64242

Формы мышления животных

Доклад

Психология и эзотерика

Примером этой формы мышления может служить выбор обезьяной предметов пригодных для употребления в качестве орудия с учётом их величины плотности формы и так далее.

Русский

2014-07-03

27 KB

1 чел.

Формы мышления животных

Советская исследовательница высших обезьян Ладыгина-Котс на основе своих многолетних экспериментальных исследований пришла к выводу, что мышление животных всегда имеет  конкретный чувственно-двигательный характер, оно представляет собой мышление в действии, причем эти действия всегда являются предметно-отнесёнными. Такое мышление в действиях представляет собой практический анализ и синтез, который при орудийной деятельности осуществляется в ходе непосредственного обращения с объектами при их обследовании, обработке и применении. При этом обобщенные зрительные представления не исключаются, а, наоборот, играют очень большую роль.

Ладыгина-Котс выделила у человекообразных обезьян  две формы мышления, которые отличаются по сложности и глубине.

Первая форма характеризуется установлением связей раздражителей (предметов и явлений), непосредственно воспринимаемых животным в ходе его деятельности. Животное при этом производит анализ и синтез информации, получаемой наглядно в обозреваемой ситуации. Примером этой формы мышления может служить выбор обезьяной предметов, пригодных для употребления в качестве орудия, с учётом их величины, плотности, формы и так далее.

Вторая форма мышления характеризуется установлением связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и обобщёнными зрительными представлениями. Примером такого рода мышления являются действия обезьяны, связанные с выталкиванием приманки из отрезка трубы. В том случае, если обезьяне предлагали только широкую дощечку, не пролезающую в трубу, или скрученную в клубок проволоку, обезьяна производила действия, изменяющие доступный материал и делающие его пригодным для выталкивания приманки из трубы.

Такое поведение становится возможным только в том случае, если в ходе предшествующих опытов с трубой и различными предметами у обезьяны сформировалось представление, что для выталкивания приманки из трубы необходим тонкий, длинный и достаточно твёрдый предмет. На основе установления связи обобщённого зрительного представления о необходимом предмете (типа палки) с непосредственным восприятием второго предмета (трубы), данного в конкретной ситуации опыта, обезьяна может вычленить часть из целого, например, лучину из доски, причём таким образом, чтобы она смогла служить орудием для выталкивания приманки.

Таким образом, высшие обезьяны, в частности шимпанзе, в состоянии мысленно разлагать целые объекты на детали, сложные фигуры – на составные части, а также могут предугадать возможные варианты модификации предметов (изменение формы проволоки). Как уже отмечалось, ведущую роль в поведении обезьян, в том числе интеллектуальных действий, играют руки. Сочетание тактильно-кинестетической чувствительности рук со зрением даёт обезьяне большие преимущества для установления пространственно-временных связей для практического анализа и синтеза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60027. Улюблені англійські і американські письменники 43 KB
  During our previous lessons we read and talked about writers and books. And I know that you like to read books. This is very good, because as people say: “Books are our friends”. Why do we call books our friends?
60028. Урок иностранного языка 50 KB
  Der Lektor betritt (der Seminarraum, der Hörsaal, die Aula, das Sprachlabor, der Raum). 2. Die Studenten besprechen (der Text, die Regel, der Wortschatz, die Fehler). 3. Der Student besucht (der Unterricht, die Stunden, die Vorlesungen, das Kino).
60029. Хвороби шлунково-кишкового тракту та їхня профілактика 62.5 KB
  Щодня ви пізнаєте життя відкриваєте для себе світ відкриваєте світу себе. Усе життя для вас попереду. Мотивація навчальної діяльності Головним скарбом життя є не землі що ти завоював не багатства що в тебе в скринях головним скарбом життя є здоров’я...
60030. До якості освіти крізь призму інформаційних технологій 255 KB
  Як відомо якість освіти - це соціальна категорія яка визначає сукупність показників які характеризують різні аспекти навчальної діяльності освітнього закладу: зміст освіти форми та методи навчання матеріально-технічну базу...
60031. Конспект заняття з пізнавального розвитку з використанням технік арт-терапії. Сфери життєдіяльності «Природа», «Я Сам», «Люди» 37.5 KB
  Вихователь: Малята Хто б це міг бути На порозі групи з’являється ялинка. Вихователь: Що за гостя завітала до нас Діти: Ялиночка Вихователь: Як ви гадаєте чому саме зараз вона в нас з’явилася Діти: Тому що скоро Новий рік.
60032. Сорочинський ярмарок. Година дозвілля 62 KB
  Гей народ збирається Ярмарок починається Під музику діти в українському одязі з кошиками торбами возиками ідуть на ярмарок. З давніхдавен на Полтавщині в селі Сорочинці проводиться ярмарок. Отже на ярмарок ішли не тільки щоб продати та купити...
60033. ОСІННІЙ ЯРМАРОК 362.5 KB
  Уперед виходить Осінь. Осінь уклоняється: Добрий деньмої малята Й любі гості цього свята Нині знов із вами Я. Осіньось моє ім’я Осінь рідним краєм йде Сіє листя золоте.
60034. Призначення, можливості і класифікація систем обробки текстів. Основи роботи з текстовим процесором. Введення й редагування тексту 206 KB
  Розроблений фірмою Microsoft текстовий процесор Word є найпопулярнішим засобом для створення документів які крім текстової інформації можуть містити малюнки таблиці різноманітні символи математичні формули тощо.