64247

Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека

Доклад

Психология и эзотерика

В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую ознакомительную обрабатывающую двигательно-игровую сохранение отвергание предмета и орудийную деятельности.

Русский

2014-07-03

36 KB

2 чел.

Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека

Взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук обезьян проявляется в интенсивной и многообразной манипуляционной активности. Как низшие, так и человекообразные обезьяны осуществляют в ходе манипулирования практический анализ объекта (расчленение, разбор его, выделение и обследование отдельных деталей и тому подобное). Однако, у человекообразных обезьян значительно сильнее чем у низших выражены синтетические "конструктивные" действия. Они чаще воссоздают из частей целое путем сближения, соединения, наслаивания, переплетения и скручивания предметов. Примером конструктивных действий может служить гнездостроение у шимпанзе.

В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую (ознакомительную), обрабатывающую, двигательно-игровую (сохранение, отвергание предмета) и орудийную деятельности. Количественный анализ общей структуры деятельности шимпанзе в процессе манипулирования показал, что по отношению к непищевым объектам чаще всего выступает ознакомительная, обрабатывающая и конструктивная деятельности. В наименьшей степени проявляется орудийная деятельность.

Эти различия форм предметной деятельности шимпанзе объясняются особенностями образа жизни этого антропоида. Минимальное развитие у шимпанзе орудийной деятельности, объясняется тем, что в естественных условиях такая форма обращения с предметами встречается крайне редко. Известны лишь отдельные случаи орудийных действий (извлечение термитов из их построек с помощью веточек или соломинок, собирание влаги из углублений в стволе дерева с помощью жеваного комка листьев). Эти орудийные действия дикоживущих шимпанзе являются, однако, несравненно более простыми, чем орудийные действия, искусственно формируемые у человекообразных обезьян в специальных условиях лабораторного эксперимента, что свидетельствует о потенциальных психических способностях этих животных. Ладыгина-Котc расценивала самостоятельное применение орудия скорее как индивидуальную, чем видовую черту в поведении высших обезьян. Правда, как показали полевые наблюдения, такое индивидуальное поведение может иногда проявляться среди многих членов одной популяции обезьян.

Ограниченность орудийных действий современных антропоидов в естественных условиях свидетельствует о рудиментарности прежних способностей их предков, но эти способности могут проявляться в искусственно создаваемых условиях зоопсихологического эксперимента. Орудийную деятельность современных антропоидов можно рассматривать как иллюстрацию одной из важных биологических предпосылок антропогенеза. Можно предположить, что у ископаемых антропоидов, предков человека, употребление орудий было значительно лучше развито, чем у современных человекообразных обезьян. По предметной деятельности современных высших обезьян можно судить, в известной мере, о развитии предтрудовой деятельности животных предков человека и о тех условиях, в которых зародились первые трудовые действия, выполняемые с помощью орудий труда. Однако следует заметить, что изготовляемые современными человекообразными обезьянами и другими животными орудия, являются не орудиями труда, а лишь средствами биологической адаптации к определенным ситуациям. "Стремление манипулировать любым предметом, не имеющим даже отдаленного сходства с пищей, способность замечать детали и расчленять сложное, – все это, – как писал Войтонис, – является первой предпосылкой проявления умения пользоваться вещью как орудием в самом примитивном смысле этого слова". И все же, даже высшие проявления манипуляционной (орудийной) деятельности у ископаемых человекообразных обезьян, по всей видимости навсегда остались бы не более как формами биологической адаптации, если бы у непосредственных предков человека не наступили бы коренные изменения в поведении. Подтверждение этого предположения было получено Фабри в экспериментальных исследованиях современных обезьян. Он обнаружил явление "компенсаторного манипулирования". Суть его заключается в том, что в обедненной среде у обезьян происходит коренная перестройка манипуляционной активности. Если в естественных условиях обезьян окружает обилие пригодных для манипулирования предметов, которые распыляют внимание животных и стимулируют их к быстрой перемене деятельности, то в условиях клеточного содержания, когда почти полностью отсутствуют предметы для манипулирования, нормальная многообразная и "рассеянная" манипуляционная деятельность обезьян концентрируется на немногих предметах. В результате этого животные производят не менее разнообразные, но интенсивные, сосредоточенные, длительные манипуляции с одним или немногими предметами. При этом разрозненные двигательные элементы концентрируются и образуются значительно более сложные манипуляционные движения. Подобные действия с предметами могли служить основой зарождения трудовой деятельности.

Согласно данным палеонтологии в конце миоцена, особенно же в плиоцене началось быстрое сокращение тропических лесов, это привело к тому, что многие их обитатели, в том числе обезьяны, оказались в полуоткрытой, или даже совсем открытой безлесной, местности, то есть в среде, более однообразной и бедной объектами для манипулирования.

В числе этих обезьян, попавших в обедненную среду обитания, были и близкие к предку человека формы (рамапитек, парантроп, плезиантроп, австралопитек), а также, очевидно, и наш непосредственный верхнеплиоценовый предок. Вынужденный переход в новую среду обитания принес обезьянам немалые трудности, и большинство из них вымерло.

В новых условиях преимущества имели те антропоиды, которые смогли выработать более совершенную прямую походку на двух ногах (прямохождение) на основе прежнего способа передвижения по деревьям – круриации. Этот тип локомоции представляет собой хождение по толстым ветвям на задних конечностях при более или менее выпрямленном положении туловища, при этом передние конечности лишь поддерживают верхнюю часть тела. Круриация в новых условиях оказалась биологически выгодной, так как при таком типе локомоции верхние конечности больше и лучше использовались для орудийной деятельности.

Среди антропологов господствует мнение, что непосредственным предком человека был единственный вид антропоидов, который, несмотря на резкое ухудшение условий жизни в начале плейстоцена, выжил благодаря успешному использованию природных предметов в качестве орудий, а в последствии и за счет употребления искусственно созданных орудий. Однако, как справедливо считал Фабри, орудийная деятельность смогла сыграть такую "спасительную" роль лишь после того, как она сама претерпела глубокую качественную перестройку. Это отразилось в возникновении таких форм "компенсаторного манипулирования", которые способствовали исключительно сильной концентрации элементов психомоторной сферы и подняли орудийную деятельность животного предка человека на качественно новую ступень.

По мнению Фабри именно высокоразвитая способность к компенсаторной перестройке предметной деятельности обеспечила выживание предка человека и явилась необходимой основой для зарождения трудовой деятельности, а тем самым и появления на земле человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21565. Структура мирового хозяйства. Мировая экономика 303 KB
  Одной их центральных проблем изучаемых современной наукой является проблема обеспечения населения земного шара и отдельных стран необходимыми природными ресурсами в настоящее время в ближайшей и отдаленной перспективе. Изучением трудовых ресурсов и движением народонаселения занимается наука демография. Целью демографических исследований мировой экономики является прогноз изменений народонаселения стран регионов в мировом хозяйстве в целом. Две тысячи лет назад на Земле проживало более 200 миллионов человек но и тогда большая часть...
21566. Международная экономическая интеграция. Отношения ЕС и России 46 KB
  Трех организаций: Европейского объединения угля и сталиЕОУС;Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.; Европейского экономического сообществаЕЭС; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г.; Европейского сообщества по атомной энергииЕвратом; договор вступил в силу с1958 г. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: Европейская Комиссия Совет министров Европейский Парламент Суд Счетная палата Кроме этого главы государств и правительств и...
21567. Международная миграция рабочей силы 124.5 KB
  Международная миграция рабочей силы. Лекция: Международная миграция рабочей силы. План: Сущность формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
21568. Жизненный цикл: эпигенез идентичности 34.25 KB
  [10;100] Каждый человек идет своим путем развития переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами которые должны быть здесь описаны последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;107] В этом смысле можно говорить об инкорпоративной вбирающей стадии на которой ребенок если можно так выразиться берет то что ему предлагают. [10;107] На второй оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной...
21569. Проблема психического развития ребенка 19.9 KB
  Ключевые слова: Психические процессы Ведущий тип деятельности Стадия Психофизиологических функциях .в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка может быть правильно понята и ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность ребенка на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику его...
21570. Средства общения 17.46 KB
  Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...
21571. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе 25.07 KB
  [6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...
21572. Комплексная характеристика развития игры 50.5 KB
  Комплексная характеристика развития игры . Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: вопервых при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; вовторых раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве в формировании этой важнейшей деятельности ребенка [9;202] Структура игр претерпевает также большие изменения: от бессюжетных состоящих из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов у детей трехчетырех лет они превращаются в игры с...
21573. Этапы формирования личности в онтогенезе 21.28 KB
  [1;180] Формирование личности ребенка происходит под влиянием социума. психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации т.[1;181] Биологические предпосылки так же играют значительную роль в формировании личности ребенка. Следует признать что не существует ни одной врожденной особенности организма которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка.