64258

Зоопсихологические исследования в России

Доклад

Психология и эзотерика

В своих работах он выступал против представлений о непознаваемости психической деятельности отстаивал необходимость изучать различные формы поведения наравне с анатомией физиологией и экологией животных.

Русский

2014-07-03

30.5 KB

7 чел.

Зоопсихологические исследования в России

Изучением поведения животных занимались и в России. Основоположником этого изучения является Рулье, один из крупнейших биологов прошлого века. В своих работах он выступал против представлений о непознаваемости психической деятельности, отстаивал необходимость изучать различные формы поведения наравне с анатомией, физиологией и экологией животных. Рулье подчеркивал, что инстинкты зародились и развивались как продукт материальных процессов, как результат воздействия внешнего мира на организм. Источниками происхождения инстинктов Рулье считал изменчивость, наследственность и повышение уровня организации животного, эти мысли высказывались им задолго до появления работы Дарвина "Происхождение видов".

Ученик Рулье русский ученый академик Северцов показал, что  при быстро протекающих изменениях в окружающей среде морфологические приспособления животных не могут обеспечить им выживание, так как они совершаются слишком медленно. В этих ситуациях животное спасают только изменения в поведении. Северцов охарактеризовал взаимосвязь морфологических и поведенческих компонентов эволюционного процесса и показал особую роль в этом процессе разных форм психической активности животных: инстинктов, навыков, интеллектуальных действий.

Другой русский ученый Вагнер, который является основоположником отечественной зоопсихологии,  в своих многочисленных работах с позиций эволюционного учения анализировал проблемы поведения животных. Его исследования охватывали всю сферу психической активности животных – восприятия, навыки, эмоции, память, интеллект. Вагнер сказал новое слово в вопросах происхождения и развития инстинктов в процессе эволюции, исследовал пластичность и изменчивость инстинктивного поведения, соотношение и связь инстинктов с другими формами поведения. Вагнер считал, что инстинкты получают свое начало тем же путем, каким возникают и закрепляются за видом новые морфологические признаки. Вагнер пришел к выводу, что инстинкты возникли и развивались "под диктовку среды и под контролем естественного отбора" их нельзя считать неизменными, стереотипными. Инстинктивное поведение по Вагнеру – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. Вагнер задолго до современных этологов оценил большое значение элементов инстинктивного поведения как диагностических признаков при уточнении степени родства различных видов животных. Вагнер показал, что особенности поведения являются столь же четкими видовыми признаками, как и особенности строения тела.

Для русских зоологов, а позднее зоопсихологов традиционным было изучение психической деятельности и поведения животных. В своих работах они рассматривали биологические факторы поведения в неразрывной связи с физиологическими и психологическими его аспектами.

Особенно значительные достижения  русской зоопсихологической школы связаны с исследованиями психической регуляции поведения высших млекопитающих. Здесь следует отметить работы Ладыгиной-Котс, Войтониса, Рогинского.

Так, Ладыгина-Котс в своих работах подчеркивала, что нельзя односторонне подходить к познанию психической деятельности и поведения животных, замыкая их в тесные искусственные условия эксперимента. Животным не следует приписывать человеческую степень развития способностей или наоборот низводить их до уровня биологического автомата, так как при таких подходах возможно лишь частичное и одностороннее познание некоторых составных частей психики. Успеха в исследованиях, по мнению Ладыгиной-Котс, можно достичь при условии, что для каждого животного будет найден свой естественный способ реагирования, выявляющий его целостное, обычное, свойственное ему поведение. Тем самым еще в 20-х годах она определила истинно биологический подход к изучению поведения и психики животных.

В начале 30-х годов Боровский разработал концепцию "адаптивной экономии", суть которой сводится к тому, что животные не тратят свою энергию попусту, то есть не реагируют на такие раздражители, которые не приводят их к биологически важному результату, следовательно, не каждый воспринимаемый животным элемент среды имеет для него значение адекватного, то есть соответствующего, биологического раздражителя.

В средине 30-х годов ученик Вагнера Войтонис изучая поведение обезьян рассматривал манипулирование предметами как проявление ориентировочно-исследовательской деятельности, он считал, что по происхождению эта форма активности связана с особенностями питания обезьян. Войтонису удалось выявить большую роль манипуляционной активности в индивидуальном развитии обезьян, в ознакомлении с окружающим миром и накоплении индивидуального опыта, во внутристадном общении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82075. Донецьк — одне з міст-господарів Євро-2012 322 KB
  Актуалізувати знання учнів про місто Донецьк як про історичний і культурний центр Донбасу. Ознайомити учнів з пам’ятниками і парками міста Донецька, культурними та спортивними пам’ятками міста. Засвоїти поняття «туристичний центр». Розвивати пам’ять, увагу, інтелектуально-творчі здібності учнів....
82076. Цветочный карнавал 351.5 KB
  Дорогие друзья, сегодня мы собрались в студии, чтобы поговорить о цветах. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
82077. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 123 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про життя і творчість зарубіжних письменників, пов’язаних з Україною, її історією та культурою; сприяти творчо – асоціативній діяльності, розвивати дослідницькі та комунікативні навички.
82078. Михайло Васильович Ломоносов 62 KB
  Історія знає багато вчених, імена яких глибоко шанують передові люди всього світу. До таких титанів належить Михайло Васильович Ломоносов. Учений широкого діапазону. Перший російський вчений-природознавець світового значення.
82079. Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая сделать его немного занимательным 178.5 KB
  Законы познавая бытия Без математики никак не обойтись. Французский религиозный философ писатель математик и физик Блез Паскаль говорил: Предмет математики настолько серьезен что нужно не упускать случая сделать его немного занимательным.
82080. Тут говорять німецькою мовою 289 KB
  Нове соціальне замовлення суспільства сьогодні полягає в тому, щоб навчити студентів іноземної мови, як засобу міжкультурної комунікації, як способу пізнання досягнень вітчизняної, європейської та загальнолюдської культури, підготувати студента до толерантного сприйняття виявів чужої культури...
82081. Будь природі сином, будь природі другом 75 KB
  Так до лісу Надається слово довідковому бюро. Ліс це сукупність землі рослинності в якій домінують дерева та чагарники тварин мікроорганізмів та інших природних компонентів що в своєму розвитку взаємоповязані впливають один на одного і навколішне середовище.
82082. Твоє життя – твій вибір 98 KB
  Закласти бажання і прагнення залишатися здоровими на довгі роки життя; пропагувати здоровий спосіб життя формувати національну свідомість учнів та їх екологічну культуру переконати у необхідності берегти здоровя яке потрібне для побудови нової держави.
82083. Несміливе дитя Підгір’я (літературно-історичний проект Марійка Підгірянка: грані суспільного буття, професійної діяльності) 53.5 KB
  Хоча Марійка Підгірянка давно вже в засвітах, вона і далі залишається талановитим послом і речником рідного народу у Королівстві дітей. Разом з її словом вони вчаться любити життя, в якому є багато цінносте, та найголовніші з них – Бог, Мати, Україна. А свої поезії підписує просто – Марійка Підгірянка.