64225

Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших

Доклад

Биология и генетика

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Движения простейших отличаются большим разнообразием. Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов элементарных инстинктивных движений.

Русский

2014-07-03

30 KB

0 чел.

Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Среди них встречаются как животные, стоящие на грани животного и растительного мира (жгутиковые), так и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные.

Движения простейших отличаются большим разнообразием. В основном они активно передвигаются с помощью особых плазматических структур (жгутиков или ресничек), производящих ритмичные движения. Жгутики и реснички приводятся в движение за счет сокращений миофибрил, которые образуют волоконца – мионемы. Чаще всего мионемы располагаются в виде колец, продольных нитей  или лент.

Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. Выделяют ортокинез и клинокинез. При ортокинезе совершается поступательное движение с переменной скоростью, зависящей от пространственной структуры внешнего раздражителя (градиент температуры, концентрации солей и др.). При клинокинезе имеет место изменение направления движения. Это изменение не является целеустремлённым, а носит характер проб и ошибок, в результате которых животное в конце концов попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителей.

При совершении движений простейшие ориентируются по градиентам внешних раздражителей, являющимся пусковыми и направляющими стимулами. В результате наблюдаются простейшие положительные и отрицательные таксисы: хемотаксис, термотаксис, тигмотаксис (отрицательный – от твёрдых поверхностей и положительный – в сторону мягких поверхностей, например, растительные остатки), фототаксис, геотаксис  и тому подобное.

Для простейших характерно, что положительный или отрицательный характер реакции зависит от интенсивности раздражения. Как правило, простейшие реагируют на слабые раздражения положительно, а на сильные – отрицательно. В целом им более свойственно избегать неблагоприятных воздействий, чем искать положительные раздражители.

Сенсорная функция у простейших осуществляется за счёт специальных органелл, являющихся аналогами анализаторов у многоклеточных организмов. Тактильная чувствительность обеспечивается специальными осязательными волосками, которые не служат для поиска пищи, а только для тактильного обследования поверхностей объектов, с которыми животные сталкиваются. Геотаксис осуществляется предположительно за счёт пищевых вакуолей, действующих наподобие статоцистов высших животных (статоцист – орган чувства равновесия, основная часть которого состоит из замкнутой полости с включенным в неё статолитом – "камешком"). Химические, электрические и световые раздражители оцениваются простейшими по изменению общего метаболизма организма, хотя некоторые простейшие имеют примитивные фоторецепторы, позволяющие локализовать источник света.

Хотя моторная и сенсорная сферы развиты у простейших очень слабо по сравнению с многоклеточными организмами, тем не менее поведение у них уже имеет определённую степень сложности, проявляющуюся в фобических реакциях. Такая интеграция мотосенсорной активности возможна лишь с помощью специальных функциональных структур, аналогичных центральной нервной системе многоклеточных животных. Однако о морфологии этих аналогов ещё очень мало известно, только относительно инфузории удалось с достоверностью доказать существование специальной сетевидной системы проводящих путей, располагающейся в эктодерме. Очевидно, проведение импульсов осуществляется у простейших и системой градиентов в самой цитоплазме.

Примитивное развитие чувствительности, малое количество элементарных двигательных реакций и малые возможности интеграции сенсомоторной информации у простейших объясняют ограниченную пластичность их поведения. По существу она осуществляется только за счёт элементарной формы научения – привыкания. Привыкание у простейших качественно отличается от привыкания у высших животных. В отличие от последних, простейшие, обладающие элементарной сенсорной психикой, могут привыкать лишь к воздействию отдельных раздражителей, являющихся воплощением отдельных свойств или качеств компонентов окружающей среды. Кроме привыкания, некоторые учёные описывали, в частности у инфузорий, зачатки ассоциативного поведения, когда устанавливалась временная связь между биологически значимым и "нейтральным" раздражителем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11070. Философия эпохи Просвещения 38 KB
  Философия эпохи Просвещения. Основные тенденции развития культуры и философии. Социальная философия Просвещения. Все еще в рамках Нового времени следующий XVIII в. остался в истории как век Просвещения. Просвещение как деятельность это распространение
11071. Знания эмпирические и знания теоретические 81.5 KB
  Знания эмпирические и знания теоретические. В сфере науки выделяются эмпирические и теоретические знания. В первом случае воспроизводятся эмпирические отношения во втором внутренние связи закономерности.[2] ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ На эмпирич...
11072. Эллюль Жак (1912-1994) - Французский философ и социолог, профессор университета в Бордо 39 KB
  Эллюль Жак 1912-1994 Французский философ и социолог профессор университета в Бордо. Основные сочинения: Введение в предмет церковных реформ 1943 История организаций Тома 12 1955-1956 Техника 1962 Пропаганда 1962 Политическая иллюзия 1965 Аутопсия революции 1969 Эти
11073. Карл Маркс 32.5 KB
  К. Маркс Проблема сущности техники относится к разряду вечных проблем. По мере того как западная цивилизация обнаруживает в себе глубокие противоречия становится все более актуальной потребность проникнуть в сущность техники. Настоящее как бы отбрасывает свет на пр...
11074. Креслення, вимоги до креслень, стандарти 41 KB
  Тема 4: Креслення вимоги до креслень стандарти. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички креслення рамки і оформляти креслення. Виховна: виховувати в учнів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності і естетичне мислення спр...
11075. Геометричні побудови на кресленнях. Спряження, їх види. Побудова овалів 35 KB
  Тема 5: Геометричні побудови на кресленнях. Спряження їх види. Побудова овалів. Мета: Навчальна: сформувати знання та навички креслення основних видів спряжень і оформлення креслень. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та витримку в роботі. Розвиваюча: розв...
11076. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций 19.14 KB
  Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций Безопасность жизнедеятельности это область научных знаний изучающая общие опасности угрожающие человеку и разрабатывающая соответ
11077. Классификация основных форм деятельность человека 26.88 KB
  Труд целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. ...
11078. Понятие комфортных условий трудовой деятельности 21.75 KB
  Понятие комфортных условий трудовой деятельности Условия в которых трудится человек влияют на результаты производства производительность труда качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья чел...