многоклеточными организмами, тем не менее поведение у них уже имеет определённую степень сложности, проявляющуюся в фобических реакциях. Такая интеграция мотосенсорной активности возможна лишь с помощью специальных функциональных структур, аналогичных центральной нервной системе многоклеточных животных. Однако о морфологии этих аналогов ещё очень мало известно, только относительно инфузории удалось с достоверностью доказать существование специальной сетевидной системы проводящих путей, располагающейся в эктодерме. Очевидно, проведение импульсов осуществляется у простейших и системой градиентов в самой цитоплазме.

Примитивное развитие чувствительности, малое количество элементарных двигательных реакций и малые возможности интеграции сенсомоторной информации у простейших объясняют ограниченную пластичность их поведения. По существу она осуществляется только за счёт элементарной формы научения – привыкания. Привыкание у простейших качественно отличается от привыкания у высших животных. В отличие от последних, простейшие, обладающие элементарной сенсорной психикой, могут привыкать лишь к воздействию отдельных раздражителей, являющихся воплощением отдельных свойств или качеств компонентов окружающей среды. Кроме привыкания, некоторые учёные описывали, в частности у инфузорий, зачатки ассоциативного поведения, когда устанавливалась временная связь между биологически значимым и "нейтральным" раздражителем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60399. Становлення духовних пріоритетів особистості школяра 43 KB
  Чому назріло саме таке питання що ми сьогодні виносимо його на розгляд відповіді учнів Голова: Що ви розумієте під словом вихованість відповіді учнів Вихованість - це сукупність знань культурних навичок поглядів загальний рівень духовності.
60400. Тільки ти, один-єдиний і кращого немає на землі 63.5 KB
  Це свято всіх жінок - це свято мами Як жаль в нас немає такого свята ще й для тата. Знаєм що за днина і всім треба знати: Прийшли сюди діти татам честь віддати Максим. Скажемо спасибі рідні тата вам І бажаєм щастя ми своїм батькам Альона.
60401. Здібності. Схильності. Обдарованість 50 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про здібності вивчити природу структуру умови розвитку здібностей; вчити самостійно працювати з джерелами інформації; розвивати в учнів логічне критичне мислення; вміння аналізувати.
60403. Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах 95 KB
  Средняя продолжительность разных видов деятельности Не более 10 мин Частота чередования разных видов деятельности Смена не позже чем через 710 мин Количество видов преподавания словесный наглядный самостоятельная работа практическая работа...
60405. Здоровя – цінність життя 93 KB
  Мета: Формувати у дітей поняття про здоровя як найвищу цінність життя; розвивати розуміння кожною дитиною своєї оригінальності, індивідуальності; усвідомити вплив здорового способу життя на розвиток людини і її досягнень; виховувати вміння поважати людей і бережно ставитись до власного життя.
60407. Твоё здоровье в твоих руках 125 KB
  Всё в наших руках и здоровье и учёба и уважение друзей и любовь семьи И будущая жизнь Хотите жить в дальнейшем хорошо Приложите к этому усилие уже сейчас и вы об этом не пожалеете в будущем. Это доказано временем Здоровье - это главная ценность человека.