64250

Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи

Доклад

Психология и эзотерика

Истоки человеческого языка скорее всего навсегда останутся загадкой так как различие лингвистических возможностей человека и современных животных чрезвычайно велики и сравнительные исследования этих возможностей у ныне живущих видов животных дают чрезвычайно мало данных.

Русский

2014-07-03

38 KB

2 чел.

Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи

Наличие языка является уникальным свойством человека. Истоки человеческого языка скорее всего навсегда останутся загадкой, так как различие лингвистических возможностей человека и современных животных чрезвычайно велики и сравнительные исследования этих возможностей у ныне живущих видов животных дают чрезвычайно мало данных. Вполне возможно, что эволюция языка началась с какого-то изощренного использования жестов, а речь возникла уже позже. У современного человека можно выделить два основных типа невербального общения:

  1.  невербальное общение, которое помогает использованию языка или является частью языка;
  2.  тип коммуникации, независящий от языка, близкий по своим характеристикам видам общения используемым животными.

Анализируя невербальную коммуникацию у человека, как средство общения (Argyle, 1972) выделил три ее основные функции:

  1.  управление ближайшей социальной обстановкой (жесты и позы, которые передают отношение и эмоциональное состояние человека, например, чувство превосходства, неприязни, полового влечения, без выражения этих чувств словами);
  2.  подкрепление речевой коммуникации (жесты, наличие или отсутствие которых может изменить смысл произносимых слов, например выразительные или указующие движения говорящего, которые иллюстрируют отдельные моменты его речи, а также жесты регулирующие речевой поток у разговаривающих с друг другом людей – кивание головой, движения глаз, изменения позы тела);
  3.  замещение речевой коммуникации (знаковые языки, которые используются тогда, когда речевое общение затруднено или невозможно, например на охоте, когда требуется тишина или сигналы рабочих в обстановке сильного шума). Невербальная коммуникация наблюдается у человека как часть его повседневного поведения и имеет много общего с коммуникацией животных. 

Для языкового общения человека характерны следующие особенности:

  1.  сигналы используемые в языке человека весьма произвольны, так как по своим физическим особенностям они не похожи на те характеристики окружающего мира, которые они обозначают;
  2.  человеческий язык представляет собой открытую систему, которая постоянно обогащается новыми элементами путем создания новых комбинаций из составляющих ее акустических компонентов;
  3.  язык человека более сложен и изощрен, чем язык животных.

Человеческий язык прошел долгий путь развития. Звуки, которые сопровождали первые трудовые действия, еще не были подлинными словами, они не существовали самостоятельно, а были вплетены в практическую деятельность. К тому же они непременно сопровождались жестами и выразительными интонациями, и понять их значение можно было, лишь зная ту конкретную наглядную ситуацию, в которой они возникли. В процессе общения и совместной деятельности наши ранние предки в начале использовали "действенный разговор", который осуществлялся руками, в результате этого, по мнению Тих, возникал конфликт между двумя функциями руки – действием с предметами и их обозначением, что повлекло за собой передачу семантической функции голосовым органам. Тем самым было положено начало развитию самостоятельного звукового языка. Следует отметить, что врожденные звуки, жесты, мимика сохранили свое значение до наших дней, но лишь в качестве дополнения к акустическим средствам. После того как звуки языка отделились от практических действий, скорей всего и возникли первые подлинные слова, которые первоначально обозначали предметы, а  значительно позже появились слова, обозначающие действия и качества.

В процессе отделения языка от непосредственно практической деятельности словесные значения становились все более абстрактными, а язык все больше выступал как средство человеческого мышления, а не только как средство общения. Исходя из этого, следует, что мышление, речь и общественно-трудовая деятельность составляют в своем зарождении и развитии единый комплекс. 

Анализируя эволюцию письменного языка можно предположить, что наши далекие предки вначале овладели символическим языком. Символический язык по всей видимости развился из изобразительных символов эмоционального и мистического значения, затем возникли первые письменные языки, которые также основывались на изобразительных символах, но были более информативны и  позволяли описывать конкретные ситуации, и только после этого возникли истинные письменные языки, в которых применялись символы, обозначающие звуки речи, а не понятия.  

Средства общения и коммуникации современных обезьян характеризуются существенным многообразием и выраженной адресованностью.  Следует также отметить большую выразительность средств общения обезьян и их сходство с эмоциональными средствами коммуникации у человека. Однако, как замечает Тих, коммуникативные средства обезьян (звуки и телодвижения) лишены семантической функции и поэтому не служат орудием мышления. Если предположить, что животные способны пользоваться языком, то ближе всего к людям в этом отношении будут высшие обезьяны. У этих животных голосовые реакции и мимические движения отличаются утонченностью и сложностью. Например, звуковой репертуар шимпанзе насчитывает около 13 звуков. Обезьяны используют эти звуки, как для дистанционного общения, так и при близком взаимодействии. Они различают голоса знакомых особей и постоянно используют звуки для поддержания контактов друг с другом. Шимпанзе на основе поведения своих компаньонов могут делать заключения об особенностях окружающего их мира, а также способны обмениваться информацией о внешних стимулах, но в их общении нет никаких признаков истинного языка.

Предпринятые в последние годы многочисленные попытки научить человекообразных обезьян человеческому языку, показали, что шимпанзе могут постигать смысл слов и способны употреблять названия различных объектов. Их даже можно научить разговаривать с человеком при помощи языка знаков. Есть данные (Мак-Фарленд 1988), свидетельствующие о том, что шимпанзе в состоянии создать словарь более чем на сто слов и даже способны иногда составлять новые фразы.  Следует подчеркнуть, что человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слова. Проведенные многочисленные эксперименты выявили исключительные способности человекообразных обезьян к "символическим" действиям и обобщениям. Однако, эти эксперименты никоим образом не доказывают наличия у антропоидов языка с такой же структурой, как у человека. Несмотря на умение шимпанзе пользоваться оптическими и символическими средствами при общении с человеком, и употреблять их в качестве сигналов своих потребностей, нельзя эти феномены считать доказательством принципиального тождества языка обезьян и языка человека. Принципиально невозможно обучить обезьян членораздельному языку. Не  смотря на то, что вопрос о семантической функции языка животных еще во многом не ясен, но нет сомнений в том, что ни у одного животного, включая и человекообразных обезьян, нет понятийного мышления. Среди  коммуникативных средств животных нет абстрактных понятий, нет слов, членораздельной речи, нет кодов, обозначающих предметные компоненты среды, их качества и отношения вне конкретной ситуации.

Язык животных характеризуется обобщенной условностью передаваемых сигналов, что является основой любой системы коммуникации, а при переходе к социальной форме общения у первых людей это и послужило биологической предпосылкой зарождения членораздельной речи в ходе их совместной трудовой деятельности.

И так, язык животных прежде всего информирует о внутреннем состоянии особи, а коммуникативная функция их языка состоит в сплочении сообщества, индивидуальном опознавании, сигнализации о местонахождении и опасности, привлечении полового партнера, импонировании, запугивании и так далее.

Язык животных представляет собой "закрытую", генетически фиксированную систему, состоящую из определенного для каждого вида ограниченного количества сигналов.

Животные лишены возможности словесного общения, словесной фиксации приобретаемых познаний и передачи их потомству с помощью языка. В этом и состоит принципиальное отличие "языка" животных от человеческой речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53691. Рисование с натуры яблока 68.5 KB
  Цели урока: Образовательная: научиться рисовать яблоко с натуры. Воспитательные: воспитать интерес к рисункам с натуры; способствовать формированию положительного отношения к изобразительному искусству пробудить желание творить. Задачи: научить построению рисунка с натуры с применением пропорции; способствовать развитию чувства цвета; стимулировать учащихся к самоконтролю и дисциплине.
53692. Объемные изображения в скульптуре. Тобольская резная кость 62.5 KB
  Словарь: скульптура лепка рельеф План урока Организационный момент. Слово скульптура нам известно уже давно но вот какими возможностями обладает объёмное изображение какие виды скульптурных изображений существуют мы познакомимся сегодня на уроке. Скульптура древнейший вид искусства возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста.
53693. Декоративное рисование «Кокошник» 38.5 KB
  Давайте проверим все ли пришли сегодня на урок или кто то решил в такую замечательную погоду пойти вместо школы погулять в парке отмечаются присутствующие У: А какое у нас сейчас время года ребята А какой месяц А число Не забываем что отвечать нужно полным ответом. Ответ детей если затрудняются оказать помощь У: Молодцы ребята У: сегодня на уроке мы будем рисовать красивый головной убор русских девушек кокошник. Подготовительная беседа:...
53694. Идет дождь 32.5 KB
  А какое у нас сейчас время года ребята А какой месяц А число Не забываем что отвечать нужно полным ответом. Ответ детей если затрудняются оказать помощь У: Молодцы ребята У: так как сегодня утром шел дождь темой нашего сегодняшнего урока будет идет дождь мы будем рисовать различные виды капелек дождя. Подготовительная беседа: У: ребята посмотрите за окно.
53695. Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. Анна Андреевна Ахматова 74 KB
  Учитель: Перед тем как продолжить тему Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века мы с вами вспомним стихотворения которые уже прошли. Не торопитесь; и выделяйте фразовым ударением учитель пишет фразовое ударение на доске ключевые слова слова которые передают настроение лирического героя. Вначале кто вызвался сам читают на выбор стихотворение целиком; затем учитель вызывает тех кто не был на прошлом уроке читают указанное учителем стих. Учитель:...
53696. Евангельская легенда 50 KB
  Происхождение мать Иешуа женщина сомнительного поведения отец сириец родителей не помнит то есть Иешуа нищий бродячий философ низкого происхождения. Отсутствие популярности в народе Иешуа когда он вошёл в Ершалаим никто в городе не знал.
53697. Образ весны в лирических произведениях 82 KB
  Цель: Познакомить с приёмом олицетворения на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» Тип урока: комбинированный урок.
53698. Обучение технике старта и стартовому разгону 42.5 KB
  Цель урока: Формирование интереса детей к изучению легкоатлетических видов. Задачи урока: Формировать двигательные умения и навыки при выполнении старта и стартового разгона.
53699. Закрепление изученного материала по математике 72.5 KB
  Сегодня ребята мы вспомним с вами то, чему вы научились в этой четверти. Вы будете решать, и сравнивать числовые выражения, работать над задачами.