64249

Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества

Доклад

Психология и эзотерика

Можно предположить что труд с самого начала был общественным так как люди с момента своего появления на земле всегда жили коллективами а обезьяны предки человека более или менее крупными стадами или семьями. Так как человеческое общество не является просто продолжением или усложнением сообщества...

Русский

2014-07-03

30.5 KB

0 чел.

Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества

По всей видимости общественные отношения зародились в первых формах трудовой деятельности. Можно предположить, что труд с самого начала был общественным, так как люди с момента своего появления на земле всегда жили коллективами, а обезьяны—предки человека—более или менее крупными стадами (или семьями). Биологические предпосылки общественной жизни человека следует искать в стадности ископаемых высших приматов, в их предметной деятельности, выполняемой в условиях стадной жизни. Труд  с самого начала определял качественное своеобразие объединений первых людей. В отличие от объединений первых людей у животных даже наиболее сложная орудийная деятельность никогда не имеет характера общественного процесса, не определяет отношений между членами сообщества, а структура сообщества не формируется на основе орудийной деятельности и не зависит от нее. Попытки непосредственно  вывести закономерности общественной жизни людей из закономерностей группового поведения животных, по мнению Фабри, являются ошибочными. Так как человеческое общество не является просто продолжением или усложнением сообщества животных предков человека, и социальные закономерности человеческого общества  не сводятся к этологическим закономерностям жизни обезьяньего стада. Вероятнее всего общественные отношения людей возникли в результате ломки этологических закономерностей и коренного изменения самой сущности стадной жизни за счет зарождающейся трудовой деятельности.

Войтонис и Тих исследую стадную жизнь низших обезьян пытались выявить особенности структуры стада и стадное поведение с целью поиска биологических предпосылок общественной жизни. На основании своих исследований они пришли к выводу, что особое значение для формирования и развития общественной жизни имеет возникновение у обезьян потребности в общении с себе подобными. Эта новая потребность, по мнению Тих, зародилась еще на низшем уровне эволюции приматов и достигла своего расцвета у ныне живущих павианов, а также у живущих семьями человекообразных обезьян. У животных предков человека прогрессивное развитие стадности  проявилось в формировании прочных внутристадных отношений, которые оказались, особенно полезными при совместной охоте с помощью естественных орудий. Тих считает, что именно эта деятельность привела к необходимости обработки орудий охоты, а затем и к выделке примитивных каменных орудий для изготовления разнообразных охотничьих орудий.

Совместная охота требовала от предков человека усвоения предшествующего опыта, традиций,  умений сотрудничать и согласовывать свои действия. Одновременно на этом этапе впервые в эволюции приматов возникли условия, когда появилась необходимость в обозначении предметов,  без чего нельзя было обеспечить согласованность действий членов стада при  сложной совместной охоте.

Для понимания зарождения человеческих форм общения большой интерес представляет демонстрационное манипулирование у обезьян. Для обезьян наиболее типично не только пассивное наблюдение за манипуляциями другой особи, но и оживленное реагирование на них. В результате демонстрационного манипулирования "зрители" часто совершают подражательные действия, то есть демонстрационное манипулирование "актера" стимулирует действия "зрителей". Следует подчеркнуть, что объект манипулирования всегда выступает как некий посредник в общении между "актером" и "зрителями". Кроме того, при демонстрационном манипулировании "зрители" могут ознакомиться со свойствами и структурой предмета, которым манипулирует "актер", даже не прикасаясь к объекту. Такое ознакомление совершается опосредованно и при этом происходит усвоение чужого опыта на расстоянии путем "созерцания" чужих действий. На основании этого можно предположить, что демонстрационное манипулирование имеет прямое отношение к формированию "традиций" у обезьян, которые образуются в пределах замкнутой популяции и охватывают всех ее членов.

Демонстрационное манипулирование обнаруживает все признаки демонстрационного поведения, но при этом играет и существенную познавательную роль. В демонстрационном манипулировании сочетаются коммуникативные и познавательные аспекты активности: "зрители" получают информацию не только о манипулирующей особи, но и (дистан-тно) о свойствах и структуре объекта манипулирования.

По мнению Фабри, демонстрационное манипулирование у предков человека служило очевидно, источником становления чисто человеческих форм общения, которые зародились вместе с трудовой деятельностью. Кроме того, манипулирование предметами скорее всего является предшественником и биологической основой трудовой деятельности, а вместе с ней и форм человеческого общения. Следует заметить, что именно демонстрационное манипулирование создает наилучшие условия для совместной коммуникативно-познавательной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69843. СОВЕТСКАЯ ПОБЕДА В МОЛДАВСКОЙ “ИСТОРИИ РУМЫН” 23.5 KB
  Кишиневские авторы трудов по истории румын сокрушаются о том что Ион Антонеску не успел капитулировать перед англо-американскими войсками чтобы предотвратить советизацию страны что он до самого последнего момента вел консультации с американцами и англичанами и верил...
69844. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 47 KB
  Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций Мультинациональные деловые коммуникации становятся все более значимой сферой в деловой среде. Уровни деловой культуры: национальный региональный глобальный Известно что по критерию границ или масштабов операций...
69846. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2.09 MB
  Физическая культура направлена на поддержание здоровья, развитие физических способностей студента и использование их в соответствии с потребностями общественной жизни. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих...
69847. Основы безопасности жизнедеятельности 64.88 KB
  Принцип гуманизации труда освобождение человека от выполнения механических стереотипных тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующих...
69848. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 738.5 KB
  Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти – исполнительной.
69849. Арбитражный процесс: Учебно-методический комплекс 608 KB
  Учебно-методический комплекс содержит необходимые учебные материалы: программу учебного курса, планы семинарских занятий, задачи, тематику рефератов и курсовых работ, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы, нормативных правовых актов, официальных актов высших...
69850. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 140.5 KB
  Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» учит распознавать, оценивать, предупреждать потенциальные опасности, защищать человека, общество, государство от негативных воздействий техногенного, антропогенного, социального характера, комплексно подходить к решению проблем безопасности.
69851. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 648 KB
  Предметом изучения курса «История отечественного государства и права» является история становления и развития государства и права России с древнейших времен до наших дней. Изучение в рамках курса некоторых аспектов истории судебных органов России решает следующие задачи...