64232

Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых)

Доклад

Психология и эзотерика

Дело в том что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов чем у позвоночных. Таким образом характеризуя способности насекомых также как и головоногих моллюсков к оптическому...

Русский

2014-07-03

28 KB

1 чел.

Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых)

Устройство органов чувств у насекомых чрезвычайно разнообразно, но можно выделить следующие основные черты.

Зрение. Глаз у насекомых сложный, состоящий из фасеток, число которых варьирует от нескольких единиц до многих тысяч. Чем больше фасеток и меньше их размеры, тем больше разрешающая способность сложного глаза. Каждой фасетке соответствует самостоятельный глазок – омматидий, изолированный от соседних глазков пигментной прокладкой и функционирующий независимо от них. Общий внешний покров глазка образует над омматидиями утолщения, играющие роль диоптрического аппарата глаза. Для оптической системы членистоногих характерны миопия и астигматизм; их глаза не приспособлены к целостному восприятию форм, и лучше различают фигуры с сильно изрезанными краями.

Вообще, насекомые наилучшим образом видят подвижные объекты или неподвижные предметы во время собственного движения. Дело в том, что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов, чем у позвоночных. Это позволяет во время движения, при относительно небольшом количестве зрительных рецепторов, несколько раз со сдвигами спроецировать на них изображение объекта и после обработки последовательных образов получить достоверную информацию о реальных контурах и формах объекта. Таким образом, характеризуя способности насекомых (также как и головоногих моллюсков) к оптическому восприятию форм как необходимого компонента перцептивной психики, необходимо указать на ограниченность этих способностей по сравнению с позвоночными.

Лабильность зрительных рецепторов обуславливает тот факт, что глаз насекомых воспринимает смену изображений как мелькание при частоте в сотни раз большей, чем человек (так что наши кинофильмы были бы для мухи неподвижными картинками).

Насекомые (за исключением некоторых бабочек) не воспринимают красного цвета и путают жёлтый цвет с синим, но зато они могут воспринимать ультрафиолетовое излучение как отдельный цвет. Всё это полностью меняет их восприятие мира. Кроме того, насекомые способны воспринимать поляризованный свет и чистое небо представляется им не равномерно синим, а состоящим из ряда переходов от более светлого к более тёмному. Это позволяет им знать о положении солнца и ориентироваться по нему, пока остаётся чистым хотя бы клочёк неба.

У насекомых чрезвычайно развита способность воспринимать колебания вообще и звуковые в частности. Органы слуха и восприятия колебаний у них очень многочисленны и разнообразны, некоторые из них представляют собой просто щетинку, в основании которой находится чувствительная клетка. Именно благодаря этим органам совершенно глухие насекомые воспринимают звук по резонансным колебаниям почвы (в том числе ультразвукового диапазона).

У насекомых очень сильно развита хеморецепция, хотя отличить обоняние от вкуса у них трудно. Сами хеморецепторы часто представляют собой простые щетинки, особенно многочисленные на лапках. В основном насекомые воспринимают те же вкусовые категории, что и человек (кислое, сладкое, горькое и солёное), но их чувствительность намного выше. Относительно способности насекомых воспринимать запах известно, что они способны обнаруживать в воздухе ферромоны при их концентрации в воздухе 1 молекула на один кубический метр. Поэтому насекомые могут находить друг друга и помеченные пахучими веществами "дома" (деревья, камни, листья и так далее) на огромных расстояниях и спустя долгое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53551. Все про каву 127.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про каву як рослину її біологічні особливості; ознайомитися з хімічним складом кавових зерен їх корисність та шкідливість вплив на організм; розглянути технологію обробки кавових зерен історію поширення кави по світу; ознайомитися з найбільшими країнамивиробниками кави традиції та звичаї які з нею пов’язані. Розглянути різноманітні рецепти приготування кави цікаві факти про цю рослину та використання кави не за призначенням. Оформлення: назви лабораторій вислови про каву: Говорять все прекрасне в житті...
53552. Показатели оценки рыночной активности 25 KB
  Этот раздел анализа выполняется участниками фондового рынка. Показатели рыночной привлекательности позволяют оценить ожидания рынка относительно доходности и риска ценных бумаг эмитента. Для проведения анализа рыночной привлекательности используется как данные бухгалтерской отчетности...
53554. Казка казкою, а в ній наука 46 KB
  Пріоритетні лінії розвитку: соціально-моральний емоційноціннісний пізнавальний 6й рік життя Тема: Казка казкою а в ній наука Автор: Царенко Вікторія Миколаївна вихователь ДНЗ №8 Золотий півник м. Вихователь. Вихователь. Де ви могли чути ці слова Вихователь.
53555. Додатні та від’ємні числа. Протилежні числа. Координатний промінь 923.5 KB
  Протилежні числа. Мета модуля: сформувати уявлення учнів про зміст понять додатні числа від'ємні числа протилежні числа зміст поняття координати точки на координатній прямій; виробити вміння: відрізняти додатні числа від від'ємних й виконувати прості вправи що передбачають таку класифікацію; за готовими рисунками визначити координати вказаних точок звіряток та будувати на координатній прямій точки з вказаними координатами; розвивати логічне мислення та пізнавальну активність учнів при розв’язуванні вправ. Розв’язування...
53556. Оценка акций 25 KB
  Номинальная цена — это цена, напечатанная на бланке акции или установленная при ее выпуске. Номинальная цена формируется в момент создания акционерного общества и показывает, какая часть величины уставного капитала приходилась на одну акцию на момент ее формирования.
53557. Емма Андієвська „Казка про яян”. Прихований повчальний зміст казки 462.5 KB
  Прихований повчальний зміст казки. Розробка інтегрованого уроку з української літератури й економіки в 6 класі вчителя української мови та літератури...
53558. Розв’язування вправ 7 клас 106.5 KB
  Повторення систематизація і узагальнення знань учнів В одному селі жили собі сестричка Олеся і братик Василько. От якось і каже Олеся: Васильку давай гратися в піжмурки. Тільки як братик заховається то Олеся бігає шукає а знайти не може. Допоможемо Олесі виконати завдання незнайомця на екрані 6 усних завдань Повторення систематизація і узагальнення знань учнів Який з графіків зайвий 2 Яка з функцій зайва у= х 3...
53559. Доходность и риск портфеля 37.5 KB
  Инвестиционным портфелем называют сформированную в соответствии с целями инвестора совокупность объектов инвестирования, которая рассматривается как целостный объект управления.