64255

Положение зоопсихологии среди других наук

Доклад

Психология и эзотерика

Общая зоопсихология изучает общие характеристики психической деятельности животных связь инстинкта и научения в формировании поведения. Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции...

Русский

2014-07-03

30.5 KB

0 чел.

Положение зоопсихологии среди других наук

Зоопсихология  имеет следующие основные разделы:

1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.

2. Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.

3. Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза

Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как сравнительная психология и этология.

Сравнительная психология, как отрасль психологической науки, изучает становление человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных, социальное и биологическое в поведении человека. Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.

Наряду с психологическим изучением поведения животных, которым занимается зоопсихология, в последние десятилетия широкое распространение получило изучение общебиологических основ и закономерностей поведения животных. Этим занимается этология – наука, которая изучает поведение животных как фактор их приспособления к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции, то есть в процессе онто- и филогенеза. Кроме этого этология изучает закономерности зарождения новых форм поведения животных, позволяющих им занимать определенную экологическую нишу. В отличие от зоопсихологии, этология анализирует биологические корни и адаптивное значение поведения. Элементы поведения в этологии рассматриваются как реализация   животным генетически закрепленных типов реакций (инстинктов), характерных именно для этого вида, и имеющих такую же таксономическую (систематическую) значимость, что и морфологические признаки. Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические. Знания о биологических аспектах и закономерностях поведения животных, полученных этологией, позволяют зоопсихологам более успешно исследовать психический мир животного.

Зоопсихология связана с общей психологией, ее данные позволяют выявлять биологические корни психической деятельности человека, дают возможность понять закономерности происхождения и развития его сознания.

Для детской психологии и педагогической психологии зоопсихологические исследования помогают выявлять биологические основы развития детской психики и её генетические корни.

Данные зоопсихологии совершенно необходимы в антропологии для выяснения биологических предпосылок и основ антропогенеза, для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни  и членораздельной речи.

Существенны связи зоопсихологии с физиологией, особенно с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. Они имеют общий объект исследования – поведение. Однако различие этих наук с зоопсихологией заключается в том, что физиология изучает не само психическое отображение, а отдельные обусловливающие его процессы в организме. Физиология изучает деятельность систем и органов, непосредственно или косвенно участвующих в поведении животного как целостного организма. Зоопсихология же, в отличие от физиологии рассматривает составляющие поведения и лежащие в их основе механизмы не отдельно, а в комплексе.

Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.

Зоопсихология связана с различными отраслями сельского хозяйства, животноводством, звероводством, рыболовством. Изучая особенности поведения животных зоопсихологи изыскивают возможности компенсации неблагоприятных условий, характерных для  "промышленного" разведения животных, помогают восстанавливать нормальное поведение животных, повышают их продуктивность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83972. Правила переноса слов 34.21 KB
  Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...
83973. Экологические проблемы Кировского района г. Перми 23.7 KB
  Математические – научит применять знания по математике на практике и действовать в нестандартных ситуациях. Экологические – видение и понимание экологических проблем и нахождение путей решения этих проблем, обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия её загрязнения для природы и общества.
83974. Нуклеиновые кислоты 79 KB
  Задачи: Образовательные: Раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК; Определить черты сходства и различия ДНК и РНК. Личностная значимость материала: по ДНК можно определять родственные отношения людей растений животных.
83975. Путь самурая: дизайн интерьера в японском стиле 134.5 KB
  Цель урока: знакомство с особенностями интерьера в японском стиле. Задачи: выделить принципы создания интерьера в традиционном японском стиле; познакомить c терминами; показать различия с другими восточными культурами; развивать общий кругозор, интерес к предмету изучения...
83976. Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия 137.01 KB
  Задачи: Образовательные: закрепить знания о последствиях Смуты; продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию делать умозаключения и выводы; учить использованию фактов и статического материала с их помощью обобщать материал...
83977. Правописание парных согласных на конце слова 83 KB
  Какое задание предстоит выполнить Посигнальте карточками кому всё понятно Давайте проверим в каких словах нашли ошибки Посмотрите на слайд и обведите зелёной ручкой те которые нашли самостоятельно Сколько всего допущено ошибок Это первое задание. Это второе задание. Посигнальте если задание понятно.
83978. Великое княжество Литовское и Русское 109.5 KB
  Цель урока: формирование у обучающихся знаний об условиях и процессе возвышения Великого княжества Литовского и Русского Задачи урока. Образовательные: проследить исторические условия и процесс возвышения Великого княжества Литовского выявит взаимосвязь между формированием государственности...
83979. Наталья Абрамцева «О чём думал котёнок?» 28.41 KB
  Цель урока: Раскрыть нравственный замысел Н.Абрамцевой в сказке О чём думал котёнок Задачи: 1. О ком эта загадка Вам не показалось странным почему когда мы говорим о дружбе у нас здесь котёнок У кого из вас есть такой друг.
83980. Роберт Бёрнс – народный поэт 18.05 KB
  Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях английской поэзии закрепление знаний по теории литературы; развивающие: развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений различных по жанру (именно по фольклору), развивать навык работы с информационным...