64234

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Доклад

Психология и эзотерика

Можно считать что научение у них стоит на службе у инстинктивного поведения обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там где прежде всего требуется стереотипность а именно в сигнальных позах и телодвижениях.

Русский

2014-07-03

26 KB

4 чел.

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Долгое время господствовало мнение, что насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жёсткий "слепой инстинкт". Этот суждение утвердилось после того, как Ж.-А.Фабр доказал, что сложнейшие действия насекомых  не являются проявлением разума, а выполняются на врождённой, инстинктивной основе.

Однако в настоящее время признано, что формирование в онтогенезе любой формы инстинктивного поведения всегда сопряжено с элементами научения, совершенствуется им. Это относится и к насекомым, как представителям животных с низшим уровнем развития перцептивной психики. Можно считать, что научение у них стоит "на службе" у инстинктивного поведения, обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там, где, прежде всего, требуется стереотипность, а именно  в сигнальных позах и телодвижениях. Даже такое врождённое коммуникативное поведение, как "танцы" пчёл, не только дополняются и обогащаются процессами научения, переплетаясь с ними, но и формируются в комплексе с индивидуально приобретаемыми элементами поведения.

В естественных условиях способность к накоплению индивидуального опыта проявляется у насекомых в разных функциональных сферах в неодинаковой степени. Чаще всего она связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью. Например, муравьи очень легко, всего за 12-15 опытов, научаются проходить даже сложный лабиринт, но не научаются действиям, лежащим за пределами указанных функциональных сфер. Такая специфическая направленность (и одновременно ограниченность) способности к научению является характерной особенностью научения у представителей всего типа членистоногих.

В экспериментах на пчёлах Мазохин-Поршняков показал, что эти животные могут выбирать незнакомый объект на основе обобщённых зрительных образов, что является свидетельством нестандартного использования пчёлами личного опыта. Способность пчёл переносить определённые навыки в новую ситуацию и решать сложные задачи на основе индивидуального опыта, зафиксированного в виде обобщённого зрительного представления, является проявлением психических способностей, аналогичных тем, которые относятся к предпосылкам интеллектуальных действий высших позвоночных животных. Однако наличия этих предпосылок недостаточно для признания у насекомых и других членистоногих интеллектуального поведения и мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25812. Узелки голосовых складок 13.99 KB
  Узелки голосовых складок Узелки голосовых складок связок доброкачественные разрастания образующиеся вследствие постоянной перегрузки голосовых складок. Отмечено что чаще всего узелки голосовых складок появляются у женщин в возрасте 20 – 50 лет. Перегрузка голосовых складок приводит к формированию на них небольших уплотнений. Обычно узелки на голосовых складках расположены симметрично.
25813. Фиброма голосовой складки. Папиллома гортани 16.55 KB
  Фиброма голосовой связки называемая иногда полипом гортани представляет собой округлую опухоль с гладкой поверхностью. Иногда фиброма сидит на широком основании но значительно чаще она имеет тонкую ножку . Растет фиброма медленно величина ее колеблется от размеров просяного зерна до крупной горошины. В тех случаях когда фиброма образуется на верхней или нижней поверхности голосовой связки она может долго не вызывать заметных изменений голоса; если же она исходит из свободного края связки то возникает хрипота выраженная тем более резко...
25814. Нервно-мышечные нарушения гортани 15.35 KB
  Паралич нижнегортанного возвратного нерва и его ветвей сопровождается поражением всех внутренних мышц соответствующей половины гортани как суживающих так и расширяющих голосовую щель. В результате несмыкания истинных голосовых связок при фонации происходит утечка воздуха через несомкнутую голосовую щель голосообразование резко нарушается возникает афония и становится возможной только шепотная речь. Так при параличе внутренней щиточерпаловидной мышцы составляющей основу истинной голосовой связки голосовая щель во время фонации зияет...
25815. Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Охрана голоса у педагогов 14.15 KB
  Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Профилактика нарушения речи у детей проводится при помощи специальных упражнений суть которых – помочь в расстановке правильного ударения формировании правильного дыхания артикуляции фонации и развитии словесного мышления. Очень важно использовать методики дыхательной гимнастики для устранения заикания и других видов нарушения речи. Для устранения дефектов голоса и речи вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции требуются обычно медицинские мероприятия в...
25816. Основные этапы речевого акта: образование воздушной струи, голосообразование, образование звуков 15.39 KB
  Этот отдел отвечает за силу голоса участвует в образовании речи обеспечивает плавность речи. Функция генераторного отдела: образование голоса и звуков. Функция резонаторного отдела: усиление голоса и звукообразования. Пассивные: отчётливость голоса достигается благодаря резонаторам.
25817. Особенности дыхания при голосообразовании 11.97 KB
  Поэтому речевое дыхание имеет свои особенности: дыхательный цикл который состоит из вдоха и выдоха удлиняется; продолжительность выдоха больше а вдох укорачивается; увеличивается жизненная ёмкость лёгких; частота дыхания уменьшается. при речевом дыхании вдох активней через рот; особенность выдоха в том что он осуществляется при участии дыхательных мышц.
25818. Характеристика голоса (сила, высота, тембр) 15.02 KB
  Основные характеристики голоса 1.Сила голоса. Обеспечивается сила голоса силой выдоха.
25819. Теории голосообразования: милоэлаксическая, нейрохронаксическая 14.58 KB
  Основная суть образование голоса фонация происходит на фазе выдоха при участии воздушной струи и голосовых складок. При этом колебание голосовых складок происходит пассивно под действием воздуха. При поражении иннервации речевого аппарата происходит нарушение речи и голосообразования.
25820. Заболевания наружного носа и носовой полости: Атрезии 24 KB
  Заболевания наружного носа и носовой полости: Атрезии. Врожденные аномалии наружного носа в виде полного его отсутствия расщепления кончика носа двойного носа и пр. встречаются крайне редко и не имеют такого практического значения как врожденные и приобретенные изменения в полости носа ведущие к нарушению проходимости носовой полости для вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Сужение и зарастание полости носа.