64256

Проблема возникновения психики

Доклад

Психология и эзотерика

Современная зоопсихология исходит из постулата что все формы психических явлений и сама психика возникла из раздражимости свойственной всей живой материи Л. В следствие этого возникает большое разнообразие видов раздражимости.

Русский

2014-07-03

31 KB

2 чел.

Проблема возникновения психики

Зоопсихология изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм, возникших у примитивных организмов из элементарной формы отражения – "раздражимости", до сложно организованной психики высших животных. Изучая психику зоопсихология охватывает диапазон ее развития, где нижней границей являются начальные формы психического отражения свойственные животным организмам, с их качественным отличием от такового у растений, а верхней границей является зарождение человеческой психики из психики высших животных. Современная зоопсихология исходит из постулата, что все формы психических явлений и сама психика возникла из раздражимости, свойственной всей живой материи (Л.С. Выготский).  

Раздражимость – это способность живой материи отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Простая раздражимость свойственна простым организмам с примитивной организацией обмена веществ и энергии между внутренней и внешней средой. Поддержание потоков энергии, пластических веществ и информации на постоянном уровне необходимо организму для поддержания гомеостаза – устойчивого неравенства содержания внутренней и внешней сред. Раздражимость протоплазмы одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения и характеризуется определенной направленностью их перемещений.

Биологическая эволюция приводит к усложнению обмена веществ. В следствие этого, возникает большое разнообразие видов раздражимости. По мере усложнения организации живого происходит интеграция клеток, тканей и органов в организм, формируется центральная нервная система, которая способствует организации реагирования организма как единого целого. Происходит переход количественного накопления вариантов раздражимости в разных тканях организма животного на качественно новый уровень, при этом  возникает качественно новая форма раздражимости – чувствительность. Иными словами появление центральной нервной системы, функционально специализирующейся на восприятии информации, способствует появлению качественно нового, высшего,  вида раздражимости – чувствительности.

Чувствительность – это элементарное психическое явление, характеризующееся способностью организма к ощущению, то есть к отражению предметов объективного мира, возникающему при их непосредственном воздействии на организм.

С возникновением центральной нервной системы и специализацией ее отделов, организм приобретает способность раздражаться (реагировать) в ответ на такие воздействия, которые сами по себе не в состоянии изменить характер обмена веществ с внешней средой. В результате этого животное приобретает способность реагировать не только на непосредственное воздействие значимого для жизнедеятельности фактора, но и оценивать значение воспринимаемых индифферентных факторов среды с точки зрения вероятности следования за ним значимого фактора. Такие ранее индифферентные воздействия приобретают для организма значение сигнала о возможности последующего поступления значимого раздражителя и отражаются организмами  в виде ощущений.

И так, на основе раздражимости формируется элементарное психическое явление – чувствительность, которая опосредует деятельность организма, направленную на поддержание жизни. В результате этого наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма со средой. С одной стороны, выделяются процессы, непосредственно связанные с поддержанием и сохранением жизни, регулируемые на основе раздражимости, а с другой стороны, выделяются процессы, связанные с функциями поддержания жизни опосредованно. Эти процессы осуществляют вероятностную оценку ценности поступающих сигналов и представляют собой особую форму жизнедеятельности, которая лежит в основе чувствительности организмов к факторам внешней среды и их психического отражения.

Такое раздвоение деятельности организма приводит к  формированию психики как нового вида внешней активности. Оно становится возможным лишь у животных, достигших определенной степени развития мышечной и нервной системы. По мере усложнения организации животных усложняется и их психика. На определенном этапе эволюции в процессе антропогенеза у человека формируется качественно новая психика, обусловленная развитием общественно-трудовой деятельности и формированием речи у данного вида.

Психика человека, развившаяся из психики животных и имеющая с ней много общего, отличается качественно за счет того, что человек способен отражать объективную реальность в двух планах – чувственном и понятийном, то есть абстрактно-логическом. Это и определяет сущность человеческого сознания как способа отражения действительности в абстрактно-логических  понятиях в виде речи.

В отличие от человека у животных, даже высоко организованных, абстрактно-логическое отображение отсутствует, возможно только чувственное отображение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73442. Оцінка безпеки дорожнього руху на перетинаннях 20.37 KB
  Ступінь небезпеки перетинання Методика оцінки небезпечних перетинань Найбільш аварійними ділянками є перетинання автомобільних доріг. Для розробки комплексу заходів щодо підвищення безпеки дорожнього руху на перетинаннях необхідно знати ступінь їх небезпеки.
73443. Вивчення аварійних ділянок автомобільних доріг 16.91 KB
  Найнебезпечніші елементи автомобільної дороги Порядок обстеження аварійних ділянок Важливе місце в обстеженні автомобільних доріг займає постійне вивчення найбільш аварійних ділянок що виявляються шляхом побудови лінійних графіків коефіцієнтів аварійності й безпеки...
73444. Оцінка збитків від дорожньо-транспортних випадків 31.76 KB
  Збиток у результаті дорожньотранспортного випадку містить у собі кілька складових: збиток від загибелі й поранення людей; збиток від ушкодження транспортних засобів; збиток від псування або втрати вантажу; збиток від ушкодження дорожніх споруджень.
73445. Оцінка та розрахунок витрат при загибелі 72.62 KB
  Оцінка збитку в результаті загибелі й поранення Оцінка загибелі людини що не мала родини Оцінка загибелі людини що мала родину Збиток від важкого поранення людини що одержала інвалідність Для вартісної оцінки збитку суспільства в результаті загибелі й поранення людину методом загальних...
73446. ОБЛАШТУВАННЯ ІНЖЕНЕРНО-ТЕХНІЧНИМИ СПОРУДАМИ АВТОМОБІЛЬНИХ ДОРІГ 51 KB
  Проектування автомобільних доріг Облаштування автомобільних доріг Інженерно-технічні споруди на автомобільних дорогах До облаштування доріг відносяться технічні засоби організації дорожнього рухові дорожні огородження та знаки розмітка напрямні пристрої мережі освітлення системи...
73447. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе 133.5 KB
  Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения.
73448. Неолитическая революция 132.5 KB
  Она привела к оседлости значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного продукта и как результат –- росту численности и плотности населения общественному разделению труда развитию социальной дифференциации общества новых идей и взглядов.
73449. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня 132 KB
  Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования...
73450. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко 129.5 KB
  Антон Семенович Макаренко яркая личность в области педагогики и социального проектирования ХХ века. Его наследие составляют педагогические сочинения в восьми томах: результаты педагогической деятельности, художественно-педагогические произведения и материалы педагогической практики...