64238

Общение у высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

Общение с помощью запахов играет большую роль в половом поведении. У млекопитающих ольфакторное общение часто сочетается с оптическим. Оптическое общение как уже отмечалось осуществляется у позвоночных с помощью выразительных поз и телодвижений.

Русский

2014-07-03

27.5 KB

4 чел.

Общение у высших позвоночных

У высших позвоночных процессы общения, достигают особой сложности и включают в себя элементы разных модальностей (оптические, ольфакторные, акустические и тактильные), которые тесно связаны и сложно переплетены между собой.

Ольфакторная сигнализация, то есть передача информации другим особям химическим путём, преобладает в территориальном поведении, особенно при маркировке местности у хищных и копытных. Для этого служат специальные железы, расположенные в различных участках кожи и выделяющие специфический пахучий секрет. Этот секрет распространяется по воздуху или наносится на различные предметы. Пахучие метки производятся также с помощью испражнений. Обычно животные метят тропы, различные участки территории и её границы.

Общение с помощью запахов играет большую роль в половом поведении. По запаху оставленного следа или меткам особи разного пола, принадлежащие к одному виду, находят друг друга. У многих видов млекопитающих запах самки и её выделений, обусловленный её гормональным статусом, сигнализирует о её готовности к спариванию и побуждает самца к активным действиям. У млекопитающих ольфакторное общение часто сочетается с оптическим.

Оптическое общение, как уже отмечалось, осуществляется у позвоночных с помощью выразительных поз и телодвижений. Многие из них малозаметны для человека, но чётко генетически фиксированы в мельчайших деталях, и вызывают специфические, зачастую ритуализованные реакции у особей того же вида.

Конкретные формы оптического общения отличаются у высших позвоночных большим разнообразием и дифференцированностью. Нередко они выражаются в специфических "диалогах" между двумя или несколькими особями, то есть во взаимной демонстрации частей тела и поз. Особенно это относится к "ритулам" запугивания или "импонирования" (выражение превосходства одной особи по отношению к другой).

Акустическое общение проявляется в криках млекопитающих и песнях птиц; даже в общении рыб, вопреки распространённому мнению, звуковая сигнализация играет немалую роль. С помощью звуков животные передают информацию о занятости территории (это уменьшает частоту схваток за неё, особенно в условиях ограниченности обзора), о наличии пищи, о потенциальной угрозе, подзывают детёнышей и половых партнёров и так далее. При этом информация кодируется не только последовательностью звуков, но и их тональностью, громкостью и длительностью.

Для биологичеcки адекватного реагирования на все эти звуковые  сигналы существенной является видоспецифическая настройка слуховой системы на определённую часть спектра. Как показал советский исследователь биоакустики птиц В. Д. Ильичев, важнейшую  роль в этой настройке играют периферические отделы слухового  анализатора, которые выполняют роль видотипических биологических  фильтров. С их помощью осуществляется и специальная "подстройка" слуховой системы на особенно важные для особи звуки. Таким образом, здесь чётко проявляется характерная для всего  инстинктивного поведения взаимообусловленность и единство врожденных функциональных (физиологических и этологических) и морфологических элементов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60078. Яким має бути добро на Землі? 33 KB
  Обладнання: малюнки про добро малюнок дуба калини сонечко. Вступ Діти усміхнімось один одному скажімо: Доброго дня і на краплинку сонця побільшає у світі на краплинку щастя на краплинку радіснішим стане життя вихователь вивішує на дошку...
60079. Ми діти твої, Україно! 59.5 KB
  Мета: стимулювати в учнів інтерес до історії України; формувати національну свідомість школярів; розвивати почуття відповідальності за долю своєї держави; виховувати почуття патріотизму та національної гідності.
60080. Подаруємо ялинці новорічні шати 65.5 KB
  Мета: 1. Виховна: виховувати любов до природи, до народних календарних свят, акуратність, організованість, дисциплінованість. 2. Корекційна: корекція мовлення, розвиток уваги, дрібної моторики рук.
60081. Людина починається з добра 72 KB
  Вчитель: Доброго дня дорогі діти шановні гості А день сьогодні дійсно добрий тому що людським теплом і добротою зігріте серце. Людина в світ приходить для добра Щоб в світі цім добро творити Вам розуміти діточки пора Що серденьку з любов’ю треба жити.
60082. Что такое счастье и как его измерить? 46.5 KB
  Цель: раскрыть историческое происхождение слова счастья. Соедините первые буквы каждого слова и прочитайте полученное слово Счастье. Тема занятия: Что такое счастье и как его измерить.
60083. Как празднуют Новый год во всем мире? 54 KB
  Новый год 2.До начала правления Юлия Цезаря новый год в Риме начинался 1 марта. В Индонезии тоже 2 празднования Нового года: один 1 января другой исламский новый год дата которого меняется из года в год.
60084. Позакласний захід з української літератури 63 KB
  Мета: перевірити опанування навчального м матеріалу; розвивати логічне мислення та усне мовлення; прищеплювати любов до української літератури. м любіть Україну свою і вічні ми будемо з нею...