64237

Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная тактильная мышечная кинестатическая термическая чувствительности вкус а у некоторых видов и другие виды чувствительности электрическая вибрационная и др. Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов особенно значимые в ориентации действий...

Русский

2014-07-03

31 KB

2 чел.

Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных

Ориентация движений позвоночных осуществляется с помощью хорошо развитых сенсорных систем. Наибольшее значение имеют органы слуха и равновесия, обоняния и зрения. Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная (тактильная), мышечная (кинестатическая), термическая чувствительности, вкус, а у некоторых видов и другие виды чувствительности (электрическая, вибрационная и др.). Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов, особенно значимые в ориентации действий низших позвоночных (круглоротых, рыб, земноводных и др.).

Сопоставление роли зрения и обоняния в жизни высших позвоночных показывает, что у большинства млекопитающих ведущую роль играет обоняние, которое достигает у них удивительной остроты (только акулы могут в этом отношении сравниться с ними). Так, крот чувствует добычу сквозь толщу земли, белый медведь сквозь лед. Бурый медведь чувствует на расстоянии 20 метров мед, зарытый в землю на глубину 50 см. Хорошо известны поразительные обонятельные способности собак и копытных. Обоняние позволяет многим позвоночным эффективно обнаруживать пищевые объекты и хищников, что особенно значимо в условиях ограниченной видимости (в густых зарослях или на сильно пересечённой местности). Обоняние используется и для ориентации на индивидуальном участке или территории стада (с помощью хемомнемотаксисов), особенно у тех видов, для которых характерно слабое развитие зрения.

Зрение лучше всего развито у птиц и приматов. Оно играет важную роль в их пищедобывательной, оборонительной, воспроизводительной и других формах поведения, обеспечивая чёткую ориентацию животного в пространстве. Особое значение зрение имеет у млекопитающих для ориентации на занимаемой территории, а также при ориентации мигрирующих птиц по топографическим признакам, поляризованному освещению небосвода и астрономическим ориентирам (солнцу и звёздам) во время дальних перелётов. Наиболее мощным зрением обладают хищные птицы, обнаруживающие свою добычу на открытой местности с помощью зрения. Так, сокол способен при благоприятных условиях увидеть сидящего голубя на расстоянии почти полутора километров.

Характеризуя степень развития анализаторов у высших позвоночных необходимо подчеркнуть, что ведущую рецепцию, характер поведения и психики животных всецело определяют образ жизни и среда обитания животного (в отличие от человека, у которого, благодаря общественно-трудовой деятельности, развитие анализаторов и психики  зависит не от биологических факторов, а от социальных условий жизни).

Высокий уровень развития сенсорных систем и способностей ЦНС к анализу и синтезу информации у высших позвоночных обусловили формирование на этом этапе эволюции подлинной перцепции, для которой характерны восприятия предметных компонентов среды как таковых даже при изменении отдельных их свойств (внешний вид, запах и так далее). Все остальные виды позвоночных (кроме круглоротых) также способны к предметному восприятию, в частности к восприятию формы, и находятся на стадии перцептивной психики, но на качественно более низком уровне. Так, рыбы способны в эксперименте узнавать разные геометрические фигуры (треугольник, квадрат) независимо от их величины, но перестают их узнавать при повороте более чем на 45. Это доказывает, что восприятие и узнавание формы у них ограничено, недостаточно гибкое, они не способны к быстрому переносу сформировавшегося зрительного представления на основе обобщения. В отличие от рыб, млекопитающие и многие птицы вполне способны к такому обобщению и легко узнают любую фигуру любой величины в любом положении и любого цвета.

Экспериментально доказана способность к зрительному обобщению у многих позвоночных особенно у высших их представителей. Было показано, что они способны даже в очень сложных ситуациях вычленять существенные детали в воспринимаемых объектах и узнавать эти объекты в сильно изменённом виде. Исходя из этого, был сделан вывод, что у позвоночных существуют достаточно сложные общие представления. Следует заметить, что представления чрезвычайно важны для выживания животного. Так как в представлениях, в общем виде, закрепляется индивидуальный опыт, что позволяет животному легче ориентироваться в существенно меняющейся окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей.

Наличие у позвоночных (а, возможно, и у некоторых высших беспозвоночных) представлений, выражается в отсроченных реакциях и способности к нахождению обходных путей (включая и явления экстраполяции). Это придаёт поведению позвоночных исключительную гибкость и намного повышает эффективность их действий на поисковых этапах поведенческих актов. Способность позвоночных формировать представления является важной предпосылкой образования сложных навыков, которые составляют основное содержание накопления индивидуального опыта не только в сенсорной, но и в эффекторной сферах, действующих как единая система.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14103. Секретарська справа. Конспект уроків та лекцій 767.33 KB
  УРОК № Тема: Вимоги до приміщення де знаходиться місце секретаря. Санітарно гігієнічні вимоги. Мета уроку: ознайомити учнів з загальними та санітарногігієнічними вимогами до приміщення секретаря. Ознайомити з сучасними тенденціями у обладнанні офісів та орга
14104. Легка атлетика. Біг на короткі дистанції. Техніка естафетного бігу та передачі естафетної палички 103 KB
  ПЛАН ВІДКРИТОГО ЗАНЯТТЯ для студентів денного відділення Тема заняття: Легка атлетика. Біг на короткі дистанції. Техніка естафетного бігу та передачі естафетної палички. Мета заняття: Місце проведення: Спортивний майданчик. Планконспект заняття ...
14105. Легка атлетика. Орієнтовний план уроку для учнів 5-х класів 43.5 KB
  Орієнтовний план уроку для учнів 5х класів початковий етап розвитку витривалості Тема уроку: Легка атлетика. Мета уроку: навчальна ознайомити з технікою бігу з низького старту. Вивчати техніку стрибку у кроці з приземленням на обидві ноги. Вивчити техніку метанн...
14106. Баскетбол. Конспект уроку для учнів 8 класу 142 KB
  КОНСПЕКТ УРОКУ для учнів 8 класу ТЕМА УРОКУ: БАСКЕТБОЛ ЗАВДАННЯ УРОКУ: вдосконалити техніку виконання ведення і передач мяча на місці і в русі; вдосконалити техніку кидків в корзину після подвійного кроку; виховувати почуття колективізму та взаємови
14107. Баскетбол. Урок з фізкультури 63.5 KB
  Місце проведення: спортивна зала Тема: Баскетбол Мета уроку: Поглибити знання учнів з історії виникнення й розвитку баскетболу. Повторити правила гри у баскетбол. Закріпити отримані дітьми навички й уміння з техніки виконання стійки гравця та пересування з мячем
14108. Цикл с параметрами 256.5 KB
  9 урок Цикл с параметрами.1 урок. Общий вид цикла для: нц для i от i1 до i2 тело_цикла кц Здесь i величина типа цел она называется параметром цикла а i1 и i2 целые выражения т. е. выражения типа цел. При выполнении цикла для тело цикла выпол няется последовательно
14109. Простейший алгоритм. Введение в программу Кумир 548.5 KB
  1 урок Простейший алгоритм. Откройте программу Кумир Рис.1 Рис.1 Используя из строки меню Программа→Открыть программу→1 Пример.kum в поле алгоритма появится 1 пример Рис.2 Рис.2 ...
14110. ОСНОВЫ WEB: САЙТЫ, БРАУЗЕР, НАВИГАЦИЯ 400.5 KB
  УРОК 1 ОСНОВЫ WEB: САЙТЫ БРАУЗЕР НАВИГАЦИЯкраткое введениеПРОСМОТР ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ Понятие Webпространства Webпространство это мировая совокупность сайтов. Сайт расположен на сервере серверы соединены между собой при помощи каналов связи. Webстраница это р
14111. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С HTML РЕДАКТОР HOMESITE ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА 495 KB
  УРОК 2 ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С HTML РЕДАКТОР HOMESITE ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА Структура HTMLдокумента HTML Hyper Text Markup Language язык гипертекстовой разметки. Команды языка HTML с помощью которых выполняется разметка исходного текста называются тегами. Тег представляет собой к...