64255

Положение зоопсихологии среди других наук

Доклад

Психология и эзотерика

Общая зоопсихология изучает общие характеристики психической деятельности животных связь инстинкта и научения в формировании поведения. Эволюционная зоопсихология изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции...

Русский

2014-07-03

30.5 KB

1 чел.

Положение зоопсихологии среди других наук

Зоопсихология  имеет следующие основные разделы:

1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.

2. Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.

3. Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза

Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как сравнительная психология и этология.

Сравнительная психология, как отрасль психологической науки, изучает становление человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных, социальное и биологическое в поведении человека. Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.

Наряду с психологическим изучением поведения животных, которым занимается зоопсихология, в последние десятилетия широкое распространение получило изучение общебиологических основ и закономерностей поведения животных. Этим занимается этология – наука, которая изучает поведение животных как фактор их приспособления к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции, то есть в процессе онто- и филогенеза. Кроме этого этология изучает закономерности зарождения новых форм поведения животных, позволяющих им занимать определенную экологическую нишу. В отличие от зоопсихологии, этология анализирует биологические корни и адаптивное значение поведения. Элементы поведения в этологии рассматриваются как реализация   животным генетически закрепленных типов реакций (инстинктов), характерных именно для этого вида, и имеющих такую же таксономическую (систематическую) значимость, что и морфологические признаки. Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические. Знания о биологических аспектах и закономерностях поведения животных, полученных этологией, позволяют зоопсихологам более успешно исследовать психический мир животного.

Зоопсихология связана с общей психологией, ее данные позволяют выявлять биологические корни психической деятельности человека, дают возможность понять закономерности происхождения и развития его сознания.

Для детской психологии и педагогической психологии зоопсихологические исследования помогают выявлять биологические основы развития детской психики и её генетические корни.

Данные зоопсихологии совершенно необходимы в антропологии для выяснения биологических предпосылок и основ антропогенеза, для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни  и членораздельной речи.

Существенны связи зоопсихологии с физиологией, особенно с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. Они имеют общий объект исследования – поведение. Однако различие этих наук с зоопсихологией заключается в том, что физиология изучает не само психическое отображение, а отдельные обусловливающие его процессы в организме. Физиология изучает деятельность систем и органов, непосредственно или косвенно участвующих в поведении животного как целостного организма. Зоопсихология же, в отличие от физиологии рассматривает составляющие поведения и лежащие в их основе механизмы не отдельно, а в комплексе.

Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.

Зоопсихология связана с различными отраслями сельского хозяйства, животноводством, звероводством, рыболовством. Изучая особенности поведения животных зоопсихологи изыскивают возможности компенсации неблагоприятных условий, характерных для  "промышленного" разведения животных, помогают восстанавливать нормальное поведение животных, повышают их продуктивность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62809. Поглиблення знань про тверді та м’які приголосні на письмі 19.09 KB
  Актуалізація опорних знань ЗУН учнів Прочитайте звукосполучення в таблиці ссь цуцю зизі раря дудю дзудзю татя лелє ненє Які букви вказують на мяку вимову попереднього приголосного звука Які букви помякшують тверді приголосні...
62811. Загальне поняття про дієслово. Звязок дієслова з іменником у реченні 33.84 KB
  Мета: формування в учнів поняття про дієслово на основі істотних ознак питання значення роль у реченні; вчити розпізнавати дієслова за питаннями; розвивати усне і писемне мовлення; виховувати повагу до людей праці.
62813. Путешествие в страну математики 22.14 KB
  Цель: Развивать познавательные способности детей, расширять кругозор. Воспитывать любовь к математике. Оборудование: жетончики, жетончики с улыбочками, презентация.
62815. Технологія створення банку ідей і пропозицій 20.14 KB
  Мета: засвоєння знань про сутність творчості зміст та технологію створення банку ідей; формування вмінь створювати банк ідей передбачуваних обєктів проектування. Повідомлення теми мети завдань уроку Учитель записує на дошці тему уроку...
62816. Що можна робити з інформацією. Робота з графічним редактором Paint 56.44 KB
  Мета уроку: закріпити поняття інформація, з’ясувати, якою буває інформація; ознайомити учнів з тим, як людина сприймає інформацію; навчити використовувати палітру кольорів, панель інструментів програми Раіnt, встановлювати основний колір та колір фону,
62817. Багатогранний образ жінки-матері в Шевченкових поемах “Катерина”, “Наймичка”, “Марія” 27.26 KB
  Розвивальна: розвивати аналітико-синтетичне мислення і мовленнєву культуру учнів; виховна: виховувати шанобливе ставлення до жінки, матері; почуття доброти, милосердя, совісті. Обладнання: портрет Т. Шевченка, репродукції картин Касіяна до творів...