64236

Характеристика двигательных способностей высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

У высших позвоночных эта сегментарность уже нарушена что связано с выполнением сложных движений. В ходе эволюции наибольшие преимущества имели животные с разнообразными реакциями в том числе с большим набором элементарных двигательных координаций с лучшей дифференцированностью и точностью движений.

Русский

2014-07-03

30 KB

0 чел.

Характеристика двигательных способностей высших позвоночных

Сложные движения позвоночных выполняются благодаря хорошо развитой мышечной системе, состоящей из симметрично расположенных вдоль тела сегментов. У высших позвоночных эта сегментарность уже нарушена, что связано с выполнением сложных движений. Выделяют мускулатуру соматическую, состоящую из поперечнополосатых волокон и приводящую в движение эффекторные органы, а также висцеральную, состоящую из гладкомышечных волокон и обеспечивающую моторную активность внутренних органов, и изменение просвета кровеносных сосудов.

Конечности у позвоночных могут быть парными и непарными. Непарные конечности имеются только у круглоротых и рыб (спинной, анальный и хвостовой плавники). Парные конечности (передние и задние) имеют общее происхождение, хотя и отличаются значительно в соответствии с выполняемой ими функцией (плавники, крылья, лапы, ласты, ноги, руки). Конечности выполняют локомоторную функцию, обеспечивая передвижения в пространстве, опорную функцию, приподнимая тело над субстратом и удерживая его в этом положении; и манипуляционную функцию (вместе с ротовым аппаратом), позволяя захватывать, исследовать и использовать различные предметы.

Глубокие качественные изменения, произошедшие с конечностями позвоночных, обусловлены усложнением двигательных задач, возникающих перед организмом в новых условиях обитания. В ходе эволюции наибольшие преимущества имели животные с разнообразными реакциями (в том числе с большим набором элементарных двигательных координаций), с лучшей  дифференцированностью и точностью движений.

Локомоторная активность животных всегда видоспецифична и определяется условиями обитания и формирования вида. Локомоции присущи автоматизм и ритмичность, то есть многократное, стереотипное повторение движений в определенной последовательности, основанное на эндогенной центрально-нервной стимуляции и проприоцепторной обратной связи (так называемые фазные безусловные рефлексы, замыкающиеся на уровне спинного мозга). Внешние раздражители и высшие мотивационные отделы ЦНС лишь регулируют ритмическую активность спиномозговых рефлекторных центров, соотнося параметры движений (силу, скорость, длительность и тому подобное) в зависимости от конкретных условий и ситуаций.

В связи с тем, что для локомоции наиболее важными  являются  физическая и механическая функции, то для этого вида двигательной активности, кроме автоматизма, характерны относительная малочисленность форм двигательных координаций, а также минимальный объём информации об окружающей среде, который воспринимается животным за счёт собственного передвижения (например, "прицеливание" перед прыжком у прыгающих животных:  белок, некоторых видов обезьян).

В отличие от локомоции, манипуляции являются, по существу, дополнительными функциями передних конечностей и ротового аппарата. Они предназначены для добывания новой информации об окружающих предметах, и являются важнейшим фактором психического развития. Поэтому животные с более высоким развитием психики отличаются многофункциональностью передних конечностей и большим количеством дополнительных движений, которые они выполняют как с  помощью конечностей, так и при  помощи ротового аппарата. Так, например, у взрослых лисиц обнаруживается 45 таких дополнительных движений, у барсука – 50, у енота – около 80, а у низших обезьян (макак и павианов) – свыше 150 (данные Фабри). Если учесть, что количество движений, совершаемых ротовым аппаратом, у разных животных отличается незначительно, становится понятным, почему крайняя специализация конечностей к локомоции (например, образование копыт или крыльев) уменьшает способности к манипулированию и ограничивает потенциальные возможности усложнения психики.

К манипулированию также относятся  движения, которые не связаны с передвижением и служат лишь уходу за телом. Эти движения входят в комфортное поведение, например, очищение тела, потряхивание, почёсывание (конечностью или о предмет), катание по земле, купание (в воде, песке, грязи и т.д.)  их можно рассматривать как разновидность манипулирования, с той лишь разницей, что объектом манипулирования является не посторонний предмет, а собственное тело. Однако, в отличие от настоящего манипулирования, комфортные движения (широко распространённые, кстати, и среди членистоногих) выполняются на инстинктивной основе, что проявляется в фиксированности способов чистки разных участков тела.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79401. Динамические тенденции личности. Проблема направленности личности. Направленности личности по Ломову 31.47 KB
  Проблема направленности личности. Направленности личности по Ломову Динамические тенденции личности. Поведение человека во многом определяется имеющимися у него представлениями о долге обязанностях о нравственных нормах или другими словами идеалами личности.
79402. Проблема задатков, способностей, одаренности в психологии личности 24.98 KB
  В современной психологии Способности система свойств личности формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности а также овладение знаниями и навыками. По критерию происхождения различают природные и социальные способности. Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов.
79403. Проблема самосознания в психологии личности. Самосознание и жизненный путь личности в представлении Рубинштейна 38.03 KB
  Самосознание и жизненный путь личности в представлении Рубинштейна Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств темперамента мотивов способностей характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Самосознание является необходимым условием существования личности.
79404. Я-концепция как результат социального развития личности 26.7 KB
  Концепция идентичности – это понимание своего единого неразрывного целостного протяженного одновременно меняющегося и неизменного в течение всей жизни Я. Яконцепция – это познанный аспект Я знание человека о себе как осознанное и артикулированное содержание Я на определенном этапе развития. Поскольку Яконцепция включает в себя как модальное реальное так и идеальное Я к которому добавляются социальные Я проявляющиеся в различных актах взаимодействия и отношениях с другими то следует говорить о структуре Яконцепции.
79405. Проблема характера в психологии личности. Черты личности. Черты характера 28.83 KB
  Черты характера К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности. По Рубинштейну способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие характер признано дискуссионным.
79406. Понятие социализации как процесса формирования личности. Этапы, виды и механизмы социализации 28.33 KB
  Этапы виды и механизмы социализации Социальная роль как элемент структуры личности задаётся тем что попадая в определённую систему отношений с другими людьми в том или ином качестве человек сталкивается с определёнными требованиями которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому кто попадает на это место с системой ожиданий что в определённой ситуации он будет вести себя соответствующим образом. Ролевая теория личности – это подход к изучению личности согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или...
79407. Проблема индивидуальности в психологии личности. Специфика индивидуального бытия человека 28.25 KB
  Специфика индивидуального бытия человека В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение линии потенциальных патологических изменений личности.
79408. Понятия и психологические образования индивидуальности 29.21 KB
  Психологические образования личности обеспечивающие человеку возможность совершать поступки позволяющие ему осуществить акт свободного самостоятельного и ответственного выбора отстаивать собственную позицию составляют особый уровень и особую структуру субъективности. С этой точки зрения субъектность человека способности и механизмы его душевной жизни входят в психологические образования личности в качестве их особых предпосылок. Характер также неотделим от личности поскольку реализует главные жизненные устремления человека.
79409. Мотивация развития индивидуальности 24.51 KB
  Преобладание формального чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного существа. На принципиально иных позициях строится подход к изучению движущих сил развития личности в советской психологии. Методологические...