64244

Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками

Доклад

Психология и эзотерика

Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы определяющие поведение человека.

Русский

2014-07-03

36.5 KB

5 чел.

Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками

На первой лекции, рассматривая связь зоопсихологии с другими науками, мы отметили ее тесную связь со сравнительной психологией.  Сравнительная психология – это отрасль психологии, которая изучает проблемы связанные с антропогенезом. Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания, изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных, анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы, определяющие поведение человека. Иными словами сравнительная психология изучает поведенческие реакции, сравнивая психику животных и человека с целью выяснения адаптационного значения различных форм поведения и установления возможных биологических предпосылок и механизмов эволюционного и онтогенетического развития психики человека.

Сравнительная психология является очень молодой наукой. Область её исследований лежит на стыке различных отраслей психологии (возрастной, генетической, социальной, психологии личности и других), а также зоопсихологии, этологии, социобиологии, палеонтологии и антропологии. Сравнительная психология использует знания и методы указанных наук для того, чтобы лучше изучить, в чём заключается сходство человека с другими видами животных (особенно с его “ближайшими родственниками” – человекообразными обезьянами), и понять особенности человеческой психики.

В современной сравнительной психологии применяется сравнительно-психологический анализ, который строится на сопоставлении данных зоопсихологии и психологии человека. Особое внимание уделяется исследованию предпосылок зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи. Данные сравнительной психологии имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии. Сравнительно-онтогенетическое изучение психики позволяет выявлять закономерности развития психики ребенка. Данные сравнительной психологии находят практическое применение в нейропатологии, психиатрии, кроме того, моделирование патологических состояний на животных, помогает находить пути лечения этих неблагоприятных состояний у человека.

Сравнительная психология, как наука, начала формироваться во второй половине 19 века и продолжает формироваться до сегодняшнего дня. В настоящее время сравнительная психология по нашему мнению преодолела заблуждения как идеалистических воззрений, связанных с субъективизмом и концепцией психофизического параллелизма, так и вульгарно-материалистической теории биологизации поведения человека. Представляется целесообразным провести краткий анализ этих подходов.

Идеалистические воззрения в сравнительной психологии были связаны с концепцией психофизического параллелизма (Г. В. Лейбниц). Эта концепция возникла при решении психофизической проблемы, основным вопросом которой был вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и физиологических процессов. В 17 веке, когда "сложилась механистическая картина мира" Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Он выдвинул концепцию психофизического взаимодействия, согласно которой "душа" только мыслит, а тело только движется, но они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в мозге. Гоббс и Спиноза утверждали, что психика полностью определяется из взаимодействия природных тел, а ощущения являются побочным предметом материальных процессов. Лейбниц, в своей концепции совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею, согласно которой душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но согласовано между собой. Приверженцы концепции психофизического параллелизма считали, что психическое и физиологическое представляют собой два самостоятельных процесса, неотделимые, коррелирующие друг с другом, но не связанные причинно – следственными отношениями. В концепции психофизического параллелизма существовало два направления: материалистическое и идеалистическое. Последователи материалистического направления считали, что сознание неотделимо от мозга, а "идеалисты" отстаивали гипотезу о независимости сознания от материальных воздействий и его подчиненность особой "психической причинности". Оба эти направления не могли научно объяснить отражательную природу психики, ее регуляторную роль в поведении.

Сторонники вульгарно-материалистической теории биологизации поведения человека, стремясь обосновать положение о непрерывности развития всего органического мира как единого целого, во главе с Ч. Дарвином односторонне подчеркивали сходство и родство всех психических явлений, начиная от низших организмов до человека. Дарвин отрицал качественные различия между психикой человека и животных, и как бы приближал человека к животным, и "поднимал" их до человека, приписывал животным человеческие мысли, чувства, воображения и так далее. Следует подчеркнуть, что биологический подход, основанный на эволюционной теории Дарвина, применительно к человеку часто оказывается неправильным. Причин тому несколько.

Во-первых, человек не является чисто биологическим существом, его поведение во многом определяют социальные факторы, характерные для определённой культуры. Социальность и  наличие культуры, как основного адаптационного механизма, присущи только человеку, и сравнить его по этому критерию не с кем.

Вторая причина связана с уникальностью эволюционного пути человека. По современным представлениям ветвь гоминидов, единственным представителем которых является человек, отделилась от древесных обезьян, живших в условиях тропического леса. Однако  жили гоминиды в условиях саваны, требующей совершенно другой адаптационной стратегии. В связи с этим, среди учёных ведутся споры о том, с кем правильнее сравнивать человека: с человекообразными обезьянами, живущими в тропическом лесу, или с низшими обезьянами и другими видами, живущими в саванах. Иными словами, что считать главным при выборе группы для сравнения с человеком – эволюционное родство или сходство адаптационных стратегий. По мнению некоторых учёных, стиль адаптации, сильнее определяет поведение, чем врождённые механизмы регуляции, в первую очередь за счёт благоприобретённых компонентов. Однако неразрешённость проблемы соотношения врождённого и приобретённого в поведении не позволяет однозначно решить данный спор.

Третья причина заключается в том, что по одному признаку (морфологическому или поведенческому) человек сходен с одним видом, а по другому – с другим; при этом между собой эти два вида могут быть очень далеки как в эволюционном плане, так и по условиям их обитания.

В связи со всем вышесказанным, для выяснения вклада и значения врождённых и приобретённых механизмов регуляции поведения, онтогенез психики и поведения человека приходится сравнивать с таковым у разных видов животных.

Дарвиновское одностороннее понимание генетического родства психики человека и животных было подвергнуто критике Вагнером. Он подчеркивал, что сравнение психических функций животных надо проводить не с психикой человека, а с психикой форм предшествующих данной группе животных и следующих за ней. Одновременно он указывал на наличие общих законов эволюции психики, без познания которых невозможно понимание человеческого сознания. Предложенный им подход позволяет выявить предысторию антропогенеза, биологические предпосылки зарождения человеческой психики.

В настоящее время нет единой теории, позволяющей органично соединять в единую систему знаний разноплановые исследования, посвящённые проблемам сравнения поведенческих реакций человека и животных на различных этапах онтогенеза. По этой же причине нет единства методологических и интерпретационных подходов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46639. Quite and rather 23.5 KB
  Мы часто употребляем quite в позитивных ситуациях, а rather в негативных: She is quite intelligent but rather lazy. Когда мы употребляем rather с позитивными словами
46640. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР К ИСХОДУ 30–Х ГОДОВ 23.6 KB
  На наш взгляд в оценке итогов развития страны к началу 40х годов следует учитывать два объективных обстоятельства: вопервых конечный результат вовторых средства и методы с помощью которых он был достигнут. Бесспорно то что в конце 30хгодов были созданы основные конструкции социалистического общества. К исходу 30х годов наша страна вышла с пятого места в1913году на второе место в мире после США по объемам валовой промышленной продукции.
46641. Прогнозирование возможной радиационной обстановки и ее оценка 23.62 KB
  Полученные размеры ОЯП и зон РЗ ВП наносят на карту или схему местности с учетом принятого или фактического направления ветра. Методика прогнозирования и оценки зон РЗ местности при ЯВ. На 1 этапе определяют размеры зон Р3 изображают их на карте схеме местности в соответствующих цветах и находят в какую зону по РЗ попал рассматриваемый объект. На 3 этапе разрабатывают текст оповещения населения об опасности РЗ местности и принимают решения по работе персонала объекта.
46642. Образование единых централизованных государств 23.65 KB
  Экспансия государства была в основе своей экспансией сельского хозяйства которое при всей своей первобытности обнаруживало превосходство над кочевниками Юга и Востока. Жадная требовательность государства и скудость крестьянской базы под господствующими классами порождали самые ожесточенные формы эксплуатации. Национальный гнет в России был несравненно грубее чем в соседних государствах не только по западную но и по восточную границу. Если в национально однородных государствах буржуазная революция развивала могучие центробежные тенденции...
46646. Методика изучения темы «ПЗ, ПС химических элементов Д.И. Менделеева» 24.04 KB
  элтов это не только один из важнейших законов природы это и методическая основа изучения химии. средство изучения химии.время любой систематический курс химии имеет в своей основе ПЗ. В программе по химии приводятся требования к знаниям относящиеся к образовательной стороне обучения.
46647. Исламская республика 24.33 KB
  Политические партии. Это партии входившие в Национальный фронт партии марксистского типа а также партии использовавшие исламские лозунги. Активное участие в свержении шахского режима приняли такие левые партии как Организация моджахедов иранского народа Моджахедине Хальк Организация партизанфедаев Федаяне хальк иранского народа Народная партия Ирана Туде. Поддержали революцию некоторые буржуазнодемократические партии Национального фронта члены которых вошли в состав Временного революционного правительства партия Движение за...