64234

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Доклад

Психология и эзотерика

Можно считать что научение у них стоит на службе у инстинктивного поведения обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там где прежде всего требуется стереотипность а именно в сигнальных позах и телодвижениях.

Русский

2014-07-03

26 KB

4 чел.

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Долгое время господствовало мнение, что насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жёсткий "слепой инстинкт". Этот суждение утвердилось после того, как Ж.-А.Фабр доказал, что сложнейшие действия насекомых  не являются проявлением разума, а выполняются на врождённой, инстинктивной основе.

Однако в настоящее время признано, что формирование в онтогенезе любой формы инстинктивного поведения всегда сопряжено с элементами научения, совершенствуется им. Это относится и к насекомым, как представителям животных с низшим уровнем развития перцептивной психики. Можно считать, что научение у них стоит "на службе" у инстинктивного поведения, обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там, где, прежде всего, требуется стереотипность, а именно  в сигнальных позах и телодвижениях. Даже такое врождённое коммуникативное поведение, как "танцы" пчёл, не только дополняются и обогащаются процессами научения, переплетаясь с ними, но и формируются в комплексе с индивидуально приобретаемыми элементами поведения.

В естественных условиях способность к накоплению индивидуального опыта проявляется у насекомых в разных функциональных сферах в неодинаковой степени. Чаще всего она связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью. Например, муравьи очень легко, всего за 12-15 опытов, научаются проходить даже сложный лабиринт, но не научаются действиям, лежащим за пределами указанных функциональных сфер. Такая специфическая направленность (и одновременно ограниченность) способности к научению является характерной особенностью научения у представителей всего типа членистоногих.

В экспериментах на пчёлах Мазохин-Поршняков показал, что эти животные могут выбирать незнакомый объект на основе обобщённых зрительных образов, что является свидетельством нестандартного использования пчёлами личного опыта. Способность пчёл переносить определённые навыки в новую ситуацию и решать сложные задачи на основе индивидуального опыта, зафиксированного в виде обобщённого зрительного представления, является проявлением психических способностей, аналогичных тем, которые относятся к предпосылкам интеллектуальных действий высших позвоночных животных. Однако наличия этих предпосылок недостаточно для признания у насекомых и других членистоногих интеллектуального поведения и мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70535. Безопасность жизнедеятельности, ответы к экзамену 134.73 KB
  Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики.
70539. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ ІЗ ДИСЦИПЛІНИ МАКРОЕКОНОМІКА 2.15 MB
  В трансформаційних умовах розвитку економіки України всім учасникам ринкових перетворень потрібний базовий обсяг економічних знань. Що ж до майбутніх фахівців з економіки та менеджменту – студентів економічних спеціальностей, то необхідним є вивчення не лише базового курсу економічної теорії...
70542. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 1.36 MB
  Учебная дисциплина БЖД обязательная общеобразовательная дисциплина в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания и вопросы защиты от негативных факторов и чрезвычайных ситуаций. В результате изучения курса Безопасность жизнедеятельности специалист...
70543. Моя родина 16.8 KB
  Програмовий зміст: формувати у дітей поняття «родина, сім'я», виховувати любов до свої родини і до свої родичів, розвивати навички спілкування, відповідати на запитання вихователя; вчити помічати гендерні відмінності, уважно слухати художній твір, виконувати рухи, відповідні до тексту...