64239

Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

Прогресс инстинктивного поведения у животных в том числе и у позвоночных неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные с их высокоразвитыми формами научения обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения.

Русский

2014-07-03

27 KB

3 чел.

Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных

В процессе эволюции инстинктивное поведение не теряет своей значимости, так как оно принципиально не может замещаться научением. Прогресс инстинктивного поведения у животных, в том числе и у позвоночных, неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные, с их высокоразвитыми формами научения, обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения. Особенностью эволюции компонентов поведения у высших позвоночных является значительное развитие у них процессов научения, в том числе интеллектуальных действий.

Пространственная ориентация у высших позвоночных, как и у других животных, осуществляется на основе таксисов, то есть врождённых элементов поведения, но в результате прибавления мнемотаксисов, для которых характерно индивидуальное запоминание дополнительных ориентиров, у высших позвоночных существенно обогатились врождённые способы ориентации и тем самым расширились ориентационные возможности. У высших позвоночных реакции на ключевые раздражители в значительной степени конкретизируются индивидуальным опытом, при этом реакции становятся более чётко направленными на объекты индивидуального поведения, так как они дополнительно ориентируются за счет хорошо развитого предметного восприятия.

Сложные навыки, в которых решающее значение имеют лабильные, гибкие компоненты, встречаются только у высших позвоночных. Именно эти навыки определяют далеко идущую изменчивость, пластичность всего поведения животного. Сложные пластичные навыки в полной мере выполняют функцию быстрого приспособления организма к быстротечным  изменениям среды. Пластичность навыков высшего порядка дополняет ригидность навыков низшего порядка и инстинктивных действий.

Пластичность поведения проявляется также в возможности быстрой перестройки навыка, в частности при превращении положительного или отрицательного раздражителя в противоположный. Кроме того, пластичность поведения проявляется в возможности переноса навыка в новые условия, при этом происходит адекватное использование накопленного чувственного и моторного опыта при существенных изменениях условий среды. Эти возможности обеспечиваются сильным развитием пластичности в сенсорной сфере, способностью к широким чувственным обобщениям.

Сложные навыки представляют собой сложные динамические моторно-рецепторные системы, которые на основе высокоразвитой ориентировочной деятельности обеспечивают выработку весьма пластичных двигательных программ. Процесс ориентировки сливается  здесь с двигательной активностью, а нахождение верного решения задачи формируется в ходе этой активности на основе высокоразвитого чувственного обобщения.

Выше названные свойства сложных навыков отличают их от  других видов научения,  благодаря им, сложные навыки стали предпосылками и основой развития высших форм психической деятельности животных – интеллектуальных действий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9584. Гигиена голоса и профилактика его нарушения 16.14 KB
  Гигиена голоса и профилактика его нарушения Гигиена голоса - совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости...
9585. Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции. 16.89 KB
  Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произн...
9586. Упражнения по постановке голоса 17.69 KB
  Упражнения по постановке голоса У лекторов, учителей, дикторов, актеров, представителей других профессий, требующих напряжения голосового аппарата, к концу дня нередко возникают неприятные ощущения в области глотки. Со временем к этому может присоед...
9588. Правильные артикуляционные уклады звуков речи 30.1 KB
  Правильные артикуляционные уклады звуков речи. Недостатки произношения звуков р и р (искажения -ротацизм, замены - параротацизм). Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубам...
9589. Произношение заимствованных слов 16.46 KB
  Произношение заимствованных слов. В русском литературном языке, как и во всяком литературном языке с длительной историей, имеется немалое количество слов иноязычного происхождения, нередко неточно называемых иностранными словами. Заимс...
9590. Строение артикуляционного отдела речевого аппарата 16.71 KB
  Строение артикуляционного отдела речевого аппарата. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы, глотка. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижн...
9591. Классификация гласных по месту и способу образование звуков 16.56 KB
  Классификация гласных по месту и способу образование звуков Гласные - тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи...
9592. Обоснование главных параметров СЭУ 127 KB
  Обоснование главных параметров СЭУ Определение требуемой мощности. Число движителей. Допустимый и реализуемый диаметр гребного винта. КПД винта. Влияние корпуса на КПД. Пропульсивный коэффициент. Запас мощности для движения судна с заданной ск...