64234

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Доклад

Психология и эзотерика

Можно считать что научение у них стоит на службе у инстинктивного поведения обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там где прежде всего требуется стереотипность а именно в сигнальных позах и телодвижениях.

Русский

2014-07-03

26 KB

4 чел.

Инстинкт и научение в поведении насекомых

Долгое время господствовало мнение, что насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жёсткий "слепой инстинкт". Этот суждение утвердилось после того, как Ж.-А.Фабр доказал, что сложнейшие действия насекомых  не являются проявлением разума, а выполняются на врождённой, инстинктивной основе.

Однако в настоящее время признано, что формирование в онтогенезе любой формы инстинктивного поведения всегда сопряжено с элементами научения, совершенствуется им. Это относится и к насекомым, как представителям животных с низшим уровнем развития перцептивной психики. Можно считать, что научение у них стоит "на службе" у инстинктивного поведения, обеспечивая пластичность инстинктивных действий. Неизменных форм поведения нет даже там, где, прежде всего, требуется стереотипность, а именно  в сигнальных позах и телодвижениях. Даже такое врождённое коммуникативное поведение, как "танцы" пчёл, не только дополняются и обогащаются процессами научения, переплетаясь с ними, но и формируются в комплексе с индивидуально приобретаемыми элементами поведения.

В естественных условиях способность к накоплению индивидуального опыта проявляется у насекомых в разных функциональных сферах в неодинаковой степени. Чаще всего она связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью. Например, муравьи очень легко, всего за 12-15 опытов, научаются проходить даже сложный лабиринт, но не научаются действиям, лежащим за пределами указанных функциональных сфер. Такая специфическая направленность (и одновременно ограниченность) способности к научению является характерной особенностью научения у представителей всего типа членистоногих.

В экспериментах на пчёлах Мазохин-Поршняков показал, что эти животные могут выбирать незнакомый объект на основе обобщённых зрительных образов, что является свидетельством нестандартного использования пчёлами личного опыта. Способность пчёл переносить определённые навыки в новую ситуацию и решать сложные задачи на основе индивидуального опыта, зафиксированного в виде обобщённого зрительного представления, является проявлением психических способностей, аналогичных тем, которые относятся к предпосылкам интеллектуальных действий высших позвоночных животных. Однако наличия этих предпосылок недостаточно для признания у насекомых и других членистоногих интеллектуального поведения и мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25137. Некоторые стандартные функции над числовыми данными 63.5 KB
  А и Р целые и вещественные числа. А целое и веществ. А целое и веществ. Р веществ.
25140. Головні риси філософії доби Відродження 23.5 KB
  Головні риси філософії доби Відродження. Епоха відродження характеризується розвитком промисловості торгівлі військової справи. Саме тому антропоцентризм головна ідея світогляду епохи Відродження. Відродження це цілісна культура що увібрала в себе все життя людини а не окремі його характеристики.
25141. Фіхте: філософія як науковчення 23.5 KB
  Фіхте: філософія як науковчення Фіхте послідовник Канта. Фіхте: Моя система є ніщо інше як система Канта тобто вона містить той же погляд на предмет але у своєму способі викладення вона жодним чином не залежить від викладення Канта. Фіхте намагався покращити зміни світ. Фіхте ідеаліст.
25142. Поняття практичного розуму у І.Канта 30 KB
  Свобода альфа і омега всієї практичної філософії Канта саме в свободі Кант вбачав високе призначння людини.€ Найглибший вимір людини який відрізняє її від усього створного світу моральність. Основний закон моральности категоричний імператив дотримання якого моральний обовязок людини.Формула персоналізації вчиняй так щоб ти завжди ставився до людства і в своїй особі і в особі будьякої іншої людини також як до засобу і ніколи тільки як до мети.
25143. Проблема буття у філософії 39.5 KB
  Проблема буття у філософії Онтологія вчення про буття. Вперше проблема сформульована Парменідом з якого і починається аналіз проблеми буття у європейській традиції.Що розуміється під буттям І є має нічого що не належало б до буття Парменід.Категорія буття Онтологічне значення методу Сократ Буття як ейдос ПлатонДіалектика буття і небуття як умова розрі нення істини і заблудження.