64234

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Доклад

Психология и эзотерика

Можно считать что научение у них стоит на службе у инстинктивного поведения обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там где прежде всего требуется стереотипность а именно в сигнальных позах и телодвижениях.

Русский

2014-07-03

26 KB

4 чел.

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Долгое время господствовало мнение, что насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жёсткий "слепой инстинкт". Этот суждение утвердилось после того, как Ж.-А.Фабр доказал, что сложнейшие действия насекомых  не являются проявлением разума, а выполняются на врождённой, инстинктивной основе.

Однако в настоящее время признано, что формирование в онтогенезе любой формы инстинктивного поведения всегда сопряжено с элементами научения, совершенствуется им. Это относится и к насекомым, как представителям животных с низшим уровнем развития перцептивной психики. Можно считать, что научение у них стоит "на службе" у инстинктивного поведения, обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там, где, прежде всего, требуется стереотипность, а именно  в сигнальных позах и телодвижениях. Даже такое врождённое коммуникативное поведение, как "танцы" пчёл, не только дополняются и обогащаются процессами научения, переплетаясь с ними, но и формируются в комплексе с индивидуально приобретаемыми элементами поведения.

В естественных условиях способность к накоплению индивидуального опыта проявляется у насекомых в разных функциональных сферах в неодинаковой степени. Чаще всего она связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью. Например, муравьи очень легко, всего за 12-15 опытов, научаются проходить даже сложный лабиринт, но не научаются действиям, лежащим за пределами указанных функциональных сфер. Такая специфическая направленность (и одновременно ограниченность) способности к научению является характерной особенностью научения у представителей всего типа членистоногих.

В экспериментах на пчёлах Мазохин-Поршняков показал, что эти животные могут выбирать незнакомый объект на основе обобщённых зрительных образов, что является свидетельством нестандартного использования пчёлами личного опыта. Способность пчёл переносить определённые навыки в новую ситуацию и решать сложные задачи на основе индивидуального опыта, зафиксированного в виде обобщённого зрительного представления, является проявлением психических способностей, аналогичных тем, которые относятся к предпосылкам интеллектуальных действий высших позвоночных животных. Однако наличия этих предпосылок недостаточно для признания у насекомых и других членистоногих интеллектуального поведения и мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68899. Динамически подключаемые библиотеки 47 KB
  До сих пор мы использовали множество функций API для создания окон и оконных процедур, рисования, работы с клавиатурой и мышью, ввода-вывода. Все эти функции работали исправно и вы не задумывались над вопросом: где расположены эти функции и каким образом они подключаются к вашей программе.
68900. Представление графической информации 56.5 KB
  Битовый образ это цифровое представление изображения. Каждому пикселю точке изображения соответствует один или более бит битового образа которые определяют цвет пикселя. К достоинствам можно отнести хорошую передачу изображения именно они чаще всего используются для хранения фотографий...
68902. Понятие системного программирования 56 KB
  Например с точки зрения программиста который занимается ядром операционной системы человек создающий компилятор является пользователем системы т. Примеров таких систем можно привести множество: операционная система офисное программное обеспечение системы проектирования и т.
68903. Скелет оконной программы 95.5 KB
  Функцию создания окна. Для его создания необходимо выполнить два шага: регистрацию класса окна и вызвать функцию создания окна. Оба этих действия определяют основные свойства видимые и невидимые характеристики окна.
68904. Понятие контекста устройства 126 KB
  В связи с этим между программой и видео памятью было введено некоторое промежуточное звено получившее название контекста. Благодаря введению контекста процесс вывода информации изменился и имеет следующий вид рис. Программная модель контекста В программе см.
68905. Мышь и таймер 45.5 KB
  Когда пользователь перемещает мышь операционная система перемещает по экрану растровую картинку обычно стрелку которая называется курсор мыши mouse cursor. Курсор мыши имеет вершину картинки hot spot размером в один пиксель...
68906. Клавиатура 59.5 KB
  Таким образом программа получает только адресованные ей сообщения от клавиатуры. Возникает вопрос: Windows многозадачное приложение и одновременно в системе могут работать несколько программ и соответственно открыты несколько окон какое же из окон будет получать сообщения от клавиатуры...