64225

Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших

Доклад

Биология и генетика

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Движения простейших отличаются большим разнообразием. Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов элементарных инстинктивных движений.

Русский

2014-07-03

30 KB

0 чел.

Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших

На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных. Среди них встречаются как животные, стоящие на грани животного и растительного мира (жгутиковые), так и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные.

Движения простейших отличаются большим разнообразием. В основном они активно передвигаются с помощью особых плазматических структур (жгутиков или ресничек), производящих ритмичные движения. Жгутики и реснички приводятся в движение за счет сокращений миофибрил, которые образуют волоконца – мионемы. Чаще всего мионемы располагаются в виде колец, продольных нитей  или лент.

Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. Выделяют ортокинез и клинокинез. При ортокинезе совершается поступательное движение с переменной скоростью, зависящей от пространственной структуры внешнего раздражителя (градиент температуры, концентрации солей и др.). При клинокинезе имеет место изменение направления движения. Это изменение не является целеустремлённым, а носит характер проб и ошибок, в результате которых животное в конце концов попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителей.

При совершении движений простейшие ориентируются по градиентам внешних раздражителей, являющимся пусковыми и направляющими стимулами. В результате наблюдаются простейшие положительные и отрицательные таксисы: хемотаксис, термотаксис, тигмотаксис (отрицательный – от твёрдых поверхностей и положительный – в сторону мягких поверхностей, например, растительные остатки), фототаксис, геотаксис  и тому подобное.

Для простейших характерно, что положительный или отрицательный характер реакции зависит от интенсивности раздражения. Как правило, простейшие реагируют на слабые раздражения положительно, а на сильные – отрицательно. В целом им более свойственно избегать неблагоприятных воздействий, чем искать положительные раздражители.

Сенсорная функция у простейших осуществляется за счёт специальных органелл, являющихся аналогами анализаторов у многоклеточных организмов. Тактильная чувствительность обеспечивается специальными осязательными волосками, которые не служат для поиска пищи, а только для тактильного обследования поверхностей объектов, с которыми животные сталкиваются. Геотаксис осуществляется предположительно за счёт пищевых вакуолей, действующих наподобие статоцистов высших животных (статоцист – орган чувства равновесия, основная часть которого состоит из замкнутой полости с включенным в неё статолитом – "камешком"). Химические, электрические и световые раздражители оцениваются простейшими по изменению общего метаболизма организма, хотя некоторые простейшие имеют примитивные фоторецепторы, позволяющие локализовать источник света.

Хотя моторная и сенсорная сферы развиты у простейших очень слабо по сравнению с многоклеточными организмами, тем не менее поведение у них уже имеет определённую степень сложности, проявляющуюся в фобических реакциях. Такая интеграция мотосенсорной активности возможна лишь с помощью специальных функциональных структур, аналогичных центральной нервной системе многоклеточных животных. Однако о морфологии этих аналогов ещё очень мало известно, только относительно инфузории удалось с достоверностью доказать существование специальной сетевидной системы проводящих путей, располагающейся в эктодерме. Очевидно, проведение импульсов осуществляется у простейших и системой градиентов в самой цитоплазме.

Примитивное развитие чувствительности, малое количество элементарных двигательных реакций и малые возможности интеграции сенсомоторной информации у простейших объясняют ограниченную пластичность их поведения. По существу она осуществляется только за счёт элементарной формы научения – привыкания. Привыкание у простейших качественно отличается от привыкания у высших животных. В отличие от последних, простейшие, обладающие элементарной сенсорной психикой, могут привыкать лишь к воздействию отдельных раздражителей, являющихся воплощением отдельных свойств или качеств компонентов окружающей среды. Кроме привыкания, некоторые учёные описывали, в частности у инфузорий, зачатки ассоциативного поведения, когда устанавливалась временная связь между биологически значимым и "нейтральным" раздражителем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58521. ІV Універсал Центральної Ради. Проголошення незалежності УНР 79 KB
  Перед зовнішньою агресією УЦР виявилася фактично беззбройною. Більшість із них заплатили власним життям за недалекоглядну політику лідерів УЦР але нічого змінити не змогли. Керівники УЦР були змушені переглянути свої погляди на статус України і відмовившись від гасел автономії у складі рівноправної федерації...
58522. Запровадження радянської влади в Україні 78 KB
  Мета: навчальна охарактеризувати політику воєнного комунізму в Україні; розповісти про червоний терор повстанський рух Н. наступ денікінців в Україні денікінський режим; серпень 1919 р. Стара назва якою радянська влада в Україні прикривалася в 1918 р.
58523. конспект Позакласного заходу з історії студенткипрактикантки V курсу 51 групи факультету історії та пр. 48 KB
  Мета: навчальна: розширити знання учнів з історії Першої світової війни; детальніше розкрити події Першої світової війни. Обладнання: роздатковий матеріал афоризми про історію зображення подій і діячів Першої світової війни...
58524. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ 31 KB
  Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Преподавание основ информатики и вычислительной техники без сомнения наследует все дидактическое богатство накопленное школой...
58525. Додатні і відємні числа. Число 0 29 KB
  Разом з нею Олівець креслив різноманітні фігури це давало змогу дітям вимірювати довжину відрізків та узнавати периметри різних фігур. Олівець вважав свою подругу дуже освіченою. Але Олівець ніяк не міг збагнути чому на шкалі у Лінійки є цифра...
58526. ФИЗИКА – МЕДИЦИНЕ 83 KB
  А вот как измеряют давление крови у человека Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа докладчик демонстрирует приборы и действия врача с помощью одного из учащихся класса. При этом врач скажет что у вас давление 120 на 80 и что это давление считается для человека нормальным.
58527. Развитие личности ребенка в раннем возрасте 68.5 KB
  Цель: Изучение основных закономерностей развития личности ребенка в раннем возрасте. Задачи: Обучающая: ознакомить студентов с о теоретическим материалом по теме рассмотреть взгляды детских психологов на проблему развития личности ребенка в раннем возрасте...
58528. Урок літератури, його самобутність 53 KB
  При підготовці до уроку літератури вчителем має бути продумано все: методи і прийоми навчання характер завдань і видів роботи доцільність використання посібників і художніх текстів дозування часу контакт з класом темп уроку його загальна...
58529. Я вас любил… 63 KB
  Углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта показать благородство искренность и неистребимость пушкинских чувств. В ходе работы над сборником у вас появится возможность глубже познакомиться с личностью и творчеством...