64250

Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи

Доклад

Психология и эзотерика

Истоки человеческого языка скорее всего навсегда останутся загадкой так как различие лингвистических возможностей человека и современных животных чрезвычайно велики и сравнительные исследования этих возможностей у ныне живущих видов животных дают чрезвычайно мало данных.

Русский

2014-07-03

38 KB

2 чел.

Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи

Наличие языка является уникальным свойством человека. Истоки человеческого языка скорее всего навсегда останутся загадкой, так как различие лингвистических возможностей человека и современных животных чрезвычайно велики и сравнительные исследования этих возможностей у ныне живущих видов животных дают чрезвычайно мало данных. Вполне возможно, что эволюция языка началась с какого-то изощренного использования жестов, а речь возникла уже позже. У современного человека можно выделить два основных типа невербального общения:

  1.  невербальное общение, которое помогает использованию языка или является частью языка;
  2.  тип коммуникации, независящий от языка, близкий по своим характеристикам видам общения используемым животными.

Анализируя невербальную коммуникацию у человека, как средство общения (Argyle, 1972) выделил три ее основные функции:

  1.  управление ближайшей социальной обстановкой (жесты и позы, которые передают отношение и эмоциональное состояние человека, например, чувство превосходства, неприязни, полового влечения, без выражения этих чувств словами);
  2.  подкрепление речевой коммуникации (жесты, наличие или отсутствие которых может изменить смысл произносимых слов, например выразительные или указующие движения говорящего, которые иллюстрируют отдельные моменты его речи, а также жесты регулирующие речевой поток у разговаривающих с друг другом людей – кивание головой, движения глаз, изменения позы тела);
  3.  замещение речевой коммуникации (знаковые языки, которые используются тогда, когда речевое общение затруднено или невозможно, например на охоте, когда требуется тишина или сигналы рабочих в обстановке сильного шума). Невербальная коммуникация наблюдается у человека как часть его повседневного поведения и имеет много общего с коммуникацией животных. 

Для языкового общения человека характерны следующие особенности:

  1.  сигналы используемые в языке человека весьма произвольны, так как по своим физическим особенностям они не похожи на те характеристики окружающего мира, которые они обозначают;
  2.  человеческий язык представляет собой открытую систему, которая постоянно обогащается новыми элементами путем создания новых комбинаций из составляющих ее акустических компонентов;
  3.  язык человека более сложен и изощрен, чем язык животных.

Человеческий язык прошел долгий путь развития. Звуки, которые сопровождали первые трудовые действия, еще не были подлинными словами, они не существовали самостоятельно, а были вплетены в практическую деятельность. К тому же они непременно сопровождались жестами и выразительными интонациями, и понять их значение можно было, лишь зная ту конкретную наглядную ситуацию, в которой они возникли. В процессе общения и совместной деятельности наши ранние предки в начале использовали "действенный разговор", который осуществлялся руками, в результате этого, по мнению Тих, возникал конфликт между двумя функциями руки – действием с предметами и их обозначением, что повлекло за собой передачу семантической функции голосовым органам. Тем самым было положено начало развитию самостоятельного звукового языка. Следует отметить, что врожденные звуки, жесты, мимика сохранили свое значение до наших дней, но лишь в качестве дополнения к акустическим средствам. После того как звуки языка отделились от практических действий, скорей всего и возникли первые подлинные слова, которые первоначально обозначали предметы, а  значительно позже появились слова, обозначающие действия и качества.

В процессе отделения языка от непосредственно практической деятельности словесные значения становились все более абстрактными, а язык все больше выступал как средство человеческого мышления, а не только как средство общения. Исходя из этого, следует, что мышление, речь и общественно-трудовая деятельность составляют в своем зарождении и развитии единый комплекс. 

Анализируя эволюцию письменного языка можно предположить, что наши далекие предки вначале овладели символическим языком. Символический язык по всей видимости развился из изобразительных символов эмоционального и мистического значения, затем возникли первые письменные языки, которые также основывались на изобразительных символах, но были более информативны и  позволяли описывать конкретные ситуации, и только после этого возникли истинные письменные языки, в которых применялись символы, обозначающие звуки речи, а не понятия.  

Средства общения и коммуникации современных обезьян характеризуются существенным многообразием и выраженной адресованностью.  Следует также отметить большую выразительность средств общения обезьян и их сходство с эмоциональными средствами коммуникации у человека. Однако, как замечает Тих, коммуникативные средства обезьян (звуки и телодвижения) лишены семантической функции и поэтому не служат орудием мышления. Если предположить, что животные способны пользоваться языком, то ближе всего к людям в этом отношении будут высшие обезьяны. У этих животных голосовые реакции и мимические движения отличаются утонченностью и сложностью. Например, звуковой репертуар шимпанзе насчитывает около 13 звуков. Обезьяны используют эти звуки, как для дистанционного общения, так и при близком взаимодействии. Они различают голоса знакомых особей и постоянно используют звуки для поддержания контактов друг с другом. Шимпанзе на основе поведения своих компаньонов могут делать заключения об особенностях окружающего их мира, а также способны обмениваться информацией о внешних стимулах, но в их общении нет никаких признаков истинного языка.

Предпринятые в последние годы многочисленные попытки научить человекообразных обезьян человеческому языку, показали, что шимпанзе могут постигать смысл слов и способны употреблять названия различных объектов. Их даже можно научить разговаривать с человеком при помощи языка знаков. Есть данные (Мак-Фарленд 1988), свидетельствующие о том, что шимпанзе в состоянии создать словарь более чем на сто слов и даже способны иногда составлять новые фразы.  Следует подчеркнуть, что человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слова. Проведенные многочисленные эксперименты выявили исключительные способности человекообразных обезьян к "символическим" действиям и обобщениям. Однако, эти эксперименты никоим образом не доказывают наличия у антропоидов языка с такой же структурой, как у человека. Несмотря на умение шимпанзе пользоваться оптическими и символическими средствами при общении с человеком, и употреблять их в качестве сигналов своих потребностей, нельзя эти феномены считать доказательством принципиального тождества языка обезьян и языка человека. Принципиально невозможно обучить обезьян членораздельному языку. Не  смотря на то, что вопрос о семантической функции языка животных еще во многом не ясен, но нет сомнений в том, что ни у одного животного, включая и человекообразных обезьян, нет понятийного мышления. Среди  коммуникативных средств животных нет абстрактных понятий, нет слов, членораздельной речи, нет кодов, обозначающих предметные компоненты среды, их качества и отношения вне конкретной ситуации.

Язык животных характеризуется обобщенной условностью передаваемых сигналов, что является основой любой системы коммуникации, а при переходе к социальной форме общения у первых людей это и послужило биологической предпосылкой зарождения членораздельной речи в ходе их совместной трудовой деятельности.

И так, язык животных прежде всего информирует о внутреннем состоянии особи, а коммуникативная функция их языка состоит в сплочении сообщества, индивидуальном опознавании, сигнализации о местонахождении и опасности, привлечении полового партнера, импонировании, запугивании и так далее.

Язык животных представляет собой "закрытую", генетически фиксированную систему, состоящую из определенного для каждого вида ограниченного количества сигналов.

Животные лишены возможности словесного общения, словесной фиксации приобретаемых познаний и передачи их потомству с помощью языка. В этом и состоит принципиальное отличие "языка" животных от человеческой речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79577. RADIO AND TV MARCH AHEAD 301.2 KB
  RDIO ND TV MRCH HED More thn 100 yers pssed since the dy when the Russin scientist lexnder Popov demonstrted his storm indictor which ws the prototype of modern rdio receivers. Gret progress hs been mde in rdio engineering rdio communictions rdio brodcstings nd television since tht time. In the modern world rdio nd television ply n importnt role s mss medi of informtion nd s mens of...
79578. BETTER METALS ARE VITAL TO TECHNOLOGICAL PROGRESS 27.15 KB
  Since the erliest dys the preprtion of metls for mechnicl use ws vitl to the dvnce of civiliztion. Tody we know more thn sixtyfive metls vilble in lrge enough quntities to be used in industry. Metls re mostly solids t ordinry tempertures nd possess comprtively high melting points with the exception of mercury. The Erth contins lrge number of metls useful to mn.
79579. SOURCES OF POWER 28.42 KB
  SOURCES OF POWER The industril progress of mnkind is bsed on power: power for industril plnts mchines heting nd lighting systems trnsport communiction. In fct one cn hrdly find sphere where power is not required. t present most of the power required is obtined minly from two sources. The second wy of producing electricity is by mens of genertors tht get their power from stem or wter turbines.
79580. PULKOVO - RUSSIAS MAIN OBSERVATORY 175.09 KB
  Two gret observtories. Greenwich nd Pulkovo occupy leding plce mong the observtories of the world. Pulkovo is situted in hilly re some kilometres from St. You cnt get to Pulkovo by trin: when the rilwy ws being built the stronomers specilly sked tht it should be kepi severl kilometres wy so tht there should be no vibrtion to ffect the sensitive instruments.
79581. FUNDAMENTALS OF THEORY AND PRACTICE OF TRANSLATION 1.44 MB
  Тhe educational material is grouped in topical arrangements and staffed within the case modules’ framework representing the set of submodules enabling one to familiarize the trainees with the theoretical information and to consolidate it in slideshow illustrations, assignments, exercises.
79582. Эмпирическое исследование особенности развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 2.43 MB
  Целью эмпирического исследования в данной выпускной квалификационной работе является анализ особенностей мышления у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, и разработать рекомендации для общеобразовательных учреждений о коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
79583. Розробка ЛОМ для Пологівської філії «Укртелеком» 1.6 MB
  Задачею дипломного проекту є розробка локально-обчислюваної мережі для будинку цеху ТП №13 міста Пологи Запорізької філії ВАТ «Укртелеком». Організаційно-штатна структура підприємства наведена в рисунку 1.1. Локально-обчислювана мережа розробляється на вже існуючих комп’ютерах.
79584. Управление оборотными активами компании на примере ОАО «Кулебакского завода металлических конструкций» 248.26 KB
  Целью работы является: оценка и анализ управления оборотными активами предприятия. Результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения управления оборотными активами предприятия в конкретный период его деятельности.