64237

Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная тактильная мышечная кинестатическая термическая чувствительности вкус а у некоторых видов и другие виды чувствительности электрическая вибрационная и др. Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов особенно значимые в ориентации действий...

Русский

2014-07-03

31 KB

2 чел.

Характеристика сенсорных способностей высших позвоночных

Ориентация движений позвоночных осуществляется с помощью хорошо развитых сенсорных систем. Наибольшее значение имеют органы слуха и равновесия, обоняния и зрения. Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная (тактильная), мышечная (кинестатическая), термическая чувствительности, вкус, а у некоторых видов и другие виды чувствительности (электрическая, вибрационная и др.). Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов, особенно значимые в ориентации действий низших позвоночных (круглоротых, рыб, земноводных и др.).

Сопоставление роли зрения и обоняния в жизни высших позвоночных показывает, что у большинства млекопитающих ведущую роль играет обоняние, которое достигает у них удивительной остроты (только акулы могут в этом отношении сравниться с ними). Так, крот чувствует добычу сквозь толщу земли, белый медведь сквозь лед. Бурый медведь чувствует на расстоянии 20 метров мед, зарытый в землю на глубину 50 см. Хорошо известны поразительные обонятельные способности собак и копытных. Обоняние позволяет многим позвоночным эффективно обнаруживать пищевые объекты и хищников, что особенно значимо в условиях ограниченной видимости (в густых зарослях или на сильно пересечённой местности). Обоняние используется и для ориентации на индивидуальном участке или территории стада (с помощью хемомнемотаксисов), особенно у тех видов, для которых характерно слабое развитие зрения.

Зрение лучше всего развито у птиц и приматов. Оно играет важную роль в их пищедобывательной, оборонительной, воспроизводительной и других формах поведения, обеспечивая чёткую ориентацию животного в пространстве. Особое значение зрение имеет у млекопитающих для ориентации на занимаемой территории, а также при ориентации мигрирующих птиц по топографическим признакам, поляризованному освещению небосвода и астрономическим ориентирам (солнцу и звёздам) во время дальних перелётов. Наиболее мощным зрением обладают хищные птицы, обнаруживающие свою добычу на открытой местности с помощью зрения. Так, сокол способен при благоприятных условиях увидеть сидящего голубя на расстоянии почти полутора километров.

Характеризуя степень развития анализаторов у высших позвоночных необходимо подчеркнуть, что ведущую рецепцию, характер поведения и психики животных всецело определяют образ жизни и среда обитания животного (в отличие от человека, у которого, благодаря общественно-трудовой деятельности, развитие анализаторов и психики  зависит не от биологических факторов, а от социальных условий жизни).

Высокий уровень развития сенсорных систем и способностей ЦНС к анализу и синтезу информации у высших позвоночных обусловили формирование на этом этапе эволюции подлинной перцепции, для которой характерны восприятия предметных компонентов среды как таковых даже при изменении отдельных их свойств (внешний вид, запах и так далее). Все остальные виды позвоночных (кроме круглоротых) также способны к предметному восприятию, в частности к восприятию формы, и находятся на стадии перцептивной психики, но на качественно более низком уровне. Так, рыбы способны в эксперименте узнавать разные геометрические фигуры (треугольник, квадрат) независимо от их величины, но перестают их узнавать при повороте более чем на 45. Это доказывает, что восприятие и узнавание формы у них ограничено, недостаточно гибкое, они не способны к быстрому переносу сформировавшегося зрительного представления на основе обобщения. В отличие от рыб, млекопитающие и многие птицы вполне способны к такому обобщению и легко узнают любую фигуру любой величины в любом положении и любого цвета.

Экспериментально доказана способность к зрительному обобщению у многих позвоночных особенно у высших их представителей. Было показано, что они способны даже в очень сложных ситуациях вычленять существенные детали в воспринимаемых объектах и узнавать эти объекты в сильно изменённом виде. Исходя из этого, был сделан вывод, что у позвоночных существуют достаточно сложные общие представления. Следует заметить, что представления чрезвычайно важны для выживания животного. Так как в представлениях, в общем виде, закрепляется индивидуальный опыт, что позволяет животному легче ориентироваться в существенно меняющейся окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей.

Наличие у позвоночных (а, возможно, и у некоторых высших беспозвоночных) представлений, выражается в отсроченных реакциях и способности к нахождению обходных путей (включая и явления экстраполяции). Это придаёт поведению позвоночных исключительную гибкость и намного повышает эффективность их действий на поисковых этапах поведенческих актов. Способность позвоночных формировать представления является важной предпосылкой образования сложных навыков, которые составляют основное содержание накопления индивидуального опыта не только в сенсорной, но и в эффекторной сферах, действующих как единая система.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53660. Страна музыкальных инструментов 73 KB
  Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...
53661. Что такое экология? 79.5 KB
  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...
53662. ДИСПЛЕИ, МОНИТОР 288 KB
  В большинстве систем это взаимодействие осуществляется при помощи клавиатуры и или манипуляторов и экрана дисплея. Возникла необходимость оптимизировать характеристики экрана добиться более чёткого и устойчивого изображения чтобы избежать излишней утомляемости. Отличие алфавитноцифровых иногда говорят знакоместных и графических дисплеев состоит в том что: первые способны воспроизводить только ограниченный набор символов причём символы могут выводиться только в определенные позиции экрана чаще всего на экран можно вывести 24 или...
53663. Ученик и его окружение ( Schüleraustausch.internationale Jugendprojekte. Wollt ihr mitmachen?) 37.5 KB
  Könnt ihr einige nennenУченики называют организации по защите окружающей среды. Ученики отвечают положительно. 9 А Ученики читают текст чтобы ознакомиться с проблемой вырубка леса в Канадетакже комментарии к нему понимают его содержание используя словари. Работа с упр 10 Ученики делятся на 3 группы собирают пословицы;Такая форма работы важна для старшеклассниковтак как идет активное межличностное взаимодействие среди учеников.
53664. Страна изучаемого языка ( Schon einige Jahre Deutsch. Was wissen wir das chon alles? Was können wir schon.Wiederholung) 37.5 KB
  временах Prtizip II Pssiv. Wiederholung Основная цель урока: формирование грамматических навыков Pssiv практическая задача: распознавание и употребление конструкции WERDEN в разл. временах Prtizip II Pssiv. Языковой материал: лексические единицы прошлых уроков Wörter die mit dem Begriff die Stdt verbunden sind Грамматический материал: конструкция Pssiv Оснащение урока: учебник.
53665. Спорт 54 KB
  Cricket is a popular British game. It is often played in schools, colleges, universities, and by club teams all over the country. Cricket is a typically English sport which foreigners cannot understand. Men and boys, women and girls play cricket.
53666. Помни твёрдо, что режим людям всем необходим 42 KB
  Показ презентации и объяснение учителя Каким же должен быть режим дня школьника Слайд 1.20 утренняя гимнастика слайд 2 водные процедуры слайд 3.40 завтрак слайд 4.00 дорога в школу слайд 5.
53667. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 76.5 KB
  Задачи: Обучающие: Выявить уровень сформированности умений учащихся применять правила сложения и вычитания округления и сравнения десятичных дробей в процессе выполнения заданий контрольной работы. Выявить уровень сформированности умений применять правила округления и сравнения десятичных дробей при решении контрольной работы. Развивающие: Развитие мышления и долгосрочной памяти в процессе выполнения контрольной работы. Оборудование: карточки с заданиями Тип урока: контроль знаний и умений учащихся Вид урока: урок контрольная...
53668. Shopping for clothes 55.5 KB
  Boys usually wear shorts, shirts, jeans, trousers, trainers, sweaters, coats, scarves, caps and boots. Girls usually wear dresses, shoes, jeans, trainers, coats, scarves, sweaters, mittens, hats, boots.