64257

Краткая история зоопсихологии

Доклад

Психология и эзотерика

В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения инстинкта и научения а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.

Русский

2014-07-03

32.5 KB

2 чел.

Краткая история зоопсихологии

Еще древние мыслители пытались постичь основы и движущие силы поведения животных, задумывались над тем, существует ли у животных какое-то "духовное начало", какова его природа. В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных. Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами. Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах. В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных, он обосновывает представление об индивидуальном  приобретении определенных компонентов поведения. Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, "следственными и аналогичными" психическим способностям людей. Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение. Аристотель признавал межвидовые психологические различия, более того, он подчеркивал, что различные особи из одной группы и одного вида могут быть психологически развиты неодинаково. Рациональные взгляды Аристотеля лежат в основе и современной этологии. В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта, он понимается как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково. Сенека-младший считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.

После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов, появляются труды, оказавшие большое влияние на дальнейшее изучение психической деятельности животных. Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Французский просветитель Кондильяк в "Трактате о животных" (1755) рассматривая вопрос о происхождении инстинктов у животных, пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения познания: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт. В его работах и работах Галлера (1758), Реймаруса были впервые сформулированы основные свойства психических способностей животных. По их мнению, животные могут чувствовать, представлять, сравнивать и судить о вещах и событиях. Кроме этого, было доказано наличие памяти и определено различие между "умом" животных и их инстинктивным поведением.

Леруа в "Философских письмах об уме и способности животных к совершенствованию" (1781) выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Он предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня "ума". Эту концепцию Леруа пытался обосновать собственными данными о поведении животных в природе, он придавал особое значение полевым исследованиям и доказывал, что психическая деятельность животных и особенно  их инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесторонних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни. Леруа впервые начал исследовать развитие умственных способностей животных, считал что инстинкты изменчивы, а в анализе эволюции поведения предвосхитил работы Ламарка

Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки), но не понимание смысла своих действий, они способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения. Бюффон считал, что психические качества животных являются не менее значимыми для сохранения видов, чем физические качества. На основании научного изучения инстинктов Бюффон пришел к заключению, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек, тем самым предвосхитил современное понимание структуры поведения животных. Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.

Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии  относится к концу 18 – началу 19 века, когда появились труды крупнейших биологов того времени Бюффона, Ламарка, Рулье, Дарвина. О работах этих ученых мы поговорим подробнее, когда будем анализировать проблему инстинкта и научения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29233. Синкретизм первобытной культуры 62 KB
  Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм – основное качество культуры характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности нерасчленённости. С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм с языка индейского племени оджибве – его род – вера в первопредка которым может быть...
29234. Проблема «Восток-Запад» в культуре 38.5 KB
  Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.
29235. Культура и глобальные проблемы современности 36 KB
  Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся третьим тысячелетиями – столкновение процессов и движений получивших название глобализма и антиглобализма. Вообще говоря само противостояние позиций обозначенных этими новыми понятиями отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества. Речь идет о едином для всего человечества техникотехнологическом уровне производства о...
29236. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) 44.5 KB
  В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурноисторических типов египетский китайский ассировавилонский индийский иранский и др. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 1975 английский историк и социолог автор 12томного Исследования истории 1934 1961 труда в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций употребляя этот термин в...
29237. Первобытность и цивилизация 48 KB
  Кочевой образ жизни оказывался на периферии культуры. Новый хозяйственный и административный уклад принципиально меняет содержание духовной культуры: нравственная нейтральность этическая невменяемость Г. Все восточные культуры единообразны не однообразны пластичны жизнестойки. Восточные культуры способны создавать величайшие культурные ценности при сравнительно низком развитии индивидуального я и вообще самодеятельнотворческого начала.
29238. Индо-буддистский тип культуры 30.5 KB
  это учение было изложено в четырех сборниках: Ригведа Книга гимнов Яджурведа Книга жертв Самаведа Книга песен Артхарваведа Книга жрецов .
29239. Теория модернизации 36 KB
  Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса а только к одному его этапу современному. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.
29240. Эпоха модерна в европейской культуре 50 KB
  Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в. Совершенствование институционных форм культуры т. объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев библиотек театров художественных выставок. Важнейшим достижением культуры 19 в.
29241. Место и роль науки в культурном процессе 28.5 KB
  Для науки характерен системный подход к исследованию объекта. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки общественные науки: технические науки. В структуре науки выделяются два уровня организации знания.