64258

Зоопсихологические исследования в России

Доклад

Психология и эзотерика

В своих работах он выступал против представлений о непознаваемости психической деятельности отстаивал необходимость изучать различные формы поведения наравне с анатомией физиологией и экологией животных.

Русский

2014-07-03

30.5 KB

7 чел.

Зоопсихологические исследования в России

Изучением поведения животных занимались и в России. Основоположником этого изучения является Рулье, один из крупнейших биологов прошлого века. В своих работах он выступал против представлений о непознаваемости психической деятельности, отстаивал необходимость изучать различные формы поведения наравне с анатомией, физиологией и экологией животных. Рулье подчеркивал, что инстинкты зародились и развивались как продукт материальных процессов, как результат воздействия внешнего мира на организм. Источниками происхождения инстинктов Рулье считал изменчивость, наследственность и повышение уровня организации животного, эти мысли высказывались им задолго до появления работы Дарвина "Происхождение видов".

Ученик Рулье русский ученый академик Северцов показал, что  при быстро протекающих изменениях в окружающей среде морфологические приспособления животных не могут обеспечить им выживание, так как они совершаются слишком медленно. В этих ситуациях животное спасают только изменения в поведении. Северцов охарактеризовал взаимосвязь морфологических и поведенческих компонентов эволюционного процесса и показал особую роль в этом процессе разных форм психической активности животных: инстинктов, навыков, интеллектуальных действий.

Другой русский ученый Вагнер, который является основоположником отечественной зоопсихологии,  в своих многочисленных работах с позиций эволюционного учения анализировал проблемы поведения животных. Его исследования охватывали всю сферу психической активности животных – восприятия, навыки, эмоции, память, интеллект. Вагнер сказал новое слово в вопросах происхождения и развития инстинктов в процессе эволюции, исследовал пластичность и изменчивость инстинктивного поведения, соотношение и связь инстинктов с другими формами поведения. Вагнер считал, что инстинкты получают свое начало тем же путем, каким возникают и закрепляются за видом новые морфологические признаки. Вагнер пришел к выводу, что инстинкты возникли и развивались "под диктовку среды и под контролем естественного отбора" их нельзя считать неизменными, стереотипными. Инстинктивное поведение по Вагнеру – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. Вагнер задолго до современных этологов оценил большое значение элементов инстинктивного поведения как диагностических признаков при уточнении степени родства различных видов животных. Вагнер показал, что особенности поведения являются столь же четкими видовыми признаками, как и особенности строения тела.

Для русских зоологов, а позднее зоопсихологов традиционным было изучение психической деятельности и поведения животных. В своих работах они рассматривали биологические факторы поведения в неразрывной связи с физиологическими и психологическими его аспектами.

Особенно значительные достижения  русской зоопсихологической школы связаны с исследованиями психической регуляции поведения высших млекопитающих. Здесь следует отметить работы Ладыгиной-Котс, Войтониса, Рогинского.

Так, Ладыгина-Котс в своих работах подчеркивала, что нельзя односторонне подходить к познанию психической деятельности и поведения животных, замыкая их в тесные искусственные условия эксперимента. Животным не следует приписывать человеческую степень развития способностей или наоборот низводить их до уровня биологического автомата, так как при таких подходах возможно лишь частичное и одностороннее познание некоторых составных частей психики. Успеха в исследованиях, по мнению Ладыгиной-Котс, можно достичь при условии, что для каждого животного будет найден свой естественный способ реагирования, выявляющий его целостное, обычное, свойственное ему поведение. Тем самым еще в 20-х годах она определила истинно биологический подход к изучению поведения и психики животных.

В начале 30-х годов Боровский разработал концепцию "адаптивной экономии", суть которой сводится к тому, что животные не тратят свою энергию попусту, то есть не реагируют на такие раздражители, которые не приводят их к биологически важному результату, следовательно, не каждый воспринимаемый животным элемент среды имеет для него значение адекватного, то есть соответствующего, биологического раздражителя.

В средине 30-х годов ученик Вагнера Войтонис изучая поведение обезьян рассматривал манипулирование предметами как проявление ориентировочно-исследовательской деятельности, он считал, что по происхождению эта форма активности связана с особенностями питания обезьян. Войтонису удалось выявить большую роль манипуляционной активности в индивидуальном развитии обезьян, в ознакомлении с окружающим миром и накоплении индивидуального опыта, во внутристадном общении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62036. Урок по подвижным играм 40.79 KB
  Прыгают сначала игроки одной команды затем другой. Правила игры: 1 во время перебежки мяч можно только отбивать как в волейболе а не перебрасывать; 2 если мяч во время передачи упал игрок уронивший мяч должен поднять его и продолжать игру дальше...
62037. Композиція у декоративному мистецтві. Створення ескізу писанки 25.39 KB
  Сьогодні ми з вами зробимо віртуальну подорож щоб дізнатися багато нового та цікавого Слайд 1. Отже перша зупинка Історія писанки слайд 2. Писанки це найпоширеніший вид декоративно-прикладного мистецтва це своєрідний мініатюрний живопис наповнений ритуальним значенням...
62038. Повторение передачи мяча сверху 2-мя руками и прием снизу 2-мя руками 18.02 KB
  Бег с высоким подниманием бедра лицом и спиной вперед с захлестыванием голени лицом и спиной вперед бег левым и правым приставным шагом. Стоя спиной друг к другу мяч вверху; 1. стоя спиной друг к другу мяч верху. стоя спиной друг к другу мяч на пояснице руки в замок.
62040. Food 21.23 KB
  Цілі уроку: Практична: вчити використовувати нові лексичні одиниці на понадфразовому рівні в усній та письмовій формах тренувати учнів у складанні монологічного висловлювання за темою уроку; формувати вміння давати відповіді на поставлені запитання; розвивати навички читання письма.
62042. Изображение головы человека в пространстве 25.47 KB
  Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека пропорциями лица человека. Презентация; Зрительный ряд презентация примеры работ Модель гипсовой головы...
62043. Гигиена девушки. Косметика 31.36 KB
  Учащиеся должны знать: как ухаживать за телом кожей волосами; как правильно держать осанку и походку; тип кожи тип волос; Учащиеся должны уметь: ухаживать за телом кожей волосами; определять тип кожи; определять тип волос и ухаживать за ними...
62044. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов 23.02 KB
  Цель: учить распознавать грибы формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами грибов; учить осторожности при сборе грибов объяснить чем грозят последствия неправильного сбора и употребления грибов...