64232

Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых)

Доклад

Психология и эзотерика

Дело в том что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов чем у позвоночных. Таким образом характеризуя способности насекомых также как и головоногих моллюсков к оптическому...

Русский

2014-07-03

28 KB

1 чел.

Характеристика сенсорной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых)

Устройство органов чувств у насекомых чрезвычайно разнообразно, но можно выделить следующие основные черты.

Зрение. Глаз у насекомых сложный, состоящий из фасеток, число которых варьирует от нескольких единиц до многих тысяч. Чем больше фасеток и меньше их размеры, тем больше разрешающая способность сложного глаза. Каждой фасетке соответствует самостоятельный глазок – омматидий, изолированный от соседних глазков пигментной прокладкой и функционирующий независимо от них. Общий внешний покров глазка образует над омматидиями утолщения, играющие роль диоптрического аппарата глаза. Для оптической системы членистоногих характерны миопия и астигматизм; их глаза не приспособлены к целостному восприятию форм, и лучше различают фигуры с сильно изрезанными краями.

Вообще, насекомые наилучшим образом видят подвижные объекты или неподвижные предметы во время собственного движения. Дело в том, что зрительные рецепторы у насекомых очень лабильны и за единицу времени у них формируется больше последовательных образов, чем у позвоночных. Это позволяет во время движения, при относительно небольшом количестве зрительных рецепторов, несколько раз со сдвигами спроецировать на них изображение объекта и после обработки последовательных образов получить достоверную информацию о реальных контурах и формах объекта. Таким образом, характеризуя способности насекомых (также как и головоногих моллюсков) к оптическому восприятию форм как необходимого компонента перцептивной психики, необходимо указать на ограниченность этих способностей по сравнению с позвоночными.

Лабильность зрительных рецепторов обуславливает тот факт, что глаз насекомых воспринимает смену изображений как мелькание при частоте в сотни раз большей, чем человек (так что наши кинофильмы были бы для мухи неподвижными картинками).

Насекомые (за исключением некоторых бабочек) не воспринимают красного цвета и путают жёлтый цвет с синим, но зато они могут воспринимать ультрафиолетовое излучение как отдельный цвет. Всё это полностью меняет их восприятие мира. Кроме того, насекомые способны воспринимать поляризованный свет и чистое небо представляется им не равномерно синим, а состоящим из ряда переходов от более светлого к более тёмному. Это позволяет им знать о положении солнца и ориентироваться по нему, пока остаётся чистым хотя бы клочёк неба.

У насекомых чрезвычайно развита способность воспринимать колебания вообще и звуковые в частности. Органы слуха и восприятия колебаний у них очень многочисленны и разнообразны, некоторые из них представляют собой просто щетинку, в основании которой находится чувствительная клетка. Именно благодаря этим органам совершенно глухие насекомые воспринимают звук по резонансным колебаниям почвы (в том числе ультразвукового диапазона).

У насекомых очень сильно развита хеморецепция, хотя отличить обоняние от вкуса у них трудно. Сами хеморецепторы часто представляют собой простые щетинки, особенно многочисленные на лапках. В основном насекомые воспринимают те же вкусовые категории, что и человек (кислое, сладкое, горькое и солёное), но их чувствительность намного выше. Относительно способности насекомых воспринимать запах известно, что они способны обнаруживать в воздухе ферромоны при их концентрации в воздухе 1 молекула на один кубический метр. Поэтому насекомые могут находить друг друга и помеченные пахучими веществами "дома" (деревья, камни, листья и так далее) на огромных расстояниях и спустя долгое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67084. Різноманітність тваринного світу. Інтегрований урок (природознавство, математика, трудове навчання) 174.5 KB
  Учити розрізняти групи тварин: хребетні безхребетні; формувати вміння визначити істотні ознаки тварин. Закріплювати знання нумерації багатоцифрових чисел: читати записувати представляти число у вигляді суми розрядних доданків; удосконалювати обчислювальні навички вміння розвязувати задачі та знаходження площі і периметру...
67085. Інтегрований урок мови й мовлення. «Мелодія осіннього саду» 45 KB
  Мета: закріплювати знання учнів з теми Речення та члени речення; розширювати узагальнювати знання учнів з теми Осінь; розвивати вміння добирати виразні мовні засоби для передання того що вразило уяву усно вміння висловлювати свої почуття збагачувати словниковий запас...
67086. Курс «Я і Україна. Природознавство». Південний берег Криму. Математика. Додавання та віднімання багатоцифрових чисел 70.5 KB
  Мета: курс « Я і Україна. Природознавство »: ознайомити дітей із розташуванням, кліматом, рослинним і тваринним світом Південного берегу Криму, представити Крим як всеукраїнську здравницю; розвивати усне мовлення, увагу, уяву; виховувати дбайливе ставлення до багатства природи України; математика: повторити прийоми додавання та віднімання багатоцифрових чисел...
67087. Счастливый случай интеллектуальная игра 55.5 KB
  За одну минуту каждая команда должна дать наибольшее количество ответов. команда у капусты лист у мандарина долька у чеснока зубок морской разбойник пират 1 4 часа 15 минут дерево у Лукоморья дуб зубной врач стоматолог рыбная похлебка уха сказочная обувь кота сапоги усатая рыба сом край воды...
67089. Інтелектуальна гра «Найрозумніший» для учнів 10 – 11 класів 77.5 KB
  Протягом останніх 100 років у результаті техногенної діяльності людини вміст вуглекислого газу в атмосфері невпинно зменшується. Яка хімічно активна речовина виділяється в результаті розпаду NО2 під дією олефінів з неповністю згорілого автомобільного палива. Якої шкоди завдає легеням курців дьоготь що міститься у тютюновому димі...
67090. Інтерактивна гра «Як не захворіти на грип» 45 KB
  Оголошення теми і завдання З приходом зими похолодань люди частіше хворіють на грип. Наше завдання вияснити чому виникає грип які шляхи його поширення і що можна зробити щоб не захворіти. Напевно вам доводилося хворіти на грип.
67091. Безпека дітей в Інтернеті. Інтернет – друг чи ворог? 306 KB
  Обладнання: імпровізований мікрофон; кафедра; бейджики із написами «суддя», «адвокат», «прокурор», «свідок», «головуючий», «обвинувачений»; таблички «судді», «обвинувачення», «захист», «свідки та слухачі»; мовленнєві опори, написані на окремих великих аркушах, щоб можна було прикріпити біля дошки...