64232

Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых)

Доклад

Психология и эзотерика

Дело в том что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов чем у позвоночных. Таким образом характеризуя способности насекомых также как и головоногих моллюсков к оптическому...

Русский

2014-07-03

28 KB

1 чел.

Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых)

Устройство органов чувств у насекомых чрезвычайно разнообразно, но можно выделить следующие основные черты.

Зрение. Глаз у насекомых сложный, состоящий из фасеток, число которых варьирует от нескольких единиц до многих тысяч. Чем больше фасеток и меньше их размеры, тем больше разрешающая способность сложного глаза. Каждой фасетке соответствует самостоятельный глазок – омматидий, изолированный от соседних глазков пигментной прокладкой и функционирующий независимо от них. Общий внешний покров глазка образует над омматидиями утолщения, играющие роль диоптрического аппарата глаза. Для оптической системы членистоногих характерны миопия и астигматизм; их глаза не приспособлены к целостному восприятию форм, и лучше различают фигуры с сильно изрезанными краями.

Вообще, насекомые наилучшим образом видят подвижные объекты или неподвижные предметы во время собственного движения. Дело в том, что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов, чем у позвоночных. Это позволяет во время движения, при относительно небольшом количестве зрительных рецепторов, несколько раз со сдвигами спроецировать на них изображение объекта и после обработки последовательных образов получить достоверную информацию о реальных контурах и формах объекта. Таким образом, характеризуя способности насекомых (также как и головоногих моллюсков) к оптическому восприятию форм как необходимого компонента перцептивной психики, необходимо указать на ограниченность этих способностей по сравнению с позвоночными.

Лабильность зрительных рецепторов обуславливает тот факт, что глаз насекомых воспринимает смену изображений как мелькание при частоте в сотни раз большей, чем человек (так что наши кинофильмы были бы для мухи неподвижными картинками).

Насекомые (за исключением некоторых бабочек) не воспринимают красного цвета и путают жёлтый цвет с синим, но зато они могут воспринимать ультрафиолетовое излучение как отдельный цвет. Всё это полностью меняет их восприятие мира. Кроме того, насекомые способны воспринимать поляризованный свет и чистое небо представляется им не равномерно синим, а состоящим из ряда переходов от более светлого к более тёмному. Это позволяет им знать о положении солнца и ориентироваться по нему, пока остаётся чистым хотя бы клочёк неба.

У насекомых чрезвычайно развита способность воспринимать колебания вообще и звуковые в частности. Органы слуха и восприятия колебаний у них очень многочисленны и разнообразны, некоторые из них представляют собой просто щетинку, в основании которой находится чувствительная клетка. Именно благодаря этим органам совершенно глухие насекомые воспринимают звук по резонансным колебаниям почвы (в том числе ультразвукового диапазона).

У насекомых очень сильно развита хеморецепция, хотя отличить обоняние от вкуса у них трудно. Сами хеморецепторы часто представляют собой простые щетинки, особенно многочисленные на лапках. В основном насекомые воспринимают те же вкусовые категории, что и человек (кислое, сладкое, горькое и солёное), но их чувствительность намного выше. Относительно способности насекомых воспринимать запах известно, что они способны обнаруживать в воздухе ферромоны при их концентрации в воздухе 1 молекула на один кубический метр. Поэтому насекомые могут находить друг друга и помеченные пахучими веществами "дома" (деревья, камни, листья и так далее) на огромных расстояниях и спустя долгое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32496. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 102.5 KB
  03 Элементы абстрактной и компьютерной алгебры Понятие группы кольца поля булевой алгебры.04 Теория алгоритмов Понятие вычислимой функции. Понятие программы. Общее понятие исчисления.
32497. ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 59.5 KB
  Оборудование школьного кабинета информатики Введение в учебный план средней школы нового предмета Основы информатики и вычислительной техники потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов трудового обучения в организации общественно полезного и производительного труда учащихся для эффективного управления учебновоспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся других форм...
32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
  Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...
32500. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 68 KB
  Все это приемлемо и на уроках по информатике. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Главный признак урока это его дидактическая цель показывающая к чему должен стремиться учитель. Цель  тип урока  содержание урока  методы  форму познавательной деятельности учащихся  результат Основные типы уроков: урок формирования знаний; урок закрепления...
32501. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 48 KB
  Теория и методика обучения информатики МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. Методы и приемы формирования системноинформационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками Философские аспекты современного школьного курса информатики Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов что вызвало к жизни концепцию информационного общества. Пропедевтика методов системного анализа...
32502. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 84.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Общие методические рекомендации и принципы обучения информатике. Принцип освоения методики самообучения. Методы обучения с использованием ИКТ Методы обучения система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ обеспечивающая усвоение образовательной программы.
32503. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК 92.5 KB
  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности.
32504. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 58 KB
  Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира представлений о свойствах информации способах работы с ней формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся. В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в...