64243

Биологическая ограниченность интеллекта животных

Доклад

Психология и эзотерика

Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Но как и другие человекообразные обезьяны шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. Причины ограниченности интеллекта животных: Ладыгина-Котс на основе экспериментальных данных пришла к выводу...

Русский

2014-07-03

30 KB

2 чел.

Биологическая ограниченность интеллекта животных

Интеллектуальное поведение обезьян, как и все другие формы поведения, всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями, рамки которых не может перешагнуть даже самая умная обезьяна. Так, например, шимпанзе на воле каждый вечер устраивают себе искусно переплетенные спальные гнезда из ветвей и листьев, но они никогда не сооружают навесов и остаются совершенно беззащитными под проливным тропическим дождем.

Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Правда, имеются отдельные наблюдения об орудийных действиях шимпанзе при добывании пищи или нападении. Но, как и другие человекообразные обезьяны, шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. С другой стороны, другие позвоночные (каланы, галапагосские дятловые вьюрки) систематически пользуются предметами в качестве орудий. Уже это указывает на то, что орудийные действия сами по себе не обязательно являются критериями высокоразвитой психической деятельности животных.

Причины ограниченности интеллекта животных:

  1.  Ладыгина-Котс на основе экспериментальных данных пришла к выводу, что ограниченность интеллекта человекообразных обезьян связана с тем, что представления у них являются значительно более слабыми, чем у человека, и всегда связаны с компонентами окружающей обстановки (ситуационная связанность представлений). Эта ограниченность проявляется в "нелепых" ошибках при орудийном употреблении предметов. Например, шимпанзе пытался втолкнуть в трубу кусок фанеры вопреки явному несоответствию её ширины и принимался обгрызать его только после нескольких неудачных попыток.
  2.  Неадекватность действий обезьян иногда обусловлена преобладанием деструктивного манипулирования. В опытах, когда животному предлагались связанные планки для выталкивания приманки из трубы, обезьяна всегда сначала разъединяла планки, а затем пыталась воспользоваться ими по отдельности.
  3.  Если дать обезьяне закрытую с одной стороны трубу с приманкой и палки с крючками, она обламывает крючки и пытается вытолкнуть приманку заученными движениями. Это говорит о том, что шимпанзе не способны перейти от шаблонного привычного приёма выталкивания приманки прямым, гладким единичным орудием к использованию нового, более рационального приёма притягивания к себе крючком, и свидетельствует о недостаточной пластичности психики человекообразных обезьян и ограниченности их мышления.
  4.  Шимпанзе не в состоянии сразу понять существенные особенности новой ситуации и установить новые связи на основе осмысления непосредственно воспринимаемых отношений между предметами. Это доказывает опыт Э.Г.Вацуро. Сначала у шимпанзе вырабатывался навык выкатывания палкой яблока из лабиринта через проход, расположенный в дальней по отношению к животному стороне лабиринта, с последующим подкатыванием яблока к клетке. Если после этого открывали проход и в ближней стенке лабиринта, животное продолжало катить яблоко в обход, хотя проще и быстрее было бы катить его сразу к себе.
  5.  Ограниченность интеллектуальных способностей обезьян, включая антропоидов, связана с тем, что даже самые сложные формы поведения у них представляют собой не что иное, как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. Развитая способность обезьян к практическому анализу связана с особенностями их питания; высокоразвитые сенсомоторные функции руки, их сочетание со зрением и, как следствие, отличительные способности обезьян объясняются особенностями их хватательных способностей. Такой образ жизни делает достаточным для оптимального приспособления к условиям обитания развития только предметно-отнесённого мышления. Неспособность же мысленно оперировать одними лишь
  6.  Представлениями с неизбежностью приводит к неспособности понимать результаты своих действий, понимать истинные причинно-следственные связи. Это возможно лишь с помощью понятий, которые у обезьян, по указанным причинам полностью отсутствуют.

В заключение необходимо отметить, что проблема интеллекта животных, несмотря на активные исследования, пока изучена недостаточно. По существу, обстоятельные эксперименты проведены только над обезьянами, преимущественно высшими, в то время как нет доказательных данных о возможности интеллектуальных действий у других позвоночных, хотя, сомнительно, чтобы интеллект был присущ только приматам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59383. Cценарій дня закоханих: День Святого Валентина 44 KB
  Ведучий: А ми з вами маємо чудову нагоду помандрувати країною Любові поблукати вулицями великого щастя. Ведучий: Кохання це святе почуття яке заслуговує на свій день на своє свято. Ведучий: 3 приводу цього є багато версій.
59384. День свята жінки. Сценарій 44.5 KB
  Всіх хто живе поруч з нами і далеко від нас. Ми всі вітаємо Вас щиро Працює хто на освітянській ниві Хто нас навчає чи підлогу миє Хто знає все і все на світі вміє Хто нам готує гарну страву Хто в світ знання веде яскравий...
59385. Cценарій. Бо прийшли до тебе три праздники в гості (Різдво христове) 38 KB
  Один з найзнаменитіших і найвеличніших празників святкового календаря, яким власне започатковується рік, є Різдво Христове, що в народі іменується просто Різдвом.
59389. Cценарій заняття танцювального гуртка 32 KB
  Привітання музичний розмір 4 4. Розминка по колу: музичний розмір 4 4 марш; хід на пальцях на пятках; хід з високим підняттям колін; підскоки; полькахід галоп біг з викиданням ніг вперед. Розминка на середині залу музичний розмір 4 4.
59390. Сценарій літературної години. Білі плями Франкіани 46 KB
  Білі плями Франкіани І ведучий: Сьогодні Вашій увазі ми пропонуємо літературну годину Білі плями Франкіани. ІІ ведучий: У чьому році ми святкуємо річницю з дня народження Великого Каменяра.
59391. Сценарій літературно-музичної композиції за сторінками життя і творчості Лесі Українки Ні я жива! Я буду вічно жити! 62.5 KB
  Посвята Михайлові Драгоманову ДО Гімн 1 ведучий: Леся Українка. 2 ведучий: Росла і виховувалась Леся у середовищі демократично настроєної української інтелігенції рід вела свій від людей порядних не пустодухих не мізерних. 1 ведучий: Добрим словом годиться згадати сьогодні...