64243

Биологическая ограниченность интеллекта животных

Доклад

Психология и эзотерика

Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Но как и другие человекообразные обезьяны шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. Причины ограниченности интеллекта животных: Ладыгина-Котс на основе экспериментальных данных пришла к выводу...

Русский

2014-07-03

30 KB

2 чел.

Биологическая ограниченность интеллекта животных

Интеллектуальное поведение обезьян, как и все другие формы поведения, всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями, рамки которых не может перешагнуть даже самая умная обезьяна. Так, например, шимпанзе на воле каждый вечер устраивают себе искусно переплетенные спальные гнезда из ветвей и листьев, но они никогда не сооружают навесов и остаются совершенно беззащитными под проливным тропическим дождем.

Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Правда, имеются отдельные наблюдения об орудийных действиях шимпанзе при добывании пищи или нападении. Но, как и другие человекообразные обезьяны, шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. С другой стороны, другие позвоночные (каланы, галапагосские дятловые вьюрки) систематически пользуются предметами в качестве орудий. Уже это указывает на то, что орудийные действия сами по себе не обязательно являются критериями высокоразвитой психической деятельности животных.

Причины ограниченности интеллекта животных:

  1.  Ладыгина-Котс на основе экспериментальных данных пришла к выводу, что ограниченность интеллекта человекообразных обезьян связана с тем, что представления у них являются значительно более слабыми, чем у человека, и всегда связаны с компонентами окружающей обстановки (ситуационная связанность представлений). Эта ограниченность проявляется в "нелепых" ошибках при орудийном употреблении предметов. Например, шимпанзе пытался втолкнуть в трубу кусок фанеры вопреки явному несоответствию её ширины и принимался обгрызать его только после нескольких неудачных попыток.
  2.  Неадекватность действий обезьян иногда обусловлена преобладанием деструктивного манипулирования. В опытах, когда животному предлагались связанные планки для выталкивания приманки из трубы, обезьяна всегда сначала разъединяла планки, а затем пыталась воспользоваться ими по отдельности.
  3.  Если дать обезьяне закрытую с одной стороны трубу с приманкой и палки с крючками, она обламывает крючки и пытается вытолкнуть приманку заученными движениями. Это говорит о том, что шимпанзе не способны перейти от шаблонного привычного приёма выталкивания приманки прямым, гладким единичным орудием к использованию нового, более рационального приёма притягивания к себе крючком, и свидетельствует о недостаточной пластичности психики человекообразных обезьян и ограниченности их мышления.
  4.  Шимпанзе не в состоянии сразу понять существенные особенности новой ситуации и установить новые связи на основе осмысления непосредственно воспринимаемых отношений между предметами. Это доказывает опыт Э.Г.Вацуро. Сначала у шимпанзе вырабатывался навык выкатывания палкой яблока из лабиринта через проход, расположенный в дальней по отношению к животному стороне лабиринта, с последующим подкатыванием яблока к клетке. Если после этого открывали проход и в ближней стенке лабиринта, животное продолжало катить яблоко в обход, хотя проще и быстрее было бы катить его сразу к себе.
  5.  Ограниченность интеллектуальных способностей обезьян, включая антропоидов, связана с тем, что даже самые сложные формы поведения у них представляют собой не что иное, как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. Развитая способность обезьян к практическому анализу связана с особенностями их питания; высокоразвитые сенсомоторные функции руки, их сочетание со зрением и, как следствие, отличительные способности обезьян объясняются особенностями их хватательных способностей. Такой образ жизни делает достаточным для оптимального приспособления к условиям обитания развития только предметно-отнесённого мышления. Неспособность же мысленно оперировать одними лишь
  6.  Представлениями с неизбежностью приводит к неспособности понимать результаты своих действий, понимать истинные причинно-следственные связи. Это возможно лишь с помощью понятий, которые у обезьян, по указанным причинам полностью отсутствуют.

В заключение необходимо отметить, что проблема интеллекта животных, несмотря на активные исследования, пока изучена недостаточно. По существу, обстоятельные эксперименты проведены только над обезьянами, преимущественно высшими, в то время как нет доказательных данных о возможности интеллектуальных действий у других позвоночных, хотя, сомнительно, чтобы интеллект был присущ только приматам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9009. Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница 50 KB
  Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обр...
9010. Периоды, представители и проблемы философии Средневековья и Возрождения 44 KB
  Периоды, представители и проблемы философии Средневековья и Возрождения Средневековая европейская философия - важный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством. Хронологически этот период охватывает V –XV вв. Специфик...
9011. Британская философия XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) 53 KB
  Британская философия XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) Эмпиризм - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и...
9012. Французский материализм XVIII в 42.5 KB
  Французский материализм XVIII в. Вторая половина XVIII в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию важнейшую роль в ее идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ламетри, Гольб...
9013. Основные идеи философии И. Канта 42 KB
  Основные идеи философии И. Канта Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) - немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет и был в 1755 - 1770 гг. доцентом, а в...
9014. Система и метод философии Гегеля 47 KB
  Система и метод философии Гегеля Георг Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.) - создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая концепция...
9015. Возникновение и развитие марксистской философии 35 KB
  Возникновение и развитие марксистской философии Марксистскую философию составляют диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаим...
9016. Неклассическая философия рубежа XIX - XX вв. Отличие от классической философии 36 KB
  Неклассическая философия рубежа XIX - XX вв. Отличие от классической философии Иррационализм - обозначение неклассических, идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможност...
9017. Философия жизни Ф. Ницше 46 KB
  Философия жизни Ф. Ницше В основе всего сущего знаменитым философом Фридрихом Ницше признается жизнь. Жизнь стоит над всем. Иррационализм Ницше - последовательное уничтожение разумного постижения - мир хаотичен. По Ницше, сознани...