64239

Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

Прогресс инстинктивного поведения у животных в том числе и у позвоночных неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные с их высокоразвитыми формами научения обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения.

Русский

2014-07-03

27 KB

3 чел.

Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных

В процессе эволюции инстинктивное поведение не теряет своей значимости, так как оно принципиально не может замещаться научением. Прогресс инстинктивного поведения у животных, в том числе и у позвоночных, неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные, с их высокоразвитыми формами научения, обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения. Особенностью эволюции компонентов поведения у высших позвоночных является значительное развитие у них процессов научения, в том числе интеллектуальных действий.

Пространственная ориентация у высших позвоночных, как и у других животных, осуществляется на основе таксисов, то есть врождённых элементов поведения, но в результате прибавления мнемотаксисов, для которых характерно индивидуальное запоминание дополнительных ориентиров, у высших позвоночных существенно обогатились врождённые способы ориентации и тем самым расширились ориентационные возможности. У высших позвоночных реакции на ключевые раздражители в значительной степени конкретизируются индивидуальным опытом, при этом реакции становятся более чётко направленными на объекты индивидуального поведения, так как они дополнительно ориентируются за счет хорошо развитого предметного восприятия.

Сложные навыки, в которых решающее значение имеют лабильные, гибкие компоненты, встречаются только у высших позвоночных. Именно эти навыки определяют далеко идущую изменчивость, пластичность всего поведения животного. Сложные пластичные навыки в полной мере выполняют функцию быстрого приспособления организма к быстротечным  изменениям среды. Пластичность навыков высшего порядка дополняет ригидность навыков низшего порядка и инстинктивных действий.

Пластичность поведения проявляется также в возможности быстрой перестройки навыка, в частности при превращении положительного или отрицательного раздражителя в противоположный. Кроме того, пластичность поведения проявляется в возможности переноса навыка в новые условия, при этом происходит адекватное использование накопленного чувственного и моторного опыта при существенных изменениях условий среды. Эти возможности обеспечиваются сильным развитием пластичности в сенсорной сфере, способностью к широким чувственным обобщениям.

Сложные навыки представляют собой сложные динамические моторно-рецепторные системы, которые на основе высокоразвитой ориентировочной деятельности обеспечивают выработку весьма пластичных двигательных программ. Процесс ориентировки сливается  здесь с двигательной активностью, а нахождение верного решения задачи формируется в ходе этой активности на основе высокоразвитого чувственного обобщения.

Выше названные свойства сложных навыков отличают их от  других видов научения,  благодаря им, сложные навыки стали предпосылками и основой развития высших форм психической деятельности животных – интеллектуальных действий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57515. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 91 KB
  Реформи адміністративнополiтичного управління 60 70х років ХІХ ст.у Російській імперії розуміти значення та наслідки перетворень для українського народу аналізувати історичні події та давати характеристику історичним постатям того часу; розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого...
57516. Наш край у I половині ХІХ століття 82 KB
  Мета уроку: Сприяти оволодінню учнями програмовим матеріалом із визначеної теми Самостійно структурувати зміст уроку, складати опорний конспект, аналізувати та узагальнювати історичні факти, визначати зв’зки між ними, їх причини, сутність, наслідки та значення.
57517. Внутрішня і зовнішня політика Павла Скоропадського 37.5 KB
  Внутрішня і зовнішня політика Павла Скоропадського. Як гетьман ставився до української національної справи 29 квітня 1918останній день правління УЦР і початок правління гетьманату Скоропадського. Саме так одним з факторів приходу Скоропадського до влади стала підтримка з боку окупаційних військ.
57518. Люблінська унія 66 KB
  Мета: визначити передумови обєднання Великого князівства Литовського та Польського королівства в одну державу та наслідки, які мала ця подія для українських земель...
57519. Гетьманщина та землі Правобережної України наприкінці XVII - на початку XVIII століття 57 KB
  Мазепи; звернути увагу учнів на намагання І. Мазепи в цих мовах зберегти українську державу не допустити розколу в українських землях; формувати в учнів уміння аналізувати й узагальнювати історичні явища та події...
57520. Святая моя Киевская Русь 46.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с событиями крещения Руси методами крещения. Как вы думаете о чем сегодня у нас пойдет речь Правильно Сегодня мы поговорим об очень важной дате...
57521. Знайомство з історією 52 KB
  Обладнання: зразки історичних джерел карта України портретні зображення видатних українських істориків. У 5 класі ви почали вивчати новий предмет Введення в історію України.
57522. Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття 80 KB
  Тема: Особливості розвитку культури України другої половини XVIII століття Навчальні цілі: охарактеризувати стан розвитку української культури XVIII століття; ознайомити учнів з основними культурними діячами вивченої епохи та їхніми здобутками; Розвивати в учнів уміння аналізувати та систематизувати матеріал робити висновок удосконалювати навички роботи з джерелами знань давати історичну характеристику діячам культури; Сприяти патріотичному вихованню учнів а також виховувати в них естетичні смаки та уподобання; Очікувані...
57523. Люблінська унія. Початок польського володарювання на українських землях 89.5 KB
  Мета: розкрити причини основні положення Люблінської унії зясувати політику Речі Посполитої щодо України її політичний устрій та державну систему; показати суттєву зміну становища українських земель...