64247

Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека

Доклад

Психология и эзотерика

В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую ознакомительную обрабатывающую двигательно-игровую сохранение отвергание предмета и орудийную деятельности.

Русский

2014-07-03

36 KB

1 чел.

Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека

Взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук обезьян проявляется в интенсивной и многообразной манипуляционной активности. Как низшие, так и человекообразные обезьяны осуществляют в ходе манипулирования практический анализ объекта (расчленение, разбор его, выделение и обследование отдельных деталей и тому подобное). Однако, у человекообразных обезьян значительно сильнее чем у низших выражены синтетические "конструктивные" действия. Они чаще воссоздают из частей целое путем сближения, соединения, наслаивания, переплетения и скручивания предметов. Примером конструктивных действий может служить гнездостроение у шимпанзе.

В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую (ознакомительную), обрабатывающую, двигательно-игровую (сохранение, отвергание предмета) и орудийную деятельности. Количественный анализ общей структуры деятельности шимпанзе в процессе манипулирования показал, что по отношению к непищевым объектам чаще всего выступает ознакомительная, обрабатывающая и конструктивная деятельности. В наименьшей степени проявляется орудийная деятельность.

Эти различия форм предметной деятельности шимпанзе объясняются особенностями образа жизни этого антропоида. Минимальное развитие у шимпанзе орудийной деятельности, объясняется тем, что в естественных условиях такая форма обращения с предметами встречается крайне редко. Известны лишь отдельные случаи орудийных действий (извлечение термитов из их построек с помощью веточек или соломинок, собирание влаги из углублений в стволе дерева с помощью жеваного комка листьев). Эти орудийные действия дикоживущих шимпанзе являются, однако, несравненно более простыми, чем орудийные действия, искусственно формируемые у человекообразных обезьян в специальных условиях лабораторного эксперимента, что свидетельствует о потенциальных психических способностях этих животных. Ладыгина-Котc расценивала самостоятельное применение орудия скорее как индивидуальную, чем видовую черту в поведении высших обезьян. Правда, как показали полевые наблюдения, такое индивидуальное поведение может иногда проявляться среди многих членов одной популяции обезьян.

Ограниченность орудийных действий современных антропоидов в естественных условиях свидетельствует о рудиментарности прежних способностей их предков, но эти способности могут проявляться в искусственно создаваемых условиях зоопсихологического эксперимента. Орудийную деятельность современных антропоидов можно рассматривать как иллюстрацию одной из важных биологических предпосылок антропогенеза. Можно предположить, что у ископаемых антропоидов, предков человека, употребление орудий было значительно лучше развито, чем у современных человекообразных обезьян. По предметной деятельности современных высших обезьян можно судить, в известной мере, о развитии предтрудовой деятельности животных предков человека и о тех условиях, в которых зародились первые трудовые действия, выполняемые с помощью орудий труда. Однако следует заметить, что изготовляемые современными человекообразными обезьянами и другими животными орудия, являются не орудиями труда, а лишь средствами биологической адаптации к определенным ситуациям. "Стремление манипулировать любым предметом, не имеющим даже отдаленного сходства с пищей, способность замечать детали и расчленять сложное, – все это, – как писал Войтонис, – является первой предпосылкой проявления умения пользоваться вещью как орудием в самом примитивном смысле этого слова". И все же, даже высшие проявления манипуляционной (орудийной) деятельности у ископаемых человекообразных обезьян, по всей видимости навсегда остались бы не более как формами биологической адаптации, если бы у непосредственных предков человека не наступили бы коренные изменения в поведении. Подтверждение этого предположения было получено Фабри в экспериментальных исследованиях современных обезьян. Он обнаружил явление "компенсаторного манипулирования". Суть его заключается в том, что в обедненной среде у обезьян происходит коренная перестройка манипуляционной активности. Если в естественных условиях обезьян окружает обилие пригодных для манипулирования предметов, которые распыляют внимание животных и стимулируют их к быстрой перемене деятельности, то в условиях клеточного содержания, когда почти полностью отсутствуют предметы для манипулирования, нормальная многообразная и "рассеянная" манипуляционная деятельность обезьян концентрируется на немногих предметах. В результате этого животные производят не менее разнообразные, но интенсивные, сосредоточенные, длительные манипуляции с одним или немногими предметами. При этом разрозненные двигательные элементы концентрируются и образуются значительно более сложные манипуляционные движения. Подобные действия с предметами могли служить основой зарождения трудовой деятельности.

Согласно данным палеонтологии в конце миоцена, особенно же в плиоцене началось быстрое сокращение тропических лесов, это привело к тому, что многие их обитатели, в том числе обезьяны, оказались в полуоткрытой, или даже совсем открытой безлесной, местности, то есть в среде, более однообразной и бедной объектами для манипулирования.

В числе этих обезьян, попавших в обедненную среду обитания, были и близкие к предку человека формы (рамапитек, парантроп, плезиантроп, австралопитек), а также, очевидно, и наш непосредственный верхнеплиоценовый предок. Вынужденный переход в новую среду обитания принес обезьянам немалые трудности, и большинство из них вымерло.

В новых условиях преимущества имели те антропоиды, которые смогли выработать более совершенную прямую походку на двух ногах (прямохождение) на основе прежнего способа передвижения по деревьям – круриации. Этот тип локомоции представляет собой хождение по толстым ветвям на задних конечностях при более или менее выпрямленном положении туловища, при этом передние конечности лишь поддерживают верхнюю часть тела. Круриация в новых условиях оказалась биологически выгодной, так как при таком типе локомоции верхние конечности больше и лучше использовались для орудийной деятельности.

Среди антропологов господствует мнение, что непосредственным предком человека был единственный вид антропоидов, который, несмотря на резкое ухудшение условий жизни в начале плейстоцена, выжил благодаря успешному использованию природных предметов в качестве орудий, а в последствии и за счет употребления искусственно созданных орудий. Однако, как справедливо считал Фабри, орудийная деятельность смогла сыграть такую "спасительную" роль лишь после того, как она сама претерпела глубокую качественную перестройку. Это отразилось в возникновении таких форм "компенсаторного манипулирования", которые способствовали исключительно сильной концентрации элементов психомоторной сферы и подняли орудийную деятельность животного предка человека на качественно новую ступень.

По мнению Фабри именно высокоразвитая способность к компенсаторной перестройке предметной деятельности обеспечила выживание предка человека и явилась необходимой основой для зарождения трудовой деятельности, а тем самым и появления на земле человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52054. Новогодний КВН 26 KB
  МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРСФранцузская народная песня о незадачливых туристахисполняется на мелодии Джо Дассена Все действия сопровождаются пантомимой Таня Заяц и Бычок.Со скалы он слезть не могИ весь до нитки промокВ турпоходТаких турклуб наш не берётВ Новый годСюда не зоветТех ктоГромко стонетТех ктоВ речке тонетТише Танечка не плачьЗабери свой мячИ не дурачь туристовНе дурачь3. АНЕКДОТ В ЛИЦАХСтолкнулись в лесу нос к носу Турист и Медведь. Я турист Нет это я турист а ты завтрак туристаВ течение вечера предлагается...
52055. Сценарий проведения новогоднего корпоратива 33 KB
  Тост: Пусть Новый год Вас осенитПодарит Вам успехИ в Вашем доме пусть звучитВеселый звонкий смех.И пусть в Ваш дом как снежный комВсегда приходит счастьеПесняПока все танцуют нужно выбрать ДМ и СН и подготовить их к встрече.Тост: Пусть горы в жизни будут не помехойНам сдвинуть их делов на 5 минут.Тост: Вьюга пусть на целый годВам здоровья намететВетер выдует все хвориНа холодное подворье.
52056. Інтерактивні технології навчання на уроках математики та інформатики 419 KB
  Інтерактивне навчання 3 2 розділ. Використання інтерактивного навчання на уроках інформатики 15 4. Використання інтерактивного навчання на уроках математики 24 5.
52057. Урок-концерт з іноземної мови у 4 класi 981 KB
  Teacher. Good morning, dear guests! Good morning, dear boys and girls. We would like to show you how we can rest and play. I know that all of you like study English. Do you like riddles? Guess!
52058. До побачення, Букварику! 47 KB
  Я літери вчу. Ой ніколи гратись бо літери вчу. Шановні літери ласкаво просимо до нас на свято. Заходять літери 1а літера.
52059. Розвиток координації рухів засобами художньої гімнастики 66.5 KB
  Розвивати координацію рухів у дівчат старшої ланки засобами художньої гімнастики. Формувати компетенцію саморозвитку та самоосвіти під час виконання вправ з м`чем, обручем, скакалкою.
52060. МЕДИЦИНСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 108 KB
  Медицинская защита - комплекс мероприятий, проводимых (организуемых) службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны (МСГО) для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей поражающих факторов.
52061. Калинка — згадка про добре серце 96 KB
  Організація класу Слайд 1 Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали гості щирі . Метод Мікрофон Слайд 2 А цікаво вам дізнатись Що сьогодні може статись Ну то всядьтеся зручніше – Попрацюємо скоріше Діти а до якого уроку ми приготувалися до уроку читання Що ми робимо на уроках читання читаємо; вчимося читати і переказувати; вивчаємо прислів’я приказки скоромовки і т. Слайд 3 Дихальні вправи. Слайд4...
52062. Володимир Винниченко. «Федько — халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 141 KB
  Образи Федька і Толі. Образи Федька і Толі. На уроці ми з вами визначимо риси характеру Федька які вирізняють його з кола друзів – однолітків прокоментуємо їх. Порівняємо Федька і Толю зробимо відповідні висновки.