64258

Зоопсихологические исследования в России

Доклад

Психология и эзотерика

В своих работах он выступал против представлений о непознаваемости психической деятельности отстаивал необходимость изучать различные формы поведения наравне с анатомией физиологией и экологией животных.

Русский

2014-07-03

30.5 KB

2 чел.

Зоопсихологические исследования в России

Изучением поведения животных занимались и в России. Основоположником этого изучения является Рулье, один из крупнейших биологов прошлого века. В своих работах он выступал против представлений о непознаваемости психической деятельности, отстаивал необходимость изучать различные формы поведения наравне с анатомией, физиологией и экологией животных. Рулье подчеркивал, что инстинкты зародились и развивались как продукт материальных процессов, как результат воздействия внешнего мира на организм. Источниками происхождения инстинктов Рулье считал изменчивость, наследственность и повышение уровня организации животного, эти мысли высказывались им задолго до появления работы Дарвина "Происхождение видов".

Ученик Рулье русский ученый академик Северцов показал, что  при быстро протекающих изменениях в окружающей среде морфологические приспособления животных не могут обеспечить им выживание, так как они совершаются слишком медленно. В этих ситуациях животное спасают только изменения в поведении. Северцов охарактеризовал взаимосвязь морфологических и поведенческих компонентов эволюционного процесса и показал особую роль в этом процессе разных форм психической активности животных: инстинктов, навыков, интеллектуальных действий.

Другой русский ученый Вагнер, который является основоположником отечественной зоопсихологии,  в своих многочисленных работах с позиций эволюционного учения анализировал проблемы поведения животных. Его исследования охватывали всю сферу психической активности животных – восприятия, навыки, эмоции, память, интеллект. Вагнер сказал новое слово в вопросах происхождения и развития инстинктов в процессе эволюции, исследовал пластичность и изменчивость инстинктивного поведения, соотношение и связь инстинктов с другими формами поведения. Вагнер считал, что инстинкты получают свое начало тем же путем, каким возникают и закрепляются за видом новые морфологические признаки. Вагнер пришел к выводу, что инстинкты возникли и развивались "под диктовку среды и под контролем естественного отбора" их нельзя считать неизменными, стереотипными. Инстинктивное поведение по Вагнеру – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. Вагнер задолго до современных этологов оценил большое значение элементов инстинктивного поведения как диагностических признаков при уточнении степени родства различных видов животных. Вагнер показал, что особенности поведения являются столь же четкими видовыми признаками, как и особенности строения тела.

Для русских зоологов, а позднее зоопсихологов традиционным было изучение психической деятельности и поведения животных. В своих работах они рассматривали биологические факторы поведения в неразрывной связи с физиологическими и психологическими его аспектами.

Особенно значительные достижения  русской зоопсихологической школы связаны с исследованиями психической регуляции поведения высших млекопитающих. Здесь следует отметить работы Ладыгиной-Котс, Войтониса, Рогинского.

Так, Ладыгина-Котс в своих работах подчеркивала, что нельзя односторонне подходить к познанию психической деятельности и поведения животных, замыкая их в тесные искусственные условия эксперимента. Животным не следует приписывать человеческую степень развития способностей или наоборот низводить их до уровня биологического автомата, так как при таких подходах возможно лишь частичное и одностороннее познание некоторых составных частей психики. Успеха в исследованиях, по мнению Ладыгиной-Котс, можно достичь при условии, что для каждого животного будет найден свой естественный способ реагирования, выявляющий его целостное, обычное, свойственное ему поведение. Тем самым еще в 20-х годах она определила истинно биологический подход к изучению поведения и психики животных.

В начале 30-х годов Боровский разработал концепцию "адаптивной экономии", суть которой сводится к тому, что животные не тратят свою энергию попусту, то есть не реагируют на такие раздражители, которые не приводят их к биологически важному результату, следовательно, не каждый воспринимаемый животным элемент среды имеет для него значение адекватного, то есть соответствующего, биологического раздражителя.

В средине 30-х годов ученик Вагнера Войтонис изучая поведение обезьян рассматривал манипулирование предметами как проявление ориентировочно-исследовательской деятельности, он считал, что по происхождению эта форма активности связана с особенностями питания обезьян. Войтонису удалось выявить большую роль манипуляционной активности в индивидуальном развитии обезьян, в ознакомлении с окружающим миром и накоплении индивидуального опыта, во внутристадном общении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12864. Путешествие в страну Детства 54.5 KB
  Занятие для учащихся 5х классов Путешествие в страну Детства Цель: развитие эмоциональноволевой сферы детей. Задачи: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие умения справляться с чувством страха; развитие ко
12865. Репортаж от одноклассника. Психологическая игра-проект 307.5 KB
  Психологическая играпроект Репортаж от одноклассника Психологическая служба любого образовательного учреждения ставит перед собой задачу выстраивания взаимодействия на решение комплексных задач школы которые реализуются всеми специалистами. Это взаимодействи...
12866. Тренинговые занятия. Я И МЫ 277.5 KB
  Я И МЫ Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5го класса Начало учебы в 5м классе особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов к новы
12867. ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ 34 KB
  ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Тренинг Волшебные приключения строится как интерактивное игровое общение ровесников. Включает активнодвигательные упражнения и творческие задания направленные на переосмысление и открытие новых способов самовыражен
12868. Невероятное путешествие 44.5 KB
  Большая психологическая игра Невероятное путешествие При переходе в старшее звено могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок постоянно происходят конфликты учащиеся не могут найти €œобщий язык€ нельзя провести коллективное мероприятие
12869. Большая психологическая игра Новоселье 42 KB
  Большая психологическая игра Новоселье 1. Название: €œНовоселье€. 2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. 3. Описание проблем или задач развития на решение кото...
12870. ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК 54.5 KB
  ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК Зал празднично украшен. Ребята проходят в зал их встречают педагоги помогают занять зрительские и командноигровые места. Занавес закрыт. Фоновая музыка. Вступительное слово: Добрый день Мы рады приветствовать всех собравшихся н...
12871. Праздник в снежном городке 46 KB
  Большая психологическая игра Праздник в снежном городке Задачи игры: дать участником опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности; развивать навыки сотрудничества и кооперации; развивать навыки коммуникации: взаимопонимания слуш
12872. Чудесный Остров 39.5 KB
  Сценарий большой психологической игры Чудесный Остров 1. Название Чудесный Остров. 2. Задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. 3. Описание проблем или задач развития на решение которых направлена данная игра: организация взаимодействия ме