64239

Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных

Доклад

Психология и эзотерика

Прогресс инстинктивного поведения у животных в том числе и у позвоночных неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные с их высокоразвитыми формами научения обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения.

Русский

2014-07-03

27 KB

3 чел.

Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных

В процессе эволюции инстинктивное поведение не теряет своей значимости, так как оно принципиально не может замещаться научением. Прогресс инстинктивного поведения у животных, в том числе и у позвоночных, неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные, с их высокоразвитыми формами научения, обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения. Особенностью эволюции компонентов поведения у высших позвоночных является значительное развитие у них процессов научения, в том числе интеллектуальных действий.

Пространственная ориентация у высших позвоночных, как и у других животных, осуществляется на основе таксисов, то есть врождённых элементов поведения, но в результате прибавления мнемотаксисов, для которых характерно индивидуальное запоминание дополнительных ориентиров, у высших позвоночных существенно обогатились врождённые способы ориентации и тем самым расширились ориентационные возможности. У высших позвоночных реакции на ключевые раздражители в значительной степени конкретизируются индивидуальным опытом, при этом реакции становятся более чётко направленными на объекты индивидуального поведения, так как они дополнительно ориентируются за счет хорошо развитого предметного восприятия.

Сложные навыки, в которых решающее значение имеют лабильные, гибкие компоненты, встречаются только у высших позвоночных. Именно эти навыки определяют далеко идущую изменчивость, пластичность всего поведения животного. Сложные пластичные навыки в полной мере выполняют функцию быстрого приспособления организма к быстротечным  изменениям среды. Пластичность навыков высшего порядка дополняет ригидность навыков низшего порядка и инстинктивных действий.

Пластичность поведения проявляется также в возможности быстрой перестройки навыка, в частности при превращении положительного или отрицательного раздражителя в противоположный. Кроме того, пластичность поведения проявляется в возможности переноса навыка в новые условия, при этом происходит адекватное использование накопленного чувственного и моторного опыта при существенных изменениях условий среды. Эти возможности обеспечиваются сильным развитием пластичности в сенсорной сфере, способностью к широким чувственным обобщениям.

Сложные навыки представляют собой сложные динамические моторно-рецепторные системы, которые на основе высокоразвитой ориентировочной деятельности обеспечивают выработку весьма пластичных двигательных программ. Процесс ориентировки сливается  здесь с двигательной активностью, а нахождение верного решения задачи формируется в ходе этой активности на основе высокоразвитого чувственного обобщения.

Выше названные свойства сложных навыков отличают их от  других видов научения,  благодаря им, сложные навыки стали предпосылками и основой развития высших форм психической деятельности животных – интеллектуальных действий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61566. Электризация объектов 37.46 KB
  Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.
61567. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные 18.67 KB
  Задачи: познакомить учащихся с отличительными признаками и типичными представителями растений семейства Крестоцветных; научить составлять морфологическое описание растения.
61568. Theatre 17.09 KB
  1. Can we say that theatres in London are quite different from that in other countries? 2. What opportunity do you have, if you want to spend an enjoyable evening? 3. Where are the best seats at the theatres?
61571. Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных 27.64 KB
  Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...