64247

Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека

Доклад

Психология и эзотерика

В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую ознакомительную обрабатывающую двигательно-игровую сохранение отвергание предмета и орудийную деятельности.

Русский

2014-07-03

36 KB

2 чел.

Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека

Взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук обезьян проявляется в интенсивной и многообразной манипуляционной активности. Как низшие, так и человекообразные обезьяны осуществляют в ходе манипулирования практический анализ объекта (расчленение, разбор его, выделение и обследование отдельных деталей и тому подобное). Однако, у человекообразных обезьян значительно сильнее чем у низших выражены синтетические "конструктивные" действия. Они чаще воссоздают из частей целое путем сближения, соединения, наслаивания, переплетения и скручивания предметов. Примером конструктивных действий может служить гнездостроение у шимпанзе.

В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую (ознакомительную), обрабатывающую, двигательно-игровую (сохранение, отвергание предмета) и орудийную деятельности. Количественный анализ общей структуры деятельности шимпанзе в процессе манипулирования показал, что по отношению к непищевым объектам чаще всего выступает ознакомительная, обрабатывающая и конструктивная деятельности. В наименьшей степени проявляется орудийная деятельность.

Эти различия форм предметной деятельности шимпанзе объясняются особенностями образа жизни этого антропоида. Минимальное развитие у шимпанзе орудийной деятельности, объясняется тем, что в естественных условиях такая форма обращения с предметами встречается крайне редко. Известны лишь отдельные случаи орудийных действий (извлечение термитов из их построек с помощью веточек или соломинок, собирание влаги из углублений в стволе дерева с помощью жеваного комка листьев). Эти орудийные действия дикоживущих шимпанзе являются, однако, несравненно более простыми, чем орудийные действия, искусственно формируемые у человекообразных обезьян в специальных условиях лабораторного эксперимента, что свидетельствует о потенциальных психических способностях этих животных. Ладыгина-Котc расценивала самостоятельное применение орудия скорее как индивидуальную, чем видовую черту в поведении высших обезьян. Правда, как показали полевые наблюдения, такое индивидуальное поведение может иногда проявляться среди многих членов одной популяции обезьян.

Ограниченность орудийных действий современных антропоидов в естественных условиях свидетельствует о рудиментарности прежних способностей их предков, но эти способности могут проявляться в искусственно создаваемых условиях зоопсихологического эксперимента. Орудийную деятельность современных антропоидов можно рассматривать как иллюстрацию одной из важных биологических предпосылок антропогенеза. Можно предположить, что у ископаемых антропоидов, предков человека, употребление орудий было значительно лучше развито, чем у современных человекообразных обезьян. По предметной деятельности современных высших обезьян можно судить, в известной мере, о развитии предтрудовой деятельности животных предков человека и о тех условиях, в которых зародились первые трудовые действия, выполняемые с помощью орудий труда. Однако следует заметить, что изготовляемые современными человекообразными обезьянами и другими животными орудия, являются не орудиями труда, а лишь средствами биологической адаптации к определенным ситуациям. "Стремление манипулировать любым предметом, не имеющим даже отдаленного сходства с пищей, способность замечать детали и расчленять сложное, – все это, – как писал Войтонис, – является первой предпосылкой проявления умения пользоваться вещью как орудием в самом примитивном смысле этого слова". И все же, даже высшие проявления манипуляционной (орудийной) деятельности у ископаемых человекообразных обезьян, по всей видимости навсегда остались бы не более как формами биологической адаптации, если бы у непосредственных предков человека не наступили бы коренные изменения в поведении. Подтверждение этого предположения было получено Фабри в экспериментальных исследованиях современных обезьян. Он обнаружил явление "компенсаторного манипулирования". Суть его заключается в том, что в обедненной среде у обезьян происходит коренная перестройка манипуляционной активности. Если в естественных условиях обезьян окружает обилие пригодных для манипулирования предметов, которые распыляют внимание животных и стимулируют их к быстрой перемене деятельности, то в условиях клеточного содержания, когда почти полностью отсутствуют предметы для манипулирования, нормальная многообразная и "рассеянная" манипуляционная деятельность обезьян концентрируется на немногих предметах. В результате этого животные производят не менее разнообразные, но интенсивные, сосредоточенные, длительные манипуляции с одним или немногими предметами. При этом разрозненные двигательные элементы концентрируются и образуются значительно более сложные манипуляционные движения. Подобные действия с предметами могли служить основой зарождения трудовой деятельности.

Согласно данным палеонтологии в конце миоцена, особенно же в плиоцене началось быстрое сокращение тропических лесов, это привело к тому, что многие их обитатели, в том числе обезьяны, оказались в полуоткрытой, или даже совсем открытой безлесной, местности, то есть в среде, более однообразной и бедной объектами для манипулирования.

В числе этих обезьян, попавших в обедненную среду обитания, были и близкие к предку человека формы (рамапитек, парантроп, плезиантроп, австралопитек), а также, очевидно, и наш непосредственный верхнеплиоценовый предок. Вынужденный переход в новую среду обитания принес обезьянам немалые трудности, и большинство из них вымерло.

В новых условиях преимущества имели те антропоиды, которые смогли выработать более совершенную прямую походку на двух ногах (прямохождение) на основе прежнего способа передвижения по деревьям – круриации. Этот тип локомоции представляет собой хождение по толстым ветвям на задних конечностях при более или менее выпрямленном положении туловища, при этом передние конечности лишь поддерживают верхнюю часть тела. Круриация в новых условиях оказалась биологически выгодной, так как при таком типе локомоции верхние конечности больше и лучше использовались для орудийной деятельности.

Среди антропологов господствует мнение, что непосредственным предком человека был единственный вид антропоидов, который, несмотря на резкое ухудшение условий жизни в начале плейстоцена, выжил благодаря успешному использованию природных предметов в качестве орудий, а в последствии и за счет употребления искусственно созданных орудий. Однако, как справедливо считал Фабри, орудийная деятельность смогла сыграть такую "спасительную" роль лишь после того, как она сама претерпела глубокую качественную перестройку. Это отразилось в возникновении таких форм "компенсаторного манипулирования", которые способствовали исключительно сильной концентрации элементов психомоторной сферы и подняли орудийную деятельность животного предка человека на качественно новую ступень.

По мнению Фабри именно высокоразвитая способность к компенсаторной перестройке предметной деятельности обеспечила выживание предка человека и явилась необходимой основой для зарождения трудовой деятельности, а тем самым и появления на земле человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60226. Берегині рідного краю 551.5 KB
  1 учень. Щасливі мої письма що в рученьках твоїх бувають ніж мої очі що тебе не оглядають. Слайд 3 1 учень Трагічно склалися взаємини між юною Кочубеївною та гетьманом. 1 учень Тут доречні слова письменника Богдана Лепкого...
60227. Як Берізка листя роздарувала 125.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з творами українських письменників, які описували красу осені. Удосконалювати вміння виразно, правильно, інтонаційно читати та розказувати текст, співати пісні, танцювати.
60229. Свято «Чаювання – родинна традиція» 142.5 KB
  Розширити уявлення учнів про напій який виготовляють люди а саме чай. Сьогодні чай називають напоєм №1. Чай це прекрасний корисний напій який тамує спрагу знімає втому додає бадьорості підіймає настрій.
60230. Поспішайте робити добро! 47.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про моральні якості людини – доброту, доброзичливість; проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших; удосконалювати уміння аналізувати власні вчинки...
60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.
60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...