64244

Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками

Доклад

Психология и эзотерика

Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы определяющие поведение человека.

Русский

2014-07-03

36.5 KB

4 чел.

Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками

На первой лекции, рассматривая связь зоопсихологии с другими науками, мы отметили ее тесную связь со сравнительной психологией.  Сравнительная психология – это отрасль психологии, которая изучает проблемы связанные с антропогенезом. Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания, изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных, анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы, определяющие поведение человека. Иными словами сравнительная психология изучает поведенческие реакции, сравнивая психику животных и человека с целью выяснения адаптационного значения различных форм поведения и установления возможных биологических предпосылок и механизмов эволюционного и онтогенетического развития психики человека.

Сравнительная психология является очень молодой наукой. Область её исследований лежит на стыке различных отраслей психологии (возрастной, генетической, социальной, психологии личности и других), а также зоопсихологии, этологии, социобиологии, палеонтологии и антропологии. Сравнительная психология использует знания и методы указанных наук для того, чтобы лучше изучить, в чём заключается сходство человека с другими видами животных (особенно с его “ближайшими родственниками” – человекообразными обезьянами), и понять особенности человеческой психики.

В современной сравнительной психологии применяется сравнительно-психологический анализ, который строится на сопоставлении данных зоопсихологии и психологии человека. Особое внимание уделяется исследованию предпосылок зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи. Данные сравнительной психологии имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии. Сравнительно-онтогенетическое изучение психики позволяет выявлять закономерности развития психики ребенка. Данные сравнительной психологии находят практическое применение в нейропатологии, психиатрии, кроме того, моделирование патологических состояний на животных, помогает находить пути лечения этих неблагоприятных состояний у человека.

Сравнительная психология, как наука, начала формироваться во второй половине 19 века и продолжает формироваться до сегодняшнего дня. В настоящее время сравнительная психология по нашему мнению преодолела заблуждения как идеалистических воззрений, связанных с субъективизмом и концепцией психофизического параллелизма, так и вульгарно-материалистической теории биологизации поведения человека. Представляется целесообразным провести краткий анализ этих подходов.

Идеалистические воззрения в сравнительной психологии были связаны с концепцией психофизического параллелизма (Г. В. Лейбниц). Эта концепция возникла при решении психофизической проблемы, основным вопросом которой был вопрос о месте психического в природе, о соотношении психических и физиологических процессов. В 17 веке, когда "сложилась механистическая картина мира" Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Он выдвинул концепцию психофизического взаимодействия, согласно которой "душа" только мыслит, а тело только движется, но они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в мозге. Гоббс и Спиноза утверждали, что психика полностью определяется из взаимодействия природных тел, а ощущения являются побочным предметом материальных процессов. Лейбниц, в своей концепции совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею, согласно которой душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но согласовано между собой. Приверженцы концепции психофизического параллелизма считали, что психическое и физиологическое представляют собой два самостоятельных процесса, неотделимые, коррелирующие друг с другом, но не связанные причинно – следственными отношениями. В концепции психофизического параллелизма существовало два направления: материалистическое и идеалистическое. Последователи материалистического направления считали, что сознание неотделимо от мозга, а "идеалисты" отстаивали гипотезу о независимости сознания от материальных воздействий и его подчиненность особой "психической причинности". Оба эти направления не могли научно объяснить отражательную природу психики, ее регуляторную роль в поведении.

Сторонники вульгарно-материалистической теории биологизации поведения человека, стремясь обосновать положение о непрерывности развития всего органического мира как единого целого, во главе с Ч. Дарвином односторонне подчеркивали сходство и родство всех психических явлений, начиная от низших организмов до человека. Дарвин отрицал качественные различия между психикой человека и животных, и как бы приближал человека к животным, и "поднимал" их до человека, приписывал животным человеческие мысли, чувства, воображения и так далее. Следует подчеркнуть, что биологический подход, основанный на эволюционной теории Дарвина, применительно к человеку часто оказывается неправильным. Причин тому несколько.

Во-первых, человек не является чисто биологическим существом, его поведение во многом определяют социальные факторы, характерные для определённой культуры. Социальность и  наличие культуры, как основного адаптационного механизма, присущи только человеку, и сравнить его по этому критерию не с кем.

Вторая причина связана с уникальностью эволюционного пути человека. По современным представлениям ветвь гоминидов, единственным представителем которых является человек, отделилась от древесных обезьян, живших в условиях тропического леса. Однако  жили гоминиды в условиях саваны, требующей совершенно другой адаптационной стратегии. В связи с этим, среди учёных ведутся споры о том, с кем правильнее сравнивать человека: с человекообразными обезьянами, живущими в тропическом лесу, или с низшими обезьянами и другими видами, живущими в саванах. Иными словами, что считать главным при выборе группы для сравнения с человеком – эволюционное родство или сходство адаптационных стратегий. По мнению некоторых учёных, стиль адаптации, сильнее определяет поведение, чем врождённые механизмы регуляции, в первую очередь за счёт благоприобретённых компонентов. Однако неразрешённость проблемы соотношения врождённого и приобретённого в поведении не позволяет однозначно решить данный спор.

Третья причина заключается в том, что по одному признаку (морфологическому или поведенческому) человек сходен с одним видом, а по другому – с другим; при этом между собой эти два вида могут быть очень далеки как в эволюционном плане, так и по условиям их обитания.

В связи со всем вышесказанным, для выяснения вклада и значения врождённых и приобретённых механизмов регуляции поведения, онтогенез психики и поведения человека приходится сравнивать с таковым у разных видов животных.

Дарвиновское одностороннее понимание генетического родства психики человека и животных было подвергнуто критике Вагнером. Он подчеркивал, что сравнение психических функций животных надо проводить не с психикой человека, а с психикой форм предшествующих данной группе животных и следующих за ней. Одновременно он указывал на наличие общих законов эволюции психики, без познания которых невозможно понимание человеческого сознания. Предложенный им подход позволяет выявить предысторию антропогенеза, биологические предпосылки зарождения человеческой психики.

В настоящее время нет единой теории, позволяющей органично соединять в единую систему знаний разноплановые исследования, посвящённые проблемам сравнения поведенческих реакций человека и животных на различных этапах онтогенеза. По этой же причине нет единства методологических и интерпретационных подходов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56583. Методы формирования деловой этики на предприятии 76 KB
  Этика- одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом. По своей сути этика претендует на решение вечных человеческих проблем: в чем смысл жизни человека, что есть добро, а что зло, что считать истинным и ложным, справедливым и несправедливым.
56584. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫХ РАСПОРЯЖЕИЙ В НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ 151.78 KB
  Целью исследования является изучение и определение завещания как категории и основания наследования в историческом аспекте и в современных условиях, установление допускаемых законом и используемых на практике видов современного завещательного распоряжения
56585. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА 281 KB
  Проблема применения принудительных мер медицинского характера относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Существует как минимум три аспекта правового регулирования принудительных мер медицинского характера
56588. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Речення 52.5 KB
  Діти пішли в ліс по гриби ось і ліс біліють молоді берези суворо стоять міцні дуби на галявинці вишикуються молоденькі осики дзвінко виспівує славка десь відстукує дятел Андрійко знайшов перший гриб Наталка побачила товстеньких боровичків...
56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
  Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
  Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.