64257

Краткая история зоопсихологии

Доклад

Психология и эзотерика

В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения инстинкта и научения а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.

Русский

2014-07-03

32.5 KB

2 чел.

Краткая история зоопсихологии

Еще древние мыслители пытались постичь основы и движущие силы поведения животных, задумывались над тем, существует ли у животных какое-то "духовное начало", какова его природа. В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных. Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами. Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах. В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных, он обосновывает представление об индивидуальном  приобретении определенных компонентов поведения. Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, "следственными и аналогичными" психическим способностям людей. Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение. Аристотель признавал межвидовые психологические различия, более того, он подчеркивал, что различные особи из одной группы и одного вида могут быть психологически развиты неодинаково. Рациональные взгляды Аристотеля лежат в основе и современной этологии. В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта, он понимается как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково. Сенека-младший считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.

После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов, появляются труды, оказавшие большое влияние на дальнейшее изучение психической деятельности животных. Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Французский просветитель Кондильяк в "Трактате о животных" (1755) рассматривая вопрос о происхождении инстинктов у животных, пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения познания: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт. В его работах и работах Галлера (1758), Реймаруса были впервые сформулированы основные свойства психических способностей животных. По их мнению, животные могут чувствовать, представлять, сравнивать и судить о вещах и событиях. Кроме этого, было доказано наличие памяти и определено различие между "умом" животных и их инстинктивным поведением.

Леруа в "Философских письмах об уме и способности животных к совершенствованию" (1781) выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Он предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня "ума". Эту концепцию Леруа пытался обосновать собственными данными о поведении животных в природе, он придавал особое значение полевым исследованиям и доказывал, что психическая деятельность животных и особенно  их инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесторонних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни. Леруа впервые начал исследовать развитие умственных способностей животных, считал что инстинкты изменчивы, а в анализе эволюции поведения предвосхитил работы Ламарка

Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки), но не понимание смысла своих действий, они способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения. Бюффон считал, что психические качества животных являются не менее значимыми для сохранения видов, чем физические качества. На основании научного изучения инстинктов Бюффон пришел к заключению, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек, тем самым предвосхитил современное понимание структуры поведения животных. Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.

Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии  относится к концу 18 – началу 19 века, когда появились труды крупнейших биологов того времени Бюффона, Ламарка, Рулье, Дарвина. О работах этих ученых мы поговорим подробнее, когда будем анализировать проблему инстинкта и научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14652. Анализ устойчивости и коррекция САР по частотным характеристикам и по полюсам, анализ частотных характеристик типовых динамических звеньев САР и их соединений 619.51 KB
  ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 Анализ устойчивости и коррекция САР по частотным характеристикам и по полюсам анализ частотных характеристик типовых динамических звеньев САР и их соединений. Цель: 1построить и провести анализ: амплитуднофазовых часто
14653. Анализ переходных процессов в САР, типовых динамических звеньях и их соединениях 138 KB
  ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 Анализ переходных процессов в САР типовых динамических звеньях и их соединениях. Цель : анализ переходных процессов типовых динамических звеньев САР и их соединений. Параметры динамических звеньев: k=35 T1=210 T2=250 b=0...
14654. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 355.5 KB
  Лабораторная работа №1 по курсу Надёжность технических и программных средств ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 1. Цель работы. Целью этой работы является ознакомление с практическим использованием положений теории ...
14655. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС КОМПЕНСАЦИОННЫМ СПОСОБОМ 47 KB
  Определение эдс компенсационным способом I. Определение эдс неизвестного элемента Ех. Собрать цепь по схеме соблюдая полярность подключения источников ключи разомкнуты: Рис.1 Определите участок на котором происходит компенсация. После проверки...
14656. Определение утечек холодильного агента 39.5 KB
  Лабораторная работа: Определение утечек холодильного агента Цель работы Углубление знаний по курсу путем изучения способов обнаруженияутечек холодильных агентов и получения навыков их определения. Правила техники безопасности Запрещается: в...
14657. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЛАЖНОГО ВОЗДУХА 282.5 KB
  Лабораторная работа №1 на тему: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЛАЖНОГО ВОЗДУХА 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Научиться определять параметры влажного воздуха: с помощью психрометров Августа и Ассмана; с помощью i d диаграммы влажного воздуха; расчётными методами. 2....
14658. Определение износа основных деталей компрессоров 95.5 KB
  Лабораторная работа: Определение износа основных деталей компрессоров I Общие положения Цель занятий Получить и закрепить навыки по определению износа основныхдеталей компрессоров и сравнить его с допустимыми нормами износа этихчастей определить
14659. Практические навыки работы с микропроцессором Intel 80х86 68 KB
  Вариант №2 Лабораторная работа №1. Цель работы: приобрести практические навыки работы с микропроцессором Intel 80х86 изучить возможности устройства Intel 80х86 практически освоить режимы его работы. № п/п 1ое слагаемое ...
14660. Изучение арифметических команд и команд пересылки данных 68 KB
  Рузанов И.В. 3922 Вариант №1 Лабораторная работа №1. Цель работы: приобрести практические навыки работы с микропроцессором Intel 80х86 изучить возможности устройства Intel 80х86 практически освоить режимы его работы. № п/п 1ое слаг